Качество и конкурентоспособность продукции

<

110713 0217 1 Качество и конкурентоспособность продукцииВажный показатель деятельности промышленных предприятий — качество продукции. Его повышение — одна из форм конкурентной борьбы, завоевания и удержания позиций на рынке. Высокий уровень качества продукции способствует повышению спроса на продукцию и увеличению суммы прибыли не только за счет объёма продаж, но и за счет более высоких цен.

Качество продукции — понятие, характеризующее параметрические, эксплутационные, потребительские, технологические, дизайнерские свойства изделия, уровень его стандартизации и унификации, надежность и долговечность. Качество продукции – это совокупность свойств, обуславливающих пригодность продукции удовлетворять определённые потребности в соответствии с ее назначением.

Различают обобщающие, индивидуальные и косвенные показатели качества продукции.

Обобщающие показатели характеризуют качество всей произведённой продукции независимо от её вида и назначения:

  • удельный вес новой продукции в общем её выпуске;
  • удельный вес продукции высшей категории качества;
  • средневзвешенный балл продукции;
  • средний коэффициент сортности;
  • удельный вес аттестованной и неаттестованной продукции;
  • удельный вес сертифицированной продукции;
  • удельный вес продукции, соответствующей мировым стандартам;
  • удельный вес экспортируемой продукции, в том числе в развитые промышленные страны.

    Индивидуальные (единичные) показатели качества продукции характеризуют одно из её свойств:

    – полезность (жирность молока, зольность угля, содержание железа в руде, содержание белка в продуктах питании);

    – надёжность (долговечность, безотказность в работе);

    – технологичность, т.е. эффективность конструкторских и технологических решений (трудоёмкость, энергоёмкость);

    – эстетичность изделий.

    Косвенные показатели — это штрафы за некачественную продукцию, объём и удельный вес забракованной продукции, потери от брака и др.

    Единый порядок систематической оценки технического уровня и качества машин, оборудования и другой техники, а также аттестации продукции по категориям качества введен в 1981 г. Существовавшая система аттестации в 1993 г. с целью приближения к международным стандартам качества заменена на систему сертификации.

    Стандартизация — деятельность по установлению норм, правил, характеристик. В РФ используют ГОСТы, ОСТы (отраслевые стандарты), СТП (стандарты предприятия). Они содержат требования, по которым осуществляется сертификация.

    Сертификация—деятельность, направленная на поддержание соответствия по установленным требованиям. В РФ существуют общие правила по проведению сертификации. После проведения сертификации выдаётся сертификат (документ соответствия требованиям)

    Стандарты сертификатов следующие:

  1. ИСО 9000 — содержит описание эталонов 3-х моделей качества, предупреждения дефектов продукции как на стадии разработки, так изготовления;
  2. БИП — бездефектное изготовление продукции;
  3. КСУКП — комплексная система управления качеством продукции.

    Анализ качества по этой системе осуществляется поэтапно. Сначала определяется удельный вес продукции со знаком качества, а потом определяется продукция по категориям.

    Продукция 1-й категории – продукция определённых полезных качеств, но ниже мировых стандартов;

    Продукция 2-й категории, используемая в промышленности, но не соответствующая мировым стандартам.

    Продукция, оцениваемая по 2-й категории, подлежит снятию с производства. Там, где продукция не оценивается по категориям качества, используется показатель сортности.

  • Сортность — тоже характеризует качество, но для определённых отраслей. При определении сортности используют ГОСТы и ОСТы и определяют

    Брак – косвенный показатель качества продукции – делится на исправимый и неисправимый, внутренний (выявленный на предприятии), и внешний (выявленный потребителем). Выпуск бракованной продукции ведёт к повышению себестоимости изделия, уменьшению объёма товарной и реализованной продукции, снижению прибыли и рентабельности. В процессе анализа изучают динамику брака по абсолютной сумме и удельному весу в общем выпуске товарной продукции, определяют потери от брака

    Для определения потерь товарной продукции необходимо потери от брака умножить на фактический уровень рентабельности.

    Изучаются причины понижения качества и допущенного брака продукции по местам их возникновения и центрам ответственности и разрабатываются мероприятия по их устранению. Основные причины понижения качества продукции: плохое качество сырья, низкий уровень технологии и организации производства, квалификации рабочих, аритмичность производства и др.

    Показатель качества объекта – количественная характеристика свойств, входящих в состав качества объекта, рассматриваемая применительно к определенным условиям жизненного цикла объекта. Объект, с которым сравнивается оцениваемый объект, носит название базового, а его показатели – базовыми показателями. При оценке качества одни показатели выступают как аргументы, другие – как функции. Структура основных общих показателей качества приведена на рис. 1.

    Базовые показатели также могут быть единичными и комплексными.

    Одно из свойств объекта может характеризовать и относительный показатель качества, представляющий отношение показателя качества оцениваемого объекта к базовому показателю качества.

    Комплексный показатель качества – показатель, относящийся к нескольким свойствам объекта. Он позволяет в целом характеризовать качество объекта или группу его свойств.

    Групповой комплексный показатель качества относится к группе свойств объекта. Разновидностью комплексного показателя качества является интегральный показатель качества. Это комплексный показатель качества, отражающий отношение полезного суммарного эффекта от использования объекта по назначению к затратам на создание и использование объекта по назначению.

    110713 0217 2 Качество и конкурентоспособность продукции

     

    Обобщенный показатель качества – это показатель качества относящийся к такой совокупности свойств объекта, по которой принято решение оценивать качество в целом.

        Оценка уровня качества объекта представляет собой совокупность операций, включающих выбор номенклатуры показателей качества, определение их численных значений, а также значений базовых, относительных и комплексных показателей с целью принятия решений в области управления качеством.

    Уровень качества объекта – это мера соответствия качества оцениваемого объекта качеству какого-то другого объекта, выбранного за эталон. Таким образом, уровень качества является относительной мерой, результатом оценки, системой значений мер качества объекта, определенной на основе соотнесения с базовыми значениями мер.

    С точки зрения целей и используемых для оценки показателей методы оценки уровня качества классифицируются согласно схеме, приведенной на рис. 2.

     

    110713 0217 3 Качество и конкурентоспособность продукции

        В соответствии с данной схемой методы прямого счета обеспечивают получение конечного экономического результата, позволяющего применять экономически обоснованное решение. При этом возможны два подхода к оценке экономического результата.

    Качество выпускаемой продукции по праву относится к важнейшим критериям деятельности любого предприятия. Именно повышение качества продукции определяет степень выживаемости фирмы в условиях рынка, темпы научно-технического прогресса, рост эффективности производства, экономию всех видов ресурсов, используемых на предприятии.

    Одной из первых отечественных работ весьма полных по охвату различных аспектов конкурентоспособности является монография Г.Долинского и И.Соловьева1. В данной работе понятие конкурентоспособности совершенно оправданно анализируется в сопоставлении с другой важнейшей технико-экономической категорией качеством продукции. В то же время авторы разделяют понятия «качество» и «потребительная стоимость», исходя из той посылки, что «…потребительная стоимость аккумулирует в себе все свойства продукции, которые связаны с ее способностью удовлетворять человеческие потребности, тогда как качество характеризуется лишь частью этих свойств, имеющих отношение к заданным характеристикам конкретной продукции».

    Выделяются следующие смыслообразующие признаки понятия конкурентоспособность:

    — соответствие свойств продукции и потребностей потребителя (тождество свойств качества и конкурентоспособности);

    — наличие трех смыслообразующих элементов конкурентоспособности — потребителя, продукта и продукта-конкурента (различие свойств качества и конкурентоспособности);

    — тождественность разнородных продуктов в плане конкурентоспособности (развитие категории качества).

    Увеличение производства высококачественных изделий российскими предприятиями в конечном итоге должно привести к интенсификации экономики, росту жизненного уровня населения, повышению конкурентоспособности российских товаров на внутреннем и мировом рынках. Современным предприятиям необходимо научиться более эффективно использовать экономические, организационные и правовые рычаги воздействия на процесс формирования, обеспечения и поддержания необходимого уровня качества на всех стадиях жизненного цикла товара.

    Фатхутдинов Р.А.1 определяет конкурентоспособность как процесс управления субъектом своими конкурентными преимуществами для достижения победы или других целей в борьбе с конкурентами за удовлетворение объективных или субъективных потребностей в рамках законодательства либо в естественных условиях. Ко множеству объектов, обладающих свойством конкурентоспособности автор относит помимо продукции еще и нормативные акты, научно-методические документы, проектно-конструкторскую документацию, технологию, производство (очевидно, не процесс, а активный оганизационно-технологический субъект экономики), персонал («рабочий», «специалист», «менеджер» по выражению автора), ценные бумаги, инфраструктуру (окружающую среду), информацию. В то же время он указывает на то, что «состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке».2

    Юрьева Т.В. дает такое определение конкурентоспособности как «состязание между товаропроизводителями за наиболее выгодные сферы приложения капитала, рынки сбыта, источники сырья»3.

    Понятие качества продукции регламентировано ГОСТ 15467-79 «Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения». Согласно этому документу под качеством понимается совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.

    Международная организация по стандартизации (ИСО) трактует качество как совокупность свойств и характеристик продукции или услуги, которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности (стандарт ИСО 8402-94).

    С понятием качества тесно связаны такие понятия, как технический уровень продукции, конкурентоспособность товара, петля качества, показатели качества.

    Технический уровень продукции может быть определен как относительная характеристика качества продукции, основанная на сопоставлении значений показателей, характеризующих техническое совершенство оцениваемой продукции, со значениями соответствующих базовых показателей. Технический уровень продукции является составной частью ее качества, отражается в различных показателях (производительности, безопасности, экономических параметрах и др.) и повышается в результате применения оригинальных конструктивных решений, использования новых материалов, внедрения прогрессивных технологических процессов производства, контроля и испытаний продукции.

    Конкурентоспособность товара означает его способность быть более привлекательным для потребления по сравнению с другими изделиями аналогичного вида и назначения, благодаря тому, что его качественные и стоимостные характеристики в большей степени соответствуют требованиям данного рынка и потребительским оценкам.

    Под петлей качества понимают жизненный цикл продукции, включающий следующие этапы:

  • маркетинг, поиск и изучение рынка;
  • проектирование и разработка технических требований;
  • разработка продукции;
  • материально-техническое снабжение;
  • подготовка и разработка производственных процессов;
  • производство;
  • контроль, испытания и обследования;
  • упаковка и хранение;
  • реализация и распределение продукции;
  • монтаж и эксплуатация;
  • техническая помощь и обслуживания;
  • утилизация.

    Под показателями качества понимают взаимосвязанную совокупность показателей продукции, характеризующих ее назначение, надежность, технологичность, уровень стандартизации и унификации, эргономические, эстетические, экологические свойства, патентно-правовые аспекты, транспортабельность, безопасность, экономические параметры.

    Под управлением качеством продукции понимаются действия, осуществляемые при ее создании, эксплуатации или потреблении, в целях установления, обеспечения и поддержании необходимого уровня качества продукции.

    Непосредственно объектами управления являются в данном случае показатели и характеристики качества продукции, факторы и условия, влияющие на их уровень, а также процессы формирования качества продукции на разных стадиях ее жизненного цикла.

    Субъектами управления являются различные органы управления и отдельные лица, функционирующие на различных иерархических уровнях и реализующие функции управления качеством в соответствии с общепринятыми принципами и методами управления.

    Механизм управления качеством продукции представляет собой совокупность взаимосвязанных объектов и субъектов управления, используемых принципов, методов и функций управления на различных этапах жизненного цикла продукции и уровнях управления качеством.

    Механизм управления качеством продукции должен обеспечивать эффективную реализацию основных функций управления качеством, в число которых входят прежде всего такие функции, как:

  • прогнозирование потребностей рынка, технического уровня и качества продукции;
  • планирование повышения качества продукции;
  • нормирование требований к качеству продукции и стандартизация;
  • разработка и постановка продукции на производство;
  • технологическая подготовка производства;
  • организация взаимоотношений по качеству продукции между поставщиками сырья, материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий, предприятиями-изготовителями и потребителями продукции;
  • обеспечение стабильности запланированного уровня качества продукции на всех стадиях ее жизненного цикла;
    <
  • контроль качества и испытания продукции;
  • профилактика брака в производстве;
  • внутрипроизводственная аттестация продукции, технологических процессов, рабочих мест, исполнителей и др.;
  • сертификация продукции, работ, услуг, систем качества и производств;
  • стимулирование и ответственность за достигнутый уровень качества;
  • внутрипроизводственный учет и отчетность по качеству продукции;
  • технико-экономический анализ изменения качества продукции;
  • обеспечение управления качеством продукции (правовое, информационное, материально-техническое, метрологическое, организационное, технологическое, финансовое);
  • специальная подготовка и повышение квалификации кадров.

    Для характеристики механизма управления качеством продукции целесообразно использовать распространенный методологический подход к структуризации сложных хозяйственных систем, предполагающий выделение в составе данного механизма ряда общих, специальных и обеспечивающих подсистем.

    К числу общих подсистем механизма управления качеством продукции необходимо отнести подсистемы прогнозирования и планирования технического уровня и качества продукции, регулирования качества продукции непосредственно в производстве, контроля качества продукции, учета и анализа изменения уровня качества, стимулирования и ответственности за качество.

    В состав специальных подсистем механизма управления качеством продукции входят подсистемы стандартизации, испытаний продукции, профилактики брака в производстве, аттестации и сертификации.

    Обеспечивающие подсистемы механизма управления качеством продукции включают в свой состав подсистемы правового, информационного, материально-технического, метрологического, кадрового, организационного, технологического и финансового обеспечения управления качеством продукции.

    В процессе эволюции качества объективно сложились два принципиально альтернативных подхода – две идеологии раскрытия понятия «качество».

    Первый подход раскрывает качество с позиции «вещь в себе», т.е. качества определяется внутренними конструктивными отличиями объекта. На фирмах, ориентированных на данный подход, при оценивании качества объектов применят понятия «низшее» и «высшее» качество. Основное направление прогресса на подобных предприятиях связано, в первую очередь, с экономией материальных средств. Стоимость продукта здесь отождествляется со стоимостью труда. Цена при этом в основном субъективный показатель, определяемый зависимостью:

    Ц = С + N С,

    где     С – себестоимость;

        N – определенный норматив прибыли.

    Второй подход раскрывает качество с позиции «вещь для нас», т.е. качество определяется внешним проявлением внутренних отличий. Здесь на фирмах применяют понятие «нужное качество», отражающее взгляд на качество объектов, создаваемых фирмой, клиентов-потребителей данного качества. Прогресс на таких предприятиях направлен на лучшее удовлетворение постоянно меняющихся запросов потребителей. Стоимость продукта отождествляется с потребительной стоимостью, т.е. с его полезностью для потребителя. Следовательно, можно сделать вывод, что при данном подходе цена рассматривается как мера, определяющая уравновешенность между спросом и предложением. Цена здесь в основном объективный показатель, т.е. основа ценообразования объективна, и прогнозы цен строятся на базе изучения рыночной конъюнктуры, что соответствует модели ценообразования в условиях рынка потребителя. Субъективная сторона ценообразования на таких фирмах связана с их целями и стратегией маркетинга.

    Таким образом, альтернативные подходы к качеству по существу определяются теми концепциями, на которых основывается производственно-коммерческая деятельность предприятия. При сбытовой концепции – это подход с позиции – «вещь в себе», а при маркетинговой – «вещь для нас».

     

     

    Задача

     

     

    Исходные данные для расчета:

    Показатель 

    Базовый период, тыс.р.

    Отчетный период, тыс.р.

    Среднегодовая стоимость основных производственных фондов

    1235

    1014

    Амортизационные отчисления 

    52

    62

    Стоимость сырья и материалов 

    247

    292

    Расходы на оплату труда 

    97

    117

    Отчисления на социальное страхование

    25

    30

    Денежные средства в кассе и на р/сч 

    130

    162

    Стоимость покупных полуфабрикатов и комплектующих

    19

    78

    Полуфабрикаты и комплектующие собственного изготовления

    10

    6

    Налог на прибыль, не уплаченный в прошлом периоде

    195

    208

    Готовая продукция на складе, шт. 

    32

    39

    Готовая продукция, реализованная потребителю, шт.

    78

    117

    Остатки затрат в незавершенном производстве

    32

    52

    Цена реализации с НДС (НДС – 18%) 

    3

    3

    Численность работников, чел 

    6

    6

     

     

     

     

    № п/п 

    Показатель 

    Базовый период, тыс.р. 

    Отчетный период, тыс.р. 

    Процент прироста 

    1 

    Себестоимость валовой продукции

    635,00 

    787,00 

    23,94

    2 

    Себестоимость товарной продукции

    603,00 

    735,00 

    21,89 

    3 

    Себестоимость единицы товарной продукции

    5,48 

    4,71 

    -14,05 

    4 

    Себестоимость реализованной продукции

    427,58 

    551,25 

    28,92 

    5 

    Выручка от реализации без НДС 

    198,31 

    297,46 

    50,00 

    6 

    Финансовый результат от реализации продукции

    -229,28 

    -253,79 

    10,69 

    7 

    Финансовый результат от производства продукции (в ценах реализации)

    -273,00 

    -267,00 

    -2,20 

    8 

    Чистая прибыль от реализации продукции (налог на прибыль 24%)

    -174,25 

    -192,88 

    10,69 

    9 

    Рентабельность продаж (исходя из чистой прибыли)

    -0,88 

    -0,65 

    -26,20 

    10 

    Рентабельность продукции (исходя из чистой прибыли и себестоимости реализованной продукции)

    -0,41 

    -0,35 

    -14,14 

    11 

    Среднегодовая заработная плата на предприятии 

    20,33 

    24,50 

    20,49 

    12 

    Среднемесячная зарплата на предприятии

    1,69 

    2,04 

    20,49 

    13 

    Производительность труда (выработка товарной продукции, шт.чел.)

    18,33 

    26,00 

    41,82 

    Следующие показатели рассчитывать по товарной продукции в ценах реализации 

    14 

    Фондоотдача 

    0,27 

    0,46 

    72,73

    15 

    Фондоемкость 

    3,74 

    2,17 

    -42,11 

    16 

    Фондовооруженность  

    205,83 

    169,00 

    -17,89 

    17 

    Мариалоотдача 

    1,34 

    1,60 

    19,96 

    18 

    Материалоемкость 

    0,75 

    0,62 

    -16,64 

     

    Таким образом, на основе проведенного анализа, можно сделать об убыточности работы предприятия, как в базовом, так и в отчетном году. Предприятие получило убыток в сумме -229,28 тыс. руб. в базовом году, и -253,79 тыс. руб. в отчетном году. Необходимо отметить, что величина полученного убытка имеет тенденцию к росту. В то же время, среднегодовая заработная плата на предприятии увеличилась с 1,69 тыс. руб. до 2,04 тыс. руб. (темп прироста 20,49%). Отмечается также и рост производительности труда (темп прироста 41,82%). Фондоотдача за исследуемый период выросла на 72,73%, что позволяет сделать вывод о повышении эффективности использования основных средств предприятия. О некотором снижении технической оснащенности трудовых ресурсов говорит рост фондовооруженности на -17,89%. Рост материалоотдачи на 19,96% свидетельствует о повышении эффективности использования материальных ресурсов предприятия.

     

     

     

    Список использованной литературы

     

  1. Андреева О.Д. Технология бизнеса: маркетинг. – М.: ИНФРА-М, 2008.
  2. Воячек И. И., Воячек Л. Г. Качество в среде маркетинга // Маркетинг. 2003. № 5.
  3. Долинская М. Г., Соловьев И. А. Маркетинг и конкурентоспособность промышленной продукции. – М.: Издательство стандартов, 2001.
  4. Игольников Г.Н., Патрушев Е.А. Что понимать под конкурентоспособностью, инвестиционной привлекательностью и экономичностью производства // Российский экономический журнал. 2005. № 11. С. 108-111.
  5. Карастелева Е.М. Экономика, организация и планирование производства.- М.: Экономика, 2000.
  6. Маркетинг. Словарь / Азоев Г.Л., Завьялов П.С., Лозовский Л.Ш., Поршев А.Г., Райзберг Б.А.–М.: ОАО «НПО «Экономика», 2000
  7. Мокий М.С., Скамай Л.Г., Трубочкина М.И. Экономика предприятия: Учеб. пособие / Под ред. проф. М.Г. Лапусты. – М.: ИНФРА-М, 2002.
  8. Сергеев И.В. Экономика предприятия: Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2009.
  9. Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление. – М.: ИНФРА-М, 2000.
  10. Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность как национальная кадровая проблема // Высшее образование в России. 1999. №2. С.18-22
  11. Фатхутдинов Р.А. Стратегический менеджмент: Учебник. — М.: Дело, 2001.
  12. Экономика предприятия: Учеб. пособие / Под ред. В.И.Попкова, Ю.В. Новикова. – СПб.: СПбГИЭУ, 2008.
<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 0.97MB/0.00139 sec

WordPress: 23.04MB | MySQL:118 | 1,877sec