Анализ реагирования затрат на изменение объема

<

091313 1432 1 Анализ реагирования затрат на изменение объема82. АНАЛИЗ РЕАГИРОВАНИЯ ЗАТРАТ НА ИЗМЕНЕНИЕ ОБЪЕМА ПРОИЗВОДСТВА. МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ОЦЕНКИ УСЛОВИЙ БЕЗУБЫТОЧНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ.

Руководителю любой организации на практике приход принимать множество разнообразных управленческих решений. Каждое принимаемое решение, касающееся цены, затрат организации объема и структуры реализации продукции, в конечном итоге сказывается на финансовом результате организации. Простым и весьма точным способом определения взаимосвязи и взаимозависимости между этими категориями является установление точки безубыточности — определение момента, начиная с которого доходы организации полностью покрывают ее расходы [18].

Одним из мощных инструментов в определении точки безубыточности является методика анализа безубыточности производства. Его еще называют анализом соотношения «затраты — объем — прибыль» (Cost – Volume – Profit, CVP-анализ) [18].

Этот вид анализа является одним из наиболее эффективных средств планирования и прогнозирования деятельности организации. Он помогает выявить оптимальные пропорции между переменными и постоянными затратами, ценой и объемом продаж, минимизировать предпринимательский риск. Бухгалтеры, аудиторы, эксперты и консультанты, используя данный метод, могут более глубоко оценить финансовые результаты и точнее обосновать рекомендации для улучшения работы организации [18].

Ключевыми элементами анализа безубыточности производства являются маржинальный доход, порог рентабельности (точка безубыточности), производственный леверидж и маржинальный запас прочности.

Маржинальный доход — это разница между выручкой организации от реализации продукции (работ, услуг) и суммой переменных затрат .

Порог рентабельности (точка безубыточности) — это показатель, характеризующий объем реализации продукции, при котором выручка организации от реализации продукции (работ, услуг) равна всем его совокупным затратам, т.е. это тот объем продаж, при котором организация не имеет ни прибыли, ни убытка .

Производственный леверидж — это механизм управления прибылью организации в зависимости от изменения объема реализации продукции (работ, услуг).

Маржинальный запас прочности — это процентное отклонение фактического объема продаж от реализации продукции (работ, услуг) от порогового (порога рентабельности).

При планировании производственной деятельности часто используют анализ «затраты — объем — прибыль». Так, если определен объем производства, то в соответствии с портфелем заказов благодаря этому анализу можно рассчитать величину затрат и продажную цену, чтобы организация могла получить определенную величину прибыли, как балансовой, так и чистой. При помощи данных анализа легко просчитать различные варианты производственной программы, когда изменяются, например, затраты на рекламу, цены на продукцию или поставляемые материалы, структура производства. Иначе говоря, анализ «затраты — объем — прибыль» позволяет получить ответ на вопрос, что мы будем иметь, если изменится один или несколько параметров производственного процесса .

Анализ «затраты — объем — прибыль» — это анализ поведения затрат, в основе которого лежит взаимосвязь затрат, объема производства, объема продаж (дохода), и прибыли. Это инструмент управленческого планирования и контроля. Указанные взаимосвязи формируют основную модель финансовой деятельности, что позе менеджеру использовать результаты анализа по данной модели краткосрочного планирования и оценки альтернативных решений .

Анализ соотношения «затраты — объем — прибыль» — один самых мощных инструментов, имеющихся в распоряжении менеджеров. Он помогает им понять взаимоотношения между ценой изделия, объемом или уровнем производства, прямыми затратами ни единицу товара, общей суммой постоянных затрат, смешанными затратами и прибылью. Он является ключевым фактором в процесс принятия многих управленческих решений. Эти решения касаются вопросов определения ассортимента выпускаемых изделий, объема производства, типа маркетинговой стратегии и т.д. Благодаря такому широкому спектру применения анализ «затраты — объем — прибыль», несомненно, является лучшим средством управления, чтобы добиться максимально возможной в данных условиях прибыли организации.

Для проведения анализа безубыточности производства необходимым условием является деление затрат организации на постоянные и переменные. Для расчета объема выручки, покрывающего постоянные и переменные затраты, производственные организации в своей практической деятельности используют такие показатели как маржинальный доход, его средняя величина и норма .

Под средней величиной маржинального дохода понимают разницу между ценой продукции и средними переменными затрата Средняя величина маржинального дохода отражает вклад единицы изделия в покрытие постоянных затрат и получение прибыли .

Нормой маржинального дохода называется доля величины маржинального дохода в объеме продаж или (для отдельного изделия) доля средней величины маржинального дохода в цене товара.

Использование этих показателей способствует быстрому решению некоторых задач, например определению размера прибыли различных объемах выпуска.

Анализ «затраты – объем – прибыль» часто называют анализом величины в критической точке, под которой понимается та точка объема продаж, в которой он равен затратам.

Цель анализа величины в критической точке состоит в нахождении уровня деятельности (объема производства), когда объем продаж становится равным сумме всех переменных и постоянных трат, причем прибыль организации равна нулю, т.е. это тот продаж, при котором организация не имеет ни прибыли, ни убыток. Таким образом, критической является точка, с которой организация начинает зарабатывать прибыль .

Анализ соотношения «затраты — объем — прибыль» на практике иногда называют анализом точки безубыточности. Это точка или порог рентабельности.

Для вычисления точки безубыточности (порога рентабельности) используются три метода: графический, уравнений и маржинального дохода.

При графическом методе нахождение точки безубыточности (порога рентабельности) сводится к построению комплексного графика «затраты — объем — прибыль». Изображенная точка безубыточности (порога рентабельности) — это точка пересечения графиков валового продаж и совокупных затрат. В точке безубыточности объем продаж равен совокупным затратам, при этом прибыль равна нулю, производства (продаж) в точке безубыточности называется пороговым объемом производства (продаж). Если организация продает продукции меньше порогового объема продаж, то она терпит убытки, если больше — получает прибыль .

<

Для определения точки безубыточности (порога рентабельности) в международной практике также используют метод, основанный на исчислении прибыли организации по формуле:

П = ОП – Зперем – Зпост, (1.1)

где ОП – объем продаж;

Зперем – Переменные затраты;

Зпос – Постоянные затраты.

Детализируя порядок расчета показателей формулы, ее можно представить в следующем виде:

П = Цед. ·N – Зперем ед ·N – Зпост, (1.2)

где Цед. – цена за единицу

N – количество единиц товара;

Зперем ед – Переменные затраты на единицу продукции;

Для того, чтобы найти точку безубыточности (порог рентабельности), необходимо ответить на вопрос: до какого уровня должна упасть выручка организации, чтобы прибыль стала нулевой? Нельзя просто сложить переменные и постоянные затраты, так как при снижении выручки переменные затраты также снизятся .

Запас финансовой прочности показывает, на сколько можно снизить объемы продаж товара, прежде чем будет достигнута безубыточности. Если рентабельность отрицательная, то и показатель запаса финансовой прочности не рассматривается (запаса нет).

Маржинальный запас прочности — это величина, показывающая
превышение фактического объема продаж над пороговым, обеспечивающим безубыточность продаж, т.е. отношение разности между текущим объемом продаж и объемом продаж в точке безубыточности к текущему объему продаж, выраженное в процентах:    

МЗП = [(ФОП – ПОП) : ФОП] · 100%, (1.3)

где ФОП – фактический объем продаж;

ПОП – пороговый объем продаж;

МЗП – маржинальный запас прочности [18].

Запас финансовой прочности организации показывает, в каких пределах можно уменьшать выпуск продукции за год, оставаясь при этом безубыточным. Чем выше маржинальный запас прочности, тем это лучше. Для организации.

Для определения цены продукции при безубыточной реализации можно воспользоваться следующей формулой:

Цбезуб. = ПОП : ОПН, (1.4)

где Цбезуб. – цена безубыточности;

ОПН – объем продаж в натуральном выражении [18].

Зная формулу цены безубыточности, всегда можно установить необходимую цену продажи единицы товара для получения определенной величины прибыли при установленном объеме продаж.

Производственный леверидж — это механизм управления прибылью организации, основанный на оптимизации соотношения постоянных и переменных затрат. С его помощью можно прогнозировать изменение прибыли организации в зависимости от изменения объема продаж, а также определить точку безубыточной деятельности .

Необходимым условием применения механизма производственного левериджа является использование маржинального метода, основанного на подразделении затрат организации на постоянные и переменные. Например, чем ниже удельный вес постоянных затрат в общей сумме затрат организации, тем в большей степени изменяется величина прибыли по отношению к темпам изменения объема продаж организации. Операционный рычаг — это количественная оценка изменения прибыли в зависимости от изменения объема продаж .

Производственный леверидж определяется с помощью следующей формулы:

Эпл =МД : П, (1.5)

либо:

Эпл = (Зпост + П) : П = 1 + (Зпост : П), (1.6)

где Эпл – эффект производственного левериджа;

МД – маржинальный доход [18].

Найденное с помощью формулы (1.5) значение эффекта производственного левериджа в дальнейшем для прогнозирования изменения прибыли в зависимости от изменения выручки организации. Для этого используется следующая формула:

Эпл =ΔS : ΔП, (1.7)

где ΔS – изменение объема продаж, %;

ΔП – изменение прибыли, % [18].

Производственный леверидж является показателем, оказывающим помощь менеджерам в выборе оптимальной стратегии организации в управлении затратами и прибылью. Величина производственного левериджа может изменяться под влиянием:

  • цены и объема продаж;
  • переменных и постоянных затрат;
  • комбинации любых перечисленных факторов [18].

    В основе изменения эффекта производственного левериджа лежит изменение удельного веса постоянных затрат в общей сумме затрат организации. При этом необходимо иметь в виду, что чувствительность прибыли к изменению объема продаж может быть неоднозначной в организациях, имеющих различное соотношение постоянных и переменных затрат. Так, например, чем ниже удельный вес постоянных затрат в общей сумме затрат организации, тем в большей степени изменяется величина прибыли по отношению к темпам изменения объема продаж организации .

    Следует отметить, что в конкретных ситуациях проявление механизма производственного левериджа имеет ряд особенностей, которые необходимо учитывать в процессе его использования. Так, положительное воздействие производственного левериджа начинает проявляться лишь после того, как организация преодолела точку безубыточной своей деятельности. Для того чтобы положительный эффект производственного левериджа начал проявляться, организация в начале должна получить достаточной размер маржинального дохода, чтобы покрыть свои постоянные затраты. Это связано с тем, что организация обязана возмещать свои постоянные затраты независимо от конкретного объема продаж, поэтому чем выше сумма постоянных затрат, тем позже при прочих равных условиях она достигнет точки безубыточности своей деятельности. По мере дальнейшего увеличения объема продаж и удаления от точки безубыточности эффект производственного левериджа начинает снижаться. Каждый последующий процент прироста объема продаж будет приводить к приросту суммы прибыли .

    Механизм производственного левериджа имеет и обратную направленность — при любом снижении объема продаж в еще большей степени будет уменьшаться размер прибыли организации. Между производственным левериджем и прибылью организации существует обратная зависимость. Так, например, чем выше прибыль организации, тем ниже эффект производственного левериджа, и наоборот. Это позволяет сделать вывод о том, что производственный леверидж является инструментом, уравнивающим соотношение уровня Доходности и уровня риска в процессе осуществления производственной деятельности [18].

    Эффект производственного левериджа проявляется только в коротком периоде. Это определяется тем, что постоянные затраты организации остаются неизменными лишь на протяжении короткого отрезка времени. Как только в процессе увеличения объема продаж происходит очередной скачок суммы постоянных затрат, организации необходимо преодолевать новую точку безубыточности или приспосабливать к ней свою производственную деятельность [18].

    Понимание механизма проявления производственного левериджа позволяет целенаправленно управлять соотношением постоянных, и переменных затрат в целях повышения эффективности производственно-хозяйственной деятельности при различных тенденциях конъюнктуры товарного рынка и стадий жизненного цикла организации. При неблагоприятной конъюнктуре товарного рынка, определяющей возможное снижение объема продаж, а также на ранних стадиях жизненного цикла организации, когда еще не преодолена точка безубыточности, необходимо принимать меры к снижению постоянных затрат организации. И наоборот, при благоприятной конъюнктуре товарного рынка и наличии определенного запаса прочности требования к осуществлению режима экономии постоянных затрат могут быть существенно ослаблены. В такие периоды организация может значительно расширять объем реальных инвестиций, проводя реконструкцию и модернизацию основных производственных средств [7].

    Далее необходимо провести анализ затрат путем оценки величины затрат на рубль продукции, который характеризует затратоемкость продукции. Данный показатель выгоден тем, что, во-первых, очень универсальный: может рассчитываться в любой отрасли производства и, во-вторых, наглядно показывает прямую связь между себестоимостью продукции (работ, услуг) и прибылью. Исчисляется его величина отношением общей сумму затрат на производство и продажу продукции к стоимости произведенной продукции (работ, услуг) в действующих ценах:

    Зрубль = Зобщ : ФОП, (1.8)

    где Зрубль – величина затрат на рубль продукции (работ, услуг);

    Зобщь – общая величина затрат на производство и продажу продукции (работ, услуг) [18].

    При анализе влияния отдельных факторов на прямые материальные затраты исходим из того, что прямые материальные затраты зависят от:

     

    1) изменения объема выпуска продукции;

     

    2) изменения структуры выпуска продукции;

     

    3) материалоемкости выпуска отдельных изделий

    Отклонение прямых материальных затрат в результате изменения объема выпуска продукции рассчитывается путем корректировки базисных (плановых) материальных затрат на темпы изменения (прирост) объема выпуска продукции.

     

    Темп прироста объема выпуска продукции:

     

    091313 1432 2 Анализ реагирования затрат на изменение объема,

     

    где Δ ТПРN — темп прироста объема выпуска продукции.

    Отклонение прямых материальных затрат из-за изменения структуры выпуска продукции Δ См(D) определяется вычитанием из суммы плановых прямых материальных затрат, рассчитанных по плановым (базисным) нормам при фактических объемах и структуре выпуска продукции, суммы прямых материальных затрат по плану и отклонения прямых материальных затрат за счет изменения выпуска продукции,

    Отклонение прямых материальных затрат за счет изменения материалоемкости определяется как разность между фактической суммой затрат, рассчитанной по фактически сложившимся нормам, и суммой прямых затрат, рассчитанных по плановым нормам, фактической структуре и фактическому объему выпуска продукции:

     

    Δ См = См1 — См(D)

    Объектом управленческого анализа в организации служит изменение материальных затрат за счет материалоемкости отдельных изделий. Для большинства отраслей промышленности анализ изменения материалоемкости состоит в изучении влияния на него трех факторов: норм расхода, ценового фактора, взаимозаменяемости материалов. Влияние последнего фактора выражается в отклонении нормы расхода и цены замещающего материала от нормы расхода и цены заменяемого материала.

    Анализ косвенных расходов проводится отдельно по условно-постоянным и условно-переменным статьям.

     

    При анализе общепроизводственных и общехозяйственных расходов особое внимание обращается на допущенные непроизводственные расходы и потери от простоев, порчи материальных ценностей при хранении, их недостачи и др. Сокращение общехозяйственных и общепроизводственных расходов в части непроизводительных расходов и потерь — прямой резерв снижения себестоимости продукции.

     

    Условно-переменные расходы: в косвенных расходах — это расходы на электроэнергию для производственных нужд, заработная плата при повременной оплате труда с нормированным заданием, коммерческие расходы и другие статьи.

     

    Анализ условно-переменных затрат проводится сравнением их фактической суммы на 1 руб. товарной продукции (т.е. уровня затрат) с плановым, или базисным, уровнем, пересчитанным на фактический объем выпуска продукции; детально изучаются причины, вызывающие как перерасход, так и экономию по каждой отдельной статье и элементам расходов.

     

    Но не всякая экономия оправданна. Так, экономия на амортизационных отчислениях может быть вызвана невыполнением мероприятий по вводу в действие основных фондов. Экономия расходов на охрану труда приводит к увеличению потерь от травматизма. При анализе расходов на выпуск продукции и исследовании как причин перерасхода, так и факторов экономии, проявляется специфика не только анализируемой отрасли, но и отдельных производств, особенностей технологии, организации производства, а также системы управления

<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 0.93MB/0.00126 sec

WordPress: 24.15MB | MySQL:122 | 1,451sec