Становление развития системы подготовки социальных работников в России

<

112412 0550 11 Становление развития системы подготовки социальных работников в РоссииУтверждение в начале 90-х гг. XX в. в России специальности »Социальная работа», развитие системы социальных служб вызвали необходимость профессиональной подготовки специалистов по социальной работе и появление соответствующих специальностей в системе образования. Это способствовало открытию новых учебных заведений, новых факультетов по подготовке социальных педагогов и социальных работников в вузах.

Профессиональная подготовка осуществляется в различных формах: с отрывом от производства (очная), без отрыва от производства (очно-заочная, заочная, вечерняя), экстернат. Формируется многоуровневая система подготовки кадров, в которую включены следующие компоненты:

1.Допрофессиональная подготовка, которая осуществляется в социально-педагогических классах общеобразовательных школ и профессионально-технических училищ; в школах социальных педагогов при университетах; в профориентационных объединениях в системе служб социальной помощи

населению.

2.Базовая профессиональная подготовка, которая осуществляется по государственному заказу и на договорной основе. Специалистов готовят средние специальные учебные заведения: педагогические и медицинские училища, социальные колледжи; высшие учебные заведения: университеты, академии, отраслевые вузы. Вузы разрабатывают свои модели профессионального образования данных специалистов, учебные планы и программы на базе Государственных образовательных стандартов с учетом специфики региона и его потребностей в кадровом обеспечении социальной практики. Завершается базовая подготовка получением диплома.

<

3. В формирующейся системе в последние годы активно развиваются также подготовка, переподготовка и повышение квалификации уже работающих социальных педагогов и социальных работников.

Основными формами здесь являются: курсовая переподготовка в ИПК, на ФПК при вузах; семинары и научно-практические конференции; конкурс »Лучший по профессии» и др. Подготовка специалистов высшей квалификации осуществляется через аспирантуру.

В России сложилась сеть учебных заведений, занимающихся подготовкой и переподготовкой социальных работников в настоящее время их число увеличилось до 120. Профессиональная подготовка специалистов по социальной работе осуществляется в более чем 80 высших учебных заведениях- государственных, муниципальных и частных. Сегодня можно говорить о формировании многоступенчатой, многоуровневой системы подготовки и переподготовки социальных работников. Профессиональная подготовка специалистов для социальных служб осуществляется в государственных университетах, педагогических и медицинских вузах, технических и технологических высших учебных заведениях.

Выпускники вузов по направлению и специальности »Социальная работа» получают фундаментальную социально-гуманитарную и естественнонаучную, общепрофессиональную и специальную подготовку. Особое внимание в новых стандартах уделено практической подготовке будущих специалистов социальной работы; практика рассматривается как органическая часть образования в области социальной работы. Начиная с первого курса студент должен пройти ознакомительную, учебную, производственную и преддипломную практику.

Повышенное внимание должно быть уделено отбору будущих студентов в области социальной работы и качеству аттестации их знаний в процессе и в конце обучения. В частности, рекомендуется междисциплинарный комплексный экзамен по направлению и специальности и защиту квалификационной работы проводить в такой форме, чтобы можно было оценить уровень и степень подготовленности студента к будущей профессиональной деятельности.

За прошедшие годы вузами России было подготовлено более 8000 бакалавров, дипломированных специалистов и магистров социальной работы. Опыт их подготовки и работы в различных видах учреждений (в системе Минтруда, Минздрава, Минобороны, Минюста, Минобразования) нашел отражение в содержании нового поколения государственных образовательных стандартов. Однако пределов для совершенствования не существует, имеется много вопросов, решение которых должно содействовать повышению уровня и качества образования в области социальной работы. Вот некоторые из них.

Прежде всего, нужно активизировать работу по созданию полнокровной системы профессионального образования в области социальной работы в стране, В России развивается опережающими темпами высшее профессиональное образование, но совершенно недостаточно развиваются начальное и среднее профессиональное образование. Необходимо провести исследовательскую и научно-методическую работу по разработке конкретного содержания среднего и начального профессионального образования во взаимосвязи с высшим и послевузовским профессиональным образованием в области социальной работы.

Серьезной остается проблема с кадрами научно-педагогических работников. Ныне общепрофессиональные и специальные дисциплины в области социальной работы в большинстве преподают социологи, историки, медики, педагоги, психологи. Разумеется, социологи, педагоги, психологи и медики по профилю не просто близки, а если так можно сказать, родственны научной и практической деятельности в области социальной работы. Однако и им не мешает получить дополнительную квалификацию в области социальной работы, чтобы, с одной стороны, более адекватно применять свою профильную подготовку, а с другой — избегать в работе абсо-лютизации этой подготовки и на этой основе не допускать сужения сущности и содержания социальной работы, которая носит интегративно-комплексный характер.

Наиболее перспективным направлением подготовки научно-педагогических работников вузов является подготовка магистров социальной работы. Но для организации этой подготовки необходимо, чтобы в вузе были научные школы, доктора наук, которые активно занимаются научной и педагогической деятельностью в области социальной работы.

<

Комментирование закрыто.

WordPress: 23.16MB | MySQL:115 | 1,812sec