Становление развития системы подготовки социальных работников в Краснодарском крае

<

112412 0554 11 Становление развития системы подготовки социальных работников в Краснодарском краеНа Кубани специалисты по социальной работе на уровне среднего профессионального образования выпускаются Армавирским юридическим техникумом и его филиалами, на уровне высшего профессионального образования — Кубанским государственным университетом, Институтом экономики и управления в медицине и социальной сфере, Черноморской гуманитарной академией, филиалами Российского государственного социального университета и Кубанского института международного предпринимательства и менеджмента.

Сложившиеся объемы подготовки кадров, как представляется, в целом отвечают существующим запросам рынка труда. По данным о выпускниках Института экономики и управления в медицине и социальной сфере видно, что около половины из них работают в отрасли непосредственно по специальности. Примерно четверть (в зависимости от года окончания вуза) — на родственных направлениях (в кадровых службах, образовательных и медицинских учреждениях и т. д.).

С точки зрения содержания образования, получаемого специалистами по социальной работе, следует отметить ряд позиций, связанных с резервами повышения их профессиональной отдачи.

Во-первых, они связаны с практической подготовкой кадров по интересующей нас специальности. Так, объемы практики составляют здесь 30 недель, что превышает запланированное для основной массы других профилей. По стандарту специальности »Социальная работа» предусмотрено также включение практической работы в учреждениях отрасли непосредственно в учебный процесс в его так называемой теоретической части. Это создает дополнительные возможности для ускоренной профессионализации будущих специалистов, освоения конкретного вида деятельности, в том числе и в области социального обслуживания. Думается, учет этого фактора во взаимодействии специальных учебных заведений с отраслевыми органами управления и учреждениями может дать серьезный положительный эффект.

Второе: анализ содержания программ по специальности »Социальная работа» показывает, что в них заложен значительный »запас» с точки зрения философской, социологической, общекультурной подготовки. Она зачастую шире и фундаментальнее, чем практические аспекты реальной работы сотрудника. В связи с этим иногда высказываются суждения об избыточности изучаемого материала. Думается, сводить вопрос к этому нецелесообразно. Полезнее опираться на фундаментальную подготовку кадров для обеспечения творческой активности специалиста, поиска новых, нестандартных решений профессиональных и общественных проблем. Именно в этом основа инновационных подходов к работе отрасли, необходимость которых сегодня очевидна.

Третий важный момент: регионализация образования применительно к специальности »Социальная работа» сегодня особенно актуальна. Ведь современное законодательство устанавливает принципиально новый объем полномочий и функций для отраслевых органов управления субъектов федерации и, в частности, кубанских.

<

Соответственно, по сравнению с другими специальностями, на порядок возрастает значение регионального компонента и дисциплин специализации по профилю социальной защиты населения. А в этой связи мыслится целесообразным повышение роли органов управления данной отраслью и краевого департамента образования и науки в разработке, утверждении и реализации региональной части содержания подготовки кадров в сфере социальной работы.

И четвертое: в условиях, когда определены новые направления деятельности и новую систему знаний осваивает сразу большое количество практиков отрасли, особое значение приобретает их дополнительное профессиональное образование (переподготовка, повышение квалификации, стажировка). Действенную поддержку в этом оказывает налаженный обмен опытом, разработка методических рекомендаций, информационное сопровождение.

По стажу работы в должности все опрошенные социальные работники распределились следующим образом:

-меньше 1 года — 24,4 %;

-от 1 года до 3 лет — 27,6 %;

-более 3 лет — 48 %.

Ежегодная сменяемость кадрового состава — 27,1 %.

Безусловно, ряд причин можно было бы устранить путем подготовки и переподготовки кадров. Тем более, что по данным опроса социальных работников г Краснодара, 80 % из них хотели бы пройти обучение на курсах повышения квалификации или получить социальное образование. При этом мотивационно-ценностная ориентация социальных работников свидетельствует о важности для них повышения общекультурного, профессионально-теоретического и технологического уровня.

Потребность в повышении качества профессионального потенциала в сфере социального обслуживания может быть удовлетворена путем создания специальной системы обучения, в принципе, в любой управленческой структуре.

Практика показывает, что социальные работники обучаются быстрее, если они непосредственно вовлечены в решение реальных проблем, лучше учатся, когда их роль активна, а не пассивна. С этой целью руководителями используется такая форма обучения, как обучение через деятельность.

Отмечено, что люди наиболее эффективно учатся, в том числе и друг у друга, работая над проблемами и используя собственный опыт. Обучение через деятельность позволяет преодолеть проблему трансформации теоретических знаний в навыки, даёт результаты непосредственно в процессе обучения и позволяет интенсивно участвовать в обучении.

Групповые дискуссии, самостоятельное исследование проблемы, работа в качестве ученика дают гораздо больший и длительный эффект, так как этот вид обучения — творческий.

Широко используется и коллективное обучение. Социальные работники имеют возможность высказывать разные точки зрения на проблемы, с разных сторон рассматривать всю информацию о какой-либо ситуации, и, в особенности, возможные ошибки в процессе их деятельности.

В настоящее время основное бремя по обучению социальных работников лежит на плечах руководителя отделения, реже — руководителей учреждения и специалистов.

Руководителями проводятся систематические планерные занятия по различной тэматике: »Этика социальной работы», »Проблемы людей пожилого возраста», »Методы ведения беседы», »Взаимодействие с учреждениями и организациями», »Диагностика в социальной работе», »Роль ведения документации» и т.д.

Также существует практика индивидуальной работы с сотрудниками, имеющими трудности в работе.

Имеет место и такая форма обучения, как обмен опытом и наставничество. Это стимулирует к труду опытных социальных работников и вселяет уверенность в молодых.

Лекционная форма обучения используется как заведующими, так и специалистами смежных специальностей — юристами, врачами-терапевтами, психологами, — ежегодно в течение одного месяца.

Эта форма обучения практически на рабочем месте удобна и, в общем-то, довольно эффективна, но имеет существенный недостаток — она не может служить основанием для присвоения квалификационного разряда социальным работникам.

В связи с этим актуальным является вопрос об их профессиональном образовании и повышении квалификации в образовательных учреждениях.

В Краснодарском крае в целом достаточно успешно решаются вопросы повышения квалификации работников социальной службы. И это очень важно, так как совершенствование организации социальной помощи населению в дальнейшем не может быть без профессиональной подготовки.

В крае уже более 10 лет реализуется многоуровневая программа подготовки и переподготовки специалистов в области социальной работы (получение специальности в вузе, повышение квалификации на специальных курсах, обучение непосредственно в учреждении).

Подготовка кадров для органов и учреждений социальной защиты населения проводится в Кубанском государственном университете, Институте экономики и управления в медицине и социальной сфере, Анапском, Сочинском и Армавирском филиалах Российского государственного социального университета, а также на базе Краснодарского представительства этого же вуза.

Свою лепту в дело поддержания кадрового потенциала социальных служб на соответствующем уровне внес и Кубанский институт международного предпринимательства и менеджмента, который готовит молодых специалистов для социальных служб на базе своего филиала в г. Кропоткин.

Кроме того, по заказу департамента социальной защиты населения Краснодарского края в рамках краевой целевой программы »Старшее поколение» КИМ-ПиМ неоднократно проводятся курсы повышения квалификации руководителей^ специалистов и заведующих отделениями, работающих в сфере социального обслуживания пожилых людей и инвалидов.

В 2005 году на базе этого института повысили квалификацию 20 руководителей полустационарных учреждений для граждан пожилого возраста и инвалидов а также 22 специалиста из органов социальной защиты населения в территория) края, курирующие вопросы организации социального обслуживания пожилых людей и инвалидов.

В 2006 году КИМПиМом проводятся курсы повышения квалификации для заведующих надомными отделениями социального и социально-медицинского обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.

Общеизвестно, что профессионализм работников социальных служб и эффективность грамотной социальной поддержки населения находятся в прямо пропорциональной зависимости друг от друга.

<

Комментирование закрыто.

WordPress: 23.1MB | MySQL:119 | 1,203sec