Прекращение деятельности органов власти субъекта федерации

<

111812 2120 13 Прекращение деятельности органов власти субъекта федерацииВ некоторых федерациях (например, в Индии) такие меры ответственности, как приостановление деятельности законодательного органа власти субъекта на определенный срок и отстранение от должности главы правительства субъекта (отставка правительства в целом), используемые, как правило, только в качестве реакции на совершенное правонарушение, из-за несовершенства законодательства применяются и при отсутствии правонарушений. Д.Д. Басу, известный индийский юрист, отмечает, что зачастую эти меры применялись федеральным правительством в тех случаях, когда происходили неудачи в формировании правительства или когда правительство штата было сформировано из числа представителей оппозиционной по отношению к федеральному правительству партии, в случаях невозможности создать эффективное управление,,, неспособности создания стабильных правительств и др. В этих случаях речь не идет о применении мер конституционной ответственности, это скорее специфические меры предупреждения дестабилизации конституционной системы, способ организованного воздействия федерации на систему власти в субъектах. В таких ситуациях, указанные формы принудительного воздействия на органы государственной власти субъектов выступают своеобразной разновидностью властно-организационных санкций, хотя их применение в этом качестве нетипично для большинства зарубежных федераций.

В Федеративной Республике Германия базовым конституционным положением, обусловливающим возможность использования федерацией мер федеральной интервенции в отношении земель, является ст. 37 Основного Закона ФРГ: »1. Если земля не выполняет федеральных обязательств, возложенных на нее Основным законом или другим федеральным законом, то Федеральное правительство может с согласия Бундесрата принять необходимые меры, чтобы побудить землю к выполнению этих обязательств в порядке принуждения со стороны Федерации. 2. Для проведения таких мер принуждения Федеральное правительство или его уполномоченный имеет право давать указания всем землям и их учреждениям».

Здесь речь идет о таких нарушениях, как необеспечение властями какой-либо земли поступления федеральных налогов, отказ земли участвовать в планировании и строительстве федеральных автомагистралей, прекращение землей своего участия в работе бундесрата. Использование федеральных вооруженных сил в случаях федерального принуждения исключено. Возможны такие меры, как финансовое воздействие, применение полицейских сил других земель, отстранение правительства земли, роспуск парламента земли (ландтага), назначение федерального комиссара с общими или специальными полномочиями и принятие федеральными властями временной опеки над властями земли (кроме судебных органов). Допускается обращение в Федеральный конституционный суд. Следует отметить, что крайние меры, например, отстранение правительства земли, роспуск ландтага, назначение федерального комиссара, никогда не применялись в ФРГ. Но само их присутствие в Конституции и федеральном законодательстве оказывает значительное политическое и правовое воздействие на участников федеративных правоотношений.

Законодательное регулирование административных процедур является безусловным признаком демократического и правового государства. Многие зарубежные государства имеют существенный исторический и правовой опыт такого регулирования. Учет такого опыта в части важнейших институтов регулирования административных процедур для России важен еще и потому, чтобы в результате отечественных законоустановлений был создан действующий правовой институт административной процедуры.

<

Конституции таких федеративных государств, как ФРГ (ч.ч. 3, 5 ст. 84) и Австрия (ч.ч. 3, 4 ст. 16), предоставляют федерации право при невыполнении субъектами федерации своих обязанностей в области законотворчества временно отбирать полномочия по принятию конкретных законов. В этом случае принимается федеральный нормативно-правовой акт, который теряет силу при принятии субъектом федерации требуемого документа.

Федеральному правительству ФРГ специальным федеральным законом могут быть предоставлены полномочия давать конкретные указания по выполнению федеральных законов, которые передаются высшим ведомствам земли. Однако в тех случаях, которые федеральное правительство сочтет»срочными», оно действует напрямую. Выполнение указаний федерального правительства возлагается на высшие ведомства земель. В соответствии с п. 2 ст. 72 Основного закона ФРГ федерация вправе законодательствовать в сфере конкурирующей компетенции, когда регулирование вопроса законодательством земли могло бы нарушить интересы другой земли или всей страны в целом, но факта конституционного правонарушения еще установлено не было.

Статья 155 Конституции Испании предусматривает, что если автономное сообщество не выполняет обязательства, установленные Конституцией или другими законами, Правительство может с согласия сената принять необходимые меры для выполнения автономным сообществом в принудительном порядке.

Достаточно подробно определяет процедуры и механизмы федерального вмешательства (федеральной интервенции) законодательство ряда латиноамериканских государств. Ст. 34 Конституции Бразилии содержит исчерпывающий перечень целей, при достижении которых допускается федеральная интервенция в отношении штатов и федерального округа:

поддержание национальной целостности;

отражение нападения извне или одной федеральной единицы на другую;

прекращение серьезных нарушений публичного порядка;

гарантирование свободного осуществления любой из властей федеральной единицы;

реорганизация финансовой системы федеральной единицы;

принятие мер для исполнения федерального закона по приказу или решению суда;

обеспечение соблюдения основных конституционных принципов:

республиканской формы правления, представительной системы и демократического режима, прав человека, муниципальной автономии,

прямой или косвенной отчетности публичной администрации.

Круг субъектов, полномочных выступать с инициативой федеральной интервенции, определен на конституционном уровне (ст. 36 Конституции Бразилии).

От института передачи одним исполнительным органом другому осуществление части своих полномочий следует отличать делегирование полномочий (функций), которое является весьма распространенной формой вторичного распределения или перераспределения полномочий между государственными органами. В отличие от первого института второй распространяется не только на отношения между органами исполнительной власти, но и на отношения между законодательными исполнительными органами. В соответствии с конституционными нормами во многих странах парламенты могут делегировать отдельные законодательные функции правительству или, как в США, президенту страны. Конституция Российской Федерации не предусматривает делегирования полномочий в какой-либо форме, хотя само понятие »делегирование» полномочий употребляется часто, в большинстве случаев неверно.

Делегирование полномочий в системе государственной власти — это основанный на соглашении (договоре) юридический акт, согласно которому один государственный орган временно и на определенных условиях передает другому государственному органу отдельные свои конституционные либо законные полномочия или часть полномочий при сохранении контроля за их осуществлением. Передать другому осуществление своего права или полномочия может только его легитимированный носитель; никто не в состоянии передать другому больше прав (полномочий), чем сам имеет, никто не вправе передавать другому полномочие, которого у него нет. Опираясь на теоретический и практический опыт делегирования полномочий, их передаче от одного государственного органа к другому, можно указать на некоторые специфические признаки института делегирования полномочий (функций):

1.В системе органов государственной власти делегирование полномочий может иметь место только в том случае, если такая возможность прямо предусматривается Конституций и законами государства. Ни один государственный орган не может передать другому органы; любые свои полномочия на любых условиях, а только те полномочия и только на тех условиях, которые предусмотрены Конституцией и законами.

2.Акты делегирования полномочий должны строго соответствовать установленной конституцией и законами схеме разделения властей, разграничения полномочий между государственными органами различных видов и уровней. Они действительны в рамках этой схемы и должны содействовать ее наиболее полной и эффективной реализации.

3.Делегирование полномочий есть акт, который имеет конвенциальную основу, может быть интерпретирован как вид публично-правового договора, согласно которому орган — легитимированный носитель полномочий — соглашается на определенный срок и на определенных условиях передать его другому органу, а последний берет на себя обязательство своими действиями осуществлять делегированное полномочие при соблюдении этих условий. Переданное органу полномочие не может быть, в свою очередь, делегировано им какому-либо третьему органу (недопустимость субделегирования).

4.Конституция и законодательство устанавливают пределы делегирования полномочий, закрепляют перечень полномочий, которые принципиально не могут быть делегированы (профильные полномочия органа, полномочия, связанные с защитой прав и свобод граждан и т.д.) Полномочия, которые являются предметом делегирования, должны быть четко определены в соглашении о делегировании, они могут подвергаться только буквальному, а не расширительному или ограничительному толкованию.

5.Государственный орган, которому передаются полномочия, несет ответственность за их осуществление перед легитимированным носителем полномочия. По условиям соглашения вместе с делегированным

полномочием органу, взявшему на себя дополнительную ответственность и риск, представляются ресурсы и информация, необходимые для осуществления делегированного полномочия.

6. Осуществление делегированного полномочия (или полномочий) происходит под полным юридическим контролем его легитимированного носителя. Это полномочие сохраняется за ним в качестве элемента его правоспособности и он несет ответственность за его осуществление. Легитимированному носителю полномочия принадлежит право досрочно прекратить отношения с органом, которому передано полномочие, если последний не выполняет своих обязательств по соглашению, злоупотребляет делегированным полномочием, пользуется им в ущерб государственным интересам.

Превышение полномочий руководителями субъектов Федерации выражается также во вмешательстве в исполнение федеральных функций, прямом или косвенном переподчинении федеральных структур, расположенных на территории субъекта Федерации. Особенностью данного вида правонарушения является то, что, как правило, подобные нарушения не носят документальный характер и направлены на выведение своих действий из сферы контроля федеральных и судебных властей.

Меры конституционно-правовой ответственности должностных лиц, депутатов, судей следует отличать от дисциплинарной ответственности указанных категорий лиц. Разграничение конституционно-правовой ответственности от дисциплинарной может проводиться по целому ряду критериев, главными из которых следует признать: орган, налагающий взыскание (меры дисциплинарной ответственности налагаются вышестоящим органом, меры конституционно-правовой ответственности налагаются вне линии начальник — подчиненный); характер основания применения (дисциплинарная ответственность налагается при нарушении трудовой, учебной дисциплины, меры конституционной ответственности — за совершение конституционного правонарушения).

Роспуск законодательных (представительных) органов власти и назначение новых выборов.

Можно предложить следующую процедуру принятия решения о роспуске представительного органа субъекта Федерации.

1этап. Неоднократная отмена соответствующими судебными органами

актов, принятых органом представительной власти субъекта Федерации.

2этап. Официальное уведомление представительного органа о возможности его роспуска.

3этап. Принятие решения о роспуске органа с одновременным назначением даты проведения новых (внеочередных) выборов депутатов представительного органа субъекта Федерации.

Возможность роспуска парламента субъекта Федерации допускается в Австрии, Аргентине, Бразилии, Германии, Мексике, Венесуэле, некоторых других федерациях.

<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 0.91MB/0.00092 sec

WordPress: 21.76MB | MySQL:116 | 1,164sec