Анализ отчета о прибылях и убытках

<

091313 1311 1 Анализ отчета о прибылях и убытках

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА ОТЧЕТА О ПРИБЫЛЯХ И УБЫТКАХ

 

1.1 Цели, задачи финансового анализа и его пользователи

 

В условиях рыночной экономики анализ финансово-экономического состояния является одним из важнейших элементов в системе управления предприятия. Это обусловлено тем, что такой анализ позволяет выявить проблемные стороны в деятельности предприятия и определить пути их решения. Несмотря на большое количество теоретических и практических разработок в области финансово-экономического анализа, предложенных как зарубежными, так и отечественными учеными, необходимо проводить их дальнейшее изучение и уточнение, так как механизм оценки финансово-экономического положения предприятия должен разрабатываться с учетом множества факторов и критериев, полный перечень которых определить достаточно сложно, и для разных целей его использования.

В управлении финансовым состоянием предприятия важную роль играет анализ, планирование и контроль.

Финансовый анализ и планирование финансовых операций занимают важное место в разработке общей стратегии бизнеса, ибо с их помощью вырабатывается долгосрочный курс поведения компании.

Финансовый анализ начинается со всестороннего изучения намерений собственника или руководства фирмы, способных повлиять на движение наличности. В качестве таковых можно рассматривать планы расширения производства, перемещения оборудования, изменения организационно-правового статуса фирмы или ее структуры.

Финансовый менеджер должен определить масштабы, качественный состав и сроки движения финансовых ресурсов от поставщиков к получателям через финансовые рынки и финансовые институты. При этом каждое движение финансовых ресурсов обязательно сопровождается гарантией в обратном направлении. Гарантиями выступают коммерческие бумаги, сертификаты и депозиты, выпущенные правительством, финансовым институтом или отдельной корпорацией.

Кроме того, финансовый анализ включает в себя следующие задачи:

  • оценку потребности в финансах для достижения стратегических целей фирмы;
  • распределение потоков наличности в зависимости от планов производства;
  • определение объема привлекаемых финансовых ресурсов и каналов их получения (банковский кредит, эмиссия облигаций или акций и т.д.)
  • перевод данных бухгалтерского учета и отчетности в форму, которая наглядно отражает финансовые возможности предприятия и гарантирует сопоставимость фактических и плановых показателей.

    Повседневная практика финансового менеджмента постоянно выдвигает задачу, сама постановка которой таит в себе противоречие: поддержание ликвидности при получении прибыли. С одной стороны, заботясь о благополучии держателей акций, финансовый менеджер должен постоянно располагать наличными деньгами или иной ликвидностью, путем реализации которой он может удовлетворить интересы пайщиков. С другой стороны, для получения прибыли, из которой будут выплачены дивиденды, необходимо пускать в оборот ту же самую ликвидность, т.к. деньги, мертвым грузом лежащие в кассе, не могут принести прибыль. Поэтому нередко стратегическая цель – максимизация прибыли в целях соблюдения интересов держателей акций – приходит в противоречие с тактической задачей – выплатой возникающего противоречия и состоит долг финансового менеджера и назначение финансового анализа.

     

     

    1.2. Отчет о прибылях и убытках как один из источников информации о деятельности организации

     

    Основное назначение отчета о прибылях и убытках (ф. № 2) заключается в характеристике финансовых результатов деятельности организации за отчетный период. На основании отчета о прибылях и убытках пользователи финансовой информации могут:

    – судить о финансовых результатах деятельности организации за отчетный период;

    – оценить качество роста прибыли;

    – правильно построить отношения с имеющимися заказчиками;

    – оценить возможные риски предпринимательства.

    Смысл данной формы отчетности состоит в том, чтобы повторить алгоритм исчисления прибыли и раскрыть условия ее формирования на основе определенной экономической концепции.

    Особенность данного отчета в отечественной практике заключается в том, что в нем содержатся данные о трех составляющих затрат производство, последовательно вычитаемые из выручки от продажи продукции при формировании финансового результата от продажи продукции. Эти составляющие в виде себестоимости продажи, коммерческих и управленческих расходов определяются согласно правилам бухгалтерского учета.

    Важной составной частью бухгалтерской отчетности является отчет о прибылях и убытках, или отчет о финансовых результатах деятельности организации. В этом отчете раскрывается информация о формировании доходов и расходов организации за отчетный период.

    Финансовая концепция этого отчета предполагает, что раскрытию должны подлежать те выгоды, которые получает каждое заинтересованное лицо:

  • собственник – чистую прибыль;
  • деловые партнеры – проценты, арендную плату, торговый дисконт и т.п.;
  • правительственные органы – налоговые и неналоговые перечисления в бюджет и внебюджетные фонды:
  • персонал – оплату труда и другие вознаграждения работникам.

    Таким образом, можно рассматривать совместно показатели финансирования организации и данные об извлеченных выгодах соответствующих групп заинтересованных лиц. Аналогичный характер раскрытия данных о доходах организации в связи с ведением операционной, инвестиционной и финансовой деятельности позволяет раскрыть природу получаемых выгод собственниками и другими заинтересованными лиц.

    В международной практике отчет о финансовых результатах может быть составлен в двух вариантах:

    1) отчет-брутто, который содержит обороты результатных счетов;

    2) отчет-нетто, который содержит сальдо результатных счетов.

    При первом варианте в разделе доходов отражается продажная стоимость продукции, а в разделе расходов — себестоимость продажной продукции. Этот вариант построения отчета расширяет аналитические возможности бухгалтерской отчетности. Второй вариант предполагает отражение дохода как разности между выручкой от продажи продукции и ее себестоимостью.

    Кроме того, существуют многоступенчатая и одноступенчатая формы отчета о прибылях и убытках. При многоступенчатой форме отчет формируется исходя из экономической концепции прибыли. Он должен показывать, как из оборотов вычитаются соответствующие затраты. Таким образом показываются составляющие чистой прибыли. Наряду с доходами и расходами по обычным видам деятельности в отчете раздельно, но не сальдировано показываются поступления и расходы от операционной и финансовой деятельности, а при возникновении чрезвычайных доходов и расходов организация дополнительно отражает их в специально выделенной для этого строке. Таково представление информации для определения качества чистой прибыли (убытка) отчетного периода. Кроме того, многоступенчатая форма делает возможным маржинальный анализ прибыли. Такая форма отчетности предусмотрена российскими стандартами.

    Одноступенчатая форма позволяет рассчитать чистую прибыль: вычитая из общей суммы доходов, сгруппированных в первой части отчета, общую сумму расходов. Обе формы отчета о прибылях и убытках используют западные компании.

    К основным показателям, представленным в данной форме отчетности, относят такие показатели, как выручка, доходы, расходы, прибыль, себестоимость продаж и др.

    В теории бухгалтерского учета понятие «доходы» и «расходы» меняется в зависимости от понимания баланса. Исходя из динамической трактовки баланса доходы — это входящие в организации потоки ценностей, а расходы — исходящие потоки.

    Согласно статической трактовке баланса все, что увеличивает активы,— это доход, а все, что их уменьшает,— расход. Существует еще и экономическая трактовка данных понятий, которая уточняет статическую трактовку и определяет доходы, как все, что увеличивает «гудвилл», а расходы, как то, что его уменьшает. Таким образом, доходы и расходы — это потоки материальных и финансовых активов, циркулирующих в организации. В общем случае доходы — это то, что увеличивает актив и уменьшает пассив баланса, а расходы — то, что уменьшает актив и увеличивает пассив баланса. Доходы можно также определить как приток прав (требований) в организацию, а расходы как возникновение обязательств. Согласно ПБУ 9/99 «Доходы организации» и ПБУ 10/99 «Расходы организации» под доходами (расходами) понимается увеличение (уменьшение) экономических выгод в результате поступления (выбытия) активов и (или) погашения (возникновения) обязательств, приводящее к увеличению (уменьшению) капитала, за исключением изменения вкладов участников. В ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99 доходы и расходы подразделяются на доходы и расходы от обычных видов деятельности и прочие поступления (расходы). Последние включают в себя операционные, внереализационные и чрезвычайные доходы (расходы). При этом для целей бухгалтерского учета организация самостоятельно признает поступления доходами от обычных видов деятельности или прочими поступлениями. Критерий их разграничения зависит от характера деятельности организации, вида доходов или условий их получения.

    Сложнейшей категорией бухгалтерского учета является прибыль. Статическая трактовка баланса характеризует ее как прирост капитала в течение отчетного периода, а убыток — как уменьшение капитала. Динамическая трактовка баланса определяет прибыль как разницу между доходами и расходами организации. Существует еще и третье определение прибыли, сформулированное И. Фишером, согласно которому прибыль есть увеличение в течение отчетного периода оценки актива за счет изменения его доходности. Таким образом, появляется категория «гудвилл» — разность между текущей бухгалтерской оценкой актива и его рыночной стоимостью. Различают также категории бухгалтерской прибыли или убытка (сальдо результатных счетов) и экономической прибыли (результат дисконтирования вложенных активов).

    Согласно концепции финансового капитала при формировании бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, а также приложений к этим формам отчета при общении данных бухгалтерского учета основное внимание уделяется раскрытию информации, которая влияет или может повлиять на принятие деловых и организационных решений, обеспечивающих экономические выгоды заинтересованных лиц.

    Отчет о прибылях и убытках (ф. № 2) содержит в своих разделах сведения за отчетный и предыдущий периоды:

    I) о прибыли (убытке) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (из выручки нетто вычитают себестоимость продажи товаров, продукции, работ, услуг, коммерческие расходы и управленческие расходы, если они по учетной политике выделяются из производственной себестоимости и списываются на счет реализации);

    II) об операционных доходах и расходах с выделением процентов к получению и уплате (сумм процентов по ценным бумагам и сумм, причитающихся от банков за пользование ими остатками средств на счетах организации), доходов от участия в других организациях и прочих операционных доходов и расходов;

    III) о внереализационных доходах и расходах, прибыли (убытке) до налогообложения, налоге на прибыль и иных аналогичных платежах, о прибыли (убытке) от обычной деятельности;

    IV) о чрезвычайных доходах и расходах и чистой (нераспределенной) прибыли (убытке) отчетного периода, которую получают прибавлением к прибыли от обычной деятельности чрезвычайных доходов и вычитанием из полученной суммы чрезвычайных расходов.

    Справочно в отчете приводятся данные за отчетный и предшествующий периоды о дивидендах, приходящихся на одну привилегированную и обычную акцию, и о предполагаемых в следующем году доходах на одну привилегированную и обычную акцию.

    В расшифровке отдельных прибылей и убытков приводятся данные за отчетный и предшествующий периоды об отдельных видах прибылей и убытков (штрафах, пени, неустойках; прибылях (убытках) прошлых лет; курсовых разницах по операциям в иностранной валюте и др.).

    Отчет о прибылях и убытках характеризует финансовые результаты деятельности организации за отчетный период. Следует отметить, что МСФО требуют гораздо большей детализации при составлении отчета о прибылях и убытках, чем российские стандарты бухгалтерского учета. Кроме того, МСФО предусматривают несколько иную группировку доходов и расходов, чем российские стандарты. Для составления отчетности по МСФО обычно производятся корректировки, которые затрагивают формирование показателя нераспределенной прибыли отчетного периода, и, следовательно, оказывают влияние на величину доходов и расходов компании.

    В российской отчетности прибыль формируется расчетным путем как превышение доходов над расходами.

    Большое значение для формирования форм отчетности имеет показатель выручки от продаж, которая принимается к бухгалтерскому учету в сумме, исчисленной в денежном выражении, равной величине поступления денежных средств и иного имущества и величине дебиторской задолженности. В основу определения выручки заложен принцип соответствия. ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99 выделяют условия, необходимые для признания в бухгалтерском учете выручки и расходов. Если указанные условия нарушаются, то в бухгалтерском учете организации признаются не выручка и расходы, а кредиторская и дебиторская задолженности. В обоих ПБУ сказано, что поступления или оплаты определяются с учетом суммовых разниц.

    Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг в отчетности, как правило, показывается в оценке-нетто за минусом налогов с оборота и акцизов, стоимости возвращенных товаров и скидок с цен. Для целей формирования финансового результата от обычных видов деятельности используется показатель себестоимости проданных товаров, продукции, работ, услуг. Данный показатель формируется на базе расходов по обычным видам деятельности, признанных как в отчетном, так и в предыдущих отчетных периодах, и переходящих расходов, с учетом корректировок. Корректировки зависят от особенностей производства продукции, выполнения работ, оказания услуг и их продажи. При этом коммерческие и управленческие расходы могут признаваться в себестоимости проданной продукции полностью в отчетном году их признания в качестве расходов по обычным видам деятельности.

    Таким образом, в российском бухгалтерском учете впервые нормативно регламентированы вопросы формирования для целей бухгалтерского учета и отражения в бухгалтерской отчетности базовых показателей: «Доходы организации», «Расходы организации», «Выручка от продажи», «Себестоимость проданных товаров», «Прибыль (убыток) от продажи».

    Основными документами регулирующими бухгалтерскую отчетность о прибылях и убытках являются:

  1. Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99 выделяет и требует раздельно раскрывать как минимум выручку от продажи товаров, продукции, работ, услуг, проценты к получению; доходы от участия в других организациях, прочие операционные доходы, внереализационные доходы и чрезвычайные доходы.
  2. Порядок предоставления данных в отчете о прибылях и убытках зависит от признания организацией доходов исходя из требований Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 6 мая 1999 г. № 32н (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 31 мая 1999 г., регистрационный номер 1791), характера своей деятельности, вида доходов, размера и условий их получения доходами от обычных видов деятельности или прочими поступлениями (операционными, внереализационными или чрезвычайными).
  3. При определении себестоимости проданных продукции, работ, услуг следует руководствоваться требованиям Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 6 мая 1999 г. № 33н (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 31 мая 1999 г., регистрационный номер 1790), отраслевыми инструкциями по вопросам планирования, учета и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг).

     

    1.3. Методика анализа отчета о прибылях и убытках предприятия

     

    Анализ начинается с изучения выручки как доходов по обычным видам деятельности и соответствующим им расходов – себестоимости проданной продукции; особое внимание уделяется тенденциям изменения этих показателей. Различные виды операционных и прочих доходен и расходов рассматриваются как факторы, влияющие на показатели прибыли (убытка). Конечная цель анализа состоит в том, чтобы объяснить причины изменения и качество чистой прибыли – источника прироста капитала и выплаты дивидендов. Результаты анализа отчета о прибылях и убытках конкретного субъекта хозяйствования используются в сравнительном анализе, который важен для кредиторов, акционеров, участников фондового рынка и других пользователей, принимающих деловые решения на основе выбора вариантов. Кроме того, результаты анализа используются в прогнозировании финансовых результатов как во внутреннем, так и во внешнем анализе.

    В аналитической практике применяется несколько методов, которые используются при анализе любой формы отчетности, – вертикальный, горизонтальный, трендовый анализ показателей, расчет финансовых коэффициентов, сравнительный анализ, факторный анализ. В оценке качестве прибыли большое значение придают бухгалтерским методам. В прогнозировании финансовых результатов используются методы статистики.

    К стандартным методам анализа отчетности относятся горизонтальный и вертикальный анализ формирования финансовых результатов, который выполняется в аналитических таблицах с помощью относительных показателей динамики, показателей структуры и динамики структуры.

    Вертикальный анализ отчета о прибылях и убытках – это анализ структуры формирования финансовых результатов в сравнении с предыдущим периодом. Горизонтальный анализ направлен на изучение темпов роста (прироста) показателей, который объясняет причины изменений в их структуре.

    Трендовый анализ возможен при наличии сопоставимых данных за несколько лет, что предполагает длительный период функционирования организации, стабильность методов бухгалтерского учета и устоявшиеся формы бухгалтерской отчетности, возможность учитывать влияние инфляции на бухгалтерские показатели. Данные базового года служат исходной точкой расчета и принимаются за 100%. Изменение показателей отчета о прибылях и убытках (объема продаж, себестоимости, различных доходов и расходов, показателей финансовых результатов) рассчитывается по каждому показателю в процентах к базисному году. При изучении достаточно длительного периода данные могут быть усреднены, например рассчитаны средние показатели за каждые три года. Другой подход заключается в расчете структурных показателей отчета о прибылях и убытках за ряд лет. Таким образом построенные тренды изучаются для выявления тенденций изменения финансовых результатов.

    При построении аналитических таблиц необходимо учитывать, что объектом анализа является неоднородная совокупность — доходы и расходы, прибыли и убытки, итоговый показатель – будь то прибыль до налогообложения или чистая прибыль – формируется не только за счет выручки от продажи. Для определения итогового показателя в таблице не всегда удобно использовать объем продаж. Для изучения факторов, повлиявших на чистую прибыль в отчетном году по сравнению с предыдущим, необходимо проанализировать несколько ступеней формирования финансовых результатов. Поэтому представляется целесообразным представить данные о формировании финансовых результатов в нескольких таблицах, количество и содержание которых определяются содержанием бухгалтерского отчета о прибылях и убытках.

    Обычно в таблицах сочетаются абсолютные значения анализируемых показателей, по которым рассчитываются отклонения, данные о структуре совокупности показателей и ее изменении, относительные показатели динамики показателей финансовых результатов.

    Наиболее существенной частью прибыли до налогообложения является прибыль от продаж, поэтому особое внимание уделяется анализу ее формирования. Для этого используются методы горизонтального и вертикального анализа, рассчитываются финансовые коэффициенты -рентабельность продаж (по прибыли от продаж), коэффициент валовой прибыли, изучаются факторы, повлиявшие на изменение прибыли от продаж. Можно использовать разные варианты построения аналитических таблиц, позволяющих реализовать цели анализа.

    Показатель валовой прибыли введен в отчет о прибылях и убытках для повышения аналитичности бухгалтерской информации. Он является расчетным показателем и определяется как разность между выручкой от продажи товаров, продукции, работ, услуг и себестоимости проданных товаров, продукции, работ, услуг. Коэффициент (норма) валовой прибыли характеризует доходность хозяйственной деятельности при сопоставлении объема продаж и производственной себестоимости продукции. Он отражает динамику объема продаж и динамику себестоимости. Как коэффициент покрытия, он характеризует возможности организации в покрытии обычных и прочих операционных расходов и существенно влияет на величину чистой прибыли.

    Величина коэффициента валовой прибыли зависит от метода определения себестоимости реализованной продукции (товаров, работ, услуг), структуры ассортимента, ценовой политики. Поэтому его оценка зависит от доступности информации об учетной, маркетинговой и ценовой политике организации. Для внешнего пользователя бухгалтерской информации возможности проведения детального анализа абсолютной и относительной величины валовой прибыли ограниченны. Но оценка этих показателей в динамике необходима.

    Анализ формирования финансовых результатов дополняется оценкой показателей рентабельности, рассчитываемых по данным отчета о прибылях и убытках. Кроме рентабельности текущей деятельности и рентабельности продукции (по прибыли от продаж) определяется показатель рентабельности продаж, рассчитываемый по чистой прибыли (чистая прибыль/выручка от продажи). Сравнительный анализ заключается также в сравнении показателей отчета о прибылях и убытках анализируемой организации со среднеотраслевыми значениями и показателями отчетов других организаций. Это помогает оценивать стратегию компаний и эффективность управленческих решений ее руководства.

    Объем продаж анализируемой организации оценивается с позиций его роста (сниженения) в течение нескольких периодов в сравнении с продажами основных конкурентов и лидеров в данной и отрасли или на соответствующем сегменте рынка. Оценка устойчивости показателей роста продаж дополняется оценкой доли объема продаж анализируемой компании, так как не исключено, что увеличение продаж сопровождается падением доли продаж на рынке. В сравнительном анализе необходимо учитывать неодинаковые условия деятельности разных компаний, например сезонность, географическое положение.

    Сравнительный анализ расходов но обычным видам деятельности возможен, если годовой отчет содержит достаточно подробную информацию о методах оценки запасов и учета коммерческих и управленческих расходов, способах начисления амортизации и т.п., что предписано раскрывать в пояснительной записке в соответствии с положениями по бухгалтерскому учету, В российской практике сравнительный анализ затруднен по многим причинам, одна из них — отсутствие достоверной информационной базы для сравнения. В практике других стран используются данные, подготовленные информационными компаниями и агентствами.

    К оценке состава и структуры прочих доходов и расходов подходят с позиций существенности этих статей как факторов увеличения чистой прибыли.

    В зарубежной практике используются аналитические показатели, рассчитываемые на основе отчета о прибылях и убытках, показатели операционной прибыли и финансовые коэффициенты, которые используются для оценки эффективности хозяйственной деятельности, способности покрывать расходы и генерировать прибыль:

  • earnings before interest and taxes (EBIT)– прибыль до выплаты процентов и налога на прибыль (показатель близок прибыли от продаж в российском отчете о прибылях и убытках). Он используется для оценки: величины дохода, покрывающего задолженность перед бюджетом (по налогу на прибыль) и кредиторами (в части расходов по обслуживанию долга, отражаемых в составе операционных расходов) и достаточного для формирования чистой прибыли как источника финансирования расширенного воспроизводства и выплаты дивидендов;
  • доходности активов при осуществлении инвестиционных меро приятии в сравнении со средневзвешенной стоимостью капитала;
  • влияния роли финансовых факторов (доли заемных средств в
    структуре капитала и процентной ставки за пользование заемными средствами) на чистую прибыль и рентабельность собственного! капитала;

  • значений коэффициента покрытия расходов по обслуживания
    долга (доход до выплаты процентов и налога на прибыль (проценты к уплате));

  1. earnings before interest, taxes, deprecation and amortize (EBITDA) — прибыль до вычета амортизации, выплаты процентов налога на прибыль. Используется, как и предыдущий показатель, оценки доходности и возможностей компании покрывать расходы, его основе рассчитывается коэффициент покрытия как доля в выручке от продажи;
  2. сумма чистой прибыли и амортизации – показатель денежное потока, «очищенного» от обязательств процентов за кредит и налоговых платежей, который:

    характеризует величину дохода, остающегося в распоряжении организации на цели простого и расширенного воспроизводств на выплату доходов собственникам;

    используется в анализе движения денежных средств, выполняемом косвенным методом, и увязывает чистую прибыль с изменением денежных средств;

    в сопоставлении с учетной стоимостью активов рассчитывается как коэффициент, характеризующий возможности самофинансирования хозяйственной деятельности.

     

     

     

     

     

     

     

    2. ВЫСЕЛКОВСКОЕ РАЙПО – ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СУБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ

     

    2.1. Технико-экономическая характеристика предприятия

     

    Выселковское районное потребительское общество- это добровольное объединение граждан, проживающих в Выселковском районе Краснодарского края и/или юридических лиц, созданное в форме потребительского кооператива, на основе членства путем объединения его членами имущественных паевых взносов для торговой, заготовительной, производственной и иной деятельности в целях удовлетворения материальных и иных потребностей его членов.

    Открытое акционерное общество «Выселковское РайПО» учреждено в 1943 году. Организация имеет самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в учреждениях банка, фирменное наименование, печать с наименованием и фирменным знаком.

    В состав Выселковского РайПО входят шесть организаций с ограниченной ответственностью и правление.

    Выселковское РайПО имеет 27 действующих магазинов с торговой площадью 1797 кв. м, закрытых 129 кв. м торговой площади, сдано в аренду 136.6 кв. м.

    В районе 201 торговых предприятий — конкурентов, в том числе в Выселках — 149 магазинов, в Новомалороссийской — 21 магазин, в Ирклиевской – 10 магазинов, в Газыря – 21 магазин. Предприятие «Выселковское РайПО» закупает у населения:

  • мясо;
  • мед;
  • овощи;
  • масло растительное;
  • яйца;
  • картофель;
  • бахчевые культуры и др.

    На каждом предприятии имеется для доставки товаров всего 24 автомобиля.

    РайПО оказывает платные услуги населению:

    – технический ремонт автомобилей;

  • парикмахерские услуги;

    — ремонт обуви:

    – сборка мебели.

    Есть комиссионный отдел по приему непроданных товаров от населения. Часть товара реализуется рассрочкой платежей до 6 месяцев.

    РайПО выпекает хлеб и хлебобулочные изделия 1725,9 т, булочных изделия, бараночные изделия, производит и реализует колбасные изделия и кондитерские изделия.

    Работает 12 магазинов — заготовительных пунктов. Выполняют социальную миссию на селе — 120 магазинов потребительской кооперации, имеются бесплатные чайные столы и 16 народных библиотечек, 16 магазинов осуществляют торговлю ритуальными принадлежностями.

    Выселковское РАЙПО являемся юридическим лицом — некоммерческой организацией и имеет в собственности обособленное имущество, самостоятельный баланс, расчетный и другие счета в банках, круглую печать установленного образца, штампы, бланки и другую атрибутику. Вправе от своего имени приобретать имущество, осуществлять имущественные, и личные неимущественные права, самостоятельно выступать истцом и ответчиком в суде.

    Пайщики Выселковского РАЙПО несут субсидиарную ответственность по обязательствам Общества в пределах своего паевого взноса, в соответствии с Законом РФ Общество несет субсидиарную ответственность по обязательствам Союза, в который общество входит.

    Выселковское РАЙПО действует на основе Устава, руководствуется в своей деятельности Гражданским кодексом РФ, Законом РФ «О потребительской кооперации, потребительских обществах, их союзах в РФ», другими законодательными актами РФ, а также принципами Международного кооперативного альянса.

    Государственные органы и органы местного самоуправления не вправе вмешиваться в хозяйственную, финансовую и иную деятельность (за исключением случаев, предусмотренных законами РФ). Взаимоотношения потребительского общества и органов исполнительной власти определяются соглашениями, неотъемлемой частью которых должен быть перечень организаций потребительской кооперации.

    Общество самостоятельно разрабатываем программы своего экономического и социального развития, с учетом расчетных показателей.

     

    2.2. Анализ аналитических показателей деятельности

     

    Для рассмотрения основных показателей финансово-хозяйственной деятельности анализируемого предприятия используем баланс (Приложение 1). Как известно, основными источниками информации для анализа финансового состояния предприятия служат отчетный бухгалтерский баланс (форма № 1) (Приложение 1), отчеты о прибылях и убытках (форма № 2) (Приложение 2) и другие формы статистической отчетности.

    Приведем основные показатели финансово-хозяйственной деятельности в табл. 1.

     

    Таблица 1

    Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности средств Выселковское РАЙПО

    Показатели

    Годы

    Абсолютное отклонение

    Темпы роста, %

    2003

    2004

    2005

    2004 к 2003

    2005 к 2004

    2004 к 2003

    2005 к 2004

    1. Выручка от реализации, тыс.р.

    46347

    55539

    54524

    9192

    -1015

    119,83

    98,17

     

    Окончание таблицы 1

    Показатели

    Годы

    Абсолютное отклонение

    Темпы роста, %

    2003

    2004

    2005

    2004 к 2003

    2005 к 2004

    2004 к 2003

    2005 к 2004

    2. Себестоимость реализованной продукции, тыс. р.

    39431

    48520

    45447

    9089

    -3073

    123,05

    93,67

    3. Коммерческие расходы тыс. р.

    6241

    8233

    7753

    1992

    -480

    131,92

    94,17

    4. Прибыль от реализации, тыс. р

    675

    -1214

    1324

    -1889

    2538

    -179,85

    -109,06

    5. Прибыль до налогообложения, тыс. р.

    735

    521

    572

    -214

    51

    70,88

    109,79

    7. Среднегодовая стоимость основных средств, тыс. р.

    8950,5

    9747

    9344

    796,5

    -403

    108,90

    95,87

    8. Среднегодовая стоимость оборотных средств, тыс. р.

    5747

    6266

    6608,5

    519

    342,5

    109,03

    105,47

    9. Среднесписочная численность персонала, чел.

    61

    58

    59

    -3

    1

    95,08

    101,72

    10. Фонд оплаты труда, тыс. р.

    1630,6

    1996

    2150

    365,4

    154

    122,41

    107,72

    11. Затраты на 1 р. реализованной продукции, коп.

    85,08

    87,36

    83,35

    2,28

    -4,01

    102,68

    95,41

    12. Рентабельность деятельности, %

    1,71

    2,91

    -1,71

    2,91

    13. Рентабельность продаж, %

    1,46

    2,43

    -1,46

    2,43

    14. Фондоотдача, р.

    5,18

    5,70

    5,84

    0,52

    0,14

    110,04

    102,41

    15. Коэффициент оборачиваемости оборотных средств, раз

    8,06

    8,86

    8,25

    0,80

    -0,61

    109,91

    93,08

    16. Период оборачиваемости оборотных средств, дней

    45,26

    41,18

    44,24

    -4,08

    3,06

    90,99

    107,43

    17. Производи-тельность труда, тыс. р./чел.

    759,79

    957,57

    924,14

    197,78

    -33,43

    126,03

    96,51

    18. Среднемесячная заработная плата, тыс. р.

    2,23

    2,87

    3,04

    0,64

    0,17

    128,74

    105,89

     

    Как видим из таблицы 1, выручка на исследуемом предприятии составляла 46347 тыс.р. в 2003 г., увеличилась на 9192 тыс. р. в 2004 г. (темп роста равнее 119,83%) и равна 55539 тыс. р. В 2005 . выручка составила 54524 тыс.р., несколько снизившись по сравнению с предыдущим 2004 г. . Абсолютный прирост составил -1015 тыс.р. (относительный прирост 98,17%).

    Себестоимость реализованной продукции равна 39431 тыс.р. в 2003 г., 48520 тыс.р. в 2004 г., 45447 тыс.р. в 2005 г. Абсолютный рост составил 9089 тыс.р. в 2004 г., -3073 тыс. р. в 2005 г. Относительный темп роста при этом равен 123,05% в 2004 г., 93,67% в 2005 г.

    На формирование прибыли от реализации довольно значительное влияние оказывает величина коммерческих расходов. Их величина составила 6241 тыс.р. в 2003 г., 8233 тыс.р. в 2004 г., 7753 тыс.р в 2005 г. Таким образом, в 2004 г. динамика коммерческих расходов положительна и абсолютный прирост составил 1992 тыс.р. (относительный темп роста 131,92%), в 2005 г. динамика данного показателя отрицательна и равна -480 тыс.р. (темп роста 94,17%). Как видим, в 2004 г. наблюдается убыток от основной деятельности предприятия, который составил 1214 тыс.р. (абсолютное снижение по сравнению с предыдущим 2003 г. на -1889 тыс.р.). В отчетном 2005 г. прибыль от реализации положительна и составила 1324 тыс.р. , а абсолютный прирост по сравнению с предыдущим 2004 г. равен 2538 тыс.р. Прибыль до налогообложения в 2004 г. снизилась на -214 тыс.р. (темп роста 70,88%), и увеличилась незначительно (на 51 тыс.р.) в 2005 г., относительный темп роста 109,79%. Среднегодовая стоимость основных средств составляла 8950,5 тыс.р. в 2003 г., 9747 тыс.р. в 2004 г., 9344 тыс.р. в 2005 г. Абсолютный прирост равнее 796,5 тыс.р. в 2004 г., -403 тыс.р. в 2005 г. При этом относительный темп роста соответственно равнее 108,9% и 995,87% в 2004 и 2005 годах по сравнению с предыдущим годом.

    Среднегодовая стоимость оборотных средств также имеет положительную тенденцию и равна 5747 тыс.р. в 2003 г. Их величина выросла на 519 тыс.р. в 2004 г. (темп роста равнее 109,03%), 6608,5 тыс.р. в 2005 г. (темп роста равнее 105,47%).

    Среднесписочная численность персонала составила 61 человека в 2003 г., 58 человек в 2004 г., 59 тыс. р. в 2005 г. Темп роста равнее 95,08% в 2004 г. и 101,72% в 2005 г.

    Фонд оплаты труда вырос на 365,4 тыс.р. в 2004 г. и равен 1996 тыс.р. по сравнению с предыдущим годом, в котором его величина была равна 1630,6 тыс.р. Относительный темп роста равнее 122,41%. В отчетном 2005 г. фонд оплату труда равен 2150 тыс.р. Абсолютный прирост равен 154 тыс.р., а относительный – 107,72%. Затраты на 1 р. реализованной продукции несколько снизились. Если в 2003 г. их величина составляла 85,08 коп., то в 2004 г. они несколько увеличились на 2,28 коп. и равны 87,36 коп., в отчетном году они снизились на -4,01 коп. и равны 83,35 коп.

    Фондоотдача за исследуемый период увеличилась с 5,18 р./р. в 2003 г. до 5,84 р./р. в 2005 г. При этом наиболее значителен прирост был в 2004 г. и составил 0,52 р./р., а в 2005 г. абсолютный рост 0,14 р./р.

    Коэффициент оборачиваемости оборотных средств в целом за исследуемый период увеличился с 8,06 в 2003 г. до 8,86 в 2004 г. Абсолютный прирост равен 0,8 раз. В 2005 г. данный показатель снизился на -0,61 раз и все же выше значения базового периода. В данный 2005 г. его величина равна 8,25 раз. Период оборачиваемости оборотных средств в 2004 г. снизился на -4,08 и равен 41,18 дней, и снова увеличился в отчетном году на 3,06 дней и равен 44,24 дня.

    Производительность труда составила 759,79 тыс.р./чел. в 2003 г., в 2004г. она выросла на 197,78 тыс.р./чел. (относительный рост 126,03%), в 2005 г. производительность труда составила 924,14 тыс.р./чел.

    Среднемесячная заработная плата на предприятии выросла с 2,23 тыс.р. в 2003 г. до 3,04 тыс.р в 2005 г.

    В целом следует охарактеризовать деятельность предприятия как экономически эффективную, положительную и прибыльную.

     

     

     

     

     

     

    3. АНАЛИЗА ОТЧЕТА О ПРИБЫЛЯХ И УБЫТКАХ ИССЛЕДУЕМОГО ПРЕДПРИЯТИЯ «ВЫСЕЛКОВСКОЕ РАЙПО»

     

    3.1. Анализ формирования отчета о прибылях и убытках

     

    Основным документом, характеризующим финансово-хозяйственную деятельность предприятия является отчет о прибылях и убытках предприятия, оценка которого позволяет рассмотреть динамику деятельности организации за исследуемый период.

    Проведем анализ динамики показателей отчета о прибылях и убытках Выселковского РАЙПО (таблица 2).

     

    Таблица 2

    Анализ динамики показателей отчета о прибылях и убытках Выселковское РАЙПО

     

    Показатели

     
     

    2003 г.

     

    2004 г.

     
     

    2005 г

    Изменения

    (+,-) 2005 г к 2003 г.

    %

    Выручка от продаж

    46 347

    55 539

    54 524

    8 177

    117,6

    Себестоимость продукции (работ, услуг)

    39 431

    48 520

    45 447

    -6 016

    115,3

    Валовая прибыль

    6 916

    7 019

    <

    9 077

    2 161

    131,2

    Коммерческие расходы

    6 241

    8 233

    7 753

    -1 512

    124,2

    Прибыль (убыток) от продаж

    675,0

    1 214

    1 324

    649

    196,1

    Проценты к уплате

    30

    21

    92

    -62

    306,7

    Прочие операционные доходы

    20

    136

    684

    664,0

    3 420

    Прочие операционные расходы

    75

    85

    440

    -365,0

    486,7

    Внереализационные доходы

    383

    2 031

    88

    -295,0

    23

    Внереализационные расходы

    238

    326

    1 022

    -784,0

    429,4

    Прибыль (убыток) до налогообложения

    735

    521

    542

    -193

    83,7

    Текущий налог на прибыль

    299

    299

    449

    -150

    48,8

    Чистая прибыль (убыток) отчетного периода

    436

    445

    93

    -343

    21,3

     

    Из таблицы 2 видно, что выручка от реализации компании по сравнению с базовым периодом увеличилась (с 46347,0 тыс.р. в 2003 г. до 54524,0 тыс.р. в 2005 г.). За анализируемый период изменение объема продаж составило 8177,0 тыс.руб. Темп роста составил 117,6%

    Валовая прибыль в 2003 г. составляла 6916,0 тыс.р. За анализируемый период она возросла на 2161,0 тыс.р., что следует рассматривать как положительный момент и в 2005 г. составила 9077,0 тыс.р.

    Прибыль от продаж в 2003 г. составляла 675,0 тыс.р. За анализируемый период она , также как и валовая прибыль, возросла на 649,0 тыс.р., и в 2005 г. составила 1324,0 тыс.р.

    Показателем повышения эффективности деятельности предприятия можно назвать более высокий рост выручки по отношению к росту себестоимости, который составил 117,6% по сравнению с ростом себестоимости (115,3%).

    Отрицательным моментом являются убытки по прочим доходам и расходам – в 2005 г. сальдо по ним установилось на уровне -782,0 тыс.р. К тому же наблюдается отрицательная тенденция – за период с 2003 г. по 2005 г. сальдо по прочим доходам и расходам снизилось на -842,0 тыс.р.

    Как видно из таблицы 2, чистая прибыль за анализируемый период сократилась на -343,0 тыс.р., и в 2005 году она установилась на уровне 93,0 тыс.р. (темп падения чистой прибыли составил 21,3%).

    Проведем анализ структуры отчета о прибылях и убытках исследуемого предприятия (таблица 3).

    Таблица 3

    Анализ динамики структуры отчета о прибылях и убытках Выселковское РАЙПО

     

    Показатели

     
     

    2003 г.

     

    Уд. вес, %

     

    2004 г.

     

    Уд. вес, %

     
     

    2005 г

     

    Уд. вес, %

    Изменения в структуре,

    2005 г к 2003 г., %

    Выручка от продаж

    46 347

    100

    55 539

    100

    54 524

    100

    Себестоимость продукции (работ, услуг)

    39 431

    85,1

    48 520

    87,4

    45 447

    83,4

    -1,7

    Валовая прибыль

    6 916

    14,9

    7 019

    12,6

    9 077

    16,6

    1,7

     

    Продолжение таблицы 3

     

    Показатели

     
     

    2003 г.

     

    Уд. вес, %

     

    2004 г.

     

    Уд. вес, %

     
     

    2005 г

     

    Уд. вес, %

    Изменения в структуре,

    2005 г к 2003 г., %

    Коммерческие расходы

    6 241

    13,5

    8 233

    14,8

    7 753

    14,2

    +0,7

    Прибыль (убыток) от продаж

    675

    1,4

    1 214

    2,2

    1 324

    2,4

    +0,1

    Проценты к уплате

    30

    0,06

    21

    0,04

    92

    0,17

    +0,11

    Прочие операционные доходы

    20

    0,04

    136

    0,25

    684

    1,25

    +1,21

    Прочие операционные расходы

    75

    0,2

    85

    0,15

    440

    0,81

    +0,61

    Внереализационные доходы

    383

    0,8

    2 031

    3,7

    88

    0,16

    +0,8

    Внереализационные расходы

    238

    0,5

    326

    0,6

    1 022

    1,87

    +1,37

    Прибыль (убыток) до налогообложения

    735

    1,5

    521

    0,94

    542

    1,0

    -0,5

    Текущий налог на прибыль

    299

    0,7

    299

    0,54

    449

    0,82

    -0,12

    Чистая прибыль (убыток) отчетного периода

    436

    0,94

    445

    0,8

    93

    0,17

    -0,77

     

    Таким образом, в выручке от продаж довольно значительный вес занимает себестоимость продукции (работ, услуг) – 85,1% в 2003 г., 87,4% в 2004 г., 83,4% в 2005 г., удельный вес коммерческих расходов составил 13,5% в 2003 г., 14,8% в 2004 г., 14,2% в 2005 г. Доля остальных статей незначительна. Следует отметить, что значительно выросла доля прочих операционных доходов с 0,04% в 2003 г. до 0,25% в 2004 г. и 1,25% в 2005 г. Увеличились доля прочих операционных расходов с 0,2% в 2003 г. до 0,81% в 2005 г. Удельный вес внереализационных доходов увеличился с 0,8% в 2003 г. до 3,7% в 2004 г., и их величина снизилась до 0,16% в 2005 г. Наблюдается рост удельного веса внеализационных расходов с 0,5% в 2003 г. до 0,6% в 2004 г.и до 1,87% в 2005 г. Следует отметить отрицательный факт – снижение доли прибыли до налогообложения с 1,5% в 2003 г. до 0,94% в 2004 г. и небольшой рост до 1,0% в 2005 г. Чистая прибыль отчетного периода снизилась довольно значительно с 0,94% в 2003 г. до 0,8% и 0,17% в 2005 г.

    3.2. Оценка финансовых результатов и рентабельности предприятия

     

    Анализ финансовых результатов и рентабельности хозяйственной деятельности исследуемого предприятия Выселковское РАЙПО (таблица 4).

    Объем продаж на исследуемом предприятии увеличился за исследуемый период увеличился на 8177 тыс. р. (темп прироста 117,6%). Прибыль от продаж увеличилась на 649 тыс.р. и составила 1324 тыс.р. в 2005 г. (темп роста равнее 196,1%). Оборачиваемость чистых активов увеличилась на 527,7% и составила 1151,02 % в 2005 г. Рентабельность собственного капитала снизилась на 3,9% и если была довольно высока в 2003 г. и равна 5,86%, то в 2005 г. она равна 1,96%. Финансовый рычаг был равен 1,5 в 2003 г., за исследуемый трехлетний период увеличился на 1,0 и равен в отчетном году 2,5. Средневзвешенная стоимость капитала снизилась на 0,3% и составила 15% в базовом 2003 г. и 14,7% в 2005 г.

     

    Таблица 4

    Анализ показателей финансово-хозяйственной деятельности Выселковское РАЙПО

     

     

    Показатели

     

    2003 г.

     

    2004 г.

     

    2005 г.

    (+,-), р.

    2005 г.

    к 2003 г.

    Темп роста, %

    2005 г. к

    2003 г.

    1. Объем продаж

    46347,0

    55539,0

    54524,0

    8 177,0

    117,6

    2. Прибыль от продаж

    675,0

    -1214,0

    1324,0

    649,0

    196,1

    3. Чистая прибыль

    436,0

    -445,0

    93,0

    -343,0

    21,3

    4. Рентабельность продаж, %

    1,46%

    2,43

    1,0%

    166,7

    5. Чистые активы

    7436,0

    5431,0

    4737,0

    -2 699,0

    63,7

    6. Оборачиваемость чистых активов, %

    623,28

    1022,63

    1151,02

    527,7

    7. Рентабельность чистых активов, %

    9,08%

    27,95

    307,9

    8. Собственный капитал

    7436,0

    5431,0

    4737,0

    -2 699,0

    35,3

    9. Рентабельность собственного капитала, %

    5,86

    8,19

    1,96

    -3,9

     

    Продолжение таблиц 4

     

    Показатели

     

    2003 г.

     

    2004 г.

     

    2005 г.

    (+,-), р.

    2005 г.

    к 2003 г.

    Темп роста, %

    2005 г. к

    2003 г.

    10. Кредиты и займы

    148,0

    275,0

    1239,0

    1 091,0

    937,2

    11. Финансовый рычаг

    1,5

    1,9

    2,5

    1,0

    270,9

    16. Средневзве-шенная стоимость капитала, %

    15,0

    14,9

    14,7

    -0,3

    98,0

     

    Рассматривая динамику показателей финансово — хозяйственной деятельности ПО «Выселковское РАЙПО» особое внимание следует обратить на рентабельность чистых активов и средневзвешенную стоимость капитала.

    Для успешного развития деятельности необходимо, чтобы рентабельность чистых активов была выше средневзвешенной стоимости капитала, тогда предприятие способно выплатить не только проценты по кредитам и объявленные дивиденды, но и реинвестировать часть чистой прибыли в производство.

    В рассматриваемом в таблице 4 случае, на конец анализируемого периода рентабельность собственного капитала равна 1,96%, что ниже показателя средневзвешенной стоимости капитала, значение которого составило в соответствующем периоде — 14,73%. Это говорит о том, что у предприятия могут возникнуть сложности с привлечением нового капитала.

    Рассматривая динамику доходов и расходов ПО «Выселковское РАЙПО», в целом за анализируемый период ее можно назвать положительной. Однако следует обратить внимание на следующие моменты: уменьшение прибыли до налогообложения, уменьшение чистой прибыли предприятия.

    Перейдем к анализу показателей рентабельности хозяйственной деятельности Выселковское РАЙПО, характеризующие экономическую эффективность предприятия.

    Рентабельность – показатель эффективности единовременных и текущих затрат. В общем виде рентабельность определяется отношением прибыли к единовременным или текущим затратам, благодаря которым получена эта прибыль. Анализ динамики показателей рентабельности деятельности Выселковское РАЙПО проведем в таблице 5.

     

    Таблица 5

    Показатели рентабельности Выселковское РАЙПО, %

     

    Показатели

     
     

    2003 г.

     

    2004 г.

     
     

    2005 г

    (+,-)

    2004 г. к 2003 г.

    2005 г. к 2003 г.

    Общая рентабельность

    1,6

    0,9%

    1,0

    -0,7

    -0,6

    Рентабельность собственного капитала

    5,9%

    -6,9

    1,8

    -12,8

    -4,0

    Рентабельность акционерного капитала

    114,4%

    -116,5

    26,7%

    -230,9

    -87,7

    Рентабельность оборотных активов

    6,8

    -7,2

    1,3%

    -14,1

    -5,5

    Общая рентабельность производственных фондов

    5,4

    3,9

    4,1

    -1,5

    -1,4

    Рентабельность всех активов

    2,4

    -2,8

    0,6

    -5,2

    -1,8

    Рентабельность основной деятельности

    14,9

    12,6%

    16,6

    -2,3%

    1,7

    Рентабельность хозяйственной деятельности

    17,5

    14,5

    20,0

    -3,1

    2,4

     

    Рассматривая показатели рентабельности, прежде всего, находясь в условиях рыночной экономики, следует отметить, что и на начало, и на конец анализируемого периода величина прибыли до налогообложения, деленная на выручку от реализации (показатель общей рентабельности) находится у ПО «Выселковское РАЙПО» ниже среднеотраслевого значения, установившегося на уровне 10,0%. На начало периода показатель общей рентабельности на предприятии составлял 1,6%, а на конец периода 1,0% (изменение в абсолютном выражении за период – (-0,6%)). Это следует рассматривать как отрицательный момент и искать пути повышения эффективности деятельности организации.

    Снижение рентабельности собственного капитала c 5,86% до 1,83% за анализируемый период было вызвано снижением чистой прибыли предприятия за анализируемый период на -343,0 тыс.руб.

    Как видно из таблицы 6, за анализируемый период значения большинства показателей рентабельности либо уменьшились, либо остались на прежнем уровне, что следует скорее рассматривать как негативную тенденцию.

    Подводя итог, следует отметить, что за анализируемый период (с 2003 года по 2005 год) ключевыми стали следующие моменты:

    При изучении сравнительной динамики абсолютных показателей деловой активности оценивается соответствие следующему оптимальному соотношению, получившему название «золотого правила экономики организации»:

    ТРчп > ТРв > ТРа > 0%, где:

    ТРчп – темп роста чистой прибыли;

    ТРв – темп роста выручки от продаж;

    ТРа – темп роста средней величины активов.

    Выполнение первого соотношения (чистая прибыль растет опережающим темпом по сравнению с выручкой) означает повышение рентабельности деятельности (Рд):

    Рд = ЧП / В *100,

    Выполнение второго соотношения (выручка растет опережающим темпом по сравнению с активами) означает ускорение оборачиваемости активов (Оа):

    Оа = В / А * 100,

    Опережающие темпы увеличения чистой прибыли по сравнению с увеличением активов (ТРчп > ТРа) означают повышение чистой рентабельности активов (Чра):

    Чра=ЧП / А * 100,

    Выполнение последнего неравенства (увеличение средней величины активов в динамике) означает расширение имущественного потенциала. Однако его исполнение необходимо обеспечить лишь в долгосрочной перспективе. В краткосрочной перспективе (в пределах года) допустимо отклонение от этого соотношения, если, например, оно вызвано уменьшением дебиторской задолженности или оптимизацией внеоборотных активов и запасов.

    Для ПО «Выселковское РАЙПО» формула «золотого правила экономики» за анализируемый период выглядит следующим образом:

    -78,67%>17,64%>-9,45%>0%.

    Таким образом, в компании ПО «Выселковское РАЙПО» «золотое правило экономики» не выполняется.

    Подводя итог, следует отметить, что за анализируемый период (с дек. 2003 года по дек. 2005 года) ключевыми стали следующие моменты:

    Рассматривая динамику доходов и расходов «Выселковское РАЙПО», в целом за анализируемый период ее можно назвать положительной. Однако следует обратить внимание на следующие моменты: (уменьшение прибыли до налогообложения, уменьшение чистой прибыли предприятия).

    За анализируемый период значения большинства показателей рентабельности либо уменьшились, либо остались на прежнем уровне, что следует скорее рассматривать как негативную тенденцию.

    «Золотое правило экономики» для ПО «Выселковское РАЙПО» не выполняется.

     

    3.3. Рекомендации по повышению эффективности деятельности предприятия

     

    Сложность сегодняшней ситуации в управлении предприятием состоит в том, что во многих организациях работники бухгалтерской службы не владеют методами финансового анализа, а специалисты, ими владеющие, как правило, не всегда умеют читать документы аналитического и синтетического учета. Отсюда неумение определять круг основных задач, решение которых необходимо для формирования адекватной рыночным условиям системы управления финансами предприятия, а также путей и способов их решения.

    Целью разработки финансовой политики предприятия является построение эффективной системы управления финансами, направленной на достижение стратегических и тактических целей его деятельности. Известно, что в сегодняшних условиях для большинства предприятий характерна реактивная форма управления финансами, то есть принятие управленческих решений как реакции на текущие проблемы, или так называемое «латание дыр». Одной из задач реформы предприятия является переход к управлению финансами на основе анализа финансово-экономического состояния с учетом постановки стратегических целей деятельности организации. Результаты деятельности любого предприятия интересуют как внешних рыночных агентов (в первую очередь, инвесторов, кредиторов, акционеров, потребителей), так и внутренних (руководителей предприятия, работников административно-управленческих структурных подразделений).

    Залогом выживаемости и основной стабильности положения предприятия служит его устойчивость. На устойчивость предприятия оказывают влияния различные факторы:

  1. положение предприятия на товарном рынке;
  2. выпуск пользующейся спросом продукции;
  3. его потенциал в деловом сотрудничестве;
  4. степень зависимости то внешних кредиторов и инвесторов;
  5. наличие неплатежеспособных дебиторов.

    Высшей формой устойчивости предприятия является его способность развиваться в условиях нестабильной внутренней и внешней среды. Для этого предприятие должно обладать гибкой структурой финансовых ресурсов и при необходимости иметь возможность привлекать заемные средства, то есть быть кредитоспособным.

    1. Рекомендуется оптимизировать кредитную политику предприятия. Большое влияние на финансовую устойчивость, также, оказывают средства, дополнительно мобилизованные на рынке ссудных капиталов. Чем больше денежных средств может привлечь предприятие, тем выше его финансовые возможности, однако возрастает и финансовый риск – способно ли будет предприятие своевременно расплатиться со своими кредиторами.

    Различаются три принципиальных типа кредитной политики предприятия по отношению к покупателям продукции – консервативный, умеренный и агрессивный.

    Консервативный (или жесткий) тип кредитной политики предприятия направлен на минимизацию кредитного риска. Такая минимизация рассматривается как приоритетная цель в осуществлении его кредитной деятельности. Осуществляя этот тип кредитной политики, предприятие не стремится к получению высокой дополнительной прибыли за счет расширения объема реализации продукции. Механизмом реализации политики такого типа является существенное сокращение круга покупателей продукции в кредит за счет групп повышенного риска; минимизация сроков предоставления кредита и его размера; ужесточение условий предоставления кредита и повышение его стоимости; использование жестких процедур инкассации дебиторской задолженности.

    Умеренный тип кредитной политики предприятия характеризует типичные условия ее осуществления в соответствии с принятой коммерческой и финансовой практикой и ориентируется на средний уровень кредитного риска при продаже продукции с отсрочкой платежа.

    Агрессивный (или мягкий) тип кредитной политики предприятия приоритетной целью кредитной деятельности ставит максимизацию дополнительной прибыли за счет расширения объема реализации продукции в кредит, не считаясь с высоким уровнем кредитного риска, который сопровождает эти операции. Механизмом реализации политики такого типа является распространение кредита на более рискованные группы покупателей продукции; увеличение периода предоставления кредита и его размера; снижение стоимости кредита до минимально допустимых размеров; предоставление покупателям возможности пролонгирования кредита.

    Определяя тип кредитной политики, следует иметь в виду, что жесткий (консервативный) её вариант отрицательно влияет на рост объема операционной деятельности предприятия и формирование устойчивых коммерческих связей, в то время как мягкий (агрессивный) её вариант может вызвать чрезмерное отвлечение финансовых средств, снизить уровень платежеспособности предприятия, вызвать впоследствии значительные расходы по взысканию долгов, а в конечном итоге снизить рентабельность оборотных активов и используемого капитала.

    2. Оптимизация структуры и движения оборотных активов предприятия. Управление оборотными активами составляет наиболее обширную часть операций финансового менеджмента. Это связано с большим количеством элементов их внутреннего материально-вещественного и финансового состава, требующих индивидуализации управления; высокой динамикой трансформации их видов; высокой ролью в обеспечении платежеспособности, рентабельности и других целевых результатов финансовой деятельности предприятия.

    Оборотный капитал (оборотные средства) – это активы предприятия, возобновляемые с определенной регулярностью для обеспечения текущей деятельности, вложения в которые как минимум однократно оборачиваются в течение года или одного производственного цикла. В отличие от западных стран в России для отнесения того или иного актива к оборотным используется ещё один критерий – стоимостная оценка. Оборотные активы представлены в балансе отдельным разделом.

    Оборотные средства и политика в отношении управления этими активами важны, прежде всего, с позиции обеспечения непрерывности и эффективности текущей деятельности предприятия. Поскольку во многих случаях изменение величины оборотных активов сопровождается и изменением краткосрочных пассивов, оба эти объекта учета рассматриваются, как правило, совместно в рамках политики управления чистым оборотным капиталом.

    Управление чистым оборотным капиталом подразумевает оптимизацию его величины, структуры и значений его компонентов. Что касается общей величины чистого оборотного капитала, то обычно разумный рост её рассматривается, как положительная тенденция; однако могут быть и исключения, например, рост за счет увеличения безнадежных дебиторов вряд ли удовлетворит финансового менеджера.

    Экономический и организационно-производственный результаты от хранения определенного вида оборотных активов в том или ином объеме носят специфический для данного вида актива характер. Например, большой запас готовой продукции (связанный с предполагаемым объемом продаж) сокращает возможность образования дефицита продукции при неожиданно высоком спросе. Подобным образом достаточно большой запас сырья и материалов спасает предприятие в случае неожиданной нехватки соответствующих запасов от прекращения процесса производства или покупки более дорогостоящих материалов-заменителей. Большое количество заказов на запасы, тем не менее, имеет смысл, если предприятие может добиться от своих поставщиков снижение цен (так как большой размер заказа обычно предусматривает некоторую льготу, предоставляемую поставщиком в виде скидки). По тем же причинам предприятие предпочитает иметь достаточный запас готовой продукции, который позволяет более экономично управлять производством. В результате этого уже предприятие, как правило, предоставляет скидки клиентам. Задача финансового менеджера – выявить результат и затраты, связанные с хранением запасов, и подвести разумный баланс.

    3. Управление кредиторской задолженностью предприятия. Одной из задач финансового менеджера по управлению дебиторской задолженностью является определение степени риска неплатежеспособности покупателей, расчет прогнозного значения резерва по сомнительным долгам, а также представление рекомендаций по работе с фактически или потенциально неплатежеспособными покупателями.

    Всегда существует преимущества, связанные с созданием большого запаса денежных средств, – они позволяют сократить риск истощения наличности и дают возможность удовлетворить требование оплатить тариф ранее установленного законом срока. С другой стороны, издержки хранения временно свободных, неиспользуемых денежных средств гораздо выше, чем затраты, связанные с краткосрочным вложением денег в ценные бумаги (в частности, их можно условно принять в размере неполученной прибыли при возможном краткосрочном инвестировании). Таким образом, финансовому менеджеру необходимо решить вопрос об оптимальном запасе наличных средств.

    4. Управление заемным капиталом. Целью управления формированием заемного капитала предприятия является определение его наиболее рационального источника заимствования, способствующего повышению стоимости собственного капитала предприятия. Сущность управления этим процессом проявляется в реализации следующих функций: оперативных, связанных с непосредственным управлением денежными потоками; координационных, обеспечивающих анализ потребности в заемных средствах, их структурирование по форме и условиям привлечения; контрольных, обеспечивающих оценку эффективности привлечения предприятием заемных средств; регулирующих, включающих разработку мероприятий, направленных на повышение эффективности форм и условий реализации займовых операций предприятия. Основными принципами управления формированием заемного капитала предприятия являются: принцип соответствия — предполагает, что стратегия управления формированием заемного капитала предприятия должна соответствовать его общей стратегии управления капиталом; принцип финансовой обусловленности — позволяет реализовать существующую непосредственную связь между финансовыми решениями при формировании стратегии привлечения заемных средств предприятием и эффективностью его деятельности; принцип динамизма управления займовыми операциями предприятия — обусловлен быстрой адаптацией к изменениям факторов внешней и внутренней среды бизнеса; принцип вариантности — определяется необходимостью выбора формы и условий привлечения предприятием заемных средств в результате сопоставления альтернативных вариантов. Выбор рационального источника финансирования деятельности предприятия определяется количественными (среди которых цена привлечения, требующая минимизации) и качественными (степень формализованное, персонификации, наличие нормативно-правовых барьеров и др.) показателями его доступности.

    В качестве мероприятия по повышению эффективности деятельности предприятия нами рекомендуется снизить коммерческие расходы предприятия. Расходы коммерческие — затраты предприятия, связанные с отгрузкой и реализацией продукции и учитываемые в составе полной себестоимости. К коммерческим расходам принято относить: затраты по приобретению тары и ее ремонту (если ее стоимость включена в договорную стоимость продукции); затраты по оплате погрузочно-разгрузочных работ, транспортных услуг (кроме случаев, когда эти расходы возмещаются заказчиком); затраты по оплате комиссионных и других аналогичных услуг; затраты по оплате комиссионных сборов, отчислений; затраты по оплате рекламных мероприятий; затраты, связанные с оплатой маркетинговых услуг и т. д.

    Снижение коммерческих расходов на 10% путем материальной стимулирования работников приведет к росту прибыли от продаж на 10% от их величины (7753 тыс.р. в 2005 г.), т.е. на 775,3 тыс. р. и прибыль от продаж составит 2099,3 тыс.р. (1324 + 775,3), при этом планируемый уровень чистой прибыли составит 868,3 тыс.р. (93 +775,3).

    Рассчитаем планируемые показатели деятельности предприятия (таблица 6).

     

    Таблица 6

    Прогнозируемые показатели финансово-хозяйственной деятельности Выселковское РАЙПО

     

    Показатели

     
     

     

    2005 г

     

     

    Прогноз

    Отклонение прогнозируемого показателя от показателя отчетного года

    (+,-)

    %

    Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг

    54 524

    54 524

     

     

    Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг

    45 447

    45 447

     

     

    Коммерческие расходы

    7 753,0

    6 977,7

    775,3

    90

    Продолжение таблицы 6

     

    Показатели

     
     

     

    2005 г

     

     

    Прогноз

    Отклонение прогнозируемого показателя от показателя отчетного года

    (+,-)

    %

    Прибыль (убыток) от продаж

    1 324,0

    2 099,3

    775,3

    158,6

    Проценты к уплате

    92

    92

    Прочие операционные доходы

    684

    684

    Прочие операционные расходы

    440

    440

    Внереализационные доходы

    88

    88

    Внереализационные расходы

    1022

    1022

    Текущий налог на прибыль

    449

    449

    Чистая прибыль

    93

    863

    770

    927,963

    Общая рентабельность

    1,0

    2,4

    1,4

    Рентабельность собственного капитала

    1,4

    17,1

    15,6

    Рентабельность оборотных активов

    1,5

    12,3

    10,8

    Общая рентабельность производственных фондов

    4,1

    9,9

    5,8

    Рентабельность всех активов

    0,6

    5,2

    4,7

    Рентабельность основной деятельности

    16,6

    16,6

     

    Рентабельность хозяйственной деятельности

    20,0

    20,0

     

     

     

    Как видим, прогнозируется рост следующих показателей: общей рентабельности увеличится на 1,4% и составит 2,4%. Рентабельность собственного капитала составляет довольно значительно – на 15,6% и составит 17,1%, прогнозируется рост рентабельности оборотных активов на 10,8% (прогнозная величина 12,3%), общая рентабельность производственных фондов увеличится на 5,8% и составит 9,9%, рентабельность всех активов вырастет на 4,7% и будет равна 5,2%. В то же время рентабельность основной деятельности не изменится и сохранится на тот же уровне -16,6%. Рентабельность хозяйственной деятельности не изменится и будет аналогичной – 20%. Таким образом, можно говорить о возможной эффективности предлагаемых мероприятий.

<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 1.18MB/0.00055 sec

WordPress: 23.15MB | MySQL:122 | 3,468sec