Экономический анализ производства продукции » Буквы.Ру Научно-популярный портал<script async custom-element="amp-auto-ads" src="https://cdn.ampproject.org/v0/amp-auto-ads-0.1.js"> </script>

Экономический анализ производства продукции

<

102013 0128 1 Экономический анализ производства продукцииИсходные данные представлены в таблице 1.

 

Таблица 1.1 – Исходные данные для выполнения работы

 

Условие расчета 

Объем выпущенной продукции, тыс. шт.

Цена руб.

А 

Б 

В 

А 

Б 

В 

база (февраль)

80

150

180

40

50

75

отчет (март)

120

120

190

40

50

75

 

Факторный анализ предполагает, прежде всего, установление связи между факторами и определение вида этой связи, т.е. представление ее в виде математической формулы.

В данной работе на основе факторов K и Ц можно определить объем выпуска продукции в денежном выражении. В связи с тем, что в работе не предусматривается ни выпуск полуфабрикатов для реализации ан сторону, ни услуги промышленного характера на сторону, объем товарной продукции (В) будет состоять только из готовой продукции в денежном выражении. Формула будет иметь вид:

В = K*Ц

Расчет объема товарной продукции необходимо представить в виде таблицы 1.

По строке «Итого» в графах «Ц0» и «Ц1» приводится средняя цена, которая определяется как средняя арифметическая взвешенная (в работе определить с точностью шесть знаков после запятой).

В таблице 1 приняты следующие обозначения:

ТР – темп роста;

ТПР темп прироста

 

 

Таблица 1– Расчет объема товарной продукции и изменения

 

 

 

102013 0128 2 Экономический анализ производства продукцииВид продукции

база

отчет

Изменение продукции товарной

Объем продажи в натуральном выражении (Ko), тыс. шт.

Цена продажи за 1 шт. (Ц0), руб.

Выручка от продажи (В0), тыс. руб.

Объем продажи в натуральном выражении (K1), тыс. шт.

Цена продажи за 1 шт. (Ц1), руб.

Выручка от продажи (В1), тыс. руб.

абсолютное, тыс. руб. 

ТР, %

гр. 7 : гр 4

ТПР, %

1 

2 

3 

4 

5 

6 

7 

8 

9 

10 

А 

80 

40 

3200 

120 

40 

4800 

1600 

150 

50 

Б 

150 

50 

7500 

120 

50 

6000 

-1500 

80 

-20 

В 

180 

75 

13500 

190 

75 

14250 

750 

105,56 

5,56 

ИТОГО 

410 

59,024 

24200 

430 

58,256 

25050 

850 

103,51 

3,51 

102013 0128 3 Экономический анализ производства продукции

 

Количественное измерение влияния факторов на изменение результативного показателя проводится различными методами детерминированного факторного анализа.

Проведем факторный анализ модели В = K* Ц:

по изделиям А, Б и В с использованием метода цепных подстановок

для изделия А

В0 = K0* Ц0 = 80*40 = 3200

Вусл = K1.* Ц0 = 120*40= 4800

В1 = K1* Ц1 =120*40= 4800

Как видим за счет изменения величины выпуска продукции произошло увеличение объема товарной продукции на

DВDK = Вусл – В0 = 4800 – 3200 = 1600 тыс. руб.

Соответственно, за счет изменения цены – выручка не изменилась.

Итого общее влияние равно 1600 тыс. руб.

для изделия Б

В0 = K0* Ц0 = 150*50 = 7500

Вусл = K1* Ц0 = 120*50 = 6000

В1 = K1* Ц1 = 120*50 = 6000

Как видим за счет изменения величины выпуска продукции произошло снижение объема товарной продукции на

DВDK = Вусл – В0 = 6000 – 7500 = 1500 тыс. руб.

Соответственно, за счет изменения цены – выручка не изменилась.

для изделия В

В0 = K0* Ц0 = 180*75 = 13500

Вусл = K1.* Ц0 = 190*75= 14250

В1 = K1* Ц1 =190*75= 14250

Как видим за счет изменения величины выпуска продукции произошло увеличение объема товарной продукции на

DВDK = Вусл – В0 = 14250 – 13500 = 750 тыс. руб.

Соответственно, за счет изменения цены – выручка не изменилась.

Также определим влияние факторов на общую величину товарной продукции.

В0 = K0* Ц0 = 310*59,024 = 24200

Вусл = K1.* Ц0 = 430*59,024 = 25380,32

В1 = K1* Ц1 = 430*58,256 = 25050

Как видим за счет изменения величины общего выпуска продукции произошел рост объема товарной продукции на

DВDK = Вусл – В0 = 25380,32 – 24200 = 1180,32 тыс. руб.

<

Соответственно за счет изменения цены – снижение объема товарной продукции в отчетном периоде на

DВDЦ = В1 – Вусл = 25050 – 25380,32 = — 330,32 тыс. руб.

Баланс факторов

DВ
=
DВDK + DВDЦ = 1180,32 +(-330,32) = 850 тыс. руб.

Доля факторов

102013 0128 4 Экономический анализ производства продукции

102013 0128 5 Экономический анализ производства продукции

Далее необходимо произвести расчет методом абсолютных разниц

Для изделия А

DВ0 = (K1 – K0)* Ц1. = (120 – 80) 40 = 1600

DВусл = K0 * (Ц1 – Ц0) = 80* (40 – 40) = -0

Итого 1600 тыс. руб.

Для изделия Б

DВ0 = (K1 – K0)* Ц1. = (120– 150) 50 = -1500

DВусл = K0 * (Ц1 – Ц0) = 150* (50 – 50) = 0

Итого -1500 тыс. руб.

Для изделия В

DВ0 = (K1 – K0)* Ц1. = (190– 180) 75 = 750

DВусл = K0 * (Ц1 – Ц0) = 180* (75 – 75) = 0

Итого 750 тыс. руб.

 

Проведем расчет для общей величины выручки:

DВ0 = (K1 – K0)* Ц1. = (430 – 410) 58,256 = 1165,12

DВусл = K0 * (Ц1 – Ц0) = 410* (58,256 – 59,024) = -315,12

Баланс факторов

DВ
=
DВDK + DВDЦ = 1165,12 +(-315,12) = 850 тыс. руб.

Рассчитаем с помощью методы относительных разниц. Метод относительных разниц применяется для измерения влияния факторов на прирост результативного показателя только в мультипликативных и аддитивно-мультипликативных моделях.

Имеем модель вида В = К*Ц

В данном случае изменение результативного показателя определяется следующим образом

102013 0128 6 Экономический анализ производства продукции

Согласно этому правилу, для расчета влияния первого фактора необходимо базисную (плановую) величину результативного показателя умножить на относительный прирост первого фактора, выраженного в виде десятичной дроби. Чтобы рассчитать влияние второго фактора, нужно к плановой (базисной) величине результативного показателя прибавить изменение его за счет первого фактора и затем полученную сумму умножить на относительный прирост фактора.

Рассчитаем для модели А

102013 0128 7 Экономический анализ производства продукции

Таким образом, увеличение объема выпуска продукции А привело к росту выручки на 1600 тыс. руб.

Рассчитаем для продукции Б

102013 0128 8 Экономический анализ производства продукции

Таким образом, снижение объема выпуска продукции Б привело к снижению выручки на 1500 тыс. руб.

Рассчитаем для продукции В

102013 0128 9 Экономический анализ производства продукции

Таким образом, увеличение объема выпуска продукции В привело к росту выручки на 750 тыс. руб.

Рассчитаем для всех видов продукции

102013 0128 10 Экономический анализ производства продукции

Баланс факторов

DВ
=
DВDK + DВDЦ = 1180,24 +(-330,24) = 850 тыс. руб.

Таким образом, увеличение объема выпуска продукции привело к росту выручки на 1180,49 тыс. руб., а снижение цены к привело к снижению выручки на 330,24 тыс. руб.

Интегральный метод позволяет устранить недостаток способа элиминирования, когда в расчетах исходят из того, что факторы изменяются независимо друг от друга. В то же время, на самом же деле возникает дополнительное изменение результативного показателя, так как факторы действуют взаимосвязано. Алгоритм расчета влияния факторов на результативный показатель интегральным методом для трехфакторной мультипликативной модели типа y = a b следующий:

ΔYa = ½ Δa (b0 + b1)

ΔYb = ½ Δb (a0 + a1)

Рассчитаем для продукции А

Влияние изменения объема продаж на выручку от продажи продукции А

ΔВК = ½ ΔК (Ц0 + Ц1) = ½ *40 (40+ 40) = 1600

Влияние изменения цены продажи на выручку от продажи продукции А

ΔВЦ = ½ ΔЦ (К0 + К1) =1/2 * 0(80 +120) = 0

Итого общее влияние составляет 0 тыс.р.

Рассчитаем для продукции Б

Влияние изменения объема продаж на выручку от продажи продукции Б

ΔВК = ½ ΔК (Ц0 + Ц1) = ½ *(-30) (50 + 50) = – 1500

Влияние изменения цены продажи на выручку от продажи продукции Б

ΔВЦ = ½ ΔЦ (К0 + К1) =1/2 * 0(150 +120) = 0

Итого общее влияние составляет -1500 тыс.р.

Рассчитаем для продукции В

Влияние изменения объема продаж на выручку от продажи продукции В

ΔВК = ½ ΔК (Ц0 + Ц1) = ½ *10 (75+ 75) = 750

Влияние изменения цены продажи на выручку от продажи продукции В

ΔВЦ = ½ ΔЦ (К0 + К1) =1/2 * 0(180 +190) = 0

Итого общее влияние составляет 750 тыс.р.

Баланс факторов

DВ
=
DВDK + DВDЦ = В1 – Вусл = -4820 тыс. руб.

Рассчитаем для всех видов продукции

Влияние изменения объема продаж на выручку от продажи продукции

ΔВК = ½ ΔК (Ц0 + Ц1) = ½ *20 (59,024 + 58,256) = 1172,8

Влияние изменения цены продажи на выручку от продажи продукции

ΔВЦ = ½ ΔЦ (К0 + К1) =1/2 * (58,256 – 59,024)(410 +430) = -322,8

Итого общее влияние составляет 850 тыс.р.

Баланс факторов

DВ
=
DВDK + DВDЦ = В1 – Вусл = 850 тыс. руб.

Индексный метод основан на относительных показателях динамики, пространственных сравнений, выражающих отношение фактического уровня анализируемого показателя в отчетном периоде к его уровню в базисном периоде.

 

Вид 

Базисный период

Отчетный период

Произведение 

Индексы 

Кол-во, К0

Цена, Ц0

Кол-во, К1

Цена, Ц1

К0* Ц0

К1* Ц1

К1* Ц0

iq10

ip=Цp10

А

80 

40 

120 

40 

3200 

4800 

4800 

1,5 

1 

Б

150 

50 

120 

50 

7500 

6000

6000 

0,8 

1 

В

180 

75 

190 

75 

13500 

14250 

14250 

1,05556 

1 

ИТОГО 

 

 

 

 

24200 

25050 

25050 

 

 

 

Для продукции А

Влияние объема реализации

ΔК = К1Ц0 – К0Ц0 = 120*40 – 80*40 = 1600

Влияние цены продажи

ΔЦ = К1Ц1– К1Ц0 = 120(40– 40) = 0

Общее влияние двух факторов 1600 тыс. р.

 

Для продукции Б

Влияние объема реализации

ΔК = К1Ц0 – К0Ц0 = 50(150 – 120) = 1500

Влияние цены продажи

ΔЦ = К1Ц1– К1Ц0 = 120(50 – 50) = 0

Общее влияние двух факторов 1500 тыс. р.

Для продукции В

Влияние объема реализации

ΔК = К1Ц0 – К0Ц0 = 75(190 – 180) = 750

Влияние цены продажи

ΔЦ = К1Ц1– К1Ц0 = 190 (75 – 75 ) = 0

Общее влияние двух факторов 750 тыс. р.

Теперь произведем анализ индексным методом в целом по всему выпуску (по всем трем изделиям) с помощью расчета индекса общего товарооборота

102013 0128 11 Экономический анализ производства продукции

Рассчитаем влияние изменения цены и объема выпуска продукции на объем товарной продукции:

102013 0128 12 Экономический анализ производства продукции тыс .руб.

за счет изменения выпуска продукции:

102013 0128 13 Экономический анализ производства продукциитыс. руб.

за счет изменения цен на продукцию:

102013 0128 14 Экономический анализ производства продукциитыс. руб.

Полученный результат сравним с результатом, полученный путем суммирования по отдельным видам изделий, произведенным выше. Как видим, результаты аналогичны.

Таким образом, на изменение объем продажи влияет только изменение объемов производства.

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

  1. Ковалев А.И. Анализ хозяйственного состояния предприятия. – М.: Экономика, 2009.
  2. Крейнина М.Н. Финансовый менеджмент. — М.: Дело и Сервис, 2010.
  3. Савицкая Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятий. – М.: Учеб.-ИП «Экоперспектива», 2008.
  4. Шеремет А.Д., Сайфуллин Р.С. Методика финансового анализа. — М.: ИНФРА-М., 2007.

     


     

<

Комментирование закрыто.

WordPress: 23.27MB | MySQL:122 | 1,438sec