Налоговая система государства

<

111813 0241 1 Налоговая система государства«…Для тех, кто их (налоги) выплачивает,

это признак не рабства, а свободы».

А. Смит1

1. Теоретические основы исследования налогов как экономической категории


 

1.1. Налоги: понятие, история возникновения

 

Налоги и налоговая система — это не только источники бюджетных поступлений, но и важнейшие структурные элементы экономики рыночного типа. Очевидно, что без формирования рациональной налоговой системы, не угнетающей предпринимательскую деятельность и позволяющей проводить эффективную бюджетную политику, невозможны полноценные преобразования экономики России1.

Налоги известны людям с глубокой древности, когда они фигурировали в форме дани, подати. Возникновение налогов связано с необходимостью содержания государства. Их неизбежность настолько очевидна, что еще В 1789 году Бенджамин Франклин, один из авторов Декларации независимости США, писал: «В этом мире ни в чем нельзя быть твердо уверенным, за исключением смерти и налогов».

Налоги представляют собой обязательные платежи, взимаемые центральными местными органами государственной власти с юридических и физических лиц и поступающие в бюджеты различных уровней. Существование налогов экономически оправдано постольку, поскольку экономически оправдано существование государства. Налоги — это экономическая база содержания государственного аппарата, армии, непроизводственной сферы.

Государство призвано стабилизирующе воздействовать на экономику, обеспечивая наилучшие условия для эффективного экономического роста. Для этого необходимы определенные ресурсы, которые частично могут быть определены за счет собственных источников, например, за счет доходов государственных предприятий. Однако в рыночной экономике основной производственной единицей является не государственное, а частное предприятие. Для формирования государственных ресурсов правительство изымает безвозмездно часть доходов предприятий и граждан. Любой вид обязательного платежа государству и его институтам является налогом.

Налоговая теория — это система научных знаний о сути и природе налогов, их роли и значении в жизни общества. Налоговые теории представляют собой модели построения налоговых систем государства с различной степенью обобщения.

Существуют обобщенные разработки (общие теории налогов) и исследования по отдельным вопросам налогообложения (частные теории налогов).

Общие теории налогов отражают назначение налогообложения в целом. Кратко охарактеризуем общие теории, начиная со средних веков (таблица 1).

 

Таблица 1 – Общие теории налогов1

Название  

Период 

Основоположники 

Теория обмена 

Средние века 

 

Атомистическая теория

Эпоха Просвещения

С. де Вобан, Монтескье, Гоббс, Вольтер, Мирабо

Теория наслаждения    

Первая половина XIX в.

Ж. Симонд де Сисмонди

Теория налога как страховой премии

Первая половина XIX в.

Дж. Мак-Куллох, А. Тьер

Классическая теория

Вторая половина XVIII -первая половина XIX вв.

А. Смит, Д. Рикардо

Кейнсианская теория    

Первая половина XX в.

Дж. Кейнс

Монетаристская теория    

50-е гг. XX в.    

М. Фридман

Теория экономики предложения

Начало 80-х гг. XX в.

М. Бернс, Г. Стайн, А.Лэффер

 

Суть теории обмена — возмездный характер налогообложения, т. е., уплачивая налог, граждане покупают у государства услуги по охране, поддержанию порядка и др.

Согласно атомистической теории как разновидности предыдущей, налог — результат договора между сторонами, по которому подданный вносит государству плату за различные услуги. Никто не может отказаться от налогов, которые являются платой граждан за получаемые выгоды.

В соответствии с теорией наслаждения налоги — это цена, уплачиваемая гражданином за получаемые удовольствия от общественного порядка, справедливого правосудия, обладания собственностью.

Теория налога как страховой премии рассматривает налоги как платеж, уплачиваемый на случай наступления какого-либо риска. Налогоплательщик как коммерсант в зависимости от доходов страхует свою собственность от войны, стихийного бедствия, пожара и т. д.

Сторонники классической теории рассматривают налоги как один из видов государственных доходов, которые должны покрывать затраты по содержанию правительства. При этом какая-либо другая роль (например, регулирование экономики) налогам не отводится; пошлины и сборы не рассматриваются в качестве налогов.

Центральная идея кейнсианской теории заключается в том, что налоги — это главный рычаг регулирования экономики и одно из слагаемых ее развития. При этом большие сбережения как пассивный источник дохода мешают росту экономики, поэтому их следует изымать с помощыо налогов.

На количественной оценке денежного обращения основана монета-ристская теория, согласно которой налоги наряду с иными компонентами воздействуют на обращение, изымая излишнее количество денег (а не сбережений, как в кейнсианской теории) тем самым снижая количество неблагоприятных факторов для развития экономики.

Теория экономики предложения в большей степени, чем две предыдущие, рассматривает налоги как один из важных факторов экономического развития и регулирования. Согласно этой теории снижение налогового гнета приводит к бурному росту предпринимательской и инвестиционной деятельности.

К
частным теориям налогов относятся теория соотношения прямого и косвенного налогообложения, теория единого налога, теория пропорционального и прогрессивного налогообложения и теория переложения налогов (таблица 2).

 

Таблица 2 – Частные теории налогов1

111813 0241 2 Налоговая система государства111813 0241 3 Налоговая система государства111813 0241 4 Налоговая система государстваНазвание

Период 

Суть теории 

Теория соотношения прямого и косвенного налогообложения

Раннее средневековье

Налоговые системы строятся на прямом налогообложении, косвенные налоги считаются вредными

Конец средних веков

Налоговые системы строятся на косвенном налогообложении

Конец ХIХ в.

Необходимо поддерживать баланс между прямыми и косвенными налогами

Теория единого налога

Разные времена

Единый налог — это единственный, исключительный налог на определенный объект налогообложения

Теория пропорционального и прогрессивного налогообложения

Разные времена

Налоговые ставки устанавливаются в едином проценте или увеличиваются по мере роста дохода налогоплательщика

Теория переложения налогов

Середина XVIIв.

Распределение налогового бремени возможно лишь в процессе обмена

 

 

1.2. Сущность налога. Основные принципы налогообложения

В широком смысле под налогами понимаются обязательные платежи в бюджет, осуществляемые юридическими и физическими лицами. В ст.8 ч.1 Налогового кодекса РФ дано следующее определение налога: «под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований».

Признаками налога согласно данной статье являются:

а) обязательность платежа, которым обременяются организации и физические лица в соответствии с законом;

б) индивидуальная безвозмездность платежа, не предполагающего получение конкретным плательщиком эквивалентной выгоды, а также его безвозвратность;

в) отчуждение принадлежащего налогоплательщику на праве собственности (или ином вещном праве) имущества (денежных средств) в пользу публичной власти. В этом выражается исполнение публично-правовой обязанности каждого налогоплательщика;

г) принудительность его взимания, выражающаяся в возможности применения карательных мер в отношении неисправного плательщика;

д) взимание в целях финансирования деятельности публичной власти (государства и муниципальных образований).

Социально-экономическая сущность, внутреннее содержание налогов проявляется через их функции. Налоги выполняют три важнейшие функции:

Обеспечение финансирования государственных расходов (фискальная функция);

Поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними (социальная функция);

Государственное регулирование экономики (регулирующая функция).

Во всех государствах, при всех общественных формациях налоги в первую очередь выполняли фискальную функцию, т.е. обеспечивали финансирование общественных расходов, прежде всего расходов государства.

Все налоги содержат следующие элементы:

объект налога – это имущество или доход, подлежащие обложению;

субъект налога – это налогоплательщик, т.е. физическое или юридическое лицо;

источник налога – доход, из которого выплачивается налог;

ставка налога – величина налога с единицы объекта налога;

налоговая льгота – полное или частичное освобождение плательщика от налога.

Налоги – это один из экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику. В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.

Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно- правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.

В условиях перехода от административно-директивных методов управления к экономическим, резко возрастают роль и значение налогов как регулятора рыночной экономики, поощрения и развития ее приоритетных отраслей. Через налоги государство может проводить энергичную политику в развитии наукоемких производств и ликвидации убыточных предприятий.

Налогообложение относится к числу давно известных способов регулирования доходов и источников пополнения государственных средств. Еще А.Смит сформулировал четыре основных требования к налоговой системе, которые верны и сегодня:

  1. «Подданные государства должны, по возможности, соответственно своим способностям и силам участвовать в содержании правительства, т.е. соответственно доходу, каким они пользуются под покровительством государства».

    2. «Налог, который обязывается уплачивать каждое отдельное лицо, должен быть точно определен, а не произволен. Срок уплаты, способ платежа, сумма платежа, все это должно быть ясно и определено для плательщика и всякого другого лица».

    3. «Каждый налог должен взиматься в то время и тем способом, когда и как плательщику должно быть удобнее всего платить его».

    4. «Каждый налог должен быть так задуман и разработан, чтобы он брал и удерживал из кармана народа возможно сверх того, что он приносит казначейству государства»1.

    Как видно, А.Смит исходил из следующих принципов налогообложения:

    равномерность, понимаемую как равнонапряженность, общность для всех налогоплательщиков правил и норм изъятия налога;

    определенность, означающую четкость, ясность, стабильность норм, ставок налогообложения;

    простата и удобство, понимаемые в прямом смысле этих слов;

    <

    не отягощенность, т.е. умеренность, ограниченность налога суммами, уплата которых ложится тяжким бременем на налогоплательщиков.

     

    1.3. Классификация налогов

     

    По способу взимания различают:

    прямые налоги, которые взимаются непосредственно с имущества или доходов налогоплательщика. Окончательным плательщиком прямых налогов является владелец имущества (дохода). Эти налоги подразделяются на:

    реальные прямые налоги, которые уплачиваются с учетом не действительного, а предполагаемого среднего дохода плательщика;

    личные прямые налоги, которые уплачиваются с реально полученного дохода и учитывают фактическую платежеспособность налогоплательщика;

    косвенные налоги, которые включаются в цену товаров и услуг.

    Окончательным плательщиком косвенных налогов является потребитель товара. В зависимости от объектов взимания косвенные налоги подразделяются на:

    косвенные индивидуальные, которыми облагаются строго определенные группы товаров;

    косвенные универсальные, которыми облагаются в основном все товары и услуги;

    фискальные монополии, которыми облагаются все товары, производство и реализация которых сосредоточены в государственных структурах;

    таможенные пошлины, которыми облагаются товары и услуги при совершении экспортно-импортных операций.

    В зависимости от органа, который устанавливает и имеет право изменять и конкретизировать налоги, последние подразделяются на:

    федеральные (общегосударственные) налоги, элементы которых определяются законодательством страны и являются едиными на всей ее территории. Их устанавливает и вводит в действие высший представительный орган. Однако эти налоги могут зачисляться в бюджеты различных уровней;

    региональные налоги, отличительной чертой которых является установление элементов налога в соответствии с законодательством страны законодательными органами ее субъектов;

    местные налоги, которые вводятся местными органами власти в соответствии с законодательством страны. Они вступают в действие только на основании решения, принятого на местном уровне. Эти налоги всегда поступают в местные бюджеты.

    По целевой направленности введения налогов различают:

    абстрактные (общие) налоги, предназначенные для формирования доходной части бюджета в целом;

    целевые (специальные) налоги, которые вводятся для финансирования конкретного направления государственных расходов. Для целевых платежей часто создается специальный внебюджетный фонд.

    В зависимости от субъекта-налогоплательщика выделяют следующие виды налогов:

    налоги, взимаемые с физических лиц;

    налоги, взимаемые с юридических лиц (предприятий и организаций);

    смежные налоги, которые уплачивают и физические и юридические лица.

    По уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж, различают:

    закрепленные налоги, которые непосредственно и целиком поступают в тот или иной бюджет или внебюджетный фонд;

    регулирующие налоги — разноуровневые, т. е. налоговые платежи поступают одновременно в различные бюджеты в пропорции, принятой согласно бюджетному законодательству.

    По порядку введения налоговые платежи делятся на:

    общеобязательные налоги, которые взимаются на всей территории страны независимо от бюджета, в который они поступают;

    факультативные налоги, которые предусмотрены основами налоговой системы, но их введение и взимание являются компетенцией органов местного самоуправления.

    По срокам уплаты налоги делятся на
    срочные и периодично-календарные (последние, в свою очередь, подразделяются на декадные, ежемесячные, ежеквартальные, полугодовые, годовые).

     

     

     

     

    2 Механизм функционирования налоговой системы РФ

     

    2.1. Понятие налоговой системы и организационные принципы налоговой системы Российской Федерации

     

    Согласно российскому законодательству налоговая система — это совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей (далее — налоги), взимаемых в установленном порядке.

    Более точным является следующее определение: налоговая система — это взаимосвязанная совокупность действующих в данный момент в конкретном государстве существенных условий налогообложения.

    Существенными условиями налогообложения, присущими налоговым системам, являются:

    • система и принципы налогового законодательства;

    • принципы налоговой политики;

    • порядок установления и ввода в действие налогов;

    виды налогов;

    • порядок распределения налогов по бюджетам;

    • система налоговых органов;

    • формы и методы налогового контроля;

    • права и ответственность участников налоговых отношений;

    • порядок и условия налогового производства.

    Понятие «налоговая система» более емкое, чем понятие «система налогообложения», ибо обусловлено экономическими и политико-правовыми характеристиками.

    Экономическая характеристика налоговых систем включает в себя следующие показатели.

    Налоговый гнет (налоговое бремя), то есть отношение общей суммы налоговых сборов к совокупному национальному продукту, которое показывает, какая часть произведенного обществом продукта перераспределяется посредством бюджета.

    Показатели налогового бремени в России приведены на рисунке 1.

    Для измерения налогового бремени сотрудники Международного центра сравнительных исследований проблем налогообложения ввели понятие
    «полная ставка налогообложения» (ПСН), которое показывает, какая часть добавленной стоимости изымается в госбюджет. ПСН рассчитывается как отношение общей суммы налогов и платежей к величине добавленной стоимости в процессе производства и реализации товаров и услуг.

    111813 0241 5 Налоговая система государства

    Расчеты ПСН показывают, что общее бремя налогов в России составляет 53 — 60%, что на 10 — 16 пунктов выше, чем в ряде зарубежных стран (рисунок 2). Более того, это намного выше уровня
    «налоговой ловушки» (40%), когда инвестирование в развитие производства становится невыгодным

    Для гармонизации налоговой системы России и стимулирования хозяйственной активности необходимо снизить ПСН до 40 – 45%.

    Соотношение между налогами от внутренней и внешней торговли в странах ОЭСР составляет 12:1, в России — примерно 2:1.

    111813 0241 6 Налоговая система государства

    Для построения налоговой системы государства определяющее значение имеют
    факторы политико-правового характера:

    • пропорции в распределении хозяйственных функций, социальных ролей между центральной администрацией и местными органами власти;

    • роль налогов среди доходных источников бюджетов различных уровней;

    • степень контроля центральной администрацией за органами местной власти.

    Технические решения по реализации этих факторов предусматривают три формы взаимоотношений бюджетов различных уровней: а) «разные налоги», б) «разные ставки», в) «разные доходы» (названия условные). Обычно используются комбинации всех трех, реже — двух форм.

    Форма взаимоотношений бюджетов
    «разные налоги» подразумевает полное и неполное разделение прав и ответственности различных уровней власти в установлении налогов: центр устанавливает полный перечень налогов и вводит федеральные налоги, а органы власти на местах — местные налоги.

    Суть формы взаимоотношений бюджетов
    «разные ставки» состоит в том, что основные условия взимания того или иного налога устанавливает центральный орган власти, а местные органы определяют ставки налога, по которым исчисляется налог, зачисляемый в конкретный местный бюджет.

    Для формы взаимоотношений бюджетов
    «разные доходы» характерна ограниченность действий местных органов, ибо в данном случае между бюджетами различных уровней делятся суммы собранного налога.

    Организационные принципы налоговой системы Российской Федерации.

    Организационные принципыэто положения, в соответствии с которыми осуществляются построение, развитие налоговой системы и управление ею.

    Налоговая система России руководствуется следующими организационными принципами.

    Принцип единства налоговой системы. Согласно Конституции России не допускается как установление налогов, ограничивающих свободное перемещение товаров и финансовых средств в пределах страны, так и введение региональных налогов, позволяющих наполнять бюджеты одних территорий за счет других.

    Принцип подвижности (эластичности). Суть данного принципа в том, что налоговое бремя и налоговые отношения могут быть оперативно изменены в соответствии с объективными нуждами государства. В ряде случаев эластичность налогообложения используется в качестве контрмеры государства против уклонения от уплаты налогов. Однако реализация этого принципа в российской налоговой системе, по мнению иностранных экспертов, затруднена в связи со слишком частыми и непредсказуемыми изменениями законодательства.

    Принцип стабильности. Налоговая система должна функционировать в течение многих лет, вплоть до налоговой реформы. Данный принцип соответствует интересам всех субъектов налоговых отношений.

    Принцип множественности налогов. Любая налоговая система эффективна только в том случае, если она предусматривает множественность налогов. Во-первых, это обусловлено необходимостью перераспределения налогового бремени по плательщикам. Во-вторых, при едином налоге нарушается принцип эластичности налоговой системы. В-третьих, соблюдение данного принципа позволяет реализовать взаимодополняемость налогов, согласно которой искусственная минимизация одного налога обязательно вызовет рост другого налога.

    Принцип исчерпывающего перечня региональных и местных налогов.
    Данный принцип означает ограничение введения дополнительных налогов субъектами Федерации и органами местного самоуправления, а также запрет на повышение ставок налоговых платежей. В процессе развития налоговой системы России этот принцип иногда нарушался.

     

    2.2. Структура налоговой системы Российской Федерации

     

    Законом «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» впервые в России вводится трехуровневая система налогообложения. Налоги и сборы были подразделены на федеральные, региональные и местные Федеральные налоги взимаются по всей территории России. В настоящее время к федеральным относятся следующие налоги :

    а) налог на добавленную стоимость;

    б) акцизы на отдельные группы и виды товаров;

    в) налог на доходы банков;

    г) налог на доходы от страховой деятельности;

    д) налог от биржевой деятельности;

    е) налог на операции с ценными бумагами;

    ж) таможенные пошлины;

    з) отчисления из производства материально-сырьевой базы, зачисляемые в спец. внебюджетный фонд РФ;

    и) платежи за пользование природными ресурсами, зачисляемые в федеральный бюджет, в республиканский бюджет республик в составе РФ, в краевые, областные бюджеты краёв, областей, обл. бюджет автономной области, окружные бюджеты автономных округов и районные бюджеты районов в порядке и на условиях, предусматриваемых законодательными актами РФ;

    к) подоходный налог с физических лиц;

    м) налоги, служащие источниками, образующие дорожные фонды;

    н) гербовый сбор;

    о) государственная пошлина;

    п) налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения;

    р) сбор за использование наименований «Россия», «Российская Федерация» и образовываемых на их основе слов и словосочетаний;

    с) налог на покупку иностранных денежных знаков и платёжных документов, выраженных в иностранной валюте.

    Все суммы поступлений от налогов указанных в подпунктах «а»-«ж» и «р» зачисляются в федеральный бюджет. Налоги, указанные в подпунктах «к» и «л», являются регулирующими доходными источниками, а суммы отчислений по ним, зачисляемые непосредственно в республиканский бюджет республики в составе РФ, в краевые, областные бюджеты краёв и областей, областной бюджет автономной области, окружные бюджеты автономных округов и бюджеты других уровней, определяются при утверждении республиканского бюджета республики в составе РФ, краевого, областного бюджета автономной области, окружных бюджетов автономных округов.

    Все суммы поступлений от налогов, указанных в подпунктах «н» — «п» зачисляются в местный бюджет в порядке, определяемом при утверждении соответствующих бюджетов, если иное не установлено Законом . Федеральные налоги ( в том числе размеры их ставок) объекты налогообложения, плательщики налогов и порядок зачисления их в бюджет или во внебюджетный фонд устанавливаются законодательными актами РФ и взимаются на всей её территории.

    Суммы поступлений от налога, указанного в подпункте «с» зачисляются в соответствующие бюджеты в порядке, определенном законодательным актом Российской Федерации об этом налоге.

    Налоги республик в составе РФ и налоги краёв, областей, автономных областей, автономных округов. К этим налогам относятся:

    а) налог на имущество предприятий, сумма платежей по налогу равными долями зачисляется в республиканский бюджет республики в составе РФ, краевые, областные бюджеты краёв и областей, областной бюджет автономной области, окружные бюджеты автономных округов и в районные бюджеты районов, городские бюджеты городов по месту нахождения плательщиков;

    б) местный доход;

    в) плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем;

    г) республиканские платежи за пользование природными ресурсами.

    Налоги, указанные в подпунктах «а», «б» и «в», устанавливаются законодательными органами (актами) РФ и взимаются на всей её территории. При этом конкретные ставки определяются законами республик в составе РФ или решениями органов государственной власти краёв, областей, автономной области, автономных округов, если иное не установлено законодательными актами РФ.

    Сборы, указанные в подпункте «г», Зачисляются в республиканский бюджет республики в составе Российской Федерации, краевые, областные бюджеты краёв и областей, областной бюджет автономной области, окружные бюджеты автономных округов и используются целевым назначением на дополнительное финансирование образовательных учреждений. Ставки этого сбора не могут превышать размера одного процента от годового фонда заработной платы предприятий, учреждений и организаций. Они устанавливаются законодательными актами республик в составе Российской Федерации, решениями органов государственной власти краёв, областей, автономной области и автономных округов.

    3. К местным относятся следующие налоги:

    а) налог на имущество физических лиц. Сумма платежей по налогу зачисляется в местный бюджет по месту нахождения (регистрации) объекта налогообложения;

    б) земельный налог. Порядок зачисления поступлений по налогу в соответствующий бюджет определяется законодательством о Земле *.

    в) регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, сумма сбора зачисляется в бюджет по месту их регистрации ;

    г) налог на строительство объектов производственного назначения в курортной зоне;

    д) курортный сбор;

    е) сбор за право торговли : сбор устанавливается районными, городскими (без районного деления ), районными (в городе), коллективными, сельскими органами исполнительной власти. Сбор уплачивается путём приобретения разового талона или временного патента и полностью зачисляются в соответствующий бюджет;

    ж) целевые сборы с граждан и предприятий, учреждений, организаций, независимо от их организационно — правовых форм, на содержание милиции, на благоустройство территорий и другие цели.

    Ставка сборов в год не может превышать размера 3% от 12-ти установленных Законом минимальной месячной оплаты для физического лица, а для юридического лица — размера 1% от годового фонда заработной платы, рассчитанного, исходя из установленного Законом размера минимальной месячной оплаты труда. Ставки в городах и районах устанавливаются соответствующими органами государственной власти, а в посёлках и сельских населённых пунктах на собраниях и сходах жителей;

    з) налог на рекламу: уплачивают юридические и физические лица, рекламирующие свою продукцию по ставке, не превышающей 5% стоимости услуг по рекламе;

    и) налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и персональных компьютеров. Налог устанавливают юридические и физические лица, перепродающие указанные товары по ставке, не превышающей 10% суммы сделки;

    к) сбор с владельцев собак. Сбор вносят физические лица, имеющие в городах собак (кроме служебных), в размере, не превышающем 1/7 установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда в год;

    л) лицензионный сбор за право торговли винно-водочными изделиями. Сбор вносят юридические и физические лица, реализующие винно-водочные изделия населению в размере: с юридических лиц — 50 установленных законом размеров минимальной месячной оплаты труда год, с физических лиц — 20 установленных законом размеров минимальной месячной оплаты труда в год. При торговле этими лицами с временных точек, обслуживающих вечера, балы, гуляния и другие мероприятия — половины установленного законом размера месячной оплаты труда за каждый день торговли;

    м) лицензионный сбор за право проведения местных аукционов и лотерей. Сбор вносят их устроители в размере, не превышающем 10% стоимости заявленных к аукциону товаров или суммы, на которую выпущены лотерейные билеты;

    н) сбор за выдачу ордера на квартиру, сбор вносится физическими лицами при получении права на заселение отдельной квартиры, в размере, не превышающем 3/4 установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда в зависимости от общей площади и качества жилья;

    о) сбор за парковку автотранспорта. Сбор вносят юридические и физические лица за парковку автомашин в спец. оборудованных для этого местах в размере, установленном местными органами государственной власти;

    п) сбор за право использования местной символики. Сбор вносят производители продукции, на которой используется местная символика (гербы, виды городов и прочее) в размере, не превышающем 0.5% стоимости реализуемой продукции;

    р) сбор за участие в бегах на ипподромах. Сбор вносят юридические и физические лица, выставляющие своих лошадей на состязания коммерческого характера, в размерах, устанавливаемых местными органами государственной власти, на территории которых находится ипподром;

    с) сбор за выигрыш в бегах. Сбор вносят лица, выигравшие в игре на тотализаторе на ипподроме в размере, не превышающем 5% суммы выигрыша;

    т) сбор с лиц, участвующих в игре на тотализаторе на ипподроме. Сбор вносится в виде процентной надбавки к плате, установленной за участие в игре, в размере, не превышающем 5% этой платы;

    у) сбор со сделок, совершаемых на биржах, за исключением сделок, предусмотренных законодательными актами о налогообложении операций с ценными бумагами. Сбор вносят участники сделки в размере, не превышающем 0.1% суммы сделки;

    ф) сбор за право проведения кино и телесъёмок. Сбор вносят коммерческие кино- и теле — организации, производящие съёмки, требующие от местных органов государственного управления осуществления организационных мероприятий, в размерах, установленных местными органами государственной власти;

    х) сбор за уборку территорий населённых пунктов. Сбор вносят юридические и физические лица, в размере, установленном органами государственной власти;

    ц) сбор за открытие игорного бизнеса. Плательщиками сбора являются юридические и физические лица — собственники указанных средств и оборудования независимо от места их установок. Ставки сборов и порядок его взимания устанавливается местными органами власти;

    ч) налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы в размере, не превышающем 1,5 процента объёма реализации продукции (работ, услуг), произведённой юридическими лицами, расположенными на соответствующей территории.

    Налоги, указанные в пунктах «а» — «в» устанавливаются законодательными актами РФ и взимаются на всей её территории. При этом конкретные ставки этих налогов определяются законодательными актами республик в составе РФ или решением органов государственной власти краёв, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно -территориальных образований, если иное не предусмотрено законодательным актом РФ.

    Налоги, указанные в пунктах «г» и «д» могут вводится городскими органами власти, на территории которых находится курортная местность. Суммы налоговых платежей зачисляются в районные бюджеты и городские бюджеты городов. В сельской местности сумма налоговых платежей равными долями зачисляется в бюджеты сельских населённых пунктов, посёлков, городов районного подчинения и в районные бюджеты районов, краевые, областные бюджеты, бюджеты краёв и областей, на территории которых находится курортная местность.

    Налоги и сборы, предусмотренные пунктами «з» — «х» могут устанавливаться решениями районных и городских органов власти. Суммы платежей по налогам и сборам зачисляются в районные бюджеты, бюджеты районов, городов, либо по решению районных и городских органов власти — в районные бюджеты районов (в городах), бюджеты посёлков и сельских населённых пунктов.

    Расходы предприятий и организаций по уплате налогов и сборов, указанных в пунктах «ж», «з», «о», «ф», «х» и «ч» относятся на финансовые результаты деятельности предприятий, земельного налога на себестоимость продукции (работ, услуг). Остальные местные налоги и сборы уплачиваются предприятиями и организациями за счёт части прибыли, остающейся после уплаты налога на прибыль (доход).

    По объекту налогообложения существующие налоговые платежи и сборы можно разделить на:

    налоги с доходов (выручки, прибыли, заработной платы);

    налоги с имущества (предприятий и граждан);

    налоги с определённых видов операций, сделок и деятельности (налог на операции с ценными бумагами, лицензионные сборы).

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    3. Система налогового законодательства Российской Федерации

     

     

    Система российского налогового законодательства — это совокупность нормативных актов различного уровня, содержащих налоговые нормы: федеральных законов, законов и актов субъектов Федерации, ведомственных нормативных актов и актов местного самоуправления.

    Наиболее общие принципы закреплены в
    Конституции Российской Федерации. Так, в соответствии со ст. 57 главы 2 «каждый обязан платить законно установленные платежи и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги и ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют»1.

    В п.2 ст.1 ч.1 НК РФ говорится: «Настоящий кодекс устанавливает систему налогов, взимаемых в федеральный бюджет, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации…»2.

    В Федеральном законе «Об основах налоговой системы» закреплены общие принципы налогообложения в России. В данном Законе перечислены также налоги и другие платежи, определены права, обязанности и ответственность субъектов налоговых отношений.

    Законы Российской Федерации это законы общего действия (например: Закон «О федеральных органах налоговой полиции») и законы о конкретных налогах (например: Закон «О подоходном налоге»).Указы Президента Российской Федерации, во-первых, устанавливают самостоятельные нормы права, а во-вторых, носят характер поручений органам управления разработать нормативные акты по налогообложению.

    Постановления Правительства Российской Федерации устанавливают ставки акцизов и таможенных пошлин; определяют состав затрат, применяемый при налогообложении; рассчитывают индекс инфляции при расчете налогооблагаемой прибыли и т. д.

    Акты Государственной налоговой службы и Министерства финансов Российской Федерации в условиях становления и развития российской налоговой системы в ряде случаев могут иметь нормативное значение, и их нарушение влечет, за собой ответственность. Но в целом подобные акты разъясняют методику ввода в действие закона и т. п. Письма, указания и разъяснения Госналогслужбы носят нормативный характер и в основном рассматривают частные налоговые ситуации.

    В настоящее время это самый обширный источник налогового законодательства.

    Необходимо подчеркнуть, что инструкции Госналогслужбы не могут устанавливать или изменять налоговые обязательства; их назначение -регламентировать единообразные способы практической деятельности органов управления, связанной с правильным и своевременным взиманием налогов.

    Органы местного самоуправления формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливая местные налоги и сборы. Их налоговая политика должна соответствовать общим принципам налогообложения и сборов, определенных федеральным законом.

    Кроме национального законодательства отношения в налоговой сфере регулируются и международно-правовыми договорами.

    Постановления Конституционного суда, решения и определения Верховного Суда Российской Федерации имеют важное значение для регламентации отношений в налоговой сфере. Принятые в последнее время постановления этих органов и Высшего Арбитражного Суда РФ предоставляют возможность защиты интересов налогоплательщиков — обжалование незаконных решений налоговых органов в судебном порядке.

    Основу российского законодательства составляет концепция системы законов о налогах прямого действия, которая предусматривает исключение издания конкретизирующих и развивающих их подзаконных актов.

    Однако это не всегда соответствует практике. На общероссийском уровне референдум по налоговым вопросам не может проводиться — на местном уровне это возможно.

    Отечественная система налогового законодательства насчитывает в общей сложности более 1500 актов. При этом система характеризуется постоянной изменчивостью параметров. В этой связи с 1995 г. начал обсуждаться вопрос о систематизации налогового законодательства путем его кодификации и принятия Налогового кодекса.

    Список использованных источников

     

  • Конституция РФ: Принята 12 дек. 1993 г. М., 1993.
  • О налоговых органах в РФ: ФЗ РФ от 21.03.91 № 943-1.
  • Об основах налоговой системы в РФ: ФЗ РФ от 27.12.91 №2118-1.
  • Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая. //Библиотечка «Российской газеты» — № 27. – 2007.
  • Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая. //Библиотечка «Российской газеты» — № 27. – 2007.
  • Алексеев М. Ю. и др. Налоги: словарь — справочник. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 233 с.
  • Бродский Г. М. Право и экономика налогообложения.– СПб: Изд-во Санкт-Петербурского университета, 2000.
  • Войтов А.Г. Экономика: общий курс.–М.: Маркетинг, 2005. – 451 с.
  • Гуреев В.И. Российское налоговое право. –М.: Экономика, 2007. – 391с.
  • Евстигнеев Е.Н. Основы налогообложения и налогового права: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2005. — 120с.
  • Маслова Д. В. Налоговый кодекс и налогообложение прибыли // Извещение вузов Северного Кавказа региональные общественные науки. – 2004. — №2. – С.46-48
  • Налоговый кодекс Российской Федерации. Комментарии специалиста. // Нормативные акты для бухгалтера — №26. – 2005. – 851с.
  • Комментарий к Налоговому кодексу РФ, части I (по главам) //Нормативные акты для бухгалтера. № 15. 2006. С. 8 – 92.
  • Мясникова А. В. Налоги: принципы, функции, законодательство // Государство и право. – 2006. — №9. – С. 49– 56.
  • Петти В., Смит А., Рикардо Д., Кейнс Дж., Фридман М. Классика экономической мысли: Сочинения. – М.: Изд-во ЭКСМО-ПРЕСС, 2000. – 896с.
  • Поронко И. А. Налогообложение в России: Справочно-методическое пособие / Под общей ред. Сопкина П. Т. – М.: Экспертное бюро: Контур,
  • 2007. – 594с.
  • Самохалов А. Ф. , Куникеев Б. А. Налоги в России // Свободная мысль – ХХI. – 2002. — №9. – С.9-20
  • Смит А. Исследование природе и причинах богатства народов.–М.: Соцгиз. 1935. Т. 2. С. 341– 343.
  • Толкушина А. В. Налоги и налогообложение: Энциклопедический словарь. – М.:Юристъ, 2000. – 508 с.
  • Черник Д.Г. Налоги: Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2007. – 401 с.
  • Шаронова Е. Комментарий к главе 23 «Налог на доходы физических лиц» части второй Налогового кодекса РФ //АКДИ «Экономика и жизнь» — №10. 2004. С. 14 – 17.
  • Цыгичко А. Налоги, субсидии, инвестиции // Экономист. – 2002. — №11. – С.49-59
  • Экономика / Под ред. А.С. Булатова.–М.: Юристъ, 2006. – 1051 с.
  • Экономическая теория / Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича.– СПб.: Питер, 2006. – 569 с.
  • Экономическая теория / Под ред. А.Г. Грязновой, Т.В. Чечелевой.–М.: Экзамен, 2006.– 651 с.
  • Экономическая теория/Под ред. И.П. Николаевой.–М.: Проспект, 2005. – 457 с.
  • Юткина Г.Ф. Налоги и налогообложение: Учебник. — М.: ЮНИТИ, 2005. – 584 с.

     

     

     

     

     

     


     

<

Комментирование закрыто.

WordPress: 23.01MB | MySQL:123 | 1,494sec