Оценка оптового товарооборота предприятия

<

102013 0114 1 Оценка оптового товарооборота предприятия

1. Значение и задачи анализа оптового товарообороты

 

1.1. Торговля – базовая отрасль деятельности потребительской кооперации, ее состояние и перспективы развития

 

Экономика потребительской кооперации включает в себя несколько отраслей и подотраслей. Традиционными среди них являются торговля, общественное питание, закупки сельскохозяйственных продуктов и сырья, производство товаров народного потребления, подсобное сельскохозяйственное производство, производственные и бытовые услуги, строительство, транспорт, внешнеторговые операции. Однако в экономической работе в потребительской кооперации свойственны общие для всех отраслей задачи, к которым относятся:

максимальное удовлетворение потребностей населения в продуктах питания, других товарах и услугах;

увеличение вклада потребительской кооперации в достижение целей экономического и социального развития страны на основе наиболее полного использования ее возможностей как общественно-хозяйственной организации;

эффективное использование материальных, финансовых и трудовых ресурсов;

комплексное развитие всех отраслей деятельности, совершенствование научного уровня планирования и экономического анализа.

Ведущая роль принадлежит торговле, производственной и закупочной деятельности, причем торговля и закупки экономически связывают потребление и производство, промышленность и сельское хозяйство, город и деревню.

Торговля
— самая крупная отрасль деятельности потребительской кооперации, в ней используется значительная часть экономических ресурсов и занято две трети общей численности работников системы.

Развитая экономика характеризуется значительной сетью торговли, которая связывает отдельных людей и страны, и сильно зависит от специализации и сложного разделения труда.

Огромные сети, объединяющие людей, страны, существуют благодаря большой эффективности специализации. Только немногие из людей производят единичный готовый товар; каждый человек создает лишь крошечную часть того, что потребляется. В обмен на этот специализированный труд, человек получает доход, достаточный для покупки в торговле благ со всего мира. Идея выгод от торговли является одной из центральных в экономике. Разные люди или страны стремятся к специализации в определенных областях, а затем к вовлечению в добровольный обмен того, что они произвели на то, что им нужно, посредством торговли. Торговля обогащает все страны и поднимает уровень жизни каждого человека.

Торговля является крупной отраслью народного хозяйства любой страны и играет важную роль в экономической жизни страны. Она осуществляет связь между производством и потреблением и доводит до потребителей продукцию промышленности и сельского хозяйства. Торговля оказывает существенное влияние на объем и структуру производства товаров» улучшение их ассортимента и повышение качества, стимулируя выпуск товаров высокого качества и соответствующего спросу населения ассортимента товаров.

Торговля активно воздействует на потребителей, воспитывает разумные потребности и их вкусы, широко пропагандирует новые товары. Она связана с денежным обращением и финансовой системой страны. Через торговлю реализуется основная масса товаров путем обмена их на денежные доходы населения, которые регулярно поступают в Госбанк.

Обособление торговли в отдельную отрасль экономики связано с общественным разделением труда и выделением торгового капитала как части промышленного капитала. Торговля является посредником в системе общественного воспроизводства. Как обособленная отрасль народного хозяйства торговля осуществляет обмен между сферами производства и потребления.

Обмен имеет две важнейшие стороны: 1-ю — торговую (коммерческую), представляющую собой смену формы стоимости (товарной на денежную); 2-ю — производственную (технологическую), представляющую собой движение товарной продукции до потребителей.

Торговля — особая деятельность людей, связанная с осуществлением актов купли-продажи и представляющая собой совокупность специфических, технологических и хозяйственных операций, направленных на обслуживание процесса обмена. Экономическая сущность торговли заключается в посреднической деятельности по продвижению товаров от производителей к потребителям посредством купли-продажи,

Таким образом, торговля – это вид хозяйственно-экономической деятельности, где объектом действия является товарообмен, купля-продажа товаров, а также обслуживание покупателей в процессе доставки, хранения и подготовки товаров к продаже.

Функции торговли во многом определены ее сущностью как формы товарного обращения. Важнейшими функциями торговли являются:

  • Реализация производственной, потребительской стоимости (товаров). Исполнение этой функции создает экономическую предпосылку воспроизводства совокупного общественного продукта, связывая производство с потреблением.
  • Доведение предметов потребления до потребителей. Выполняя данную функцию, торговля организует пространственное перемещение товаров от производителей к потребителям, осуществляя при этом ряд операций по продолжению процесса производства в сфере обращения (транспортировка, хранение).
  • Поддержание баланса между предложением и спросом с одновременным активным воздействием на производство в части объема и ассортимента выпускаемой продукции.
  • Сокращение издержек обращения в сфере потребления (затрат покупателей на приобретение товаров) путем совершенствования технологии продаж, расширения информационных услуг и так далее.

    — Маркетинг – разработка товара, рыночные исследования, организация распределения, определение служб сервиса и другие.

    Основные задачи, поставленные перед работниками торговли – наращивание объемов товарооборота, улучшение культуры обслуживания населения, повышение доходности работы торговых предприятий. Эти задачи неотделимы одна от другой. Их конечная цель – наиболее полное удовлетворение покупательского спроса потребителей.

    Рассмотрим современные формы и виды торговли.

    1.    Государственная торговля основывается на государственной собственности и является ведущей формой торговли (но по доли в товарообороте ее в пользу других форм торговли). Все средства предприятий и организаций государственной торговли являются собственностью государства. Через предприятия государственной торговли продают товары народного потребления в городах и поселках. При этом необходимо выделить процесс формирования в торговле муниципальной формы собственности как новый и реальный процесс ее выделения из государственной (собственность представительных местных органов власти).

    2.    Продолжает оставаться значительной роль потребительской кооперации в обслуживании сельского хозяйства. В то же время сокращение ее удельного веса в товарообороте показывает наметившийся переход от государственной кооперативной торговли к работе в рыночных условиях: расширение производственной деятельности, организация торговли продуктами питания в городах.

    Первичной кооперативной организацией является потребительское общество.

    Низовым звеном потребительской кооперации являются районные союзы потребительских обществ. Применительно к закону «О потребительской кооперации в РФ» создаются новые организационные структуры — торговые дома, оптовые рынки, аукционы, товарные биржи, оптово-розничные объединения. Высшим органом потребительской кооперации является «Центросоюз», который осуществляет и международные связи, представляя потребительскую кооперацию России в Международном кооперативном альянсе.    

    3. Рыночная торговля – это торговля излишками сельхозпродукции собственного производства, осуществляемая на городских рынках. Материальной базой рыночной торговли является сельхозпроизводство колхозов, совхозов, личное подсобное хозяйство колхозников, рабочих и служащих.

    Рыночная торговля составляет неорганизованный рынок: товары продаются по ценам, складывающимся на рынке под влиянием спроса и предложения.

    Рыночная торговля представляет собой важный дополнительный канал снабжения населения городов продуктами питания.

    4. Частная форма торговли основывается на частной собственности. Это новая, современная форма торговли в условиях рыночной экономики. Частная собственность на предметы потребления (часто называют личной собственностью) и частная собственность на средства производства являются двумя взаимосвязанными компонентами системы деловых отношений.

    В последнее время удельный вес частной торговли значительно вырос. Так объем товарооборота составил до 40 %, а на долю официально зарегистрированных частных предприятий приходится примерно 60 % розничного товарооборота, а с учетом неорганизованной торговли (с рук), частный сектор дает 75 % розничного товарооборота.

    Смешанные формы собственности в торговле (товарищества, акционерные общества, торговые дома и др.) находятся в стадии формирования и развития. Незначительный их удельный вес свидетельствует об организационно-экономических проблемах их развития.

    Потребительская кооперация осуществляет внутрисистемную оптовую и розничную торговлю.

    Оптовая торговля — это продажа товаров специальными организациями и предприятиями для их последующей продажи и переработки. Оптовую торговлю осуществляют главным образом союзы потребительских обществ через свои межрайонные и другие оптовые базы. Последние располагают складами для приема, хранения, подсортировки и отпуска товаров, машинными холодильниками, подъемно-транспортными средствами и залами товарных образцов. По структуре ассортимента реализуемых товаров преобладают универсальные оптовые базы. Функции опта — снабжение товарами кооперативной розничной торговли. Однако управляемость оптом была потеряна в самом начале рыночных реформ, и в настоящее время роль опта в товароснабжении магазинов кооперации сократилась до критического уровня.

    Розничная торговля — есть конечная продажа магазинами и предприятиями общественного питания преимущественно товаров народного потребления как индивидуальным потребителям (населению), так и коллективным (школам, больницам). Розничная торговля завершает процесс обращения товаров. Объем и структура розничного товарооборота являются одним из показателей материального уровня жизни людей.

    Основная масса товаров реализуется через розничную сеть, которая насчитывает свыше 100 тыс. торговых предприятий. В районных центрах и других пунктах притяжения населения потребительская кооперация имеет универмаг, магазины продовольственных, детских и хозяйственных товаров.

    Для обслуживания жителей небольших деревень, хуторов, аулов, а также полевых станов и животноводческих ферм используют автомагазины.

    В условиях рыночной экономики эффектны магазины, совмещенные с хлебопекарнями, с заготовительными пунктами; с колбасными и кулинарными цехами. В интересах пайщиков создание условий для приобретения товаров по месту жительства.

    На кооперативную торговлю оказывает воздействие научно-техническая революция. Это находит выражение:

    во-первых, в предложении новых товаров, которые раньше не были известны потребителю или обладали иными качественными характеристиками,

    во-вторых, в совершенствовании технологии сельской торговли на основе модернизации ее материально-технической базы;

    в-третьих, в повышении требований к профессиональным качествам торговых работников.

    Кроме того, переход к рынку усиливает значение рынковедения, изучения спроса на товары, способов его быстрого удовлетворения. Жизненно важным стало для работников кооперации овладение современными методами соперничества с конкурентами на рынке потребительских товаров.

     

     

    1.2. Понятие оборота оптовой торговли, факторы, определяющие его состав и структуру

     

    Оптовая торговля оказывает услуги производителям товаров и розничной торговле. В результате её деятельности товар приближается к потребителю, но ещё не попадает в сферу личного потребления.

    Важнейшая задача оптовой торговли – планомерно регулировать товарное предложение в соответствии со спросом. Объективная возможность успешно решить эту задачу обусловлена промежуточным положением оптовой торговли: в ней концентрируется значительная часть товарных ресурсов, что позволяет не ограничиваться операциями пассивного характера, а активно влиять на сферу производства, розничную торговлю и через неё – на сферу потребления.

    Оптовая торговля как никакое другое звено, связанное с реализацией товаров, способна активно регулировать региональные и отраслевые рынки за счёт накопления и перемещения товаров. Это направление работы и должно занять определяющее место во всей её деятельности. Оптовые предприятия призваны совершенствовать звенность товародвижения, развивать централизованную поставку и кольцевой завоз товаров. В настоящее время наряду с положительным в деятельности оптовых предприятий имеются существенные недостатки. Нередко не соблюдаются сроки поставки товаров, нарушаются договорные обязательства по объёму, ассортименту и качеству поставляемых товаров.

    От работы оптовой торговли во многом зависит эффективность функционирования всего народнохозяйственного комплекса, сбалансированность внутреннего рынка, удовлетворение растущих потребностей людей. В новых условиях хозяйствования сфера оптовой торговли будет значительно расширена. Усиление роли товарно-денежных отношений связано не только с развитием оптовой торговли предметами потребления, но и с переходов к оптовой торговле средствами производства. Эти две формы становятся важнейшими каналами планомерного движения материально-технических и товарных ресурсов.

    Основной показатель хозяйственной деятельности предприятий и организаций оптовой торговли – оптовый товарооборот. Он представляет собой продажу товаров народного потребления и производственного назначения для последующей реализации населению, а также поставку для внерыночных потребителей и экспорта. Оптовый товарооборот отражает переход товаров из сферы производства в сферу обращения и их движение внутри сферы обращения. Его объём, структура, виды и формы товародвижения предопределяют другие важнейшие показатели хозяйственной деятельности.

    Основная цель анализа торговой деятельности оптовых предприятий – выявление, изучение и мобилизация резервов развития товарооборота, улучшения обслуживания покупателей, совершенствования товародвижения. В процессе анализа необходимо дать оценку выполнения планов оптового товарооборота и поставки товаров покупателям; изучить их в динамике; выявить и измерить влияние факторов на развитие оптового товарооборота; изучить причины недостатков в торгово-коммерческой деятельности, если они имеются, и разработать меры по их устранению и предупреждению; определить стратегию и тактику маркетинговой деятельности оптового предприятия. Анализ должен показать, как оптовое предприятие в своей хозяйственной деятельности учитывает социально-экономическое развитие обслуживаемого региона, производственные возможности промышленных предприятий и других поставщиков, наличие у них товарных ресурсов, объём и структуру предполагаемого поступления товаров из других регионов республики, ближнего и дальнего зарубежья.

    Оптовая торговля играет существенную роль в системе экономических связей между районами страны, отраслями производства, изготовителями товаров и розничной торговлей. Напр., закупая у колхозов и совхозов лён и реализуя его предприятиям текстильной промышленности, оптовая торговля становится связующим звеном между сельским хозяйством и промышленностью. Дальнейшее движение выработанной ткани, в частности поставки её швейникам, также обслуживается оптовой торговлей. Тем самым она соединяет текстильную и швейную отрасли. Наконец, продавая розничной торговле готовую одежду, предприятия оптовой торговли поддерживают связь между лёгкой промышленностью и торговлей.

    Осуществляя хозяйственные связи с промышленностью и сельским хозяйством, оптовая торговля выступает в качестве заказчика товаров народного потребления, в её функции входят закупка и завоз товаров от предприятий-изготовителей. Следует отметить, что она призвана активно вовлекать в товарооборот местные товарные ресурсы и проводить децентрализованные закупки товаров из различных источников. Организуя завоз товаров, торговля контролирует, соблюдает ли промышленность договорные обязательства по поставкам товаров соответствующего ассортимента и качества, строго в обусловленные сроки. На складах оптовых предприятий закупленные товары разбраковываются, уцениваются в случае их несоответствия запросам покупателей, снижения потребительских качеств.

    Оптовая торговля может и должна активно влиять на объём и ассортимент производимой продукции, требовать замены выпуска товаров, не пользующихся спросом, на товары, потребности в которых удовлетворяются не полностью, добиваться улучшения качества и расширения ассортимента изделий. Оптовая торговля имеет право прекращать приёмку и возвращать промышленности товары низкого качества, что заставляет промышленные предприятия улучшать их потребительские свойства.

    Чтобы целенаправленно воздействовать на изменение торговой конъюнктуры, оптовая торговля должна обладать данными о состоянии и перспективных изменениях ситуаций на отраслевых и региональных рынках, исследовать и прогнозировать спрос населения, иметь представление о возможностях поставщиков.

    Роль оптовой торговли предусматривает её активное участие в обеспечении устойчивой реализации товаров потребителям. Предприятия оптовой торговли контролируют полноту ассортимента в магазинах обслуживаемой зоны, добиваясь постоянного наличия в продаже товаров, имеющихся на складах, участвуют совместно с промышленностью в рекламных мероприятиях, организуют перепродажу излишне закупленных магазинами товаров в другие районы, где на них имеется спрос.

    На макроуровне оптовая торговля выполняет различные рыночные функции:

    – интегрирующую – по обеспечению взаимосвязи между партнёрами-производителями, продавцами и покупателями – по нахождению оптимальных каналов сбыта продукции;

    – оценочную – по определению уровня общественно необходимых затрат труда через ценообразование;

    – организующую и регулирующую – по обеспечению рационального построения и гармоничного функционирования экономической системы с помощью импульсов, стимулирующих структурные изменения.

    Макроэкономические функции оптовой торговли трансформируются на микроуровне в разнообразные подфункции или функции оптовых торговых предприятий, среди них можно назвать следующие:

    – функция экономической интеграции территорий и преодоление пространственного разрыва;

    – функция преобразования производственного ассортимента в торговый ассортимент товаров;

    – функция формирования запасов для страхования от изменений спроса на товары;

    – функция сглаживания цен;

    – функция хранения;

    – функция доработки, доведения товаров до требуемого качества, фасовки и упаковки;

    – функция кредитования своих клиентов, особенно мелких розничных предприятий;

    – функция маркетинговых исследований рынка и рекламы.

    Развитие рыночных отношений способствует возникновению новых элементов в деятельности оптовых предприятий, напр., предоставление разнообразных услуг по управлению и консалтингу своим клиентам.

    Функции оптовой торговли можно подразделить также на два вида:

  1. традиционные – главным образом организационно-технические (организация оптовой купли-продажи, складирование и хранение запасов, преобразование ассортимента товаров, их транспортировка);
  2. новые, возникающие под влиянием развития рынка.

    Организация оптовой купли-продажи явл. одной из важнейших функций оптовой торговли с тех пор, как в процессе общественного разделения труда она обособилась в самостоятельную подотрасль торговли. При контакте с производителями продукции оптовые посредники выступают в роли представителей спроса, а, предлагая товар покупателям, они действуют от лица производителей.

    Оптовые предприятия организуют завоз товаров в различные районы страны, благодаря чему совершенствуется территориальное разделение труда. Осуществление транспортной функции проявляется при доставке товаров со складов предприятия в розничную сеть или внерыночным потребителям своего региона.

    В процессе товарооборота оптовые предприятия изучают следующие показатели:

  • динамику общего объёма по видам и товарным группам оптового товарооборота в действующих и сопоставимых ценах;
  • долю оптового товарооборота в разрезе товарных групп и по общему объёму на товарных рынках региона;
  • долю розничных и других покупателей в общем товарообороте и по основным товарным группам, и оценивают возможность работы с ними в перспективе;
  • заявки покупателей и структуру оптового товарооборота;
  • отношение оптово-складского товарооборота к розничному и коэффициент звенности товародвижения, исчисляемый как отношение валового товарооборота (всех видов оптового и розничного) к чистому (розничному в динамике по зоне деятельности предприятия и в сравнении с показателями по региону в целом).

    Для оптовых предприятий необходимо иметь большое количество надёжных источников поставок, что позволит лучше формировать предложение и наращивать объёмы торговой деятельности.

    Информация для анализа рынка закупок может получена от внутренних источников (о поставщиках, с которыми ведётся или велась работа) и внешних (данные о статистике товарооборота и розничных или оптовых ценах, путеводители по закупкам, ярмаркам, каталоги и проспекты по продажам и т.п.). Работа по указанному направлению должна вестись непрерывно. Каждое предприятие должно делать выбор таких поставщиков, которые позволят ему лучшим образом достичь своих целей – обеспечить получение прибыли, увеличить объём продаж, закрепить и расширить свою роль на товарных рынках, решить имеющиеся экономико-финансовые проблемы и т.п.

    Для оптового предприятия очень важно глубоко изучать вопросы поставок товаров. Нужно не только оценить долю каждого поставщика в общем объёме поставок, но и постоянно иметь информацию об объёмах и сроках поставок, о количестве товаров, учитывать политику и стратегию промышленных предприятий и других поставщиков в ценообразовании и использовать её в своих интересах.

    В каждом отчётном периоде оптовые предприятия должны изучать в динамике и в сравнении с другими предприятиями в той же зоне деятельности показатели, по которым можно оценивать качество поставок товаров.

    Так, важно исчислять и анализировать коэффициент выполнения каждого контракта. Он исчисляется как отношение фактически поставленного количества товара к объёму поставок, предусмотренному на этот период в контракте. Этот же показатель может исчисляться и в стоимостном выражении как отношение фактического объёма поставок к её величине по контракту.

    При оценке исчисленного показателя нужно иметь в виду, что чем ближе его величина к нулю, тем ритмичнее поставка, и наоборот, чем больше этот показатель, тем ритмичнее поставка товаров.

    Оптовое предприятие при анализе поставок и оценке их влияния на товарооборот должно учитывать целый ряд факторов, связанных с ценообразованием. Каждое предприятие должно учитывать:

  1. в какой степени действующие цены могут обеспечить реализацию товаров и услуг;
  2. какой объём реализации товаров возможен при сложившихся ценах;
  3. каковы средние затраты, которые соответствуют этим объёмам реализации;
  4. каков уровень рентабельности.

    Такая политика в области цен может быть признана успешной в том случае, если она позволит восстановить или улучшить позицию предприятия на конкурентных рынках товаров и услуг и увеличить чистую прибыль предприятия.

    В процессе анализа товарооборота и закупок товаров и услуг нужно разобраться в маркетинговой стратегии предприятия и установить имело ли место проникновение товаров на новый рынок; как происходило развитие рынка товаров, которыми торгует оптовая база; какие сегменты рынка товаров сложились в данном регионе. Особо следует проанализировать как повлияло на развитие товарооборота и обеспечение прибыльной работы использование активных мер в области ценообразования.

    На практике предприятие имеет возможность выбирать одно из трёх типовых ценовых стратегий:

  5. установление цен на отдельные товары выше, чем у конкурентов;
  6. установление цен на уровне конкурентов;
  7. установление цен несколько ниже, чем у конкурентов.

    В процессе анализа предприятие должно привести доказательства обоснованности ценовой стратегии и провести расчёт её влияния на конечные результаты оптового предприятия – объёмы товарооборота и прибыли.

    Состав оптового товарооборота характеризуется абсолютными и относительными показателями (суммой и удельным весом отдельных видов оптовой реализации товаров в общем, объёме товарооборота). Соотношение складского и транзитного оборота зависит от конъюнктуры рынка, финансово-экономических интересов поставщиков и покупателей, уровня цен и тарифов на складские и транзитные услуги, степени специализации промышленного производства и предприятий розничной торговли, условий их снабжения и расчётов, ассортимента поставляемых товаров, состояния материально-технической базы оптовой торговли и прежде всего от наличия складских помещений, а главное от величины прибыльности производимых оптовых операций. Наиболее экономичной является транзитная реализация товаров и особенно транзитная без участия оптового предприятия в расчётах. Транзит обеспечивает оптовым предприятиям минимальные издержки обращения, значительно сокращает звенность товародвижения, ускоряет время обращения товаров, способствует сохранению их качества и т.п. Однако транзитную форму реализации не всегда возможно применять, особенно по товарам сложного ассортимента, которые требуют подсортировки, преобразования производственного ассортимента в торговый, что вызывает необходимость их предварительного завоза на склады оптовых предприятий. Расширению транзита способствуют укрупнение и специализация розничных торговых предприятий, развитие контейнерных перевозок, централизованной доставки товаров в торговую сеть и другим покупателям. В условиях рыночной экономики при выборе складской или транзитной формы поставки товаров оптовое предприятие обязательно учитывает получаемые доходы, прибыль и рентабельность. Целесообразность складской и транзитной поставки товаров изучают по каждому покупателю в отдельности (в разрезе партий товаров и товарных групп).

    Оптовый товарооборот изучают также по направлениям реализации товаров (по рыночному и внерыночному фондам).

    Поставка товаров по рыночному фонду включает их отпуск предприятиям розничной торговли для продажи населению и предприятиям общественного питания – для производства пищи и реализации покупных товаров. Рыночный фонд товаров занимает основное место в товарообороте большинства оптовых предприятий республики.

    К внерыночному фонду относится поставка товаров предприятий лёгкой и пищевой промышленности для производственных нужд (ткани, нитки, сахар, мука, соль и т.д.), отпуск спецодежды и спецобуви, фонд госбюджетных организаций и учреждений.

    Поставка товаров промышленным предприятиям для производственных нужд включает фонд промышленной переработки и фонд промышленного потребления. В фонд промышленной переработки входит отпуск товаров в качестве основного сырья (материалов) для производства определённой продукции (напр., отпуск тканей для пошива одежды). В фонд промышленного потребления включается поставка товаров промышленным предприятиям для использования их в качестве вспомогательных материалов (напр., нитки для пошива одежды).

    Выполнения плана и динамика оптового товарооборота исследуется по каждому направлению оптовой реализации товаров (с детализацией по их видам). Прежде всего, проверяют выполнение плана по отдельным направлениям реализации и изучают причины выявленных отклонений. Причинами недопоставки могут быть нарушения поставщиками договоров поставки товаров по общему объёму, ассортименту, качеству и срокам их поступления, а также транспортные затруднения, недостатки в организации оптовой торговли, в складском хозяйстве, другой маркетинговой деятельности. Важным показателем, характеризующим поставку товаров оптовыми предприятиями, является удельный вес рыночного фонда в общем, объёме товарооборота. Рост доли рыночного фонда товаров в оптовом товарообороте обычно положительно характеризует торговую деятельность оптового предприятия.

    Равномерность отгрузки и реализации товаров в оптовой торговле имеет не меньшее значение, чем в розничной. Своевременная и равномерная поставка товаров магазинам и предприятиям общественного питания обеспечивает успешное выполнение плана розничного товарооборота, высокие темпы его роста в динамике и качественное обслуживание покупателей (потребителей). В случаях, когда неритмичная поставка товаров произошла по вине поставщиков (промышленных предприятий и др.), следует предусмотреть создание на складах оптового предприятия резервных товарных запасов и принять соответствующие меры воздействия к поставщикам, нарушающих договоры поставки. Товары должны отгружаться, в первую очередь, наиболее дальним покупателям т.к. до конца месяца не всегда возможно поступление денежных средств на счета в банке за отгруженные во второй половине месяца товары.

    Одно из основных условий успешного выполнения плана и высоких темпов роста оптового товарооборота – правильная организация. На оптовых предприятиях ведётся оперативный контроль, как за отгрузкой, так и за реализацией товаров. Каждому складу устанавливаются планы и графики поставки товаров отдельным покупателям на месяц, по декадам, а нередко и отдельным дням. На основании данных товарно-транспортных накладных и других документов в специальных таблицах определяют фактические объёмы отгрузки товаров за день (пятидневку, неделю или декаду) и нарастающим итогом с начала месяца. По этим данным можно установить отклонения от плана по поставке товаров за день (пятидневку, декаду) и с начала месяца отдельным получателям (в ассортиментном разрезе и по общему объёму поставки) и принять оперативные меры по улучшению товароснабжения. На каждом складе, кроме того, осуществляют оперативный контроль за движением товаров и состоянием товарных запасов в развёрнутом ассортименте, данные которого используются в повседневной торгово-коммерческой работе с покупателями.

    На основании данных выписок из счетов в банке и приложенных к ним документов оптовое предприятие оперативно контролирует ход поступления денежных средств за реализованные товары, выполнение плана и динамику товарооборота. Эта информация используется при оперативном анализе издержек обращения, финансовых результатов, платёжеспособности оптового предприятия и разработке мер по улучшению его хозяйственной и другой деятельности.

    Применение ЭВМ позволяет автоматизировать оперативный анализ отгрузки товаров, оптового товарооборота, товародвижения. При помощи ЭВМ и других современных технических средств можно, в частности, оперативно контролировать, сколько и на какие суммы выписано товарных и расчётных документов за отгруженные товары, кому и сколько их поставлено и как своевременно оплачиваются реализованные товары.

     

    1.3. Показатели оборота оптовой торговли, их расчет

     

    Одной из важных задач планирования товарооборота является определение его структуры, т.е. объема реализации отдельных товарных групп. В условиях, когда торговые предприятия самостоятельно устанавливают размеры торговых надбавок на товары при различной издержкоемкости их реализации, регулирование товарооборота по отдельным товарным группам позволяет регулировать и сумму получаемой прибыли.

    В настоящее время используются следующие методы планирования структуры товарооборота торгового предприятия:

  8. экономико-статистический;
  9. основанный на расчете коэффициентов эластичности;
  10. экономико-математического моделирования;
  11. поэтапный.

    Суть экономико-статистического метода планирования структуры товарооборота основывается на сглаживании удельных весов реализации отдельных товаров в общем объеме товарооборота торгового предприятия за ряд лет. Методика расчетов аналогична методике планирования объема товарооборота торгового предприятия с помощью экономико-статистического метода.

    Для планирования структуры товарооборота торгового предприятия может быть использован метод, основанный на расчете коэффициентов эластичности, отражающих изменение оборота по отдельным товарам в зависимости от изменения общего объема товарооборота торгового предприятия:

    Эi = ∆Тi / ∆Т , (1)

    где Эi — коэффициент эластичности по i-му товару, %;

    ∆Тi — прирост товарооборота по 1-му товару в отчетном году по сравнению с предшествующим годом, %.;

    ∆Т — прирост общего объема товарооборота торгового предприятия в отчетном году по сравнению с предшествующим годом, %.

    Коэффициент эластичности показывает, на сколько процентов изменяется товарооборот по 1-й товарной группе при изменении общего объема товарооборота торгового предприятия на 1%. Причем чем крупнее берутся товарные группы, тем надежнее расчеты.

    Прирост товарооборота по товарным группам в планируемом году по сравнению с отчетным годом определяется путем умножения коэффициентов эластичности (Эi) на прирост объема товарооборота в целом по торговому предприятию:

    Расчетное значение товарооборота по 1-й товарной группе на планируемый год составит:

    ∆Тinr = ∆Т nr Эi , (2)

    где Тinr — товарооборот i-й товарной группы в планируемом году, руб.;

    Т0nr — товарооборот i-й товарной группы в отчетном году, руб.;

    ∆Т nr — прирост общего объема товарооборота торгового предприятия в планируемом году по сравнению с отчетным годом, %;

    ∆Тinr — прирост товарооборота i-й товарной группы в планируемом году по сравнению с отчетным годом, %.

    Для расчета структуры товарооборота торгового предприятия могут быть использованы различные экономико-математические модели, основными из которых являются трендовая, авторегрессионная и факторная, где в качестве фактора выступает общий объем товарооборота.

    Все рассмотренные методы предполагают расчет товарооборота по каждой товарной группе в отдельности с последующим выходом на общий объем планируемого товарооборота. Однако такой потоварный расчет структуры товарооборота имеет ряд недостатков.

    Во-первых, результат, полученный суммированием рассчитанных товарооборотов по товарным группам, может не совпадать с определенным ранее общим объемом, что требует ввода поправочных коэффициентов.

    Во-вторых, рассмотренные методы не позволяют учесть взаимозаменяемость отдельных товаров, однородных или близких по своему потребительскому назначению.

    Для устранения отмеченных недостатков может быть использована одна из разновидностей метода экономико-математического моделирования — поэтапный метод планирования структуры товарооборота. При этом исходят из того, что наибольшей устойчивостью и достоверностью обладают расчеты по большим группам товаров. Поэтому более правильным будет переход от расчета товарооборота по большим товарным группам к расчету более мелких вплоть до отдельного товара.

    На первом этапе все товары разбиваются на укрупненные товарные группы, находится зависимость товарооборота по укрупненной товарной группе от общего объема товарооборота торгового предприятия:

    Затем укрупненные товарные группы разбиваются на отдельные подгруппы товаров и находится зависимость товарооборота по подгруппе товаров от товарооборота по укрупненной товарной группе

    Наконец, определяется зависимость товарооборота по отдельным товарам от товарооборота по подгруппе товаров.

    При расчете структуры товарооборота поэтапным методом возникает необходимость всю массу товаров разбить на ряд товарных групп. В эти группы следует объединять товары, идентичные по своему качественному составу, биологическим свойствам, способу потребления, роду удовлетворяемых потребностей, а также взаимозаменяемые и взаимодополняющие товары.

    На первом этапе выделяются продовольственные и непродовольственные товары. Затем из продовольственных и непродовольственных товаров выделяется ряд укрупненных товарных групп (на этом этапе могут быть сразу же выделены и некоторые самостоятельные товары, не входящие ни в одну укрупненную группу, например табачные изделия, чай, соль и др.). Среди продовольственных товаров, например, могут быть выделены следующие укрупненные группы, включающие товары, родственные по биологическим свойствам и характеру удовлетворяемых потребностей:

    продукты животного происхождения;

    сахар и кондитерские изделия;

    хлебопродукты;

    овощи, фрукты;

    алкогольные и безалкогольные напитки.

    Среди непродовольственных товаров можно выделить следующие укрупненные группы товаров:

    предметы одежды (включая ткани и обувь);

    товары культурно-бытового и хозяйственного обихода;

    предметы санитарии и гигиены;

    галантерейные товары;

    прочие непродовольственные товары.

    На следующем этапе каждую из этих укрупненных товарных групп следует разбить на более мелкие подгруппы, в которые целесообразно включать товары, более тесно связанные между собой признаками взаимозаменяемости, сопряженности и т.п. Например, укрупненная группа продуктов животного происхождения может быть разбита на следующие отдельные подгруппы товаров: мясопродукты, рыбопродукты, жиры, молочные продукты.

    Аналогичным способом разбиваются и укрупненные группы непродовольственных товаров. Так, укрупненная группа предметов одежды может быть разбита на ткани, одежду и белье, трикотажные изделия, обувь. Такое последовательное разукрупнение товарных групп в конечном счете приводит к выделению отдельных конкретных товаров.

    Поскольку в представленных моделях в качестве аргумента каждый раз используется товарооборот по более крупной группе товаров вплоть до общего объема товарооборота торгового предприятия, это позволяет при планировании оборота по конкретному товару учесть факторы, не только определяющие тенденцию реализации данного товара, но и влияющие на общий объем товарооборота, что значительно уточняет расчет структуры оборота.

     

     

    1.4. Методы прогнозирования оборота оптовой торговли

     

    Планирование представляет собой особую форму деятельности, направленную на разработку и обоснование программы экономического развития предприятия и его структурных звеньев на определенный (календарный) период в соответствии с целью его функционирования и ресурсным обеспечением.

    Назначение планирования состоит в стремлении максимально учесть все внутренние и внешние факторы, обеспечивающие оптимальные условия для развития предприятия.

    Планирование включает следующие стадии:

    – определение конечных и промежуточных целей;

    –постановка задач, решение которых необходимо для достижения целей;

    – определение методов и способов их выполнения исходя из имеющихся ресурсов;

    – контроль за ходом реализации плана;

    – анализ итогов работы в целях повышения ее эффективности и корректировки планов на следующий период.

    Таким образом, планирование — это не единовременное, одноразовое действие, а непрерывный процесс.

    Планирование является основой эффективной деятельности предприятий, оно выполняет следующие функции:

    – ориентирует руководителей на перспективное мышление;

    – способствует четкой координации различных действий, предпринимаемых руководством предприятия, а также согласованию целей и задач предприятия в целом и отдельных его подразделений;

    – устанавливает оптимальные показатели хозяйственной деятельности с последующим контролем за их динамикой;

    – позволяет объективно оценить свой потенциал и соотнести его с поставленными целями;

    – делает предприятие более подготовленным к внезапным изменениям экономической ситуации;

    – выявляет сильные и слабые стороны деятельности предприятия;

    – наглядно показывает взаимосвязь между всеми должностными лицами и уровень их ответственности;

    – позволяет персоналу принимать участие в разработке стратегии и тактики перспективного и текущего развития предприятия, что рождает дух сотрудничества и повышает эффективность трудового процесса.

    процессе разработки планов торгового предприятия используются специфические методы, которые соответствуют задачам, целям и особенностям планирования данного хозяйствующего субъекта. Методы планирования представляют собой конкретные способы и приемы экономических расчетов, применяемые при разработке отдельных разделов и показателей плана, их координации и увязке. При выборе конкретных методов планирования учитываются следующие факторы:

    длительность планового периода; особенности расчетов планового показателя; обеспеченность исходной информацией и возможность ее использования;

    наличие соответствующей технической базы обработки информации и проведения расчетов;

    уровень квалификации работников.

    При планировании деятельности предприятий торговли применяют следующие основные методы: нормативный, расчетно-аналитический, балансовый, экономико-математический.

    Сущность нормативного метода состоит в том, что для расчета того или иного планового показателя применяются нормы и технико-экономические нормативы, характеризующие рациональную величину этого показателя для конкретных условий работы предприятия.

    Используемые нормативы бывают трех видов: единые, отраслевые и специальные, применяемые для отдельных торговых предприятий. Единые нормативы применяются во всех отраслях и сферах деятельности: например, транспортные тарифы, оплата коммунальных услуг (отопление, электроэнергия, водоснабжение и т.п.), ставки большинства налогов и др.

    Отраслевые нормативы действуют только в системе торговли и общественного питания: нормы амортизации основных фондов, нормы расхода сырья и продуктов, нормы оснащенности предприятий инвентарем и оборудованием, нормы естественной убыли, коэффициенты трудоемкости блюд, нормативный срок окупаемости капиталовложений и др.

    К специальным нормативам, устанавливаемым в масштабах отдельных предприятий, могут относиться нормы выработки, расхода материалов, боя посуды, запасов товаров, нормы носки санспецодежды, размер торговых надбавок и наценок.

    Рассмотренные нормативы применяются в торговле при планировании таких показателей хозяйственной деятельности, как валовой доход, многие статьи издержек производства и обращения, налоговые платежи, техническая оснащенность предприятий, товарные запасы и др.

    Технико-экономические нормативы как инструмент планирования требуют постоянного совершенствования и корректировки в соответствии с условиями рыночной среды и задачами торгового предприятия.

    Расчетно-аналитический метод планирования используется в том случае, когда отсутствуют технико-экономические нормативы, а взаимосвязь между отдельными показателями или экономическими явлениями может быть установлена лишь косвенным путем на основе анализа и сопоставления отчетных данных. Сущность этого метода заключается в том, что расчеты плановых показателей производятся на основе анализа достигнутого уровня, их развития, принимаемого за исходную базу, и индексов их изменения в плановом периоде.

    Алгоритм планового решения на основе расчетно-аналитического метода изображен на рис. 1.

    102013 0114 2 Оценка оптового товарооборота предприятия

     

    Использование этого метода требует большого опыта и развитой интуиции у работников экономических служб, а также знания условий работы торговых предприятий, понимания сущности экономических процессов и перспектив их развития на уровне хозяйствующих субъектов.

    Значение расчетно-аналитического метода планирования деятельности торгового предприятия достаточно велико, поскольку на его основе определяются такие важнейшие показатели производственно-торговой деятельности, как объем товарооборота, сумма доходов и прибыли, расходы по труду и заработной плате и др.

    Балансовый метод предусматривает использование в планировании балансов, назначение которых состоит в увязке имеющихся в наличии у предприятия материальных и финансовых ресурсов с фактической потребностью в них. Балансовые расчеты должны быть произведены таким образом, чтобы использование или распределение ресурсов не превышало их реального объема.

    Балансовые расчеты используются при планировании поступления товаров на предприятие исходя из прогнозируемого товарооборота и величины начальных и конечных товарных запасов, при определении потребности предприятий в оборудовании, предметах материально-технического оснащения, топлива для производственных нужд на предприятиях общественного питания.

    Особо важное значение имеют балансовые расчеты финансовых показателей, например, платежного баланса, где платежные средства соотносятся с платежными обязательствами, или финансового плана торгового предприятия (баланс доходов и расходов), который обеспечивает соответствие между источниками формирования доходов хозяйствующего субъекта и направлениями их использования.

    Отличительной особенностью большинства экономических процессов на уровне торгового предприятия является их неопределенность, а также одновременное воздействие многих, часто взаимозависимых, факторов. В этом случае плановые расчеты целесообразно производить с помощью экономико-математических методов, из которых наиболее широкое применение в торговле нашли стохастические (корреляционные) модели. Сущность корреляционных экономико-математических моделей состоит в нахождении количественного выражения взаимосвязей между показателями и факторами, их определяющими, и последующем экстраполировании этих зависимостей на определенный плановый период. При использовании таких моделей в плановом процессе необходимо соблюдать следующие требования:

    модель в качественном отношении должна быть адекватна экономической задаче, т.е. отражать сущность исследуемого объекта или явления;

    выбранная математическая форма описания экономических взаимосвязей (уравнение регрессии) должна в наибольшей степени соответствовать закономерностям развития планируемого показателя;

    исходная база данных, включаемых в модель, должна быть однородна, сопоставима и достаточна как по объему информации, так и по длительности исследуемого периода;

    в модель должны включаться не все, а наиболее существенные факторы для решения данной задачи, при этом факторы должны быть количественно измеримы;

    параметры, рассчитанные по экономико-математической модели, должны иметь четкую экономическую интерпретацию.

    Развитие оптового товарооборота должно быть тесно увязано с такими экономическими показателями, как спрос, поступление товаров, товарные запасы, прибыль, численность работников, расходы на оплату труда. При этом оптимальным считается такое соотношение в развитии этих показателей, которое представлено в моделях стратегического регулирования товарооборота.

    Первая модель стратегического регулирования оптового товарооборота обеспечивает сбалансированность спроса и предложения товаров. Это становится возможным при следующем условии:

    Iп > I т > Iтз > Ic, (3)

    где IП — индекс роста поступления товаров;

    IТ — индекс роста объема товарооборота;

    IТЗ — индекс роста суммы товарных запасов;

    — индекс роста объема спроса.

    Вторая модель стратегического регулирования оптового товарооборота обеспечивает повышение эффективности хозяйственной деятельности торгового предприятия. Это достигается при условии:

    Iпh > I т > Iajn > Iч, , (4)

    где Iпр— индекс роста массы прибыли;

    IТ — индекс роста объема товарооборота;

    Iфот – индекс роста фонда оплаты труда;

    Iч — индекс роста численности работников.

    При планировании общего объема оптового товарооборота торгового предприятия могут быть использованы следующие методы:

    опытно-статистический;

    экономико-статистический;

    экономико-математического моделирования;

    комплексной увязки основных показателей хозяйственной деятельности торгового предприятия.

    Однако при использовании любого из методов следует иметь в виду, что составление плана товарооборота начинается в тот момент, когда еще нет данных о фактическом товарообороте за весь отчетный (предплановый) период. Поэтому при планировании сначала определяется ожидаемый товарооборот, под которым следует понимать наиболее вероятную реально выполнимую величину. Как правило, ожидаемый товарооборот должен быть не ниже предусмотренного планом на оставшуюся часть года:

    Тож = Тф
    + Тож
    1Укв , (5)

    где Тож — ожидаемый объем товарооборота за отчетный год, руб.;

    Тф
    — фактический объем товарооборота за 9 месяцев отчетного года, руб.;

    Тож1Укв — ожидаемый объем товарооборота за IV квартал отчетного года, руб.

    При этом:

    Тож Укв > Тпл
    1Укв , (6)

    где Тпл
    1Укв — плановый объем товарооборота IV квартала отчетного года, руб.

    Важным условием при планировании товарооборота является обеспечение сопоставимости его объема с точки зрения изменений в материально-технической базе торгового предприятия (открытие или закрытие филиалов, палаток, ларьков, других структурных подразделений):

    Тсопс= Тож + Кув – Кум, , (7)

    где Тсопс — сопоставимый объем товарооборота за отчетный год, руб.;

    Кув — корректив на увеличение объема товарооборота, который равен объему товарооборота (исходя из среднемесячного оборота) структурных подразделений за период времени, который они в отчетном году не работали, но в планируемом году будут работать, руб.;

    Кум — корректив на уменьшение объема товарооборота, который равен объему товарооборота структурных подразделений за период времени, который они вг,ртчетном году отработали, а в планируемом году работать не будут, руб.

    Опытно-статистический метод позволяет определить плановый объем товарооборота торгового предприятия на будущий год исходя из сопоставимого объема товарооборота за отчетный год и среднегодового темпа изменения товарооборота за 3—5 лет, предшествующих планируемому году:

    ТП.Г = (ТСОПС * Т%)/100, , (8)

    где Тп
    г — объем товарооборота на планируемый год, руб.;

    Тсопс — объем сопоставимого товарооборота отчетного года, руб.;

    Т% — среднегодовой темп изменения объема товарооборота, %.

    Одним из методов расчета общего объема оптового товарооборота торгового предприятия является экономико-статистический метод, основанный на сглаживании данных о приросте товарооборота за ряд лет, предшествующих планируемому году.

    При планировании общего объема товарооборота розничного торгового предприятия могут быть использованы различные экономико-математические модели.

    Товарооборот формируется в результате совокупного влияния множества длительно и кратковременно действующих факторов. Изменение условий развития товарооборота приводит к вариации оборота во времени. Однако в результате длительно действующих факторов развитие товарооборота в определенной степени имеет инерционный характер, что проявляется, во-первых, как инерционность взаимосвязи, т.е. сохранение механизма формирования товарооборота; во-вторых, как инерционность в развитии отдельных сторон этого процесса, т.е. сохранение темпов и направлений изменения товарооборота.

    Наличие инерционности дает возможность судить о будущем развитии товарооборота (хотя с недостаточной степенью точности), исходя из анализа прошлого, выявления закономерностей прошедшего периода, т.е. о тенденции товарооборота, которую можно охарактеризовать,в виде некоторой функции — тренда. При этом предполагается, что через время можно выразить влияние всех основных факторов, причем механизм их влияния в явном виде не учитывается.

    Для выявления основной тенденции развития товарооборота используется метод аналитического выравнивания (трендовый метод).

    Наиболее важным моментом при выравнивании является выбор типа кривой, от которого зависят результаты прогноза товарооборота. Самым обоснованным следует считать подход, основанный на графическом анализе товарооборота.

    Рассчитанный объем розничного товарооборота может быть уточнен после определения необходимой торговому предприятию на планируемый год суммы прибыли. Такое уточнение осуществляется путем комплексной увязки основных показателей хозяйственной деятельности торгового предприятия: прибыли, издержек обращения, валового дохода, объема товарооборота.

    Динамика квартальных и месячных товарооборотов торгового предприятия существенно отличается от годовых. Это проявляется прежде всего в том, что развитие годовых объемов товарооборота носит более или менее монотонный характер, в то время как изменения квартальных и месячных объемов оборота тех же товаров в рамках года характеризуется, как правило, большей неравномерностью, резко выраженными колебаниями.

    Сложное социально-экономическое явление представляет собой серьезность в торговле. Она непрерывно изменяется: смещаются периоды увеличения и уменьшения реализации, изменяется степень колеблемости сезонной волны. Для научно обоснованного расчета товарооборота по кварталам и месяцам необходимо изучать условия формирования сезонности в торговле и уметь ее прогнозировать.

    В настоящее время существует много различных методов, с помощью которых осуществляются анализ и прогнозирование квартальных и месячных объемов товарооборота. Наиболее простым и достаточно надежным является метод относительной средней. При данном методе допустима сопоставимость товарооборота только внутри года. Для расчета необходимо использовать данные о квартальном (месячном) обороте не менее чем за 3 года. При этом не важно, в каких ценах (сопоставимых или фактических) ведутся расчеты, так как при данной методике влияние индекса цен нивелируется.

    Рассмотрим последовательность расчетов на примере определения квартальных товарооборотов.

    Сначала определяется среднеквартальный оборот за каждый год:

    Тквj = Tj/4, , (9)

    где Тквj — среднеквартальный товарооборот j- го года, руб.;


    Тквj — объем товарооборота j-го года, руб.

    Далее рассчитываются сезонные колебания товарооборота по кварталам за каждый год и определяется их сумма:

    Cij = (Tij/Тквj)100, (10)

    Cij — сезонные колебания товарооборота 1-го квартала j-го года, %;

    Tij/ — товарооборот i-го квартала j-го года, руб.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    2. Анализ и оценка оборота оптовой торговли предприятия ООО «Югкабель»

     

    2.1. Организационно-правовая характеристика предприятия

     

    Общество с ограниченной ответственностью «ЮГКАБЕЛЬ», в дальнейшем именуемое «Общество», является юридическим лицом, действует на основании устава и законодательства Российской Федерации. Общество создано в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и законом Российской Федерации «Об обществах с ограниченной ответственностью» на основании действующего законодательства. Общество зарегистрировано Регистрационной палатой г. Краснодара.

    Местонахождение общества: Россия, Краснодар, ул. Центральный округ, ул. Линейная, 49.

    Целью деятельности Общества является извлечение прибыли. Общество имеет гражданские права и несет гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных федеральными законами.

    Основной вид деятельности: оптовая и розничная торговля. Помимо указанной деятельности ООО «ЮГКАБЕЛЬ» осуществляет следующие виды деятельности и может осуществлять:

    — создание подсобных отраслей;

    — внешнеэкономическая деятельность;

    — услуги по аренде складских помещений;

    — рекламная деятельность;

    — оказание различных видов бытовых услуг;

    — производство товаров народного потребления;

    — организация грузовых перевозок и оказание транспортных услуг населению;

    — общество может осуществлять и другие виды деятельности, не запрещенные законодательством РФ.

    ООО «ЮГКАБЕЛЬ» является юридическим лицом. Права и обязанности юридического лица Общество приобретает с момента его государственной регистрации. Правовое положение Общества определяется действующим законодательством и настоящим Уставом. Общество имеет в собственности имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

    Общество несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Государство и его органы не несут ответственность по обязательствам Общества, равно как и Общество не отвечает по обязательствам государства и его органов.

    Общество может создавать филиалы и открывать представительства на территории Российской Федерации и за ее пределами. Филиалы и представительства осуществляют деятельность от имени Общества, которое несет ответственность за их деятельностью.

    Высшим органом общества является общее собрание участников общества. Общее собрание участников может быть очередным или внеочередным.

    Органом контроля за финансово-хозяйственной деятельностью Общества является ревизионная комиссия.

    Руководство текущей деятельностью Общества осуществляется единоличным исполнительным органом общества. Исполнительным органом является директор подотчетный в своей деятельности общему собранию участников общества. Единоличный исполнительный орган без доверенности действует от имени Общества, в том числе представляет его интересы, совершает сделки, утверждает штаты, издает приказы и дает указания, обязательные для исполнения всеми работниками Общества.

    Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью Общества осуществляется ревизионной комиссией. Членами ревизионной комиссии может быть как участник Общества, так и любое лицо, предложенное участником.

    В компетенцию ревизионной комиссии входит:

    — проверка финансово-хозяйственной деятельности Общества, бухгалтерской отчетности, заключений комиссии по инвентаризации имущества, сравнение документов с данными первичного бухгалтерского учета;

    — подтверждение достоверности данных, включаемых в годовые отчеты Общества, годовую бухгалтерскую отчетность, отчетов о прибылях и убытках, распределения прибыли, отчетной документации для налоговых, статистических и государственных органов управления.

    ООО «ЮГКАБЕЛЬ» обязано хранить следующие документы:

    — учредительные документы, внесенные в учредительные документы изменения и дополнения;

    — документы, подтверждающие права Общества на имущество находящееся на балансе;

    — внутренние документы общества;

    — документы бухгалтерского учета;

    — документы бухгалтерской отчетности;

    — протоколы собраний учредителей общества;

    — иные документы, предусмотренные внутренними документами общества;

    ООО «ЮГКАБЕЛЬ» может быть добровольно реорганизовано по решению общего собрания участников. Реорганизация может быть осуществлена в форме слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования.

    Все вопросы, не урегулированные Уставом предприятия, решаются в соответствии с федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации.

     

    2.2. Экономическая характеристика предприятия

     

    Основные экономические показатели предприятия ООО «ЮГКАБЕЛЬ» и их анализ представлен в таблице 1.

    Таблица 1 – Основные экономические показатели предприятия ООО «ЮГКАБЕЛЬ»

    Показатель

     

    2008 г

     

    2009 г

    Отклонение

    (+,-) 

    % 

    Выручка (нетто), тыс. руб.

    172171

    260692

    88521

    151,4

    Себестоимость, тыс. руб.

    152008

    230119

    78113

    151,4

    Валовая прибыль, тыс. руб.


     

    20165

    30573

    10408

    151,6

    Коммерческие расходы, тыс. руб.

     

    , тыс. руб.


     

    13760

    20999

    7239

    152,6

    Прибыль (убыток) от продаж, тыс. руб.


     

    <

    6405

    9574

    3169

    149,5

    Прибыль (убыток) до налогообложения, тыс. руб.

    5842

    8435

    2903

    144,4

    Чистая прибыль (убыток) , тыс. руб.

    4440

    6411

    1971

    144,4

    Среднесписочная численность, чел. 

    45

    46

    1

    102,2

    Затраты на 1 рубль товарной продукции, коп. 

    96,3

    96,3

    Оборотные фонды, тыс. руб. 

    23261

    30432

    7171

    130,8

    Скорость оборачиваемости оборотных средств, раз 

    7,4 

    8,6 

    1,2 

    116,4 

    Среднегодовая стоимость основных производственных фондов, тыс. руб.

    5852

    6671

    819

    114,0

    Фондоотдача, руб./ руб.

    0,034

    0,026

    -0,008

    76,5

    Фондоемкость, руб./руб. 

    29,41

    39,0

    9,59

    132,6

    Производительность труда, тыс.руб./чел. 

    3826,0

    5667,2

    1841,2

    148,1

    Фонд оплаты труда, тыс. руб. 

    8156,7 

    8942,4 

    785,7 

    109,6 

    Среднемесячная заработная плата, руб. 

    15105 

    16200 

    1095 

    107,3 

    Рентабельность продаж, % 

    3,7

    3,7

    Торговая площадь, м.2

    1200 

    1200 

     

     

    Выручка на 1 м2 площади, руб./м2

    143500

    217200

    73700

    151,4

    Прибыль от продаж на 1 м2 площади, руб./м2

    5337,5 

    7978,3 

    2640,8 

    149,5% 

     

     

    Как видим, за исследуемый период выручка от продаж увеличилась на 88521 тыс. руб., составив на конец периода 260692 тыс. руб. (темп роста составил 151,4%), себестоимость продаж увеличилась на 78113 тыс. руб. при темпе роста 151,4%, составив 230119 тыс. руб. в 2009 году. Валовая прибыль увеличилась на 10408 тыс. руб. Довольно значительное влияние на формирование прибыли от продаж оказала отрицательная динамика коммерческих расходов, величина которых выросла в отчетном 2009 году на 7239 тыс. руб., составив 152,6%. Прибыль от продаж увеличилась на 3169 тыс. руб. (темп роста 149,5%). Прибыль до налогообложения увеличилась на 2903 тыс. руб., темп роста равен 144,4%. Чистая прибыль выросла на 1971 тыс. руб. и равна в отчетном году 8435 тыс. руб.

    На предприятии среднесписочная численность персонала выросла на 1 человек, за счет введения дополнительной штатной единицы – менеджера по оптовой продажи по отдаленным районам. За счет роста выручки от продаж на предприятии отмечается рост производительности труда на 1841,2 тыс. руб./чел. (темп роста 148,1%). За счет роста среднемесячной заработной платы на 1095 руб. и среднесписочной численности персонала отмечается рост фонда оплаты труда на 785,7 тыс. руб. Темп роста фонда оплаты труда (109,6%) значительно меньше темпа роста производительности труда (148,1%), что говорит о полном и эффективном использовании трудовых ресурсов.

    Затраты на рубль товарной продукции не изменились

    Оборотные фонды выросли на 7171 тыс. руб. при темпе роста 130,8%. Эффективность использования оборотных средств выросла на 1,2 оборота, составив 8,6 раза.

    Среднегодовая стоимость основных средств выросла на 819 тыс. руб., с одновременным снижением эффективности их использования, о чем свидетельствует отрицательная динамика показателя фондоотдачи (-0,008 руб./руб.) и положительная динамка фондоемкости – 9,59 руб./руб. Торговая площадь предприятия не изменилась и равна 1200 м2. Эффективность использования торговой площади выросла, о чем говорит положительная динамика показателя «выручка на 1 м2 торговой площади», который     вырос на 73700 руб./м2, и увеличение прибыль от продаж с 1 м2 торговой площади на 2640,8 руб./ м2.

    2.3 Анализ оборота оптовой торговли по общему объему и по ассортименту

    Торговая деятельность оптового предприятия ООО «ЮгКабель» характеризуется прежде всего степенью выполнения планов и динамикой оптового товарооборота. В то же время, исследуемое предприятие также занимается и розничной реализаций товаров.

    Исследуемое предприятие имеет следующие данные по объему и составу валового товарооборота.

    План по валовому товарообороту оптовым предприятие выполнены в целом и по его составу. Обеспечены высокие темы роста товарооборота в динамике; товарооборота в динамике. Рост оптового товарооборота в динамике произошел в основном за счет повышения продажных цен на товары. Индекс продажных цен по оптовому товарообороту равен 1,25 раза. Пересчитаем фактический его объем за 2009 год в сопоставимые продажные цены: 23 859 : 1,25 = 190 87 тыс. руб. Таким образом, повышение продажных цен на товары обеспечило прирост оптового товарооборота на 4772 тыс. руб. (23859 – 19 087), что составляет 25,6 % к фактическому его объему за прошлый 2008 год. Индекс розничных цен на товары равен 1,23 раза. Розничный товарооборот за отчетный год в сопоставимых ценах составил 37 732 тыс. руб. (46 410 : 1,23). Следовательно, за счет инфляционного фактора объем розничной реализации товаров возрос на 8678 тыс. руб. (46 410 — 37 732), или на 23,8 % к фактическому розничному товарообороту за прошлый год (8678 : 36 400 х 100). Более высокими темпами растет отпуск товаров с оптовых складов своей розничной торговой сети.

    В валовом товарообороте ООО «Юг-Кабель» оптовая реализация товаров имеет значительный удельный вес. Проводя анализ валового товарооборота, определяют степень выполнения плана по общему объему оптовой реализации товаров, изучают ее динамику, состав, ассортимент и структуру, выполнение договоров поставки товаров отдельным покупателям.

    Проведем анализ состава оптового товарооборота (таблица 5).

    Таблица 5 – Анализ выполнения плана по валовому товарообороту ООО «ЮгКабель», тыс.р.

     

    Состав валового товарооборота

    Фактически за 1кв. 2008 г.

    1кв. 2009 г.

    % выполнения плана

    Отклонение 

    В % к 1 кв. 2008 г.

    сумма 

    Удельный вес, %

    план 

    Фактически  

    от плана 

    от 1 кв. 2008 г.

    сумма 

    Удельный вес, %

    сумма

        

    Удельный вес, %

    в сумме

    По удельному, %

    в сумме

    По удельному, %

    1. Оптовый товарооборот с участием в расчетах:

                           

    а) в действующих ценах

    18640 

    33,9 

    23662 

    34,2 

    23859 

    34,0 

    100,8 

    +197 

    -0,2 

    +5219 

    +0,1 

    128 

    б) в сопоставимых ценах

    18640 

    33,9 

    х 

    х 

    19087 

    33,6 

         

    +447 

    -0,3 

    102,4 

    2. Розничный товарооборот

                           

    а) в действующих ценах

    36400 

    66,1 

    45500 

    65,8 

    4610 

    66,0 

    102,0 

    +910 

    +0,2 

    +10100 

    -0,1 

    127,5 

    б) в сопоставимых ценах

    36400 

    66,1 

    х 

    х 

    37732 

    66,4 

     

     

     

    +1332 

    +0,3 

    103,7 

    3. Валовой (общий) товарооборот:

                           

    а) в действующих ценах

    55040 

    100 

    69162 

    100 

    70269 

    100 

    101,6 

    +1107 

     

    +15229 

     

    127 

    б) в сопоставимых ценах

    55040 

    100 

    х 

    х 

    56818 

    100 

     

     

     

    +1779 

     

    103,2 

    4. Внутренний отпуск товаров (своей розничной торговой сети)

                           

    а) в действующих ценах

    10057 

    18,3 

    12778 

    18,5

    12999 

    18,5 

    101,7 

    +221 

     

    +2942 

    +0,2 

    129,3 

    б) в сопоставимых ценах

    10057 

    18,3 

    х 

    х 

    10400 

    18,3 

     

     

     

    +343 

     

    103,4 

     

     

     

     

    Таблица 6 – Анализ состава оптового товарооборота ООО «ЮгКабель», тыс. р.

     

    Вид оптовой реализации товаров 

    Фактические за 1 кв.

    2008 г.

    1 кв. 2009 г

    % выполнения плана

    В % к 2008 году

    сумма

         

    Удельный вес, %

    план 

    фактически 

    сумма

         

    Удельный вес, %

    сумма

         

    Удельный вес, %

    1. Складская: 

                   

    а) в действующих ценах 

    15658 

    84,0 

    19924 

    84,2 

    20137 

    84,4 

    101,1 

    128,6 

    в) в сопоставимых ценах

    15658 

    84,0 

    х 

    х 

    16109 

    84,4 

     

    102,9 

    2. Транзитная с участием в расчетах:

                   

    а) в действующих ценах 

    2982 

    16,0 

    3738 

    15,8 

    3722 

    15,6 

    99,6 

    124,8 

    в) в сопоставимых ценах 

    2982 

    16,0 

    х 

    х 

    2978 

    15,6 

     

    99,9 

    3. Итого оптовая реализация товаров с участием в расчетах:

                   

    а) в действующих ценах 

    18640 

    100 

    23662 

    100 

    23859 

    100 

    100,8 

    128,0 

    в) в сопоставимых ценах 

    18640 

    100 

    х 

    х 

    19087 

     

     

    102,4 

    4. Транзитная без участия в расчетах:

                   

    а) в действующих ценах 

                   

    в) в сопоставимых ценах 

                   

    5. Итого транзитная реализация товаров:

                   

    а) в действующих ценах 

    2982 

    16,0 

    3738 

    15,8 

    3722 

    15,6 

    99,6 

    124,8 

    в) в сопоставимых ценах 

    2982 

    16,0 

    х 

    х 

    2978 

    15,6 

     

    99,9 

    6. Всего оптовый товарооборот: 

                   

    а) в действующих ценах 

    18640 

    100 

    23662 

    100 

    23859 

    100 

    100,8 

    128,0 

    в) в сопоставимых ценах 

    18640 

    100 

    х 

    х 

    19087 

    100 

     

    102,4 

     

     

     

    Как видим из таблицы 6, исследуемое предприятие обеспечило высокие темпы роста складской реализации товаров при снижении темпов транзитной продажи товаров, так как при их реализации со складов значительно выше уровень доходности и рентабельности. В результате доля складской реализации товаров возросла как по сравнению с планом, так и в динамике.

    Анализ оптового товарооборота должен проводиться в динамике проведем за последний трехлетний период (таблица 7).

    Как видим, из таблицы 7, складская и транзитная реализация товаров в действующих оценке из года в год растет высокими темпами. В сопоставимых ценах транзитная реализация товаров с участием в расчетах по сравнению с прошлым годом уменьшилась на 3 тыс. р. В предыдущем году ООО «Юг-Кабель» осуществляла транзитную реализацию товаров без участия в расчетах (на 1470 тыс.р.). В последующие годы в связи с экономической нецелесообразностью реализация товаров транзитом без участия оптового предприятия в расчетах не производилась.

    Далее перейдем к анализу и оценке ассортимента и структуры оптового товарооборота (таблица 8).

    По всем товарным группам обеспечены высокие темпы роста реализации товаров как в действующих, так и в сопоставимых ценах.

    Неравномерность развития оптового товарооборота по отдельным товарным группам привела к изменению его структуры.

    В частности, снизилась доля в товарообороте промышленных подшипников, автомобильных подшипников и автозапчастей при увеличении удельного веса по другим товарным группам.

     

     

     

     

     

     

     

    Таблица 7 – Анализ динамики состава оптового товарооборота ООО «ЮгКабель», тыс.р.

     

    Вид оптовой реализации товаров 

    Фактически 

    Отклонение отчетного 1 кв. 2009 г.

    1 кв. 2009 г., %

    1 кв. 2008 г. к 1 кв.

    2005 г., %

    1 кв. 2005 г.

    1 кв. 2008 г

    1 кв.

    2009 г.

    от 1 кв. 2003 г.

    от 1 кв. 2008 г.

    к 1 кв. 2005 г.

    к 1 кв. 2008 г.

    1. Складская: 

                   

    а) в действующих ценах 

    11771 

    15658 

    20137 

    +8366 

    +4479 

    171,1 

    128,6 

    133,0 

    в) в сопоставимых ценах 

    11771 

    11862 

    12204 

    +433 

    +342

    103,7 

    102,9 

    100,8 

    2. Транзитная с участием в расчетах: 

                   

    а) в действующих ценах 

    2067

    2982

    3722

    +1655

    +740

    180,1

    124,8

    144,3

    в) в сопоставимых ценах 

    2067

    2259

    2256

    +189

    -3

    109,1

    99,9

    109,3

    3. Итого оптовая реализация товаров с участием в расчетах:

                   

    а) в действующих ценах 

    13838 

    18640 

    23859 

    +10021 

    +5219 

    172,4 

    128,0 

    134,7 

    в) в сопоставимых ценах 

    13838 

    14121 

    14460 

    +622 

    +339 

    104,5 

    102,4 

    102,0 

    4. Транзитная без участия в расчетах: 

                   

    а) в действующих ценах 

    1470 

     

     

    -1470 

     

     

     

     

    в) в сопоставимых ценах

    1470 

     

     

    -1470 

     

     

     

     

    5. Итого транзитная реализация товаров:

                   

    а) в действующих ценах 

    3537 

    2982 

    3722 

    +185 

    +740 

    105,2 

    124,8 

    84,3 

    в) в сопоставимых ценах 

    3537 

    2259 

    2256 

    -1281 

    -3 

    63,8 

    99,9 

    63,9 

    6. Всего оптовый товарооборот: 

                   

    а) в действующих ценах 

    15308 

    18640 

    23859 

    +8551 

    +5219 

    155,9 

    128 

    121,8 

    в) в сопоставимых ценах 

    15308 

    14121 

    14460 

    -848 

    +339 

    94,5 

    102,4 

    92,2 

     

     

     

     

    Таблица 8 – Анализ структуры оптовой реализации товаров в ассортиментном разделе ООО «ЮгКабель»

     

    Товарная группа

    Фактически за прошлый 1 кв.

    2008 г.

    Фактически за отчетный 1 кв. 2009 г.

    Изменения в динамике оптовой реализации товаров, тыс. р.

    Изменения в динамике структуры оптового товарооборота (гр. 5 – гр. 3), %

    Оптовая реализация товаров 1 кв. 2009 г. к % к 1кв. 2008 г.

    Сумма, тыс.р.

    Удельный вес, %

    В действующих ценах

    В сопоставимых ценах, тыс.р.

    В действующих ценах (гр. 4 : гр. 2 х 100)

    В сопоставимых ценах (гр. 6 : гр. 2 х 100)

    В действующих ценах (гр. 4 : гр. 2 х 100)

    В сопоставимых ценах (гр. 6 : гр. 2 х 100)

    Сумма, тыс.р. 

    Удельный вес, % 

    Промышленные подшипники

    10421

    55,9

    13266

    55,6

    10613

    +2845

    +192

    -0,3

    127,3

    101,8

    Автомобильные подшипники

    4947

    26,5

    6275

    26,3

    5020

    +1328

    +73

    -0,2

    126,8

    101,5

    Автозапчасти

    1826

    9,8

    2313

    9,7

    1849

    +486

    +23

    -0,1

    126,6

    101,3

    Тракторные запачасти

    764

    4,1

    1002

    4,2

    802

    +238

    +38

    +0,1

    131,2

    105,0

    Тракторные подшипники

    186

    1,0

    240

    1,0

    192

    +54

    +6

    129,0

    103,2

    Прочие товары

    496

    2,7

    763

    3,2

    611

    +268

    +115

    +0,5

    154,0

    123,2

    Всего 

    18640

    100

    23859

    100

    19087

    +5219 

    +447 

     

    128,0 

    1012,4 

     

    На основе проведенного в работе анализа разработаем и предложим мероприятия по совершенствованию управления товарными запасами и товарооборачиваемости в оптовой торговле.

     

    2.4. Прогнозирование оборота оптовой торговли на 2010 год

     

    Как было указано в теоретической части курсовой работы, согласно первой модели стратегического регулирования оптового товарооборота обеспечивается сбалансированность спроса и предложения товаров. Это становится возможным при следующем условии:

    Iп > I т > Iтз > Ic

    Согласно второй модели стратегического регулирования оптового товарооборота обеспечивается повышение эффективности хозяйственной деятельности торгового предприятия, что достижимо при условии:

    Iпh > I т > Iajn > Iч,

    где Iпр— индекс роста массы прибыли;

    IТ — индекс роста объема товарооборота;

    Iфот – индекс роста фонда оплаты труда;

    Iч — индекс роста численности работников.

    Ожидаемый товарооборот должен быть не ниже предусмотренного планом на оставшуюся часть года:

    Тож = Тф
    + Тож
    1Укв ,

    где Тож — ожидаемый объем товарооборота за отчетный год, руб.;

    Тф
    — фактический объем товарооборота за 9 месяцев отчетного года, руб.;

    Тож1Укв — ожидаемый объем товарооборота за IV квартал отчетного года, руб.

    При этом:

    Тож Укв > Тпл
    1Укв

    В то же время, важным условием при планировании товарооборота является обеспечение сопоставимости его объема с точки зрения изменений в материально-технической базе торгового предприятия (открытие или закрытие филиалов, палаток, ларьков, других структурных подразделений):

    Тсопс= Тож + Кув – Кум,

    где Тсопс — сопоставимый объем товарооборота за отчетный год, руб.;

    Кув — корректив на увеличение объема товарооборота, который равен объему товарооборота (исходя из среднемесячного оборота) структурных подразделений за период времени, который они в отчетном году не работали, но в планируемом году будут работать, руб.;

    Кум — корректив на уменьшение объема товарооборота, который равен объему товарооборота структурных подразделений за период времени, который они в отчетном году отработали, а в планируемом году работать не будут, руб.

    Согласно финансовой отчетности на первое полугодие 2010 года показателя выручки от продаж составил В2010= 126394 тыс. руб., при соответствующем показателе прошлого года В2009= 114671 руб

    Отсюда можно определить индекс роста выручки от продаж на 2010 год, который составит

    I = В2010/ В2009 = 1,102 или 110,2%.

    Отсюда, можно сделать вывод о планируемом росте товарооборота исследуемого оптового предприятия на 10,2% от годового показателя 2009 года, равного В2009г = 260692 тыс. руб.

    Планируемый рост годового оптового товарооборота равен:

    В2010г = I* В2009г =1,1* 260692 = 286761,2 тыс. руб.

     

     

     

     

     

     

    2.5. Пути повышения уровня удовлетворения потребностей населения в товарах

     

    В развитых странах управление товарными запасами базируется на использовании мощных информационных технологий, которые разрешают практически каждый день наблюдать их состояние и динамику, автоматически осуществлять размещения заказов через компьютерную сеть и пополнять запасы к оптимальному уровню. Наиболее распространенные системы управления запасами, которые основанные на использовании модели EQQ, средства красной линии, двухсекторного средства. В последнее время получил распространение метод управления запасами по принципу Just-In-Time. При этом полнота и достоверность информационной базы обеспечивается за счет автоматизации учета и использования международной системы кодирования товаров.

    Общий принцип, на котором основанные все системы управления запасами — это взаимосвязь входных и исходных параметров, которые указаны на рисунке 2.

    102013 0114 3 Оценка оптового товарооборота предприятия Такие системы создаются для наиболее эффективного решения следующих проблем:

  • реальной оценки текущего состояния запасов;
  • установления необходимых сроков размещения заказов;
  • определения целесообразного объема партии товаров, который заказывается;
  • определения необходимого объема страховых запасов;
  • оценка затрат управления запасами и средств их минимизации.

    Первая проблема решается путем использования систем контроля уровня запасов, которые обеспечивают управленческие потребности в оперативной информации о динамике их реализации и текущего состояния.

    Существующие системы контроля уровня запасов варьируют от наиболее простых к достаточно сложным в зависимости от размера предприятия, политики и технологии менеджмента, объема, видов и других особенностей запасов.

    Распространенными системами контроля уровня запасов являются системы, основанные на применении средств красной линии. Суть средств состоит в фиксации предельной границы, ниже которого уровень запасов не должен опускаться. При достижении этой границы происходит автоматическое размещение нового заказа.

    Второй тип систем контроля основанный на использовании двухсекторного средства, в соответствии с которым запасы для хранения содержатся в двух секторах – рабочем и резервном. Когда запасы рабочего сектора исчерпаны, включаются два процесса – пополняется рабочий сектор за счет резервного, и размещается новый заказ.

    Широкое распространение в развитых странах получил классификационный подход к управлению запасами (ABC system). Его идея состоит в использовании классификации запасов и выделении трех групп – А, В, и С, в зависимости от степени влияния данного вида запасов на возрастание товарооборота предприятия. К группе А относят запасы, реализация которых вносит наибольший вклад в объем товарооборота в денежном выражении. К этой группе относятся запасы, которые обеспечивают 70% объема реализации. Как правило, это наиболее дорогие товары, и их удельный вес в объеме запасов в натуральном выражении не превышает 10%. Запасы этого вида требуют особого внимания менеджеров и использования количественных средств и моделей для оптимизации принятия решений. К группе В относят запасы среднего уровня важности, которые обеспечивают 20% объема реализации предприятия. Их удельный вес в натуральном выражении, как правило, составляет около 20%. Выбор средств управления запасами группы В должен быть основан на сопоставлении затрат на управление и экономического эффекта от их использования. Товарные запасы, реализация которых имеет незначительный вклад в объем товарооборота, порядка 10%, относят к группе С. Достаточно часто они составляют значительную часть в объеме запасов в натуральном выражении, – около 70%. К управлению запасами группы С нецелесообразно применять сложные количественные методы управления, так как при этом, затраты на управление могут быть больше экономического эффекта от их использования. Принцип классификации запасов на группы по их важности для предприятия приведен в таблице 9.

    Относительно новым подходом к управлению запасами, есть принцип управления Just-In-Time («просто своевременно»). Этот подход впервые был использован японскими корпорациями, а после этого нашел распространение во всем мире.

     

    Таблица 9Классификация запасов (АВС system).

    Группы запасов

    Доля в объеме товарооборота в денежном измерении

    Доля в объеме запасов в натуральном измерении

    Следует ли использовать сложные количественные методы управления

    1. Группа А 

    70% 

    10% 

    Да. 

    2. Группа В

    20% 

    20% 

    В некоторых случаях. 

    3. Группа С 

    10% 

    70% 

    Не следует. 

    Основная идея состоит в том, что запасы практически не создаются, а процесс доставки товаров поставщиками жестко согласован с технологическим процессом на предприятии. В нынешнее время такой подход эффективно используется компаниями Toyota, General Motors и многими другими. Эта система разрешает получить значительный экономический эффект за счет доведения затрат хранения к нулю. Однако, высокий уровень требований к точности функционирования системы снабжений и риск возможных ошибок, которые приведут к нарушению технологии, не разрешает использовать этот подход в странах с неразвитой информационной и коммуникационной инфраструктурой.

    Управления большинством торговых компаний развитых стран основано на использовании компьютерной технологии. Системы управления включают автоматизированную систему учета запасов и размещения заказов у поставщиков. Движение каждой единицы товаров, с помощью магнитного штрихового кодирования, отражается в базе данных, которая охватывает информацию по всей торговой сети компании. Система управления базами данных разрешает постоянно обновлять информацию о состоянии запасов, автоматически размещать заказы через компьютерную сеть и учитывать информацию о пополнении запасов. При этом информация о реализации товаров поступает в систему управления товарными запасами, дебиторской задолженностью и денежными средствами и обрабатывается на основе встроенного в систему модельного инструментария.

    Выводы и предложения

     

    Одно из основных условий успешного выполнения плана и высоких темпов роста оптового товарооборота — правильная организация оперативного анализа его развития. На оптовых предприятиях ведется оперативный контроль как за отгрузкой, так и за реализацией товаров. Каждому складу устанавливаются планы и графики поставки товаров отдельным покупателям на месяц, по декадам, а нередко и по отдельным дням. На основании данных товарно-транспортных накладных и других документов в специальных таблицах определяют фактические объемы отгрузки товаров за день (пятидневку, неделю или декаду) и нарастающим итогом с начала месяца. По этим данным можно установить отклонения от плана по поставке товаров за день (пятидневку, декаду) и с начала месяца отдельным получателям (в ассортиментном разрезе и по общему объему поставки) и принять оперативные меры по улучшению товароснабжения. Кроме того, на каждом складе осуществляют оперативный контроль за движением товаров и состоянием товарных запасов в развернутом ассортименте, данные которого используются в повседневной торгово-коммерческой работе с покупателями.

    На основании данных выписок из счетов в банке и приложенных к ним документов оптовое предприятие должно оперативно контролировать ход поступления денежных средств за реализованные товары, выполнение плана и динамику товарооборота. Эта информация используется при оперативном анализе издержек обращения, финансовых результатов, платежеспособности, финансовой устойчивости оптового предприятия и разработке мер по улучшению его хозяйственной и другой деятельности

    Применение ЭВМ и современных информационных технологий позволяет автоматизировать оперативный анализ отгрузки товаров, оптового товарооборота, товародвижения. При помощи ЭВМ и других современных технических средств можно, в частности, оперативно контролировать, сколько и на какие суммы выписано товарных и расчетных документов за отгруженные товары, кому и сколько их поставлено и как своевременно оплачиваются реализованные товары, а главное принять меры по оптимизации поставки товаров и развития оптового товарооборота.

<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 1.25MB/0.00319 sec

WordPress: 23.77MB | MySQL:122 | 4,759sec