Организация налогового контроля. Налоговая проверка предприятия, как основной вид контроля за поступлением платежей в бюджет

<

112212 2159 14 Организация налогового контроля. Налоговая проверка предприятия, как основной вид контроля  за поступлением платежей в бюджет
Контроль — это процесс, обеспечивающий достижение целей организации. Он необходим для обнаружения и разрешения возникающих проблем раньше, чем они станут слишком серьезными, и может использоваться для стимулирования успешной деятельности.

Государственный налоговый контроль занимает особое место и является

существенным элементом и обязательным условием эффективного функционирования финансовой системы и экономики страны в целом. Он представляет собой систему мер по проверке законности, целесообразности и эффективности действий по формированию денежных фондов на всех уровнях государственного управления и является завершающей стадией налогового администрирования.

Налоговый контроль состоит не только в проверке законодательства о

налогах и сборах, но и в проверке правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов и сборов, а также в контроле за устранением выявленных нарушений. Налоговый контроль проводится посредством налоговых проверок.

Налоговая проверка как основной вид контроля позволяет наиболее полно

и обстоятельно проверить правильность уплаты налогов и исполнение юридическим лицом других обязательств, возложенных на него законодательством.[24, с. 71].

В случае неисполнения налогоплательщиком своих обязанностей их

исполнение обеспечивается мерами административной и уголовной ответственности, финансовыми санкциями, а также залогом денежных и товарно — материальных ценностей, поручительством или гарантией кредитов юридического лица.

Налоговые органы вправе:

1. Возбудить ходатайство о запрещении заниматься

предпринимательской деятельностью;

2. Предъявлять в суд или арбитражный суд иски:

— о ликвидации предприятий по основаниям,

установленным законодательством Российской Федерации;

— о признании сделок недействительными и взыскании в доход государства всего полученного по таким сделкам;

— о признании регистрации предприятия недействительной в случаях нарушения установленного порядка создания предприятия или несоответствия учредительных документов требованиям законодательства и взыскания доходов, полученных этим предприятием.

Должностные лица налоговых органов имеют право в установленном законодательством порядке:

1.Проверять все документы, связанные с исчислением и

уплатой налогов, получать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проверках;

2.Обследовать любые используемые для извлечения

<

доходов либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения

производственных, складских, торговых и иных помещений налогоплательщиков;

3.Приостанавливать операции налогоплательщиков по

счетам в банках и кредитных учреждениях в случае непредставления в налоговый орган документов, связанных с исчислением или уплатой налогов;

4.Налагать на руководителей банков, кредитных

учреждений, а также других финансовых органов административные штрафы в случае невыполнения указания налоговых органов;

5.Получать без оплаты от всех юридических лиц, данные

необходимые для исчисления налоговых платежей плательщиков.

Контролируемость налоговой системы, как уже указывалось, является

одним из основных требований, предъявляемых к ней как этическим, так и чисто экономическим требованиям. Контроль за полнотой и своевременностью уплаты осуществляется в ходе проверок документальных и камеральных и посредством ведения в органах налогового контроля оперативно — бухгалтерского учета начислений и поступлений каждого вида налогов по каждому плательщику.

Оперативно — бухгалтерский учет представляет собой стройную систему учета и отчетности, охватывающую весь комплекс вопросов, связанных с начислением налогов и других платежей, их фактическим поступлением в бюджет, возвратом или зачетом переплат, составлением установленной отчетности и другими. В России порядок ведения данного вида учета определяется Государственной налоговой службой РФ. Ведут его налоговые инспекции, у которых состоят на учете налогоплательщики. Учет начисленных и перечисленных сумм ведется в соответствии с классификацией доходов расходов бюджетов, которая является основным методологическим документом, предусматривающим, что каждый вид налога должен зачисляться на определенный код (статью) доходной части бюджета.[20, с. 136].

Банки, кредитные учреждения, биржи и иные предприятия обязаны представлять налоговым органом данные о финансово -хозяйственных операциях налогоплательщиков клиентов этих учреждений и предприятий за истекший финансовый год в порядке, установленном Министерством финансов РФ.

В случае не представления таких данных руководители указанных учреждений и предприятий привлекаются к административной ответственности в виде штрафа в размере пятикратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда за каждую неделю просрочки.

В случае неисполнения (задержки исполнения) по вине банка или кредитного учреждения платежного поручения налогоплательщика с этого учреждения взыскивается в установленном порядке пеня в размере 0,2% неуплаченной суммы налога, за каждый день просрочки платежа, начиная с установленного срока уплаты выявленной задержанной суммы налога.

В случаях несвоевременного перечисления налогов, налоговые органы принимают меры по бесспорному взысканию платежей с одновременным начислением пени. Не позднее следующего за сроком уплаты дня они имеют право направить инкассовые поручения в банк, который обязан списать со счета сумму налога и санкции со счета клиента в первоочередном порядке. Копии исполненных поручений с выписками банков по счетам доходов федерального бюджета поступают в налоговые органы, а по счетам территориального бюджета в финансовые органы, которые используют эти документы для учета исполнения местного бюджета, а затем передают в налоговые органы. Копии квитанций хранятся в местной администрации и в налоговых органах.

На основе имеющихся документов в налоговой инспекции ведется оперативно — бухгалтерский учет начисляемых сумм налогов, санкций. Для ведения учета разработан ряд форм учетной документации и отчетности.

По налогам с юридических лиц на каждый год открываются лицевые счета по каждому налогоплательщику и каждому виду налогов отдельно. В лицевых счетах отражаются все начисления по определенному виду налогов, все перечисления, суммы начисленных и взысканных пеней, выводится сальдо на конец отчетного периода.

Налоговая инспекция рассчитывает сводные данные о поступивших платежах от всех налогоплательщиков. Для этого ведется сводный реестр поступивших платежей, возвратов и выплат из бюджета по определенной форме. Ежемесячно, по состоянию на 1-е число, работники по учету налоговых органов производят сверку данных о выплатах и поступлениях платежей в федеральные и местные бюджеты по итогам сводного реестра и книги сводных поступлений налогов и других обязательных платежей с данными органов казначейства — по федеральному бюджету и финансовых органов – по местному бюджету. По состоянию на 1 января производится сверка расчетов с бюджетом по всем плательщикам. В случаях выявления расхождений в документах должна быть произведена сверка с вызовом в налоговую инспекцию представителя предприятия и с составлением акта сверки по каждому налогу. По окончании года лицевые счета закрываются с переносом сальдо на новый отчетный год.

По итогам сводных реестров, сводных книг учета налоговая инспекция составляет отчеты о фактически поступивших суммах налогов и других платежей и отчеты о недоимке по платежам в бюджет по установленным формам.

Значимость контрольной работы нельзя переоценить, так как именно она обеспечивает полноту поступлений налогов в бюджет.

Налоговая инспекция осуществляет контроль за достоверностью документов, полученных от других органов, на основе которых исчисляет и предъявляет гражданам к уплате другие налоги, например, налог на имущество, на землю и другие.

О результатах контрольной работы каждая налоговая инспекция представляет своему вышестоящему органу отчет, который составляется ежеквартально, нарастающим итогом с начала года. В отчете указываются данные о количестве состоящих на учете в инспекции юридических и физических лиц по каждому виду налогов, о количестве проверенных плательщиков и в скольких из них установлены нарушения налогового законодательства.

Дополнительно начисленная и поступившая в бюджет сумма налогов, и финансовых санкций, возвращенная плательщикам сумма налогов, которая была ими излишне внесена в бюджет, количество случаев приостановления операций по счетам плательщиков в финансово – кредитных учреждениях, количество материалов, переданные в правоохранительные и судебные органы, количество должностных лиц и граждан, на которых наложен административный штраф и сумма штрафа, в том числе уплаченная. Эта информация является основной для оценки количественных и качественных показателей, характеризующих организацию контрольной работы. .

<

Комментирование закрыто.

WordPress: 23.5MB | MySQL:117 | 1,341sec