Анализ закупочной деятельности предприятия » Буквы.Ру Научно-популярный портал<script async custom-element="amp-auto-ads" src="https://cdn.ampproject.org/v0/amp-auto-ads-0.1.js"> </script>

Анализ закупочной деятельности предприятия

<

092213 0133 1 Анализ закупочной деятельности предприятия 1 Сущность закупочной деятельности и организации хозяйственных связей розничного предприятия на современных потребительских рынках

 

1.1 Понятие закупок, их роль и значение в установлении хозяйственных связей

 

Основой коммерческой деятельности в торговле является закупочная работа. Ее главная задача — выгодное приобретение товара с целью удовлетворения потребительского спроса.

Работа по оптовым закупкам товаров включает комплекс взаимосвязанных коммерческих операций, к числу которых относятся:

– изучение и прогнозирование покупательского спроса;

– определение потребности в товарах;    

– выявление и изучение источников закупки, выбор
поставщиков и каналов продвижения товаров;    

– установление хозяйственных связей с поставщиками;

– контроль исполнения договоров и хода поставки товаров.

Изучение и прогнозирование покупательского спроса необходимо для обоснования коммерческих решений по оптовым закупкам товаров.

Как известно, спрос — это форма рыночного проявления потребности. В свою очередь потребность принято определять как нужду или недостаток в чем-либо, необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, функционирования личности, социальной группы населения или общества в целом. В процессе общественного развития потребности растут и изменяются.

Спрос населения на товары формируется под влиянием многочисленных экономических, социальных, демографических, природно-климатических и других факторов, которые постоянно изменяются в процессе развития общественного производства. Поэтому только с помощью методов маркетинга коммерческие работники могут получить необходимую информацию о товарах, о ценах, которые потребители готовы заплатить, о емкости рынка в отдельных регионах и т. д.

Так, например, оптовые предприятия используют следующие методы изучения и прогнозирования спроса:

– оперативный учет продажи товаров и движения товарных запасов за определенный период;

– изучение и обобщение заявок розничных торговых предприятий на завоз товаров;

– учет и анализ неудовлетворенного спроса оптовых покупателей и т. д.

Руководствуясь результатами маркетинговых исследований, оптовые базы, коммерческие фирмы и другие оптовые покупатели строят свою политику закупок, заключая долгосрочные соглашения с поставщиками товаров, на которые ожидается повышение спроса. Информация маркетинговых служб позволяет оптовым покупателям заблаговременно подготовиться к смене поставщиков морально устаревших товаров на других, осваивающих выпуск более совершенных или принципиально новых товаров.

Для расчета потребности в товарах могут быть использованы различные методы (нормативный метод определения потребности в товарах, метод использования коэффициента эластичности, балансовый метод и др.). В каждом конкретном случае выбор методики диктуется условиями, в которых работает торговое предприятие, условиями прогноза, информационным обеспечением и другими факторами.

Одним из важных элементов закупочной работы является выявление и изучение источников закупки, выбор поставщиков и каналов продвижения товаров.

Оптовые покупатели должны хорошо знать экономику своего региона, его производственные возможности, ассортимент производимых товаров. С этой целью коммерческие работники должны постоянно анализировать рекламные объявления в средствах массовой информации, следить за другой информацией о производстве и оптовой продаже товаров. Они должны посещать производственные предприятия, изготавливающие товары, знакомиться с их производственными возможностями, ассортиментом и качеством выпускаемых ими товаров. Также полезными окажется их участие в совещаниях с работниками промышленности и предпринимателями, в выставках-просмотрах новых образцов изделий, в выставках-ярмарках и т. д.

Тщательный анализ полученной информации позволит торговому предприятию составить необходимое представление об источниках поступления товаров, к числу которых относят сельское хозяйство, различные отрасли промышленности (пищевая, легкая, электронная, деревообрабатывающая и т. д.). В значительных объемах в товарооборот вовлекаются товары, вырабатываемые на предприятиях кооперативной промышленности, а также продукция подсобных и фермерских хозяйств.

Под поставщиками товаров следует понимать конкретные предприятия различных источников поступления. Их можно разделить на две группы: поставщиков-изготовителей и поставщиков-посредников.

Такое подразделение поставщиков зависит от канала сбыта (продвижения), т. е. пути, по которому товары движутся от производителей к потребителям. Он характеризуется числом составляющих его звеньев или уровней, на каждом из которых выполняются различные операции по приближению товара к конечному потребителю.

Выбор оптимального варианта распределения зависит от многих факторов и в первую очередь от назначения и характера продукции.

В последние годы все более широкое распространение получает вариант, при котором потребительские товары производители стремятся продавать непосредственно конечным потребителям. Это так называемый канал нулевого уровня или прямой канал товародвижения. При этом варианте может быть использовано три основных способа прямой продажи товаров:

– развозная (разносная) торговля;

– посылочная торговля;

– торговля через принадлежащие производителю магазины.

При одноуровневом канале посредником на рынке потребительских товаров становится оптовый и розничный торговец.

Если между промышленным предприятием и предприятием розничной торговли стоят два и более оптовых торговца, то мы имеем дело с многоуровневым каналом продвижения товаров.

Чем большее число посредников использует производственное предприятие, тем меньше непосредственных контактов с потребителями оно имеет, тем медленнее продвигается товар. В то же время, минимальное число посредников между производителем и потребителем требует больших расходов на хранение запасов товаров, их обработку и т. д.

В качестве поставщиков-посредников могут выступать:

– оптовые предприятия общенационального (федерального) и регионального уровня, специализирующиеся на оптовой торговой деятельности;

– посреднические оптовые структуры, не использующие в своей деятельности перехода к ним права собственности на товар (дистрибьюторы);

– организаторы оптового оборота — товарные биржи, оптовые ярмарки, аукционы, оптовые рынки — также являются самостоятельными субъектами оптовой торговой деятельности.

Одним из важнейших этапов закупочной работы является установление хозяйственных связей с поставщиками.

Хозяйственные связи с поставщиками товаров включают экономические, организационные, коммерческие, административно-правовые, финансовые и другие отношения, складывающиеся между покупателями и поставщиками товаров в процессе поставок товаров.

В условиях рыночной экономики большое значение придается самостоятельному урегулированию хозяйственных взаимоотношений между поставщиками и покупателями товаров на базе правовых норм гражданского законодательства. При этом существенно повышается роль договоров поставки товаров.

 

 

1.2 Этапы закупочной деятельности

 

Закупочная работа является основой коммерческой деятельности в торговле. С нее по существу начинается коммерческая работа. Чтобы продать товар покупателю и получить прибыль, необходимо располагать (владеть) товаром.

Правильно организованные оптовые закупки дают возможность сформировать необходимый ассортимент товаров розничной торговой сети для снабжения населения, осуществлять воздействие на производителей товаров в соответствии с требованиями покупательского спроса, а также обеспечивают эффективную работу торгового предприятия.

Коммерческая работа закупкам складывается из следующих этапов:

– изучение и прогнозирование покупательского спроса;

– выявление и изучение источников поступления и поставщиков товаров;

– организация рациональных хозяйственных связей с поставщиками товаров, включая разработку и заключение договоров поставки, представление заказов и заявок поставщикам;

– организация и технология закупок непосредственно у производителей товаров, посредников, на товарных биржах, у импортеров и других поставщиков;

– организация учета и контроля за оптовыми закупками.

Коммерческая работа по оптовым закупкам товаров должна базироваться на принципах и методах современного маркетинга, с помощью которых коммерческие работники получают необходимую информацию о том, какие изделия и почему хотят покупать потребители, о ценах, которые потребители готовы заплатить, о том, в каких регионах спрос на данные изделия (т.е. емкость рынка) наиболее высокий, где сбыт или закупка продукции может принести наибольшую прибыль.

Изучение и прогнозирование покупательского спроса является необходимым условием для успешной коммерческой работы по закупкам товаров. Теория и практика маркетинга выработали целый арсенал средств и способов изучения и прогнозирования покупательского спроса, которые необходимо использовать при организации оптовых закупок товаров. К ним относят оперативный учет продажи товаров и движение товарных запасов за истекший период, изучение и обобщение заявок и заказов покупателей на приобретение и поставку товаров, учет и анализ неудовлетворенного спроса оптовых покупателей, проведение ассортиментных и конъюнктурных совещаний с покупателями, экономико-математические методы прогнозирования спроса и др.

Для изучения и прогнозирования спроса на крупных и средних торговых предприятиях создаются маркетинговые службы (отделы), одной из основных функций которых является изучение как общего объема спроса (емкости рынка), так и внутригрупповой структуры спроса на закупаемые товары.

Вторым этапом коммерческой работы по оптовым закупкам является выявление и изучения источников поступления, выбор поставщиков и каналов продвижения товаров. Очень важно выявить, изучить и выбрать наиболее подходящие источники поступления товаров, в которых будет осуществлять закупка. Многообразие поставщиков зависит от разнообразия ассортимента вырабатываемых товаров. Возникает необходимость всестороннего изучения источников поступления товаров с точки зрения ассортимента и объема производимых товаров, условий поставки и других факторов. Формирование товарных ресурсов является предметом постоянной работы коммерческих работников. В рыночных условиях формы и методы этой работы сильно изменились. Главные изменения заключаются в том, что на смену методам централизованного распределения товарных ресурсов пришла рыночная практика свободной купли-продажи товаров по ценам спроса и предложения. Коммерческая инициатива торговых работников по вовлечению в товарооборот максимальных товарных ресурсов имеет цель — получение максимальной прибыли. Кроме того, она должна сочетаться с заботой о конечных покупателях, учитывать их платежеспособность, не допускать неоправданного роста цен, предоставлять населению возможность приобретать товары по доступным ценам.

Коммерческие работники должны хорошо знать экономику своего района деятельности, его производственные возможности и природные богатства, промышленность, сельское хозяйство. Они должны владеть спецификой ассортимента производимых товаров на промышленных предприятиях своего региона. Коммерческий аппарат торговых предприятий должен выявлять возможности развития новых видов производства и восстановления старых забытых промыслов (например, художественных). Важная роль в коммерческой работе отводится изысканию дополнительных ресурсов из местного сырья, фермерских хозяйств, продукции индивидуальных предпринимателей.

С поставщиками товаров должны быть налажены рациональные хозяйственные связи, предпочтительно прямые и долгосрочные, позволяющие закупать товары как у поставщиков-изготовителей, так и у оптовых посредников при экономической и организационной выгодности этих закупок.

Основной формой хозяйственных связей с поставщиками товаров является договор поставки товаров. Закупка сельскохозяйственной продукции у изготовителей может осуществляться на основе договора контрактации. В системе хозяйственных взаимоотношений с поставщиками могут также использоваться заявки и заказы покупателей. При эпизодических поставках товаров или разовых закупках единовременных партий товаров закупки могут осуществляться путем выдвижения оферты, ее акцепта и оформления товарно-транспортных документов без составления единого письменного договора поставки.

Организация учета и контроля за закупками – важная часть коммерческой работы, целью которого является осуществление повседневного наблюдения за ходом выполнения поставщиками договоров поставки для обеспечения своевременного и бесперебойного поступления товаров в согласованном ассортименте, надлежащего качества и количества.

Учет выполнения договоров поставки может осуществляться в специальных карточках или журналах, где фиксируются сведения о фактической отгрузке и поступлении товаров и выявляются случаи нарушения поставщиками договоров. Все это необходимо для своевременного предъявления поставщиками претензий, поэтому актуальной задачей является автоматизация учета с помощью компьютерной техники.

Успешному проведению закупочной работы способствует разработка коммерческим аппаратом оперативных планов закупок, предусматривающих объемы товаров, подлежащих закупке, сроки заключения договоров, согласования и уточнения спецификаций и отгрузки товаров, ответственных лиц за проведение закупок.

 

1.3 Формирование торгового ассортимента и обеспечение его устойчивости

 

Формирование ассортимента товаров в розничных торговых предприятиях – сложный процесс, базирующийся на учете действия многих факторов. Эти факторы можно подразделить на общие (не зависящие от конкретных условий работы торгового предприятия) и специфические (отражающие конкретные условия работы данного торгового предприятия).

К общим факторам относятся покупательский спрос и производство товаров. К специфическим факторам относятся тип и размер магазина, его техническая оснащенность, условия товароснабжения, численность и состав обслуживаемого населения, транспортные условия (наличие дорог с твердым покрытием, остановок общественного транспорта и т.д.), наличие других розничных торговых предприятий в зоне деятельности данного магазина.

Покупательский спрос выступает в качестве основного фактора, влияющего на формирование ассортимента. При формировании ассортимента продовольственных товаров в розничных торговых предприятиях следует учитывать некоторые особенности спроса на продукты питания. Так, спрос на продовольственные товары по сравнению со спросом на непродовольственные товары обладает высокой степенью устойчивости, а в отдельных случаях – известной консервативностью. Потребитель привыкает к определенным видам продуктов (сортам хлеба, сыра, кондитерских изделий и т.д.), поэтому важно достигнуть стабильности в формировании ассортимента таких товаров, обеспечивая их бесперебойную продажу.

При формировании ассортимента продовольственных товаров необходимо учитывать и фактор их взаимозаменяемости. В случае отсутствия в продаже нужного продукта покупатель, как правило, не откладывает покупку, а ищет ему замену. Особенно это касается товаров одной группы, но существует и межгрупповая взаимозаменяемость: мясо можно заменить рыбой, картофель крупами, макаронами и т.д.

Кроме того, на продовольственные товары спрос комплексный, т.е. одновременно приобретаются продукты, дополняющие друг друга (мясо, жиры, овощи; хлеб, молоко; чай, сахар и т.д.).

Покупательский спрос на товары простого и сложного ассортимента также имеет особенности. Так, на товары простого ассортимента, имеющие незначительное количество разновидностей, спрос в основном конкретный, твердо сформулированный и не допускающий замены этих товаров. Наоборот, при покупке товаров сложного ассортимента, насчитывающих десятки и сотни разновидностей, в спросе допускается их широкая взаимозаменяемость.

Многие продовольственные товары можно в производственных условиях максимально подготовить к употреблению в виде полуфабрикатов, концентратов, кулинарных изделий. При современном ритме жизни спрос на эти товары постоянно растет.

На спрос и потребление многих товаров, в особенности продуктов питания, оказывает влияние сезонность их производства (молочные продукты, мясо, овощи, фрукты и др.). Вследствие этого происходит неравномерность их потребления в течение года и спрос переключается на товары их заменяющие.

Например, в зимний период увеличивается спрос на овощные и фруктовые консервы; летом при обилии овощей, ягод и фруктов резко снижаются объемы продаж круп и макаронных изделий и т.д. Проблема сглаживания сезонности в потреблении пищевых продуктов решается путем создания сезонных запасов соответствующих товаров.

На спрос оказывают также влияние следующие факторы социального и экономического характера:

– размеры денежных доходов населения, его численность, социальный, профессиональный и половозрастной состав;

– уровень розничных цен и их соотношений;

– деятельность предприятий общественного питания;

– объем привозов продуктов из других регионов;

– географические и климатические особенности проживания населения;

– национальные и исторические особенности данного района и др.

При формировании ассортимента необходимо также учитывать характер предъявляемого спроса.

Различают спрос устойчивый, альтернативный и импульсный.

Устойчивый, или твердо сформулированный спрос предъявляется на определенный товар и не допускает его замены каким-либо другим, даже однородным товаром. Спрос на многие продовольственные товары характеризуется высокой степенью устойчивости.

Альтернативный (неустойчивый) спрос формируется окончательно в магазине в процессе ознакомления покупателей с товаром и допускает взаимозаменяемость товаров. К товарам альтернативного спроса можно отнести, например, кондитерские изделия, обувь, одежду и др.

Импульсный спрос возникает под воздействием рекламы, выкладки товаров, предложений продавца. Это спрос чаще всего на малоизвестные или неизвестные товары. Импульсный спрос зачастую вызывается наличием в магазинах новинок в товарном ассортименте.

Существенным фактором формирования ассортимента является цена товара. Покупатель чаще всего обязательно определяет для себя предельную цену. Поэтому следует обеспечить сочетание ассортимента товаров с различной стоимостью.

Формирование ассортимента товаров в магазинах с учетом перечисленных факторов позволяет обеспечить удовлетворение покупательского спроса, повышение экономической эффективности предприятия и уровня торгового обслуживания населения.

Процесс формирования ассортимента товаров в магазинах складывается из трех этапов.

На первом этапе устанавливается групповой ассортимент товаров в магазине (тем самым определяется его ассортиментный профиль).

На втором этапе формирования ассортимента производятся расчеты структуры группового ассортимента, т.е. определяются количественные соотношения отдельных групп товаров.

На третьем, заключительном этапе определяется внутригрупповой (развернутый) ассортимент, т.е. осуществляется подбор конкретных разновидностей товаров в пределах каждой группы.

Инструментом регулирования ассортимента товаров в магазинах служит ассортиментный перечень товаров. Его рекомендуется устанавливать для каждого конкретного магазина с учетом его типа, размера торговой площади, места расположения и других факторов. Наличие таких перечней позволяет не только рационально регулировать ассортимент товаров, но и систематически контролировать его полноту и стабильность.

Полнота ассортимента – это соответствие фактического наличия товаров на торговом предприятии разработанному ассортиментному перечню.

Под устойчивостью (стабильностью) ассортимента товаров следует понимать бесперебойное наличие в продаже товаров, предусмотренных ассортиментным перечнем магазина.

Определение и использование в процессе анализа товарного ассортимента показателей, характеризующих его полноту и устойчивость, позволяют не только оценить, но и сопоставить ассортимент одного магазина с ассортиментом другого магазина, обслуживающих один и тот же целевой рынок.

Таким образом, разработка каждым конкретным магазином ассортиментного перечня товаров и осуществление контроля за его соблюдением способствуют лучшему обслуживанию покупателей целевого рынка и созданию устойчивого ассортимента.

В случае выявления отсутствия в продаже товаров, предусмотренных ассортиментным перечнем, торговые предприятия должны принять меры к завозу их в магазин.

В условиях перехода к рыночным отношениям работа по формированию ассортимента в магазинах значительно усложняется. Широта и глубина ассортимента реализуемых товаров во многом зависят от квалификации работников магазинов и коммерческих служб организаций, которые должны располагать обширной информацией о спросе покупателей, источниках возможного поступления товаров, ценах на товары и другой коммерческой информацией.

Ассортиментная политика – важная часть общей розничной стратегии. Одни предприятия стремятся оптимизировать ассортимент путем сужения его широты и уменьшения глубины. Они торгуют лишь самыми популярными и ходовыми товарными группами, а в пределах групп – самыми популярными и быстро оборачивающимися товарами. Такая политика позволяет уменьшить денежные средства, вложенные в товарные запасы, и ускорить их товарооборачиваемость. Например, если руководители магазина обнаружат, что в товарной группе, состоящей из 10 наименований, 80 % оборота дают 4 наименования, то весьма вероятно, что они вообще исключат из ассортимента остальные б наименований. Логика такого решения ясна: не стоит вкладывать средства и труд в большую часть товарной группы, которая дает лишь 20 % оборота; лучше сосредоточить усилия на торговле быстрооборачивающимися товарами.

Решение сузить ассортимент в данном примере вполне логично, но это вовсе не единственно возможная коммерческая логика. Другие магазины, напротив, непременно будут торговать всеми 10 наименованиями товаров, сколь бы малым спросом ни пользовались некоторые из них. Это те розничные предприятия, которые доминирующей чертой образа своего магазина сделали именно представление о чрезвычайно широком и глубоком, почти исчерпывающем ассортименте: «у нас можно купить все, что вообще где-нибудь можно купить».

Широта и глубина ассортимента должны выбираться с учетом общих целей и задач, которые ставит перед собой розничная организация, и, разумеется, предпочтений потребителей.

Проблемы, относящиеся к сбалансированности ассортимента, значительно сложнее. Современная тенденция – продавать все товары «под одной крышей». Поэтому часто приходится задумываться не о том, соответствует ли данный товар или товарная группа общей целенаправленности ассортимента, а о том, можно ли торговать ими рентабельно. Прибыльность торговли можно увеличить не только исключением товара из ассортимента, но и добавлением новых товаров.

Следует заметить, что рентабельность торговли тем или иным товаром не следует понимать слишком узко – как разницу между объемом реализации этого товара и его закупочной ценой вместе с издержками обращения. Более широкий взгляд на прибыльность можно сформулировать так: повысится ли рентабельность торговли товарного отдела в целом, если будет принято решение включить (или не включать) данный товар в ассортимент? Во многих случаях решения относительно широты, глубины и согласованности ассортимента руководители предприятий основывают именно на таком широком и разумном подходе.

На практике не всегда концепция общей прибыльности играет надлежащую роль при решении вопросов, связанных с ассортиментом. Часто решения о включении в ассортимент или исключении из него того или иного товара руководители принимают, исходя из привычки или традиции, подражания конкурентам, а то и просто на основе интуиции.

Но решения об ассортименте не должны основываться только на рентабельности, прибыльности как на единственном критерии; такие решения должны быть результатом всестороннего рассмотрения и анализа.

Проведение ассортиментной политики требует принятия решений не только о включении новых товаров, но и о снятии товаров с продажи. Фирмы-изготовители и поставщики товаров постоянно обновляют номенклатуру своей продукции, стремясь получить все новые и новые прибыли. В некоторых случаях необходимость исключения определенного товара из ассортимента совершенно очевидна. Однако следует учитывать критерий рентабельности в его широком понимании, т.е. задаваться вопросом: как исключение из ассортимента того или иного товара отразится на общей прибыли, получаемой товарным отделом в целом?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Организационно-экономическая характеристика ООО «М-СФЕРА»

 

2.1 Общая характеристика организационной деятельности предприятия

 

ООО «М-СФЕРА» было организовано 16 ноября 2002 года. Общество с ограниченной ответственностью «М-СФЕРА», в дальнейшем именуемое «Общество», является юридическим лицом, действует на основании устава и законодательства Российской Федерации. Общество создано в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и законом Российской Федерации «Об обществах с ограниченной ответственностью» на основании действующего законодательства. Общество зарегистрировано Регистрационной палатой г. Краснодара.

Местонахождение общества: Краснодарский край, г. Краснодар, ул. Уральская, 200/ 2.

Целью деятельности Общества является извлечение прибыли. Общество имеет гражданские права и несет гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных федеральными законами.

Основной вид деятельности – реализация фармацевтических и аптечных товаров населению. Помимо указанной деятельности ООО «М-СФЕРА» может осуществлять следующие виды деятельности поставка, хранение, отпуск и реализация продуктов питания и товаров народного потребления, а также может осуществлять:

— создание подсобных отраслей;

— внешнеэкономическая деятельность;

— услуги по аренде складских помещений;

— рекламная деятельность;

— оказание различных видов бытовых услуг;

— производство товаров народного потребления;

— организация грузовых перевозок и оказание транспортных услуг населению;

— общество может осуществлять и другие виды деятельности, не запрещенные законодательством РФ.

Количество работающих – 20 человек.

На рисунке 1.1 представлена организационная структура ООО «М-Сфера».

092213 0133 2 Анализ закупочной деятельности предприятия

ООО «М-СФЕРА» является юридическим лицом. Права и обязанности юридического лица Общество приобретает с момента его государственной регистрации. Правовое положение Общества определяется действующим законодательством и уставом. Общество имеет в собственности имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Общество несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Государство и его органы не несут ответственность по обязательствам Общества, равно как и Общество не отвечает по обязательствам государства и его органов.

Общество может создавать филиалы и открывать представительства на территории Российской Федерации и за ее пределами. Филиалы и представительства осуществляют деятельность от имени Общества, которое несет ответственность за их деятельность.

Высшим органом общества является общее собрание участников общества. Общее собрание участников может быть очередным или внеочередным. Органом контроля за финансово-хозяйственной деятельностью Общества является ревизионная комиссия.

Руководство текущей деятельностью Общества осуществляется единоличным исполнительным органом общества. Исполнительным органом является директор подотчетный в своей деятельности общему собранию участников общества. Единоличный исполнительный орган без доверенности действует от имени Общества, в том числе представляет его интересы, совершает сделки, утверждает штаты, издает приказы и дает указания, обязательные для исполнения всеми работниками Общества.

 

2.2 Основные экономические показатели работы предприятия

 

Основные экономические показатели предприятия ООО «М-СФЕРА» и их анализ представлен в таблице 1.

 

 

Таблица 1 – Экономические показатели хозяйственной деятельности ООО ««М-СФЕРА»»

Показатель 

2009 г.

2010 г.

Изменения (+,-) 

Темп изменения, %

Товарооборот, тыс. р.

5162,4

6177,9

1015,5

119,7

Валовой доход, тыс. р.

1522,2 

1761,2 

239

115,7

Уровень валового дохода, %

29,5

28,5

-1,0

Издержки обращения, тыс. р.

1437,4 

1666,7 

229,3

116,0

Уровень издержек обращения, %

27,8

27,0

-0,8

Прибыль от продаж, тыс. р.

84,8 

94,5 

9,7

111,4

Прочие доходы, тыс. р.

47,8 

47,8

Прочие расходы, тыс. р.

21,4 

56,3 

34,9

263,1

Прибыль до налогообложения, тыс. р.

63,4

86,0

22,6

135,7

Рентабельность, % 

1,2

1,4

0,2

Чистая прибыль, тыс. р.

55,5 

66,7 

11,2 

120,2 

Среднесписочная численность работников, чел.

15,0 

16,0 

1 

106,7 

Фонд оплаты труда, тыс. р.

540 

614,4 

74,4 

113,8 

Среднемесячная заработная плата, руб.

3 

3,2 

0,2 

106,7 

Размер торговой площади, кв. м.

47 

47 

 

 

Товарооборот на 1 кв. м. торговой площади, тыс. р.

109,8 

131,5 

21,7 

119,8 

 

Таким образом, товарооборот на предприятии увеличился с 5162,4 до 6177,9 тыс. р., что произошло за счет увеличение объема реализации и роста цен на предлагаемую продукцию и реализуемый товар. Абсолютный рост составил 1015,5 тыс. р. или 119,7%. Валовой доход увеличился на 239 тыс. р. или 115,7 %, составив 1761,2 тыс. р. в 2010 г. Уровень валового дохода снизился на 1% за исследуемый период, составив 28,5% на конец периода. Это произошло за счет того, что темп роста себестоимости проданных товаров – 121,3% (4416,7/3640,2*100%) превышает темп роста товарооборота, равного 119,7%. Издержки обращения выросли на 229,3 тыс. р., что связано с общим ростом товарооборота в целом. Темп роста издержек обращения составил 116%. Уровень издержек обращения составил 27,8% в 2009 г. и 27% в 2010 г. Прибыль от реализации увеличилась на 9,7 тыс. р. (111,4%). В прошлом 2009 г. предприятие не имело прочих доходов, величина которых составила 47,8 тыс. р. в 2009 г. За счет получения в отчетном году прочих доходов прибыль до налогообложения предприятия в 2010 г. увеличилась на 22,6 тыс. р. (135,7%). Соответственно, рентабельность предприятия увеличилась на 0,2%, составив 1,4% в 2010 г. Чистая прибыль выросла на 11,2 тыс. р. (120,2%). Среднесписочная численность работников увеличилась на 1 человека, что обусловлено ростом товарооборота и необходимостью привлечения новых работников для повышения эффективности работы предприятия и роста качества обслуживания клиентов. Фонд оплаты труда вырос на 74,4 тыс. р., что произошло как за счет увеличения среднесписочной численности работников предприятия на 1 человека, так и за счет роста среднемесячной зарплаты на 200 руб. Размер торговой площади у предприятия не изменился за исследуемый период и составил 47 м2. В то же время товарооборот на кв.м. торговой площади вырос на 31,5 тыс. р. и говорит о росте эффективности использования имеющихся у предприятия торговых площадей.

Хозяйственную деятельность предприятия следует охарактеризовать как эффективную, прибыльную и рентабельную.

 

 

3 Анализ закупной деятельности и пути ее совершенствования в коммерческой деятельности

 

3.1 Источники закупки товаров и организация работы с поставщиками

 

Закупка товара традиционного аптечного ассортимента осуществляется преимущественно у компании ООО «Медэкспорт», а также у представительств национальных фармдистрибьюторов – ЗАО «Сиа-Интернейшнл», ООО «ЦВ Протек-22», ООО «Катрен», ООО «МЭДЛЭНД». Закупкой товаров занимается непосредственно руководитель аптеки – заведующий аптекой и его заместитель.

К функциям заместителя заведующего аптекой относятся: приём товара от поставщиков; оперативная связь с поставщиками, контрольно-аналитической лабораторией; составление заявок-заказов на лекарственные средства и ИМН; отпуск товара лечебно- профилактическим учреждениям и структурным подразделениям аптеки; контроль за соблюдением фармацевтического порядка; составление графика выхода на работу и другие, определённые функционально-должностной инструкцией.

Все препараты в аптеке снабжены сертификатом качества, и каждый покупатель в любой момент может его потребовать у провизора. Благодаря тесному сотрудничеству с производителями, оперативно реагируем на появление различных медицинских новинок.

В ООО «М-СФЕРА» с каждым поставщиком заключается договор на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, который является основным документом, регулирующим отношения сторон, определяет их права и обязанности по поставке товаров.

ГК РФ определяет понятие договора как соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении и прекращении гражданских прав и обязанностей. Договор может заключаться на 1,2,3,5 лет или иной период, а также на разовые поставки. Закупка товара производится на основе долговременных заключенных договор с оптовыми поставщиками фармацевтический и сопутствующих товаров. Для облегчения и ускорения оформления договорных отношений применяется пролонгация, то есть продление сроков действия договоров. Согласно ГК РФ возможно изменение и расторжение договора по соглашению сторон, если иное не предусмотрено Кодексом, законом или договором. Все споры, разногласия и вопросы по договору решаются путем переговоров, при недостижении согласия споры передаются на разрешение в суд в соответствии с законодательством РФ.

Запасы материалов, товаров пополняются за счет их поставок предприятиями-поставщиками на основании договоров. В последних предусматриваются: наименование материалов, количество, цена, срок поставки, порядок расчетов, способ транспортировки, санкции за несоблюдение условий договора и т.д.

Организация работы с поставщиками проиллюстрирована на рисунке 2.

 

 

092213 0133 3 Анализ закупочной деятельности предприятия

Основными документами, на основании которых поступают товары от поставщиков, являются следующие.

– сертификат соответствия;

– гигиеническое заключение;

– качественное удостоверение на продукцию;

– упаковочный ярлык (форма № ТОРГ-9);

– приемо-сдаточный акт;

– приемо-сдаточная накладная;

– приходный ордер (форма № М-4);

– требование — накладная (форма № М-11);

– накладная на внутреннее перемещение, передачу товаров, тары (форма № ТОРГ-13);

– журнал учета товаров на складе (форма № ТОРГ-17);

– накладная на передачу готовой продукции в места хранения (форма № МХ-18);

– накладная на отпуск материалов на сторону (форма № М-15);

– приказ-накладная;

– накладная (форма № 19);

– счет-фактура;

– счет (форма № 868);

– товарно-транспортная накладная (форма № 1 -Т);

– путевой лист грузового автомобиля (формы № 4-П и 4-С);

– акт инвентаризации продукции отгруженной (форма № ИНВ-4);

– акт инвентаризации расчетов за товарно-материальные ценности, находящиеся в пути (форма № ИНВ-6).

Основными документами, без которых предприятие не может вывести свою продукцию на рынок товаров, являются:

– сертификат соответствия;

– гигиеническое заключение;

– качественное удостоверение на продукцию;

– упаковочный ярлык.

Сертификат соответствия подтверждает безопасность продукции предприятия для жизни и здоровья потребителей, а также невозможность нанесения вреда их имуществу и окружающей среде.

Гигиеническое заключение свидетельствует о безопасности данной продукции для здоровья граждан в период всего жизненного цикла товара: при его производстве, эксплуатации и утилизации.

Качественное удостоверение на продукцию характеризует важные качественные показатели партии отгруженной продукции и содержит сведения о количестве товара в партии, весе, таре и упаковке.

Упаковочный ярлык описывает существенные свойства и параметры товара, связанные с его изготовлением, использованием и стоимостью. Выписывается в трех экземплярах на каждое отдельное место (ящик, тюк и др. тару). Один экземпляр вкладывается вместе с товаром в упаковку, второй прилагается к счету-фактуре, третий остается на складе.

Приемо-сдаточный акт, приемо-сдаточная накладная, накладная на передачу готовой продукции в место хранения (форма № МХ-18) и приходный ордер (форма № М-4) — это документы, применяемые для учета движения товарно-материальных ценностей между структурными подразделениями организации. Они используются для оформления выпуска и приемки готовой продукции на соответствующий склад. Этой же цели служат: требование — накладная (форма № М-11) и накладная на внутреннее перемещение, передачу товаров, тары (форма № ТОРГ-13).

Журнал учета товаров на складе (форма № ТОРГ-17) предназначен для учета сохранности и движения готовой продукции в пределах отведенных мест их хранения.

Накладная (форма № 19), накладная на отпуск материалов на сторону (форма № М-15) и приказ-накладная, предназначенные для выдачи поставщиком готовой продукции покупателю, относятся к категории товарных документов и содержат сравнительно подробные характеристики отгружаемой (или отправляемой) продукции. Иногда в них приводятся данные о стоимости (но они не являются обязательными). Эти документы должны быть дополнены соответствующими расчетно-платежными свидетельствами, к которым принадлежат: счет фактура и счет (форма №868). В счетах содержатся денежные требования к покупателям или подтверждения ранее проведенных ими платежей. Кроме того, в этих документах указываются некоторые характеристики товара. Особую роль играет счет-фактура — комбинированный товарный и расчетно-платежный документ и налоговое свидетельство. В нем помещаются требования по учету следующих налогов: НДС, акциза и налога с продаж. Скрупулезное заполнение, хранение и контроль исполнения данного документа — актуальная практическая задача бухгалтерского учета.

При ведении счетов-фактур необходимо фиксировать их в специальных журналах (выставленных и поступивших счетов-фактур), а операции по купле продаже отражать соответственно в книге покупок и книге продаж. Постоянное и пристальное внимание к счету-фактуре проявляют налоговые и финансовые органы. Правила оформления счетов-фактур, ведения журналов их учета, книг покупок и продаж изложены в постановлении Правительства РФ от 02.12. 2000 г. № 914 (с изменениями от 15.03.2001 г. №189).

Товарно-транспортная накладная (форма № 1-Т) и путевой лист грузового автомобиля (форма № 4-П) принадлежат к категории документов, оформляющих процесс перемещения продукции от поставщика к покупателю. Они содержат достаточно полные сведения о грузе и условиях его транспортировки.

Акт инвентаризации продукции отгруженной (форма № ИНВ-4) и акт инвентаризации расчетов за товарно-материальные ценности, находящиеся в пути (форма № ИНВ-6), используются для учета объемов продукции, отправленной покупателям, сохранности в пути следования, сроков перемещения и оперативности осуществления расчетных операций.

В основном в ООО «М-СФЕРА» поставщики осуществляют доставку товаров своим транспортом, а расходы по доставке товара включены в цену доставляемого товара.

3.2 Характеристика поставщиков товаров ООО «М-СФЕРА»

 

 

Началом аналитической обработки показателей деятельности организации является их группировка по однородным признакам (например, группировка показателей товарооборота по различным торговым организациям, входящим в аптечную сеть или распределение работников аптеки по образованию и стажу работы и т.д.).     Проведем оценку и группировку распределения завоза товаров в аптечную сеть по срокам исполнения заказов оптовыми поставщиками (таблица 2).

 

Таблица 2 – Выполнение заказов поставщиками за 2008 – 2010 г.

Показатель 

2008 г

2009 г

2010 г

Сделано заявок

564 

100 

581 

100 

594 

100 

Выполнено: 

  

  

  

  

  

  

в срок 

478 

84,75 

501 

86,23 

510 

85,86 

с просрочкой 2-3 дня

53 

9,40

48 

8,26 

54 

9,09 

С просрочкой 4- 5 дней

20 

3,55 

18 

3,10 

17 

2,86 

С просрочкой 6 – 10 дней

8 

1,42 

9 

1,55 

6 

1,01 

С просрочкой 11 – 20 дней

2 

0,35 

3 

0,52 

2 

0,34 

С просрочкой 21 – 30 дней

1 

0,18 

0 

0,00 

1 

<

0,17 

Более 30 дней 

1 

0,18 

0 

0,00 

1 

0,17 

Не выполнено заявок

1 

0,18 

2 

0,34 

3 

0,51 

 

 

    Данная группировка позволяет дать довольно положительную оценку работы поставщиков с точки зрения ритмичности и бесперебойности снабжения. Как видим, на протяжении всего исследуемого периода наибольшая часть заявок удовлетворялось в необходимый срок – удельный вес таких заявок составил 84,75% в 2008 г., 86,23% в 2009 г, 85,86% в отчетном 2010 г. В отчетном году доля выполненных срок заявок незначительно выше показателя базисного 2008 года. В то же время довольно значителен удельный вес заявок, которые были выполнены с некоторым опозданием – на 2 -3 дня – 9,40% в 2008 г., 8,26% в 2009 г. и 9,09% в отчетном году. При этом негативным фактом является рост доли подобных заявок в общей величине. Абсолютный прирост выполненных с задержкой заявок составил всего 1 заявку. На протяжении всего исследуемого периода были не выполнены: 1 заявка в 2008 г., 2 заявки в 2009 г. и 3 заявки в отчетном году. Данные заявки не были выполнены в связи со снятием ряда лекарственных и сопутствующих товаров с производства, то есть, обусловлены объективными причинами, не зависящими от поставщиков. В количественном плане довольно высок объем заявок, выполненных с задержкой 4 – 5 дня, что связано было в основном с задержками поставок от производителя и крупно-оптовых поставщиков, а также с поставками посредников-импортеров. Количество таких заявок снизилось, что следует отнести к положительным фактам. В то же время, если в 2008 г. величина таких заявок было 8, в 2009 г. – 7, то в отчетном 2010 году их число составило всего 6. На зависимость срока выполнения заявок также оказывает влияние и внешние факторы, как-то производители, таможенные органы, лицензирующие и сертифицирующие органы, транспортные организации. Так в 2008 году было выполнено 2 заявки с просрочкой 11 – 20 дней, в 2009 году их количество составило 3 (удельный вес всего 0,52%) , в отчетном 2010 году – 2 заявки (удельный вес 0,34%). С просрочкой 21 – 30 дня в 2008 и 2010 годах была выполнена 1 заявка, их удельный вес составил 0,18% в базисном 2010 году и 0,17% в отчетном 2010 г.

Динамику розничной реализации по отдельным товарным группам и товарам (в действующей и сопоставимой оценке) изучают путем составления табл. 2.

 

Таблица 2 – Информация о динамике и структуре розничного товарооборота ООО «М-СФЕРА»

 

 

Товарная группа 

Фактически за 2009 г.

Фактически за 2010 г.

Изменения в динамике розничного товарооборота, тыс. р.

Изменения в динамике структуры товарооборота (гр. 5 – гр. 3), %

Розничный товарооборот 2010 г. в % к прошлому году

Сумма, тыс. р.

удельный вес, %

В действующих ценах

В сопоставимых ценах, тыс. р.

В действующих ценах (гр 4 – гр. 2)

В сопоставимых ценах (гр. 6 – гр. 2)

в действующих ценах (гр. 4 : гр. 2 х х100)

В сопоставимых ценах (гр. 6 : гр. 2 х х 100)

Сумма, тыс. р.

удельный вес, %

1 

2 

3 

4 

5 

6 

7 

8 

9 

10 

11 

Товары для мужчин 

174,2 

4,8 

190,3 

4,6 

171,6 

+16,1 

-2,6 

-0,2 

109,2 

98,5 

Лекарственные средства

555,3 

15,3 

637,2 

15,4 

574,5 

+81,9 

+19,2 

+0,1 

114,7 

103,5 

Биологически активные добавки

359,3 

9,9 

413,8 

10,0

373,1 

+54,5 

+13,8 

+0,1 

115,2 

103,8 

Лечебная косметика

108,9 

3,0 

115,9 

2,8 

104,5 

+7 

-4,4 

-0,2 

106,4 

96,0 

Средства гигиены

435,5 

12,0 

500,7 

12,1 

451,5 

+65,2 

+16,0 

+0,1 

115,0 

103,7 

Товары для женщин 

366,6 

10,1 

397,2 

9,6 

358,2 

+30,6 

-8,4 

-0,5 

108,3 

97,7

Витамины

442,8 

12,2 

496,5 

12,0 

447,7 

+53,7 

+4,9 

-0,2 

112,1 

100,4 

Лечебное питание 

83,5 

2,3 

103,4 

2,5 

93,2 

+19,9 

+9,7 

+0,2 

123,8 

111,6 

Лечебные напитки 

87,1 

2,4 

99,3 

2,4 

895 

+12,2 

+2,4 

 

114,0 

102,8 

Ортопедия

174,3 

4,8 

198,63 

4,8 

179,1 

+24,3 

+4,8 

 

113,9

102,8 

Лекарственные травы

257,7 

7,1 

302,1 

7,3 

272,4 

+44,4 

+14,7 

+0,2 

117,2 

105,7 

Детские лекарственные средства

170,6 

4,7 

182,1 

4,4 

164,2 

+11,5 

-6,4 

-0,3 

106,7 

96,2 

Медицинская техника и оборудование

108,8 

3,0 

128,3 

3,1 

115,7 

+19,5 

+6,9 

+0,1 

117,9

106,3 

Средства ухода за больными

123,4 

3,4 

136,5 

3,3 

123,1 

+13,1 

-0,3 

-0,1 

110,6 

99,8 

Прочие сопутствующие товары

181,5 

5,0 

235,8 

5,7 

212,7 

+54,3 

+31,2 

+0,7 

129,9 

117,2 

Всего 

3629,5 

100 

4137,7 

100 

3731,0 

+508,2 

+101,5 

 

114,0 

102,8 

092213 0133 4 Анализ закупочной деятельности предприятия092213 0133 5 Анализ закупочной деятельности предприятия

Розничная реализация всех товаров в действующих ценах в динамике растет высокими темпами, что вызвано в основном повышением розничных цен. В сопоставимой оценке продажа отдельных товаров по сравнению с прошлым годом снизилась, в связи с чем потери в товарообороте составили 22,1 тыс. р. (2,6 + 4,4 + 8,4 + 6,4 + 0,3).

Неравномерность развития розничного товарооборота в ассортиментном разрезе в динамике привела к изменению его структуры, которая характеризуется удельным весом (долей) отдельных товарных групп и товаров в общем объёме товарооборота. Так, по сравнению с прошлым годом возросла доля в товарообороте медикаментов, сопутствующих медицинских товаров, и соответственно уменьшился удельный вес других товарных групп аптечных товаров.

 

 

3.3 Анализ товарных запасов ООО «М-СФЕРА»

 

Влияние показателей товарного баланса на развитие розничного товарооборота можно определить, применив следующую формулу:

 

Р = Зи + П — В – Зк (1)

 

Следовательно, на выполнение плана и динамику розничного товарооборота положительное влияние оказывают завышенные товарные запасы на начало изучаемого периода (если товары пользуются спросом) и рост поступления товаров, отрицательное — увеличение прочего выбытия товаров и завышенные товарные запасы на конец анализируемого периода.

Анализ товарных ресурсов торгового предприятия начинают с составления и изучения товарного баланса. Причем все показатели отражаются в товарном балансе по розничной стоимости. В товарный баланс должны включаться все запасы товаров (текущие, сезонные и досрочного завоза). За плановые товарные запасы на начало года берут их нормативы на четвертый квартал прошлого года, на конец года — нормативы четвертного квартала отчетного года. Если отсутствуют плановые или фактические данные о поступлении товаров, то их можно определить по следующей формуле:

 

П = Р + В + Зк – Зн. (2)

 

У аптеки имеются следующие данные о движении товаров (табл. 3).

 

Таблица 3 – Товарный баланс по ООО «М-СФЕРА» в действующих ценах, тыс. р.

 

Показатель 

Фактически за 2009 год

2010 г.

отклонение 

Повлияли 

 

план 

 

фактически

От плана

От

2009 г.

На выполнение плана товарооборота

На динамику товарооборота

Товарные запасы на начало года

385,2

408,3

416,0

+7,7

+30,8

+7,7

+30,8

Поступление товаров

375,9

4163,4

4275,8

+112,4

+515,9

+112,4

+515,9

Прочее выбытие товаров

99,6

94,5

102,7

+8,2

+3,1

-8,2

-3,1

Товарные запасы на конец года

416,0

452,2

451,4

-0,8

+35,4

+0,8

-35,4

Розничная реализация товаров

3629,5

4025,0

4137,7

+112,7

+508,2

+112,7

+508,2

Прочее выбытие товаров в % к объему их поступления

2,6

2,3

2,4

+0,1

-0,2

х

х

 

Розничный товарооборот по сравнению с планом возрос за счет сверхнормативных товарных запасов на начало года (+7,7 тыс. р.), перевыполнения плана поступления товаров (+112,4 тыс. р.) и снижения товарных запасов по сравнению с планом на конец отчетного года (+0,8). Возможности увеличения товарооборота уменьшились в связи с ростом прочего выбытия товаров (-8,2 тыс. р.). ООО «М-СФЕРА» в прочее выбытие товаров включает товарные потери, порчу и уценку аптечных товаров, их недостачу, а также оптовую реализацию излишествующих товаров. В связи с этим увеличение по сравнению с планом и в динамике прочего выбытия товаров с отрицательной стороны характеризует его торговую деятельность.

По сравнению с прошлым годом объем товарооборота увеличился за счет завышенных товарных запасов на начало года (+30,8 тыс. р.), роста поступления товаров (+515,9 тыс. р.). Возможности роста товарооборота в динамике уменьшились в результате увеличения товарных запасов на конец года (—35,4 тыс. р.) и роста прочего выбытия товаров (-3,1 тыс. р.).

Для обеспечения ритмичной работы, широкого выбора товаров и наиболее полного удовлетворения спроса покупателей в розничной торговой сети и на складах должны быть определенные товарные запасы.

Фактические товарные запасы в первом квартал отчетного года по ООО «М-СФЕРА» составили:

на 01.01.09 г.– 420,7 тыс. р.;

на 1.03.09 г. – 426,9 тыс. р.

на 1.04.09 г. – 4298 тыс. р.

Фактический розничный товарооборот за первый квартал равен 925,7 тыс. р..

Товарные запасы в первом квартале по торговому предприятию составили (в днях):

на 1.01 4 16,0 : (9 25,7: 90) = 4,04 тыс. р.;

на 1.02 4 20,7 : (925,7: 90) = 4,09 тыс. р.;

на 1.03 4 26,9: (9 25,7: 90) = 4,15 тыс. р.;

на 1.04 4 29,8 : (9 25,7: 90) = 4,18 тыс. р.

Оценку состояния товарных запасов следует давать, прежде всего, в днях, т.е. увязывать их размер со степенью выполнения плана и динамикой развития розничного товарооборота. Норматив товарных запасов (в днях) на первый квартал по торговому предприятию установлен в размере 40,2 дня. Таким образом, товарные запасы в первом квартала завышены:

на 1.01 – на 0,2 дня (40,4 – 40,2);

на 1.02 – на 0,7 дня (40,9 – 40,2);

на 1.03 – на 1,3 дня (41,5 – 40,2)

на 1.04 – на 1,6 дня (41,8 – 40,2).

В процессе анализа устанавливают, как товарные запасы обеспечивают развитие товарооборота и бесперебойное снабжение потребителей необходимыми товарами; изучают причины выявленных отклонений фактических запасов товаров от установленных нормативов. Такими причинами могут быть: невыполнение или перевыполнение плана товарооборота; невыполнение или перевыполнение плана поступления товаров; завоз товаров, не пользующихся спросом, или в размерах, превышающих спрос; неравномерное поступление товаров; неправильное распределение товарных ресурсов между отдельными торговыми предприятиями и их подразделениями; отсутствие достаточной информации у населения об имеющихся в торговой сети товарах, способах их потребления; недостатки в организации торговли и другой маркетинговой деятельности. Товарные запасы в сумме обычно снижаются, если поступление товаров отстает от темпов увеличения товарооборота, и повышаются при опережающих темпах роста поступления товаров.

При проведении анализа товарных запасов составляют таблицу 4.

Товарные запасы текущего назначения в изучаемом периоде в небольших размерах отклонялись от установленных нормативов. Однако на конец анализируемого периода они оказались заниженными (в сумме и в днях оборота), что отрицательно скажется на развитии торговли в будущем году.

Товарные запасы на конец квартала одновременно являются и остатками товаров на начало следующего квартала. В связи с этим их следует также сопоставлять с нормативом в дням на следующий квартал. Предварительно необходимо фактически товарные запасы на конец квартала определить в днях исходя плана товарооборота на следующий квартал. Фактические запасы товаров по фирме «М-СФЕРА» на конец первого квартала (на 1 апреля) составили 429,8 тыс. р.

 

Таблица 4 – Проверка соблюдения нормативов товарных запасов в действующей оценке по ООО «М-СФЕРА» за 2010 г.

Квартал отчетного года

Единица измерения

Норматив товарных запасов

Фактический товарный запас 

Отклонение от норматива товарных запасов

На начало квартала

На первое число 2-го месяца квартала

На первое число 3-го месяца квартала

На конец квартала

На начало квартала (гр. 4– гр. 3)

На первое число 2-го месяца квартала (гр.5 – гр. 3)

На первое число 3-го месяца квартала (гр. 6– гр. 3)

092213 0133 6 Анализ закупочной деятельности предприятияНа конец квартала (гр. 7– гр. 3)

 

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

I

тыс. р.

402,04

416,0

420,7

426,9

429,8

+14,0

+18,7

+24,9

+27,8

 

дни

40,2

40,4

40,9

41,5

41,8

+0,2

+0,7

+1,3

+1,6

II 

тыс. р.

418,6 

429,8 

434,0 

430,1 

432,7 

+11,2 

+15,4 

+11,5 

+14,1 

 

дни 

40,0

42,3 

42,8 

42,4 

42,6 

+2,3 

+2,8 

+2,4 

+2,6 

III 

тыс. р.

433,9 

432,7 

443,5 

450,7 

456,1 

-1,2 

+9,6 

+16,8 

+22,2 

 

дни 

39,6 

38,2 

39,1 

39,7 

40,2 

-1,4 

-0,5 

+0,1 

+0,6 

IV 

тыс. р.

4522 

456,1 

440,9 

446,7 

451,4 

+3,9 

-11,3 

-5,5 

-0,8 

 

дни 

34,0 

32,1 

31,1 

31,5 

31,8 

-1,9 

-2,9 

-2,5 

-2,2 

 

 

092213 0133 7 Анализ закупочной деятельности предприятия

 

На второй квартал план товарооборота установлен в размере 941,8 тыс. р. Фактические товарные запасы в днях на конец первого квартала, исчисленное к плановому товарообороту второго квартала, составили 41,1 дня [429,8 : (941,8 : 90)]. Норматив товарных запасов на второй квартал установлен в размере 40,0 дня. Следовательно, торговое предприятие на начало второго квартала имеет завышенные товарные запасы на 1,1 дня (41,1 – 40,0), что создаст определенные возможности в развитии розничного товарооборота.

Анализ товарных запасов проведем также в динамике. Фактические запасы товаров на первые числа месяца в каждом квартале (в сумме и в днях оборота) сравнивать с данными на начало квартала (таблица 5). В результате устанавливаем, не было ли резких колебаний в фактических товарных запасах в течение каждого квартала и года.

Анализ товарных запасов в динамике за год проводим как в действующих, так и в сопоставимых ценах. Объем пересчитываем в сопоставимые цены запасы товаров на конец отчетного 2010 года, разделив их на индекс розничных цен. Затем сравнив суммы товарных запасов в действующих и сопоставимых ценах, определяют влияние инфляционных факторов на их размер. Для выявления и мобилизации резервов их сокращения и оптимизации необходимо в таблицах выделять залежалые и ходовые товары.

Плановые среднегодовые товарные запасы (Зср) рассчитываться по формуле средней арифметической (путем суммирования их нормативов на четыре квартала отчетного года и делением полученного итога на четыре) или по формуле средней хронологической следующим образом:

 

Зср = (1/2З12 +… З n-1 +1/2Зn)/(n -1 ) (3)

где З1, З2,…, Зn — запасы товаров на отдельные даты изучаемого периода;

n — число дат, за которые взяты данные.

 

 

 

 

Таблица 5 – Проверка соблюдения нормативов товарных запасов в действующей оценке по ООО «М-СФЕРА» за 2010 г.

Квартал отчетного года

Единица измерения

Фактический товарный запас 

Отклонение от норматива товарных запасов

На начало квартала

На первое число 2-го месяца квартала

На первое число 3-го месяца квартала

На конец квартала

На первое число 2-го месяца квартала (гр.5 – гр. 3)

На первое число 3-го месяца квартала (гр. 6– гр. 3)

На конец квартала (гр. 7– гр. 3)

1 

2 

4 

5 

6 

7 

8 

9 

10

I 

тыс. р.

416,0 

420,7 

426,9 

429,8 

+4,7

+10,9

+13,8 

 

дни 

40,4 

40,9 

41,5 

41,8 

+0,5 

+1,1 

+1,4 

II 

тыс. р.

429,8 

434,0 

430,1 

432,7 

+4,2 

+0,3 

+2,9 

 

дни 

42,3 

42,8 

42,4 

42,6 

+0,5 

+0,1 

+0,3 

III 

тыс. р.

432,7 

443,5 

450,7 

456,1 

+10,8 

+18,0 

+23,4 

 

дни 

38,2 

39,1 

39,7 

40,2 

+0,9 

+1,5 

+2,0 

IV 

тыс. р.

456,1 

440,9 

446,7 

451,4 

-15,2 

-9,4 

-4,7 

 

дни 

32,1 

31,1 

31,5 

31,8 

-1,0 

-0,6 

-0,3 

 

 

092213 0133 8 Анализ закупочной деятельности предприятия

 

При использовании формулы средней хронологической плановые среднегодовые товарные запасы рассчитывают следующим образом: к 1/2 норматива товарных запасов четвертого квартала прошлого года добавляют полные их нормативы на первый, второй, третий кварталы и 1/2 норматива четвертого квартала отчетного года и полученный итог делят на четыре.

Рассчитаем плановые среднегодовые товарные запасы по фирме «М-СФЕРА» по формуле средней арифметической:

З ср. по плану = (402,0 +418,6 +433,9 +452,2)/4 = 426,7 тыс. р. (4)

Фактические среднегодовые товарные запасы обычно определяют по формуле средней хронологической по данным на тринадцать дат (на начало каждого месяца и на конец года). Фактические среднегодовые текущие товарные запасы по торговому предприятию равны:

З ср. факт = (1/2* 416,0 + 420,7+ 426,9 + 429,8 + 434,0 + 430,1 + 432,7 +

+ 443,5 +450, 7 + 456,1 + 440,9 + 446,7 + ½* 4514)/ 12 = 437,1 тыс. р.

Таким образом, фактические среднегодовые товарные запасы больше плановых на 104 тыс. р. (437,1 – 426,7). Их размер зависит от двух факторов: 1) от изменения объема товарооборота; 2) от ускорения или замедления товарооборачиваемости. Торговое предприятие перевыполнило план товарооборота на 2,8 % и за счет этого средние товарные запасы возросли на 119 тыс. р. (426,7 х 2,8 : 100). В связи с увеличением объема товарооборота в динамике по ООО «М-СФЕРА» на 14,0 %, товарные запасы должны возрасти только на 3,75 %.

При ускорении оборачиваемости товаров товарные запасы относительно уменьшаются, при замедлении — растут. В связи с изменением товарооборачиваемости они по торговой фирме уменьшились на 1,5 тыс. р. [(+10,4) — (+11,9)].

Товарооборачиваемость является одним из важнейших качественных показателей в торговле. Под товарооборачиваемостью понимается время обращения товаров со дня их поступления до дня реализации, а также скорость оборота товаров. Время обращения характеризует среднюю продолжительность пребывания товаров в виде товарного запаса. Скорость оборота показывает, сколько раз в течение изучаемого периода произошло обновление товарных запасов. Следует отметить, что оборачиваются не сами товары, а вложенные в них средства. После продажи товары в торговлю не возвращаются, а идут на удовлетворение материальных и духовных потребностей покупателей. Ускорение товарооборачиваемости имеет большое народнохозяйственное значение: высвобождаются оборотные средства, вложенные в товарные запасы, снижаются потери товаров и другие торговые расходы, сохраняется качество товаров, улучшается обслуживание покупателей и т.п. Замедление времени обращения товаров требует дополнительного привлечения кредитов и займов, ведет к росту издержек обращения, уменьшению прибыли, ухудшению финансового положения предприятия.

Товарооборачиваемость в днях (время обращения товаров) определяют на основе данных о средних товарных запасах и товарообороте по одной из следующих формул:

Тдн = Зср *Д /P. (5)

или

Тдн = Зсрдн. (6)

где Тдн – товарооборачиваемость в днях;

Д – количество дней анализируемого периода (год – 360 дней, квартал –90 и месяц – 30 дней);

Р – розничный товарооборот за изучаемый период;

Рдн — среднедневной объем розничного товарооборота.    

По формуле (13) определим время обращения товаров по ООО «М-СФЕРА» (в днях):

фактически за прошлый год 3992, : (36 29,5 : 360) = 39,6;

по плану на отчетный год 426,7 : (40 25,0 : 360) = 38,2;

фактически за отчетный год 437,1 : (41 37,7 : 360) = 38,0.

По торговому предприятию товарооборачиваемость по сравнению с планом ускорилась на 0,2 дня (38,0 – 38,2), в динамике она ускорилась на 1,6 дня (38,0 –39,6). Для определения суммы средств, высвобожденных или дополнительно вложенных за счет изменения товарооборачиваемости, необходимо ускорение (замедление) времени обращения товаров в днях умножить на фактический среднедневной товарооборот отчетного года. По фирме «М-СФЕРА» фактический среднедневной товарооборот в отчетном году составил 11,4936 тыс. р. (41 37,7 : 360). Ускорение товарооборачиваемости по сравнению с планом на 0,2 дня высвободило оборотных средств 23 млн р. [(11,4936 х (-0,2)]. Ускорение времени обращения товаров по сравнению с прошлым годом на 1,6 дня высвободило средства, вложенные в товарные запасы, в сумме 18,4 тыс. р.[11,4936 х (-1,6)].

Товарооборорачиваемость в количестве оборотов (скорость обращения товаров) можно рассчитать по следующим формулам:

Тоб = P /Зср, или Тоб =Д/Тдн , (7)

где Тоб – товарооборачиваемость в количестве оборотов (скорость обращения товаров).

По торговому предприятию скорость обращения товаров составила (в оборотах):

-фактически за прошлый год 3629,5 : 399,2 = 9,1

-по плану за отчетный год 4025 : 426,7 = 9,4

— фактически за отчетный год 4137,7 : 437,1 = 9,5.

Следовательно, в отчетном 2010 г. товарные запасы фактически обновлялись 9,5 раза при плане 9,4 раза. В динамике оборачиваемость товаров увеличилась на 0,4 оборота.

 

3.4 Пути совершенствования закупочной деятельности в ООО «М-СФЕРА»

 

Для выявления резервов нормализации товарных запасов, ускорения товарооборачиваемости необходимо проанализировать состав товарных запасов и прежде всего наличие залежалых и неходовых товаров. Для этого привлекают информацию об уценке и распродаже товаров, оптовой реализации излишествующих товаров, бартерных сделках и т.п. По данным актов переоценки товаров и информации об их распродаже можно изучить целесообразность и эффективность переоценки. Необходимо также проанализировать правильность размещения товарных запасов в магазинах. На практике нередки случаи, когда на торговых предприятиях большая часть товаров находится в подсобных складских помещениях, что ведет к замедлению товарооборачиваемости, образованию залежалых и неходовых товаров. Снизить товарные запасы до оптимальных размеров можно за счет равномерного и частого завоза товаров, оптовой реализации излишне завезенных товаров другим торговым предприятиям, совершенствования организации торговли, рекламы, проведения покупательских конференций, выставок-продаж товаров и т.д.

Ключевым моментом функционирования посреднических фармацевтических фирм становится экономия на издержках обращения. Другое направление — конкурентоспособное ценообразование в условиях жесткого государственного регулирования, способствующее возможности получения прибыли при минимально допустимых или недопустимых для конкурентов ценах. Третьим направлением является формирование оптимального ассортимента товаров, доступных по цене для разных сегментов потребителей при расширении и углублении его в низком и среднем ценовом диапазоне за счет генерических форм. При этом ассортиментная политика должна быть тесно увязана с серьезной диверсификацией в направлении расширения вспомогательного нелекарственного ассортимента. 

Эффективное управление товарным ассортиментом позволяет фармацевтическому предприятию: 

– сократить количество продаж, утраченных вследствие отсутствия необходимых товаров; 

– ускорить товарооборачиваемость; 

– уменьшить излишки товаров; 

– снизить риск списания товаров в связи с окончанием срока годности; 

– минимизировать суммарные затраты, связанные с запасами. 

С точки зрения логистики, управление товарными запасами — это процесс балансирования между двумя взаимоисключающими тенденциями: сокращением суммарных затрат, направленных на содержание запасов, и обеспечением наличия запасов, достаточных для безотказной реализации. При этом увеличение товарных запасов по качеству и количеству целесообразно до тех пор, пока экономический эффект превышает затраты на содержание дополнительных запасов и отвлечение оборотных средств. 

Для реализации ассортиментной политики необходимо постоянно осуществлять контроль товарных запасов. Он состоит в подсчете имеющихся в конкретном месте запасов, а также в отслеживании процесса их увеличения или уменьшения. Учет и анализ может проводиться вручную или с помощью компьютерных технологий. Главное отличие в скорости, точности и стоимости. 

С целью осуществления желаемой политики управления товарными запасами необходимо разработать процедуры контроля. Они должны определять частоту проверок, уровень запасов и сравнение с параметрами запасов, которые, в свою очередь, будут влиять на время и объем повторного заказа. 

Развитие национального фармацевтического рынка показывает, что большинство аптек в отличие от оптовых фармацевтических фирм не внедряют системы автоматизированного учета и анализа деятельности вследствие относительно высокой стоимости для них информационных технологий и компьютерной техники, а также отсутствия мотивации у руководства и персонала аптек к использованию информационных систем. 

Как наиболее доступный метод мониторинга товарного ассортимента может быть использован логистический подход, базирующийся на классификации товарооборота и товарных запасов, измеряемых в единицах реализации или запаса (ABC-анализ), и их классификации по структуре потребления (XYZ-анализ) . 

ABC-анализ — один из вариантов математико-статистических методов анализа, используемый для исследования частоты определенных экономических явлений и фактов. Его синонимами является первоначальный анализ, правило 80/20 и принцип Парето. С помощью этого метода осуществляется классификация или распределение существующей совокупности соответственно избранным критериям на три группы, а именно А, В и С. Эта классификация показывает одновременно ранг и позволяет выделить основные пункты, особенно важные для целенаправленных мероприятий управления. Как правило, используют два критерия. Они могут быть разными:

с одной стороны, количество позиций лекарственных средств, аптек, поставщиков и др.; 

– с другой — товарооборот, стоимость запасов, объем потребления лекарств, затраты, доход и т. п. 

Развитием АВС-анализа является его комбинирование с XYZ-анализом, базирующимся на тех же принципах, что и ABC-анализ. При этом учитывается три критерия, один из которых в большинстве случаев определяется во временном отношении. 

Матричная проекция ABC и XYZ-анализов представляет собой не что иное как аналоговую модель, позволяющую принимать стратегические решения относительно рыночной политики предприятия от состояния «как есть» до состояния «как быть». При этом между указанными параметрами существует циклическая взаимосвязь 

Внедрение интегрированного АВС и XYZ-анализа в практику работы фармацевтических фирм обеспечит эффективное управление товарным ассортиментом, что в свою очередь будет способствовать сокращению количества утраченных продаж, ускорению товарооборачиваемости, уменьшению излишков товаров, снижению риска их списания, минимизации суммарных затрат, связанных с запасами. 

 

 


 

<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 1.19MB/0.00170 sec

WordPress: 24.61MB | MySQL:120 | 4,508sec