Анализ доходов и объемов продаж

<

091313 1435 1 Анализ доходов и объемов продаж78. АНАЛИЗ ДОХОДОВ ОРГАНИЗАЦИИ И ОБЪЕМОВ ПРОДАЖИ ПРОДУКЦИИ, РАБОТ, УСЛУГ. ВЛИЯНИЕ ОСНОВНЫХ ФАКТОРОВ НА ДОХОДЫ ОТ ПРОДАЖИ ПРОДУКЦИИ (РАБОТ, УСЛУГ).

В ходе анализа выручки хозяйствующего субъекта изучают динамику ее состава и структуры. На размер выручки влияют две группы факторов: внешние и внутренние.

Можно выделить восемь основных групп внешних макроэкономических факторов. Первая группа включает в себя политические факторы, которые могут оказывать значительное влияние на величину выручки. Под воздействием этих факторов формируется макроэкономическая геополитическая информация, которая достаточно редко напрямую воздействует на организацию, но может сыграть решающую роль при разработке долгосрочной стратегии[9].

Вторая группа представлена такими экономическими факторами, как динамика банковского процента, индексов изменения цен на сырье, материалы, индекса Российской торговой системы, прожиточного минимума, минимальной заработной платы, индекса удовлетворенности клиента, динамика цен по поставщикам организации и др. На базе данной группы факторов базируется рыночная информация. От рыночной информации зависят разработки организациями новых продуктов, маркетинговое планирование, планирование коммуникаций и рекламы, в зависимости от цели и от того, какой организации предназначена эта информация [9].

Третья группа включает в себя правовые и налоговые факторы, формирующие информацию о правовом регулировании и налогообложении. Информация о налоговых системах важна не только для соблюдения правовых норм, но и для определения эффективного, с точки зрения налоговых выплат, способа ведения операций. Например, могут быть какие-то налоговые стимулы к размещению производства в одной стране, а не в другой, где планируется введение более высоких налогов [9].

Четвертая группа включает в себя научно-технические факторы. Разработка новых технологий может оказывать большое воздействие на формирование спроса и предложения на рынке и существенное влияние на величину выручки.

Пятая группа представлена конкурентными факторами, на базе которых формируется информация о конкурентах. Данная информация может влиять на принятие стратегических решений, даже если рыночные условия не учитываются непосредственно.

Шестая группа включает в себя социально-психологические факторы. Эти факторы создают благоприятный психологический климат для отдельных категорий предпринимателей.

Седьмая группа включает в себя экологические факторы, которые оказывают непосредственное влияние на цену продукции, работ, услуг.

К восьмой группе относят демографо-географические факторы. Например, на величину выручки, полученную сельскохозяйственной организацией, будут влиять географическое местоположение, развитие инфраструктуры данного региона, климатические условия и другие факторы.

Внутренние микроэкономические факторы, влияющие на величину выручки, можно объединить в три укрупненные группы: организационно-экономические, производственно-технические, культурно-этические факторы. К основным внутренним факторам относятся: эффективность заключенных сделок на поставку товаров, объем и структура товарооборота, формы и системы оплаты труда, производительность труда, эффективность использования основных и оборотных средств, уровень доходов и издержек обращения [9].

Анализ выручку включает: оперативный и перспективный (прогнозный) анализ. Текущий анализ проводится по важнейшим отчетным периодам (год, квартал, месяц) на базе официальной отчетности и системного бухгалтерского учета. Его главной задачей является объективная оценка результатов деятельности предприятия (подразделения), выявление неиспользованных резервов, недочетов в работе и виновных в них, мобилизация резервов для повышения экономической эффективности деятельности. Этот вид анализа имеет недостатки. Выявленные резервы, как правило, означают потерянный доход, поскольку они относятся к прошлому периоду и их можно будет учесть только в будущей работе. Запоздалость получения соответствующей информации не позволяет оперативно восполнить выявленные недостатки. Нивелировать недостатки текущего анализа позволяет оперативный повседневный анализ, проводимый по данным оперативного учета и отчетности параллельно с совершением хозяйственных операций [11].

Особенность и специфика перспективного анализа заключаются в рассмотрении явлений и процессов хозяйственной деятельности с позиций будущей перспективы. Последовательность прогнозного анализа обычно следующая:

– определяется круг показателей, характеризующих перспективу развития предприятия по основным направлениям его хозяйственной деятельности;

– строится график исходного динамического ряда взаимосвязей показателей и путем сравнения его с графиком известных функций отбирают наиболее подходящие;

– вводятся в систему дополнительные ограничения, рассчитываются теоретические уровни ряда и показатели соответствия полученной формулы принятым ограничением (чаще всего в этих целях используется метод наименьших квадратов) [15].

Одним из важнейших этапов анализа является анализ структуры выручки от продаж. Он может проводиться по следующим направлениям: в разрезе отдельных видов товаров, форм погашения задолженности покупателями; по клиентам; географическим зонам сбыта и т.д.

Продажа готовой продукции приносит предприятию основную сумму выручки как в прошлом, так и в отчетном году. Это же направление деятельности является наиболее прибыльным. В отчетном году по сравнению с предыдущим наблюдается рост доли выручки от продаж готовой продукции и оказания услуг промышленного характера на фоне снижения доли выручки, полученной от сдачи имущества в аренду. Наибольшие темпы роста наблюдаются по выручке от оказания услуг [15].

Далее необходимо проанализировать структуру валовой выручки в целях определения фактического денежного ресурса предприятия и динамики его изменения по годам.

В ходе данного анализа фактически полученную выручку предприятия целесообразно разбивать на выручку, полученную в денежной форме, векселями и взаимозачетом, и определять удельный вес каждой формы поступлений в общем объеме валовой выручки.

По результатам анализа необходимо сделать выводы о факторах, оказавших существенное влияние на формирование структуры выручки, динамику ее изменения, и определить способы влияния на удельный вес каждой формы будущих поступлений.

Анализ выручки от реализации товаров и услуг один из важных этапов оценки достигнутых результатов и повышения эффективности деятельности предприятия розничной торговли.

Возможны два варианта методики анализа реализации продукции:

  1. Если выручка на предприятии определяется по отгрузке товарной продукции, то баланс товарной продукции будет иметь вид:

     

    091313 1435 2 Анализ доходов и объемов продаж

    отсюда


    091313 1435 3 Анализ доходов и объемов продаж                     (1.1)

    где, 091313 1435 4 Анализ доходов и объемов продаж— стоимость выпуска товарной продукции;

    091313 1435 5 Анализ доходов и объемов продаж— объем реализации продукции за отчетный период,

    091313 1435 6 Анализ доходов и объемов продаж— соответственно остатки готовой продукции на складах на начало и конец периода.

  2. Если выручка определяется после оплаты отгруженной продукции, то товарный баланс можно записать так:

    091313 1435 7 Анализ доходов и объемов продаж

    Отсюда

    091313 1435 8 Анализ доходов и объемов продаж                     (1.2)

    где, 091313 1435 9 Анализ доходов и объемов продаж — остаток отгруженной продукции на начало и конец периода, неоплаченные покупателем [14, С.200].

    Отрицательное влияние на объем продаж оказывают следующие факторы: уменьшение остатков готовой продукции на складах на начало года и увеличение их на конец года, рост остатков отгруженных, но не оплаченных товаров, на конец года [18].

    Кроме того, сумма выручки от реализации товаров и услуг зависит от:

    – ритмичности работы розничного предприятия;

    – комплектности и качества товаров;

    – покупательского спроса на данный товар;

    – форм и сроков расчета за товар;

    – характер отгрузки товаров поставщиками [14].

    Выручка от реализации товаров и услуг рассчитывается на основании объема реализованного товара и услуг исходя из действующих цен. Основными факторами, корректирующими выручку от реализации товаров и услуг являются: изменения объема продаж, ассортимента товаров, а так же цен на продукцию [12]. Таким образом, выручку от продаж можно рассчитать по формулам:

    091313 1435 10 Анализ доходов и объемов продаж                (1.3)

    где, 091313 1435 11 Анализ доходов и объемов продаж— объем продаж в натуральном выражении, единицы продукции (товара х, у, …, n);

    091313 1435 12 Анализ доходов и объемов продаж— цена единицы продукции (товара х, у, …, n в рублях) [16].

    091313 1435 13 Анализ доходов и объемов продаж                        (1.4)

    где, 091313 1435 14 Анализ доходов и объемов продаж— выручка базисного периода;

    091313 1435 15 Анализ доходов и объемов продаж— индекс изменения объема реализации продукции;

    <

    091313 1435 16 Анализ доходов и объемов продаж— индекс структурных изменений в номенклатуре реализованной продукции;

    091313 1435 17 Анализ доходов и объемов продаж— индекс изменения цен на реализованную продукцию.

    091313 1435 18 Анализ доходов и объемов продаж                             (1.5)


    091313 1435 19 Анализ доходов и объемов продаж


    091313 1435 20 Анализ доходов и объемов продаж

    где, 091313 1435 21 Анализ доходов и объемов продаж— цены соответственно базисного и отчетного периода;

    091313 1435 22 Анализ доходов и объемов продаж— количество продукции в базисном и отчетном периоде [40. С.245].

    Важнейшим фактором, влияющим на величину выручки от реализации товаров и услуг является изменение объема продаж. Выручка находится в прямой зависимости от реализованного товара.

    Учитывая, что выручка является важнейшей частью доходов, участвующих в формировании общей прибыли розничного предприятия, значит, чем больше объем реализации, тем больше прибыли получит предприятие розничной торговли. Зависимость прибыли от этого фактора при прочих равных условиях прямо пропорциональна [17].

    Ассортимент реализуемых товаров, безусловно, влияет на величину выручки. Чем выше доля более рентабельных товаров, тем больше выручки от реализации товаров получит предприятие.

    В торговле одним из основных показателей рентабельности является рентабельность товарооборота (продаж), исчисляемая как отношение прибыли от продажи товаров к товарообороту:

    091313 1435 23 Анализ доходов и объемов продаж                            (1.6)

    где 091313 1435 24 Анализ доходов и объемов продаж— показатель рентабельности продукции (товаров);

    091313 1435 25 Анализ доходов и объемов продаж— показатель прибыли от реализации продукции;

    091313 1435 26 Анализ доходов и объемов продаж— показатель выручки от реализации продукции (за вычетом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей) [35, С.10].

    Рентабельность товарооборота (091313 1435 27 Анализ доходов и объемов продаж) зависит от степени использования основных и оборотных средств:

    091313 1435 28 Анализ доходов и объемов продаж                 (1.7)

    где 091313 1435 29 Анализ доходов и объемов продаж— рентабельность капитала (основных и оборотных активов);

    091313 1435 30 Анализ доходов и объемов продаж— фондоотдача основных и оборотных активов;

    091313 1435 31 Анализ доходов и объемов продаж— величина внеоборотных активов (тыс. руб.);

    091313 1435 32 Анализ доходов и объемов продаж— величина оборотных активов (тыс. руб.).

    Приведенная зависимость показывает, что снижение или увеличение рентабельности товарооборота в отчетном году связано с эффективным или неэффективным использованием основных и оборотных средств.

    Фондоотдача основных и оборотных средств может быть представлена в следующем виде:

    091313 1435 33 Анализ доходов и объемов продаж                (1.8)

    где, 091313 1435 34 Анализ доходов и объемов продаж — скорость обращения оборотных активов;

    091313 1435 35 Анализ доходов и объемов продаж— доля оборотных активов в имуществе.

    В свою очередь скорость обращения оборотных средств зависит от оборачиваемости товарных запасов – главного элемента оборотных средств и доли товарных запасов в оборотных средствах. Выразим эту зависимость:

    091313 1435 36 Анализ доходов и объемов продаж                             (1.9)

    где, 091313 1435 37 Анализ доходов и объемов продаж — товарные запасы (тыс. руб.).

    Благодаря расчетам, произведенным по этой формуле, можно сделать вывод о влиянии скорости обращения товарных запасов и их доли в оборотных активах на скорость обращения оборотных активов.

    Рассмотренные выше три равенства можно объединить:

    091313 1435 38 Анализ доходов и объемов продаж                 (1.10)

    Формула (1.7) выявляет зависимость рентабельности товарооборота от величины и структуры основных и оборотных средств. Рентабельность товарооборота увеличивается, если выполняется требование соотношения темпов роста таких показателей, как скорость обращения товарных запасов, доля товарных запасов в оборотных активах, доля оборотных активов в имуществе, рентабельность основных и оборотных средств, при котором темп роста первого показателя выше темпа роста последующего и выше ста [15. С12].

    Рентабельность товарооборота зависит также от рентабельности издержек обращения и издержкоёмкости товарооборота:

    091313 1435 39 Анализ доходов и объемов продаж                        (1.11)

    где, 091313 1435 40 Анализ доходов и объемов продаж— рентабельность издержек обращения;

    091313 1435 41 Анализ доходов и объемов продаж— издержкоёмкость продаж;

    091313 1435 42 Анализ доходов и объемов продаж— издержки обращения (тыс. руб.).

    Анализ темпов роста рентабельности товарооборота, рентабельности издержек обращения и издержкоёмкости товарооборота позволяют сделать вывод о соблюдении предприятием соотношения, при котором темп роста рентабельности издержек обращения выше темпа роста издержкоёмкости товарооборота [35].

    Для планирования и прогнозирования выручки от реализации продукции, работ и услуг важное значение имеет анализ и расчет величины дебиторской задолженности, сроков ее погашения, размеров просроченной задолженности.

    В практике работы предприятий обычно выделяют четыре вида дебиторской задолженности: по коммерческому кредиту, по авансам за товары в случае предоплаты, по потребительскому кредиту, прочая задолженность.

    По срокам погашения выделяют нормальную дебиторскую задолженность, просроченную (срок инкассаций которой нарушен) и безнадежную.

    В целом между поступлением денежных средств, объемом реализации и изменением остатков дебиторской задолженности существует следующая зависимость:

    091313 1435 43 Анализ доходов и объемов продаж                        (1.12)

    где, 091313 1435 44 Анализ доходов и объемов продаж— сумма выручки от реализации;

    091313 1435 45 Анализ доходов и объемов продаж— сумма отгрузки;

    091313 1435 46 Анализ доходов и объемов продаж— дебиторская задолженность на начало периода;

    091313 1435 47 Анализ доходов и объемов продаж— дебиторская задолженность на конец периода [16, С.325].

    Финансовый результат от продаж товаров в розничном предприятии определяется ежемесячно как разница между выручкой от реализации товаров в ценах продаж (без учета налога на добавленную стоимость, других косвенных налогов, обязательных платежей и вычетов из выручки) и расходами на их продажу. Это показано формулой:

    091313 1435 48 Анализ доходов и объемов продаж                             (1.13)

    где 091313 1435 49 Анализ доходов и объемов продаж — валовой финансовый результат от продажи товаров;

    091313 1435 50 Анализ доходов и объемов продаж — выручка от реализации по ценам продаж;

    091313 1435 51 Анализ доходов и объемов продаж — покупная стоимость реализованных товаров.

    В случае превышения выручки от продаж над покупной стоимостью реализованных товаров имеет место валовой доход, который представляет собой основной источник прибыли от реализации товаров в розницу [16. С.200].

    Анализ финансовых результатов деятельности предприятия включает в качестве обязательных элементов:

  3. оценку изменений по каждому показателю за анализируемый период («горизонтальный анализ» показателей);
  4. оценку структуры показателей прибыли и изменений их структуры («вертикальный анализ» показателей);
  5. изучение хотя бы в общем виде динамики изменения показателей за ряд отчетных периодов («трендовый анализ» показателей);
  6. выявление факторов и причин изменения показателей прибыли и их количественную оценку;
  7. изучение направлений, пропорций и тенденций распределения прибыли;
  8. выявление резервов роста прибыли и рентабельности.

    Для анализа и оценки уровня и динамики показателей прибыли составляется таблица, в которой используются данные бухгалтерской отчетности из формы №2.

    Прибыль отчетного периода отражает общий финансовый результат производственно-хозяйственной деятельности фирмы с учетом всех ее сторон. Важнейшая составляющая этого показателя — прибыль от продаж- связана с факторами производства и реализации продукции, поэтому основное внимание при анализе должно быть уделено исследованию причин изменения данного показателя.

    Расчет основных факторов на прибыль проводится по следующей схеме:

    1. Расчет общего изменения прибыли (DР ) от реализации продукции:

    DР = Р1 — Р0, где Р1 и Р0 — прибыль отчетного и базисного года

    2. Расчет влияния на прибыль изменений отпускных цен на реализованную продукцию (DР1)6

    DР1 = N1 — N1,0 = å p1 q1 — p0 q1

    где N1 = å p1q1 — реализация в отчетном году в ценах отчетного года

    N 1,0= å p0q 1- реализация в отчетном году в ценах базисного года

    3. Расчет влияния на прибыль изменений в объеме продукции (DР2) (объема продукции в оценке по базовой себестоимости):

    DР2 = Р0К1 — Р0 = Р0 * (К1 — 1),

    где К1 — коэффициент роста объема реализации продукции: К1 = S 1,0 / S0

    S 1,0 — фактическая себестоимость реализованной продукции за отчетный период в ценах и тарифах базисного года;

    S 0- себестоимость базисного года.

    4.Расчет влияния на прибыль изменений в структуре реализации продукции (DР3):

    DР3 = Р0 * (К2 — К1),

    где К2 — коэффициент роста объема реализации в оценке по отпускным ценам: К2 = N 1,0 / N 0

    N 1,0- реализация продукции в отчетном периоде по ценам базисного года;

    N0 — реализация в базисном году.

    5. Расчет влияния на прибыль экономии от снижения себестоимости продукции (DР4):

    DР4 = S 1,0 — S1

    где S1.0 — себестоимость реализованной продукции отчетного года в ценах и условиях базисного года;

    S1 — фактическая себестоимость реализованной продукции отчетного года.

    6. Расчет влияния на прибыль изменений себестоимости за счет структурных сдвигов в составе продукции (DР5):

    DР5 =S0 K1 — S1,0

     

    Анализ финансовых результатов деятельности предприятия включает в качестве обязательных элементов:

  9. оценку изменений по каждому показателю за анализируемый период («горизонтальный анализ» показателей);
  10. оценку структуры показателей прибыли и изменений их структуры («вертикальный анализ» показателей);
  11. изучение хотя бы в общем виде динамики изменения показателей за ряд отчетных периодов («трендовый анализ» показателей);
  12. выявление факторов и причин изменения показателей прибыли и их количественную оценку;
  13. изучение направлений, пропорций и тенденций распределения прибыли;
  14. выявление резервов роста прибыли и рентабельности.

    Для анализа и оценки уровня и динамики показателей прибыли составляется таблица, в которой используются данные бухгалтерской отчетности из формы №2.

    Прибыль отчетного периода отражает общий финансовый результат производственно-хозяйственной деятельности фирмы с учетом всех ее сторон. Важнейшая составляющая этого показателя — прибыль от продаж- связана с факторами производства и реализации продукции, поэтому основное внимание при анализе должно быть уделено исследованию причин изменения данного показателя.

    Расчет основных факторов на прибыль проводится по следующей схеме:

    1. Расчет общего изменения прибыли (DР ) от реализации продукции:

    DР = Р1 — Р0, где Р1 и Р0 — прибыль отчетного и базисного года

    2. Расчет влияния на прибыль изменений отпускных цен на реализованную продукцию (DР1)6

    DР1 = N1 — N1,0 = å p1 q1 — p0 q1

    где N1 = å p1q1 — реализация в отчетном году в ценах отчетного года

    N 1,0= å p0q 1- реализация в отчетном году в ценах базисного года

    3. Расчет влияния на прибыль изменений в объеме продукции (DР2) (объема продукции в оценке по базовой себестоимости):

    DР2 = Р0К1 — Р0 = Р0 * (К1 — 1),

    где К1 — коэффициент роста объема реализации продукции: К1 = S 1,0 / S0

    S 1,0 — фактическая себестоимость реализованной продукции за отчетный период в ценах и тарифах базисного года;

    S 0- себестоимость базисного года.

    4.Расчет влияния на прибыль изменений в структуре реализации продукции (DР3):

    DР3 = Р0 * (К2 — К1),

    где К2 — коэффициент роста объема реализации в оценке по отпускным ценам: К2 = N 1,0 / N 0

    N 1,0- реализация продукции в отчетном периоде по ценам базисного года;

    N0 — реализация в базисном году.

    5. Расчет влияния на прибыль экономии от снижения себестоимости продукции (DР4):

    DР4 = S 1,0 — S1

    где S1.0 — себестоимость реализованной продукции отчетного года в ценах и условиях базисного года;

    S1 — фактическая себестоимость реализованной продукции отчетного года.

    6. Расчет влияния на прибыль изменений себестоимости за счет структурных сдвигов в составе продукции (DР5):

    DР5 =S0 K1 — S1,0

<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 0.95MB/0.00123 sec

WordPress: 23.48MB | MySQL:120 | 1,902sec