Основные положения криминологической теории о криминологической профилактике

<

111812 1734 12 Основные положения криминологической теории о    криминологической профилактике Главным направлением борьбы с преступностью с точки зрения обеспечения спокойствия, безопасности, стабильности общества, прав, свобод и законных интересов граждан является ее предупреждение. В криминологии предупреждение преступности рассматривается как многоуровневая система государственных и общественных мер, направленных на выявление, устранение, ослабление или нейтрализацию причин и условий преступности, преступлений отдельных видов конкретных деяний, а также на удержание от перехода или возврата на преступный путь людей, условия жизни или поведение которых указывают на такую возможность. Разработка этих мер — конечная задача криминологических исследований, а внедрение этих мер в практику — показатель эффективности исследований.

В криминологической литературе и нормативных актах используются различные термины: »предупреждение», »профилактика», »превенция», »предотвращение», »противодействие», »пресечение». Некоторые авторы пытаются разграничить значение указанных терминов, связывая их с различными уровнями, этапами, направлениями и видами предупредительной деятельности.

Превенция (предупреждение) преступности — это »…все те меры, которые осуществляются с конкретными намерениями свести к минимуму диапазон и опасность преступлений, будьте снижение возможностей для совершения преступлений или воздействие на потенциальных правонарушителей и население в целом».

В большинстве работ, как и в нормативных актах и методических рекомендациях, они применяются как взаимозаменяющие. В основу разграничения предупредительной деятельности по уровням, направлениям, видам должен быть положен анализ ее содержания.

Исследования проблем профилактики и выработки практических рекомендаций наряду с соблюдением многих условий требует также единых представлений о понятиях и определениях, используемых в теории и практике профилактики преступлений. В действительности же сталкиваемся с неоднозначным их пониманием. Так, в частности, в юридической литературе находим и отождествление понятий »предупреждение преступности» и »профилактика преступлений», и диаметрально противоположный подход к общесоциальным мерам профилактики (социально-экономическим, культурным, воспитательным), которые или полностью исключают из понятия »предупреждение преступности или, наоборот, включают в общие меры предупреждения преступности и т.д.

Существенно различаются и позиции относительно компонентного состава системы профилактики преступлений. Например, П.П. Осипов включает в систему профилактики преступности криминологическое предупреждение, уголовно-судебную борьбу и исправительно-трудовое воздействие на осужденных. По схеме, предложенной А.Г. Лекарем, система предупреждения включает такие направления, как профилактика (выявление и устранение причин преступлений и условий, способствующих их совершению), предупреждение (установление лиц, намеривающихся совершить преступление, и принятие к ним мер), пресечение (выявление лиц, уже готовящихся совершить преступление, и принятие к ним мер). Известен и подход к предупреждению как системе, включающей два основных блока — уголовно-правовое и криминологическое предупреждение. И это еще не все точки зрения, на которых, в принципе, можно было бы остановиться.

<

Исходным, концептуальным положением, с которого надо начинать рассмотрение профилактических проблем, является констатация того очевидного факта, что в России имеет место объективный процесс предупреждения преступности, »который обеспечивается всей совокупностью мероприятий, направленных на развитие и совершенствование общества» и выражается в наступлении на преступность как на массовое явление.

В литературе выделяются две классификации профилактики преступности. Первая классификация описывает профилактику преступности по объектам воздействия, выделяя первичную, вторичную и третичную профилактику.

Первичная профилактика сконцентрирована вокруг физической и социальной среды, а также факторов, оказывающих влияние на возможности для совершения преступлений, например, архитектурный дизайн застройки, естественный уровень безопасного поведения населения или уровень неблагополучия и нищеты в жилых районах. Первичная профилактика нацелена на предотвращение чего-либо путем воздействия на условия общей среды, а не на индивидов.

Вторичная профилактика ориентирована на индивидов или группы индивидов, которые потенциально имеют риск стать правонарушителями. Здесь предусматривается: оказание поддержки семьям, находящимся на грани распада, детям, имеющим проблемы с учебой, подросткам, которым грозит безработица или бродяжничество.

Третичная профилактика нацелена на индивидов, которые уже совершили преступление. Цель — удержать от повторного совершения преступлений.

В последнее время в данную классификацию стали включать кроме интереса к преступной ситуации и преступнику также и интерес к жертве преступления, которая до последнего времени в лучшем случае выступала лишь свидетелем совершенного против нее преступления и аргументом для осуществления правосудия над преступником. В этом новом подходе классификация профилактических мероприятий выглядит следующим образом (см. табл. 1).

111812 1734 22 Основные положения криминологической теории о    криминологической профилактике

Другая классификация основывается на критерии »направления профилактической деятельности». В соответствии с этим критерием выделяют: социальную профилактику (социальная политика); ситуационное предупреждение преступности; предупреждение преступности с опорой на население.

Эффективная борьба с преступностью требует всемерного устранения причин и условий, способствующих совершению преступлений, т.е. их предупреждения, профилактики. Еще в древности считали, что лучше, легче предупреждать преступления, чем пресекать их и устранять их последствия. Понятие »предупреждение преступлений» сложилось прежде всего на основе криминологической теории борьбы с преступностью. По словам Г. А. Аванесова, понятие »предупреждение преступления» означает »исторически сложившуюся систему объективных и субъективных предпосылок ликвидации преступности, а также комплекс государственных и общественных мер, направленных на искоренение данного явления, причин и условий, его порождающих».

Ряд других авторов также писали, что предупреждение преступности есть социальный процесс, нацеленный на ликвидацию явлений, порождающих преступность. Коробоев А. И., Усс А. В., Ю.В. Голик, например, утверждал, что конечная цель уголовной политики — устранение причин и условий, порождающих преступность.

Преступность — весьма сложное социальное явление, по-разному проявлявшееся на многих этапах истории человеческого общества, и ликвидировать ее вообще, раз и навсегда не под силу любому обществу и правовой, в том числе уголовной политике, ибо преступность есть порождение определенных противоречий, объективно присущих любому человеческому социуму, любому строю, любой формации, что вытекает из самой диалектики социального бытия и человеческого сознания. Г. А. Аванесов то же отмечает, что объект профилактического воздействия — »чрезвычайно сложное явление», элементы которого составляют отдельные личности, группы людей, их социальное окружение (в том числе микросреда), факторы, причины, условия, обстоятельства и т. п.

Отсюда можно сделать вывод, что предупреждение преступности это непрерывно, систематически, целенаправленно осуществляемый комплекс тесно взаимосвязанных между собой государственных, общественных и иных организаций, нацеленных на максимальное выявление и всяческую нейтрализацию причин и условий, порождающих преступность и способствующих совершению преступлений. Иначе говоря, это непрерывный процесс, нацеленный на преодоление негативных явлений, обусловливаемых теми конкретными противоречиями, которые присущи социальной сфере человеческого бытия на каждом этапе его исторического развития.

Исходя из общего определения профилактики преступности и различных форм антиобщественного поведения, выработанного в криминологии, под профилактикой наркотизма следует понимать специфический вид социальной деятельности, осуществляемой как государственными, так и негосударственными органами, организациями (объединениями, формированиями) и учреждениями и направленной на устранение либо нейтрализацию выявленных причин и условий распространения этого негативного социального явления. Воздействуя на комплекс социальных явлений и личностных процессов и характеристик, детерминирующих приобщение личности к немедицинскому потреблению наркотических средств и психотропных веществ, а также включение ее в нелегальный оборот названных препаратов, мы тем самым оказываем влияние на корни, истоки наркотизма.

Как и любая другая область социального управления, профилактика преступности должна отвечать принципам законности, демократизма, гуманизма и справедливости, научности. Политика в области предупреждения преступности должна быть основана на определенных принципах. Являясь особым видом деятельности в области социального управления, профилактика, как правило, не связана с причинением конкретным лицам лишений и правоограничений. Она направлена на совершенствование общественных отношений, в недрах которых коренятся причины преступности. В этом смысле предупреждение отвечает принципам гуманизма и рациональности.

Предупредительная деятельность должна отвечать требованиям эффективности и системности.

Эффективность — нацеленность профилактики на достижение конкретных результатов. Показателем эффективности является замедление темпов роста, стабилизация, снижение уровня реальной, а не регистрируемой преступности и ее отдельных видов в стране, регионе, отрасли социальной жизнедеятельности и т.д., а также качественное повышение социально-профилактической активности населения, государственных и негосударственных хозяйственных, учебных и иных структур, поддержки профилактической работы общественным мнением.

Системность включает: а) подход к предупреждению преступности как к особой области социального управления; б) комплексность мероприятий, взаимодействие субъектов профилактики, достигаемые путем программирования профилактической деятельности, а также правовых и организационных мер по ее координации.

<

Комментирование закрыто.

WordPress: 21.52MB | MySQL:116 | 1,564sec