Экономическая природа налогов. Классификация налогов » Буквы.Ру Научно-популярный портал<script async custom-element="amp-auto-ads" src="https://cdn.ampproject.org/v0/amp-auto-ads-0.1.js"> </script>

Экономическая природа налогов. Классификация налогов

<

112212 2151 12 Экономическая природа налогов. Классификация налогов Деятельность государства в сфере налогообложения является одним из важнейших рычагов проведения экономической политики в целом. Учет особенностей различных регионов — жизненно важная необходимость при построении практически любой налоговой системы. Без учета индивидуальных особенностей различных регионов невозможно успешное развитие экономики.

Для максимального учета специфических региональных и местных особенностей властям на местах должна быть представлена необходимая свобода маневра в налоговой сфере. Однако региональная налоговая политика не должна идти в противоречие с общегосударственной политикой.

В разных странах бывают, различны, как общее количество региональных и местных налогов, так и их доля в соответствующих бюджетах. В этой связи важна оценка налоговой системы с позиции определения единых принципов взаимодействия со стороны Правительства с органами власти субъектов федерации и органов самоуправления в налоговой сфере. Это находит выражение в установлении и введении различных налогов и сборов, а также в изменении ставок по этим платежам, представлении льгот и отсрочек платежей.

Доходная часть каждого бюджета формируется исключительно за счет законодательно закрепленных за данным бюджетным уровнем налогов. Все виды налогов, ставки, условия их взимания и другие вопросы регламентируют органы власти. Региональные и местные органы государственной власти определяют ставки налогов в пределах части, зачисляемой в соответствующий бюджет. При этом общий размер налоговой ставки, устанавливаемой ниже стоящим уровнем, может ограничиваться Правительством РФ [7, 29с].

Например, в России существует федеральный налог на прибыль субъекта Федерации. Порядок установления и функционирования этого налога определяется федеральным законом. Органы власти субъекта Федерации могут лишь менять ставку данного налога, поступающей в соответствующий региональный бюджет.

Как правило, общегосударственное налоговое законодательство значительно более консервативно, чем региональное и местное.

Общегосударственным законодательством устанавливаются виды налогов, порядок их сбора, ставки, все вопросы, связанные с их функционированием. Суммы собранных налогов делятся между бюджетами всех уровней. Порядок, сроки и условия этого раздела также устанавливается Правительством РФ. Пропорции раздела налогов между различными бюджетами могут устанавливаться исходя из численности населения, географического положения того или иного региона, его промышленного потенциала и других разнообразных факторов. Порядок раздела может устанавливаться ежегодно (например, при составлении и утверждении федерального бюджета). Для более долгосрочного закрепления долгосрочных пропорций могут приниматься соответствующие законодательные акты.

На сегодняшний день нет достаточных оснований к существующему расширению налоговых полномочий субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Это принесет огромный вред государственным финансам и может поставить вопрос о целостности российской экономики.

По административному признаку, в зависимости от того, какой орган их вводит и имеет право изменять и конкретизировать, налоги подразделяются на:

— федеральные;

— региональные (территориальные);

— местные.

Полностью зачисляются в федеральный бюджет следующие налоги, т.е. сто процентов: акциз на бензин, платежи на воспроизводство минерально-сырьевой базы, налог на операции с ценными бумагами, государственная пошлина арбитражных судов, сбор за использование наименования «Россия», налог на реализацию горюче-смазочных материалов, плата за воду. Также в этот бюджет зачисляются: налог на прибыль предприятия — (5%), 37%. Налог на прибыль банков, страховых компаний – 30%, платежи за пользование природными ресурсами: по минеральной воде, кварц для металлургии и другие полезные ископаемые.

Доходы регионального (территориального) бюджета формируются за счет НДС–25%, акцизы на питьевой спирт, водку и ликероводочные изделия-25%, часть налога на прибыль предприятий — (17%), 7%, налога на прибыль банков, страховых компаний — 25%, размеров ставок платежей за пользование

природными ресурсами тот же что и размер ставок этих платежей зачисленных в федеральный бюджет. Полностью зачисляется в региональный бюджет налог на пользование автодорог.

В местный бюджет зачисляются полностью: акциз на пиво, платежи за пользованием природными ресурсами. Также в местный

бюджет зачисляются (частично): акцизы на питьевой спирт, водку и

ликероводочные изделия, налог на прибыль предприятий, налог на прибыль банков и страховых компаний, налог на имущество предприятий, платежи за пользование минеральной водой, кварцем для металлургии.

Налоги, по сути, выполняют две основные функции: фискальную и регулирующую, которые взаимосвязаны и взаимозависимы, причем вторая не может развиваться в ущерб первой. При этом основная функция налогов — фискальная по обеспечению наполняемости государственной казны.

Мировой опыт свидетельствует о том, что функции налогов меняются по мере развития государства.

В нашей стране законодательные нормы в области налогообложения носят пока ярко выраженный фискальный характер, а налоговые органы

выполняют функцию контроля по уплате налогов, тогда как регулирование

экономики с помощью налогов развито пока слабо.

<

Однако первостепенное значение налогов заключается в том, что они служат инструментом реализации экономической политики государства

Под налогом, как экономической категорией, понимают обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляющий плательщиком в порядке и на условиях, определенных законодательным актом.

Плательщиками налогов являются юридические лица, физические лица, на которых в соответствии с законодательными актами возложена обязанность, уплачивать налоги [2, с. 32].

Налогоплательщик подлежит в обязательном порядке на учет в органах Министерства налогов и сборов Российской Федерации.

Объектами налогообложения являются доходы, стоимость определенных товаров, отдельные виды деятельности налогоплательщика, операции с ценными бумагами, пользование природными ресурсами, имущество юридических и физических лиц, передача имущества, добавленная стоимость продукции, работ и услуг и другие объекты, установленные законодательными актами.

Один и тот же объект облагается налогом одного вида только один раз за определенный законом период налогообложения.

Налоговые ставки, за исключением ставок акцизов и таможенных пошлин, устанавливаются Государственной Думой РФ.

На отдельные виды и группы товаров, ставки акцизов устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Зачисление налоговых поступлений в бюджеты разного уровня и во внебюджетные фонды осуществляется органами власти.

Обязанность юридического лица по уплате налога прекращается по уплате налога либо списания налога. Невозможность уплаты налога является основанием для признания юридического лица в установленном законом порядке, осуществляющего предпринимательскую деятельность, банкротом [26, с. 51].

Предприятия обязаны до наступления срока платежа сдать платежное поручение соответствующим учреждениям банка на перечисления налогов в бюджет или во внебюджетные фонды. Указанные платежные поручения банками и кредитными учреждениями исполняются в первоочередном порядке.

Существуют следующие виды налогов, взимаемых на территории Российской Федерации:

1. Федеральные налоги;

2. Региональные (территориальные);

3. Местные налоги.

Органы государственной власти всех уровней не вправе вводить дополнительные налоги и обязательные отчисления, не предусмотренные законодательством Российской Федерации, равно как и повышать ставки установленных налогов и налоговых платежей.[7. 44с]

К федеральным налогам относятся:

1. Налог на добавленную стоимость (НДС);

2. Акцизы на отдельные виды и группы товаров;

3. Налог на доходы банков;

4. Налог на доходы от страховой деятельности;

5. Налог с биржевой деятельности (биржевой налог);

6. Налог на операции с ценными бумагами;

7. Таможенная пошлина;

8. Отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, зачисленные

в специальный внебюджетный фонд;

9. Платежи за пользование природными ресурсами, зачисленные в федеральные бюджеты, территориальные (региональные), местные бюджеты в порядке и на условиях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации;

10. Подоходный налог (на прибыль) предприятий;

11. Налоги, служащие источниками образования дорожных фондов, зачисленные в эти фонды, в порядке, определенном законодательными актами о дорожных фондах;

12. Гербовый сбор;

13. Государственная пошлина;

14. Налог на имущество, переходящее в порядке наследования и дарения.

К налогам республик в составе Российской Федерации и

налогам краев, областей, автономных областей, автономных

округов относятся:

1. Налог на имущество предприятий;

2. Лесной налог;

3. Транспортный налог;

4. Налог с продаж;

5. Налог на игорный бизнес;

6. Региональные лицензионные сборы;

7. Плату на воду, забираемую промышленными

предприятиями из водохозяйственных систем.

К местным налогам, взимаемым с предприятий относятся:

1. Сбор за право торговли;

2. Целевые сборы с юридических лиц на содержание,

милиции, на благоустройство территории и так далее;

3. Налог на рекламу, он уплачивается юридическими лицами,

рекламирующими свою продукцию;

4. Лицензионный сбор за право торговли ликероводочными

изделиями;

5. Сбор за уборку территории населенных пунктов;

6. Земельный налог;

7. Налог на наследование или дарение;

8. Налог на содержание жилищного фонда и объектов

социально-культурной сферы.

Структура налогов, взимаемых на территории Российской Федерации видна из приложения 1.

Также налоги можно разделить по характеру налогового изъятия:

— косвенные налоги;

— прямые налоги.

Косвенные налоги взимаются посредством введения государственных надбавок к ценам на товары и услуги, уплачиваемых покупателями и поступающих в государственный бюджет. К таким налогам относятся: акцизные налоги, таможенные пошлины, налог на добавленную стоимость, налог на имущество, переходящее в порядке наследования и дарения, налог на ценные бумаги.

Косвенные налоги именуются еще безусловными в связи с тем, что они не связаны непосредственно с доходом налогоплательщика и взимаются вне зависимости от конечных результатов деятельности, получения прибыли.

Прямые налоги взимаются непосредственно по ставке или фиксируемой сумме с дохода или имущества налогоплательщика, так что он ощущает их в виде недополучения дохода. К ним относятся все остальные налоги (кроме косвенных) о которых было сказано выше.

Итак, прямые налоги распространяются на стадии производства и реализации продукции, косвенные в большей степени регулируют процессы распределения и потребления.

По степени обложения налоги подразделяются:

— прогрессивные, когда тяжесть налогообложения возрастает с ростом размеров доходов;

— регрессивные, когда тяжесть снижается с ростом доходов;

— пропорциональные, когда тяжесть налогообложения не меняется независимо от размеров облагаемого объекта.

По способу перечисления:

— налог может перечисляться автоматически, то есть сумма налога снимается с выплачиваемой суммы до получения ее работающими;

— самостоятельно – получившие доход перечисляет

— необходимую сумму в соответствующий фонд или бюджет;

— по поручению – специальные органы перечисляют

— разрешение на снятие суммы налога со счета работающего.

По назначению налоги различают:

— общие (немаркированные);

— целевые (маркированные);

Общие — это налоги, которые формируют доходную часть бюджета и

расходуются на любые цели, определяемые при утверждении бюджета.

Целевые (маркированные) — это те, которые предназначены для

определенных целей установленных при их введении. Целевые налоги являются инструментом аккумулирования средств для последующих, индивидуальных выплат.

Способы взимания налогов.

В налоговой практике существует три способа взимания налогов.

Первый способ — кадастровый — предлагает использование кадастра.

Кадастр это реестр, который содержит перечень типичных объектов (земли, доходов), классифицируемых по внешним признакам и устанавливает среднюю доходность объекта обложения. К внешним признакам относятся: при поземельном налоге — размер участка, количество скота, удалённость от транспортных путей рынка; при домовом — количество окон, дверей, труб, характер постройки; при промысловом — численность рабочих, количество станков и так далее.

Средняя доходность объекта, базирующаяся на этих признаках, значительно отклоняется от действительной. Существуют поземельный, по- домовой, промысловый кадастры. Данный способ имеет в значительной мере исторический характер. Он применяется при слабом развитии налогового аппарата.

При втором способе налог удерживается бухгалтерией того юридического лица, которое выплачивает доход субъекту налога(у источника дохода). Таким путём выплачивается налог с заработной платы. Налог удерживается посредником – сборщиком до получения дохода субъектом, что снижает возможность уклонения его от уплаты налога.

Третий способ предусматривает подачу налогоплательщиком в налоговые органы декларации, то есть официального заявления о получаемых им доходах [28, с. 102].

Все вышеперечисленные способы могут применяться на предприятиях и организациях сферы услуг в зависимости от их специфики и внутриотраслевой направленности.

<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 0.92MB/0.00109 sec

WordPress: 23.63MB | MySQL:117 | 1,425sec