Анализ объема производства и продажи продукции (работ, услуг)» » Буквы.Ру Научно-популярный портал<script async custom-element="amp-auto-ads" src="https://cdn.ampproject.org/v0/amp-auto-ads-0.1.js"> </script>

Анализ объема производства и продажи продукции (работ, услуг)»

<

101913 0137 1 Анализ объема производства и продажи продукции (работ, услуг)»

1 Теоретические аспекты анализа объема производства и продажи продукции

1.1 Задачи и источники анализа производства продукции

 

Цель анализа производства и продажи продукции состоит в выявлении наиболее эффективных путей увеличения объема выпуска продукции и улучшения ее качества, в изыскании внутренних резервов роста объема производства и продажи [9, 184].

Основными задачами анализа объема производства и продажи продукции на предприятиях являются:

– оценка динамики по основным показателям объема и структуры продукции;

– проверка сбалансированности и оптимальности бизнес-планов, плановых показателей, их напряженности и реальности;

– выявление степени количественного влияния факторов на изменение величины объема производства и продажи продукции;

– выявление внутрихозяйственных резервов увеличения выпуска и продажи продукции;

– разработка мероприятий по использованию внутрихозяйственных резервов для повышения темпов роста продукции [7, 222].

Объектом данного направления анализа является объем производства и продажи продукции.

В процессе анализа производства и продажи продукции должны быть вскрыты причины, тормозящие рост производства, а именно:

– недостатки в организации производства и труда;

– нерациональное использование материальных, трудовых и денежных ресурсов;

– брак продукции.

Источниками информации для анализа производства и продажи продукции являются унифицированная статистическая форма отчетности № 1-П, форма № 1-П (квартальная) «Квартальная отчетность промышленного предприятия (объединения) о выпуске отдельных видов продукции в ассортименте», форма № 2 «Отчет о прибылях и убытках», ведомость № 16 «Движение готовых изделий, их отгрузка и продажа», бизнес-план, оперативные планы-графики и т.д.

 

1.2 Методика оценки динамики и выполнения плана продаж и производства продукции

 

Одним из обобщающих показателей экономической эффективности производства является рост производства продукции (работ, услуг) в стоимостном выражении продукции [7, 223]. Развитие и расширение производства осуществляется за счет эффективного использования материальных, трудовых и денежных ресурсов. Продукция предприятия является прямым конечным результатом его основной деятельности.

Производство продукции оценивается в натуральных, условно-натуральных, трудовых и стоимостных измерителях. Объем производства характеризуется валовой и чистой продукцией, объем выпуска — товарной и готовой продукцией, объем продажи — отгруженной и проданной товарной продукцией [9, 185].

При планировании, учете и оценке производства продукции наряду с натуральными показателями (ассортимент и номенклатура) используются и стоимостные показатели (валовая, товарная, реализованная продукция) [11, 181].

Товарная продукция характеризует объем производства по полностью законченным и подлежащим продажи (для продаж) продукции, работ, услуг.

Объем проданной продукции в стоимостном выражении (Пр) можно рассчитать по формуле:

 

101913 0137 2 Анализ объема производства и продажи продукции (работ, услуг)» (1)

 

где 101913 0137 3 Анализ объема производства и продажи продукции (работ, услуг)» – объем товарной продукции i-го вида в оптовых ценах предприятия;

101913 0137 4 Анализ объема производства и продажи продукции (работ, услуг)»– изменение остатков готовой продукции i-го вида на складе предприятия на начало и конец планируемого периода;

101913 0137 5 Анализ объема производства и продажи продукции (работ, услуг)»— изменение остатков готовой продукции i-го вида, отгруженной на начало и конец планируемого периода;

n — количество видов товарной продукции (i= 1,2, 3,…, n).

Необходимо также рассчитать величину проданной продукции характеризует валовой доход предприятия (Дв) в плановом периоде:

 


101913 0137 6 Анализ объема производства и продажи продукции (работ, услуг)» (2)

 

где 101913 0137 7 Анализ объема производства и продажи продукции (работ, услуг)»– валовой доход предприятия от продажи i-го вида продукции;

101913 0137 8 Анализ объема производства и продажи продукции (работ, услуг)»– цена единицы 1-го вида продукции (оптовая, договорная);

101913 0137 9 Анализ объема производства и продажи продукции (работ, услуг)» – планируемый объем продаж i-го вида продукции (i = 1, 2, 3,…, n) в натуральном выражении.

Величина среднего дохода (101913 0137 10 Анализ объема производства и продажи продукции (работ, услуг)») определяется следующим образом:

 

101913 0137 11 Анализ объема производства и продажи продукции (работ, услуг)»
(3)

 

Учитывая, что в условиях, когда в планируемом периоде предусматривается изменение отпускных цен, средний доход представляет собой не что иное, как среднюю цену, то есть:

 

101913 0137 12 Анализ объема производства и продажи продукции (работ, услуг)» (4)

Общий объем производства в стоимостном выражении характеризуется валовой продукцией, которая зависит от трудоемкости, материалоемкости и рентабельности изготовленной продукции. Там, где остатки незавершенного производства незначительны по размерам или не имеют больших колебаний в отчетных периодах, товарная и валовая продукция имеют одинаковый состав, в остальных случаях расчет валовой продукции следует исчислять с учетом остатков незавершенного производства [9, 189].

Общий объем продукции, работ, услуг оценивается фактически в оптовых ценах без НДС, акцизов отражается в форме № 1-П.

Валовая продукция характеризует объем производства как по полностью законченным и подлежащим продажи, так и по незаконченным изделиям.

В процессе анализа проверяется выполнение плана по выпуску (если имеется план) и дается оценка изменения объема продукции по сравнению с предыдущим годом [11, 183].

Анализ начинается с изучения динамики выпуска продукции, расчета темпов роста и прироста продукции. Для анализа используются данные формы № П-1, которые сводятся в аналитическую таблицу.

Объем выпуска продукции, исчисленный в стоимостном выражении, не всегда дает правильное представление об объеме выполненных предприятием работ по выпуску продукции [9, 190]. Это связано с тем, что на показатель объема выпуска продукции в стоимостном выражении оказывают влияние изменение структуры выпускаемой продукции и изменение стоимости сырья.

Изменение структуры вызывается рядом причин:

– отсутствием необходимой техники,

– недостатками в организации материального обеспечения,

– изменением себестоимости изделия [8, 142].

При наличии структурных сдвигов стоимостные показатели не отражают реальные трудовые затраты. Это обусловлено тем, что стоимость продукции состоит из затрат живого и овеществленного труда, соотношение этих затрат в различных видах продукции различно, вследствие чего выделяют трудоемкое, материалоемкое, капиталоемкое производство. Поскольку между ценами и затратами труда нет прямо пропорциональной зависимости, то изменение структуры производства может оказывать существенное влияние на объем производства в стоимостном выражении (завышая или занижая его).

Это требует использования и других измерителей объема производства, более точно характеризующих трудоемкость производства продукции на данном предприятии. К ним относится объем производства, исчисленный в нормо-часах или в нормативной зарплате.

Использование показателей, реально отражающих трудоемкость производства продукции, предполагает определение объема продукции, произведенной собственными силами хозяйствующего субъекта, а также производительности труда, фондоемкости, фондоотдачи, материалоемкости, материалоотдачи продукции [7, 225].

Для того чтобы рассчитать объем производства в нормо-часах, необходимо количество каждого вида продукции по плану, отчету и за предыдущий год умножить на изготовление единицы изделия [8, 143]. Полученное общее количество нормо-часов на изготовление отдельных изделий суммируют, что дает общий объем производства в нормо-часах. После чего исчисляют темпы роста объема производства в нормо-часах и выполнение плана.

Необходимые данные для расчета получают из бизнес-плана, формы № П-1 (по выпуску продукции), затраты труда в нормо-часах на единицу продукции из бизнес-плана или данных оперативно-технического учета.

Измерение объема производства в нормо-часах имеет недостаток, так как не отражает качество затраченного труда (различий в сложности труда).

Измерение объема производства в нормативной зарплате имеет определенные преимущества, так как отражает использование труда различной сложности и квалификации, служит мерой затраченного труда и дает качественную характеристику трудовых затрат.

Расчет объема производства в нормативной зарплате определяется путем умножения количества выпущенной продукции в натуральном выражении по плану и факту на норматив заработной платы на единицу продукции. Суммируя расход нормативной зарплаты, по всем изделиям определяют плановый и фактический объемы производства в нормативной зарплате. Определяем отклонение в целом по изделиям по удельному весу. На основе проведенных расчетов делаем вывод.

Затем проводится оперативный анализ производства и отгрузки продукции, в котором отражаются плановые и фактические сведения о выпуске и отгрузке продукции по объему, ассортименту, качеству за день нарастающим итогом с начала месяца, а также отклонения от плана.

Анализ продажи продукции связан с анализом выполнения договорных обязательств по поставкам продукции [7, 229]. Недовыполнение плана по договорам для предприятий оборачивается уменьшением выручки, прибыли, выплатой штрафных санкций, что может привести к потере рынка сбыта, а следовательно, к снижению производства.

Процент выполнения договорных обязательств рассчитывается путем деления разности между плановым объемом отгрузки по договорным обязательствам и суммы недопоставленной продукции на плановый объем:

 


101913 0137 13 Анализ объема производства и продажи продукции (работ, услуг)» (5)

 

Результаты финансово-хозяйственной деятельности во многом определяются ассортиментом и структурой производства и продажи продукции. Рассмотрим методику анализа ассортимента и структуры продукции.

 

1.3 Методика анализа объема производства и продажи продукции

 

В составе товарной и проданной продукции могут быть изделия с низким уровнем рентабельности либо не востребованные изделия. Чтобы избежать последствий, необходимо изучать факторы, воздействующие на спрос данных видов продукции, с целью поиска путей недопущения или минимизации потерь. Отсюда следует, что хозяйствующий субъект должен постоянно работать по формированию товарного ассортимента.

Формирование ассортимента — проблема конкретных товаров, их отдельных серий, определения соотношения между «старыми» и новыми» товарами, товарами массового, серийного и единичного производства, «наукоемкими» и «обычными». Основная цель ассортиментной концепции заключается в том, чтобы сориентировать предприятие на выпуск товаров, которые по своей структуре, потребительским свойствам и качеству наиболее полно соответствуют потребностям покупателей. Товаропроизводитель занят не просто созданием и производством товаров, но и формированием клиентуры. Формирование ассортимента и структуры выпуска продукции должно учитывать и эффективное использование трудовых, материальных и финансовых ресурсов, имеющихся в его распоряжении [11, 184].

В процессе анализа необходимо выяснить, как хозяйствующий субъект выполняет план по ассортименту в натуральном и стоимостном выражении, какова динамика выпуска отдельных видов изделий.

В процессе анализа необходимо установить выполнение плана и динамику по производству сертифицированной продукции. Дать оценку выполнения задания по, сертифицированной продукции.

Особое внимание необходимо уделить изучению выполнения плана по выпуску новых видов изделий, которые могут выступать как дополнение к существующему в прошлом периоде ассортименту, либо как замена выпускаемой продукции. По результатам проведенного анализа сделать выводы. Следует изучить выполнение плана по изделиям, которые являются объектом кооперированных поставок согласно заключенным договорам [8, 148].

Выполнить задание по ассортименту означает выпустить изделия по заданной номенклатуре.

Оценка выполнения плана по всему ассортименту предусматриваемой предприятием продукции исчисляется с помощью среднего процента выполнения задания по ассортименту (Ас%) [9, 184].

Существует несколько способов расчета среднего процента выполнения задания по ассортименту.

Наиболее точно характеризует степень выполнения плана по ассортименту средний процент, исчисленный по способу наименьшего числа, т.е. в счет выполнения плана принимается наименьшее число из двух величин: планового и фактического выпуска продукции по каждому изделию:

101913 0137 14 Анализ объема производства и продажи продукции (работ, услуг)»

Продукция, изготовленная сверх плана или не предусмотренная планом, не засчитывается в выполнение плана по ассортименту [9, 185].

Данный способ расчета приемлем в том случае и на тех предприятиях, где номенклатура выпускаемой продукции невелика.

Оценка выполнения задания по ассортименту предполагает выявление причин недовыполнения плана по ассортименту и определение мероприятий по обеспечению выполнения плана. Всю совокупность причин, влияющих на данный показатель, можно разделить на две группы: внешние и внутренние продукции [7, 230].

К внешним причинам относят конъюнктуру рынка, востребованность продукции по видам изделий, состояние материально-технического обеспечения, состояние рынка сырья.

Внутренними причинами являются низкий уровень организации производства и труда, низкое техническое состояние активной части основных фондов, непроизводительные потери рабочего времени, недостатки в системе управления и материального стимулирования работников.

В тех случаях, когда номенклатура выпускаемой продукции велика, а следовательно, невозможно воспользоваться первым способом расчета, используют более простой способ.

Для этого необходимо определить сумму недовыпущенной продукции по изделиям, по которым план недовыполнен, вычесть полученную сумму из планового объема продукции, полученный результат разделить на сумму планового выпуска продукции и умножить на 100%.

Увеличение объема производства (продажи) по одним видам продукций приводит к изменению ее структуры, т.е. соотношения отдельных изделий в общем их выпуске. Выполнить план по структуре означает сохранение в фактическом выпуске продукции запланированного соотношения отдельных ее видов продукции [7, 232].

Изменение структуры выпуска и продажи изменяет все показатели работы: объем выпуска и продажи, материалоемкость, себестоимость, прибыль, рентабельность, финансовую устойчивость. При увеличении удельного веса дорогостоящей продукции увеличивается объем выпуска в стоимостном выражении, и наоборот. Возрастание удельного веса высокорентабельной продукции приводит к увеличению прибыли, и наоборот.

Расчет влияния структуры производства и уровень объема выпуска и прибыли можно определить, используя способ цепных подстановок. Для этого необходимо определить плановый и фактический объемы выпуска (при изменении структуры), найти отклонение по объему выпуска. Затем рассчитать коэффициент выполнения плана по товарной продукции в целом по предприятию ((фактический объем/плановый объем) х 100%) (по выпуску в натуральном выражении).

Затем пересчитать плановый выпуск продукции по каждому виду на коэффициент выполнения по товарной продукции (Квп) и в целом по предприятию, что позволит определить товарный выпуск продукции при фактическом объеме выпуска по плановой структуре:

 

П vф.стр.пл = П тп.пл
×
Квп
(6)

 

где П vф.стр.пл – объем товарной продукции,

П тп.пл – фактический объем выпуска по плановой структуре.

Чтобы определить влияние структуры, необходимо от фактического выпуска товарной продукции (исчисленного при всех фактических показателях) вычесть товарный выпуск продукции при фактическом объеме, но плановой структуре. Если при фактической структуре объем товарной продукции вырастает, то это свидетельствует о том, что увеличилась доля более дорогостоящей продукции в общем ее выпуске. Определить влияние изменения структуры на изменение выпуска продукции можно и способом процентных разностей, по формуле:

±DПВПСТР = (КвпСТ – Квпн) × П вп.пл
(7)

где ±DПВПСТР
— изменение объема выпуска продукции за счет изменения структуры;

КвпСТ , Квпн — соответственно, коэффициенты выполнения плана по производству продукции, рассчитанные на основании стоимостных и условно-натуральных показателях,

П вп.пл — запланированный выпуск в стоимостном выражении.

По результатам проведенных расчетов необходимо сделать выводы.

Вопрос качества — это вопрос экономии материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Качество характеризуется надежностью, долговечностью, безопасностью, наличием или отсутствием рекламации, поэтому при анализе производственной программы следует оценить качество продукции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Организационно-экономическая характеристика ООО «ДАЛЛАС»

2.1 Общие сведения о предприятии

 

Предприятие ООО «ДАЛЛАС» является одним из крупнейших промышленных предприятий г. Краснодара, оно находится в черте города, на территории Карасунского округа. Организационно-правовой формой предприятия является общество с ограниченной ответственностью, предприятие находится по адресу: 350080, г. Краснодар, ул. Новороссийская, 301.

Общество зарегистрировано постановлением Главы администрации города Краснодара № 11 от 10.01.2002 г.

Предприятие хорошо обеспечено подъездными путями, оно находится на окраине не в жилой зоне, что благоприятствует поддержанию нормальной экологической обстановке в городе.

В состав структурных подразделений ООО «ДАЛЛАС» входят: три цеха основного производства — цех по производству картона кровельного; цех по производству мягкой кровли; цех по производству асбоцементных труб.- и вспомогательные цеха и участки: РМЦ; электроцех; ПСЦ; транспортный цех; участок по ремонту зданий и сооружений; участок КИПИА; цех очистки сточных вод, санитарно-промышленная лаборатория, участок по ремонту автомобилей, участок по производству растворов, бетонов и изделий из них.

Среднесписочная численность работающих – 995 чел., в т. ч. ППП – 934 чел.

Мощность производственного технологического оборудования: – картон кровельный –34,8 т. тонн (картоноделальные машины типа К-2, 2 шт.); мягкая кровля – 67,5 млн. м2 (рубероидный агрегат марки СМА — 184, 3 шт.); асбоцементные трубы 4-х типов размеров – 2240 укм. (асботрубные машины СМ-871, СМА-256).

101913 0137 15 Анализ объема производства и продажи продукции (работ, услуг)»

 

 

Высшим органом управления предприятия «ДАЛЛАС» является собрание учредителей. Один раз в год предприятие проводит годовое собрание акционеров, но помимо годового могут созываться чрезвычайные собрания.

Чрезвычайные собрания акционеров могут быть созваны директором для рассмотрения любых вопросов. В обществе создается исполнительный орган, осуществляющий текущее руководство его деятельностью (правление). В состав правления общества входят семь членов Наблюдательного Совета ООО «ДАЛЛАС» директор общества, председатель Наблюдательного Совета; главный бухгалтер предприятия и другие.

Основной задачей правления является выработка политики с целью увеличения прибыльности общества и обеспечение выполнения планов общества. Правление является исполнительным органом общества. Заседания правления проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц. Правление имеет право принимать решения по всем вопросам деятельности общества и его внутренним делам. Директор осуществляет оперативное руководство деятельностью общества и наделяется в соответствии с законодательством РФ всеми необходимыми для выполнения этой задачи полномочиями.

На предприятии ООО «ДАЛЛАС» существует система единой финансово-экономической службы на базе объединения планово-экономического и финансового отделов предприятия. При этом здесь усиливаются аналитические функции и функции управления финансами, что способствует более обоснованной разработке не только текущих, но и стратегических, перспективных планов, эффективному использованию как существующего, так и будущего потенциала предприятия. В связи с этим руководителю предприятия следует оценить возможности внедрения аналогичных изменений на предприятии.

На предприятии ООО «ДАЛЛАС» отсутствует служба по управлению персоналом. Всем процессом управления на предприятии занимается директор, то есть здесь реализуется принцип централизации управления. Преимущества централизованной структуры состоят в экономически эффективном использовании персонала, высокой степени координации и контроля за специализированными видами деятельности, в уменьшении вероятности того, что подразделения начнут расти в ущерб организации в целом

 

2.2 Финансово-экономическая характеристика предприятия

 

Основные экономические показатели, характеризующие результаты деятельности ООО «ДАЛЛАС» за период с 2008 года по 2010 год находят свое отражение в таблице 1.

Таблица 1 – Результаты деятельности ООО «ДАЛЛАС»

 

Показатель

Годы 

Абсолютное отклонение

Темпы роста, %

2008

2009

2010

2009 от 2008

2010 от 2009

2009 к 2008

2010 к 2009

1. Выручка от продажи, тыс.руб.

303776 

357384 

366610 

53608 

9226 

117,65 

102,58 

2. Себестоимость проданной продукции, тыс. руб.

209606 

246595 

219966 

36989 

-26629 

117,65 

89,20 

3. Прибыль от продажи, тыс. руб.

94170 

110789 

146644 

16619 

35855 

117,65 

132,36 

4. Прибыль до налогообложения, тыс. руб.

93629 

110152 

145721 

16523 

35569 

117,65 

132,29 

5. Среднегодовая стоимость основных средств, тыс. руб.

131488 

132819 

137965 

1331 

5146 

101,01 

103,87 

6. Среднегодовая стоимость оборотных средств, тыс. руб.

76899 

87515,5 

128491,5 

10616,5 

40976

113,81 

146,82 

7. Среднесписочная численность персонала, чел.

320 

310 

275 

-10 

-35 

96,88 

88,71 

8. Фонд оплаты труда, млн. руб.

181 

150 

154 

-31 

4 

82,87 

102,67 

9. Затраты на 1 руб. проданной продукции, коп.

69,00 

69,00 

60,00 

0,00 

-9,00 

100,00 

86,96 

11. Рентабельность производства, %

44,93 

49,99 

54,69 

5,06 

4,70 

10. Рентабельность продукции, %

44,93 

44,93 

66,67 

0,00 

21,74 

12. Фондоотдача, руб./руб.

2,31 

2,69 

2,66 

0,38 

-0,03 

116,47 

98,76 

 

Продолжение таблицы 1

Показатель

Годы 

Абсолютное отклонение

Темпы роста, %

2008

2009

2010

2009 от 2008

2010 от 2009

2009 к 2008

2010 к 2009

13. Коэффициент оборачиваемости оборотных средств, оборотов

3,95 

4,08 

2,85 

0,13 

-1,23 

103,38 

69,87 

14. Период оборачиваемости оборотных средств, дней

92,40 

89,38 

127,93 

-3,02 

38,55 

96,73 

143,13 

15. Производи-тельность труда, тыс. руб./чел.

1678,32 

2382,56 

2380,58 

704,24 

-1,98 

141,96 

99,92 

16. Среднемесячная заработная плата, тыс. руб.

3,42 

5,20 

6,69 

1,78 

1,49 

151,96 

128,66 

 

Таким образом, выручка на предприятии в 2009 году выросла на 53608 тыс. руб. (117,65%), в 2010 году абсолютный прирост составил 9226 тыс. руб. (102,58%). Предприятие прибыльно на всем исследуемом промежутке времени. Прибыль от продажи в 2008 году составляла 94170 тыс. руб., в 2009 г. данный показатель увеличился на 16619 тыс. руб. (117,65%), а в 2010 г. достиг 146644 тыс. руб. (темп роста равен 132,29%). Прибыль до налогообложения составляла 93629 тыс. руб., 110152 тыс. руб. и 145721 тыс. руб. соответственно в 2008, 2009 и 2010 г.г. Среднегодовая стоимость основных средств была равна 131488 тыс. руб. в 2008 году, 132819 тыс. руб. в 2009 г., 137965 тыс. руб. в 2010 г. Абсолютный прирост в 2009 году составил 1331 тыс. руб. (101,01%), в 2010 г. – 5146 тыс. руб. (103,87%). Среднегодовая стоимость оборотных средств выросла в 2009 году по сравнению с 2008 г. на 10616,5 тыс. руб. (113,81%), в 2010 г. по сравнению с предыдущим годом на 40976 тыс. руб. (146,82%). Среднесписочная численность персонала имеет тенденцию к снижению 320 чел. в 2008 г. до 310 чел. в 2009 г. (абсолютное снижение составило 10 чел.) и 275 чел. в 2010 г. Фонд оплаты труда вырос с 13134 тыс. руб. в 2008 г. до 22068 тыс. руб. в 2010 г. При этом прирост в 2009 г. был равен 6201 тыс. руб. (147,21%), в 2010 г. равен 2733 тыс. руб. (114,13%) по сравнению с предыдущим годом. Затраты на 1 руб. проданной продукции в 2009 г. не изменились и составляли 69 коп./руб. затрат. Несомненно положительным фактом является снижение затрат на руб проданной продукции в 2010 году по сравнению с предыдущими годами на 9 коп (86,96%). Рентабельность продукции составляла в 2008 и 2009 году 44,93%, увеличившись в 2010 г. на 21,74%, достигнув 66,67%. Рентабельность производства имеет тенденцию к росту, составив 44,93% в 2008 г., 49,99% в 2009 г., 54,69% в отчетном году. Фондоотдача в 2009 г. выросла по сравнению с соответствующим показателем предыдущего года на 38 коп. (116,47%), и снизилась в 2010 г. на 3 коп. (98,76%), достигнув 2,66 руб. Коэффициент оборачиваемости оборотных средств в 2009 г. вырос до 4,08 раз, а в 2010 г. снизился на 1,23 раза (68,97%), что является негативным фактом. Соответственно период оборачиваемости оборотных средств увеличился с 92,4 дней в 2008 г до 127,93 дня в 2010 г., снизившись в 2009 г. на 38,55 дня. Положительным фактом является стабильный рост производительности труда на 704,24 тыс. руб./чел (141,96%) в 2009 г., на -1,98 тыс. руб./чел. (99,92%) в 2010 г. На предприятии растет среднемесячная заработная плата с 3,42 тыс. руб. в 2008 г. до 5,2 тыс. руб. в 2009 г. (абсолютный прирост равен 1,78 тыс. руб., темп роста 151,96%), и до 6,69 тыс. руб. в 2010 г. (абсолютный прирост 1,49 тыс. руб., темп роста 128,66%).

Из данных, приведенных выше, можно сделать вывод о том, что в ООО «ДАЛЛАС», за анализируемый период времени, наличие производственных ресурсов практически не изменилось, но при этом, хотя и не значительно, увеличиваются, тем самым, улучшая его финансовое состояние. Данное предприятие становится все более стабильным.

Из вышесказанного видно, что ООО «ДАЛЛАС» из года в год ведёт не равномерное хозяйствование, нет резких спадов или подъёмов, намечается тенденция к стабилизации уровня рентабельности, после его спада в 2009 году.

 

3 Анализ объема производства и продажи продукции на ООО «ДАЛЛАС»

3.1 Анализ динамики производства и продажи продукции

 

Представим основные производственные показатели исследуемого предприятия ООО «ДАЛЛАС» задания в таблице 4 в соответствующих графах 2 и 3, и рассчитаем в графах 4, 5, 6 рассчитаем их изменение. Далее проведем факторный анализ с помощью следующих основных методов – методов – относительных разниц, абсолютных разниц, цепного, индексного, интегрального, структурных сдвигов, метода абсолютных и относительных величин.

Таблица 4 – Основные показатели деятельности ООО «ДАЛЛАС»

 

Показатель  

 

2009 г

 

2010

Абсолют-ное изменение

(D), ±

Темп роста

(ТР), % 

Темп прироста

(ТПР), % 

1. Выпуск продукции в натуральном выражении (V), тыс. шт.:

         

продукции кровельный материал

1108

1230

122

111

+11

асбестовые труб.ы

1408

1400

-8

99,4

-0,6

спецперекрытия

1730

1725

-5

99,7

-0,3

прочая

1520

1480

<

-40

97,4

-0,6

2. Оптовая цена предприятия за 1 шт изделия (Ц), руб.

         

продукции кровельный материал

58

52

-6

89,7

-10,3

асбестовые труб.ы

65

70

+5

107,7

+7,7

спецперекрытия

48

50

+2

104,2

+4,2

прочая

75

80

+5

106,7

+6,7

3. Среднесписочная численность промышленно-производственного персонала (ч), чел.

 

 

150

 

 

154

 

 

+4

 

 

102,7

 

 

+2,7

4.Среднегодовая стоимость основных производственных фондов (ОФ), тыс. руб.

 

132819

 

137965

 

+5146

 

102,8

 

+2,8

5. Материальные затраты (МЗ), тыс. руб.

235216

271563,4

+36347,4

115,5

+15,5

6. Рентабельность продукции, принятая при расчете, %

5

8

+3

160

+60

 

На исследуемом предприятии наблюдается рост рентабельности продукции, что является положительным признаком. Наблюдается незначительный рост объемов производства при значительном росте материальных затрат (15,5%), что может служить отрицательным фактором. В натуральном выражении наблюдается выпуск и продажи продукции кровельного материала на 122 тыс.шт. или 111%. Выпуск асбестовых труб., спецперекрытий и прочей продукции в натуральном выражении снизился соответственно на -8, -5, -40 тыс.шт. Оптовая цена предприятия за единицу изделия снизилась только на продукцию кровельный материал на 6 руб., а по всей остальной продукции наблюдается рост цен стоимости единицы асбестовых труб. вырос на 5 руб., стоимости единицы спецперекрытий на 2 руб., стоимости единицы прочей продукции на 5 руб. Среднесписочная численность промышленно-производственного персонал увеличилась на 4 чел. Среднегодовая стоимость основных производственных фондов увеличилась на 5146 тыс. руб. Материальные затраты на предприятии увеличились на 271563,4 тыс. руб. (115,5%).

На основе данных о выпуске продукции в натуральном выражении и оптовых ценах, приведенных в таблице 5, рассчитываем объем выпуска продукции в денежном выражении (товарную продукцию) по формуле:

 

ТП = V* Ц, (8)

 

где ТП – объем товарной продукции, тыс. руб.;

V – объем выпуска в натуральном выражении, тыс. шт.;

Ц – оптовая цена предприятия за 1 шт. руб.

Расчет оформляет в виде таблице 5. Причем в графах 3 и 6 по строке «ИТОГО» показывается цена как средняя арифметическая взвешенная. Из данной таблицы видно, как общий объем товарной продукции в 2009 г. составлял 5766 тыс.шт., средневзвешенная цена на продукцию составила 61,98127 руб., а товарный выпуск продукции равен 357384 тыс. руб. В 2010 г. общая выручка составила 5835 тыс. руб., а средневзвешенная цена на продукцию составила 62,82948 тыс. руб., а в ценах в 2009 г. средневзвешенная цена равна 61,79606 руб.

Таблица 5 –Расчет объема товарной продукции

Вид продукции 

2009 г

2010 г

Отчет по ценам 2009 г

V0 тыс. шт

Ц0 за 1 шт, руб.

ТП0, тыс. руб.

V1 тыс. шт

Ц1 за 1 шт, руб.

ТП1, тыс. руб.

V1 тыс. шт

Ц0 за 1 шт, руб.

ТПусл., тыс. руб.

кровель-ный материал

1108 

58 

64264 

1230 

52 

63960 

1230 

58 

71340 

асбестовые трубы

1408 

65 

91520 

1400 

70 

98000 

1400 

65 

91000 

спецперекрытия

1730 

48 

83040 

1725 

50 

86250 

1725 

48 

82800 

прочая

1520 

78 

118560 

1480 

80 

118400 

1480 

78 

115440 

ИТОГО 

5766 

61,98 

357384 

5835 

62,82

366610

5835

61,796

360580 

 

Выручка от продажи продукции в 2010 г. была равна 366610 тыс. руб., а в ценах 2009 г. выручка от продажи составила 360580 тыс. руб.

Проведем сравнительный горизонтальный анализ выпуска продукции по каждому виду изделия и в сумме по всем видам изделий: определяют абсолютное изменение, темп роста и темп прироста. Расчет оформляем в виде таблицы 6.

Таблица 6 – Сравнительный горизонтальный анализ объема товарной продукции

 

Вид изделия 

Объем товарной продукции, тыс. руб.

Абсолютное изменение, тыс.руб.

Темп роста

(ТР), % 

Темп прироста

(ТПР), % 

2009

2010 г.

кровельный материал

64264 

63960 

-304

99,5

-0,5

асбестовые трубы

91520 

98000 

6480

107,1

+7,1

спецперекрытия

83040 

86250 

3210

103,9

3,9

прочая

118560 

118400 

-160

99,9

-0,1

ИТОГО 

357384 

366610

     

 

Таким образом, наблюдается снижения выручки от продажи кровельного материала на 304 тыс. руб. или 99,5%. Выпуск и продажа асбестовых труб увеличилась на 6480 тыс. руб. (107,1%). Выручка от продажи спецперекрытий увеличилась на 3210 тыс. руб. (103,9%), которая достигла 86250 тыс. руб. Выручка от продажи прочей продукции уменьшилась на 160 тыс. руб. (99,9%).

 

3.2 Анализ структуры объема производства и продажи продукции

 

Вертикальный сравнительный анализ (структурный анализ) проводим как по выпуску в натуральном выражении, так и по выпуску в денежном выражении. Расчеты оформляем в таблице 7 и 8.

 

Таблица 7 – Структурный анализ по выпуску продукции в натуральном выражении

 

Вид изделия

Выпуск продукции, тыс. шт.

2009 г.

 

Удель. вес, %

Выпуск продукции, тыс. шт.

2010г.

 

Удель. вес, %

Абсолютное изменение в

структуре

кровельный материал

1108

19,2

1230 

21,1

+1,9

асбестовые трубы

1408 

24,4

1400 

24,0

-0,4

спецперекрытия

1730 

30,0

1725 

29,6

-0,4

прочая

1520 

26,4

1480 

25,3

-1,1

Итого

5766 

100

5835 

100

 

Как видим, в общей структуре продукции в 2009 г. значительную долю занимает выпуск и продажа спецперекрытий в размере 30%, удельный вес асбестовых труб. в размере 24,4%, удельный вес прочей продукции составлял 26,4%. Удельный вес кровельного материала составлял 19,2%. В 2010 г. произошли незначительные структурные изменения в удельном весе выпускаемой продукции. На 1,9% увеличился удельный вес продаж кровельного материала на 1,9%, а удельный вес продаж асбестовых труб. и спецперекрытий уменьшился на 0,4%, а доля прочей продукции снизилась на 1,1%. Таким образом, удельный вес кровельного материала в 2010 г. составил 21,1%, асбестовых труб. 24,0%, спецперекрытий на 29,6%, прочая продукция 25,3%.

Таблица 8 – Структурный анализ по выпуску продукции в денежном выражении

 

Вид изделия 

Выручка от продажи продукции,

2009 г.

 

Удель. вес, %

Выручка от продажи продукции,

2010 г.

 

Удель. вес, %

Абсолютное изменение в

структуре

кровельный материал

64264 

18,0

63960 

17,4

-0,6

асбестовые трубы

91520 

25,6

98000 

26,7

+1,1

спецперекрытия

83040 

23,2

86250 

23,5

+0,3

прочая

118560 

33,2

118400

32,4

-0,8

ИТОГО 

357384 

100

366610

100

 

 

Таким образом, в денежном выражении в 2009 г. наибольший удельный вес занимает объем продаж прочей продукции, а наименьший удельный вес занимает выручка от продажи кровельного материала – всего 18%. Удельный вес продаж асбестовых труб. составлял 25,6%, продаж спецперекрытий 23,2%. В 2010 г. наблюдается структурные изменения продаж выпускаемой продукции в денежном выражении. Так удельный вес объем продаж кровельного материала уменьшился на 0,6%, достигнув 17,4%, а удельный вес продаж асбестовых труб. увеличилось на 11,1% и равно 26,7%. Увеличился удельный вес продаж спецперекрытий на 0,3% и, составив 23,5%, прочей продукции снизился незначительно на 0,8% и равен 32,4%.

Проведем факторный анализ модели зависимости выручки от продаж товарной продукции от объемов продажи и цены продажи продукции:

 

ТП = V* Ц , (9)

 

по изделиям кровельный материал, асбестовые трубы с использованием метода цепных подстановок

для изделия «кровельный материал»:

 

ТПбаза = Vбаза* Цбаза =1108*58 =64264

ТПусл = Vотч.* Цбаза = 1230*58=71340

ТПотч = Vотч* Цотч =1203*52=63960

 

Как видим за счет изменения величины выпуска продукции произошло увеличение объема товарной продукции на:

 

71340 – 64264 = + 7076 тыс. руб.

 

Соответственно за счет изменения цены – снижение объема товарной продукции в отчетном периоде на:

 

63960 – 71340 = -7380 тыс. руб.

Итого -304 тыс. руб.

для изделия «асбестовые трубы»:

 

ТПбаза = Vбаза* Цбаза = 1408*65 = 91520

ТПусл = Vотч.* Цбаза = 1400*65 = 91000

ТПотч = Vотч* Цотч = 1400*70 = 98000

 

Как видим, за счет изменения величины выпуска продукции произошло снижение объема товарной продукции на:

 

91000 – 91520 = -520 тыс. руб.

 

Соответственно за счет изменения цены – снижение объема товарной продукции в отчетном периоде на:

 

98000 – 91000 = +7000 тыс. руб.

Итого 6480 тыс. руб.

по изделиям спецперекрытия, прочая – методом абсолютных разниц

для изделия «спецперекрытия»:

 

DТПбаза = (Vотч – Vбаза)* Цбаза = (1725– 1730) 48 = -240

DТПусл = Vбаза * (Цотч – Цбаза) = 1725* (50 – 48) = 3450

Итого 3210 тыс. руб.

 

для изделия «прочая продукция»:

 

DТПбаза = (Vотч – Vбаза)* Цбаза = (1480 – 1520) 78 = -3120


DТПусл = Vбаза * (Цотч – Цбаза) = 1480* (80 – 78) = 2960

Итого — 160 тыс. руб.

Просуммировав полученные результаты, получаем:

– общее увеличение товарной продукции за счет динамики выпуска продукции – на 3196 тыс.руб.;

– общий рост товарной продукции за счет изменения цен на выпускаемую продукцию – на 6030 тыс. руб.;

– общее влияние цены и выпуска продукции на объем товарной продукции равен 9226 тыс. руб.

Теперь произведем анализ индексным методом в целом по всему выпуску (по всем четырем изделиям) с помощью расчета индекса общего товарооборота:

 

101913 0137 16 Анализ объема производства и продажи продукции (работ, услуг)» (10)

 

Рассчитаем влияние изменения цены и объема выпуска продукции на объем товарной продукции:

 

101913 0137 17 Анализ объема производства и продажи продукции (работ, услуг)» тыс .руб.

 

за счет изменения выпуска продукции:

 

101913 0137 18 Анализ объема производства и продажи продукции (работ, услуг)»тыс. руб.

 

за счет изменения цен на продукцию:

 

101913 0137 19 Анализ объема производства и продажи продукции (работ, услуг)»тыс. руб.

 

Полученный результат сравним с результатом, полученный путем суммирования по отдельным видам изделий, произведенным выше. Как видим, результаты аналогичны.

 

3.3 Анализ влияния факторов на объем производства и продажи продукции

 

В процессе анализа динамики выпуска продукции рассчитываем показатели динамики (абсолютное изменение, темп роста, темп прироста) по результативному показателю, ресурсам и показателям, характеризующим использование ресурсов. Расчет выполняем в форме таблицы 9.

Таблица 9 –Анализ динамики выпуска продукции, ресурсов и показателей их использования

Показатель

2009 г

2010 г

Абсолютное изменение

Темп роста, %

Темп прироста, %

1. Товарная продукция в сопоставимых ценах

357384

366610

9226

102,6

+2,6

Продолжение таблицы 8

Показатель

2009 г

2010 г

Абсолютное изменение

Темп роста, %

Темп прироста, %

2. Среднесписочная численность промышленно-производственного персонала (ч), чел.

 

 

150 

 

 

154 

 

 

+4 

 

 

102,7 

 

 

+2,7 

3. Производительность труда одного работающего, тыс. руб.

2382,53

2380,58

-1,95

99,9

-0,1

4. Среднегодовая стоимость основных производственных фондов (ОФ), тыс. руб.

 

 

132819 

 

 

137965 

 

 

+5146 

 

 

102,8 

 

 

+2,8 

5. Фондоотдача на 1 рубль стоимости основных фондов (Ф/О)

2,69

2,66

-0,03

98,8

-1,2

6. Материальные затраты (МЗ), тыс. руб.

235216 

271563,4 

+36347,4 

115,5 

+15,5

7. Материалоотдача на 1 руб. материальных затрат (М/О), руб.

1,52

1,35

0,17

88,8

-11,2

 

На основании данных таблицы 9 определяем влияние количественных и качественных факторов на изменение результативного показателя.

Анализ проводим по трем факторным моделям:

 

ТП= Ч*ПТ , (11)

ТП = ОФ*Ф/О, (12)

ТП= МЗ*М/О, , (13)

 

Для первой модели используем метод цепных подстановок:

 

ТП0= Ч0*ПТ0=150*2382,53=357384 тыс. руб.

ТПусл= Ч1*ПТ0=154*2382,53=366914,24 тыс. руб.

ТП1= Ч1*ПТ1=154*2380,58=366610 тыс. руб.

 

Отсюда определяем влияние численности персонала и производительности одного работающего:

Увеличение численности персонала на 4 человека увеличило объем выпуска на:

(366914,24 – 357384) = 9530,24 тыс. руб.

 

Снижение производительности труда на 0,1% оказало отрицательное влияние на объем выпуска продукции на:

 

(366610 – 366914,24) =-304,24 тыс. руб.

 

Общее влияние увеличение численности персонала и снижение производительности труда одного работающего равно 9226 тыс. руб.

Для второй модели используем метод абсолютных разниц:

 

ТП0 = ОФ000 = 132819*2,69 = 357384

ТПоф = DОФ*Ф00 = +5146*2,69 = 13384,65

ТПф = ОФ1* DФ00 = 137965* (-0,03) = -4620,65

ТП1 = ОФ1* Ф11 = 137965*2,66 = 366610

 

Итак, рост среднегодовой величины основных фондов оказало положительное влияние на выпуск продукции в размере 13365,65 тыс. руб.

Снижение фондоотдачи на 1,2% привело к снижению объемов выпуска продукции на 4620,65 тыс. руб.

Общее влияние факторов дало прирост продукции 9226 тыс. руб.

Для третьей модели также используем метод абсолютных разниц:

 

ТП0 = МЗ0*М/О0 =235216*1,52=357384

ТП0 = DМЗ0*М/О0 =+36347,4*1,52 = 55225,75

ТП0 = МЗ1*DМ/О0 =271563,4*(-0,17) =- 45999,75

ТП0 = МЗ1*М/О1 = 271563,4*1,35 =366610

 

Итак, рост материальных затрат на производство оказал положительное влияние в размере 55225,75 тыс. руб., а снижение материалоотдачи материальных затрат на 11,2% привело к уменьшению объемов выпуска на 45999,75 тыс. руб.

Общее влияние двух указанных факторов – положительно и составляет 9226 тыс. руб.

По указанным выше моделям проведем факторный анализ методом интеграла:

 

ТП= Ч*ПТ, (14)

DТПЧ=1/2DЧ(ПТ0 + ПТ1) = 1/2*(+4) (2382,53+2380,58)= 9526,22

DТППТ = ½ DПТ(Ч01) = ½* (-1,95) (150+154) = -299,4

Итого 9226 тыс. руб.

 

Таким образом, изменение численности персонала привело к росту объемов производства на 9526,22 тыс. руб., а снижением производительности одного работающего на -0,1% в свою очередь привело к уменьшению выпуска продукции на — 299,4 тыс. руб.

Общее влияние двух данных факторов равно 9226 тыс. руб.:

 

ТП = ОФ*Ф/О, (15)

DТПоф = ½ DОФ (Ф/О0 +Ф/О1) = 1/2*5146 (2,69 + 2,66) = 13760,48

DТПф/о= ½ DФ/О (ОФ0 +ОФ1) = ½*(-0,03)(132819 + 137965) = -4534,48

Итого 9226 тыс. руб.

 

Рост среднегодовой величины основных фондов оказало положительное влияние на выпуск продукции в размере 13760,48 тыс. руб.

Снижение фондоотдачи на 1,2% привело к снижению объемов выпуска продукции на 4534,48 тыс. руб.

Общее влияние факторов дало прирост продукции 9226 тыс. руб.

Рассчитаем интегральным методом третью модель:

 

ТП= МЗ*М/О, (16)

DТПМЗ = ½ DМЗ (М/О0 +М/О1) = 1/2* 36347,4( 1,52+1,35) = 52147,33

DТПМ/о= ½ DМ /О (МЗ0 + МЗ1) = ½*(-0,17)( 235216 + 271563,4) = -42921,33

Итого 9226 тыс. руб.

 

Рост материальных затрат на производство оказал положительное влияние в размере 52147,33 тыс. руб., а снижение материалоотдачи материальных затрат на 11,2% привело к уменьшению объемов выпуска на42921,33 тыс. руб.

Общее влияние двух указанных факторов – положительно и составляет 9226 тыс. руб.

Как видим, результаты влияния одних и тех же факторов, рассчитанных разными методами разнятся, но общее влияние у них одинаково.

Составим таблицу 10.

 

Таблица 10 – Результаты факторного анализа объема выпуска продукции

 

Рассчитываемый фактор влияния

Метод абсолютных

разниц

Метод цепных подстановок

Интегральный метод

+,-

увеличение численности персонала

х

+9530,24

+9526,22

-4,02

снижение производительности труда

х

-304,24

-299,4

5

рост среднегодовой величины основных фондов

+13365,65

х

+13760,48

+394,83

снижение фондоотдачи

-4620,65

х

-4534,48

+86,17

рост материальных затрат

+55225,75

х

+52147,33

-3078,42

снижение материалоотдачи материальных затрат

-45999,75

х

-42921,33

3078,42

 

Как видим, результаты, полученные методами абсолютных разниц, цепных подстановок и интеграла сильно различаются для одних и тех же факторов, что объясняется недостатками методов элиминирования, в которых исходят из того, что факторы изменяются независимо друг от друга, а в действительности они изменяются совместно, взаимосвязано им от этого взаимодействия получается дополнительный прирост результативного показателя, который при применении способов цепной подстановки, абсолютных и относительных разниц присоединяется к одному из факторов, как правило, к последнему. В связи с этим величина влияния факторов на изменение результативного показателя меняется в зависимости от места, на которое поставлен тот или иной факторов детерминированной модели.

Метод интеграла лишен этого недостатка. В нем дополнительный прирост результативного показателя, который образовался от взаимодействия факторов, раскладывается между ними поровну.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4 Мероприятия по увеличению объемов производства и продажи продукции

 

Совершенствование методов управления производством продукции в условиях рынка базируется на повышении эффективности функционирования и организации системы управления, широком использовании современных средств вычислительной техники и автоматизированных информационных систем для анализа принимаемых решений и прогнозирования развития производства, использовании научного подхода и мирового опыта к решению проблем управления.

Из наиболее важных функций управления выпуском продукции можно выделить следующие: формирование портфеля заказов; планирование производства продукции в групповой и специфицированной номенклатуре на различные временные периоды; планирование и регулирование себестоимости продукции; анализ расхода сырья и материалов; определение потребности и обеспеченности сырьем и материалами; корректировка объёмов и ассортимента продукции; комплектование партий отгрузки продукции с учётом маршрута; контроль за выполнением производственной программы предприятия и реализацией продукции.

Одной из важнейших и наиболее сложных частей общей системы управления предприятием является система оперативного управления производством. Объектами ее деятельности являются цеха основного и вспомогательного производства.

Управление производством представляет собой совокупность двух процессов: информационного и материально-технического. Информационный процесс является основным и включает в себя техническую подготовку производства, оперативный учет и контроль за ходом производства и анализ выполнения плановых заданий. Материально-технический процесс на входе имеет трудовые и производственные ресурсы, которые в процессе производства преобразуются в готовую продукцию на выходе

В свою очередь, резервы объем производства – это количественно измеримые возможности его увеличения за счет улучшения использования ресурсов предприятия. Поиск резервов облегчается при наличии их классификации, один из вариантов которой приведен на рисунке.

Полнота подсчетов зависит от определения решающей группы ресурсов. Решающая группа определяется по структуре затрат на производство, по которой можно установить, является ли производство материалоемким, энергоемким, фондоемким или трудоемким.

101913 0137 20 Анализ объема производства и продажи продукции (работ, услуг)»

Следует перечислить основные факторы, позволяющие увеличить объем производства:

– приращение продукции в результате создания дополнительных мест;

– приращение объема продукции от ввода нового оборудования;

– приращение продукции от ликвидации потерь рабочего времени;

–приращение продукции от ликвидации потери времени работы оборудования;

– приращение продукции от внедрения мероприятий по совершенствованию технологии и организации производства и труда;

– приращение выпуска продукции в результате улучшения организации производства и труда (по трудовым ресурсам);

– приращение выпуска продукции от снижения норм расхода сырья и материалов в результате внедрения новых технологий.

В процессе планирования для каждого заказа определяется какое оборудование будет занято его выполнением в различные моменты времени. Для крупного производства с разветвленным технологическим процессом этот этап составления плана наиболее сложен. Нерациональное распределение ресурсов может привести к длинным очередям работ на отдельных участках, а в это время другое оборудование будет простаивать, что в конечном итоге исключает возможность выполнения в срок некоторых заказов. Это наиболее актуально при выпуске сложных изделий, состоящих из большого количества деталей, узлов, сборок, из-за чего невозможно точно спланировать во времени выпуск всех компонентов изделия и срок выполнения заказа. Поэтому качество разработки планов в современных условиях возможно только на основе использования ЭВМ и экономико-математических методов.

Применение вычислительной техники существенно изменяет характер деятельности управленческого персонала предприятия и изменяет роль лица, принимающего решение. Практика принятия решений показывает, что большинство ответственных решений принимается не по классической схеме, а в результате диалога. Этой цели служат интерактивные процедуры, позволяющие лицу, принимающему решение, активно воздействовать на подготовку и выбор управленческих решений, а также проводить имитацию реальных экономических и производственных процессов при различных вариантах решений.

Информационная система моделирования производственного процесса разработана на основе принципа интерактивного диалога пользователя с системой. Моделирование представляет собой опосредствованное через интерфейс взаимодействие лица принимающего решение и имитационной модели хода производства. Это позволяет ему в любой момент времени вмешиваться в процесс моделирования, изменять параметры моделирования, добавлять и исключать используемые ресурсы, отменять выполняемые и планировать новые заказы, оценивать текущую информацию о ходе моделирования и состоянии системы (рисунок 3).

101913 0137 21 Анализ объема производства и продажи продукции (работ, услуг)»

Рисунок 3 – Структура процесса использования имитационной модели производственного процесса в управлении

 

Начальным этапом в работе системы является ввод исходных параметров функционирования модели и информации поступление пакетов заказов на изготовление тех или иных изделий. Далее определяется состав каждого изделия, и формируются технологические маршруты для каждой детали, узла или сборки, входящей в изделие, с использованием информации и структуре изделия и этапах технологического процесса, хранящейся в информационной базе. Следующим этапом является генерация динамических объектов (транзактов) для имитационной модели. Каждый транзакт представляет собой деталь, сборку или изделие и имеет уникальный номер, используемый в модели для идентификации каждого компонента изделия. Транзакты, относящиеся к определенному изделию, находятся в иерархической подчиненности между собой согласно принципу вхождения деталей в сборки, сборок в узлы, узлов в изделие. Следовательно, завершение обработки транзакта, представляющего собой изделие, невозможно, пока не будут обработаны все транзакты, представляющие детали, сборки и узлы, входящие в изделие. На этом принципе основана логика функционирования модели – восхождение от основания иерархической структуры изделия к ее вершине. Поиск же оптимального с точки зрения производства пути и времени прохождения данного этапа и составляет основную задачу имитационного моделирования

Модель производственного процесса разработана в соответствии с принципами событийного моделирования, согласно которым моделирование представляет собой непрерывный процесс обработки событий, наступающих в системе. Динамические процессы в имитационной модели предприятия представлены в виде взаимодействия ряда составляющих – устройств, рабочих, очередей, и событий.

Описанный выше алгоритм позволяет учесть в процессе моделирования все основные факторы производства:

  • потребление материальных ресурсов;
  • наличие необходимых трудовых ресурсов;
  • структура производственного процесса;
  • наличие необходимого оборудования и сбои в его работе;
  • появление производственного брака;
  • временные задержки на переналадку оборудования;
  • затраты времени на транспортировку обработанных деталей.

    Главным критерием успешного функционирования любой информационной системы является адекватность информационного отображения в ней соответствующей реальной системы: входящих в нее элементов, их свойств и взаимоотношений.

    Имитационное моделирование, как и любой другой подход к построению моделей производственных систем, имеет свои условности и принципы, используемые для формального описания реальных систем.

    На предприятии впускается несколько видов изделий, каждое из которых характеризуется размером партии заказа, интенсивностью и дисперсией их поступления, а также приоритетом, определяющим значимость того или иного изделия в общей производственной программе предприятия.

    Выпускаемые изделия состоят из множества комплектующих, имеющих следующие характеристики: код данного узла или детали, их общее количество в изделии, положение в иерархической структуре изделия и количество используемого при его производстве материала.

    В имитационной модели предприятие рассматривается как совокупность цехов – элементарных производственных единиц, каждая из которых характеризуется: производственным оборудованием различных типов, используемыми в производственном процессе материалами и численностью работающих различных профессий.

    Технологический процесс изготовления изделия представляет собой последовательность операций, для каждой из которых указан цех, в котором она выполняется, тип необходимого оборудования, код профессии рабочего и его разряд, время выполнения и стоимость работ.

    Технологическое оборудование имеет следующие характеристики: инвентарный номер, код данного оборудования, цех в котором оно находится, балансовую стоимость и процент изношенности.

    Производственные рабочие характеризуются табельным номером, цехом в котором они работают, квалификацией, определяемой их разрядом, и также перечнем профессий, обуславливающим выполняемые ими работы.

    Имитационная модель производственного процесса реализована с использованием объектно-ориентированного языка имитационного моделирования EML событийного типа. Она ориентирована, прежде всего, на дискретные производственные системы с единичным и мелкосерийным характером производства. Данный тип производства, в частности, характерен для целого ряда предприятий аналитического приборостроения, расположенных в Орловской области, где и были апробированы и частично внедрены данные авторские разработки.

    Сама же модель производственного процесса является основой информационной системы поддержки принятия решений, проданной в качестве законченного программного продукта с использованием системы визуального программирования Borland Delphi.

    Имитационная модель имеет ряд входных параметров, определяющих особенности ее работы. Их условно можно разбить на две группы:

    1.    параметры, определяющие поступление заказов на производство каждого вида изделий;

    2.    параметры, учитывающие определенные характеристики производственного процесса и определяющие особенности функционирования модели.

    Использование имитационного моделирования в процессе управления производством позволяет спрогнозировать поведение и будущее состояние производственной системы, что существенно повышает точность разрабатываемых планов производства. С другой стороны модель дает возможность оценить альтернативные варианты управленческих воздействий, тем самым, повышая качественный уровень принимаемых управленческих решений.

    Это становится возможным благодаря информации, получаемой в процессе моделирования лицом, принимающее решение о ходе производственного процесса, сроках выполнения заказов, загруженности оборудования и производственных рабочих, времени производства и необходимых финансовых затратах, объеме незавершенного производства, себестоимости выпускаемой продукции, объеме потребления материалов и комплектующих, трудозатратах по видам работ и т. д. На этой основе становится возможным детальное предсказание и анализ последствий принимаемых управленческих решений.

<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 1.15MB/0.00150 sec

WordPress: 23.16MB | MySQL:122 | 3,357sec