Понятие мер обеспечения производства по делам административных правонарушений, правовая природа и признаки

<

111912 0335 12 Понятие мер обеспечения производства по делам административных правонарушений, правовая природа и признакиМеры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях — это максимально эффективный и широко разветвленный комплекс средств административного принуждения, используемый в сфере обеспечения правопорядка. В связи с этим меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях нуждаются в специальной систематизации и стабильном закреплении в действующем законодательстве. Системное представление о мерах обеспечения производства по делам об административных правонарушениях поможет глубже понять их правоохранительную сущность, правильно применять закон к конкретным противоправным ситуациям. Поэтому в основу систематизации данных мер должны быть положены устойчивые функциональные связи, требования логической упорядоченности составных компонентов системы, четкая системно-структурная урегулированность.

Имея тесную связь с мерами юридической ответственности, они, тем не менее, сами по себе не имеют характера наказания, несмотря на то, что применяются, как и юридическая ответственность, по поводу или в связи с правонарушением.

Анализ действующего законодательства позволяет сделать вывод, который заключается в том, что в настоящее время не существует единого нормативного акта, закрепляющего систему мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, особенно их начальной стадии, то есть мер административного пресечения.

Административно-процессуальная деятельность в сфере государственного управления регламентируется многими законодательными актами, среди которых, прежде всего, выделяются: Кодекс РФ об административных правонарушения1, Таможенный кодекс РФ2, Налоговый кодекс РФ3, а также иные законодательные акты, и среди них можно назвать: Закон РФ »О милиции»4, Закон РФ от 2 июля 1992 г. »О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»5, Федеральной закон от 30 марта 1995 г. N 38-ФЗ »О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызванного вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)»6, Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ »О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»7, Федеральный закон от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ »О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»8, постановления Правительства РФ, определяющие правила применения специальных средств и огнестрельного оружия сотрудниками милиции и другими должностными лицами органов исполнительной власти, а также нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти о полномочиях их должностных лиц по доставлению, приводу или административному задержанию правонарушителей.

<

Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, содержатся в многочисленных нормативных правовых актах, что создает определенные сложности для правоприменителя и в итоге не способствует обеспечению законности и правопорядка в сфере государственного управления. Среди действующих правовых актов одним из самых крупных, предусматривающих достаточно полную систему мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, применяемых как к индивидуальным, так и коллективным субъектам административного права, является Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года (КоАП РФ).

Так, КоАП РФ закрепляет определенную систему мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, которые применяются в следующих целях:

1)пресечения административного правонарушения;

2)установления личности нарушителя;

3)составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения;

4)обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об

административном правонарушении и исполнения принятого по делу

постановления.

В систему мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении включены следующие меры:

1)доставление;

2)административное задержание;

3)личный досмотр, досмотр вещей, досмотр транспортного средства, находящихся при физическом лице; осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов;

4)изъятие вещей и документов;

5.1) освидетельствование на состояние алкогольного опьянения;

5)отстранение от управления транспортным средством соответствующего вида;

6)медицинское освидетельствование на состояние опьянения;

7)задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации;

8)арест товаров, транспортных средств и иных вещей;

9)привод;

10) временный запрет деятельности.1

Большинство из перечисленных мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, закрепленных в новом КоАП РФ, были известны и в Кодексе об административных правонарушениях РСФСР, в связи, с чем получили достаточное освещение в научной и учебной литературе (к данным мерам, прежде всего, относятся »доставление», »административное задержание»)2.

В то же время вновь принятый закон содержит ряд новых, ранее не содержавшихся в КоАП РСФСР мер административно-процессуального обеспечения, таких как арест товаров, транспортных средств и иных вещей; осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов и другие меры.

В связи с тем, что Кодекс РФ об административных правонарушениях не дает определения »меры обеспечения производства по делам об административном правонарушении», можно сформулировать его определение »меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях -это урегулированная федеральным законодательством и другими нормативными правовыми актами основная часть мер административного принуждения, применяемая органами исполнительной власти, их должностными лицами или судами (судьями) в целях пресечения административного правонарушения; установления личности нарушителя; составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения; а также обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления».

Следует сказать, что закрепленные в Кодексе РФ об административных правонарушениях меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении преследуют разные цели. В общем, плане они направлены на обеспечение названного производства. Каждая из этих административно-правовых мер занимает важное место в деле охраны прав и законных интересов личности.

<

Комментирование закрыто.

WordPress: 23.58MB | MySQL:120 | 1,210sec