Роль музыки в изучении английского языка » Буквы.Ру Научно-популярный портал<script async custom-element="amp-auto-ads" src="https://cdn.ampproject.org/v0/amp-auto-ads-0.1.js"> </script>

Роль музыки в изучении английского языка

<

111912 2247 12 Роль музыки в изучении английского языкаКомплексное решение практических, образовательных, воспитательных и развивающих задач обучения возможно лишь при условии воздействия не только на сознание учащихся, но и проникновения в их эмоциональную сферу.

Одним из наиболее эффективных способов воздействия на чувства и эмоции школьников является музыка, представляющая собой »сильнейший психический побудитель, проникающий в подспудные глубины сознания» (Бабанский, 2009: 158). Известный педагог Ян Амос Коменский писал, что тот, кто не знает музыки, уподобляется не знающему грамоты. Музыка и пение могут оказать неоценимую помощь в изучении иностранного языка в школе.

Сформулируем методические преимущества песен в обучении иностранному языку:

— песни как один из видов речевого общения являются средством более прочного усвоения и расширения лексического запаса, так как включают новые слова и выражения. В песнях уже знакомая лексика встречается в новом контекстуальном окружении, что помогает ее активизации. В песнях часто встречаются имена собственные, географические названия, реалии страны изучаемого языка, поэтические слова. Это способствует развитию у школьников чувств языка, знания его стилистических особенностей;

— в песнях лучше усваиваются и активизируются грамматические конструкции. В некоторых странах издаются песни для обучения наиболее распространенным конструкциям. Они написаны в современном ритме, сопровождаются текстом с пояснительными комментариями, а также заданиями (цель которых -проверка понимания и обсуждение содержания);

— песни способствуют совершенствованию навыков иноязычного произношения, развитию музыкального слуха. Установлено, что музыкальный слух, слуховое внимание и слуховой контроль находятся в тесной взаимосвязи с развитием артикуляционного аппарата. Разучивание и исполнение коротких, несложных по мелодическому рисунку песен с частыми повторами помогают закрепить правильную артикуляцию и произнесение звуков, правила фразового ударения, особенности ритма и т. д.;

— песни содействуют эстетическому воспитанию учащихся, сплочению коллектива, более полному раскрытию творческих способностей каждого. Благодаря музыке на уроке создается благоприятный психологический климат, снижается психологическая нагрузка, активизируется языковая деятельность, повышается эмоциональный тонус, поддерживается интерес к изучению иностранного языка;

— песни и другие музыкальные произведения стимулируют монологические и диалогические высказывания, служат основой развития речемыслительной деятельности школьников, способствуют развитию как подготовленной, так и неподготовленной речи. (Парфенова, 2002).

На уроке иностранного языка песни чаще всего используются:

1) для фонетической зарядки на начальном этапе урока;

2) для более прочного закрепления лексического и грамматического материала;

3) как стимул для развития речевых навыков и умений;

4) как своего рода релаксация в середине или в конце урока, когда дети устали и им нужна разрядка, снимающая напряжение и восстанавливающая их работоспособность. (Елухина, 2002).

<

Сегодня все большее внимание уделяется человеку как личности — его сознанию, духовности, культуре, нравственности, а также высокоразвитому интеллекту и интеллектуальному потенциалу. Соответственно, не вызывает сомнения чрезвычайная важность, острая необходимость такой подготовки подрастающего поколения, при которой среднюю школу заканчивали бы образованные интеллектуальные личности, обладающие знанием основ наук, общей культурой, умениями самостоятельно и гибко мыслить, инициативно, творчески решать жизненные и профессиональные вопросы.

В школах должен происходить постоянный поиск, цель которого — найти новые формы и приемы, позволяющие слить в единый процесс работу по образованию, развитию и воспитанию учащихся на всех этапах обучения. Коллективу учителей школ необходимо реализовать концепцию, которая предполагает необходимость обеспечения учащихся прочными знаниями материала программы с одновременным осуществлением разностороннего развития и формирования личности каждого обучаемого — с учетом его индивидуальных способностей и возможностей.

Пути и способы реализации этих принципов должны быть в большей степени творческими, нетрадиционными, и в то же время эффективными.

Музыкальный урок способствует развитию социокультурной компетенции и ознакомлению с культурой англоязычных стран.

Методические преимущества песенного творчества в обучении иностранному языку очевидны. Известно, что в Древней Греции многие тексты разучивались пением, а во многих школах Франции это практикуется сейчас. Тоже можно сказать и об Индии, где в настоящее время в начальной школе азбуку и арифметику выучивают пением.

Музыкальный урок содействует эстетическому и нравственному воспитанию школьников, более полно раскрывает творческие способности каждого ученика.

Благодаря пению на уроке создается благоприятный психологический климат, снижается усталость, активизируется языковая деятельность. Во многих случаях он служит и разрядкой, снижающей напряжение, и восстанавливает работоспособность учащихся (Туркина, 2002).

За основу данной выпускной квалификационной работы был взят музыкальный урок с использованием на уроках джазовых песен Jazz Chants.

Дети живут в музыкальном и ритмичном мире, их окружают звуки и движения. Наиболее увлекательный способ заинтересовать учащихся в изучении иностранного языка — вовлечь их в пение Jazz Chants. Сочетание слов с ритмом – надежный способ изучения иностранного языка.

Джазовый чант — это нечто среднее между песней и стихотворением. Ему присущи особые характеристики:

-ритм, темп, ударение;

-простота музыкального сопровождения;

-динамичность.

Ритм определяет взаимоотношение человека с окружающим миром, а если ритм оптимален, он внушает ребенку чувство уверенности, что особенно важно для успешного обучения.

Речь и музыка в чанте находятся в гармонии с движением исполнителя. Это захватывает всех окружающих, призывая действовать вместе. По своей сути чанты очень сильно напоминают пионерские речевки, речитативы, строевые песни.

Учитель, способный стать речевым партнером детей, может успешно использовать этот инновационный и привлекательный прием для обучения языку. Ни детям, ни учителю не требуется особой музыкальной подготовки и особых вокальных данных. Важно лишь чувство ритма и желание.

Используя данную технику, учитель должен отходить от традиционных строгих форм организации учебного процесса. Предполагается, что дети могут вести себя свободнее – отстукивать ритм, хлопать в ладоши, топать ногами.

Язык чантов дает широкое поле для дальнейшей работы над языком. Он насыщен языковыми реалиями повседневной жизни, чего нельзя сказать о многих стихах, где важна чаще рифма и нарушается натуральность фразы.

Фразы и слова типа » coach potato, what a kick» дают детям представление о живом английском языке.

Для некоторых учителей идея использования чантов в обучении иностранному языку может показаться неприемлемой вследствие возникновения в классе излишнего шума и движений. Если учебный процесс организован правильно, учитель дает четкие и понятные инструкции, владеет ситуацией и отношения учителя с детьми отличаются доброжелательностью и пониманием, этого не следует опасаться.

Соня Данн, специалист в этой области, утверждает, что когда вы произносите слова грамматической песни, вы проникаетесь рифмой и ритмом: »Хоровое повторение текста песни очень помогает при изучении грамматики, потому что это, как театр, вовлекает аудиторию. Учащиеся отвечают на легко запоминающийся ритм, также как и на вашу энергию. Им не нужно большого одобрения, чтобы проникнуться ритмом, активно слушать, хлопать в ладоши или щелкать пальцами». Данн подчеркивает, что хоровое повторение это совместное овладение иностранным языком. Даже те дети, которые робки, плохо говорят или читают на иностранном языке, легко и свободно вливаются в коллектив.

Чант — это ритмичная групповая декламация особого рода стихотворений, которые, так же, как и песни для детей, характеризуются многократным повторением. Они доступны для понимания при обучении иностранному языку.

Chant можно читать, как любое стихотворение. Но чтобы понять их силу, создать большее оживление, нужно раскрыть все возможности этого вида работы, их необходимо петь — это находит отклик у аудитории. В то же время несложные слова песен позволяют учащимся экспериментировать с ними. Можно повторить определенные части, убирать строчки, добавлять новые, сопровождать слова хлопаньем в ладоши или щелканьем пальцев.

Jazz Chants — это фразы определенной продолжительности, записанные на кассету. Учащиеся с готовностью воспринимают Chants и вскоре осознают необходимость ясного и четкого произношения. Им необходимо сотрудничать, они слушают друг друга, чтобы попасть в такт мелодии и вовремя произносить реплики.

Chants дают большие возможности учащимся. Прежде всего, необходимо показать текст песни учащимся, разместив его на доске. Если учащиеся только начинают читать, можно использовать элементы кроки, заменяя некоторые слова картинками, которые они смогут узнать. Читать текст необходимо таким образом, чтобы учащиеся одновременно могли повторять его. Можно предложить разным группам учащихся читать разные строчки. Для этого каждая строчка выделяется определенным цветом, чтобы учащиеся могли найти необходимую строчку. Чтение Chants позволяет учащимся изучить больше лексических единиц.

При использовании Chants необходимо помнить, что:

— веселая музыка позволяет детям отдохнуть;

— жесты и мимика, используемые для усиления эффекта придают Chants неповторимость и неординарность.

Проанализировав методическую и научную литературу, мы дали характеристику уроку, отразили специфику урока иностранного языка. Мы выяснили, что ведутся поиски новых форм обучения и анализируются традиционные, с целью создания высокого уровня образования учащихся. Также нами была определена роль музыки в изучении английского языка. Музыкальный урок способствует развитию социокультурной компетенции и ознакомлению с культурой англоязычных стран. Музыкальный урок содействует эстетическому и нравственному воспитанию школьников, более полно раскрывает творческие способности каждого ученика.

Мы считаем методически высокоэффективным проведение музыкальных уроков на этапе отработки и закрепления изученного материала. Благодаря таким урокам снижается усталость, активизируется внимание учащихся, создается благоприятный психологический климат. В следующей главе мы предлагаем разработку нескольких музыкальных уроков, их анализ и методические рекомендации по проведению музыкальных уроков.

<

Комментирование закрыто.

WordPress: 22.47MB | MySQL:118 | 1,277sec