Анализ ассортимента и структуры выпускаемой продукции

<

102013 1427 1 Анализ ассортимента и структуры выпускаемой продукции

1 Теоретические аспекты анализа структуры и ассортимента выпускаемой продукции

1.1 Задачи и источники анализа производства продукции

 

Цель анализа производства и реализации продукции состоит в выявлении наиболее эффективных путей увеличения объема выпуска продукции и улучшения ее качества, в изыскании внутренних резервов роста объема производства [9, 184].

Основными задачами анализа объема производства и реализации продукции на предприятиях являются:

оценка динамики по основным показателям объема, структуры и качества продукции;

проверка сбалансированности и оптимальности бизнес-планов, плановых показателей, их напряженности и реальности;

выявление степени количественного влияния факторов на изменение величины объема производства и реализации продукции;

выявление внутрихозяйственных резервов увеличения выпуска и реализации продукции;

разработка мероприятий по использованию внутрихозяйственных резервов для повышения темпов роста продукции, улучшения ассортимента и качества продукции [7, 222].

Объектами данного направления анализа являются:

объем производства и реализации продукции,

ассортимент и структура продукции,

качество продукции,

ритмичность продукции [8, 139].

В процессе анализа производства и реализации продукции должны быть вскрыты причины, тормозящие рост производства, а именно:

недостатки в организации производства и труда;

нерациональное использование материальных, трудовых и денежных ресурсов;

брак продукции.

Источниками информации для анализа производства и реализации продукции являются унифицированная статистическая форма отчетности № 1-П, форма № 1-П (квартальная) «Квартальная отчетность промышленного предприятия (объединения) о выпуске отдельных видов продукции в ассортименте», форма № 2 «Отчет о прибылях и убытках», ведомость № 16 «Движение готовых изделий, их отгрузка и реализация», бизнес-план, оперативные планы-графики и т.д.

 

1.2 Методика оценки динамики и выполнения плана продаж и производства продукции

 

Одним из обобщающих показателей экономической эффективности производства является рост производства продукции (работ, услуг) в стоимостном выражении продукции [7, 223]. Развитие и расширение производства осуществляется за счет эффективного использования материальных, трудовых и денежных ресурсов. Продукция предприятия является прямым конечным результатом его основной деятельности.

Производство продукции оценивается в натуральных, условно-натуральных, трудовых и стоимостных измерителях. Объем производства характеризуется валовой и чистой продукцией, объем выпуска — товарной и готовой продукцией, объем реализации — отгруженной и реализованной товарной продукцией [9, 185].

При планировании, учете и оценке производства продукции наряду с натуральными показателями (ассортимент и номенклатура) используются и стоимостные показатели (валовая, товарная, реализованная продукция) [11, 181].

Товарная продукция характеризует объем производства по полностью законченным и подлежащим реализации (для продаж) продукции, работ, услуг.

Ее анализ проводят по вышеуказанным формулам, но все же приведем их новь:

Объем реализованной продукции в стоимостном выражении (Пр) можно рассчитать по формуле

102013 1427 2 Анализ ассортимента и структуры выпускаемой продукции (1)

где 102013 1427 3 Анализ ассортимента и структуры выпускаемой продукции – объем товарной продукции i-го вида в оптовых ценах предприятия;

102013 1427 4 Анализ ассортимента и структуры выпускаемой продукции– изменение остатков готовой продукции i-го вида на складе предприятия на начало и конец планируемого периода;

102013 1427 5 Анализ ассортимента и структуры выпускаемой продукции— изменение остатков готовой продукции i-го вида, отгруженной, но не оплаченной потребителем на начало и конец панируемого периода;

n — количество видов товарной продукции (i= 1,2, 3,…, n).

Необходимо также рассчитать величину реализованной продукции характеризует валовой доход предприятия (Дв) в плановом периоде:


102013 1427 6 Анализ ассортимента и структуры выпускаемой продукции (2)

где 102013 1427 7 Анализ ассортимента и структуры выпускаемой продукции– валовой доход предприятия от реализации i-го вида продукции;

102013 1427 8 Анализ ассортимента и структуры выпускаемой продукции– цена единицы 1-го вида продукции (оптовая, договорная);

102013 1427 9 Анализ ассортимента и структуры выпускаемой продукции – планируемый объем продаж i-го вида продукции (i = 1, 2, 3,…, n) в натуральном выражении.

Величина среднего дохода (102013 1427 10 Анализ ассортимента и структуры выпускаемой продукции) определяется следующим образом::

102013 1427 11 Анализ ассортимента и структуры выпускаемой продукции
(3)

Учитывая, что в условиях, когда в планируемом периоде предусматривается изменение отпускных цен, средний доход представляет собой не что иное, как среднюю цену, то есть

102013 1427 12 Анализ ассортимента и структуры выпускаемой продукции

Плановый объем товарной продукции (Пт) рассчитывается по формуле

102013 1427 13 Анализ ассортимента и структуры выпускаемой продукции (4)

где 102013 1427 14 Анализ ассортимента и структуры выпускаемой продукции – план выпуска г-го вида продукции в натуральном выражении;

102013 1427 15 Анализ ассортимента и структуры выпускаемой продукции – действующая оптовая цена i-го вида продукции (i = 1,2, 3,…, n);

n — количество видов товарной продукции;

102013 1427 16 Анализ ассортимента и структуры выпускаемой продукции – объем услуг и работу j-го вида промышленного характера (j = 1, 2, 3,…, m);

m – количество видов работ промышленного характера.

Заметим, что она оценивается обычно в сопоставимых ценах. Объем валовой продукции (Пв) рассчитывается по формуле

Пв = Пт + (Нк – Нн) + (Ик – Ин), (5)

где Нк, Нн – остатки незавершенного производства в стоимостном выражении на конец и начало планового периода соответственно;

Ик, Ин – остатки инструментов и приспособлений собственного производства на конец и начало планового периода.

Плановый объем чистой продукции (ПЧ) рассчитывается по формулам

ПЧ = ПрЗмОа, (6)

ПЧ = ЗП + Пб, (7)

где Зм –материальные затраты, включаемые в себестоимость продукции;

Оа – амортизационные отчисления на полное восстановление основных фондов;

ЗП — заработная плата с начислениями не нее;

Пб – прибыль от реализации продукции.

Условно чистая продукция (Пу) в отличие от чистой содержат амортизацию и рассчитывается по формулам

ПУ = Пр + Зм, (8)

Пу = ЗП + Пб+ Оа. (9)

Общий объем производства в стоимостном выражении характеризуется валовой продукцией, которая зависит от трудоемкости, материалоемкости и рентабельности изготовленной продукции. Там, где остатки незавершенного производства незначительны по размерам или не имеют больших колебаний в отчетных периодах, товарная и валовая продукция имеют одинаковый состав, в остальных случаях расчет валовой продукции следует исчислять с учетом остатков незавершенного производства [9, 189].

Общий объем продукции, работ, услуг оценивается фактически в оптовых ценах без НДС, акцизов, спецналогов и отражается в форме № 1-П.

Валовая продукция характеризует объем производства как по полностью законченным и подлежащим реализации, так и по незаконченным изделиям.

В процессе анализа проверяется выполнение плана по выпуску (если имеется план) и дается оценка изменения объема продукции по сравнению с предыдущим годом [11, 183].

Анализ начинается с изучения динамики выпуска продукции, расчета темпов роста и прироста продукции. Для анализа используются данные формы № П-1, которые сводятся в аналитическую таблицу.

Объем выпуска продукции, исчисленный в стоимостном выражении, не всегда дает правильное представление об объеме выполненных предприятием работ по выпуску продукции [9, 190]. Это связано с тем, что на показатель объема выпуска продукции в стоимостном выражении оказывают влияние изменение структуры выпускаемой продукции и изменение стоимости сырья.

Изменение структуры вызывается рядом причин:

отсутствием необходимой техники,

недостатками в организации материального обеспечения,

изменением себестоимости изделия [8, 142].

При наличии структурных сдвигов стоимостные показатели не отражают реальные трудовые затраты. Это обусловлено тем, что стоимость продукции состоит из затрат живого и овеществленного труда, соотношение этих затрат в различных видах продукции различно, вследствие чего выделяют трудоемкое, материалоемкое, капиталоемкое производство. Поскольку между ценами и затратами труда нет прямо пропорциональной зависимости, то изменение структуры производства может оказывать существенное влияние на объем производства в стоимостном выражении (завышая или занижая его).

Это требует использования и других измерителей объема производства, более точно характеризующих трудоемкость производства продукции на данном предприятии. К ним относится объем производства, исчисленный в нормо-часах или в нормативной зарплате.

Использование показателей, реально отражающих трудоемкость производства продукции, предполагает определение объема продукции, произведенной собственными силами хозяйствующего субъекта, а также производительности труда, фондоемкости, фондоотдачи, материалоемкости, материалоотдачи продукции [7, 225].

Для того чтобы рассчитать объем производства в нормо-часах, необходимо количество каждого вида продукции по плану, отчету и за предыдущий год умножить на изготовление единицы изделия [8, 143]. Полученное общее количество нормо-часов на изготовление отдельных изделий суммируют, что дает общий объем производства в нормо-часах. После чего исчисляют темпы роста объема производства в нормо-часах и выполнение плана.

Необходимые данные для расчета получают из бизнес-плана, формы № П-1 (по выпуску продукции), затраты труда в нормо-часах на единицу продукции из бизнес-плана или данных оперативно-технического учета.

Измерение объема производства в нормо-часах имеет недостаток, так как не отражает качество затраченного труда (различий в сложности труда).

Измерение объема производства в нормативной зарплате имеет определенные преимущества, так как отражает использование труда различной сложности и квалификации, служит мерой затраченного труда и дает качественную характеристику трудовых затрат.

Расчет объема производства в нормативной зарплате определяется путем умножения количества выпущенной продукции в натуральном выражении по плану и факту на норматив заработной платы на единицу продукции. Суммируя расход нормативной зарплаты, по всем изделиям определяют плановый и фактический объемы производства в нормативной зарплате. Определяем отклонение в целом по изделиям по удельному весу. На основе проведенных расчетов делаем вывод.

Затем проводится оперативный анализ производства и отгрузки продукции, в котором отражаются плановые и фактические сведения о выпуске и отгрузке продукции по объему, ассортименту, качеству за день нарастающим итогом с начала месяца, а также отклонения от плана.

Анализ реализации продукции связан с анализом выполнения договорных обязательств по поставкам продукции [7, 229]. Недовыполнение плана по договорам для предприятий оборачивается уменьшением выручки, прибыли, выплатой штрафных санкций, что может привести к потере рынка сбыта, а следовательно, к снижению производства.

Процент выполнения договорных обязательств рассчитывается путем деления разности между плановым объемом отгрузки по договорным обязательствам и суммы недопоставленной продукции на плановый объем:


102013 1427 17 Анализ ассортимента и структуры выпускаемой продукции (11)

Результаты финансово-хозяйственной деятельности во многом определяются ассортиментом и структурой производства и реализации продукции. Рассмотрим методику анализа ассортимента и структуры продукции.

 

1.3 Методика анализа ассортимента и структуры производства и реализации продукции

 

В составе товарной и реализованной продукции могут быть изделия с низким уровнем рентабельности либо не востребованные изделия. Чтобы избежать последствий, необходимо изучать факторы, воздействующие на спрос данных видов продукции, с целью поиска путей недопущения или минимизации потерь. Отсюда следует, что хозяйствующий субъект должен постоянно работать по формированию товарного ассортимента.

Формирование ассортимента — проблема конкретных товаров, их отдельных серий, определения соотношения между «старыми» и новыми» товарами, товарами массового, серийного и единичного производства, «наукоемкими» и «обычными». Основная цель ассортиментной концепции заключается в том, чтобы сориентировать предприятие на выпуск товаров, которые по своей структуре, потребительским свойствам и качеству наиболее полно соответствуют потребностям покупателей. Товаропроизводитель занят не просто созданием и производством товаров, но и формированием клиентуры. Формирование ассортимента и структуры выпуска продукции должно учитывать и эффективное использование трудовых, материальных и финансовых ресурсов, имеющихся в его распоряжении [11, 184].

В процессе анализа необходимо выяснить, как хозяйствующий субъект выполняет план по ассортименту в натуральном и стоимостном выражении, какова динамика выпуска отдельных видов изделий.

В процессе анализа необходимо установить выполнение плана и динамику по производству сертифицированной продукции. Дать оценку выполнения задания по, сертифицированной продукции.

Особое внимание необходимо уделить изучению выполнения плана по выпуску новых видов изделий, которые могут выступать как дополнение к существующему в прошлом периоде ассортименту, либо как замена выпускаемой продукции. По результатам проведенного анализа сделать выводы. Следует изучить выполнение плана по изделиям, которые являются объектом кооперированных поставок согласно заключенным договорам [8, 148].

Выполнить задание по ассортименту означает выпустить изделия по заданной номенклатуре.

Оценка выполнения плана по всему ассортименту предусматриваемой предприятием продукции исчисляется с помощью среднего процента выполнения задания по ассортименту (Ас%) [9, 184].

Существует несколько способов расчета среднего процента выполнения задания по ассортименту.

Наиболее точно характеризует степень выполнения плана по ассортименту средний процент, исчисленный по способу наименьшего числа, т.е. в счет выполнения плана принимается наименьшее число из двух величин: планового и фактического выпуска продукции по каждому изделию:

102013 1427 18 Анализ ассортимента и структуры выпускаемой продукции

Продукция, изготовленная сверх плана или не предусмотренная планом, не засчитывается в выполнение плана по ассортименту [9, 185].

Данный способ расчета приемлем в том случае и на тех предприятиях, где номенклатура выпускаемой продукции невелика.

Оценка выполнения задания по ассортименту предполагает выявление причин недовыполнения плана по ассортименту и определение мероприятий по обеспечению выполнения плана. Всю совокупность причин, влияющих на данный показатель, можно разделить на две группы: внешние и внутренние продукции [7, 230].

К внешним причинам относят конъюнктуру рынка, востребованность продукции по видам изделий, состояние материально-технического обеспечения, состояние рынка сырья.

Внутренними причинами являются низкий уровень организации производства и труда, низкое техническое состояние активной части основных фондов, непроизводительные потери рабочего времени, недостатки в системе управления и материального стимулирования работников.

В тех случаях, когда номенклатура выпускаемой продукции велика, а следовательно, невозможно воспользоваться первым способом расчета, используют более простой способ.

Для этого необходимо определить сумму недовыпущенной продукции по изделиям, по которым план недовыполнен, вычесть полученную сумму из планового объема продукции, полученный результат разделить на сумму планового выпуска продукции и умножить на 100%.

Увеличение объема производства (реализации) по одним видам продукций приводит к изменению ее структуры, т.е. соотношения отдельных изделий в общем их выпуске. Выполнить план по структуре означает сохранение в фактическом выпуске продукции запланированного соотношения отдельных ее видов продукции [7, 232].

Изменение структуры выпуска и реализации изменяет все показатели работы: объем выпуска и реализации, материалоемкость, себестоимость, прибыль, рентабельность, финансовую устойчивость. При увеличении удельного веса дорогостоящей продукции увеличивается объем выпуска в стоимостном выражении, и наоборот. Возрастание удельного веса высокорентабельной продукции приводит к увеличению прибыли, и наоборот.

Расчет влияния структуры производства и уровень объема выпуска и прибыли можно определить, используя способ цепных подстановок. Для этого необходимо определить плановый и фактический объемы выпуска (при изменении структуры), найти отклонение по объему выпуска. Затем рассчитать коэффициент выполнения плана по товарной продукции в целом по предприятию ((фактический объем/плановый объем) х 100%) (по выпуску в натуральном выражении).

Затем пересчитать плановый выпуск продукции по каждому виду на коэффициент выполнения по товарной продукции (Квп) и в целом по предприятию, что позволит определить товарный выпуск продукции при фактическом объеме выпуска по плановой структуре:

П vф.стр.пл = П тп.пл
×
Квп
(13)

где П vф.стр.пл – объем товарной продукции,

П тп.пл – фактический объем выпуска по плановой структуре.

Чтобы определить влияние структуры, необходимо от фактического выпуска товарной продукции (исчисленного при всех фактических показателях) вычесть товарный выпуск продукции при фактическом объеме, но плановой структуре. Если при фактической структуре объем товарной продукции вырастает, то это свидетельствует о том, что увеличилась доля более дорогостоящей продукции в общем ее выпуске. Определить влияние изменения структуры на изменение выпуска продукции можно и способом процентных разностей, по формуле:

±DПВПСТР = (КвпСТ – Квпн) × П вп.пл
(14)

где ±DПВПСТР
— изменение объема выпуска продукции за счет изменения структуры;

КвпСТ , Квпн — соответственно, коэффициенты выполнения плана по производству продукции, рассчитанные на основании стоимостных и условно-натуральных показателях,

П вп.пл — запланированный выпуск в стоимостном выражении.

По результатам проведенных расчетов необходимо сделать выводы.

Вопрос качества — это вопрос экономии материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Качество характеризуется надежностью, долговечностью, безопасностью, наличием или отсутствием рекламации, поэтому при анализе производственной программы следует оценить качество продукции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Организационно-экономическая характеристика ООО «ТАКТИКА-ЮГ» как объекта исследования

2.1 Организационно-правовая характеристика предприятия

 

Предприятие ООО «ТАКТИКА-ЮГ» является одним из крупнейших промышленных предприятий г. Краснодара, оно находится в черте города, на территории Карасунского округа. Организационно-правовой формой предприятия является закрытое акционерное общество, предприятие находится по адресу: 350080, г. Краснодар, ул. Новороссийская, 301.

Предприятие хорошо обеспечено подъездными путями, оно находится на окраине не в жилой зоне, что благоприятствует поддержанию нормальной экологической обстановке в городе. Предприятие обеспечено собственным автомобильным парком, что позволяет работать ему с поставщиками из всех районов края. Также предприятие работает с другими субъектами РФ и республиками бывшего СССР.

В состав структурных подразделений ООО «ТАКТИКА-ЮГ» входят: три цеха основного производства — цех по производству картона кровельного; цех по производству мягкой кровли; цех по производству асбоцементных труб- и вспомогательные цеха и участки: РМЦ; электроцех; ПСЦ; транспортный цех; участок по ремонту зданий и сооружений; участок КИПИА; цех очистки сточных вод, санитарно-промышленная лаборатория, участок по ремонту автомобилей, участок по производству растворов, бетонов и изделий из них.

Среднесписочная численность работающих – 995 чел., в т. ч. ППП – 934 чел.

Мощность производственного технологического оборудования: – картон кровельный –34,8 т. тонн (картоноделальные машины типа К-2, 2 шт.); мягкая кровля – 67,5 млн. м2 (рубероидный агрегат марки СМА — 184, 3 шт.); асбоцементные трубы 4-х типов размеров – 2240 укм. (асботрубные машины СМ-871, СМА-256).

 

102013 1427 19 Анализ ассортимента и структуры выпускаемой продукции

 

Высшим органом управления предприятия «ТАКТИКА-ЮГ» является собрание акционеров. Один раз в год предприятие проводит годовое собрание акционеров, но помимо годового могут созываться чрезвычайные собрания.

Чрезвычайные собрания акционеров могут быть созваны директором для рассмотрения любых вопросов. В обществе создается исполнительный орган, осуществляющий текущее руководство его деятельностью (правление). В состав правления общества входят семь членов Наблюдательного Совета ООО «ТАКТИКА-ЮГ» директор общества, председатель Наблюдательного Совета; главный бухгалтер предприятия и другие.

Основной задачей правления является выработка политики с целью увеличения прибыльности общества и обеспечение выполнения планов общества. Правление является исполнительным органом общества. Заседания правления проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц. Правление имеет право принимать решения по всем вопросам деятельности общества и его внутренним делам. Директор осуществляет оперативное руководство деятельностью общества и наделяется в соответствии с законодательством РФ всеми необходимыми для выполнения этой задачи полномочиями.

На предприятии ООО «ТАКТИКА-ЮГ» существует система единой финансово-экономической службы на базе объединения планово-экономического и финансового отделов предприятия. При этом здесь усиливаются аналитические функции и функции управления финансами, что способствует более обоснованной разработке не только текущих, но и стратегических, перспективных планов, эффективному использованию как существующего, так и будущего потенциала предприятия. В связи с этим руководителю предприятия следует оценить возможности внедрения аналогичных изменений на предприятии.

На предприятии ООО «ТАКТИКА-ЮГ» отсутствует служба по управлению персоналом. Всем процессом управления на предприятии занимается директор, то есть здесь реализуется принцип централизации управления. Преимущества централизованной структуры состоят в экономически эффективном использовании персонала, высокой степени координации и контроля за специализированными видами деятельности, в уменьшении вероятности того, что подразделения начнут расти в ущерб организации в целом

Предприятие также имеет ряд объектов: жилищно-коммунальной сферы (жилые дома, общежития, коттеджи), социально-культурной сферы (дом культуры, детский садик), объекты охраны природы, пожарной безопасности и гражданской обороны.

 

2.2 Экономическая характеристика предприятия

 

Основные экономические показатели, характеризующие результаты деятельности ООО «ТАКТИКА-ЮГ» за период с 2003 года по 2005 год находят свое отражение в таблице 1.

Таблица 1 – Результаты деятельности ООО «ТАКТИКА-ЮГ»

 

Показатель

Годы 

Абсолютное отклонение

Темпы роста 

2003

2004

2005

2004 к 2003

2005 к 2004

2004 к 2003

2005 к 2004

1. Выручка от реализации, тыс.руб.

303776 

357384 

366610 

53608 

9226 

117,65 

102,58 

2. Себестоимость реализованной продукции, тыс. руб.

209606 

246595 

219966 

36989 

-26629 

117,65 

89,20 

3. Прибыль от реализации, тыс. руб

94170 

110789 

146644

16619 

35855 

117,65 

132,36 

4. Прибыль до налогообложения, тыс. руб.

93629 

110152 

145721 

16523 

35569 

117,65 

132,29 

5. Среднегодовая стоимость основных средств, тыс. руб.

131488 

132819 

137965 

1331 

5146 

101,01 

103,87 

6. Среднегодовая стоимость оборотных средств, тыс. руб.

76899 

87515,5 

128491,5 

10616,5 

40976 

113,81 

146,82 

7. Среднесписочная численность персонала, чел.

320 

310 

275 

-10 

-35 

96,88 

88,71 

8. Фонд оплаты труда, млн. руб.

181 

150 

154 

-31 

4 

82,87 

102,67 

9. Затраты на 1 руб. реализованной продукции, коп.

69,00 

69,00 

60,00 

0,00 

-9,00 

100,00 

86,96 

Продолжение таблицы 1

Показатель

Годы 

Абсолютное отклонение

Темпы роста 

2003

2004

2005

2004 к 2003

2005 к 2004

2004 к 2003

2005 к 2004

10. Рентабельность продукции, %

44,93 

44,93 

66,67 

0,00 

21,74 

11. Рентабельность производства, %

44,93 

49,99 

54,69 

5,06 

4,70 

12. Фондоотдача, руб. 

2,31 

2,69 

2,66 

0,38 

-0,03 

116,47 

98,76 

13. Коэффициент оборачиваемости оборотных средств, раз 

3,95 

4,08 

2,85 

0,13 

-1,23 

103,38 

69,87 

14. Период оборачиваемости оборотных средств, дней

92,40 

89,38 

127,93 

-3,02 

38,55 

96,73 

143,13 

15. Производи-тельность труда, тыс. руб./чел.

1678,32 

2382,56 

2380,58 

704,24 

-1,98 

141,96 

99,92 

16. Среднемесячная заработная плата, тыс. руб.

3,42 

5,20 

6,69 

1,78 

1,49 

151,96 

128,66 

 

Таким образом, выручка на предприятии в 2004 году выросла на 53608 тыс. руб. (117,65%), в 2005 году абсолютный прирост составил 9226 тыс. руб. (102,58%). Предприятие прибыльно на всем исследуемом промежутке времени. Прибыль от реализации в 2003 году составляла 94170 тыс. руб., в 2004 г. данный показатель увеличился на 16619 тыс. руб. (117,65%), а в 2005 г. достиг 146644 тыс. руб. (темп роста равен 132,29%). Прибыль до налогообложения составляла 93629 тыс. руб., 110152 тыс. руб. и 145721 тыс. руб. соответственно в 2003, 2004 и 2005 г.г. Среднегодовая стоимость основных средств была равна 131488 тыс. руб. в 2003 году, 132819 тыс. руб. в 2004 г., 137965 тыс. руб. в 2005 г. Абсолютный прирост в 2004 году составил 1331 тыс. руб. (101,01%), в 2005 г. – 5146 тыс. руб. (103,87%). Среднегодовая стоимость оборотных средств выросла в 2004 году по сравнению с 2003 г. на 10616,5 тыс. руб. (113,81%), в 2005 г. по сравнению с предыдущим годом на 40976 тыс. руб. (146,82%). Среднесписочная численность персонала имеет тенденцию к снижению 320 чел. в 2003 г. до 310 чел. в 2004 г. (абсолютное снижение составило 10 чел.) и 275 чел. в 2005 г. Фонд оплаты труда вырос с 13134 тыс. руб. в 2003 г. до 22068 тыс. руб. в 2005 г. При этом прирост в 2004 г. был равен 6201 тыс. руб. (147,21%), в 2005 г. равен 2733 тыс. руб. (114,13%) по сравнению с предыдущим годом. Затраты на 1 рубль реализованной продукции в 2004 г. не изменились и составляли 69 коп./рубль затрат. Несомненно положительным фактом является снижение затрат на рубль реализованной продукции в 2005 году по сравнению с предыдущими годами на 9 коп (86,96%). Рентабельность продукции составляла в 2003 и 2004 году 44,93%, увеличившись в 2005 г. на 21,74%, достигнув 66,67%. Рентабельность производства имеет тенденцию к росту, составив 44,93% в 2003 г., 49,99% в 2004 г., 54,69% в отчетном году. Фондоотдача в 2004 г. выросла по сравнению с соответствующим показателем предыдущего года на 38 коп. (116,47%), и снизилась в 2005 г. на 3 коп. (98,76%), достигнув 2,66 руб. Коэффициент оборачиваемости оборотных средств в 2004 г. вырос до 4,08 раз, а в 2005 г. снизился на 1,23 раза (68,97%), что является негативным фактом. Соответственно период оборачиваемости оборотных средств увеличился с 92,4 дней в 2003 г до 127,93 дня в 2005 г., снизившись в 2004 г. на 38,55 дня. Положительным фактом является стабильный рост производительности труда на 704,24 тыс. руб./чел (141,96%) в 2004 г., на -1,98 тыс. руб./чел. (99,92%) в 2005 г. На предприятии растет среднемесячная заработная плата с 3,42 тыс. руб. в 2003 г. до 5,2 тыс. руб. в 2004 г. (абсолютный прирост равен 1,78 тыс. руб. , темп роста 151,96%), и до 6,69 тыс. руб. в 2005 г. (абсолютный прирост 1,49 тыс. руб., темп роста 128,66%).

Из данных, приведенных выше, можно сделать вывод о том, что в ООО «ТАКТИКА-ЮГ», за анализируемый период времени, наличие производственных ресурсов практически не изменилось, но при этом, хотя и не значительно, увеличиваются, тем самым, улучшая его финансовое состояние. Данное предприятие становится все более стабильным.

Из вышесказанного видно, что ООО «ТАКТИКА-ЮГ» из года в год ведёт не равномерное хозяйствование, нет резких спадов или подъёмов, намечается тенденция к стабилизации уровня рентабельности, после его спада в 2004 году.

Так как предприятие ООО «ТАКТИКА-ЮГ» имеет производственную направленность, то целесообразно проследить динамику товарной продукции с 2003 года по 2005 год.

Таблица 2 – Динамика товарной продукции, тыс. руб.

 

Реализовано продукции предприятием

2003 г.

2004 г.

2005 г.

2005 г. в % (раз) к

2003 г.

2004 г.

Кровельный материал

54624

64264

63960

117,1

99,5

Асботрубы

77792

91520

98000

126,0

107,1

Спецперекрытия

70584

83040

86250

122,2

103,9

Прочая продукция 

100776

118560

118400

117,7

99,9

Итого продукции 

303776

357384

366610

117,7

102,6

 

Из табл. 2 видно, что наблюдается общий рост выпуска товарной продукции. Объем выпуска кровельного материала в 2005 г. был значителен по сравнению с 2003 г. Темп роста в 2005 г. кровельного материала по сравнению с 2003 г. составил 117,1%, асбоструб, спецперекрытий и прочей продукции по сравнению с 2003 г. на 126%, 122,2% и 117,7% соответственно. В 2005 г. темп роста товарной продукции по сравнению с предыдущим 2004 г. снизился – темп роста кровельного материала составил 99,5%, прочей продукции на 99,9%. В то же время наблюдается рост выпуска асбестовых труб на 107,1% и спецперекрытий на 103,9%.

Перейдем к анализу показателей деловой активности предприятия. (таблица 3).

 

 

Таблица 3 – Показатели деловой активности

 

 

Показатель 

 

 

2003 г

 

 

2004 г

 

 

2005 г

Абсолютное отклонение

Относительное

отклонение, %

2004г

к

2003 г.

2005г к

2004 г.

2004г

к

2003 г.

2005г

к

2004 г.

Выручка предприятия, тыс.руб.

303776

357384

366610

53608

9226

117,56

102,58

Средняя численность работников, чел

320

310

275

-10

-35

96,88

88,1

Средняя величина общей суммы капитала предприятия, тыс.руб.

220238

235937

283277

15699

47340

107,2

120,1

Средняя величина основных и прочих внеоборотных средств, тыс.руб.

138720

148417

154735,5

9697

6320,5

107,0

104,3

Средняя величина мобильных оборот-ных средств, тыс.руб.

81620

87515,5

128491,5

5895,5

40976

107,2

146,8

Средняя величина материальных оборотных средств, а также НДС, тыс. руб.

49805

60646,5

69169

10841,5

8522,5

121,8

114,1

Средняя сумма готовой продукции и товаров для перепродажи, тыс. руб

11650

18396

40145

6746

21749

157,9

218,2

Средняя сумма де-биторской задол-женности, тыс.руб.

45550

47900

50595

2350

2695

105,2

105,6

Средняя сумма кре-диторской задол-женности, тыс.руб.

102759

119616,5 

175397,5

16857,5

55781

116,4

146,6

Производительность труда , тыс.руб.

1678,32

2382,56 

2380,58

704,24

-1,98

141,96

99,92

Средняя сумма собственного капитала, тыс.руб.

113805

116320,5 

100406,5

2515,5

-15914

102,2

86,3

Коэффициент общей оборачиваемости капитала

1,4

1,5 

1,3

+0,1

-0,2

107,1

86,7

Фондоотдача основных средств и прочих внеоборотных активов, руб.

2,19

2,41 

2,37

+0,22

-0,04

110,6

98,5

Коэффициент оборачиваемости собственного капитала, число оборотов

2,67

3,07 

3,65

+0,98

+0,58

115,0

118,9

Продолжение таблицы 3

 

 

Показатель 

 

 

2003 г

 

 

2004 г

 

 

2005 г

Абсолютное отклонение

Относительное

отклонение, %

2004г

к

2003 г.

2005г к

2004 г.

2004г

к

2003 г.

2005г

к

2004 г.

Коэффициент оборачиваемости оборотных активов

3,72

4,08 

2,85

+0,36

-1,23

109,7

69,9

Коэффициент оборачиваемости оборотных средств, число оборотов

6,1

5,89 

5,3

-0,21

-0,59

96,6

90,0

Средний срок оборачиваемости запасов, дней

59,8

62,0

68,9

+2,2

+6,9

103,7

111,1

Коэффициент оборачиваемости готовой продукции, число оборотов

26,1

19,4

9,1

-6,7

-10,3

74,3

46,9

Коэффициент оборачи-ваемости дебиторской задолженности, число оборотов

6,7

7,5

7,2

+0,8

-0,3

119,4

96,0

Средний срок оборота дебиторской задолженности

54,5

48,7

50,7

-5,8

+2

89,4

104,1

Коэффициент обора-чиваемости креди-торской задолжен-ности, число оборотов

2,96

3,0

2,1

+0,04

-0,9

101,4

70,0

Средний срок оборота кредиторской задолженности, дней

123,3

121,7

173,8

-1,6

+52,1

98,7

<

142,8

Продолжительность операционного цикла, дней

109,7

110,7

119,6

+1,0

+9,1

100,9

108,3

Продолжительность финансового цикла

-13,6

-11

-54,2

-2,6

-43,2

 

Как видим, на исследуемом предприятии коэффициент общей оборачиваемости капитала в 2004 году составил 1,5 оборота, что на 0,1 выше, чем в 2003 году, а в 2005 году данный показатель снизился до 1,3, что меньше как величины 2003 года и 2004 года. Фондоотдача основных и прочих внеоборотных активов выросла в 2004 году на 0,22 руб./руб., что говорит о повышении эффективности использования основных средств и прочих внеоборотных активов. В 2005 году фондоотдача основных и прочих внеоборотных активов несколько снизилась – на 0,04 руб./руб. Коэффициент оборачиваемости собственного капитала имеет тенденцию к росту, что является положительным фактом, составив в 2003 году всего 2,67 оборотов, 3,07 оборотов в 2004 г., 3,65 2005 году. Отметим, что коэффициент оборачиваемости оборотных активов увеличился в 2004 году до 4,08 (прирост равен 0,36 оборотов). Средний срок оборачиваемости запасов имеет тенденцию к снижению, что является крайне отрицательным фактом. Так средний срок оборачиваемости запасов вырос в 2004 году на 2,2 дня, составив 59,8 дня, и в 20005 году на 6,9 дня и равен 68,9 дней. Коэффициент оборачиваемости готовой продукции имеет тенденцию к значительному снижению. Если в 2003 году данный показатель был равен 26,1 оборота, то в 2004 году он уменьшился на 6,7 оборотов до 19,4 оборота, и в 2005 году равен 9,1 оборота. Коэффициент дебиторской задолженности незначительно вырос в 2004 году до 7,5 оборотов в год, несколько снизился в 2005 году до 7,2 оборота. Средний срок оборота дебиторской задолженности равен в 2003 году всего 54,5 дня, снизился в 2004 году до 48,7 дня и выросла в 2005 году до 50,7 дней. Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности примерно в 2004 году (3 оборота) равен показателю 2003 году (2,96 оборотов). Средний срок оборота кредиторской задолженности в 2004 году несколько снизился с 123,3 дня в 2003 году до 121,7 дня в 2004 году, и значительно вырос в 2005 году до 173,8 дней. Продолжительность операционного цикла имеет тенденцию к росту, что несомненно отрицательно и составлял в 2003 году – 109,7 дней, в 2004 году – 110,7 дней, в 2005 году – 119,6 дня. Продолжительность финансового цикла представляет собой отрицательные величины. Следовательно, деловая активность предприятия имеет тенденцию к снижению, что является отрицательным фактом.

 

 

 

3 Анализ структуры и ассортимента выпускаемой продукции на ООО «Тактика-Юг»

3.1 Анализ производства и динамики выпускаемой продукции

 

Представим основные производственные показатели исследуемого предприятия ООО «ТАКТИКА-ЮГ» задания в таблице 4 в соответствующих графах 2 и 3, и рассчитаем в графах 4, 5, 6 рассчитаем их изменение. Далее проведем факторный анализ с помощью следующих основных методов – методов – относительных разниц, абсолютных разниц, цепного, индексного, интегрального, структурных сдвигов, метода абсолютных и относительных величин.

 

Таблица 4 – Основные показатели деятельности ООО «ТАКТИКА-ЮГ»

 

Показатель  

 

2004 г

 

2005

Абсолют-ное изменение

(D), ±

Темп роста

(ТР), % 

Темп прироста

(ТПР), % 

1. Выпуск продукции в натуральном выражении (V), тыс. шт.:

         

продукции кровельный материал

1108

1230

122

111

+11

асбестовые трубы

1408

1400

-8

99,4

-0,6

спецперекрытия

1730

1725

-5

99,7

-0,3

прочая

1520

1480

-40

97,4

-0,6

2. Оптовая цена предприятия за 1 шт изделия (Ц), руб.

         

продукции кровельный материал

58

52

-6

89,7

-10,3

асбестовые трубы

65

70

+5

107,7

+7,7

спецперекрытия

48

50

+2

104,2

+4,2

прочая

75

80

+5

106,7

+6,7

3. Среднесписочная численность промышленно-производственного персонала (ч), чел.

 

 

150

 

 

154

 

 

+4

 

 

102,7

 

 

+2,7

4.Среднегодовая стоимость основных производственных фондов (ОФ), тыс. руб.

 

132819

 

137965

 

+5146

 

102,8

 

+2,8

5. Материальные затраты (МЗ), тыс. руб.

235216

271563,4

+36347,4

115,5

+15,5

6. Рентабельность продукции, принятая при расчете, %

5

8

+3

160

+60

 

Выводы: На исследуемом предприятии наблюдается рост рентабельности продукции, что является положительным признаком. Наблюдается незначительный рост объемов производства при значительном росте материальных затрат (15,5%), что может служить отрицательным фактором. В натуральном выражении наблюдается выпуск и реализации продукции кровельного материала на 122 тыс.шт. или 111%. Выпуск асбестовых труб, спецперекрытий и прочей продукции в натуральном выражении снизился соответственно на -8, -5, -40 тыс.шт. Оптовая цена предприятия за единицу изделия снизилась только на продукцию кровельный материал на 6 руб., а по всей остальной продукции наблюдается рост цен стоимости единицы асбестовых труб вырос на 5 руб., стоимости единицы спецперекрытий на 2 руб., стоимости единицы прочей продукции на 5 руб. Среднесписочная численность промышленно-производственного персонал увеличилась на 4 чел. Среднегодовая стоимость основных производственных фондов увеличилась на 5146 тыс. руб. Материальные затраты на предприятии увеличились на 271563,4 тыс. руб. (115,5%).

На основе данных о выпуске продукции в натуральном выражении и оптовых ценах, приведенных в таблице 5, рассчитываем объем выпуска продукции в денежном выражении (товарную продукцию) по формуле:

 

ТП = V* Ц, (1)

 

где ТП – объем товарной продукции, тыс. руб.;

V – объем выпуска в натуральном выражении, тыс. шт.;

Ц – оптовая цена предприятия за 1 шт. руб.

Расчет оформляет в виде таблице 5. Причем в графах 3 и 6 по строке «ИТОГО» показывается цена как средняя арифметическая взвешенная.

 

 

 

Таблица 5 –Расчет объема товарной продукции

Вид продукции

2004 г

2005 г

Отчет по ценам 2004 г

V0 тыс. шт

Ц0 за 1 шт, руб.

ТП0, тыс. руб.

V1 тыс. шт

Ц1 за 1 шт, руб.

ТП1, тыс. руб.

V1 тыс. шт

Ц0 за 1 шт, руб.

ТПусл., тыс. руб.

кровель-ный материал

1108 

58 

64264

1230 

52 

63960 

1230 

58 

71340 

асбестовые трубы

1408 

65 

91520 

1400 

70 

98000 

1400 

65 

91000 

спецперекрытия

1730 

48 

83040 

1725 

50 

86250 

1725 

48 

82800 

прочая

1520 

78 

118560 

1480 

80 

118400 

1480 

78 

115440 

ИТОГО 

5766 

61,98127 

357384 

5835 

62,82948 

366610

5835

61,796

360580 

 

Таким образом, как общий объем товарной продукции в 2004 г. составлял 5766 тыс.шт., средневзвешенная цена на продукцию составила 61,98127 руб., а товарный выпуск продукции равен 357384 тыс. руб. В 2005 г. общая выручка составила 5835 тыс. руб., а средневзвешенная цена на продукцию составила 62,82948 тыс. руб., а в ценах в 2004 г. средневзвешенная цена равна 61,79606 руб. Выручка от реализации продукции в 2005 г. была равна 366610 тыс. руб., а в ценах 2004 г. выручка от реализации составила 360580 тыс. руб.

Проведем сравнительный горизонтальный анализ выпуска продукции по каждому виду изделия и в сумме по всем видам изделий: определяют абсолютное изменение, темп роста и темп прироста. Расчет оформляем в виде таблицы 6.

 

Таблица 6 – Сравнительный горизонтальный анализ объема товарной продукции

 

Вид изделия 

Объем товарной продукции, тыс. руб.

Абсолютное изменение, тыс.руб.

Темп роста

(ТР), % 

Темп прироста

(ТПР), % 

2004

2005 г.

кровельный материал

64264 

63960 

-304

99,5

-0,5

асбестовые трубы

91520 

98000 

6480

107,1

+7,1

спецперекрытия

83040 

86250 

3210

103,9

3,9

прочая

118560 

118400 

-160

99,9

-0,1

ИТОГО 

357384 

366610

     

 

Таким образом, наблюдается снижения выручки от продажи кровельного материала на 304 тыс. руб. или 99,5%. Выпуск и продажа асбестовых труб увеличилась на 6480 тыс. руб. (107,1%). Выручка от продажи спецперекрытий увеличилась на 3210 тыс. руб. (103,9%), которая достигла 86250 тыс. руб. Выручка от продажи прочей продукции уменьшилась на 160 тыс. руб. (99,9%).

 

3.2 Анализ структуры выпускаемой продукции

 

Вертикальный сравнительный анализ (структурный анализ) проводим как по выпуску в натуральном выражении, так и по выпуску в денежном выражении. Расчеты оформляем в таблице 7 и 8.

 

Таблица 7 – Структурный анализ по выпуску продукции в натуральном выражении

 

Вид изделия

Выпуск продукции, тыс. шт.

2004 г.

 

Удель. вес, %

Выпуск продукции, тыс. шт.

2005г.

 

Удель. вес, %

Абсолютное изменение в

структуре

кровельный материал

1108 

19,2

1230 

21,1

+1,9

асбестовые трубы

1408 

24,4

1400 

24,0

-0,4

спецперекрытия

1730 

30,0

1725 

29,6

-0,4

прочая

1520 

26,4

1480 

25,3

-1,1

ИТОГО 

5766 

100

5835 

100

 

Как видим, в общей структуре продукции в 2004 г. значительную долю занимает выпуск и продажа спецперекрытий в размере 30%, удельный вес асбестовых труб в размере 24,4%, удельный вес прочей продукции составлял 26,4%. Удельный вес кровельного материала составлял 19,2%. В 2005 г. произошли незначительные структурные изменения в удельном весе выпускаемой продукции. На 1,9% увеличился удельный вес продаж кровельного материала на 1,9%, а удельный вес продаж асбестовых труб и спецперекрытий уменьшился на 0,4%, а доля прочей продукции снизилась на 1,1%. Таким образом, удельный вес кровельного материала в 2005 г. составил 21,1%, асбестовых труб 24,0%, спецперекрытий на 29,6%, прочая продукция 25,3%.

 

Таблица 8 – Структурный анализ по выпуску продукции в денежном выражении

 

Вид изделия 

Выручка от реализации продукции,

2004 г.

 

Удель. вес, %

Выручка от реализации продукции,

2005 г.

 

Удель. вес, %

Абсолютное изменение в

структуре

кровельный материал

64264 

18,0

63960 

17,4

-0,6

асбестовые трубы

91520 

25,6

98000 

26,7

+1,1

спецперекрытия

83040 

23,2

86250 

23,5

+0,3

прочая

118560 

33,2

118400 

32,4

-0,8

ИТОГО 

357384 

100

366610

100

 

 

Таким образом, в денежном выражении в 2004 г. наибольший удельный вес занимает объем продаж прочей продукции, а наименьший удельный вес занимает выручка от продажи кровельного материала – всего 18%. Удельный вес продаж асбестовых труб составлял 25,6%, продаж спецперекрытий 23,2%. В 2005 г. наблюдается структурные изменения продаж выпускаемой продукции в денежном выражении. Так удельный вес объем продаж кровельного материала уменьшился на 0,6%, достигнув 17,4%, а удельный вес продаж асбестовых труб увеличилось на 11,1% и равно 26,7%. Увеличился удельный вес продаж спецперекрытий на 0,3% и, составив 23,5%, прочей продукции снизился незначительно на 0,8% и равен 32,4%.

Проведем факторный анализ модели зависимости выручки от продаж товарной продукции от объемов реализации и цены реализации продукции

ТП = V* Ц , (2)

по изделиям кровельный материал, асбестовые трубы с использованием метода цепных подстановок

для изделия «кровельный материал»

ТПбаза = Vбаза* Цбаза =1108*58 =64264

ТПусл = Vотч.* Цбаза = 1230*58=71340

ТПотч = Vотч* Цотч =1203*52=63960

Как видим за счет изменения величины выпуска продукции произошло увеличение объема товарной продукции на 71340 – 64264 = + 7076 тыс. руб.

Соответственно за счет изменения цены – снижение объема товарной продукции в отчетном периоде на 63960 – 71340 = -7380 тыс. руб.

Итого -304 тыс. руб.

для изделия «асбестовые трубы»

ТПбаза = Vбаза* Цбаза = 1408*65 = 91520

ТПусл = Vотч.* Цбаза = 1400*65 = 91000

ТПотч = Vотч* Цотч = 1400*70 = 98000

Как видим за счет изменения величины выпуска продукции произошло снижение объема товарной продукции на 91000 – 91520 = -520 тыс. руб.

Соответственно за счет изменения цены – снижение объема товарной продукции в отчетном периоде на 98000 – 91000 = +7000 тыс. руб.

Итого 6480 тыс руб

по изделиям спецперекрытия, прочая – методом абсолютных разниц

для изделия «спецперекрытия»

DТПбаза = (Vотч – Vбаза)* Цбаза = (1725– 1730) 48 = -240

DТПусл = Vбаза * (Цотч – Цбаза) = 1725* (50 – 48) = 3450

Итого 3210 тыс. руб.

для изделия «прочая продукция»

DТПбаза = (Vотч – Vбаза)* Цбаза = (1480 – 1520) 78 = -3120


DТПусл = Vбаза * (Цотч – Цбаза) = 1480* (80 – 78) = 2960

Итого — 160 тыс. руб.

Просуммировав полученные результаты получаем:

Общее увеличение товарной продукции за счет динамики выпуска продукции – на 3196 тыс.руб.

Общий рост товарной продукции за счет изменения цен на выпускаемую продукцию – на 6030 тыс. руб

Общее влияние цены и выпуска продукции на объем товарной продукции равен 9226 тыс руб.

Теперь произведем анализ индексным методом в целом по всему выпуску (по всем четырем изделиям) с помощью расчета индекса общего товарооборота

102013 1427 20 Анализ ассортимента и структуры выпускаемой продукции (3)

Рассчитаем влияние изменения цены и объема выпуска продукции на объем товарной продукции:

102013 1427 21 Анализ ассортимента и структуры выпускаемой продукциитыс .руб.

за счет изменения выпуска продукции:

102013 1427 22 Анализ ассортимента и структуры выпускаемой продукциитыс. руб.

за счет изменения цен на продукцию:

102013 1427 23 Анализ ассортимента и структуры выпускаемой продукциитыс. руб.

Полученный результат сравним с результатом, полученный путем суммирования по отдельным видам изделий, произведенным выше. Как видим, результаты аналогичны.

В процессе анализа динамики выпуска продукции рассчитываем показатели динамики (абсолютное изменение, темп роста, темп прироста) по результативному показателю, ресурсам и показателям, характеризующим использование ресурсов. Расчет выполняем в форме таблицы 9.

 

Таблица 9 –Анализ динамики выпуска продукции, ресурсов и показателей их использования

Показатель

2004 г

2005 г

Абсолютное изменение

Темп роста, %

Темп прироста, %

1. Товарная продукция в сопоставимых ценах

357384

366610

9226

102,6

+2,6

2. Среднесписочная численность промышленно-производственного персонала (ч), чел.

 

 

150 

 

 

154 

 

 

+4 

 

 

102,7 

 

 

+2,7 

3. Производи-

тельность труда одного работающего, тыс. руб.

2382,53

2380,58

-1,95

99,9

-0,1

4. Среднегодовая стоимость основных производственных фондов (ОФ), тыс. руб.

 

 

132819 

 

 

137965 

 

 

+5146 

 

 

102,8 

 

 

+2,8 

5. Фондоотдача на 1 рубль стоимости основных фондов (Ф/О)

2,69

2,66

-0,03

98,8

-1,2

6. Материальные затраты (МЗ), тыс. руб.

235216 

271563,4 

+36347,4 

115,5 

+15,5

7. Материало-отдача на 1 руб. материальных затрат (М/О), руб.

1,52

1,35

0,17

88,8

-11,2

 

На основании данных таблицы 9 определяем влияние количественных и качественных факторов на изменение результативного показателя.

Анализ проводим по трем факторным моделям:

ТП= Ч*ПТ , (4)

ТП = ОФ*Ф/О, (5)

ТП= МЗ*М/О, , (6)

Для первой модели используем метод цепных подстановок

ТП0= Ч0*ПТ0=150*2382,53=357384 тыс. руб.

ТПусл= Ч1*ПТ0=154*2382,53=366914,24 тыс. руб

ТП1= Ч1*ПТ1=154*2380,58=366610 тыс. руб.

Отсюда определяем влияние численности персонала и производительности одного работающего:

Увеличение численности персонала на 4 человека увеличило объем выпуска на (366914,24 – 357384) = 9530,24 тыс. руб.

Снижение производительности труда на 0,1% оказало отрицательное влияние на объем выпуска продукции на (366610 – 366914,24) =-304,24 тыс. руб.

Общее влияние увеличение численности персонала и снижение производительности труда одного работающего равно 9226 тыс. руб.

Для второй модели используем метод абсолютных разниц

ТП0 = ОФ000 = 132819*2,69 = 357384

ТПоф = DОФ*Ф00 = +5146*2,69 = 13384,65

ТПф = ОФ1* DФ00 = 137965* (-0,03) = -4620,65

ТП1 = ОФ1* Ф11 = 137965*2,66 = 366610

Итак, рост среднегодовой величины основных фондов оказало положительное влияние на выпуск продукции – +13365,65 тыс. руб.

Снижение фондоотдачи на -1,2% привело к снижению объемов выпуска продукции на -4620,65 тыс. руб.

Общее влияние факторов дало прирост продукции 9226 тыс. руб.

Для третьей модели также используем метод абсолютных разниц

ТП0 = МЗ0*М/О0 =235216*1,52=357384

ТП0 = DМЗ0*М/О0 =+36347,4*1,52 = 55225,75

ТП0 = МЗ1*DМ/О0 =271563,4*(-0,17) =- 45999,75

ТП0 = МЗ1*М/О1 = 271563,4*1,35 =366610

Итак, рост материальных затрат на производство оказал положительное влияние в размере +55225,75 тыс. руб., а снижение материалоотдачи материальных затрат на -11,2% привело к уменьшению объемов выпуска на 45999,75 тыс. руб.

Общее влияние двух указанных факторов – положительно и составляет 9226 тыс. руб.

По указанным выше моделям проведем факторный анализ методом интеграла.

ТП= Ч*ПТ, (7)

DТПЧ=1/2DЧ(ПТ0 + ПТ1) = 1/2*(+4) (2382,53+2380,58)= 9526,22

DТППТ = ½ DПТ(Ч01) = ½* (-1,95) (150+154) = -299,4

Итого 9226 тыс. руб.

Таким образом, изменение численности персонала привело к росту объемов производства на 9526,22тыс. руб., а снижением производительности одного работающего на -0,1% в свою очередь привело к уменьшению выпуска продукции на — 299,4 тыс. руб.

Общее влияние двух данных факторов равно 9226 тыс. руб.

ТП = ОФ*Ф/О, (8)

DТПоф = ½ DОФ (Ф/О0 +Ф/О1) = 1/2*5146 (2,69 + 2,66) = 13760,48

DТПф/о= ½ DФ/О (ОФ0 +ОФ1) = ½*(-0,03)(132819 + 137965) = -4534,48

Итого 9226 тыс. руб.

Рост среднегодовой величины основных фондов оказало положительное влияние на выпуск продукции – +13760,48 тыс. руб.

Снижение фондоотдачи на -1,2% привело к снижению объемов выпуска продукции на -4534,48 тыс. руб.

Общее влияние факторов дало прирост продукции 9226 тыс. руб.

Рассчитаем интегральным методом третью модель

ТП= МЗ*М/О, (9)

DТПМЗ = ½ DМЗ (М/О0 +М/О1) = 1/2* 36347,4( 1,52+1,35) = 52147,33

DТПМ/о= ½ DМ /О (МЗ0 + МЗ1) = ½*(-0,17)( 235216 + 271563,4) = -42921,33

Итого 9226 тыс. руб.

Рост материальных затрат на производство оказал положительное влияние в размере +52147,33 тыс. руб., а снижение материалоотдачи материальных затрат на -11,2% привело к уменьшению объемов выпуска на -42921,33 тыс. руб.

Общее влияние двух указанных факторов – положительно и составляет 9226 тыс. руб.

Как видим, результаты влияния одних и тех же факторов, рассчитанных разными методами разнятся, но общее влияние у них одинаково.

Составим таблицу 10.

 

Таблица 10 – Результаты факторного анализа объема выпуска продукции

 

Рассчитываемый фактор влияния

Метод абсолютных

разниц

Метод цепных подстановок

Интегральный метод

+,-

увеличение численности персонала

х

+9530,24

+9526,22

-4,02

снижение производительности труда

х

-304,24

-299,4

5

рост среднегодовой величины ОФ

+13365,65

х

+13760,48

+394,83

снижение фондоотдачи

-4620,65

х

-4534,48

+86,17

рост материальных затрат

+55225,75

х

+52147,33

-3078,42

снижение материалоотдачи МЗ

-45999,75

х

-42921,33

3078,42

 

Как видим, результаты, полученные методами абсолютных разниц, цепных подстановок и интеграла сильно различаются для одних и тех же факторов, что объясняется недостатками методов элиминирования, в которых исходят из того, что факторы изменяются независимо друг от друга, а в действительности они изменяются совместно, взаимосвязано им от этого взаимодействия получается дополнительный прирост результативного показателя, который при применении способов цепной подстановки, абсолютных и относительных разниц присоединяется к одному из факторов, как правило, к последнему. В связи с этим величина влияния факторов на изменение результативного показателя меняется в зависимости от места, на которое поставлен тот или иной факторов детерминированной модели.

Метод интеграла лишен этого недостатка. В нем дополнительный прирост результативного показателя, который образовался от взаимодействия факторов, раскладывается между ними поровну.

3.3 Анализ ассортимента и качества продукции

 

Большое влияние на результаты хозяйственной деятельности оказывают ассортимент (номенклатура) и структура производства и реализации продукции. Анализ ассортимента проводим по таблице 11.

 

Таблица 11 – Анализ ассортимента продажи продукции

 

Вид изделия 

Объем товарной продукции, тыс. руб.

Темп роста

(ТР), % 

Засчитано в счет базового ассортимента, тыс. руб.

2004 г

2005 г.

кровельный материал

64264 

63960 

99,5

63960

асбестовые трубы

91520 

98000 

107,1

91520

спецперекрытия

83040 

86250 

103,9

83040

прочая

118560 

118400 

99,9

118400

ИТОГО 

357384 

366610

102,6

356920

 

Рассчитаем коэффициент ассортиментности

102013 1427 24 Анализ ассортимента и структуры выпускаемой продукции

Отсюда можно рассчитать величину недополученной продукции в сравнении с базовым периодом вследствие изменения ассортимента

D = ТП0 (1 – К) = 357384 (1 – 0,9987) = 465 тыс. руб.

Анализ структуры выпуска продукции позволяет определить структурные сдвиги в отчетном периоде по сравнению с базисным.

Анализ проводим по форме таблицы 12. Для анализа используем метод структурных сдвигов. Отчетный выпуск при базовой структуре (графа 5) по каждому виду изделия определяется умножением базового выпуска на темп роста в целом по всем изделиям и делением этой величины на 100. Общая сумма рассчитанных величин по каждому виду должна быть абсолютно равна величине отчетного выпуска в целом по всем видам.

Для определения величины, засчитанной в счет базовой структуры, по каждому виду изделия сравниваем отчетный выпуск (графа 3) с отчетным выпуском при базовой структуре (графа 5) и выбираем меньшую величину, т.е. в счет базовой структуры засчитывают отчет при базовой структуре в объеме не выше отчетного выпуска.

Сумму, засчитанную в счет базовой структуры, определяем сложением засчитанных величин по каждому виду изделия.

 

Таблица 12 – Анализ структуры продаж продукции

 

 

Вид изделия

Выпуск продукции, тыс. руб.

 

Темп, роста, %

Отчетный выпуск при базовой структуре, тыс. руб.

Засчитано в счет базовой структуры, тыс. руб.

база

отчет

1

2

3

4

5

6

кровельный материал

64264 

63960 

99,5

65923

63960 

асбестовые трубы

91520 

98000 

107,1

93883

93883

спецперекрытия

83040 

86250 

103,9

85184

85184

прочая

118560 

118400 

99,9

121620

118400

ИТОГО 

357384 

366610

102,6

366610

361427 

 

На основании проведенного расчета определяем коэффициент соответствия структуры, для чего величину, засчитанную в счет базовой структуры, делим на величину отчетного выпуска (по строке «ИТОГО»):

Ксоотвествия = 361427/366610= 0,986

Проведенной анализ структуры завершаем определением величины недополученной в отчетном периоде продукции вследствие структурных сдвигов по формуле

Dструктуры = ТП0 (1 – Ксоотвествия) = 357384 (1 – 0,986) = 5053 тыс. руб.

Во многих отраслях производства показателем качества продукции является ее сортность. Согласно условиям задания, предполагаем, что сама высокая цена соответствует цене высшего сорта, а самая низкая – цене третьего сорта. Две другие – ценам первого и второго сортов.

Анализ качества продукции проводим по форме таблицы 13.

 

 

Таблица 13 – Анализ качества продукции

 

Сорт продукции

База 

Отчет 

Темп роста объема в стоимостном выражении, %

Цена за единицу

Количество, тыс. шт.

Сумма, тыс. руб. 

Структура по выпуску в натуральном выражении, %

Цена за единицу, руб.

Количество, тыс. шт.

Сумма, тыс, руб. 

Структуравыпуска в стоимостном выражении, %

Высший

75

1520

118560

26,4

80

1480

118400

25,3

99,9

Первый

65

1408

91520

24,4

70

1400

98000

24,0

107,1

Второй

58

1108

64264

19,2

52

1230

63960

21,1

99,5

Третий

48

1730

83040

30

50

1725

86250

29,6

103,9

ИТОГО

61,98127

5766

357384

100

62,82948

5835

366610

100

102,6

 

Средний коэффициент сортности определяем как отношение стоимости продукции всех сортов к возможной стоимости продукции по цене 1-го сорта:

102013 1427 25 Анализ ассортимента и структуры выпускаемой продукции, (10)

Получаем для базового года:

102013 1427 26 Анализ ассортимента и структуры выпускаемой продукции

Для отчетного года:

102013 1427 27 Анализ ассортимента и структуры выпускаемой продукции

Отношением среднего коэффициента сортности отчетного года к коэффициенту сортности базового года получаем выполнение плана по качеству по сравнению с базовым годом:

102013 1427 28 Анализ ассортимента и структуры выпускаемой продукции

Расчет влияния качества продукции на изменение объема выпуска продукции через среднею цену определяем с помощью способа абсолютных разниц. Для чего составляем таблицу 14.

Таблица 14 – Анализ влияния изменения качества продукции на изменение объема выпуска

 

Сорт продукции

 

Цена, руб.

Структура продукции, %

Изменение средней цены за счет структуры, руб.

база

отчет

+,-

Высший

75

26,4

25,3

-1,1

-0,83

Первый

65

24,4

24,0

-0,4

-0,26

Второй

58

19,2

21,1

+1,9

+1,1

Третий

48

30

29,6

-0,4

-0,19

ИТОГО 

61,98127 

100

100

х

-0,18

 

В связи с незначительным ухудшением качества выпускаемой продукции (в отчетном периоде наблюдается снижение продукции высшего и первого сорта, рост второго) наблюдается снижение средней цены выпускаемой продукции на -0,18 руб.

Был проведен анализ основных производственных показателей исследуемого предприятия с помощью следующих основных методов – методов – относительных разниц, абсолютных разниц, цепного, индексного, интегрального, структурных сдвигов, метода абсолютных и относительных величин.

На исследуемом предприятии наблюдается рост рентабельности продукции, что является положительным признаком. Наблюдается незначительный рост объемов производства при значительном росте материальных затрат (15,5%), что может служить отрицательным фактором.

Изменение численности персонала привело к росту объемов производства на 9526,22 тыс. руб., а снижением производительности одного работающего на -0,1% в свою очередь привело к уменьшению выпуска продукции на — 299,4 тыс. руб.

Рост среднегодовой величины основных фондов оказало положительное влияние на выпуск продукции – +13760,48 тыс. руб.

Снижение фондоотдачи на -1,2% привело к снижению объемов выпуска продукции на -4534,48 тыс. руб.

Рост материальных затрат на производство оказал положительное влияние в размере +52147,33 тыс. руб., а снижение материалоотдачи материальных затрат на -11,2% привело к уменьшению объемов выпуска на -42921,33 тыс. руб.

Рост среднесписочной численности персонала оказал влияние на выпуск объемов продукции +9530,24 тыс. руб.

Снижение количества проработанных дней оказало отрицательное влияние -18262,7 тыс. руб.

Рост производительности труда оказал влияние в сумме + 17958,46 тыс. руб.

Результаты, полученные методами абсолютных разниц, цепных подстановок и интеграла сильно различаются для одних и тех же факторов, что объясняется недостатками методов элиминирования, в которых исходят из того, что факторы изменяются независимо друг от друга, а в действительности они изменяются совместно, взаимосвязано им от этого взаимодействия получается дополнительный прирост результативного показателя, который при применении способов цепной подстановки, абсолютных и относительных разниц присоединяется к одному из факторов, как правило, к последнему. В связи с этим величина влияния факторов на изменение результативного показателя меняется в зависимости от места, на которое поставлен тот или иной факторов детерминированной модели.

Метод интеграла лишен этого недостатка. В нем дополнительный прирост результативного показателя, который образовался от взаимодействия факторов, раскладывается между ними поровну.

 

 

 

 

 

 

4 Пути увеличения производства и реализации продукции

 

Совершенствование методов управления производством продукции в условиях рынка базируется на повышении эффективности функционирования и организации системы управления, широком использовании современных средств вычислительной техники и автоматизированных информационных систем для анализа принимаемых решений и прогнозирования развития производства, использовании научного подхода и мирового опыта к решению проблем управления.

Из наиболее важных функций управления выпуском продукции можно выделить следующие: формирование портфеля заказов; планирование производства продукции в групповой и специфицированной номенклатуре на различные временные периоды; планирование и регулирование себестоимости продукции; анализ расхода сырья и материалов; определение потребности и обеспеченности сырьем и материалами; корректировка объёмов и ассортимента продукции; комплектование партий отгрузки продукции с учётом маршрута; контроль за выполнением производственной программы предприятия и реализацией продукции.

Одной из важнейших и наиболее сложных частей общей системы управления предприятием является система оперативного управления производством. Объектами ее деятельности являются цеха основного и вспомогательного производства.

Управление производством представляет собой совокупность двух процессов: информационного и материально-технического. Информационный процесс является основным и включает в себя техническую подготовку производства, оперативный учет и контроль за ходом производства и анализ выполнения плановых заданий. Материально-технический процесс на входе имеет трудовые и производственные ресурсы, которые в процессе производства преобразуются в готовую продукцию на выходе

В свою очередь, резервы объем производства – это количественно измеримые возможности его увеличения за счет улучшения использования ресурсов предприятия. Поиск резервов облегчается при наличии их классификации, один из вариантов которой приведен на рисунке.

Полнота подсчетов зависит от определения решающей группы ресурсов. Решающая группа определяется по структуре затрат на производство, по которой можно установить, является ли производство материалоемким, энергоемким, фондоемким или трудоемким.

102013 1427 29 Анализ ассортимента и структуры выпускаемой продукции

 

Следует перечислить основные факторы, позволяющие увеличить объем производства:

– приращение продукции в результате создания дополнительных мест;

– приращение объема продукции от ввода нового оборудования;

– приращение продукции от ликвидации потерь рабочего времени;

–приращение продукции от ликвидации потери времени работы оборудования;

– приращение продукции от внедрения мероприятий по совершенствованию технологии и организации производства и труда;

– приращение выпуска продукции в результате улучшения организации производства и труда (по трудовым ресурсам);

– приращение выпуска продукции от снижения норм расхода сырья и материалов в результате внедрения новых технологий.

В процессе планирования для каждого заказа определяется какое оборудование будет занято его выполнением в различные моменты времени. Для крупного производства с разветвленным технологическим процессом этот этап составления плана наиболее сложен. Нерациональное распределение ресурсов может привести к длинным очередям работ на отдельных участках, а в это время другое оборудование будет простаивать, что в конечном итоге исключает возможность выполнения в срок некоторых заказов. Это наиболее актуально при выпуске сложных изделий, состоящих из большого количества деталей, узлов, сборок, из-за чего невозможно точно спланировать во времени выпуск всех компонентов изделия и срок выполнения заказа. Поэтому качество разработки планов в современных условиях возможно только на основе использования ЭВМ и экономико-математических методов.

Применение вычислительной техники существенно изменяет характер деятельности управленческого персонала предприятия и изменяет роль лица, принимающего решение. Практика принятия решений показывает, что большинство ответственных решений принимается не по классической схеме, а в результате диалога. Этой цели служат интерактивные процедуры, позволяющие лицу, принимающему решение, активно воздействовать на подготовку и выбор управленческих решений, а также проводить имитацию реальных экономических и производственных процессов при различных вариантах решений.

Информационная система моделирования производственного процесса разработана на основе принципа интерактивного диалога пользователя с системой. Моделирование представляет собой опосредствованное через интерфейс взаимодействие лица принимающего решение и имитационной модели хода производства. Это позволяет ему в любой момент времени вмешиваться в процесс моделирования, изменять параметры моделирования, добавлять и исключать используемые ресурсы, отменять выполняемые и планировать новые заказы, оценивать текущую информацию о ходе моделирования и состоянии системы (рисунок 3).

102013 1427 30 Анализ ассортимента и структуры выпускаемой продукции

 

Рисунок 3 – Структура процесса использования имитационной модели производственного процесса в управлении

 

Начальным этапом в работе системы является ввод исходных параметров функционирования модели и информации поступление пакетов заказов на изготовление тех или иных изделий. Далее определяется состав каждого изделия, и формируются технологические маршруты для каждой детали, узла или сборки, входящей в изделие, с использованием информации и структуре изделия и этапах технологического процесса, хранящейся в информационной базе. Следующим этапом является генерация динамических объектов (транзактов) для имитационной модели. Каждый транзакт представляет собой деталь, сборку или изделие и имеет уникальный номер, используемый в модели для идентификации каждого компонента изделия. Транзакты, относящиеся к определенному изделию, находятся в иерархической подчиненности между собой согласно принципу вхождения деталей в сборки, сборок в узлы, узлов в изделие. Следовательно, завершение обработки транзакта, представляющего собой изделие, невозможно, пока не будут обработаны все транзакты, представляющие детали, сборки и узлы, входящие в изделие. На этом принципе основана логика функционирования модели – восхождение от основания иерархической структуры изделия к ее вершине. Поиск же оптимального с точки зрения производства пути и времени прохождения данного этапа и составляет основную задачу имитационного моделирования

Модель производственного процесса разработана в соответствии с принципами событийного моделирования, согласно которым моделирование представляет собой непрерывный процесс обработки событий, наступающих в системе. Динамические процессы в имитационной модели предприятия представлены в виде взаимодействия ряда составляющих – устройств, рабочих, очередей, и событий.

Описанный выше алгоритм позволяет учесть в процессе моделирования все основные факторы производства:

  • потребление материальных ресурсов;
  • наличие необходимых трудовых ресурсов;
  • структура производственного процесса;
  • наличие необходимого оборудования и сбои в его работе;
  • появление производственного брака;
  • временные задержки на переналадку оборудования;
  • затраты времени на транспортировку обработанных деталей.

    Главным критерием успешного функционирования любой информационной системы является адекватность информационного отображения в ней соответствующей реальной системы: входящих в нее элементов, их свойств и взаимоотношений.

    Имитационное моделирование, как и любой другой подход к построению моделей производственных систем, имеет свои условности и принципы, используемые для формального описания реальных систем.

    На предприятии впускается несколько видов изделий, каждое из которых характеризуется размером партии заказа, интенсивностью и дисперсией их поступления, а также приоритетом, определяющим значимость того или иного изделия в общей производственной программе предприятия.

    Выпускаемые изделия состоят из множества комплектующих, имеющих следующие характеристики: код данного узла или детали, их общее количество в изделии, положение в иерархической структуре изделия и количество используемого при его производстве материала.

    В имитационной модели предприятие рассматривается как совокупность цехов – элементарных производственных единиц, каждая из которых характеризуется: производственным оборудованием различных типов, используемыми в производственном процессе материалами и численностью работающих различных профессий.

    Технологический процесс изготовления изделия представляет собой последовательность операций, для каждой из которых указан цех, в котором она выполняется, тип необходимого оборудования, код профессии рабочего и его разряд, время выполнения и стоимость работ.

    Технологическое оборудование имеет следующие характеристики: инвентарный номер, код данного оборудования, цех в котором оно находится, балансовую стоимость и процент изношенности.

    Производственные рабочие характеризуются табельным номером, цехом в котором они работают, квалификацией, определяемой их разрядом, и также перечнем профессий, обуславливающим выполняемые ими работы.

    Имитационная модель производственного процесса реализована с использованием объектно-ориентированного языка имитационного моделирования EML событийного типа. Она ориентирована, прежде всего, на дискретные производственные системы с единичным и мелкосерийным характером производства. Данный тип производства, в частности, характерен для целого ряда предприятий аналитического приборостроения, расположенных в Орловской области, где и были апробированы и частично внедрены данные авторские разработки.

    Сама же модель производственного процесса является основой информационной системы поддержки принятия решений, реализованной в качестве законченного программного продукта с использованием системы визуального программирования Borland Delphi.

    Имитационная модель имеет ряд входных параметров, определяющих особенности ее работы. Их условно можно разбить на две группы:

    1.    параметры, определяющие поступление заказов на производство каждого вида изделий;

    2.    параметры, учитывающие определенные характеристики производственного процесса и определяющие особенности функционирования модели.

    Использование имитационного моделирования в процессе управления производством позволяет спрогнозировать поведение и будущее состояние производственной системы, что существенно повышает точность разрабатываемых планов производства. С другой стороны модель дает возможность оценить альтернативные варианты управленческих воздействий, тем самым, повышая качественный уровень принимаемых управленческих решений.

    Это становится возможным благодаря информации, получаемой в процессе моделирования лицом, принимающее решение о ходе производственного процесса, сроках выполнения заказов, загруженности оборудования и производственных рабочих, времени производства и необходимых финансовых затратах, объеме незавершенного производства, себестоимости выпускаемой продукции, объеме потребления материалов и комплектующих, трудозатратах по видам работ и т. д. На этой основе становится возможным детальное предсказание и анализ последствий принимаемых управленческих решений.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     


     

<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 1.28MB/0.00064 sec

WordPress: 23.68MB | MySQL:118 | 5,717sec