Специфика урока иностранного языка и возможности повышения его эффективности

<

111912 2241 13 Специфика урока иностранного языка и возможности повышения его эффективности Урок — это основная организационная форма обучения в школе. Он является не только важной организационной, но и, прежде всего, педагогической единицей процесса обучения и воспитания. Его нравственность, а также основные принципы, методы и средства обучения получают реальную конкретизацию и находят свое правильное решение и воплощаются в жизнь только в ходе урока и через него. Каждый урок вносит свой специфический, свойственный лишь ему вклад в решение задач. Урок выполняет конкретную функцию, в которой находит выражение определенная часть более крупных блоков учебного материала (Махмутов, 1981).

Как процесс обучения иностранному языку в целом, так и отдельный урок отличается целесообразностью и относительной завершенностью. Целостность конкретного урока обеспечивается совокупностью его частей, звеньев, этапов, которые обязательно связаны «красной нитью» и местом в системе уроков, также обладающей тематическим стержнем, развивающимся сюжетом, в контексте которых учебный материал усваивается и применяется. Главное, что качества целостности и относительной завершенности уроку придает именно учитель, который разрабатывает план, конспект или сценарий урока, проектирует его методическую структуру.

Искусство проведения уроков во многом зависит от понимания и выполнения учителем социальных и педагогических требований, которые определяются задачами школы, закономерностями и принципами обучения. (Барменкова, 1993). Немаловажным условием проведения урока является грамотная постановка задач урока и успешная их реализация. Обучение иностранному языку преследует реализацию практических, воспитательных, образовательных и развивающих задач. Практическая, или коммуникативная задача, направлена на формирование у учащихся коммуникативной компетенции. Общеобразовательные задачи призваны заложить основы филологического образования школьников; совершенствовать культуру обучения, что проявляется в специфических коммуникативных умениях: умение начать разговор, поддерживать его, проявляя внимание, заинтересованность, завершить разговор. Немалая роль отводится и воспитательным задачам. Воспитательное значение иностранного языка состоит в воспитании у учащихся положительного отношения к иностранному языку, к культуре страны изучаемого языка. Развивающие задачи намечают пути формирования и развития мотивационной и эмоциональной сфер личности учащихся, ценностных ориентиров, готовности к дальнейшему самообразованию в иностранном языке.

Реализация перечисленных задач является необходимым условием эффективности урока, то есть достижения желаемых результатов (Пассов, 1988).

Иноязычная коммуникация основывается на теории речевой деятельности. Коммуникативное обучение иностранному языку носит деятельностный характер, поскольку речевое общение осуществляется посредством речевой деятельности, которая, в свою очередь, служит для решения задач продуктивной человеческой деятельности, в условиях социального взаимодействия общающихся людей. Участники общения пытаются решить реальные и воображаемые задачи совместной деятельности при помощи иностранного языка. (Владимирова, 2002).

Деятельностная сущность коммуникативно-ориентированного обучения иностранному языку реализуется в условиях гуманистического подхода к обучению. При таком подходе создаются положительные условия для активного и свободного развития личности в деятельности. В общем виде эти условия сводятся к следующему:

— учащиеся получают возможность свободного выражения своих мыслей и чувств в процессе общения;

— каждый участник общения остается в фокусе внимания остальных;

— участники общения чувствуют себя в безопасности от критики, преследования от ошибки и наказания.

<

При гуманистическом подходе к обучению исчезают характерные для учебного процесса познавательные барьеры, снижающие мотивацию учащихся, побуждающие их к раздражительности. (Сластенин, 2001).

Гуманистический подход предполагает обучение, сконцентрированное на ученике. Это означает, что учение, а точнее, взаимодействующие между собой учащиеся являются центром познавательной активности на уроке. (Гальскова, 1991).

Подводя итог вышесказанному, необходимо подчеркнуть важность взаимодействия и сотрудничества учащихся, а также речевого задания для организации коммуникативного усвоения языка. Коммуникативное обучение включает формирование коммуникативной компетенции, то есть внутренней готовности и способности к речевому общению, ориентирующей учащихся на »вхождение» в иное культурное пространство. Для такого обучения характерны, прежде всего, нетрадиционные формы проведения занятий (Теслина, 2002).

Нетрадиционные формы урока английского языка реализуются, как правило, после изучения какой-либо темы или несколько тем, выполняя функции обучающего контроля. Такие уроки проходят в необычной, нетрадиционной обстановке. Подобная смена привычной обстановки целесообразна, поскольку она создает атмосферу праздника при подведении итогов проделанной работы, снимает психологический барьер, возникающий в традиционных условиях из-за боязни совершить ошибку. Нетрадиционные формы урока иностранного языка осуществляются при обязательном участии всех учеников группы/класса, а также реализуются с непременным использованием слуховых и зрительных наглядных пособий. На таких уроках удается достичь самых разных целей методического, педагогического и психологического характера. (Гурвич, 1999).

Методически высокоэффективными, реализующими нетрадиционные формы обучения, развития и воспитания учащихся являются урок-спектакль, урок- праздник, урок-интервью, урок-мюзикл, использование сети Интернет, и другие формы занятий (Мильруд, 2000).

У урока иностранного языка особенная специфика, которую учитель иностранного языка не может не учитывать. Именно преподавание, организованное на основе заданий коммуникативного характера, обучение иноязычной коммуникации, используя все необходимые для этого задания и приемы, является отличительной особенностью урока иностранного языка.

Наиболее полно особенности иностранного языка как учебного предмета раскрыла Зимняя И.А., которая считает, что специфика иностранного языка относится, прежде всего, к его связям с родным языком и затем уже к сопоставлению с другими предметами.

Как правило, взрослый или ребенок приступает к изучению иностранного языка, когда у него в определенной степени уже сформирована когнитивная функция и достаточно успешно реализуется коммуникативная функция. Поэтому для овладения теми же функциями на иностранном языке требуется особое мотивационное обеспечение, актуализация и подкрепление личностно-значимых мотивов овладения иностранным языком как средством межкультурной коммуникации.

Зимняя И.А. отмечает также незначительную плотность общения на иностранном языке. В этой связи эффективность и популярность интенсивных методов обучения иностранному языку как раз и объясняются чрезвычайно высокой плотностью межличностного общения на иностранном языке.

Как известно, овладение родным языком осуществляется в естественной социальной и предметной среде. Что касается иностранного языка, то даже в условиях плотного общения овладение иностранным языком осуществляется учеником преимущественно в коммуникативном плане, сам ученик функционирует, прежде всего, как субъект межличностного общения, а предметный план иностранного языка фактически отсутствует. Тем не менее, в арсенале современной методики обучения иностранному языку есть немало способов наполнения иностранного языка предметным содержанием и смыслом.

В глазах учащихся иностранный язык беспределен, поскольку никто не в состоянии выучить все слова, всю грамматику. Исходя из этого, предпринимается попытка обозначить пределы коммуникативного ядра иностранного языка.

Зимняя И.А. пишет также о неоднородности иностранного языка как учебного предмета, имеющего непосредственное отношение к таким разноплановым явлениям, как система иностранного языка, иноязычная речевая деятельность, иноязычное общение, языковые способности языка. Сведение воедино этих явлений возможно, если разнородный учебный материал по иностранному языку предъявляется на интегративной основе (Филатов, 2004).

Для повышения эффективности урока иностранного языка в современных условиях имеется много возможностей.

К первым из них можно отнести обучение школьников способам познания иностранного языка, необходимым для рациональной самостоятельной работы учащихся по овладению им. Овладение любым предметом вообще, а иностранным языком в большей мере, возможно лишь при условии активной деятельности каждого ученика, вовлечения их в речевую деятельность.

Потребность и необходимость пользоваться изучаемым языком в коммуникативных целях может возникнуть только при условии такой организации учебной деятельности учащихся, которая способна вызывать высокую мотивацию, обеспечивающую не только их активность на уроке, но и сохраняющую свою воздейственную силу и во внеурочное время. Интерес к предмету, желание овладеть им зависят в большей степени от того, какая технология обучения используется, как учит учитель, и как учатся у него школьники. (Немов, 2003).

Тщательная подготовка к уроку иностранного языка — это другая возможность повысить его действенность.

Овладение языком осуществляется, прежде всего, на уроке. Современный урок иностранного языка — это сложное образование. Подготовка и проведение его требуют от учителя большой затраты творческих сил.

Во-первых, на уроке решаются многоплановые задачи. На каждом уроке учащиеся непременно должны получить новые знания в практическом владении изучаемым языком. Она может выразиться в лучшем понимании речи на слух за счет усвоения новых слов, новой грамматической формы, структуры. Материал урока и средства его активизации следует использовать в воспитательных целях. Учитель решает, что конкретно следует воспитывать у школьников на данном уроке, используя приемы и методы для их эмоционального и интеллектуального развития.

Во-вторых, на уроке используются различные организационные формы работы: групповые, парные, индивидуальные. Чтобы вовлечь всех и каждого нужно развивать и совершенствовать свои организаторские способности для подготовки своего рода сценария урока.

В-третьих, урок должен быть обеспечен средствами обучения, соответствующими решаемым задачам.

В-четвертых, использование учителем на уроке компонентов УМК и других средств обучения должно быть доведено до степени свободного манипулирования ими. Это возможно только при условии, если учитель регулярно использует их и содержит постоянно в рабочем состоянии.

В-пятых, важным фактором является создание положительной мотивации в изучении иностранного языка при глубоком знании учителем личности каждого школьника. Это достигается использованием приемов, которые вызывают личную заинтересованность у ребят в выполнении заданий (Полат, 2001).

Таким образом, урок как сложное образование играет решающую роль в овладении учащимися иностранным языком. Урок иностранного языка требует особенно тщательной подготовки. На нем формируются и развиваются речевые навыки у умения.

Глубокое понимание учителем того, что от него ожидают дети, следует рассматривать как еще одну возможность повышения действенности урока иностранного языка.

В глазах школьников учитель, прежде всего, носитель преподаваемого им иностранного языка. Следовательно, первое, что от учителя ожидают учащиеся, — это хорошее практическое владение преподаваемым языком.

Ученик воспринимает учителя иностранного языка как филологически образованного человека, знакомого с иноязычной культурой, интересного собеседника на родном языке. Учитель представляет школьникам культуру страны изучаемого языка, знакомит их с традициями, памятниками культуры, выдающимися деятелями, писателями, художниками и т.д.

Учитель образовывает, воспитывает и развивает учащихся. Он вдохновляет школьников на изучение иностранного языка, организует процесс овладения им. (Рогова, 1986).

<

Комментирование закрыто.

WordPress: 21.28MB | MySQL:115 | 1,253sec