Методика анализа прибыли и рентабельности » Буквы.Ру Научно-популярный портал<script async custom-element="amp-auto-ads" src="https://cdn.ampproject.org/v0/amp-auto-ads-0.1.js"> </script>

Методика анализа прибыли и рентабельности

<

091313 0437 1 Методика анализа прибыли и рентабельностиДля того, чтобы сознательно и целесообразно принимать решения по наращиванию прибыли, необходимо, прежде всего, классифицировать факторы роста прибыли и параметры, количественная оценка которых позволяет оценить их влияние на этот процесс. Все факторы можно разделить на две группы.

  1. Внешние (экзогенные) факторы: рыночно-конъюктурные факторы; хозяйственно-правовые и административные факторы.
  2. Внутренние (эндогенные) факторы: материально-технические факторы; организационно-управленческие факторы; экономические факторы; социальные факторы.

    Количественную оценку перечисленных факторов производят с помощью ряда параметров, основными из которых являются:

  3. изменение отпускных цен на реализованную продукцию;
  4. изменение в объеме продукции (по базовой себестоимости);
  5. изменения в структуре реализованной продукции;
  6. экономия от снижения себестоимости продукции;
  7. изменение себестоимости за счет структурных сдвигов;
  8. изменение цен на материалы и тарифов на услуги;
  9. изменение цен на 1 руб. продукции.

    При оценке эффективности работы организации необходимо также использовать относительные показатели рентабельности, или прибыльности (доходности) организации.

    В своей методике Селезнева Н.Н. и Ионова А.Ф. предлагают провести факторный анализ прибыли на трех уровнях ее формирования по данным бухгалтерской отчетности:

  10. Факторный анализ общей бухгалтерской прибыли (прибыли до налогообложения).

    Основными задачами анализа прибыли до налогообложения являются: оценка плана (прогноза) прибыли; изучение состава и структуры прибыли в динамике; выявление и количественное измерение влияния факторов, формирующих прибыль; выявление резервов роста прибыли; разработка рекомендаций по наиболее эффективному формированию и использованию прибыли с учетом перспектив развития организации.

    В процессе анализа изучают состав и динамику прибыли отчетного года; устанавливают факторы, определяющие уровень прибыли; оценивают влияние выделенных факторов.

    На изменение прибыли влияют многие факторы. Количественно измеряют влияние факторов 1-го, 2-го и 3-го порядка (рис. 3).

    Влияние факторов 1-го и 3-го порядка оценивается путем сравнения базовых и отчетных данных. Для оценки влияния факторов 2-го порядка используются методы факторного анализа, например, цепной подстановки.

     

     

    Факторы 1-го порядка

    Факторы 2-го порядка

    Факторы 3-го порядка

    Прибыль от продаж

    Объем реализованной продукции

     

    Структура реализованной продукции

    Прибыль от прочей реализации

    Полная себестоимость реализованной продукции

    Цены на продукцию

    Завышение цен

    Прибыль от прочих операций и внереализационных операций

    Доходы по ценным бумагам и от долевого участия

    Штрафы, пени

    Нарушение стандартов, технологии производства

    Прибыль и убытки прошлых лет

    Поступления списанной дебиторской задолженности

    Изменение конъюнктуры рынка

    Безвозмездная помощь

     

    Рисунок 2 – Факторы, определяющие величину прибыли до налогообложения

     

  11. Факторный анализ прибыли от реализации продукции.

    Прибыль от продаж или реализации продукции характеризует абсолютную эффективность хозяйствования коммерческой организации, ее производственной, сбытовой, управленческой деятельности. Рост прибыли от реализации создает основу для расширенного воспроизводства, выполнения обязательств организацией перед бюджетом, банками и другими кредиторами.

    Изменение прибыли от реализации продукции (работ, услуг) зависит от ряда факторов, на которые, в свою очередь, влияют объем проданной продукции и ее себестоимость.

    К факторам первой группы относятся: изменение объема реализации продукции; изменение объема продукции (в оценке по плановой себестоимости); изменение объема продукции, обусловленное изменениями в структуре продукции.

    Факторы второй группы включают: экономию от снижения себестоимости продукции; экономию от снижения себестоимости продукции за счет структурных сдвигов; изменение издержек из-за динамики цен на материалы и тарифов на услуги; изменение цен на 1 руб. продукции.

    Поскольку объемы выпуска и реализации продукции могут быть исчислены как в натуральном (по видам продукции), так и в денежном выражении (сводные показатели), и на изменение этих показателей оказывают влияние достаточно большое количество факторов, в процессе анализа необходимо детально рассмотреть и оценить влияние каждого фактора.

    1. Общее изменение прибыли в результате совокупного влияния всех факторов исчисляется по формуле:

    ΔП = П1 – П0 (1)

    где П1 – прибыль отчетного года;

    П0 – прибыль базисного года.

    2.На изменение прибыли влияют следующие факторы:

    <

    а) изменение объема продукции (при неизменной себестоимости). Расчет влияния на прибыль изменений в объеме продукции (ΔП2):

    ΔП2 = П0К1 — П0 = П01 – 1), (2)

    где К1 – коэффициент роста объема реализации продукции.

    К1 = S1,0 / S0 (3)

    где S1,0 – фактическая себестоимость реализованной продукции за отчетный период в ценах и тарифах базисного периода;

    S0 – себестоимость базисного года (периода);

    б) изменение цен на реализованную продукцию. Влияние на прибыль изменений отпускных цен на реализованную продукцию (ΔР1) рассчитывается как:

    ΔР1 = N1,0 = Σp1q1 – Σp0q1, (4)

    где Nр1 = Σp1q1 – реализация в отчетном году в ценах отчетного года (р – цена изделия; q – количество изделий);

    1,0 = Σp0q1 – реализация в отчетном году в ценах базисного года

    в) изменения в объеме продукции, обусловленные изменениями в структуре продукции (ΔР3). Их влияние рассчитывается по формуле:

    ΔР3 = Р03 – К1), (5)

    где К3 – коэффициент роста объема реализации в оценке по отпускным ценам;

    К3 = N1,0 / N0 (6)

    где N1,0 – реализация в отчетном периоде по ценам базисного периода;

    N0 – реализация в базисном периоде;

    г) экономия и снижение себестоимости продукции (ΔР2). Ее влияние на прибыль находят как:

    ΔР2 = S1,0 – S1 (7)

    где S1,0 – себестоимость реализованной продукции отчетного периода в ценах и условиях базисного периода;

    S0 – фактическая себестоимость реализованной продукции отчетного периода.

    д) изменения себестоимости за счет структурных сдвигов в составе продукции (ΔР4). Расчет влияния этого фактора имеет вид:

    ΔР4 = S0К2 – S1,0 (8)

    3. Отдельным расчетом по данным бухгалтерского учета определяется влияние на прибыль изменения цен на материалы и тарифы на услуги (ΔР5), а также экономии, вызванной нарушениями хозяйственной дисциплины (ΔР6). Сумма факторных отклонений дает общее изменение прибыли от реализации за отчетный период:

    ΔР = Р1 – Р0 = ΔР1 + ΔР2 + ΔР3 + ΔР4 + ΔР5 + ΔР6. (9)

    Расчет влияния на прибыль изменения цен реализованной продукции (ΔП1) ведется по формуле:

    ΔП1 = ΣЦ1q1 – ΣЦ0q1, (10)

    где Ц – цена изделия.

    Влияние на прибыль изменений в объеме продукции (ΔП2) в оценке по базовой себестоимости рассчитывается как:

    ΔП2 = П0К1 — П0 = П01 – 1), (11)

    Влияние на прибыль изменений в объеме продукции, обусловленных изменениями в структуре продукции (ΔП3), находят из выражения:

    ΔП3 = П02 – К1), (12)

    где К2 – коэффициент роста объема реализации в оценке по отпускным ценам,

    К2 = ΣЦ0q1 / ΣЦ0q0 (13)

    Остальные изменения прибыли происходит под влиянием экономии от снижения себестоимости и изменений себестоимости за счет структурных сдвигов в составе себестоимости.

    Прибыль от реализации продукции (работ, услуг) может быть рассчитана по следующей формуле:

    П = N – СРП, (14)

    где N – выручка от реализации продукции (работ, услуг) без налога на добавленную стоимость, акцизов (чистый объем реализации);

    СРП – затраты на производство реализованной продукции (работ, услуг) по полной себестоимости.

    Таким образом, все факторы, влияющие на себестоимость реализованной продукции, сказываются и на прибыли от реализации и на балансовой прибыли.

    Влияние на прибыль экономии от снижения себестоимости продукции (ΔПС) имеет вид:

    ΔПС = С2,1 – С2, (15)

    где С2,1 – себестоимость реализованной продукции анализируемого периода, рассчитанная в ценах и условиях базисного периода;

    С2 – фактическая себестоимость реализованной продукции анализируемого периода.

    Влияние на прибыль изменений в объеме продукции (ΔПоб.пр), т.е. собственно объема продукции в оценке по плановой (базовой) себестоимости:

    ΔПоб.пр = ПбК1 – Пб = Пб1 – 1), (16)

    где Пб – прибыль базисного периода;

    К1 – коэффициент роста объема реализации продукции, который равен отношению С2,1 / С2.

    Расчет влияния на прибыль изменений себестоимости за счет структурных сдвигов в составе продукции (ΔПс.сд):

    ΔПс.сд = С1К2 – С2,1 (17)

    Отдельным расчетом определяется влияние на прибыль изменения цен на материалы и прочие ресурсы (который приведен выше), а также причин, связанных с нарушением хозяйственной дисциплины. Оценка влияния на прибыль нарушений хозяйственной дисциплины проводится с помощью анализа отклонений, образовавшихся вследствие нарушения стандартов, технических условий, невыполнения плана мероприятий по охране труда, технике безопасности и т.п.

    Общее изменение затрат на 1 руб. продукции выражается разницей между базисной полной себестоимостью фактически реализованной продукции и фактической себестоимостью, исчисленной с учетом перечисленных выше факторов.

    На основе выполненных расчетов определяется общее изменение прибыли от реализации за анализируемый период, которое представляет собой сумму отклонений по отдельным факторам.

  12. Факторный анализ чистой прибыли (прибыли после налогообложения).

    Направления использования чистой прибыли определяются организацией самостоятельно. За ее счет создается резервный капитал; происходит образование фондов накопления и потребления; производятся выплаты дивидендов, социальные выплаты работникам и перечисления на благотворительные и иные цели.

    Методом цепной подстановки определяют влияние основных факторов на динамику чистой прибыли.

    Методы факторного анализа показателей рентабельности предусматривают разложение исходных формул расчета показателя по качественным и количественным характеристикам интенсификации производства и повышения эффективности хозяйственной деятельности.

    При этом применяют ряд моделей рентабельности:

    1) Двухфакторная модель рентабельности продукции, где оценивается влияние: объема от реализации; себестоимости реализованной продукции.

    2) Трехфакторная модель рентабельности производственных фондов, когда находят влияние: рентабельности продаж; фондоемкости производства продукции; оборачиваемости оборотных средств.

    3) Пятифакторная модель рентабельности производственных фондов, где можно оценить влияние: фондоемкости производства продукции; оборачиваемости оборотных средств; материалоемкости производства продукции; зарплатоемкости продукции; амортизациоемкости продукции.

    В целом факторные модели рентабельности раскрывают важнейшие причинно-следственные связи между показателями финансового состояния и финансовыми результатами, они используются при прогнозировании финансовой устойчивости организации.    

    Общая рентабельность предприятий определяется отношением балансовой прибыли к среднегодовой стоимости основных производственных фондов и нормируемых оборотных средств и рассчитывается по формуле:

    091313 0437 2 Методика анализа прибыли и рентабельности (18)

    где Р — уровень рентабельности, %;

    П — прибыль;

    091313 0437 3 Методика анализа прибыли и рентабельности—среднегодовая стоимость основных производственных фондов;

    091313 0437 4 Методика анализа прибыли и рентабельности — среднегодовая стоимость нормируемых оборотных средств.

    По иному говоря, уровень общей рентабельности, то есть индикатор, отражающий прирост всего вложенного капитала (активов), равняется прибыли до начисления процентов помноженной на сто и поделенной на активы.

    Уровень общей рентабельности — это ключевой индикатор при анализе рентабельности предприятия. Но если требуется точнее определить развитие организации, исходя из уровня ее общей рентабельности, необходимо вычислить дополнительно еще два ключевых индикатора: рентабельность оборота и число оборотов капитала.

    Рентабельность оборота отражает зависимость между валовой выручкой (оборотом) предприятия и его издержками и исчисляется по формуле:

     

    Рентабельность оборота. = Приб. до нач.% *100 / Валовая Выручка (19)

     

    Чем больше прибыль по сравнению с валовой выручкой предприятия, тем больше рентабельность оборота.

    Число оборотов капитала отражает отношение валовой выручки (оборота) предприятия к величине его капитала и исчисляется по формуле:

     

    Число оборотов. капитала = Валовая Выручка / Активы (20)

     

    Чем выше валовая выручка фирмы, тем больше число оборотов ее капитала. В итоге следует, что

    Уровень Общей Рент. = Рент ОБ. * Число ОБ. Капитала (21)

    Связь между тремя ключевыми индикаторами представлена на рисунке 2. Показатели рентабельности и доходности имеют общую экономическую характеристику, они отражают конечную эффективность работы предприятия и выпускаемой им продукции. Главным из показателей уровня рентабельности является отношение общей суммы прибыли к производственным фондам

    Фактическая общая рентабельность определяется отношением балансовой прибыли к фактической среднегодовой стоимости производственных основных фондов и нормируемых оборотных средств, непрокредитованных банком.

    Уровень рентабельности зависит не только от суммы прибыли, но и от фондоемкости производства. На предприятиях, объединения тяжелой промышленности с высокой фондоемкостью производства уровень рентабельности по отношению к производственным фондам ниже, чем в объединениях, на предприятиях легкой и особенно пищевой промышленности. С увеличением суммы прибыли и уменьшением стоимости основных производственных фондов и нормируемых оборотных средств рентабельность повышается, и наоборот.

     

    091313 0437 5 Методика анализа прибыли и рентабельности

    Рисунок 4 – Схематическое представление связи между тремя ключевыми индикаторами рентабельности

     

    Детализация факторного анализа прибыли от продаж может выражаться также в определении структур укрупненных факторов в разрезе основных видов деятельности или групп однородных товаров, продукции, работ, услуг, реализуемых предприятием. Для проведения такого факторного анализа необходима организация соответствующего аналитического учета на бухгалтерских счетах, на которых накапливается информация об указанных укрупненных факторах. При наличии необходимых аналитических данных детализация факторного анализа может осуществляться в разрезе наименований всего ассортимента реализуемых товаров, продукции, работ, услуг. В результате такого предельного детализированного факторного анализа выясняется, какие наименования ассортимента вносят наибольший положительный (или отрицательный) вклад в получаемую предприятием прибыль от продаж, какими факторами обусловлен этот вклад и как эти факторы влияют на совокупное изменение прибыли от продаж.

     

<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 0.93MB/0.00141 sec

WordPress: 24.27MB | MySQL:118 | 1,247sec