Анализ дивидентной политики предприятия » Буквы.Ру Научно-популярный портал<script async custom-element="amp-auto-ads" src="https://cdn.ampproject.org/v0/amp-auto-ads-0.1.js"> </script>

Анализ дивидентной политики предприятия

<

102013 0144 1 Анализ дивидентной политики предприятия

1. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

 

Исследуемое предприятие Открытое акционерное общество
«Крымский консервный завод».

Месторасположение – Российская Федерация, Краснодарский край 353383, г. Крымск, ул. Свердлова, 2.

Исполнительный директор – Фабрикант   Дмитрий Александрович.

Крымский консервный комбинат, выпустивший в 1930 году свою первую продукцию в настоящее время является крупнейшим специализированным консервным предприятием России.

Крымский консервный завод расположен в овощеводческом районе Краснодарского края, что позволяет значительно расширить и обновить ассортимент выпускаемой продукции.

Сегодня вырабатывается более 100 видов консервов: натуральные, томатные, мясные, мясорастительные, первые и вторые обеденные блюда, маринады; фруктовые: повидло, джемы, напитки, компоты, разнообразные соусы и приправы; быстро замороженная продукция: плоды и ягоды, овощи, первые и вторые блюда.

В структуру комбината входят:

  • служба заготовок сельхозсырья ;
  • томатное производство;
  • консервное производство;
  • холодильное производство;
  • жестянобаночное производство;
  • склады готовой продукции;

    и 12 вспомогательных участков.

    Максимальная годовая заготовка составила: томатов – 120 тыс.тонн, овощного гороха – 36,9 тыс.тонн, плодов – 8,4 тыс.тонн.

    На каждый вид вырабатываемых комбинатом консервов имеется сертификат соответствия и государственная лицензия, кроме того, сертифицировано и основное производство

    Выработка консервов производится на современных поточных автоматизированных линиях, производительность которых составляет 2,5 тыс. тонн томатов в сутки, 700 тонн зерна зеленого горошка в сутки.

    На комбинате крупнейшее в отрасли жестяно-баночное производство с отделения по лакированию жести, изготовлению жестяных банок и крышек к жестяным и стеклянным банкам. Мощность жестяно-баночного производства обеспечивает потребность комбината и всех консервных заводов Кубани в жестебанке, составляет 100 тонн жести в сутки.

    Замораживание ведется в современном скороморозильном аппарате фирмы «Фригоскандия» производительностью 4 тонн в час, емкость единовременного хранения быстрозамороженной продукции 2000 тонн.

    Упаковка консервов производится на механизированных линиях в пакет-поддоны, гофротару термоусадочную пленку.

    Продукция комбината пользуется устойчивым спросом покупателей. Качество продукции за последние годы отмечено:

    Премией «Международная Золотая звезда» [ М а д р и д,   1 9 9 3 г. ]

    Международным призом «Золотой орел» [ П а р и ж,  1 9 9 7 г. ]

    Дипломом I степени III Международной конференции «Подсластители в пищевой промышленности», «За высококачественную продукцию и большой вклад в развитие пищевой промышленности» [ М о с к в а,   1 9 9 6 г. ]

    Диплом лауреата Всероссийской программы «Сто лучших товаров России» [ М о c к в а,  1 9 9 9 г. ]

    Дипломы лауреата и финалистов Всероссийской программы «Сто лучших товаров России» [ М о c к в а  2 0 0 0 г. ]

    Медалью третьей Международной выставки «Экологически безопасная продукция»

    Приведем основные финансовые показатели деятельности предприятия (таблица 1).

     

    Таблица 1 – Основные показатели деятельности предприятия

     

    Показатель

        Значение показателя в

    млн. руб

    Отклонение

    (+,-), млн. руб

    В процентах 

    Удельный вес, % 

     

    2007 г

     

    2008 г

     

    2009 г

    2008 г

    к

    2007 г

    2009 г

    к

    2008 г

    2008 г

    к

    2007 г

    2009 г

    к

    2008 г

     

    2007 г

     

    2008 г

     

    2009 г

    Выручка от продажи товаров

    2298,1 

    2291,8 

    2521,0 

    -6,3 

    229,2 

    99,7 

    110,0 

    100,0 

    100,0 

    100,0 

    Себестоимость проданных товаров

    1659,8 

    1768,6 

    1985,5 

    108,8

    216,9 

    106,4 

    112,3 

    72,2 

    77,2 

    78,8 

    Валовая прибыль 

    638,3 

    523,2 

    535,5 

    -115,1 

    12,3 

    82,0 

    102,4 

    27,8 

    22,8 

    21,2 

    Коммерческие расходы

    71,3 

    36,6 

    38,5 

    -34,7 

    1,9 

    51,3 

    105,2 

    3,1 

    1,6 

    1,5 

    Управленческие расходы

    317,9 

    368,1 

    401,5 

    50,2 

    33,4 

    115,8 

    109,1 

    13,8 

    16,1 

    15,9

    Прибыль (убыток) от продаж

    249,1 

    118,5 

    95,5 

    -130,6 

    -23,0 

    47,6 

    80,6 

    10,8 

    5,2 

    3,8 

    Прочие доходы

    1647,2 

    797,7 

    816,4 

    849,5 

    18,7 

    48,4 

    102,3 

    71,7 

    34,8 

    32,4 

    Прочие расходы 

    1773,1

    764,5

    822,4 

    -1008,6

    57,9 

    43,1

    107,6 

    77,1

    33,5

    32,6 

    Прибыль до налогообложения

    123,1 

    151,7 

    89,6 

    28,6 

    -62,1 

    114,8 

    59,1 

    5,4 

    6,6 

    3,6 

    Отложенные налоговые активы

     

    4,2 

    6,6 

    4,2 

    2,4 

     

    157,1 

     

    0,2 

    0,3 

    Отложенные налоговые обязательства

     

    46,4 

    51,1 

    -46,4 

    4,7

     

    110,1 

     

    2,0 

    2,0 

    Текущий налог на прибыль

    22,7 

     

     

    22,7 

     

     

     

    1,0 

     

     

    Чистая прибыль (убыток) отчетного периода

    100,5 

    109,5 

    45,1 

    9,0 

    -64,4 

    109,0 

    41,2 

    4,4 

    4,8 

    1,8 

    Из таблицы 1 можно сделать следующие выводы. В выручке от продажи товаров значительный удельный вес составляет себестоимость проданных товаров, величина которого составляла 72,2 % в 2007 г, 77,2 % в 2008 г и 78,8 % в 2009 г. Наибольший прирост данного показателя произошел в 2008 г (5,0%), в 2009 году увеличение произошло на 1,6%). Удельный вес прочих доходов составил 71,7 % в 2007 г, 34,8 % в 2008 г и 32,4 % в 2009 году. Доля прочих расходов по своей величине превышала удельный вес прочих доходов предприятия, составив 77,1 % в 2007 г, 33,5 % в 2008 г, 32,6 % в 2009 г.

    В 2008 и 2009 г. г на снижение доли прибыли от продажи товаров повлиял существенный рост управленческих расходов. Удельный вес управленческих расходов вырос на 2,3 % в 2008 г и незначительно снизился (на 0,2 %) в 2009 году. В 2008 г наблюдается снижение коммерческих расходов на 34,7 тыс. руб. или 51,3 % в относительном выражении, что является положительным фактором, а в отчетном 2009 г коммерческие расходы немного выросли на 1,9 млн. руб по сравнению с предыдущим 2008 г. Наблюдается рост управленческих расходов. В 2008 г они выросли на 50,2 млн. руб или 115,8 % в относительном выражении, а в 2009 г на 33,4 млн. руб (темп роста 109,1%).

    Данная динамика является отрицательным фактором, так как рост управленческих расходов оказывает отрицательное влияние на формирование прибыли от продаж. Если бы управленческие расходы в 2008 г оказались на уровне базового 2007 г, то прибыль выросла бы на соответствующую сумму (на 50,2 млн. руб). В отчетном 2009 г прибыль бы выросла на 33,4 млн. руб в случае, если управленческие расходы хотя бы остались на уровне 2008 г.В 2008 г вырос удельный вес чистой прибыли в выручке от продаж на 0,4% (4,8 – 4,4) и снизился в 2009 г на 3% (1,8 – 4,8).

    Общая сумма прибыли до налогообложения снизилась в 2009 г на 33,5 млн. руб (89,6 – 123,1) по сравнению с базовым 2007 г, т.е. прибыль снизилась на 27,3 %. Отрицательное влияние на формирование прибыли до налогообложения 2009 г по сравнению с базовым 2007 г оказало снижение прочих доходов на 830,8 тыс. руб, а положительное влияние более значительное снижение величины прочих расходов – на 950,7 млн. руб. В то же время сумма валовой прибыли снизилась в 2009 г по сравнению с 2007 г более значительно – на 102,8 млн. руб (535,5 – 638,3).

    В таблице 2 проведен анализ показателей рентабельности хозяйственной деятельности исследуемого предприятия.

     

    Таблица 2 – Показатели рентабельности ОАО «Крымский консервный завод»

    Показатели 

    2008 г.

    2009 г.

    (+,-), млн. руб. 

    Выручка от продажи товаров, млн. руб.

    2298,1 

    2291,8 

    -6,3 

    Полная себестоимость, млн. руб.

    2049,0

    2173,3

    +124,3

    Прибыль от продаж, млн. руб.

    249,1

    118,5

    -130,6

    Прибыль до налогообложения, млн. руб.

    123,2

    151,7

    +28,5

    Чистая прибыль, млн. руб.

    100,5

    109,5

    +9,0

    Средняя стоимость основных средств, млн. руб.

    1181,0

    1240,0

    +59,0

    Средняя стоимость внеоборотных активов, млн. руб.

    1560,9

    1449,4

    -111,5

    Средняя стоимость оборотных активов 

    2235,3 

    2528,3 

    +293,0 

    Средняя стоимость материально-производсвтенных запасов, млн. руб. 

    1199,7 

    1197,4 

    -2,3 

    Средняя стоимость активов (имущества) , млн. руб. 

    3706,2 

    3977,7 

    +271,5 

    Средняя стоимость собственного капитала, млн. руб.

    1847,0 

    1979,0 

    +132,0 

    Средняя стоимость чистых активов, млн. руб. 

    2008,1 

    2073,2 

    +65,1 

    Средняя стоимость инвестиций, млн. руб. 

    2212,0 

    2182,0 

    -30,0 

    Рентабельность реализованной продукции, % 

    10,8 

    5,2 

    -5,6 

    Рентабельность производства, %

    5,2 

    6,2 

    +1,0 

    Рентабельность активов, % 

    3,3 

    3,8 

    +0,5 

    Рентабельность внеоборотных активов, % 

    7,9 

    10,3 

    +2,4 

    Рентабельность оборотных активов, % 

    5,5

    <

    6,0

    +0,5

    Рентабельность собственного капитала, % 

    5,4 

    5,5 

    +0,1 

    Рентабельность чистых активов, %

    5,0 

    5,3 

    +0,3 

    Рентабельность инвестиций, % 

    4,5 

    5,0 

    +0,5 

    Рентабельность продаж, % 

    5,4 

    6,6 

    +1,2 

     

     

    Как видим, рентабельность реализованной продукции снизилась на 5,2% и говорит о том, что в 2008 году 10,8 копеек прибыли приходилось на рубль полных затрат, в 2009 году данный показатель снизился до 5,2 коп. Рентабельность производства наоборот увеличилась на 1% и составила 6,2%, что говорит о росте величины прибыли, приходящейся на каждый 1 руб. производственных ресурсов предприятия. Рентабельность внеоборотных активов увеличилась на 2,4% и равна в отчетном году 10,3%. Рентабельность оборотных активов увеличилась на 0,5% с 5,5% в прошлом году до 6% в отчетном году. Рентабельность собственного капитала изменилась незначительно – динамика составила 0,1%. Рентабельность чистых активов равна была 5% в прошлом году и 5,3 % в отчетном 2009 году – абсолютный прирост положителен и равен 0,3%. Рентабельность инвестиций выросла на 0,5% и равна 5,0%. Рентабельность продаж выросла на 1,2% и равна 6,6%.

    Рассчитаем показатели деловой активности по исследуемому предприятию (таблица 3).

     

    Таблица 3 – Показатели деловой активности ОАО «Крымский консервный завод»

    Показатели 

    2008 г.

    2009 г.

    (+,-), млн. руб. 

    Выручка от продажи товаров, млн. руб.

    2298,1

    2291,8 

    -6,3

    Себестоимость реализованных товаров, млн. руб.

    1659,8

    1768,6

    +108,8

    Средняя стоимость оборотных активов, млн. руб.

    2235,3

    2528,3

    +293,0

    В том числе запасов, млн. руб.

    1199,7

    1197,4

    -2,3

    Дебиторской задолженности, млн. руб.

    784,4

    965,5

    +181,1

    Средняя стоимость собственного капитала, млн. руб.

    1847,0

    1979,0

    +132

    Средняя стоимость чистых активов, млн. руб.

    2008,1

    2073,2

    65,1

    Средняя стоимость краткосрочных кредитов и займов, млн. руб.

    350,7

    498,5

    147,8

    Средняя стоимость кредиторской задолженности, млн. руб.

    1066,2

    1147,4

    81,2

    Прибыль до выплаты налогов, млн. руб.

    123,2

    151,7

    +28,5

    Коэффициент оборачиваемости оборотных активов

    1,03

    0,91

    -0,12

    Продолжительность одного оборота оборотных активов

    354,4

    401,1

    +46,7

    Коэффициент оборачиваемости запасов

    1,38

    1,48

    +0,1

    Продолжительность одного оборота запасов

    264,5

    246,6

    -17,9

    Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности

    2,93

    2,37

    -0,56

    Продолжительность одного оборота дебиторской задолженности, дни

    124,6

    154,0

    +29,4

    Коэффициент погашаемости дебиторской задолженности

    0,34

    0,42

    +0,08

    Коэффициент оборачиваемости собственного капитала

    1,24 

    1,16 

    -0,08 

     

    Продолжение таблицы 3

    Показатели 

    2008 г.

    2009 г.

    (+,-), млн. руб. 

    Продолжительность одного оборота собственного капитала, дни

    294,4 

    314,7 

    +20,3 

    Коэффициент оборачиваемости чистых активов 

    1,14 

    1,11 

    -0,03 

    Продолжительность одного оборота чистых активов, дни

    320,2 

    328,8 

    +8,6 

    Коэффициент оборачиваемости краткосрочных кредитов и займов

    6,55 

    4,6 

    -1,95 

    Продолжительность одного оборота краткосрочных кредитов и займов, дни

    55,7 

    79,3 

    +23,6 

    Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности

    2,14 

    2,0 

    -0,14 

    Продолжительность одного оборота кредиторской задолженности, дни

    170,6 

    182,5 

    +11,9 

    Коэффициент закрепления оборотных активов 

    0,97 

    1,10 

    +0,13 

    Уровень рентабельность оборотных активов, %

    5,5 

    6,0 

    +0,5 

     

    Коэффициент оборачиваемости оборотных активов снизился на 0,12 пункта или на 11,6%, что привело к замедлению их оборачиваемости на 46,7 дня ( 354 – 401,1%), или на 13,2%, в том числе дебиторской задолженности на 29,4 дня (124,6 – 154,0) или на 23,6%. В то же время ускорилась оборачиваемость запасов на 17,9 дня (264,5 – 246,6) , или на 6,7%, что свидетельствует о некотором улучшении управления запасами. Оборачиваемость собственного капитала замедлилась на 0,08 пункта, что соответствует 20,3 дня (294,4 – 314,7).

    Аналогично уменьшилась оборачиваемость чистых активов на 0,03 пункта, или на 2,6%, что привело к росту продолжительности одного оборота на 8,6 дня (328,2 – 320,2), или на 2,7%. Это связано с проведенной в начале отчетного года дооценкой основных средств в результате которой выросла стоимость добавочного капитала, а также с существенным увеличением в конце отчетного периода суммы нераспределенной прибыли. Замедление оборачиваемости кредиторской задолженности на 0,14 пункта, или на 11,9 дня (182,5 – 170,6), а также краткосрочных кредитов и займов на 1,95 пункта, или на 23,6 дня (79,3 – 55,7), положительно сказалось на платежеспособности общества в отчетном году. Однако для погашения возросших краткосрочных обязательств потребуются дополнительные платежные средств в следующем отчетном периоде. В связи с ростом прибыли до налогообложения на 28,5 млн. руб. (151,7 – 123,2) или на 23,1%, заметно увеличилась рентабельность оборотных активов – на 0,5 пункта (6,0 – 5,5%). Однако она продолжает оставаться на низком уровне, так как рекомендуемое минимальное значение этого показателя составляет 12 – 15%.

    Расчетные показатели финансовой устойчивости предприятия приведены в таблице 4.

     

    Таблица 4– Показатели финансовой устойчивости ОАО «Крымский консервный завод»

    Показатели 

    2008 г.

    2009 г.

    (+,-), млн. руб. 

    Коэффициент финансовой независимости  

    0,522 

    0,476 

    -0,046 

    Коэффициент задолженности 

    0,917 

    1,099 

    +0,182

    Коэффициент финансирования 

    1,091 

    0,91 

    -0,081

    Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами

    0,266 

    0,158 

    -0,108

    Коэффициент маневренности 

    0,332 

    0,206 

    -0,126

    Коэффициент постоянного актива 

    0,668 

    0,794 

    +0,126

    Коэффициент финансовой напряженности 

    0,478 

    0,524 

    +0,076

    Коэффициент долгосрочного привлечения заемных средств

    0,029 

    0,07 

    +0,041

    Коэффициент соотношения мобильных и иммобилизованных активов

    1,867 

    1,643 

    -0,224

    Коэффициент имущества производственного назначения

    0,654 

    0,675 

    +0,021

     

    Приведенные в таблице 4 показатели характерны для финансово неустойчивого предприятия. Так, коэффициент финансовой независимости снизился за отчетный год на 0,046. Коэффициент задолженности вырос на 0,182 и значительно превысил рекомендуемое нормативное значение. Значение коэффициента маневренности снизилось на 0,126, и его уровень на конец года находился на критической отметке в 0,2. Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами также сократился на 0,108, однако был выше минимального нормативного значения в 0,1.

    Следовательно, для восстановления финансового равновесия предприятия необходимо осуществить комплекс мер, направленных на проведение независимой финансовой политики, и прежде всего по восполнению за счет чистой прибыли утраченных в течение отчетного года собственных оборотных средств.

    В таблице 5 приведены коэффициенты ликвидности и платежеспособности исследуемого предприятия.

     

    Таблица 5 – Коэффициенты ликвидности и платежеспособности ОАО «Крымский консервный завод»

    Показатели 

    2008 г.

    2009 г.

    (+,-), млн. руб. 

    Коэффициент абсолютной ликвидности

    0,18 

    0,149 

    -0,031

    Коэффициент текущей ликвидности 

    0,734 

    0,673 

    -0,061

    Коэффициент ликвидности при мобилизации средств 

    0,71 

    0,694 

    -0,016

    Коэффициент общей ликвидности 

    1,45 

    1,372 

    -0,078

    Коэффициент собственной платежеспособности

    0,45 

    0,372 

    -0,078

     

    Коэффициент абсолютной ликвидности соответствует нормативу, как в 2008 году, так и в 2009 году. В то же время уменьшение показателя свидетельствует о снижении платежеспособности предприятия в целом. Коэффициент текущей ликвидности соответствует нормативу как в отчетном, так и в прошедшем году. Коэффициент ликвидности при мобилизации средств соответствует нормативу, что свидетельствует о достаточности мобилизации запасов для покрытия краткосрочных обязательств. Коэффициент общей ликвидности соответствует нормативу, в 2009 году снизился на 0,078 пунктов. Коэффициент собственной платежеспособности уменьшился на аналогичную величину.

    Анализ коэффициентов подтверждает, что исследуемое предприятие находится в неустойчивом финансовом положении. Коэффициенты отражают ограниченную ликвидность и платежеспособность, которая существенно ниже рекомендуемых значений.

    Вычислим уровень производственного (операционного) левериджа путем отношения темпов прироста валовой прибыли DП% (до выплаты процентов и налогов) к темпам прироста физического объема продаж к темпам прироста выручи (DВ%):

    102013 0144 2 Анализ дивидентной политики предприятия

    или

    102013 0144 3 Анализ дивидентной политики предприятия

    Он показывает степень чувствительности валовой прибыли к изменению объема производства. При его высоком значении даже незначительный спад или увеличение производства продукции приводит к существенному изменению прибыли. Более высокий уровень производственного левериджа обычно имеют предприятия с более высоким уровнем технической оснащенности производства. При повышении уровня технической оснащенности происходит увеличение доли постоянных затрат и уровня производственного левериджа обычно имеют предприятия с более высоким уровнем технической оснащенности происходит увеличение доли постоянных затрат и уровня производственного левериджа. С ростом последнего увеличивается степень риска недополучения выручки, необходимой для возмещения постоянных расходов.

    Для исследуемого предприятия производственный леверидж равен:

    на 2008 год

    ФЛ 2008 = (-90) / (-10,4) *100% = 8,65%

    на 2009 год

    ФЛ 2009 = (-115) / (-6,3) *100% =18,25%.

    Проведем анализ влияния динамики чистой прибыли на собственный капитала предприятия.

    Используем трехфакторную модель Дюпона, позволяющую изучить причины, влияющие на изменение чистой прибыли на собственный капитал:

    ЧРск = dП х dА х С

    где dП – отношение чистой прибыли к выручке от реализации (в 2008 г. – 4,4; 2009 г. – 4,8);

    dА – оборачиваемость активов предприятия (в 2008 г. – 0,618; 2009 г. – 0,541);

    С – изменение структуры авансированного капитала (в 2008 г. – 1,917; 2009 г. – 2,0995).

    ЧРск0 = dП0 х dА0 х С0 = 4,4 * 0,618 * 1,917 =5,213

    ЧРск0усл = dП1 х dА0 х С0 = 4,8 * 0,618 * 1,917 =5,687

    ЧРск1усл = dП1 х dА1 х С0 = 4,8 * 0,541 * 1,917 = 4,978

    ЧРск1 = dП1 х dА1 х С1 = 4,8 * 0,541 * 2,0995 = 5,452

    Таким образом, рост чистой рентабельности привел к росту чистой рентабельности собственного капитала на 0,474 (5,687 – 5,213). Снижение оборачиваемости активов предприятия привело к снижению чистой рентабельности собственного капитала на -0,709 (4,978 – 5,687).Изменение в структуре авансированного капитала привело к росту чистой рентабельности собственного капитала на 0,474 (5,452 – 4,978).

    Нами предлагаются следующие пути улучшения платежеспособности:

    – увеличение собственного капитала (раздела III баланса);

    – снижение внеоборотных активов (за счет продажи или сдачи в аренду неиспользуемых основных средств);

    – сокращение величины материально-производственных запасов до оптимального уровня (до размера текущего и страхового запасов).

     

     

     

     

     

     

     

     

    18. ТЕОРИЯ ДИВИДЕНДНОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ

     

    Эффективное управление собственным капиталом предприятия предполагает разработку дивидендной политики предприятия.

    Основной целью разработки дивидендной политики является установление необходимой пропорциональности между текущим потреблением прибыли собственниками и будущим ее ростом, максимизирующим рыночную стоимость предприятия и обеспечивающим стратегическое его развитие.

    Исходя из этой цели, понятие дивидендной политики может быть сформулировано следующим образом: дивидендная политика представляет собой составную часть общей политики управления прибылью, заключающуюся в оптимизации пропорций между потребляемой и капитализируемой ее частями с целью максимизации рыночной стоимости предприятия.

    Процесс разработки дивидендной политики может включать несколько этапов :

    1. Оценку факторов, влияющих на размеры, сроки и саму целесообразность выплаты дивидендов.

    2. Выработку типа дивидендной политики с учетом данных факторов и в соответствии с общей финансовой стратегией предприятия.

    3. Оценку эффективности дивидендной политики и ее коррекцию по результатам оценки.

    Среди факторов, влияющих на дивидендную политику, можно выделить следующие:

    — факторы, характеризующие потребности предприятия в дополнительном финансировании (например, разработка новых инвестиционных проектов, необходимость увеличения капитала для оказания противодействия поглощению со стороны конкурента, необходимость платежей по ранее взятым кредитам и т.п.).

    — факторы, характеризующие возможности предприятия привлекать финансовые ресурсы из внешних источников или использовать дополнительные внутренние источники:

    а) способность предприятия увеличить объем прибыли путем реструктуризации производства, сокращения непроизводительных затрат, снижения себестоимости продукции, достаточность резервов, сформированных в предшествующем периоде, и т.д.;

    б) стоимость привлечения дополнительного акционерного капитала;

    в) стоимость привлечения дополнительного заемного капитала в различных формах (товарный, вексельный, банковский кредит , облигационный заем ).

    Возможности привлечения внешних источников финансирования как в виде акционерного, так в виде заемного капитала зависят как от конъюнктуры финансовых рынков, так и состояния самого предприятия, восприятия его как заемщика или эмитента со стороны других участников рынка. Таким образом, будущие решения в области дивидендной политики формируются под воздействием прежней кредитной и дивидендной истории предприятия (под дивидендной историей мы понимаем условия, сроки, периодичность, абсолютные размеры и динамику выплаты дивидендов, прецеденты нарушения прав на получение дивидендов со стороны эмитента на протяжении периода существования акционерного общества).

    Формирование основных типов дивидендной политики (консервативного, умеренно консервативного, агрессивного), выработанных мировой практикой, связано с существованием нескольких теорий влияния размера выплачиваемых дивидендов на цены акций (рыночную стоимость компании ) и благосостояние акционеров. Кратко перечислим данные теории и покажем их связь с формированием дивидендной политики на практике.

    1. Теория Модильяни-Миллера утверждает , что при соблюдении ряда условий дивидендная политика не оказывает на рыночную стоимость предприятия и доходы его владельцев никакого воздействия ни в текущем периоде, ни в перспективе, т.к. эти параметры зависят от суммы всей формируемой прибыли, а не только ее распределяемой части. Но поскольку теория действует только при наличии ряда ограничений, которые в реальности отсутствуют (например, отсутствие налогообложения), на практике она неприменима.

    2. «Теория предпочтительности дивидендов», авторами которой являются Д. Гордон и Д. Линтер, показывает , что каждая единица дохода, выплаченная инвесторам в виде дивидендов, уже очищена от риска и поэтому стоит больше, чем доход , получение которого отложено на будущее. Следовательно, максимизация дивидендных выплат предпочтительнее капитализации дохода. Возражения противников данной теории в основном сводятся к тому, что использовать аргумент наличия фактора риска нельзя, т.к. выплаченные дивиденды акционер реинвестирует в акции данного или другого предприятия. Фактор риска учитывается индивидуально каждым инвестором и зависит от общего уровня риска хозяйственной деятельности, а не от характеристик дивидендной политики.

    3. «Теория минимизации дивидендов» (теория налоговых предпочтений) заключается в том, что эффективность дивидендной политики определяется возможностью минимизации налоговых выплат по текущим и предстоящим выплатам собственникам. Вследствие того, что на западе налогообложение дивидендов, как правило, выше, чем будущих доходов (с учетом ставки налогообложения, фактора текущей стоимости денег), предпочтительна капитализация дивидендов. Однако такая политика может не устроить многих мелких акционеров, нуждающихся в текущих выплатах.

    4. «Сигнальная теория дивидендов» (или «сигнализирующая») рассматривает уровень дивидендных выплат как существенный фактор влияния на рыночную стоимость акций, т.к. многие методы определения текущей стоимости акций используют в качестве составляющей расчетов именно величину ранее выплаченных дивидендов и их прогноз на будущий период. Таким образом, рост дивидендных выплат определяет рост расчетной цены акции при принятии решения о ее покупке, а это влечет увеличение рыночных цен, что приносит дополнительный доход акционерам при их продаже акций. Кроме того, выплата солидных дивидендов «подает сигнал» рынку о том, что фирма находится на подъеме. Но данная теория применима в том случае, если рынок информационно прозрачен и «передает сигналы» большому количеству участников рынка с минимальными издержками, что в российских условиях затруднено.

    5. «Теория соответствия дивидендной политики составу акционеров» («теория клиентуры») утверждает, что компания должна осуществлять такую дивидендную политику, которая соответствует ожиданиям большинства акционеров. Если основной состав акционеров заинтересован в получении дивидендов, то именно эту дивидендную политику следует предпочесть предприятию. Акционеры, несогласные с такой практикой, реинвестируют капитал в другие компании, и состав акционеров станет однородным.

    На практике применение данных теорий воплощается в реализации одного из трех типов дивидендной политики: консервативной, умеренной (компромиссной), агрессивной.

    1. Консервативная политика предполагает, что выплата дивидендов происходит в пропорциях, которые позволяют удовлетворять потребности производственного развития и более высокими темпами наращивать стоимость чистых активов, а, следовательно, — и рыночную стоимость акций.

    2. Умеренная (компромиссная) политика начисления дивидендов, — это политика, в соответствии с которой компания пытается соблюсти баланс интересов акционеров, нуждающихся в выплате дивидендов и потребностей предприятия в наращивании капитала.

    3. Агрессивная политика начисления дивидендов – предполагает начисление максимально возможного размера дивидендов. В российских условиях такая политика наиболее актуальна для компаний, акционерами которых является большое количество физических лиц, при намерении разместить новую эмиссию этой категории инвесторов.

    Для повышения эффективности управления собственными средствами предприятия первичной задачей является даже не выбор типа дивидендной политики (он будет различным в зависимости от интересов реальных собственников предприятия и его финансового состояния), а повышение информированности участников рынка ценных бумаг относительно размеров выплат у различных эмитентов, причин неуплаты дивидендов или факторов, повлиявших на их уровень. Это позволит инвесторам более точно прогнозировать будущее финансовое состояние компании , связанные с ней доходы и риски. Такое снижение неопределенности повысит инвестиционную привлекательность предприятия.

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

     

  1. Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента. –М.: Финансы и статистика ,2006.
  2. Лаврухина Н.В., Казанцева Л.П. Финансы предприятий. — М.: МЭСИ, 2009.
  3. Поляк Г.Б. и др. Финансовый менеджмент / Под ред. Г.Б. Поляка.–М.: Финансы, ЮНИТИ, 2006.
  4. Слепов В.А., Громова И.Е., Кери И.Т. Финансовая политика компании. М., 2009.
  5. Тренев Н.Н. Управление финансами. — М.: Финансы и статистика, 2006.
  6. Шеремет А.Д. Финансы предприятия. – М.: ИНФРА –М, 2008.
  7. Чернов В.А. Финансовая политика организации. М., 2007.


     

<

Комментирование закрыто.

WordPress: 23MB | MySQL:117 | 2,502sec