Анализ рентабельности предприятия

<

102513 2338 1 Анализ рентабельности предприятия

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

1.1. Понятие рентабельности как экономической категории

Рентабельность выступает как экономическая категория, оценочный результативный показатель, целевой ориентир, инструмент расчета чистого дохода общества, источник формирования различных фондов.

Савицкая Г.В. определяет рентабельность как относительный показатель, характеризующий уровень доходности бизнеса, а «показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направления деятельности…, более полно… характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или потребленными ресурсами».1

Станиславчик Е.Н. дает такое определение рентабельности: «рентабельность – это характеристика эффективности/прибыльности различных сторон деятельности, соотношение прибыли, как результата, и соответствующих затрат: рентабельность активов, рентабельность собственного капитала, рентабельность продаж».2 Данное определение определяет рентабельность как некоторую математическую величину.

Скляренко В.К., Прудников В.М. определяют рентабельность как относительную показатель эффективности производства, характеризующий уровень отдачи затрат и степень использования ресурсов.3

Несколько иное определение рентабельности дают Чечевицына Л.Н., Чуев И.Н.: «рентабельность есть относительный показатель, который обладает свойством сравнимости, может быть использован при сравнении деятельности разных хозяйствующих субъектов… характеризует степень доходности, выгодности, прибыльности».1

Экономическое содержание рентабельности тождественно понятию «прибавочная стоимость». Как экономическая категория рентабельность отражает совокупность отношений субъектов хозяйствования, участвующих в формировании и распределении национального дохода.

Основными функциями рентабельности являются: учетная, оценочная, стимулирующая.

Как результативный показатель она характеризует эффективность использования имеющихся ресурсов, успех (неуспех) в бизнесе, рост (снижение) объемов деятельности.

Как количественный показатель рентабельность представляет собой разницу между ценой и стоимостью товаров, между объемом продаж и себестоимостью (в сфере обращения — между валовыми доходами и издержками обращения). Рентабельность, являясь конечным результатом деятельности предприятия, создает условия для его расширения, развития, самофинансирования и повышения конкурентоспособности.

По мере развития экономической теории определение понятия «рентабельность» постоянно уточнялось от самого простого определения -как доход, полученный от производства и реализации любого товара, до понятия чистой рентабельности. В настоящее время ее характеризуют с позиций двух уровней: микроэкономического и макроэкономического. Калькуляция рентабельности по существующей методике на макро- и микроуровнях различна. На уровне предприятия ее исчисление связано с процессом образования, а на государственном уровне с определением места рентабельности в доходе страны.

Наличие рентабельности позволяет удовлетворять экономические интересы государства, предприятия, работников и собственников. Объектом экономических интересов государства является та часть «рентабельности», которую уплачивает предприятие в виде налога на рентабельность и которую общество использует для решения социальных задач. Экономические интересы предприятия заключаются в увеличении доли рентабельности, остающейся в его распоряжении. За счет этой рентабельности предприятие решает производственные и социальные задачи своего развития. Интересы работников в увеличении рентабельности связаны с созданием возможностей для улучшения материального стимулирования и повышения уровня их социального развития. Собственники также заинтересованы в росте рентабельности предприятия, ибо тем самым увеличатся дивиденды, обеспечится увеличение их капитала.

В гармонично развивающемся обществе ни один из вышеперечисленных интересов не обладает преимуществами перед другими. Если же такая взаимосвязь нарушится в пользу чьих-либо интересов, то тем самым это приведет к ущемлению интересов других сторон. Так, снижение заинтересованности предприятия в наращивании рентабельности (например, из-за необоснованности налогов и отчислений) приведет к уменьшению платежей в бюджет, к замораживанию заработной платы, к нерациональному использованию капитала.

Рентабельность сложная и неоднозначная категория. Известный американский ученый-экономист Самуэльсон рентабельность определял как безусловный доход от факторов производства, как вознаграждение за предпринимательскую деятельность, технические нововведения и усовершенствования, за умение рисковать в условиях неопределенности, как монопольный доход, как этическую категорию.

Рентабельность, учитывая различия между ее ожидаемым и полученным уровнем, выполняет следующие четыре функции:

1) ожидаемая рентабельность является основой принятия инвестиционных решений;

2) полученная рентабельность выступает измерителем результатов деятельности предприятия;

3) часть полученной рентабельности является источником самофинансирования предприятия;

4) часть рентабельности поступает в качестве вознаграждения владельцам капитала (в условиях акционерной формы собственности).

Целью деятельности любой коммерческой структуры в условиях рыночной экономики в конечном счете является получение рентабельности, способной обеспечить ее дальнейшее развитие. Рентабельность рассматривается не только как основная цель, но и как главное условие деловой активности предприятия, как результат его деятельности, эффективного осуществления своих функций по обеспечению потребителей необходимыми товарами в соответствии с имеющимся спросом на них.

В зависимости от положения предприятия на рынке, наличия ресурсов, длительности периода основная цель может быть конкретизирована. В долгосрочном периоде это будет достижение максимальной рентабельности, в краткосрочном — необходимой рентабельности при определенных объемах деятельности, и во все периоды — обеспечение конкурентоспособности предприятия. При этом максимизация рентабельности в долгосрочном периоде возможна лишь при поэтапном достижении определенных необходимых размеров рентабельности. Обеспечение необходимого объема рентабельности в долгосрочном и краткосрочном периодах обусловлено жизненно важными потребностями в развитии предприятия (промышленного предприятия), удовлетворении экономических интересов собственников, обеспечении интересов общества и коллектива.

Основная цель деятельности предприятия (промышленного предприятия) находится в тесной связи с жизненным циклом предприятия. На стадии его «рождения» главной целью выступает борьба за выживание, а основной задачей — выход на рынок (заявление о себе); на стадии «детства» — соответственно кратковременная рентабельность при укреплении положения на рынке; в «юности» — ускоренный рост прибылей на основе роста реализации и завоевания своей части рынка; на стадии «ранней зрелости» — постоянный рост объемов и освоение новых направлений деятельности (диверсификация деятельности) ; на стадии «зрелости» предприятие заботится о своем имидже (когда возможны скидки с цены и другие меры, привлекающие покупателей к данному предприятию (промышленному предприятию)) и сбалансированном росте всех показателей, на стадии «старения» — обеспечение сохранения завоеванных позиций и стабильности работы; на стадии «выживания» — поиск новых идей, способствующих омолаживанию предприятия. Оценка жизненных циклов предприятия (промышленного предприятия) с позиции рентабельность показывает, что оно должно за период с рождения до зрелости обеспечить достижение максимальной рентабельности, а это в свою очередь создаст предпосылки для его возрождения на новом витке развития.

С точки зрения бухгалтерского учета, рентабельность состоит из двух составляющих. Первый компонент — доход от обычной (повседневной) хозяйственной деятельности предприятия (определяется как разность между валовыми доходами от реализации и издержками обращения). При этом на величину рентабельности от хозяйственной деятельности оказывает влияние соответствующая методика исчисления издержек, затрат на содержание персонала, оценки стоимости основных фондов, запасов и других составляющих.

Второй компонент — потенциальная рентабельность (доход от владения ценными бумагами, долговыми обязательствами и материальными ценностями). Разновидностью потенциального дохода выступает чрезвычайный доход, который складывается из дохода от реализации активов, безнадежных финансовых обязательств, использования сумм от ускоренной амортизации, резервов.

В систему прибылей и доходов отечественного коммерческого предприятия в соответствии с принятой методикой их исчисления входят, кроме рентабельности от реализации, рентабельность от прочей деятельности, доходы (за минусом расходов) от внереализационных операций.

 

1.2. Система оценки показателей рентабельности

 

Финансовый результат деятельности предприятия выражается в изменении величины его собственного капитала за отчетный период. Способность предприятия обеспечить неуклонный рост собственного капитала может быть оценена системой показателей финансовых результатов. Обобщенно наиболее важные показатели финансовых результатов деятельности предприятия представлены в форме № 2 годовой и квартальной бухгалтерской отчетности.

Показатели финансовых результатов (прибыли) характеризуют абсолютную эффективность хозяйствования предприятия по всем направлениям его деятельности: производственной, сбытовой, снабженческой, финансовой и инвестиционной. Они составляют основу экономическою развития предприятия и укрепления его финансовых отношений со всеми участниками коммерческого дела.

Среди финансовых показателей непосредственно характеризующих деятельность предприятия выделяют систему показателей, к которым относят: рентабельность продаж, бухгалтерскую рентабельность от обычной деятельности, чистая рентабельность, экономическая рентабельность, рентабельность собственного капитала, а также частные показатели: валовая рентабельность, затратоотдача, рентабельность перманентного капитала, коэффициент устойчивости экономического роста.

Основные показатели рентабельности можно объединить в следующие группы:

1) показатели рентабельности капитала (активов),

2) показатели рентабельности продукции;

3) показатели, рассчитанные на основе потоков наличных денежных средств;

4) рентабельность вложений.

Первая группа показателей рентабельности формируется как отношение прибыли к различным показателям авансированных средств, и для которых наиболее важными являются; все активы предприятия; инвестиционный капитал (собственные средства + долгосрочные обязательства); акционерный (собственный) капитал.

Несовпадение уровней и рентабельности по этим показателям характеризует степень использования предприятием финансовых рычагов для повышения доходности: долгосрочных кредитов и других заемных средств.

Рентабельность собственного капитала – самый значимый показатель в деятельности предприятия, характеризующий эффективность использования имущества, находящегося в его собственности. На основе этого показателя собственник активов может выбрать место их вложения. При расчете принимается во внимание не операционный доход, а конечная, чистая прибыль, которая будет образом распределена между владельцами (акционерами) предприятия. Рассчитывается как отношение чистой прибыли к среднегодовой стоимости собственного капитала.

Следует отметить, что в странах с развитыми рыночными отношениями обычно ежегодно торговой палатой, промышленными ассоциациями или правительством публикуется информация о «нормальных» значениях показателей рентабельности.

Сопоставление своих показателей с их допустимыми величинами позволяет сделать вывод о состоянии финансового положения предприятия. В России эта практика пока отсутствует, поэтому единственной базой для сравнения является информация о величине показателей в предыдущие годы.

Валовая рентабельность отражает величину валовой прибыли в каждом рубле реализованной продукции (работ, услуг). В зарубежной практике этот показатель называется маржинальным доходом (коммерческой маржей).

Особый интерес для внешней оценки результативности финансово-хозяйственной деятельности организации представляет анализ не таких традиционных показателей прибыльности как затратоотдача, которая показывает, сколько прибыли от продажи приходится на 1 рубль затрат. Более информативным является анализ рентабельности активов и рентабельности собственного капитала.

Чтобы оценить результаты деятельности организации в целом и проанализировать ее сильные и слабые стороны, необходимо синтезировать показатели, причем таким образом, чтобы выявить причинно-следственные связи, влияющие на финансовое положение и его компоненты.

Одним из синтетических показателей экономической деятельности организации в целом является экономическая рентабельность (показатель R4 в табл. 4), его еще принято называть рентабельностью активов. Это самый общий показатель, отвечающий на вопрос, сколько прибыли организация получает в расчете на рубль своего имущества. От его уровня, и частности, зависит размер дивидендов на акции в акционерных обществах.

 

Таблица 1 – Показатели, характеризующие рентабельность предприятия


п/п 

Наименование показателя

Способ расчета 

Пояснения 

1 

Рентабельность продаж

102513 2338 2 Анализ рентабельности предприятия

102513 2338 3 Анализ рентабельности предприятия

Показывает, сколько прибыли приходится на единицу реализованной продукции

2 

Бухгалтерская рентабельность от обычной деятельности

102513 2338 4 Анализ рентабельности предприятия

102513 2338 5 Анализ рентабельности предприятия

Показывает уровень прибыли после выплаты налога

3 

Чистая рентабельность

102513 2338 6 Анализ рентабельности предприятия

102513 2338 7 Анализ рентабельности предприятия

Показывает, сколько чистой прибыли приходится ан единицу выручки

4 

Экономическая рентабельность

102513 2338 8 Анализ рентабельности предприятия

102513 2338 9 Анализ рентабельности предприятия

Показывает эффективность использования всего имущества организации

5 

Рентабельность собственного капитала

102513 2338 10 Анализ рентабельности предприятия

102513 2338 11 Анализ рентабельности предприятия

Показывает эффективность использования собственного капитала. Динамика R6 оказывает влияние на уровень котировки акций

6 

Валовая рентабельность

102513 2338 12 Анализ рентабельности предприятия

102513 2338 13 Анализ рентабельности предприятия

Показывает, сколько валовой прибыли приходится на единицу выручки

7 

Затратоотдача

102513 2338 14 Анализ рентабельности предприятия

102513 2338 15 Анализ рентабельности предприятия

Показывает, сколько прибыли от продажи приходится на 1 тыс. руб. затрат

8 

Рентабельность перманентного капитала

102513 2338 16 Анализ рентабельности предприятия

102513 2338 17 Анализ рентабельности предприятия

Показывает эффективность использования капитала, вложенного в деятельность организации на длительный срок

9 

Коэффициент устойчивости экономического роста

102513 2338 18 Анализ рентабельности предприятия

102513 2338 19 Анализ рентабельности предприятия

Показывает, какими темпами увеличивается собственный капитал за счет финансово-хозяйственной деятельности

 

Рента́бельность акти́вов (англ. return on assets, ROA) — относительный показатель эффективности деятельности, частное от деления чистой прибыли, полученной за период, на общую величину активов организации за период. Один из финансовых коэффициентов, входит в группу коэффициентов рентабельности. Показывает способность активов компании порождать прибыль.

В показателе рентабельности активов результат текущей деятельности анализируемого периода (прибыль) сопоставляется с имеющимися у организации основными и оборотными средствами (активами). С помощью тех же активов организация будет получать прибыль и в последующие периоды деятельности. Прибыль же является, главным образом (почти на 98%), результатом от продажи продукции (работ, услуг). Выручка от продажи — показатель, напрямую связанный со стоимостью активов: он складывается из натурального объема и пен продажи, а натуральный объем производства и продажи определяется стоимостью имущества.

Рентабельность активов может повышаться при неизменной рентабельности продаж и росте объема реализации, опережающем увеличение стоимости активов, то есть ускорении оборачиваемости активов (ресурсоотдачи). И, наоборот, при неизменной ресурсоотдаче рентабельность активов может расти и за счет роста бухгалтерской (до налогообложения) рентабельности.

 

 

1.3. Методика анализа рентабельности предприятия

 

Задача экономического анализа по рентабельности — выявить влияние внешних факторов, определить сумму прибыли, полученную в результате действия основных внутренних факторов, отражающих трудовые вложения работников и эффективность использования производственных ресурсов.

Задачей анализа рентабельности являются несколько положений: оценить динамику показателя рентабельности с начала года, степень выполнения плана, определяют и оценивают факторы, влияющие на эти показатели и их отклонения от плана; выявляют и изучают причины потерь и убытков, вызванных бесхозяйственностью, ошибками в руководстве и другими упущениями в производственно — хозяйственной деятельности предприятия; вскрывают и подсчитывают резервы возможного увеличения прибыли или дохода предприятия.

Рассмотрим две методики анализа показателей рентабельности предприятия – методика Савицкой Г.В. и Чернышевой Ю.Г. и Чернышева Э.А.

Прежде всего, Савицкая Г.В. 1 показатели рентабельности можно объединяет в несколько групп:

  1. показатели, характеризующие окупаемость издержек производства и инвестиционных проектов;
  2. показатели, характеризующие рентабельность оборота;
  3. показатели, характеризующие доходность капитала и его частей.

    Рентабельность производственной деятельности (окупаемость издержек) (Rэ) исчисляется путем отношения прибыли от реализации (Прп ) к сумме затрат по реализованной продукции (Зрп):


    102513 2338 20 Анализ рентабельности предприятия (1)

    Она показывает, сколько предприятие имеет прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции. Может рассчитываться в целом по предприятию, по отдельным его сегментам и видам продукции.

    Аналогично определяется окупаемость инвестиционных проектов: полученная или ожидаемая сумма прибыли от проекта относится к сумме инвестиций в данный проект.

    Рентабельность оборота или коммерческая маржа(Rоб) рассчитывается делением прибыли от реализации продукции, работ и услуг на сумму полученной выручки (В). Характеризует эффективность производственной и коммерческой деятельности: сколько прибыли имеет предприятие с рубля продаж. Широкое применение этот показатель получил в рыночной экономике. Рассчитывается в целом по предприятию и отдельным видам продукции:

    102513 2338 21 Анализ рентабельности предприятия (2)

    В процессе анализа следует изучить динамику перечисленных показателей рентабельности, выполнение плана по их уровню и провести межхозяйственные сравнения с предприятиями-конкурентами, после чего определить факторы, формирующие их уровень. 1

    Уровень рентабельности производственной деятельности
    (окупаемость затрат), исчисленный в целом по предприятию зависит от трех основных факторов первого порядка:

  • изменения структуры продаж;
  • уровня себестоимости реализованной продукции;
  • средних цен реализации.

    Факторная модель этого показателя имеет вид:

    102513 2338 22 Анализ рентабельности предприятия (3)

    где 102513 2338 23 Анализ рентабельности предприятия – общий объем реализованной продукции ;

    102513 2338 24 Анализ рентабельности предприятия– удельный вес i-го вида продукции в общем объеме продаж продукции;

    102513 2338 25 Анализ рентабельности предприятия – цена i-го вида продукции на соответствующих рынках сбыта;

    102513 2338 26 Анализ рентабельности предприятия– себестоимость i-го вида продукции.

    Далее следует сделать факторный анализ рентабельности по каждому виду продукции. Уровень рентабельности отдельных видов продукции зависит от изменения среднереализационных цен и себестоимости единицы продукции:

    102513 2338 27 Анализ рентабельности предприятия (4)

    Расчет влияние данных факторов производится способом цепной подстановки:


    102513 2338 28 Анализ рентабельности предприятия (5)

    102513 2338 29 Анализ рентабельности предприятия (6)

    102513 2338 30 Анализ рентабельности предприятия (7)

    102513 2338 31 Анализ рентабельности предприятия (8)

    Результаты расчетов покажут, какие виды продукции на предприятии более доходные, как изменился уровень рентабельности и какие факторы на это повлияли.

    После этого необходимо более детально изучить причины изменения среднего уровня цен и способом пропорционального деления рассчитать их влияние на уровень рентабельности:

    102513 2338 32 Анализ рентабельности предприятия (9)

    Нужно установить также, за счет каких факторов изменилась себестоимость единицы продукции, и аналогичным образом определит их влияние на уровень рентабельности:


    102513 2338 33 Анализ рентабельности предприятия (10)

    Такие расчеты производятся по каждому виду продукции (услуг), что позволяет точнее оценить эффективность операционной деятельности и полнее выявить внутрихозяйственные резервы роста рентабельности на анализируемом предприятии.

    Аналогичным таким же образом производится факторный анализ рентабельности оборота.
    Детерминированная факторная модель этого показателя, исчисленного в целом по предприятию, имеет следующий вид:

    102513 2338 34 Анализ рентабельности предприятия (11)

    Зная, из-за каких факторов, изменились прибыль и выручка от реализации продукции, можно определить их влияние на изменение уровня рентабельности, последовательно заменяя базовый уровень каждого фактора данной модели на фактический отчетного периода. 1

    Уровень рентабельности продаж отдельных видов продукции
    зависит от среднего уровня цены и себестоимости изделия:


    102513 2338 35 Анализ рентабельности предприятия (12)

     

    Расчет их влияния производится также с помощью приема цепной подстановки как и по модели (4).

    Аналогично осуществляется факторный анализ рентабельности капитала.
    Общая сумма прибыли зависит от объема реализованной продукции (VPП), ее структуры (Удi), себестоимости (Сi), среднего уровня цен (Цi) и финансовых результатов от прочих видов деятельности, не связанных с реализацией продукции и услуг (ВФР).
    1

    Среднегодовая сумма основного и оборотного капитала (КL) зависит от объема продаж и скорости оборота капитала (коэффициента оборачиваемости Коб), который определяется отношением выручки к среднегодовой сумме основного и оборотного капитала.

    Чем быстрее оборачивается капитал на предприятии, тем меньше его требуется для обеспечения запланированного объема продаж. И наоборот, замедление оборачиваемости капитала требует дополнительного привлечения средств для обеспечения того же объема производства и реализации продукции.

    Взаимосвязь названных факторов с уровнем рентабельности капитала можно записать в виде следующей модели:

    102513 2338 36 Анализ рентабельности предприятия (13)

    При углубленном анализе необходимо изучить влияние факторов второго уровня, от которых зависит изменение среднереализационных цен, себестоимости продукции и прочих результатов.

    Если рентабельность капитала рассчитывается по чистой прибыли, то при ее факторном анализе в числителе добавляется налоговый корректор (1— Кн), где Кн – коэффициент налогообложения (отношение всех налогов из прибыли к общей сумме балансовой прибыли).

    По мнению Чернышевой Ю.Г. и Чернышева Э.А.2, показатели рентабельности представляют собой важные характеристики факторной среды формирования прибыли и дохода предприятия, поэтому они являются обязательными элементами сравнительного анализа и оценки финансового состояния предприятия с различных позиций. Для анализа используют данные формы №2 — отчет о прибылях и убытках.

    Существует множество коэффициентов рентабельности. Их экономическое содержание определяется тем, какие показатели использованы в расчетах. Основные показатели рентабельности можно объединить в три группы.

    Первая группа. Показатели, формируемые на основе прибыли, или доходов:

    102513 2338 37 Анализ рентабельности предприятия (14)

    где Rпр.; Rпр.2; Rпр.3 — уровни рентабельности по показателям прибыли, или дохода;

    ОР — выручка от реализации;

    ВП — валовая прибыль (прибыль от продаж), или доход;

    НП — прибыль до налогообложения;

    ЧП — чистая прибыль, или доход.

    Данные показатели характеризуют прибыльность, или доходность продукции.

    На уровень рентабельности продукции, исчисленной как отношение прибыли от продаж к выручке от реализации, влияют изменение цены на продукцию и изменение себестоимости продукции. Методом факторного анализа определяется влияние этих факторов на изменение рентабельности продукции. Для расчета используют следующую модель:

    102513 2338 38 Анализ рентабельности предприятия (15)

    где ОР — выручка от реализации продукции;

    С — себестоимость продукции.

    Расчет влияния факторов определяется методом цепных подстановок:

    1) влияние изменения цены на продукцию составит

     

    102513 2338 39 Анализ рентабельности предприятия (16)

    где Rц — изменение рентабельности под влиянием изменения цен на продукцию;

    ОР1; ОР0 — выручка от реализации продукции соответственно отчетного и предшествующего годов;

    С0; Сц — себестоимость продукции соответственно отчетного и предшествующего годов.

    2)
    влияние изменения себестоимости составит:

    102513 2338 40 Анализ рентабельности предприятия (17)

    где Rс/с — изменение рентабельности под влиянием изменения себестоимости продукции.

    Перечень факторов, влияющих на уровень рентабельности продукции может быть расширен.

    Вторая группа показателей рентабельности — показатели, формируемые на основе производственных активов:

    102513 2338 41 Анализ рентабельности предприятия (18)

    где102513 2338 42 Анализ рентабельности предприятия; 102513 2338 43 Анализ рентабельности предприятия; 102513 2338 44 Анализ рентабельности предприятия — уровни рентабельности к показателям производственных активов;

    А — все производственные активы (фонды);

    Ик — инвестиционный капитал (собственные средства + долгосрочные обязательства);

    Ак — акционерный (собственный) капитал.

    Данные показатели рентабельности отвечают интересам различных участников хозяйственной деятельности предприятия: руководство предприятия интересует прежде всего отдача (доходность) всех производственных активов; потенциальных инвесторов и кредиторов интересует отдача на инвестируемый капитал; собственников и учредителей интересует доходность акций.

    Каждый из рассчитанных показателей моделируется по факторным зависимостям. Например, рентабельность акционерного капитала зависит от изменений уровня рентабельности продукции, скорости оборота совокупного капитала и соотношений собственного и заемного капиталов.

    Рентабельность производственных активов (доходов) экономически тесно связана с рентабельностью реализации и ресурсоотдачей, что прямо указывает на пути повышения рентабельности: при низкой прибыли от продаж необходимо стремиться к ускорению оборота производственных активов.

    Для факторного анализа рентабельности активов (рентабельность вложений) используют формулу:

    102513 2338 45 Анализ рентабельности предприятия (19)

    где Rакт. — рентабельность активов (вложений);

    НП — прибыль до налогообложения;

    А — среднегодовая стоимость всех производственных активов (итог баланса).

    Для проведения факторного анализа некоторые авторы вместо прибыли до налогообложения рекомендуют использовать чистую прибыль.

    Рентабельность активов характеризует прибыльность активов предприятия, которая обусловлена его ценовой политикой и уровнем затрат на производство продукции. Через этот показатель можно также оценить деловую активность предприятия. На рентабельность активов влияют рентабельность продаж и оборачиваемость активов, что видно из следующей формулы:

    102513 2338 46 Анализ рентабельности предприятия (20)

    где НП/ОР — рентабельность продаж (Rпр.);

    ОР/А — оборачиваемость активов (Какт).

    Влияние факторов на уровень рентабельности активов рассчитывается цепными подстановками или методом абсолютных разниц:

    1) DRпp х Какт = Rактпрод — влияние изменения рентабельности продаж;

    2) Rпр1, х DКпкт = Рактоб – влияние изменения оборачиваемости активов

    Совокупное влияние факторов составит:

    Rакт. + Rактоб. = Rакт1 – R акт1. (21)

    Оценка влияния отдельных факторов на уровень общей рентабельности (рентабельности производства) определяется методом цепных подстановок.

    Третья группа показателей рентабельности — показатели, рассчитанные на основе потоков наличных денежных средств. Такой способ исчисления рентабельности широко применяется в странах с развитой рыночной экономикой:

    102513 2338 47 Анализ рентабельности предприятия (22)

    где Rдс1 ; Рдс2; Рдс3 — уровни рентабельности по показателю притока денежных средств;

    ОР — выручка от реализации продукции (объем продаж);

    ОК — общий капитал; Ск — собственный капитал.

    Данные показатели рентабельности дают представление о возможности предприятия выполнять обязательства перед кредиторами, акционерами наличными денежными средствами. Рентабельность на базе притока денежных средств является существенным признаком экономического и финансового здоровья предприятия.

    В западной учетно-аналитической практике широко применяется факторный анализ рентабельности собственного капитала (Рек). Для расчета влияния факторов применяют модифицированную модель фирмы «DuPont». Обычно строят трехфакторную модель:

    102513 2338 48 Анализ рентабельности предприятия (24)

    где ЧП — чистая прибыль;

    А — сумма активов предприятия.

    Таким образом, рентабельность собственного капитала формируется тремя факторами: рентабельностью реализации (оборота), ресурсоотдачей и структурой авансированного капитала, то есть коэффициентом финансовой зависимости. Эти три фактора обобщают основные стороны финансово-хозяйственной деятельности предприятия, а именно: финансовые результаты деятельности, актив баланса, пассив баланса.

    В зависимости от финансово-хозяйственных условий, сложившихся на предприятии, можно делать ставку на тот или иной фактор повышения рентабельности собственного капитала.

    При анализе показателя рентабельности собственного капитала следует учитывать его определенные особенности. Так, первая составная часть показателя Рек, коэффициент реализации (оборота) рентабельности, не отражает вероятного и планируемого эффекта долгосрочных инвестиций. Поэтому при оценке динамики рентабельности реализации (оборота) надо учитывать, что, если предприятие делает переход на новые технологии или виды продукции, рентабельность капитала может снижаться, так как такой переход часто требует больших инвестиций. Однако если новые технологии эффективны, то понесенные затраты в дальнейшем окупятся. Следовательно, снижение рентабельности реализации в отчетном году в этом случае нельзя рассматривать как плохой результат текущей деятельности предприятия.

    Следует также обратить внимание на то, что числитель и знаменатель показателя рентабельности собственного капитала выражены в денежных единицах разной ценности (покупательной способности). Так, числитель (прибыль до налогообложения) отражает результаты деятельности и сложившийся уровень цен на товары и услуги в отчетном году, а знаменатель (собственный капитал) складывался в течение ряда лет. Он выражен в учетной оценке, которая может значительно отличаться от текущей оценки.

    Одним из элементов показателя R является коэффициент финансовой зависимости, поэтому при оценке уровня этого показателя следует учитывать степень риска предпринимательской деятельности на данном предприятии: чем выше значение коэффициента финансовой зависимости, тем более рискованным, с позиции кредиторов и акционеров, является предприятие.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    2. АНАЛИЗ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «КУБАНЬ-ИЗДАТ»

     

     

    2.1. Организационно-экономическая характеристика и анализ деятельности ООО «Кубань-издат»

     

    Издательство «Кубань-издат» создано в апреле 1998 года. Основное направление деятельности издательства – издание книг, энциклопедической, краеведческой, образовательной, культурной и медицинской тематики.

    Полное фирменное наименование – Общество с ограниченной ответственностью «Кубань-издат».

    Адрес издательства 350080 г. Краснодар, ул. Уральская, 98/2.

    Общество создано как юридическое лицо с момента его государственной регистрации, имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе, может от своего имени осуществлять имущественные и личные неимущественные права, обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. В своей деятельности Общество руководствуется Федеральным Законом «Об обществах с ограниченной ответственностью», действующим законодательством Российской Федерации, Уставом предприятия.

    Общество имеет круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке и указание на место нахождения, штампы и бланки со своим собственным наименованием, собственную эмблему, а также зарегистрированный в установленном порядке товарный знак «Кубань-издат» и другие средства индивидуализации.

    Общество имеет открытые в установленном порядке банковские счета на территории Российской Федерации.

    Целью деятельности является извлечение прибыли путем удовлетворения спроса потребителей на качественную печатную продукцию.

    Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется федеральным законом, Общество может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).

    Высшим органом управления ООО «Кубань-издат» является Собрание участников, которое состоит  из его участников.  
    

    Текущей   деятельностью   ООО «Кубань-издат»  руководит  Директор.   Он   возглавляет   дирекцию   предприятия,   члены    которой   назначаются   и   освобождаются от  должности  Директором.  От  имени  общества он заключает с ними трудовые договоры (контракты). Директор решает  все вопросы деятельности  ООО «Кубань-издат», кроме тех,  которые входят в исключительную  компетенцию собрания участников.
    

    Организационная схема управления приведена на рисунке 1.

    Директор издательства: руководит  в  соответствии  с   действующим   законодательством производственно-хозяйственной и финансово-экономической   деятельностью издательства; организует  редактирование  и  выпуск литературы,  осуществляет контроль за научным и литературным содержанием  изданий  и  качеством  их художественного и технического оформления; – осуществляет иные  полномочия,  связанные  с  реализацией  его должностных прав и обязанностей.
    

    <

    Заведующий редакционно-издательским отделом: руководит  редакционно-издательской  и  производственной деятельностью отдела; организует редактирование и выпуск литературы (информационных и нормативных материалов),  осуществляет контроль за научным и литературным содержанием изданий  и  качеством  их  художественного   и   технического оформления; ходатайствует  перед  руководством предприятия о поощрении или наложении взысканий на подчиненных работников,  содействует повышению  их квалификации.
    

    Главный редактор: организует редактирование научной и методической литературы, а также информационных и нормативных материалов.
    

    Научный редактор редакционно-издательского отдела: осуществляет  научное  редактирование наиболее сложных работ определенного тематического  направления с целью обеспечения высокого научного и литературного уровня изданий; участвует в составлении проектов тематических планов издания научной и методической литературы, в подготовке издательских договоров с авторами и трудовых соглашений с рецензентами, в подборе рецензентов.
    

    102513 2338 49 Анализ рентабельности предприятия

    
    						

     

    Технический редактор редакционно-издательского отдела: осуществляет   техническое   редактирование   изданий  в  целях обеспечения их высококачественного полиграфического исполнения; принимает  участие  в  разработке  проектов  художественного  и технического оформления изданий; определяет техническую пригодность оригинала к набору; производит разметку оригинала  издания, указывает технику набора, порядок расположения иллюстраций и элементов оформления изданий; подготавливает макеты художественного и технического оформления сложных изданий, сложных по построению полос   (таблиц, рисунков, орнаментов).
    

    Выпускающий редакционно-издательского отдела: осуществляет контроль  за своевременностью выполнения принятых полиграфическими предприятиями заказов редакционно-издательского отдела; оформляет заказы и   передает  в установленные сроки полиграфическим предприятиям подготовленные к  набору рукописи, иллюстрации.
    

    Редактор редакционно-издательского отдела: осуществляет редактирование выпускаемой редакционно-издательским отделом   научной  и  методической  литературы, информационных и нормативных материалов с целью  обеспечения  высокого научного и литературного уровня изданий.
    

    
    							Художественный редактор редакционно-издательского отдела: осуществляет  художественное  редактирование  и иллюстрирование изданий с  целью обеспечения  их  высококачественного   полиграфического исполнения;  принимает  участие  в  разработке  проектов  художественного  и технического оформления изданий.
    

    Младший редактор редакционно-издательского отдела: под руководством редактора осуществляет техническую  подготовку рукописей к  сдаче  в  набор; проверяет цитаты и цифровые данные по первоисточникам,  полноту библиографического описания и наличия в тексте ссылок на  первоисточники, транскрипцию  имен,  терминов, наименований, правильность  написания  и унификацию символов, единиц  измерения,  соблюдение единообразия обозначений в иллюстрациях, тексте.
    

    Художник-фотограф редакционно-издательского отдела: выполняет  наиболее сложные, средней сложности художественные фотоработы произведений и объектов высокой художественной и  исторической ценности.
    

    Художник компьютерной графики: осуществляет художественное оформление  телевизионных  программ на основе использования средств компьютерной графики, разрабатывает различные по сложности заставки  к  телевизионным передачам, воплощая творческий замысел режиссера  и художника-постановщика, определяет  совместно   с   ними   их   стиль   и композицию;  выполняет    работы   по   созданию   оперативных   графических материалов при подготовке информационных выпусков.
    

    Для рассмотрения основных показателей финансово-хозяйственной деятельности анализируемого предприятия используем баланс (Приложение 1).

    Приведем основные показатели финансово-хозяйственной деятельности в таблице 2.

     

    Таблица 2 – Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности средств ООО «Кубань-издат»

    Показатель 

    Года

    Абсолютное отклонение

    Темпы роста, % 

    2006

    2007

    2008

    2007 к 2006

    2008 к 2007

    2007 к 2006

    2008 к 2007

    1. Выручка от реализации, тыс.руб.

    42959 

    51142 

    62343 

    8183 

    11201 

    119,05 

    121,90 

    2. Себестоимость реализованной продукции, тыс. руб.

    20694 

    25425 

    33992 

    4731 

    8567 

    122,86 

    133,70 

    3. Коммерческие расходы тыс. руб.

    1443 

    1826

    2236 

    383 

    410 

    126,54 

    122,45 

    4. Управленческие расходы, тыс. руб.

    6301 

    8380 

    10683 

    2079 

    2303 

    132,99 

    127,48 

    5. Прибыль от реализации, тыс. руб.

    14521 

    15511 

    15432 

    990 

    -79 

    106,82 

    99,49 

    6. Прибыль до налогообложения, тыс. руб.

    14199 

    15106 

    14684 

    907 

    -422 

    106,39

    97,21 

    7. Среднегодовая стоимость основных средств, тыс. руб.

    1255 

    1426,5 

    1773,5 

    171,5 

    347 

    113,67 

    124,33 

    8. Среднегодовая стоимость оборотных средств, тыс. руб.

    21347,5 

    24524,5 

    28579 

    3177 

    4054,5 

    114,88 

    116,53 

    9. Среднесписочная численность персонала, чел.

    75 

    79 

    80 

    4 

    1 

    105,33 

    101,27 

    10. Фонд оплаты труда, тыс. руб.

    5410 

    6762 

    10692,7 

    1352 

    3930,7 

    124,99 

    158,13 

     

     

    Продолжение таблицы 2

    Показатель 

    Года

    Абсолютное отклонение

    Темпы роста, % 

    2006

    2007

    2008

    2007 к 2006

    2008 к 2007

    2007 к 2006

    2008 к 2007

    11. Затраты на 1 р. реализованной продукции, коп.

    48,17 

    49,71 

    54,52 

    1,54 

    4,81 

    103,20 

    109,67 

    12. Рентабельность производства, %

    70,17 

    61,01 

    45,40 

    -9,16 

    -15,61 

    13. Рентабельность продаж, %

    33,80 

    30,33 

    24,75 

    -3,47 

    -5,58 

    14. Фондоотдача, руб.

    34,23 

    35,85

    35,15 

    1,62 

    -0,70 

    104,74 

    98,05 

    15. Коэффициент оборачиваемости оборотных средств, раз

    2,01 

    2,09 

    2,18 

    0,07 

    0,10 

    103,63 

    104,61 

    16. Период оборачиваемости оборотных средств, дней

    181,38 

    175,03 

    167,32 

    -6,35 

    -7,71 

    96,50 

    95,60 

    17. Производительность труда, тыс. руб./чел.

    572,79 

    647,37 

    779,29 

    74,58 

    131,92 

    113,02 

    120,38 

    18. Среднемесячная заработная плата, тыс. руб.

    6,01 

    7,13 

    11,14 

    1,12 

    4,01 

    118,66 

    156,15 

     

    Как видим из данной таблицы, выручка на предприятии выросла с 42959 тыс. руб.в 2006 г. до 62343 тыс. руб. в 2008 г. Темп роста в 2007 г. составил 119,05%, а в 2008 г. темп роста составил 121,9%. Коммерческие и управленческие расходы имеют тенденцию к росту. Если в 2006 г. первые составляли 1443 тыс. руб., то в следующем году они выросли на 126,54% , а в 2008 г. достигли 2236 тыс. руб. Управленческие расходы выросли в 2007 г. на 2079 тыс. руб. (132,99%), в 2008 г. – на 2303 тыс. руб. (127,48%) и равны 10683 тыс. руб. Прибыль от реализации составила 14521 тыс. руб. в 2006 г., она увеличилась на 171,5 тыс. руб. в 2007 г. (темп роста 106,82%), в 2008 г. прибыль снизилась – на -79 тыс. руб., составив 15432 тыс. руб.

    Среднегодовая стоимость основных средств в 2006 г. была 1255 тыс. руб., в 2007 г. – 1426,5 тыс. руб., в 2008 г. – 1773,5 тыс. руб. Таким образом, динамика среднегодовой стоимости основных средств на всем исследуемом временном промежутке положительна. Среднегодовая стоимость оборотных средств также имеет положительную тенденцию: рост с 21347,5 тыс. руб. в 2006 г. до 28579 тыс. руб. Прирост равен в 2007 г. – 3177 тыс. руб. ( 114,88%), в 2008 г. – 4054,5 тыс. руб. (116,53%). Среднесписочная численность персонала составляла 75 чел. в 2006 г., 79 чел. в следующем году и 80 чел в отчетном 2008 г. Фонд оплаты труда увеличился с 5410 тыс. руб. в 2006 г. до 6762 тыс. руб. в 2007 г. (абсолютный прирост составил 1352 тыс. руб. (124,99%), и до 10692,7 тыс. руб. в 2008 г. (прирост 3930,7 тыс. руб. и 158,13%). Затраты на рубль реализованной продукции имеют тенденцию к росту: в 2006 г. были равны 48,17 коп., в 2007 г. – 49,71 коп. и в 2008 г. – 54,52 коп. Рентабельность производства на всем исследуемом трехлетним периоде имеет довольно высокое значение: в 2006 г. – 70,17%, в 2007 г. – 61,01%, в 20081 г.– 45,4%.

    Отметим, что наблюдается снижение рентабельность производства в 2007 г. на 9,16%, в 2008 г. на 15,61%. Это свидетельствует о снижении эффективности производства исследуемого предприятия ООО «Кубань-издат». Рентабельность продаж также имеет тенденцию снижения с 34,23% в 2006 г. до 24,75% в 2008 г. Фондоотдача сохраняется примерно на одном и том же уровне: 34,23 руб. в 2006 г., 35,85 руб. в 2007 г. и 35,15 руб. в 2008 г. Это положительный факт и говорит об довольно высокой эффективности использования основных средств предприятия. Коэффициент оборачиваемости оборотных средств равен в 2006 г. равен 2,01 раз, в 2007 г. – 2,09 оборотов, в 2008 г. он равен 2,18 оборотов. Период оборачиваемости снизился с 181,38 дня в 2006 г. до 167,32 оборота в 2008 г.

    Данные показатели позволяют сделать вывод о довольно высокой оборачиваемости оборотных средств для исследуемого производственного предприятия. Несомненного положительным фактом является и рост производительности труда с 572,79 тыс. руб. /чел. в 2006 г. до 647,37 тыс. руб. в 2007 г. (прирост составил 74,58 тыс. руб./чел. или 113,02%) до 779,29% в 2008 г. (рост 131,92 тыс. руб. или 120,38%). Рост среднемесячной заработной платы почти в два раза за весь исследуемый трехгодичный период с 6,01 в 2006 г. до 11,14 тыс. руб. в 2008 г. говорит о наличии у руководства предприятия материально заинтересовать работников предприятия к конечном положительном результате, но сопоставив темп роста производительности труда и среднемесячной зарплаты (в 2007 г. соответственно 113,02% и 118,66%, в 2008 г. еще больше 120,38% и 156,15%), можно сделать вывод, что темп роста заработной платы не сопоставимо превышает производительность труда и у работников есть возможность повысить эффективность и рентабельность производства.

    Обобщая проведенный анализ отметим, что исследуемое предприятие ООО «Кубань-издат» из года в год ведет рациональное эффективное производство, прибыльно и рентабельно, но все же в последний год не полностью использует свой производственный потенциал. Об этом свидетельствует рост затрат на рубль реализованной продукции, снижение рентабельность производства и продаж, небольшое снижение фондоотдачи, неиспользованный производственный потенциал трудового коллектива, и возможный выход из данной ситуации – снижение как коммерческих и управленческих расходов, так и затрат, определяющих себестоимость выпускаемой продукции.

     

    2.2. Анализ рентабельности производственной деятельности

     

    Рентабельность производственной деятельности исследуемого предприятия зависит от изменения суммы прибыль от продаж, себестоимости проданных товаров, продукции, коммерческих и управленческих расходов.

    Расчет рентабельности производственной деятельности ведем по формуле:


    102513 2338 50 Анализ рентабельности предприятия (19)

     

    где 102513 2338 51 Анализ рентабельности предприятия– прибыль от продаж, руб.;

    КР – коммерческие расходы, руб.;

    УР – управленческие расходы, руб.

    Полученные результаты показаны в таблице 3.

     

     

     

    Таблица 3 – Рентабельность производственной деятельности

    Показатель

    2007 г.

    2008 г.

    Абсолют.

    отклонение,

    тыс. руб.

    Темп

    роста, %

    Прибыль от продажи, тыс. руб.

    15511

    15432

    -79

    99,49

    Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг, тыс. руб.

    25425

    33992

    8567

    133,70

    Коммерческие расходы, тыс. руб. 

    1826

    2236

    410

    122,45

    Управленческие расходы, тыс. руб.

    8380

    10683

    2303

    127,48

    Рентабельность производственной деятельности, %

    43,53

    32,89

    -10,64

     

    На рентабельность производственной деятельности оказывают влияния изменения суммы прибыли от продаж, себестоимости проданных товаров, продукции, коммерческих расходов и управленческих расходов.

    Определим влияние этих факторов, проанализировав формулу (19) с помощью методов цепных подстановок:

    –изменение рентабельности производственной деятельности в связи с увеличением (уменьшением) прибыли от продаж:

    102513 2338 52 Анализ рентабельности предприятия (20)

    – изменение рентабельности производственной деятельности в связи с повышением (уменьшение) себестоимости проданной продукции:

    102513 2338 53 Анализ рентабельности предприятия (21)

    – изменение рентабельности производственной деятельности в связи с повышением (уменьшением) коммерческих расходов:

    102513 2338 54 Анализ рентабельности предприятия (22)

    – изменение рентабельности производственной деятельности в связи с повышением (снижением) управленческих расходов:

    102513 2338 55 Анализ рентабельности предприятия (23)

    Общее влияние составляет:

    102513 2338 56 Анализ рентабельности предприятия(24)

    Таким образом, снижение уровня рентабельности производственной деятельности на 10,64% вызвано уменьшением прибыли от продаж (на -0,22%), повышением себестоимости проданных товаров (на -3,9%), увеличением коммерческих расходов (на -4,82%) и управленческих расходов (на -1,7%).

    Рассчитаем рентабельность издержек финансово-хозяйственной деятельности исследуемого предприятия.

     

     

    2.3. Анализ рентабельности продаж и капитала ООО «Кубань-издат»

     

    Прежде всего заметим, что рентабельность продаж характеризует эффективность предпринимательской деятельности и показывает, сколько прибыли имеет предприятие с 1 руб. продаж.

    Рентабельность продаж исчисляется по формуле:

    102513 2338 57 Анализ рентабельности предприятия (25)

    где 102513 2338 58 Анализ рентабельности предприятия – выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг;

    102513 2338 59 Анализ рентабельности предприятия– прибыль от продаж;

    102513 2338 60 Анализ рентабельности предприятия– общие затраты, включающие себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг, коммерческие и управленческие расходы

    Рассчитаем рентабельность продаж издательства (таблица 4).

    Таблица 4 – Рентабельность продаж ООО «Кубань-издат»

    Показатель

    2007 г.

    2008 г.

    Абсолют.

    отклонение,

    тыс. руб.

    Темп

    роста, %

    Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг, тыс. руб.

    51142 

    62343 

    11201 

    121,9 

    Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг, тыс. руб.

    25425

    33992

    8567

    133,70

    Коммерческие расходы, тыс. руб. 

    1826

    2236

    410

    122,45

    Управленческие расходы, тыс. руб.

    8380

    10683

    2303

    127,48

    Общие затраты, тыс. руб.

    35631 

    46911 

    11280 

    131,66 

    Прибыль от продажи, тыс. руб.

    15511

    15432

    -79

    99,49

    Рентабельность продаж, %

    30,33

    24,75

    -5,58

     

    Используя метод цепных подстановок, можно рассчитать влияние двух факторов: увеличение (уменьшение) объема выручки от продажи товаров и затрат на реализованную продукцию.

    Изменение рентабельности продаж за счет изменения объема выручки от продаж товаров составляет:

    102513 2338 61 Анализ рентабельности предприятия (26)

     

    Влияние изменения затрат на реализованную продукцию на рентабельность продаж рассчитывается по формуле:

    102513 2338 62 Анализ рентабельности предприятия (27)

    Общее влияние составило:

    102513 2338 63 Анализ рентабельности предприятия (28)

    Рентабельность продаж снизилась на 5,58%. В связи с увеличением выручки от продажи рентабельность повысилась на 12,52%, а повышение затрат на проданную продукцию снизило рентабельность продаж на 18,1%.

    Рентабельность издержек показывает сколько валовой прибыли издательство имеет на 1 руб. себестоимости проданных товаров, продукции и услуг и определяется по формуле:

    102513 2338 64 Анализ рентабельности предприятия (29)

    Динамика рентабельности издержек предприятия приведена в таблице 5.

     

    Таблица 5 – Рентабельность издержек финансово-хозяйственной деятельности ООО «Кубань-издат»

    Показатель

    2007 г.

    2008 г.

    Абсолют.

    отклонение,

    тыс. руб.

    Темп

    роста, %

    Валовая прибыль, тыс. руб. 

    25717 

    28351 

    2634 

    110,2 

    Издержки по реализации проданных товаров, продукции, работ, услуг, тыс. руб.

    25425

    33992

    8567

    133,70

    Рентабельность полной себестоимости, %

    101,15

    83,4 

    -17,75 

     

     

    Рентабельность издержек снизилась на 17,75% в отчетном 2008 году по сравнению с предыдщим годом. Это обусловлено тем, что темпы роста валовой прибыли (110,2%) ниже темпов роста себестоимости продукции (133,7%).

    В условиях рыночной экономики важно определять и анализировать рентабельность капитала предприятия в целом, так и отдельных его слагаемых для оценки их доходности.

    Рентабельность всего капитала предприятия характеризует сумму прибыли на 1 руб. капитала предприятия и определяется отношением прибыли до налогообложения (или чистой прибыли) к среднегодовой стоимости всего инвестированного капитала предприятия (валюты баланса):

    102513 2338 65 Анализ рентабельности предприятия (30)

    где 102513 2338 66 Анализ рентабельности предприятия– прибыль до налогообложения, руб.;

    102513 2338 67 Анализ рентабельности предприятия– выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг, руб.;

    ВБ – средняя величина капитала предприятия, руб.;

    102513 2338 68 Анализ рентабельности предприятия– рентабельность продаж, %.

    102513 2338 69 Анализ рентабельности предприятия – оборачиваемость капитала в целом.

    Анализ рентабельности капитала проведем в таблице 6.

     

    Таблица 6 – Анализ рентабельности капитала финансово-хозяйственной деятельности ООО «Кубань-издат»

    Показатель

    2007 г.

    2008 г.

    Абсолют.

    отклонение,

    тыс. руб.

    Темп

    роста, %

    Прибыль до налогообложения, тыс. руб.

    15106 

    14684 

    -422 

    97,21 

    Средняя величина капитала (валюта баланса), тыс. руб.

    22141,5

    31045,5

    8904

    140,2

    Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг, тыс. руб.

    51142 

    62343 

    11201 

    121,90 

    Рентабельность капитала, % 

    68,20 

    47,27

    -20,93

     

    Прибыль до налогообложения на 1 руб., выручки от продаж, руб.

    0,2954 

    0,2355 

    -0,0599 

    79,72 

    Оборачиваемость капитала (число оборотов)

    2,3098 

    2,0081 

    -0,3017 

    86,94 

     

     

    Рентабельность капитала в отчетном году составила 47,3% вместо 68,22% в 2007 году, т.е. снизилась на 20,93%. В связи с уменьшением прибыли до налогообложения на рубль выручки от продаж рентабельность капитала снизилась на

    102513 2338 70 Анализ рентабельности предприятия (31)

    Замедление оборачиваемости капитала снизило рентабельность капитала на

    102513 2338 71 Анализ рентабельности предприятия (32)

    Общее влияние составило

    102513 2338 72 Анализ рентабельности предприятия (33)

    Таким образом, проанализировав показатели рентабельности, необходимо сделать вывод о том, что показатели рентабельности исследуемого предприятия ООО «Кубань-издат» снизились, что говорит о снижении эффективности его работы.

    3. Пути повышения рентабельности деятельности ООО «Кубань-издат»

     

    3.1. Факторы внешнего и внутреннего влияния на рентабельность предприятия

     

    При анализе путей повышения рентабельности важно разделять влияние внешних и внутренних факторов. Такие показатели, как цена продукта и ресурса, объем потребляемых ресурсов и объем производства продукции, прибыль от реализации и рентабельность (доходность) продаж находятся между собой в тесной функциональной связи.

    На основе анализа рентабельности о предприятия резервы роста прибыли и рентабельности на предприятии, в данном разделе курсовой можно сделать некоторые выводы, что на промышленном предприятии могут быть следующие резервы увеличения прибыли, а также, следовательно, уровня рентабельности.

    — увеличение объема производства и реализации выпускаемой продукции, за счет увеличения прибыли и новых инвестиций;

    — снижение себестоимости выпускаемой продукции, за счет внедрения некоторых, более совершенных методов производства (безотходное производство, вторичная переработка сырья, использование отходов в других производственных и непроизводственных целях); поиска более выгодных поставщиков, оценивая их удаленность или приближенность к предприятию, наличие качественного оборудования для хранения и транспортировки сырья и материалов, цены на их услуги, частоту завоза сырья, добросовестность и другое;

    — повышение качества выпускаемой продукции, за счет снижения себестоимости продукции.

    Конечно, данные нововведения повлекут за собой увеличение издержек, но в конечном итоге окупятся, и будут приносить реальную прибыль.

    Также представляется возможным сделать ряд предложений по улучшению финансовых результатов ООО «Кубань-издат», которые возможно применить как в краткосрочном и среднесрочном, так и долгосрочном периоде:

    — усовершенствовать управление предприятием, сократив тем самым расходы на управленческий персонал;

    — повысить в составе реализации удельного веса мелкооптовой и востребованной на рынке продукции. Чем больше в составе товарооборота мелкооптовой продукции, тем больше производительность труда, тем больше выработка на 1 работника, то есть объем реализованных товаров на 1 работника, а следовательно эффективность деятельности предприятия повысится;

    — — осуществлять эффективную ценовую политику, дифференцированную по отношению к отдельным категориям покупателей, то есть разработать систему скидок (например постоянным клиентам, фирмам, занимающимся установлением и дальнейшей реализацией продукции;

    — совершенствовать рекламную деятельность, повышать эффективность отдельных рекламных мероприятий; видится возможным проведение выездных рекламных акций по городам края и рекламы во всех средствах массовой информации;

    — осуществлять систематический контроль за работой оборудования и производить своевременную его наладку с целью недопущения снижения качества и выпуска бракованной продукции;

    — при вводе в эксплуатацию нового оборудования уделять достаточно внимания подготовке кадров, повышению их квалификации (за счет предприятия или с большими скидками, но с последующим предоставлением соответствующих документов) для эффективного использования оборудования и недопущения его поломки из-за низкой квалификации;

    — повышение квалификации работников, сопровождающуюся ростом производительности труда;

    — возможность высказывания работниками предложений по более рациональному использованию оборудования, хранению и транспортировки сырья, методов производства, а далее их соответствующее моральное и материальное поощрение;

    — разработать и ввести эффективную систему материального стимулирования персонала, тесно увязанную с основными результатами хозяйственной деятельности предприятия и экономией ресурсов;

    — использовать системы депремирования работников при нарушении или трудовой или технологической дисциплины;

    — разработать и осуществить мероприятия, направленные на улучшение материального климата в коллективе (комнаты отдыха, кабинеты разгрузки и разрядки, оздоровительных кабинетов и другое), что в конечном итоге отразится на повышении производительности труда;

    — с пользой использовать часы наибольшей трудоспособности работников, и наоборот часы наименьшей активности;

    — за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты всех налогов, организовывать работникам тринадцатую заработанную плату;

    — сделать некоторым категориям работников скидки на приобретение проездных билетов, частичную оплату туристических путевок, путевок в дома отдыха, санатории, оздоровительные учреждения, путевок в пионерские летние лагеря и другое;

    — за высокие достижения в производственной деятельности улучшать жилищно-бытовые условия работников, обеспечивать скидки за коммунальные услуги;

    — за выдвижение рационального предложения, предоставлять работнику право на участие в управлении предприятием;

    — осуществлять постоянный контроль за условиями хранения и транспортировки сырья и готовой продукции.

    Как было выяснено при оценке рентабельности исследуемого предприятия, отрицательное влияние оказал значительный рост себестоимости производимой продукции и услуг, величины управленческих и коммерческих расходов. Именно поэтому необходимо принять мероприятия по снижению величины данных видов затрат, что приведет к росту прибыльности и рентабельности хозяйственной деятельности предприятия.

    Данные преобразования и нововведения помогут предприятию повысить результаты эффективности деятельности, увеличить уровень рентабельности, а следовательно увеличить прибыль предприятия.

     

     

    3.2. Резервы повышения рентабельности продукции предприятия

     

     

    В составе косвенных расходов большую долю составляют общепроизводственные и общехозяйственные расходы, о чем также свидетельствуют вышеприведенные данные о себестоимости продукции (товаров).

    Каждая статья общепроизводственных и общехозяйственных расходов требует тщательного и более детального рассмотрения, с тем чтобы установить, насколько экономически оправданны производимые расходы в целях изыскания возможности достижения экономии и повышения рентабельности производства.

    Существенные затраты на содержание и текущий ремонт зданий, сооружений и инвентаря могут объясняться нарушением норм расхода материальных ресурсов.

    Особое внимание при анализе расходов, входящих в состав общехозяйственных, необходимо уделить затратам на содержание общехозяйственного персонала.

    При анализе общепроизводственных, общехозяйственных и прочих расходов следует проанализировать допущенные непроизводительные расходы и потери от простоев, порчи материальных ценностей при хранении, недостачи материальных ценностей, хищений и т.д. При сокращении этих расходов уменьшается себестоимость производимой и реализованной продукции (товаров), а следовательно, повышается рентабельность.

    Резервом повышения рентабельности выпускаемой и реализуемой продукции (товаров) может быть и снижение объема остатков незавершенного производства.

    К незавершенному производству относятся продукция, которая не прошла все стадии (фазы, переделы) обработки, предусмотренные технологическим процессом, а также неукомплектованные изделия, не прошедшие испытания и техническую приемку. Но при этом не могут быть отнесены к незавершенному производству не подлежащие исправлению забракованные полуфабрикаты (детали), а также не подвергшиеся процессу обработки сырье, материалы, полуфабрикаты покупные и комплектующие готовые изделия.

    Учет движения полуфабрикатов (деталей) в производстве у организации должен быть организован таким образом, чтобы в полной мере обеспечивать систематический контроль за их движением в производстве и остатками в незавершенном производстве в целях предупреждения возможности сокрытия брака, выявления недостач, приписок.

    На основании п. 112 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов возврат подразделениями организации на склад неиспользованных материалов и полуфабрикатов оформляется накладными или лимитно-заборными картами. Сданные на склад материалы и полуфабрикаты приходуются по складу с одновременным списанием с подотчета подразделения организации. Если эти материалы были списаны в производство, то их стоимость должна быть отнесена на снижение соответствующих затрат.

    Проверка незавершенного производства осуществляется путем инвентаризаций, имеющих целью определить количество и фактическое наличие не законченных переработкой полуфабрикатов и продукции, а по некоторым их видам — количество основного вещества (ведущего элемента), из которого они состоят; установить фактическую комплектность незавершенного производства и выявить неучтенный брак, проверить данные учета движения полуфабрикатов и деталей и общую сумму затрат по счету основного производства; проверить правильность распределения этой суммы по видам продукции и уточнить себестоимость выпущенной продукции.

    В связи с тем что фактическая себестоимость незавершенного производства оказывает влияние на себестоимость выпускаемой и реализуемой продукции, то она должна быть определена как можно более точно.

    На величину прибыли, а следовательно, на рентабельность оказывают влияние остатки нереализованной продукции. Если произошло снижение их объема на конец отчетного периода по сравнению с тем, что имело место на начало отчетного периода, то можно сделать вывод, что произошел рост прибыли и рентабельности реализованной продукции (товаров).

     

     

    3.3. Предложения по повышению рентабельности предприятия

     

     

    Изменение прибыли от оказания услуг на ООО «Кубань-Издат» формируется под воздействием следующих факторов: изменение объема реализации; изменение структуры реализации; изменение отпускных цен на реализованную продукцию; изменение цен на сырье, материалы, топливо, тарифов на энергию и перевозки; изменение уровня затрат материальных и трудовых ресурсов. Наибольшее влияние на увеличение убытка на ООО «Кубань-Издат» оказало изменение уровня затрат и снижение объема реализации продукции.

    Проанализировав отчетные данные предприятия ООО «Кубань-Издат», можно сделать вывод, что предприятие не имеет возможности направить средства на воспроизводство. Также рассчитана долю прироста продукции за счет интенсификации производства, т.е. за счет роста производительности труда, за счет эффективного использования основных фондов, за счет снижения издержек обращения (административно-хозяйственные расходы, расходы на хранение и сбыт продукции, проценты за пользование кредитом).

    В финансовой политике предприятия важное место занимает распределение и использование прибыли как основного источника финансирования инвестиционных потребностей и удовлетворения экономических интересов собственников (инвесторов). Из общей прибыли платится налог согласно действующему законодательству о налогообложении прибыли предприятий. Прибыль, которая остается после налогообложения (чистая прибыль), поступает в полное распоряжение предприятия и используется согласно его уставу и решению собственника. Она является показателем производственной эффективности предприятия за определенный период.

    Переход к рыночным отношениям требует глубоких сдвигов в экономике — важнейшей сфере человеческой деятельности. При это необходимо осуществить крутой поворот к интенсификации производства, переориентировать каждое предприятие, организацию, фирму на полное и первоочередное использование качественных факторов экономического роста.

    Важнейшим фактором повышения эффективности общественного производства, обеспечения высокой его эффективности был и остается научно-технический прогресс (НТП). До последнего времени НТП протекал по сути эволюционно. Преимущество отдавалось совершенствованию действующих технологий, частичной модернизации машин и оборудования. Такие меры давали определенную, но незначительную отдачу.

    Недостаточно стимулировались разработка и внедрение мероприятий по новой технике. В современных условиях формирование рыночных отношений нужны революционные, качественные изменения, переход к принципиально новым технологиям, технике последующих поколений, необходимо коренное перевооружение предприятия на основе новейших достижений науки и техники.

    Чрезвычайно важную роль играет также автоматизация производства — быстрое развитие робототехники, роторных и роторно-конвейерных линий, гибких автоматизированных производств, что обеспечивает высокую производительность труда; создание и использование новых видов продукции и материалов.

    Коллектив предприятия, их руководители главное внимание уделяют материальному стимулированию труда. Большая часть прибыли после уплаты налогов направляется в фонд потребления, такое положение ненормально. Очевидно, по мере развития рыночных отношений предприятия начнут уделять должное внимание развитию производства на перспективу и будут направлять необходимые средства на новую технику, обновление производства, на освоение и выпуск новой продукции.

    Помимо этого, необходимо создать организационные предпосылки, экономические и социальные мотивации для творческого труда ученых, конструкторов, инженеров, рабочих. Коренные преобразования в технике и технологии, мобилизация всех, не только технических, но и организационных, экономических и социальных факторов создадут предпосылки для значительного повышения производительности труда. Предстоит обеспечить внедрение новейшей техники и технологии, широко применять на производстве прогрессивные формы научной организации труда, совершенствовать его нормирование, добиваться роста культуры производства, укрепления порядка и дисциплины, стабильности трудовых коллективов.

    Одним из важных факторов интенсификации и повышения эффективности производства является режим экономии.

    Ресурсосбережение должно превратиться в решающий источник удовлетворения растущих потребностей в топливе, энергии, сырье и материалах. В решении всех этих вопросов важная роль принадлежит промышленности. Предстоит создать и оснастить народное хозяйство машинами, оборудованием, обеспечивающим и высокую эффективность использования конструкционных и других материалов, сырьевых и топливно-энергетических ресурсов, создание и применение высокоэффективных малоотходных и безотходных технологических процессов.

    Повышение эффективности общественного производства в значительной степени зависит от лучшего использования основных фондов.

    Необходимо интенсивнее использовать созданный производственный потенциал, добиваться ритмичности производства, максимальной загрузки оборудования, существенно повышать сменность его работы на этой основе увеличивать съем продукции с каждой единицы оборудования, с каждого квадратного метра производственной площади.

    Один из факторов интенсификации производства, повышения его эффективности – совершенствование структуры экономики. Более высокими темпами необходимо развивать отрасли, обеспечивающие НТП и успешное решение социальных задач, добиваться улучшения
    пропорций между производством средств производства и предметов потребления, отраслями народного хозяйства.

    Инвестиционная политика призвана обеспечивать повышение эффективности капитальных вложений. Предстоит осуществить перераспределение средств в пользу отраслей, обеспечивающих социальные потребности, ускорение научно-технического прогресса. Все большая доля средств должна направляться на техническое перевооружение и реконструкцию действующих предприятии в противовес новому строительству.

    Важное место в повышении эффективности производства занимают организационно-экономические факторы, включая управление. Особо возрастает их роль с ростом масштабов общественного производства и усложнением хозяйственных связей. Прежде всего это развитие и совершенствование рациональных форм организации производства — концентрации, специализации, кооперирования и комбинирования.

    Требует дальнейшего развития и совершенствования производственная социальная инфраструктура, оказывающая существенное влияние на уровень эффективности производства. В управлении — это совершенствование самих форм и методов управления, планирования, экономического стимулирования всего хозяйственного механизма; в планировании — сбалансированность и реальность планов, оптимально построенная система плановых показателей, не сдерживающая первичные звенья народного хозяйства (предприятия, фирмы, организации), а дающая им широкий простор применения многообразных рычагов хозяйственного расчета и материального поощрения, материальной ответственности и других хозрасчетных экономических стимулов.

    Большую роль в решении задач эффективного хозяйствования, создания и внедрения ресурсосберегающих техники и технологии призвана играть наука. Предстоит активизировать фундаментальные и прикладные исследования по актуальным проблемам ускорения НТП в целях снижения трудоемкости, материалоемкости и энергоемкости производства, усиления режима экономии и повышения качества продукции.

    В условиях формирования рыночных отношений существенно расширяются возможности действия всех факторов повышения эффективности производства. Осуществляются структурная перестройка предприятия, переориентация его на потребителя; модернизацию важнейших его подразделений на основе высоких технологий; преодоление отставания от мирового научно-технического уровня; переход к различным формам собственности – государственной и частной, акционерной и кооперативной; свободное развитие всех коллективных и частных форм хозяйствования; финансовое оздоровление экономики; органичное включение предприятия в мирохозяйственные связи.

    В результате всего этого сформируется регулируемое, цивилизованное рыночное хозяйство, которое явится действенным средством, стимулирующим рост производительности труда, повышение эффективности производства.


     

<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 1.15MB/0.00050 sec

WordPress: 23.58MB | MySQL:112 | 2,710sec