Социально-психологическая модель профилактики наркотизма

<

111812 1749 12 Социально психологическая модель профилактики наркотизма

Психосоциальная модель профилактики — видение наркомании как явления личностно-психологического, психических процессов, свойств, состояний наркомана, преодоления самого сложного — психической зависимости, а на уровне наркотизма — как социально-психологической закономерности действия обычаев, стереотипов, норм, детерминирующих наркотизм, где главное — межличностные, межгрупповые отношения между людьми, содействующие преодолению наркотизма.

На общесоциальном уровне предупреждения наркотизма представляет интерес анализ существующих в мире проектов антинаркотического законодательства, которые содержат практически весь спектр воздействий на наркотизм в масштабе страны:

1)легализация всех наркотических средств и обеспечение их свободной доступности;

2)свободное обращение только наркотических средств, изготавливаемых на основе каннабиса (реализация их везде, в том числе в газетных, табачных и прочих киосках) и контролируемое обращение кокаина и героина (через медицинские рецепты и аптеки);

3)героин как один из самых сильных наркотиков должен находиться под жестким медицинском контролем;

4)недоступность всех видов наркотиков.

В России принят Федеральный закон от 8 января 1998 г. »О наркотических средствах и психотропных веществах», в соответствии, с которым незаконный оборот наркотиков запрещен.

На общефедеральном уровне важным является организация про-паганды против наркотизма в системе воспитания и образования в стране, в средствах массовой информации. При этом чисто »информационный» метод (о вреде наркотиков для жизни и здоровья человека) больших положительных фезультатов не дает. Необходимо воздействие на эмоциональную сферу детки (например, талантливо поставленным художественным фильмом о жизненной истории наркомана, иногда жестким, максимально правдивым, натуралистичным документальным фильмом), создание телевизионных игровых программ отдельно для детей и взрослых о наркотиках, наркомании, наркотизме, а также информационных программ о правовых мерах борьбы с наркобизнесом в стране.

В плане микросредовой профилактики в нашей стране необходимо взаимодействие на местном уровне органов внутренних дел и отделов здравоохранения для разработки совместных программ, отдельных мероприятий при обострении проблемы наркотизма в регионе.

Кроме того, необходимо оперативное перекрытие каналов поступления на местный рынок наркотических, психотропных веществ. Осуществить эти можно различными способами, например, за рубежом, родители патрулируют и снимают на видеокамеру места продажи наркотиков, в результате чего торговцы наркотиков вытеснены с улиц. В Рязани, Краснодаре на всех видах транспорта развешены объявления благотворительных организаций по борьбе с наркотиками, где указаны телефоны, позывные пейджера, по которым следует сообщать о местах продажи наркотиков в городе и районах областного центра.

Особую значимость в исследовании вопросов профилактики наркотизма имеет проблема реабилитации (ресоциализации) наркоманов. Несмотря на то, что в специальной литературе ей уделялось и уделяется определенное внимание, стройная система представлений об этом направлении предупреждения распространения наркотизма отсутствует.

Групповая профилактика нашла свое отражение и положительное воплощение в создании в ряде западноевропейских стран, прежде всего в Голландии, Дании, реабилитационных центров для наркоманов, где им оказывается медицинская, психологическая, педагогическая помощь, помощь в трудоустройстве, профессиональном образовании. В настоящее время в России также создается сеть подобного типа реабилитационных центров для наркоманов, алкоголиков, особенно молодежного возраста. Но проблема в том, что эти центры осуществляют лечение на добровольной основе, а пациенты обращаются туда, когда бывает уже слишком поздно, на крайних стадиях заболевания. Поэтому необходимо возрождение сети ЛТП — лечебно-трудовых профилакториев для принудительного лечения наркоманов и алкоголиков.

Индивидуальное предупреждение действует в зарубежных европейских странах через оказание круглосуточной психологической помощи по телефону доверия, при личной встрече в реабилитационном центре или в других местах, которая заключается в основном в попытках специалистов войти в предкриминогенные или криминогенные ситуации, в которых находится лицо, нуждающееся в помощи, и попытаться их разрешить изнутри с тем, чтобы лицо не искало выход от этих ситуаций в наркотике, алкоголе. Подобная практика получила развитие в крупных городах России, но, к сожалению, далеко не все районные и окружные центры охвачены этими телефонами и службами.

Ранняя профилактика решает ряд задач. Лечение на ранней стадии наркоманов, алкоголиков дает возможность: а) предупредить психическую деградацию личности; б) предотвратить профессиональную деформацию, сохранить профессиональнее навыки и умения; в) осуществить лечение на амбулаторной основе без отрыва от обучения и работы, как обычного лечения от соматических и инфекционных заболеваний с тем, чтобы не вызвать ненужного »любопытства» со стороны работодателей; г) исключить прогрессирование заболевания и поражение внутренних органов, прежде всего цирроза печени; д) упредить совершение административных и иных правонарушений, преступлений.

Реабилитация наркоманов и алкоголиков — это поэтапное воздействие

— первый этап — фармакотерапия с целью очищения от токсинов, вредных микроорганизмов, деинтоксикация, а также выработка отвращения к алкоголю, наркотикам и др.; при этом применяются фармакологическая экстракорпоральная, деинтоксикация (»чистка крови» способами гемосорбции, ликворосорбции и плазма-фереза); рефлексотерапия — иглотерапия, гипноз, метод Назаралиева — атропиношоковая терапия, управляемая гипертермия, т.е. нагревание организма человека до 44°, при котором происходит освобождение нервных клеток от нейропептидов и аминов, вызывающих наркозависимость;

— второй этап — психотерапия — закрепление отвращения, компенсация психической зависимости к наркотикам иной, более жесткой привязанностью — любовью к лицу противоположного пола, к детям, к проявлению своего профессионализма; формирование веры в жизнь, оптимизма, поддержка нормального психического состояния; устойчивое отсечение от микросреды наркоманов и т.п., а главное — продолжительный и устойчивый отрыв от наркозависимости, которая сродни любви;

— третий этап — собственно реабилитация — восстановление социальных прав, трудовое, жилищное устройство наркоманов и алкоголиков (что можно в полной мере реализовать только в реабилитационных центрах, созданных по типу клубов »Оптималист», обществ АА — анонимных алкоголиков и др.

<

Как уже отмечалось, лечение наркомана — это только первый шаг на пути его действительного освобождения от тяжкого недуга. И этот первый шаг, если за ним не последует процесс реабилитации, социальной реинтеграции, никогда не приведет к успеху.

Для того чтобы действительно излечить наркомана, необходимо сделать, как минимум, три шага: 1) снять физическую зависимость от наркотика; 2) вырвать наркомана из девиантной среды, которая крепко держит каждого своего »подопечного»; 3) помочь ему восстановить утраченные позитивные социальные связи, а если это невозможно — установить новые. Второй и третий шаги как раз и необходимо совершать в рамках программ реабилитации и социальной реадаптации наркоманов. Эти программы должны служить достижению цели устранения психологической зависимости от наркотических средств, которая не может быть достигнута, как уже отмечалось, никакими лекарственными препаратами и медицинскими методиками.

В каждом конкретном случае методология предупреждения наркотизма должна быть разработана с учётом реальных существующих местных условий, и, одновременно отвечать условиям универсальности — то конечной целью разработки подобной методологии является социальная технология профилактики наркотизма, приводящая к улучшению наркотической ситуации (в стране или конкретном регионе)1.

Реабилитационная деятельность очень сложна, она требует усилий специалистов различных областей знания (в первую очередь, конечно, психологов, социологов, педагогов), огромных физических, моральных и материальных затрат со стороны социума.

Рассматривая деятельность по реабилитации (или ресоциализации) наркоманов, необходимо выделить и проанализировать ее главные характеристики, к которым следует отнести:

1.цели и задачи деятельности;

2.ее содержание;

3.формы осуществления;

4.субъектов ее проведения;

5.правовые основы реализации;

6.ресурсы, необходимые для ее осуществления;

7.ожидаемые результаты и предполагаемые возможные издержки деятельности.

Рассмотрим перечисленные составляющие реабилитационной деятельности.

Целью реализации программ реабилитации, ресоциализации наркоманов является устранение психологической зависимости лица от наркотического средства или психотропного вещества. Для достижения названной цели необходимо решить ряд задач:

1.провести курс лечения от наркомании для устранения физической зависимости лица от наркотика;

2.сгладить, а постепенно и устранить конфликт, возникший между наркоманом и социумом;

3.нейтрализовать воздействие на реабилитируемого со стороны девиантной среды наркоманов, а в дальнейшем — полностью устранить его связи с указанным социальным образованием и зависимость от него;

4.по возможности способствовать восстановлению утраченных позитивных социальных связей наркомана (семейных, трудовых и т. д.) либо оказать ему помощь в формировании новых;

5.содействовать процессу обретения бывшим наркоманом соответствующего позитивного статуса в обществе, а в дальнейшем — его закреплению, а также процессу сублимации, т. е. трансформации влечения к наркотическому или психотропному средству в иные интересы, цели, стремления.

Вопрос о содержании реабилитационной деятельности является наиболее сложным из всех и требует комплексного подхода, поэтому рассмотрим его в той мере, в какой это доступно для правового исследования. В исследованиях международного характера в содержании процесса реабилитации выделяют три этапа.

Первый — собственно реабилитация — »круг воспитательных, психологических, профессиональных и социальных мер, направленных на то, чтобы индивидуум, страдающий лекарственной зависимостью, приобрел способность справляться с ситуациями, возникающими в его общине, а также на то, чтобы помочь ему воспользоваться теми возможностями, которые эта община предоставляет людям его возраста» .

Второй — специальная реинтеграция (ресоциализация), которая представляет »окончательные стадии процесса, приводящие к достижению успешного результата, то есть то, что данный человек вновь становится членом общины и участвует в ее жизни».

Третий -* закрепление результатов, означающее »меры, направленные на стабилизацию посредством периодических действий результатов лечения и реабилитации».

С предложенной схемой реабилитации вполне можно согласиться, тем более, что ее содержание соответствует тем задачам, которые были определены выше и решение которых необходимо для достижения основной цели рассматриваемой деятельности.

Однако выделение перечисленных этапов процесса реабилитации — это »лишь канва, сосуд, требующий наполнения его конкретным содержанием». Для формирования реальной программы реабилитации и ресоциализации наркоманов необходимо определить вполне точный перечень мероприятий, соответствующих той или иной стадии деятельности.

Программа реабилитационной деятельности она должна быть двух уровней. Первый уровень — общая программа реабилитации, которая включает в себя подробный перечень необходимых мероприятий без преломления их через »призму» конкретной личности. Второй уровень — персональная программа реабилитации, которая должна формироваться в отношении каждого реабилитируемого с учетом его индивидуальности. Составлению персональной программы должна предшествовать работа с будущим реабилитируемым психологов, социологов, педагогов (если исследуемый несовершеннолетний), медиков.

Кроме того, отдельно должна быть сформирована общая программа реабилитации и ресоциализации несовершеннолетних наркоманов, выступающая основой для создания персональной программы в отношении конкретного подростка. Такая необходимость обусловлена объективными предпосылками: особенностями психологии подростков, несформированностью их психики, неустойчивостью воззрений, привязанностей, недостаточным жизненным опытом и др. Названные специфические моменты, безусловно, должны быть учтены при составлении соответствующих программ. Не ставя перед собой задачу детального определения содержания программы реабилитации и ресоциализации наркоманов (ибо это возможно только совместными усилиями специалистов различных профилей), назовем лишь основные группы необходимых мероприятий.

1. Пробуждение или возрождение интереса к профессии, трудовой деятельности, развитие имеющихся трудовых, профессиональных навыков, обучение профессии (если наркоман ее не имеет) или новой профессии (если к прошлой утрачен интерес или по каким-либо причинам реабилитируемый не способен ею заниматься).

2. Повышение общеобразовательного и интеллектуального уровней. Приобщение лица к достижениям науки, духовным ценностям, несомненно, будет способствовать преобразованию его внутреннего мира, мировоззрения, переосмыслению сформировавшейся системы ценностных ориентации, интересов, убеждений. Когда же под влияние наркотиков попадают образованные, интеллектуальные люди, мероприятия этой группы помогут им вновь обрести утраченное в результате пагубного пристрастия духовное начало. В городах, районах нужно использовать все возможности для поддержания идеологически, финансово, организационно, методически »сети государственных, благотворительных, коммерческих учреждений по анонимному лечению юных наркоманов или алкоголиков».

3. Возрождение разрушенных либо ослабленных позитивных социальных связей реабилитируемого с семьей, друзьями, трудовым или учебным коллективом, когда это еще возможно; формирование или восстановление коммуникативных способностей, необходимых для нормального общественного бытия.

4. Творческое развитие выявленных позитивных наклонностей, способностей, увлечений.

Все эти группы мероприятий направлены на решение задач, стоящих перед программой реабилитации и ресоциализации, на преобразование личности, перестройку ее психологии и переключение энергии негативного влечения лица к потреблению наркотических средств на социально одобряемую деятельность и, в конечном счете, на преодоление психологической зависимости реабилитируемого от наркотика и психотропного вещества.

Необходимо отметить, что в России в последние годы также стал накапливаться определенный опыт проведения реабилитационной деятельности: программы реабилитации наркоманов реализуются в рамках общественных движений: »За будущее без наркотиков», »Родители за будущее без наркотиков», »Аутрич’2. Созданы и действуют реабилитационные центры в Ленинградской, Калининградской, Свердловской областях; ведется строительство подобных центров для взрослых наркоманов и для несовершеннолетних Саратовской области.

Говоря о правовых основах реализации программ реабилитации наркозависимых, следует отметить, что, по сути, таковые отсутствуют. Соответствующих нормативных актов, более или менее детально регламентирующих деятельность реабилитационных центров, не существует. По мнению Л.А. Прохорова и М.Л. Прохоровой3, их издание необходимо. Необходимо хотя бы на уровне субъектов Федерации разработать Положение о реабилитационном центре для наркоманов, рассчитанное на центры, действующие как на государственной или муниципальной, так и на негосударственной основе. Насущный характер подобного нормативного акта обусловливается, с одной стороны, спецификой содержания и целей деятельности названных учреждений, а с другой — и наличием потенциальных опасностей, о которых говорилось выше и которые могут реализоваться при правильной организации функционирования реабилитационных центров, превратив последние, по сути, в их противоположность.

В некоторых регионах России с целью получения необходимых средств для проведения антинаркотической пропаганды и профилактики ВИЧ/СПИДа среди подростков и молодежи, организуются и проводятся многочисленные благотворительные акции. Причем в это дело активно вовлекаются сами несовершеннолетние и молодые люди (школьники, учащиеся ПТУ и колледжей, студенты вузов) — так называемые волонтеры. Среди таких акций — благотворительные концерты и базары, при проведении которых используются элементы антинаркотической пропаганды и пропаганды здорового образа жизни.

Например, в Краснодаре развернута широкая кампания »Антинарко» по борьбе с наркотизмом, включающая: а) выпуск в местной молодежной газете (»Молодежный проспект Кубани») специальной вкладки; б) органи-зацию клубов по интересам, в частности, построена сеть спортплощадок, как в центре города, районных центрах, так и в микрорайонах, особенно в местах торговли наркотиками, клубов в подвалах, комнатах, кабинетах для занятий танцами, чтением; вышиванием, — вязанием, компьютерными играми и т.п.; в) массовые акции, в частности, с привлечением музыкальных »звезд», выступающих с антинаркотической пропагандой; г) создание молодежных отрядов волонтеров »Хочу помочь другому» с привлечением до 2,5 тыс. человек, которые проходят специальное обучение и в дальнейшем работают непосредственно с наркоманами, оказывая им помощь.

Можно отметить, как минимум, три полезных эффекта от подобной деятельности: во-первых, она служит источником средств для проведения организацией дальнейшей профилактической работы; во-вторых, вовлеченные в нее подростки и молодежь заняты общественно полезным делом, включаются в процесс противостояния наркотизму, что в определенной мере помогает предотвратить их приобщение к девиантным формам поведения; в-третьих, подобные акции сами по себе являются превентивными мерами, имеющими цель воспрепятствовать дальнейшей наркотизации общества. По такой же схеме можно и нужно проводить мероприятия, направленные на сбор средств для создания реабилитационных центров для наркозависимых. Достижению указанной цели может служить и получающая в настоящее время широкое развитие в России система грантов. Следует подчеркнуть, что способов обретения необходимых ресурсов для проведения реабилитационной деятельности не так уж мало, и положение не представляется столь безысходным, как это может показаться на первый взгляд.

Последней составляющей в характеристике реабилитационной деятельности являются ожидаемые результаты и ее возможные издержки. Результаты следует подразделить на две группы: результаты ближней перспективы и дальней перспективы. К первой группе следует отнести: снятие психологической зависимости от наркотика у реабилитируемого, восстановление адаптационных свойств личности, т. е. способности приспосабливаться к нормальным условиям существования в обществе. Вторая группа результатов — это полная либо относительно длительная ремиссия, фактическая ресоциализация, реадаптация бывшего наркомана в обществе и в конечном счете — сокращение числа наркозависимых.

Естественно, что стопроцентного снятия психологической зависимости от наркотика и фактической реабилитации всех наркозависимых ожидать не приходится. Как было ранее отмечено, что процесс реабилитации очень сложен, трудоемок, связан с психологической перестройкой, переориентацией личности. На него оказывает влияние множество факторов самого разнообразного свойства. Поэтому негативные результаты или же отсутствие позитивных результатов в отдельных ситуациях неизбежны даже при идеально организованной работе.

Важнейшими мерами, входящими в содержание психосоциальной модели профилактики наркотизма, являются информационно-просветительские меры. Значение деятельности по их реализации трудно переоценить. В докладе, подготовленном Советом по внешней и оборонной политике по проблеме сдерживания наркотизма России, совершенно справедливо отмечается: »В первую очередь необходимо активизировать сопротивление наркотической пандемии самого общественного организма. Необходима мощная информационно-пропагандистская кампания. Она должна быть направлена на молодежь, родителей. СМИ могут и должны сыграть ключевую роль в защите общества от новой напасти».

В литературе вполне обоснованно предлагается ввести в штат учебных и воспитательных учреждений должность врача-нарколога2, который может осуществлять как функции по раннему выявлению лиц, употребляющих наркотики, так и по оказанию помощи в лечении амбулаторно без огласки, а также в проведении регулярной антинаркотической пропаганды.

Главная задача средств массовой информации заключается в том, чтобы показать, что наркотики — это беда, это загубленная жизнь без нормальной семьи, без любви и дружбы, это серьезные соматические заболевания и психические расстройства, муки абстинентного синдрома, а самое главное — это несвобода, ежеминутная и пожизненная зависимость от наркотика и наркодельца, ставящего свои условия, которым следует подчиняться. Необходимо вырабатывать у граждан, и в первую очередь у детей и подростков, естественное чувство здорового осознанного страха перед наркоманией аналогичного тому, что испытывает человек перед стихийными силами природы, заразными болезнями и который свойственен нам от природы, заложен на генном уровне.

Детализация превентивной деятельности должна осуществляться в локальных программах профилактики наркотизма в школьной и студенческой среде. Такие программы необходимо разрабатывать в каждом учебном заведении. В них должны быть сформулированы основные задачи профилактической деятельности, круг вопросов, решаемых в процессе ее осуществления; определены имеющиеся и потенциальные ресурсы, необходимые для реализации программы (наличие специалистов, источников информации, организационных структур, источников финансирования, материально-технического обеспечения и т. д.), намечены стратегия и тактика профилактики.

В заключение еще раз подчеркнем, что при составлении программы следует учитывать состояние наркоситуации в образовательном учреждении, уровень и профиль учебного заведения, уровень обучающегося в нем контингента, степень осведомленности аудитории о наркомании и наркотизме, ее возможности в восприятии и оценке получаемой информации и иные моменты, способные повлиять на осуществление планируемой профилактической деятельности.

<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 0.93MB/0.00118 sec

WordPress: 21.91MB | MySQL:114 | 1,214sec