Какие вопросы включаются в проведение комплексного анализа реализации товара?

<

110713 1647 1 Какие вопросы включаются в проведение комплексного анализа реализации товара?

Задача 4

Ответ

Цель анализа производства и реализации продукции состоит в выявлении наиболее эффективных путей увеличения объема выпуска продукции и улучшения ее качества, в изыскании внутренних резервов роста объема производства.

Основными задачами анализа объема производства и реализации продукции на предприятиях являются:

оценка динамики по основным показателям объема, структуры и качества продукции;

проверка сбалансированности и оптимальности бизнес-планов, плановых показателей, их напряженности и реальности;

выявление степени количественного влияния факторов на изменение величины объема производства и реализации продукции;

выявление внутрихозяйственных резервов увеличения выпуска и реализации продукции;

разработка мероприятий по использованию внутрихозяйственных резервов для повышения темпов роста продукции, улучшения ассортимента и качества продукции.

Объектами данного направления анализа являются:

объем производства и реализации продукции,

ассортимент и структура продукции,

качество продукции,

ритмичность продукции.

В процессе анализа производства и реализации продукции должны быть вскрыты причины, тормозящие рост производства, а именно:

недостатки в организации производства и труда;

нерациональное использование материальных, трудовых и денежных ресурсов;

брак продукции.

Источниками информации для анализа производства и реализации продукции являются унифицированная статистическая форма отчетности № 1-П, форма № 1-П (квартальная) «Квартальная отчетность промышленного предприятия (объединения) о выпуске отдельных видов продукции в ассортименте», форма № 2 «Отчет о прибылях и убытках», ведомость № 16 «Движение готовых изделий, их отгрузка и реализация», бизнес-план, оперативные планы-графики и т.д.

Одним из обобщающих показателей экономической эффективности производства является рост производства продукции (работ, услуг) в стоимостном выражении продукции. Развитие и расширение производства осуществляется за счет эффективного использования материальных, трудовых и денежных ресурсов. Продукция предприятия является прямым конечным результатом его основной деятельности.

Производство продукции оценивается в натуральных, условно-натуральных, трудовых и стоимостных измерителях. Объем производства характеризуется валовой и чистой продукцией, объем выпуска — товарной и готовой продукцией, объем реализации — отгруженной и реализованной товарной продукцией.

При планировании, учете и оценке производства продукции наряду с натуральными показателями (ассортимент и номенклатура) используются и стоимостные показатели (валовая, товарная, реализованная продукция).

Товарная продукция характеризует объем производства по полностью законченным и подлежащим реализации (для продаж) продукции, работ, услуг.

Ее анализ проводят по вышеуказанным формулам, но все же приведем их новь:

Объем реализованной продукции в стоимостном выражении (Пр) можно рассчитать по формуле

110713 1647 2 Какие вопросы включаются в проведение комплексного анализа реализации товара?

где 110713 1647 3 Какие вопросы включаются в проведение комплексного анализа реализации товара? – объем товарной продукции i-го вида в оптовых ценах предприятия;

110713 1647 4 Какие вопросы включаются в проведение комплексного анализа реализации товара?– изменение остатков готовой продукции i-го вида на складе предприятия на начало и конец планируемого периода;

110713 1647 5 Какие вопросы включаются в проведение комплексного анализа реализации товара?— изменение остатков готовой продукции i-го вида, отгруженной, но не оплаченной потребителем на начало и конец панируемого периода;

n — количество видов товарной продукции (i= 1,2, 3,…, n).

Необходимо также рассчитать величину реализованной продукции характеризует валовой доход предприятия (Дв) в плановом периоде:

110713 1647 6 Какие вопросы включаются в проведение комплексного анализа реализации товара?

где 110713 1647 7 Какие вопросы включаются в проведение комплексного анализа реализации товара?– валовой доход предприятия от реализации i-го вида продукции;

110713 1647 8 Какие вопросы включаются в проведение комплексного анализа реализации товара?– цена единицы 1-го вида продукции (оптовая, договорная);

110713 1647 9 Какие вопросы включаются в проведение комплексного анализа реализации товара? – планируемый объем продаж i-го вида продукции (i = 1, 2, 3,…, n) в натуральном выражении.

Величина среднего дохода (110713 1647 10 Какие вопросы включаются в проведение комплексного анализа реализации товара?) определяется следующим образом::

110713 1647 11 Какие вопросы включаются в проведение комплексного анализа реализации товара?

Учитывая, что в условиях, когда в планируемом периоде предусматривается изменение отпускных цен, средний доход представляет собой не что иное, как среднюю цену, то есть

110713 1647 12 Какие вопросы включаются в проведение комплексного анализа реализации товара?

Плановый объем товарной продукции (Пт) рассчитывается по формуле

110713 1647 13 Какие вопросы включаются в проведение комплексного анализа реализации товара?

где 110713 1647 14 Какие вопросы включаются в проведение комплексного анализа реализации товара? – план выпуска г-го вида продукции в натуральном выражении;

110713 1647 15 Какие вопросы включаются в проведение комплексного анализа реализации товара? – действующая оптовая цена i-го вида продукции (i = 1,2, 3,…, n);

n — количество видов товарной продукции;

110713 1647 16 Какие вопросы включаются в проведение комплексного анализа реализации товара? – объем услуг и работу j-го вида промышленного характера (j = 1, 2, 3,…, m);

m – количество видов работ промышленного характера.

Заметим, что она оценивается обычно в сопоставимых ценах. Объем валовой продукции (Пв) рассчитывается по формуле

Пв = Пт + (Нк – Нн) + (Ик – Ин),

где Нк, Нн – остатки незавершенного производства в стоимостном выражении на конец и начало планового периода соответственно;

Ик, Ин – остатки инструментов и приспособлений собственного производства на конец и начало планового периода.

Плановый объем чистой продукции (ПЧ) рассчитывается по формулам

ПЧ = ПрЗмОа,

ПЧ = ЗП + Пб,

где Зм – материальные затраты, включаемые в себестоимость продукции;

Оа – амортизационные отчисления на полное восстановление основных фондов;

ЗП — заработная плата с начислениями не нее;

Пб – прибыль от реализации продукции.

Условно чистая продукция (Пу) в отличие от чистой содержат амортизацию и рассчитывается по формулам

ПУ = Пр + Зм,

Пу = ЗП + Пб+ Оа.

Общий объем производства в стоимостном выражении характеризуется валовой продукцией, которая зависит от трудоемкости, материалоемкости и рентабельности изготовленной продукции. Там, где остатки незавершенного производства незначительны по размерам или не имеют больших колебаний в отчетных периодах, товарная и валовая продукция имеют одинаковый состав, в остальных случаях расчет валовой продукции следует исчислять с учетом остатков незавершенного производства.

Общий объем продукции, работ, услуг оценивается фактически в оптовых ценах без НДС, акцизов, спецналогов и отражается в форме № 1-П.

Валовая продукция характеризует объем производства как по полностью законченным и подлежащим реализации, так и по незаконченным изделиям.

В процессе анализа проверяется выполнение плана по выпуску (если имеется план) и дается оценка изменения объема продукции по сравнению с предыдущим годом.

Анализ начинается с изучения динамики выпуска продукции, расчета темпов роста и прироста продукции. Для анализа используются данные формы № П-1, которые сводятся в аналитическую таблицу.

Объем выпуска продукции, исчисленный в стоимостном выражении, не всегда дает правильное представление об объеме выполненных предприятием работ по выпуску продукции. Это связано с тем, что на показатель объема выпуска продукции в стоимостном выражении оказывают влияние изменение структуры выпускаемой продукции и изменение стоимости сырья.

Изменение структуры вызывается рядом причин:

отсутствием необходимой техники,

недостатками в организации материального обеспечения,

изменением себестоимости изделия.

При наличии структурных сдвигов стоимостные показатели не отражают реальные трудовые затраты. Это обусловлено тем, что стоимость продукции состоит из затрат живого и овеществленного труда, соотношение этих затрат в различных видах продукции различно, вследствие чего выделяют трудоемкое, материалоемкое, капиталоемкое производство. Поскольку между ценами и затратами труда нет прямо пропорциональной зависимости, то изменение структуры производства может оказывать существенное влияние на объем производства в стоимостном выражении (завышая или занижая его).

Это требует использования и других измерителей объема производства, более точно характеризующих трудоемкость производства продукции на данном предприятии. К ним относится объем производства, исчисленный в нормо-часах или в нормативной зарплате.

Использование показателей, реально отражающих трудоемкость производства продукции, предполагает определение объема продукции, произведенной собственными силами хозяйствующего субъекта, а также производительности труда, фондоемкости, фондоотдачи, материалоемкости, материалоотдачи продукции.

Для того чтобы рассчитать объем производства в нормо-часах, необходимо количество каждого вида продукции по плану, отчету и за предыдущий год умножить на изготовление единицы изделия. Полученное общее количество нормо-часов на изготовление отдельных изделий суммируют, что дает общий объем производства в нормо-часах. После чего исчисляют темпы роста объема производства в нормо-часах и выполнение плана.

Необходимые данные для расчета получают из бизнес-плана, формы № П-1 (по выпуску продукции), затраты труда в нормо-часах на единицу продукции из бизнес-плана или данных оперативно-технического учета.

Измерение объема производства в нормо-часах имеет недостаток, так как не отражает качество затраченного труда (различий в сложности труда).

Измерение объема производства в нормативной зарплате имеет определенные преимущества, так как отражает использование труда различной сложности и квалификации, служит мерой затраченного труда и дает качественную характеристику трудовых затрат.

Расчет объема производства в нормативной зарплате определяется путем умножения количества выпущенной продукции в натуральном выражении по плану и факту на норматив заработной платы на единицу продукции. Суммируя расход нормативной зарплаты, по всем изделиям определяют плановый и фактический объемы производства в нормативной зарплате. Определяем отклонение в целом по изделиям по удельному весу. На основе проведенных расчетов делаем вывод.

Затем проводится оперативный анализ производства и отгрузки продукции, в котором отражаются плановые и фактические сведения о выпуске и отгрузке продукции по объему, ассортименту, качеству за день нарастающим итогом с начала месяца, а также отклонения от плана.

Анализ реализации продукции связан с анализом выполнения договорных обязательств по поставкам продукции. Недовыполнение плана по договорам для предприятий оборачивается уменьшением выручки, прибыли, выплатой штрафных санкций, что может привести к потере рынка сбыта, а следовательно, к снижению производства.

Процент выполнения договорных обязательств рассчитывается путем деления разности между плановым объемом отгрузки по договорным обязательствам и суммы недопоставленной продукции на плановый объем:

110713 1647 17 Какие вопросы включаются в проведение комплексного анализа реализации товара?

Результаты финансово-хозяйственной деятельности во многом определяются ассортиментом и структурой производства и реализации продукции. Рассмотрим методику анализа ассортимента и структуры продукции.

 

 

 

 

 

Задача 17

 

Опишите сущность метода элиминирования в детерминированном факторном анализе. Какие приемы используют для распределения неразложимого остатка по факторам?

Охарактеризуйте достоинства интегрального и логарифмического методов. Привести пример.

 

Ответ

 

Метод элиминирования позволяет выделить действие одного фактора на обобщающие показатели производственно-хозяйственной деятельности, исключает действие других факторов.

Элиминирование является наиболее распространенным приемом определения размера влияния факторов на изменение характеристики и представляет собой логический прием, при помощи которого устраняется влияние ряда факторов и выделяется какой-либо один фактор, который является объектом изучения.

Теоретические основы искусственного расчленения влияния взаимодействующих факторов определены аргументами о том, что при определении трех влияющих факторов, очевидно, возможно число комбинаций, при которых могут изменяться все три фактора или любые два при третьем неизменном. Они могут изменяться в одинаковой или разной степени в одном и том же или в противоположных направлениях. Результат при любой возможной комбинации отыскивается, если последовательно рассматривается каждый фактор как переменный, предполагая остальные постоянными.

В экономическом анализе прием элиминирования применяется для определения размеров влияния изменений отдельных факторов на изменение результативного показателя. Этот прием используется в тех случаях, когда взаимосвязь между факторными и результативными показателями выражается мультипликативной или комбинированной схемой.

Метод простого прибавления неразложимого остатка. Не находя достаточно полного обоснования, что делать с остатком, в практике экономического анализа стали использовать прием прибавки неразложимого остатка к качественному или количественному (основному или производному) фактору, а также делить этот остаток между двумя факторами поровну.

Описанный метод хотя и снимает проблему «неразложимого остатка», но связан с условием определения количественных и качественных, факторов, что усложняет задачу при использовании больших факторных систем. Одновременно разложение общего прироста результативного показателя цепным методом зависит от последовательности подстановки. В этой связи получить однозначное количественное значение отдельных факторов без соблюдения дополнительных условий не представляется возможным.

Элиминирование в экономическом анализе осуществляется различными способами, важнейшие из них:

1) способ цепных подстановок. Для расчета влияния отдельных факторов на изменение характеристики способом цепных подстановок определяют дополнительные условные величины, так называемые подстановки, которые показывают, каков был бы обобщающий показатель, если бы один из факторов изменялся, а другие остались неизменными. Число подстановок всегда на единицу меньше, чем число сомножителей, участвующих в формуле расчета. Следует признать, что расчеты по способу цепных подстановок имеют некоторую долю условности, в частности, условным является определение порядка факторов в цепочке сомножителей. С формальной точки зрения эти варианты равноправны. Однако при расчете размеров влияния факторов дают разные результаты. Следовательно, необходимо обосновать предпочтительность одного из вариантов. В экономическом анализе этот вопрос решается по аналогии принципов построения индексов в статистике. Согласно этим принципам первичные количественные факторы «взвешиваются» по базисным значениям качественных вторичных факторов, а вторичные фактора «взвешиваются» по отчетным значениям количественных факторов.

2) способ абсолютных отклонений. Сущность расчетов по способу абсолютных отклонений состоит в следующем: размер влияния каждого фактора определяется путем умножения абсолютных отклонений по данному фактору от базисного уровня на величины других факторов сомножителей. При этом другие факторы-сомножители берутся в базисных или отчетных значениях в зависимости от места анализируемого фактора в цепочке сомножителей.

Если в исходной формуле фактор стоит до измеряемого, то в расчет берут его фактическое значение, а если в исходной формуле фактор стоит после измеряемого, то в расчет его берут в базисном значении. Способ абсолютных отклонений — это упрощенный вариант способа цепных подстановок. Формулы расчета по способу абсолютных отклонений легко выводятся из формул расчета способом цепных подстановок. Этому способу расчета присуща та же условность, что и способу цепных подстановок.

3) способ процентных разниц. Сущность способа процентных разниц состоит в том, что размер влияния отдельных факторов сомножителей на обобщающий показатель определяется на базе разниц в процентах выполнения плана по взаимосвязанным показателям. У каждого из этих способов есть свои преимущества и недостатки.

Так способ цепных подстановок прост для усвоения, но для его использования необходимо рассчитывать дополнительные условные показатели-подстановки, а это усложняет расчеты. Ведь в алгоритме может быть и большое число факторов, а следовательно — необходимо рассчитывать большое число подстановок.

Способ абсолютных отклонений позволяет не рассчитывать условные подстановки, то он также условен, как и способ цепных подстановок.

Способ процентных разниц позволяет делать быстрые расчеты по данным отчетности, так как показатели в таблице – это ни просто произведение факторов, а конкретные показатели, имеющие экономический смысл. Однако необходим определенный навык для оперативного проведения расчетов данным способом.

4) индексный метод. Индексный метод основан на относительных показателях динамики, пространственных сравнений, выражающих отношение фактического уровня анализируемого показателя в отчетном периоде к его уровню в базисном периоде.

5) интегральный метод.
Интегральный метод позволяет устранить недостаток способа элиминирования, когда в расчетах исходят из того, что факторы изменяются независимо друг от друга. В то же время, на самом же деле возникает дополнительное изменение результативного показателя, так как факторы действуют взаимосвязано. Алгоритм расчета влияния факторов на результативный показатель интегральным методом для трехфакторной мультипликативной модели типа y = a b следующий: ΔYa = ½ Δa (b0 + b1); ΔYb = ½ Δb (a0 + a1).

6) логарифмический метод. Логарифмический метод. Этот метод состоит в том, что достигается логарифмически пропорциональное распределение остатка по двум искомым факторам. В этом случае не требуется установления очередности действия факторов.

В более общем виде этот метод был описан еще А. Хумалом, который писал: «Такое разделение прироста произведения может быть названо нормальным. Название оправдывается тем, что полученное правило разделения остается в силе при любом числе сомножителей, а именно: прирост произведения разделяется между переменными сомножителями пропорционально логарифмам их коэффициентов изменения».

Логарифмический метод в своей сути предусматривает получение логарифмических отношений, которые для расчленяющихся факторов будут примерно одинаковыми. Именно в этом и заключается недостаток описанного метода. Применение «смешанного» подхода в анализе кратных моделей факторных систем не решает проблемы получения изолированного значения из всего набора факторов, оказывающих влияние на изменение результативного показателя. Присутствие приближенных вычислений величин факторных изменений доказывает несовершенство логарифмического метода анализа.

 

Таблица

Исходные данные для экономического анализа

 

Показатель 

Условные обозначения

на

начало года

на

конец

года 

Абсолютное отклонение

Выручка от реализации продукции, товаров и услуги работ, тыс. р.

V 

71779 

77001

+5222

Численность персонала, чел.

S 

121 

125 

+4

Объем отработанного рабочего времени в году, час

Т 

2088 

2504 

+416

Производительность труда в час одного работника, тыс. руб/день

N 

0,2841

0,24601 

-0.03809

 

Логарифметический способ

Доля влияния каждого фактора измеряется соответствующими коэффициентами:

коэффициент изменения численности персонала

110713 1647 18 Какие вопросы включаются в проведение комплексного анализа реализации товара?

коэффициент изменения количества отработанных дней

110713 1647 19 Какие вопросы включаются в проведение комплексного анализа реализации товара?

коэффициент изменения производительности труда в день одного работника

110713 1647 20 Какие вопросы включаются в проведение комплексного анализа реализации товара?

 

Влияние каждого фактора на результирующий показатель рассчитывается как произведение отклонения результата на соответствующий коэффициент:

 

DV (S) = DV*КS = 5222 * 0,46312 = 2418.4 тыс.р.

 

<

DV (Т) = DV*Кт = 5222*2.587 = 13509.3 тыс.р.

 

DV (Т) = DS*КS = 5222*(-2.04986) = -10705.4 тыс.р.

 

Итого общее влияние факторов составляет

 

DV = DV (S) +DV (Т) + DV (N) = 2418.4 + 13509.3 + (-10705.4) = 5222 тыс.р.

 

Интегральный метод

Влияние изменения численности персонала

110713 1647 21 Какие вопросы включаются в проведение комплексного анализа реализации товара?

Изменение количества рабочих дней

 

110713 1647 22 Какие вопросы включаются в проведение комплексного анализа реализации товара?

 

Изменение производительности труда в день одного работника

 

110713 1647 23 Какие вопросы включаются в проведение комплексного анализа реализации товара?

Итого общее влияние факторов составляет

DV = DV (S) +DV (Т) + DV (N) = 2397,3 + 13557,1 + (-10732,2) = = 5222,2 тыс.р.

Результаты расчетов каждого из перечисленных способов объединим в таблице совокупного влияния факторов.

Сопоставление результатов расчетов, полученных логарифмическим, интегральным методами показывает их примерное равенство. Таким образом, общее влияние факторов составляет 5222 тыс.р. Разница в долях десятичных единиц определяется погрешностью расчетов.

 

Задача 23

 

Определите влияние факторов на розничный товарооборот с помощью балансового приема, метода сравнения. Исходные данные могут быть условными.

 

Ответ

 

Влияние показателей товарного баланса на развитие розничного товарооборота можно определить, применив следующую формулу:

Р = Зи + П — В – Зк

Следовательно, на выполнение плана и динамику розничного товарооборота положительное влияние оказывают завышенные товарные запасы на начало изучаемого периода (если товары пользуются спросом) и рост поступления товаров, отрицательное — увеличение прочего выбытия товаров и завышенные товарные запасы на конец анализируемого периода.

Анализ товарных ресурсов торгового предприятия начинают с составления и изучения товарного баланса. Причем все показатели отражаются в товарном балансе по розничной стоимости. В товарный баланс должны включаться все запасы товаров (текущие, сезонные и досрочного завоза). За плановые товарные запасы на начало года берут их нормативы на четвертый квартал прошлго года, на конец года — нормативы четвертного квартала отчетного года. Если отсутствуют плановые или фактические данные о поступлении товаров, то их можно определить по следующей формуле:

П = Р + В + Зк — Зн.

У торгового предприятия имеются следующие данные о движении товаров (табл. ).

 

 

 

Таблица

Товарный баланс по ООО «Анприс» в действующих ценах, тыс. руб.

 

Показатель

Фактически за 2005 год

2006 г.

отклонение

Повлияли

 

план

 

фактически

От плана

От

2005 г.

На выполнение плана товарооборота

На динамику товарооборота

Товарные запасы на начало года

385,2

408,3

416,0

+7,7

+30,8

+7,7

+30,8

Поступление товаров

375,9

4163,4

4275,8

+112,4

+515,9

+112,4

+515,9

Прочее выбытие товаров

99,6

94,5

102,7

+8,2

+3,1

-8,2

-3,1

Товарные запасы на конец года

416,0

452,2

451,4

-0,8

+35,4

+0,8

-35,4

Розничная реализация товаров

3629,5

4025,0

4137,7

+112,7

+508,2

+112,7

+508,2

Прочее выбытие товаров в % к объему их поступления

2,6

2,3

2,4

+0,1

-0,2

х

х

 

Розничный товарооборот по сравнению с паном возрос за счет сверхнормативных товарных запасов на начало года (+7,7 тыс. руб.), перевыполнения плана поступления товаров (+112,4 тыс. руб.) и снижения товарных запасов по сравнению с планом на конец отчетного года (+0,8). Возможности увеличения товарооборота уменьшились в связи с ростом прочего выбытия товаров (-8,2 тыс. руб.). ООО «Анприс» в прочее выбытие товаров включает товарные потери, бой, лом, порчу и уценку товаров, их недостачу, а также оптовую реализацию излишествующих товаров. В связи с этим увеличение по сравнению с планом и в динамике прочего выбытия товаров с отрицательной стороны характеризует его торговую деятельность.

По сравнению с прошлым годом объем товарооборота увеличился за счет завышенных товарных запасов на начало года (+30,8 тыс. руб.), роста поступления товаров (+515,9 тыс. руб.). Возможности роста товарооборота в динамике уменьшились в результате увеличения товарных запасов на конец года (—35,4 тыс. руб.) и роста прочего выбытия товаров (-3,1 тыс. руб..).

Задача 37

 

Составить кратную модель и определить степень влияния каждого фактора на величину результативного показателя всеми возможными приемами детерминированного факторного анализа для данного типа факторной модели.

Исходные данные для факторного анализа фондоотдачи

Показатель

План

Факт

Стоимость валовой продукции тыс. руб.

26720

28800

Среднегодовая стоимость основных производственных фондов

29000

31000

 

 

Ответ

 

Скорость оборачиваемости основных производственных фондов (количество оборотов):

110713 1647 24 Какие вопросы включаются в проведение комплексного анализа реализации товара?,

где В – выручка от реализации продукции;

ОС – среднегодовая стоимость основных производственных фондов.

а) способ цепной     подстановки:

110713 1647 25 Какие вопросы включаются в проведение комплексного анализа реализации товара?
об.;

110713 1647 26 Какие вопросы включаются в проведение комплексного анализа реализации товара? об.;

110713 1647 27 Какие вопросы включаются в проведение комплексного анализа реализации товара? об.;

110713 1647 28 Какие вопросы включаются в проведение комплексного анализа реализации товара? об.;

в том числе:

за счет изменения выручки от реализации продукции

110713 1647 29 Какие вопросы включаются в проведение комплексного анализа реализации товара? об.;

за счет изменения средней стоимости оборотных средств

110713 1647 30 Какие вопросы включаются в проведение комплексного анализа реализации товара?
об.

Таким образом, в общем скорость оборачиваемости основных производственных фондов увеличилась на 0,0076 оборота. На это оказало положительное влияние рост выручки от реализации (на 0,0717 об.), отрицательное влияние оказал рост средней стоимости оборотных средств на -0,0641 оборотов.

б) индексный метод:

индексный метод основан на относительных показателях динамики, выражающих отношения фактического уровня анализируемого показателя в отчетном периоде к его уровню в плановом периоде:

110713 1647 31 Какие вопросы включаются в проведение комплексного анализа реализации товара?

где 110713 1647 32 Какие вопросы включаются в проведение комплексного анализа реализации товара?– индекс скорости оборачиваемости основных производственных фондов за период;

110713 1647 33 Какие вопросы включаются в проведение комплексного анализа реализации товара?– индекс выручки от реализации продукции:

110713 1647 34 Какие вопросы включаются в проведение комплексного анализа реализации товара?

110713 1647 35 Какие вопросы включаются в проведение комплексного анализа реализации товара?– индекс среднегодовой стоимости основных производственных фондов:

110713 1647 36 Какие вопросы включаются в проведение комплексного анализа реализации товара?

Индекс скорости оборачиваемости среднегодовой стоимости основных производственных фондов равен:

110713 1647 37 Какие вопросы включаются в проведение комплексного анализа реализации товара?

Таким образом, можно сделать следующие выводы. За счет роста выручки от реализации продукции на 7,78 % произошел рост скорости оборачиваемости основных производственных фондов, рост величины основных производственных фондов на 5,83% наоборот оказало отрицательное влияние на скорость оборачиваемости основных производственных фондов, которое в целом составило 0,82%.

в) интегральный метод. Элиминирование как способ детерминированного факторного анализа имеет существенный недостаток. При его использовании исходят из того, что факторы изменяются независимо друг от друга . На самом же деле они изменяются совместно, взаимосвязано и от этого взаимодействия получается дополнительный прирост результативного показателя, который при применении способов элиминирования присоединяется к одному из факторов, как правило к последнему. В связи с этим величина влияния факторов на изменение результативного показателя меняется в зависимости от места, на которое поставлен тот или иной фактор в детерминированной модели.

Чтобы избавиться от этого недостатка используется интегральный метод, который позволяет получать более точные результаты расчета влияния факторов.

110713 1647 38 Какие вопросы включаются в проведение комплексного анализа реализации товара?

 

110713 1647 39 Какие вопросы включаются в проведение комплексного анализа реализации товара?
об.;

110713 1647 40 Какие вопросы включаются в проведение комплексного анализа реализации товара? об.;

110713 1647 41 Какие вопросы включаются в проведение комплексного анализа реализации товара? об.;

110713 1647 42 Какие вопросы включаются в проведение комплексного анализа реализации товара? об.

Таким образом, в общем скорость оборачиваемости оборотных средств снизилась на 0,15 оборотов. На это оказало положительное влияние рост выручки от реализации (на 0,0694 об.), отрицательное влияние оказал рост средней стоимости оборотных средств на -0,0544 оборотов.

 

Задача 52

 

Применение функционально-стоимостного анализа в сферах народного хозяйства. Его цель, задачи, этапы проведения показать на конкретном примере.

 

Ответ

 

Функционально-стоимостной анализ позволяет выполнить следующие виды работ:

  • формирование релевантной информации об эффективности деятельности центров ответственности на предприятии;
  • определение и проведение общего анализа себестоимости бизнес-процессов на предприятии (маркетинг, производство продукции и оказание услуг, сбыт, менеджмент качества, техническое и гарантийное обслуживание и др.);
  • проведение сравнительного анализа и обоснование выбора рационального варианта технологии реализации бизнес-процессов;
  • проведение функционального анализа, связанного с установлением и обоснованием выполняемых структурными подразделениями предприятий функций с целью обеспечения выпуска высокого качества продукции и оказания услуг;
  • определение и анализ основных, дополнительных и ненужных функциональных затрат;
  • сравнительный анализ альтернативных вариантов снижения затрат в производстве, сбыте и управлении за счет упорядочения функций структурных подразделений предприятия;
  • анализ интегрированного улучшения результатов деятельности предприятия и др.

    Функционально-стоимостной анализ (ФСА, Activity Based Costing, АВС)  —  метод  определения  стоимости  и других характеристик  изделий, услуг и потребителей, в основе которого лежит использование функций и  ресурсов,  задействованных  в  производстве, маркетинге, продаже, доставке, технической поддержке, оказании услуг, обслуживании клиентов, а также в обеспечении качества.

    Метод ФСА разработан  как «операционно-ориентированная» альтернатива  традиционным  финансовым  подходам. В частности в  отличие от традиционных финансовых подходов метод ФСА:

    – предоставляет  информацию  в  форме, понятной  для  персонала предприятия, непосредственно участвующего в бизнес-процессе;

    – распределяет накладные  расходы  в соответствии с детальным просчетом использования ресурсов, подробным представлением о процессах и функциях их составляющих, а также их влиянием на себестоимость.

    Под функционально-стоимостным анализом понимается метод системного исследования функций отдельного изделия или определенного производственно-хозяйственного процесса, или же управленческой структуры, направленный на минимизацию затрат в сферах проектирования, освоения производства, сбыта, промышленного и бытового потребления при высоком качестве, предельной полезности и долговечности.

    Как правило ФСА-информация представляется в виде системы стоимостных и временных показателей, показателей трудоемкости и трудозатрат, а также относительных показателей,  характеризующих эффективность деятельности центров ответственности на предприятии.

    Систему показателей можно использовать как для текущего (оперативного) управления, так и для принятия стратегических решений. На уровне оперативного управления информацию из ФСА-модели можно применять для формирования рекомендаций  по   увеличению прибыли и повышению эффективности деятельности предприятия. На стратегическом — помощь в принятии решений относительно реорганизации предприятия, изменения ассортимента продуктов и услуг, выхода на новые рынки, диверсификации и т.д. ФСА-информация показывает, как можно перераспределить ресурсы с максимальной стратегической выгодой, помогает выявить возможности тех факторов (качество, обслуживание, снижение стоимости, уменьшение трудоемкости), которые имеют наибольшее значение, а также определить наилучшие варианты капиталовложений.

    Функционально-стоимостной анализ базируется на присущей только ему основе, на только ему свойственных принципах. К ним в первую очередь относятся: творческое новацион-ное мышление, системность, комплексность, функциональность объектов анализа и затрат на их осуществление, сложение разума и опыта научных и практических работников разных отраслей знаний.

    Выбор оптимального варианта решения наталкивается на явления конформизма, свойственные каждой творческой группе, выступающей в качестве разработчиков. Преодолеть эти явления можно с использованием специальных методов: «Дельфи», ПАТТЕРН и их модификаций.

    Метод «Дельфи» признается в качестве основного и с методической стороны наиболее апробированного. Особенность этого метода состоит в исключении явлений конформизма, в изолированной работе каждого члена экспертной группы, независимости его суждений. Здесь полностью исключается влияние таких психологических факторов, как стороннее внушение, приспособление к чужому мнению, мнению большинства.

    Данный метод поначалу не был лишен и недостатков, которые удалось устранить в его модификациях: «Дельфи-ПЕРТ», метод СИИР и др.

    Метод ПАТТЕРН, складывающийся из первых букв английских слов, означающих помощь планированию посредством количественной оценки технических данных, был разработан в 1962—1964гг. В процессе применения этого метода

    Метод ПАТТЕРН имеет многочисленные модификации и аналоги: ПРОФАЙЛ, КПЕ, КУЕСТ, ПРОПЛЕН, МАРСЕН, ЭЛЕКТРЕ. КАРИ и др. Однако и рассматриваемый метод не лишен недостатков: недостаточная определенность в построении «дерева решений», отсутствие барьеров в проявлении конформизма, нечеткость в подборе экспертов и др. Из-за своих недостатков этот метод не получает в нашей литературе полного признания (в частности, при оценке качества товаров).

    Специалисты сходятся на том, чтобы в процессе экспертных оценок можно было воспользоваться обобщенным методом, исключив отрицательные моменты и метода «Дельфи», и метода ПАТТЕРН.

    Задачами функционально-стоимостного анализа являются:

    определение соотношения экономической эффективности производства на всех уррвнях и особенно на микроуровне со всей совокупностью затрат живого и овеществленного труда (при всемерной минимизаций последних с непременным соблюдением всех параметров конечного продукта или услуги):

    разработка системы показателей и технико-экономических нормативов, приемлемых для всех уровней управленческой системы;

    организация технологического и управленческого процесса по всей цепочке производственно-финансовой деятельности:

    активизация экономических рычагов, влияние которых ранее умалялось;

    систематическое наблюдение за эффективностью, надежностью, долгосрочностью использования продукции, платных услуг, консультаций и конструктивных рекомендаций в сфере промышленного и бытового использования.

    Выполнение всех этих задач под силу только коллективу научных и практических работников различных научных направлений и сотрудников, обладающих богатым опытом и определенной творческой фантазией.

    Функционально-стоимостной анализ относится к научным дисциплинам, сформировавшимся относительно недавно.

    Этапы ФСА можно, применительно к конструированию принципиально новых изделий, сформулировать следующим образом: 1) информационно-подготовительный, 2) аналитико-творческий, 3) пусконаладочный, 4) поточно-производственный, 5) коммерческо-сбытовой, 6) контрольно-эксплуатационный.

    Информационно-подготовительный этап начинается с выбора объекта.

    Им может быть создание принципиально нового изделия промышленного или бытового назначения или же кардинальная реконструкция ранее действовавшего.

    Аналитико-творческий этап, продолжая и развивая изложенное выше, наиболее полно выражает суть функционально-стоимостного анализа. На этом этапе всесторонне взвешивается конструктивность самой идеи, выдвигается множество альтернативных идей, производится тщательный их теоретический разбор, аналитическое взвешивание всех «за» и «против». Многовариантность идей — непременное условие аналитико теоертической разработки нового или кардинальной реконструкции действующего.

    Перечень работ на аналитическом и творческом этапах:

    формирование всех возможных функций объекта анализа и его составных частей;

    классификация и группировка функций, определение главной, основных, вспомогательных, ненужных функций исследуемой системы и ее компонентов;

    построение функциональной модели объекта;

    анализ и оценка значимости функций;

    построение совмещенной, функционально-структурной модели объекта;

    анализ и оценка затрат, связанных с осуществлением выявленных функций;

    построение функционально-стоимостной диаграммы объекта;

    сравнительный анализ значимости функций и затрат на их реализацию для выявления зон с неоправданно высокими затратами;

    проведение дифференцированного анализа по каждой из функциональных зон, сосредоточения резервов экономии трудовых и материальных затрат;

    поиск новых идей и альтернативных вариантов более экономичных решений;

    творческое обсуждение рекомендаций, предложений, мнений независимых экспертов, отобранных по методу «Дельфи», ПАТТЕРН и др.;

    эскизная проработка предложений, сформулированных творческим коллективом, их систематизация в целом и по функциям:

    анализ и формирование вариантов практического исполнения объекта (изделия, конструкции, технологии);

    оформление материалов, связанных с осуществлением тво-рческо-аналитического этапа.

    Пусконаладочный этап ФСА связан с экспериментальной, стендовой проверкой принципиально нового изделия, предложенного творческим коллективом. Не часто бывает так, чтобы теоретические разработки передавались в массовое производство без подобных проверок. Более того, стендовые проверки выявляют те или иные недоработки, в том числе и существенного порядка. В этом случае возможны такие ситуации, при которых вся аналитико-творческая процедура повторяется или частично, или же в полном объеме.

    Экономический анализ объема выпуска продукции (в натуральном и денежном выражении), валовой продукции (включая незавершенное производство), товарной и реализованной продукции; анализ произведенной продукции по ассортименту (с выделением новых образцов), анализ себестоимости изделий, их рентабельности в целом и по видам продукции — все это выделяется особо и непосредственным этапом ФСА в целом не является.

    Коммерческо-сбытовой этап ФСА в прежних работах, как правило, опускался. Завод-изготовитель преследовал решение своей основной задачи — выполнение производственной программы, государственного заказа. Коммерческая деятельность отходила на второй план.

    Последний этап ФСА — контрольно-эксплуатационный ранее вовсе не рассматривается или же рассматривался крайне сжато. Более того, он не всегда считался самостоятельным этапом функционально-стоимостного анализа. Производство и сбыт продукции завершались как бы вывозом продукции за ворота предприятия. Дальнейшая судьба произведенного изготовителя интересовала мало или совсем не интересовала. Ограниченное число фирменных магазинов, крайне редкое появление производителя за прилавком обычных розничных предприятий этой важной задачи не решали. Изготовители обычной продукции (обувь, одежда и др.) и тем более продовольственных товаров не интересовались мнением Потребителя о качестве произведенного (за исключением случаев возврата некачественного с требованием его замены).

    Конструирование и кардинальная реконструкция изделий, технологий, организационных процессов выражаются в итоге сокращением совокупных затрат, повышением экономической эффективности, увеличением прибыли. Совокупные затраты выявляются в процессе функционально-стоимостного анализа по каждому из альтернативных однопорядковых вариантов. Далее производится их ранжирование: на первое место ставится вариант с наименьшими приведенными затратами, затем по возрастающей, до последнего варианта с наиболее высоким уровнем затрат.

    При решении организационно-производственных задач значение ФСА возрастает и заметно усложняется.

    Особенности функционально-стоимостного анализа в решении организационно-производственных задач выглядят следующим образом (с некоторыми нашими корректировками):

    выбор в первую очередь таких объектов анализа (производственных систем и подсистем), которые отличаются крайней неустойчивостью выполнения бизнес-планов, заданий, нормативов по выпуску основной продукции; наличием технологически не мотивированного брака готовых изделий; нерациональным использованием станков, агрегатов, поточных линий; избыточным потреблением энергоносителей, сырья, материалов;

    текучестью кадров, низким уровнем техники безопасности как на рабочих местах, в цехах, так и в целом на предприятии;

    сбор и предварительный анализ всей совокупности экономической информации (технологической, инженерно-технической, планово-нормативной, учетно-отчетной), отражающей соответствие технологии современным требованиям, инженерно-техническое оснащение, наличие и использование основных и вспомогательных производственных помещений, организационное состояние технологического процесса в пространстве и времени (длительность производственных циклов, загрузка оборудования и рабочих, вынужденные простои, объем незавершенного производства, качество продукции);

    построение внешней структурной модели производственной системы, ее коммуникационные связи с другими системами и подсистемами; состав входов и выходов системы (энергетических, материально-сырьевьрс, инженерно-технических, технологических, информационных), а также связь с обслуживающими системами (ремонтными, инструментальными, складскими, транспортными), с управляющими системами (контрольными, плановыми, учетными);

    структурное описание производственной системы: состав и соподчиненность составных элементов, размеры подразделений, их формы; построение, взаимосвязь (с выделением частных производственных систем, связанным между собой однородным энергетическим, материально-сырьевым и информационным потоком);

    функциональное описание производственной системы с выделением главной функции, определяющей ее специализацию, второстепенных функций, характеризующих коммуникационные связи с внешней средой (отправляющими органами, с поставщиками и потребителями), а также внутренних функций, связанных с частными производственными системами: составление линейного или сетевого графика технологического процесса;

    построение матрицы совместимости внутренних функций во времени, отражающей реальные условия деятельности производственной системы в каждый из моментов времени с последовательным переходом системы из -одного состояния в другое;

    построение карты функциональных состояний, происходящее в два этапа: на первом для каждого элемента производственной системы осуществляется связка типа «частные технологические функции элемента — перечень состояний элемента», а на втором — истинный переход от описания функционирования каждого отдельного элемента к целостному процессу (с его машинным моделированием);

    построение матрицы функциональной связанности, позволяющей произвести информационную оценку взаимной связанности любой пары функций и принимающей обычно форму треугольной матрицы взаимосвязи всех пар ее функций;

    построение структурно-функциональной модели производственной системы посредством соединения элементов структурной модели с внутренними элементами функциональной модели (блок функциональных состояний);

    оценка производственных затрат, производимая соотнесением затрат со всей совокупностью функций по схеме: элемент -— состояние — функция, с использованием следующих количественных показателей-коэффициентов: ритмичности, параллельности, прямоточности, длительности (межоперационных перерывов), закрепления операций за рабочим местом, непрерывности (в работе оборудования и исполнителя), незавершенного производства, автоматизации и др.;

    оценка качества функционирования производственной системы и уровня ее организации, являющаяся обобщающей характеристикой функционирования через показатель функционально-структурной организации системы. Показателем, отражающим затраты и результаты, степень использования в пространстве и во времени основных элементов производства (рабочей силы, орудий и предметов труда), может служить коэффициент организаций производственной системы.

    В заключение приведем итоговый перечень преимуществ и недостатков ФСА.

    Преимущества

  1. Более точное знание стоимости продукции дает возможность принимать верные стратегические решения по:

    а) назначению цен на продукцию;

    б) правильному сочетанию продуктов;

    в) выбору между возможностями изготавливать самостоятельно или приобретать;

    г) вложению средств в научно-исследовательские работы, автоматизацию процессов, продвижение и т.п.

  2. Большая ясность в отношении выполняемых функций, за счет которой компаниям удается:

    а) уделить больше внимания управленческим функциям, таким как повышение эффективности дорогостоящих операций;

    б) выявить и сократить объем операций, не добавляющих ценности продукции.

    Недостатки:

  • Процесс описания функций может оказать излишне детализированным, кроме того, модель иногда слишком сложна и ее трудно поддерживать.
  • Часто этап сбора данных об источниках данных по функциям (activity drivers) недооценивается
  • Для качественной реализации требуются специальные программные средства.
  • Модель часто устаревает в связи с организационными изменениями.
  • Реализация часто рассматривается как ненужная «прихоть» финансового менеджмента, не достаточно поддерживается оперативным руководством.

     

     

     

     

    Пример функционально-стоимостного анализа

     

    На первом, подготовительном, этапе необходимо уточнить объект анализа — носитель затрат. Это особенно важно при ограниченности ресурсов производителя. Например, выбор и разработка или усовершенствование продукции, выпускаемой в массовом порядке, могут принести предприятию значительно больше выгод, чем разработка более дорогого изделия, производимого мелкосерийно. Данный этап завершается, если найден вариант с низкой по сравнению с другими себестоимостью и высоким качеством.

    На втором, информационном, этапе необходимо собрать данные об исследуемом объекте (назначение, технико-экономические характеристики) и составляющих его компонентах, деталях (функции, материалы, себестоимость). Они поступают несколькими потоками по принципу открытой информационной сети из конструкторских, экономических подразделений предприятия и от потребителей к руководителям соответствующих служб. Оценки и пожелания потребителей должны аккумулироваться в маркетинговом отделе. В процессе работы исходные данные должны обрабатываться, преобразуясь в соответствующие показатели качества и затрат, проходя все задействованные в проекте подразделения, и поступают к руководителю проекта.

    На третьем, аналитическом, этапе необходимо подробно изучить функции изделия (их состав, степень полезности), его стоимость и возможности ее уменьшения путем отсечения второстепенных и бесполезных функций. Это могут быть не только технические, но и органолептические, эстетические и другие функции изделия или его деталей, узлов. Для этого целесообразно использовать принцип Эйзенхауэра — принцип АВС, в соответствии с которым функции подразделяются на: главные, основные и полезные (А); второстепенные, вспомогательные и полезные (В); второстепенные, вспомогательные и бесполезные (С) [4, с. 150]. При этом можно использовать табличную форму распределения функций, на основе которой отсекаются второстепенные и бесполезные функции и затраты (табл. ).

    Таблица

    Распределение служебных функций изделия «А» по принципу АВС

    110713 1647 43 Какие вопросы включаются в проведение комплексного анализа реализации товара?

    В итоговые графы заносятся данные о количестве второстепенных, вспомогательных, бесполезных функций по составляющим компонентам (деталям), что позволяет сделать предварительный вывод об их необходимости.

    Далее строится таблица стоимости составляющих компонентов по смете или наиболее важным ее статьям и оценивается весомость функций каждого компонента во взаимосвязи с затратами на их обеспечение. Это позволяет выявить возможные направления снижения издержек путем внесения изменений в конструкцию изделия, технологию производства, замены части собственного производства деталей и узлов полученными комплектующими, замены одного вида материала другим, более дешевым или экономичным в обработке, смены поставщика материалов, размеры их поставок и т.д.

    Группировка затрат на функции по факторам производства позволит выявить первоочередность направлений снижения стоимости изделия. Такие направления целесообразно детализировать, ранжируя по степени значимости, определяемой экспертным путем, и сопоставляя с затратами, выбирать пути удешевления продукции. Для этого можно составить следующую таблицу (табл.).

    Таблица

    Сопоставление коэффициентов значимости функций и их стоимости

    110713 1647 44 Какие вопросы включаются в проведение комплексного анализа реализации товара?

    Сопоставив удельный вес затрат на функцию в общих затратах и значимость соответствующей ему функции, можно вычислить коэффициент затрат по функциям (столбец 4). Оптимальным считается Kз.ф > 1; Кз.ф < 1 желательнее, чем Кз.ф > 1. При существенном превышении данным коэффициентом единицы необходимо искать пути удешевления исследуемой функции. В нашем примере такой является функция с 30%-ным вторым уровнем значимости.

    Результатом проведенного ФСА являются варианты решений, в которых необходимо сопоставить совокупные затраты на изделия, являющиеся суммой поэлементных затрат, с какой-либо базой. Этой базой могут служить минимально возможные затраты на изделие. Экономическую эффективность ФСА, которая показывает, какую долю составляет снижение затрат в их минимально возможной величине, можно определить с помощью следующей формулы:

    110713 1647 45 Какие вопросы включаются в проведение комплексного анализа реализации товара?

    где Кфса — экономическая эффективность ФСА (коэффициент снижения текущих затрат);

    Зр — реально сложившиеся совокупные затраты;

    Зм — минимально возможные затраты, соответствующие спроектированному изделию.

    На четвертом, исследовательском, этапе оцениваются предлагаемые варианты разработанного изделия.

    На пятом, рекомендательном, этапе отбираются наиболее приемлемые для данного производства варианты разработки и усовершенствования изделия. Для этой цели нами рекомендуется построить таблицу (табл.).

    С учетом значимости функций изделия, его составляющих компонентов и уровня затрат посредством ценообразования, основанного на знании спроса на продукцию, определяется уровень ее рентабельности. Все это служит цели принятия решения о выборе к производству конкретного изделия или направлений и масштаба его усовершенствования.

    Как видно из данных, приведенных в табл., предпочтение при выборе вариантов производства необходимо отдать изделиям А, В, С, D. В них показатели значимости функции и рентабельности выпуска в наибольшей степени отвечают предъявляемым требованиям.

    Таблица

    Таблица решений по вариантам выбора изделий для производства

    110713 1647 46 Какие вопросы включаются в проведение комплексного анализа реализации товара?

    Итогом проведения ФСА, как важного инструмента управления качеством продукции, должно быть снижение затрат на единицу полезного эффекта, которое достигается: сокращением затрат при одновременном повышении потребительских свойств изделий; повышением качества продукции при сохранении уровня затрат; уменьшением затрат при сохранении уровня качества; сокращением затрат при обоснованном снижении технических параметров до их функционально необходимого уровня.

     

     

    Список литературы

     

     

  1. Баканов М.И. Теория экономического анализа.–М.: Финансы и статистика, 2008. – 416 с.
  2. Завьялова З.М. Теория экономического анализа: курс лекций. –М. : Финансы и статистика, 2006.– 192 с.
  3. Любушин Н.П. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия. –М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.– 471 с.
  4. Осмоловский В.В. Теория анализа хозяйственной деятельности. –Мн.: Новое знание, 2004. – 384 с.
  5. Савицкая Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятий.–М.: Учеб.-ИП «Экоперспектива», 2007. – 640 с.
<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 1.06MB/0.00162 sec

WordPress: 22.49MB | MySQL:124 | 2,142sec