Оценка управления активами современного предприятия
<
1.1 Экономическая сущность и классификация активов предприятия.
Для осуществления хозяйственной деятельности каждое предприятие должно располагать определенным имуществом, принадлежащим ему на правах собственности. Активы предприятия представляют собой контролируемые им экономические ресурсы, сформированные за счет инвестированного в них капитала, характеризующиеся детерминированной стоимостью, производит6льностью и способностью генерировать доход, постоянный оборот которых в процессе использования связан с факторами времени, риска и ликвидности.
Активы предприятия классифицируются по следующим основным признакам:
По форме функционирования выделяют три основных вида активов – материальные, нематериальные и финансовые.
Материальные активы характеризуют имущественные ценности предприятия, имеющие материально вещную форму.
Нематериальные активы характеризуют имущественные ценности предприятия, не имеющие вещной формы, но принимающие участие в хозяйственной деятельности и генерирующие прибыль.
Финансовые активы характеризуют имущественные ценности предприятия в форме наличных денежных средств, денежных и финансовых инструментов, принадлежащих предприятию [3].
По характеру участия активов в хозяйственном процессе с позиций особенностей их оборота они подразделяются на два основных вида – оборотные и внеоборотные.
Оборотные (текущие) активы характеризуют совокупность имущественных ценностей предприятия, обслуживающих текущую производственно-коммерческую деятельность предприятия и полностью потребляемых (видоизменяющих свою форму) в течении одного операционного цикла. В практике учета к ним относят имущественные ценности (активы) всех видов со сроком использования до одного года.
Внеоборотные активы характеризуют совокупность имущественных ценностей предприятия, многократно участвующих в процессе отдельных циклов хозяйственной деятельности и переносящих на продукцию использованную стоимость частями. В практике учета к ним относят имущественные ценности (активы) всех видов со сроком использования более одного года.
По характеру участия активов в различных видах деятельности предприятия они подразделяются на два основных вида – операционные и инвестиционные.
Операционные активы представляют собой совокупность имущественных ценностей, непосредственно используемых в операционной деятельности предприятия с целью получения операционной прибыли.
Инвестиционные активы характеризуют совокупность имущественных ценностей предприятия, связанных с осуществлением его инвестиционной деятельности [1].
По характеру финансовых источников формирования активов выделяют следующие их виды – валовые и чистые.
Валовые активы представляют собой всю совокупность имущественных ценностей предприятия, сформированных за счет собственного и заемного капитала, привлеченного для финансирования хозяйственной деятельности.
Чистые активы характеризуют стоимостную совокупность имущественных ценностей предприятия, сформированных исключительно за счет собственного его капитала. Стоимость чистых активов предприятия определяется по следующей формуле:
ЧА = А – ЗК, где (1)
ЧА – стоимость чистых активов предприятия;
Ч – общая сумма всех активов предприятия по балансовой стоимости;
ЗК – общая сумма используемого заемного капитала предприятия.
По характеру владения активами предприятия они подразделяются на собственные, арендуемые и безвозмездно используемые.
Собственные активы характеризуют имущественные ценности предприятия, принадлежащие ему на правах собственности, находящиеся в постоянном его владении и отражаемые в составе его баланса. В практике учета к этой группе относятся также активы, приобретенные предприятием на правах финансового лизинга (находящиеся в полном его владении а также отражаемые в составе его баланса).
Арендуемые активы характеризуют имущественные ценности предприятия, привлеченные им для осуществления хозяйственной деятельности на правах аренды (оперативного лизинга). Эти виды активов отражаются на забалансовых счетах учета.
Безвозмездно используемые активы характеризуют имущественные ценности, переданные предприятию для временного хозяйственного использования на бесплатной основе другими субъектами хозяйствования. В составе баланса предприятия эти активы также не отражаются [1].
По степени агрегированности активов как объекта управления они подразделяются на индивидуальные, отдельные группы и совокупный их комплекс.
Индивидуальный актив характеризует вид (или разновидность) имущественных ценностей, который является единичным, минимально детализированным объектом хозяйственного управления (например, денежные средства в кассе, конкретный вид нематериальных активов и др.).
Группа активов характеризует часть имущественных ценностей, которые являются объектом комплексного функционального управления, организуемого на единых принципах и подчиненных единой финансовой политике (например, дебиторская задолженность предприятия, основные средства, портфель ценных бумаг и др.).
Совокупный комплекс активов предприятия характеризует общий их состав, используемый предприятием. Такая совокупность активов предприятия, характеризуется термином «целостный имущественный комплекс», который определяется как хозяйственный объект с законченным циклом производства и реализации продукции, оценка активов которого и управление ими осуществляется в комплексе [5].
По степени ликвидности активы подразделяются на следующие виды:
Активы в абсолютно ликвидной форме, характеризующие имущественные ценности предприятия, не требующие реализации и представляющие собой средства платежа.
Высоколиквидные активы, характеризующие группу имущественных ценностей предприятия, которая быстро может быть конверсирована в денежную форму (как правило, в срок до одного месяца) без ощутимых потерь своей текущей рыночной стоимости с целью своевременного обеспечения платежей по текущим финансовым обязательствам.
Среднеликвидные активы, характеризующие группу имущественных ценностей предприятия, которые могут быть конверсированы в денежную форму без ощутимых потерь своей текущей рыночной стоимости в срок от одного до шести месяцев.
Низколиквидные активы, представляющие группу имущественных ценностей предприятия, которые могут быть конверсированы в денежную форму без потерь своей текущей рыночной стоимости лишь по истечении значительного периода времени (от полугода и выше).
Неликвидные активы, характеризующие отражаемые в балансе отдельные виды имущественных ценностей предприятия, которые самостоятельно реализованы быть не могут (они могут быть проданы лишь в составе целостно имущественного комплекса).
По характеру использования сформированных активов в текущей хозяйственной деятельности предприятия они подразделяются на использованные и неиспользованные [9].
Используемые активы характеризуют ту часть имущественных ценностей предприятия, которая принимает непосредственное участие в операционном или инвестиционном процессе предприятия, обеспечивая формирование его доходов.
Неиспользуемые активы, характеризуют ту часть имущественных ценностей предприятия, которые, будучи сформированными на предшествующих этапах хозяйственной деятельности, не принимают в ней участий в настоящее время в силу различных объективных и субъективных причин.
По характеру нахождения активов по отношению к предприятию выделяют внутренние и внешние их виды.
Внутренние характеризуют имущественные ценности предприятия, находящиеся непосредственно на его территории.
Внешние характеризуют имущественные ценности предприятия, находящиеся вне его пределов у других субъектов хозяйствования, в пути или на ответственном хранении.
Несмотря на довольно значительный перечень классификационных признаков, он, тем не менее, не отражает всего многообразия видов активов предприятия, используемых в научной терминологии и практике финансового менеджмента [15].
1.2. Сущность и задачи управления формированием и использованием активов.
Управление операционными активами предприятия представляет собой систему принципов и методов разработки и реализации управленческих решений, связанных с их формированием, эффективным использованием в операционной деятельности предприятия и организацией их оборота.
Как и весь финансовый менеджмент, управление операционными активами подчинено цели роста рыночной стоимости предприятия. В процессе реализации этой цели управление операционными активами предприятия направлено на решение следующих основных задач [7]:
Формирование достаточного объема и необходимого состава активов, обеспечивающих заданные темпы развития операционной деятельности. Эта задача реализуется путем определения потребности в необходимых активах, намечаемых к использованию в операционном процессе предприятия, оптимизации соотношения отдельных их видов и привлечения наиболее эффективных их разновидностей с позиций уровня производительности и потенциальной доходности предстоящего использования.
Обеспечение максимальной доходности (рентабельности) используемых активов при предусматриваемом уровне коммерческого риска. Максимизация доходности (рентабельности) активов достигается за счет их использования в наиболее эффективных направлениях операционной деятельности и коммерческих операциях предприятия. Решая эту задачу, необходимо иметь в виду, что максимизация уровня доходности операционных активов достигается, как правило, при существенном возрастании уровня коммерческих рисков, связанных с их использованием, так как между этими двумя показателями существует прямая связь. Поэтому максимизация доходности (рентабельности) используемых активов должна обеспечиваться в пределах допустимого коммерческого риска, конкретный уровень которого устанавливается собственниками или менеджерами предприятия с учетом их финансового менталитета (отношения к степени допустимого риска при осуществлении хозяйственной деятельности).
Обеспечение минимизации коммерческого риска использования активов при предусматриваемом уровне их доходности (рентабельности). Если уровень доходности (рентабельности) используемых активов задан или спланирован заранее, важной задачей является снижение уровня коммерческого риска операций или видов деятельности, обеспечивающих достижение этой доходности (рентабельности). Такая минимизация уровня рисков может быть обеспечена путем диверсификации операций и направлений операционной деятельности предприятия, связанных с использованием активов; избежание отдельных видов коммерческих рисков; эффективных форм их внутреннего и внешнего страхования [23].
Обеспечение постоянной платежеспособности предприятия за счет поддержания достаточного уровня ликвидности активов. Эта задача решается в первую очередь за счет эффективного управления остатками денежных активов и их эквивалентов. Однако в процессе решения этой задачи следует иметь в виду, что излишне сформированные денежные активы, обеспечивая высокий уровень платежеспособности предприятия, теряют свою стоимость под влиянием фактора времени и инфляции. Поэтому задача поддержания достаточного уровня платежеспособности относится к числу оптимизационных, в процессе решения которой должны учитываться различные экономические интересы предприятия.
Оптимизация оборота активов. Эта задача решается путем эффективного управления денежными и материальными потоками активов в процессе отдельных циклов их кругооборота на предприятии; обеспечением синхронности формирования отдельных видов потоков активов, связанных с операционной деятельностью; минимизацией совокупных затрат на организацию оборота активов во всех их формах.
Все рассмотренные задачи управления операционными активами предприятий теснейшим образом взаимосвязаны, хотя отдельные из них и носят разнонаправленный характер. Поэтому в процессе управления операционными активами отдельные задачи должны быть оптимизированы между собой по критерию возможного роста рыночной стоимости предприятия.
Важнейшим направлением менеджмента операционных активов является управления процессом их формирования. Процесс формирования операционных активов предприятия строится на основе следующих принципов [17].
Учет ближайших перспектив развития операционной деятельности и форм ее диверсификации. Формирование активов предприятия при его создании подчинено в первую очередь задачам развития его операционной деятельности. При этом следует иметь в виду, что на первоначальных стадиях жизненного цикла предприятия объем операционной деятельности возрастет довольно высокими темпами (при условии правильного выбора предприятием своей рыночной ниши).
Обеспечение соответствия объема и структуры формируемых активов объему и структуре производства и сбыта продукции. Реализация этого принципа формирования активов направлена в первую очередь на обеспечение проектируемого уровня их совокупной производительности.
Обеспечение оптимальности состава активов с позиций эффективности хозяйственной деятельности. Такая оптимизация состава активов предприятия направлена, с одной стороны, на обеспечение предстоящего полного полезного использования отдельных их видов, а с другой, — на повышение совокупной потенциальной их способности генерировать операционную прибыль.
Обеспечение возможностей высокого оборота активов в процессе их использования. Необходимость реализации этого принципа связана с тем, что ускорение оборота активов оказывает как прямое, так и косвенное воздействие на размер формируемой операционной прибыли предприятия. Для реализации этого принципа в процессе формирования операционных активов следует оптимизировать их состав по следующим трем группам [19]:
Высокооборачиваемые операционные активы. К ним относятся производственные запасы с закупкой и доставкой, которых нет проблем, а соответственно и нет необходимости формирования страховых и сезонных их размеров; запасы готовой продукции, пользующиеся спросом потребителей; краткосрочная дебиторская задолженность; денежные активы в национальной и иностранной валюте, постоянно обслуживающие операционный процесс;
Операционные активы с нормальной оборачиваемостью. К ним относятся прочие виды оборотных активов предприятия, не вошедшие в состав первой группы. Как правило, они составляют преимущественную часть оборотных активов предприятия;
Низкооборачиваемые операционные активы. К ним относят внеоборотные операционные активы – производственные основные средства и нематериальные активы, используемые в операционном процессе.
Обеспечение прогрессивности отдельных видов активов с позиций их соответствия требованиям технологического процесса. Современный рынок средств и предметов производства предлагают для формирования активов предприятия ряд альтернативных объектов и инструментов.
Основные этапы управления формированием операционных активов предприятия.
Анализ обеспеченности предприятия операционными активами. Целью такого анализа является выявление основных тенденций в развитии операционных активов предприятия и оценка уровня обеспеченности ими производства и реализации продукции.
На первой стадии анализа определяется общая стоимость операционных активов, используемых предприятием в разрезе отдельных этапов анализируемого периода.
На второй стадии анализа выявляют тенденции динамики общей стоимости операционных активов предприятия в рассматриваемом периоде.
На третьей стадии анализа анализируется обеспеченность предприятия операционными активами.
Управление оборотными активами предприятия связано с конкретными особенностями формирования его операционного цикла. Операционный цикл представляет собой период полного оборота всей суммы оборотных активов, в процессе, которого происходит смена отдельных их видов. Он характеризует промежуток времени между приобретением производственных запасов и получением денежных средств от реализации, произведенной из них продукции [3].
Движение оборотных активов предприятия в процессе их кругооборота проходит четыре основные стадии:
На первой стадии денежные активы используются для приобретения сырья и материалов, т.е. входящих запасов материальных оборотных активов.
На второй стадии входящие запасы материальных оборотных активов в результате непосредственной деятельности превращаются в запасы готовой продукции.
На третьей стадии запасы готовой продукции реализуются потребителям и до наступления их оплаты преобразуются в текущую дебиторскую задолженность.
На четвертой стадии оплаченная текущая дебиторская задолженность вновь преобразуется в денежные активы.
Основные этапы управления оборотными активами предприятия.
Анализ оборотных активов предприятия в предшествующем периоде. Основной целью этого анализа является определения уровня обеспеченности предприятия оборотными активами и выявление резервов повышения эффективности их функционирования.
На первой стадии анализа рассматривается динамика общего объема оборотных активов, используемых предприятием, — темпы изменения средней их суммы в сопоставлении с темпами изменения объема реализации продукции и средней суммы всех активов; динамика удельного веса оборотных активов в общей сумме активов предприятия.
На второй стадии анализа рассматривается динамика состава оборотных активов предприятия в разрезе основные их видов – запасов сырья, материалов, полуфабрикатов; запасов готовой продукции; текущей дебиторской задолженности; остатков денежных активов и их эквивалентов. В процессе этой стадии анализа рассчитываются и изучаются темпы изменения каждой суммы из этих видов оборотных активов в сопоставлении с темпами изменения объема производства и реализации продукции [2].
На третьей стадии анализа изучается оборачиваемость отдельных видов оборотных активов и общей их суммы. Этот анализ проводится с использованием показателей – коэффициента оборачиваемости и периода оборота оборотных активов.
— На четвертой стадии анализа определяется рентабельность оборотных активов, исследуется определяющие ее факторы.
На пятой стадии анализа рассматривается состав основных источников финансирования оборотных активов – динамики их суммы и удельного веса в общем объеме финансовых средств, инвестированных в эти активы; определяется уровень финансового риска.
Выбор политики формирования оборотных активов предприятия. Такая политика должна отражать общую философию финансового управления предприятием с позиции приемлемого соотношения уровня доходности и риска финансовой деятельности.
С учетом особенностей цикла стоимостного кругооборота операционных внеоборотных активов строится процесс управления этими видами долгосрочных активов предприятия. Несмотря на многообразие состава операционных внеоборотных активов по отдельным видам и группам, цель финансового менеджмента в этой области относительно проста – обеспечить своевременное их обновление и повышение эффективности использования [18].
Для проведения глубокого анализа формирования и использования активов можно воспользоваться такими показателями, как:
Коэффициент рентабельности активов позволяет определить эффективность использования активов предприятия. Коэффициент рентабельности активов показывает, сколько денежных единиц чистой прибыли заработала каждая единица активов. Коэффициент рентабельности активов рассчитывается по формуле:
Кр.а.= ЧП / Сред. величину активов, где (2)
ЧП – чистая прибыль [7].
Коэффициент рентабельности собственных средств показывает величину прибыли, которую получит предприятие (организация) на единицу стоимости собственного капитала. Рассчитывается как отношение чистой прибыли от реализации к среднегодовой стоимости собственного капитала. Данными для его расчета служит бухгалтерский баланс. Формула для расчета имеет следующий вид:
Кр.с.к.= ЧП/ Средняя величина собственного капитала, где (3)
ЧП – чистая прибыль [1].
Коэффициент рентабельности продаж используют для оценки эффективности хозяйственной деятельности и процессов ценообразования. Коэффициент рентабельности продаж рассчитывается как отношение чистой прибыли к обороту и прочим торговым доходам (выручке от продаж).
Коэффициент рентабельность продаж характеризует эффективность производственной и коммерческой деятельности и показывает, сколько предприятие имеет чистой прибыли с рубля продаж. Формула для расчета коэффициента рентабельности продаж имеет следующий вид:
Кр.п. = ЧП / В, где (4)
ЧП – чистая прибыль;
В – выручка от продаж [1].
Коэффициент соотношения собственных и заемных средств относится к коэффициентам финансовой устойчивости предприятия. Показывает, сколько приходится заемных средств на 1 руб. собственных средств. Рассчитывается как отношение: (Итог по разделу IV «Долгосрочные пассивы» + Итог по разделу V «Краткосрочные пассивы» — «Резервы предстоящих расходов» — «Доходы будущих периодов») / (Итог по разделу III «Капитал и резервы» + «Доходы будущих периодов» + «Резервы предстоящих расходов»).
Коэффициент оборачиваемости оборотных средств
характеризует эффективность использования (скорость оборота) оборотных активов. Он показывает сколько раз за период (за год) оборачиваются оборотные активы или сколько рублей выручки от реализации приходится на рубль оборотных активов. Чем выше этот коэффициент, тем лучше. Формула расчета коэффициента оборачиваемости оборотных активов:
Кооа = В / Оборотные активы, где (5)
В – выручка от реализации.
Коэффициент абсолютной ликвидности определяется по формуле:
К = ДС/ КО, где (6)
ДС – денежные средства (финансовые вложения);
КО – краткосрочные обязательства.
В зарубежной практике этот коэффициент рассчитывается редко, а в РФ его оптимальное значение принято на уровне 0,2 – 0,25.
Коэффициент промежуточной ликвидности рассчитывается по формуле К = ОА – З / КО, где (7)
З – запасы;
ОА – оборотные активы;
КО – краткосрочные обязательства.
Коэффициент текущей ликвидности показывает достаточно ли у фирмы средств для погашения наиболее срочных (до 1 года) обязательств. Рассчитывается по формуле: К = ОА / КО, где (8)
ОА – оборотные активы;
КО – краткосрочные обязательства.
Коэффициент автономии показывает насколько организация является независимой от привлечения капитала, принадлежащего другим организациям. Чем больше удельный вес собственного капитала (собственных средств), тем более стабильной является деятельность организации. Значение рассматриваемого коэффициента должно составлять не менее 0,5. Рассчитывается по формуле: К = СК / Итог баланса, где (9)
СК – собственный капитал (итог III раздела баланса ).
1.3. Показатели эффективности использования активов
Данную группу коэффициентов часто называют коэффициентами эффективности, так как они служат измерителями уровня эффективности использования активов, которые имеет предприятие. К ним относятся следующие коэффициенты:
Оборачиваемость материальных запасов — отношение объема продаж к величине материальных запасов, или число оборотов, совершаемых материальными запасами в год:
Омз = Объем продаж / Материальные запасы
Высокое значение этого показателя считается признаком финансового благополучия, так как хорошая оборачиваемость обеспечивает увеличение объема продаж и способствует получению более высоких доходов. Если этот коэффициент значительно превышает среднеотраслевые нормы (от 4 до 8), ситуация должна быть подвергнута тщательному анализу, так как это может означать наличие риска, связанного с нехваткой запасов, следствием которого будет снижение объема продаж. Слишком высокая оборачиваемость может являться признаком недостатка свободных денежных средств и служить сигналом о возможной неплатежеспособности предприятия. Для получения более точного результата в знаменателе данной формулы часто используют среднюю величину товарных запасов за рассматриваемый период [23].
Некоторые финансовые аналитики предпочитают использовать в числителе формулы показатель себестоимости продаж вместо показателя объема продаж. Сущность такого подхода состоит в том, что себестоимость продаж и уровень запасов измеряются в оптовых ценах (т. е. не включает продажных и налоговых надбавок и наценок, в то время как объем продаж содержит их). При таком подходе приведенная формула будет иметь следующий вид:
0мз = Себестоимость продаж / Материальные запасы (10)
Коэффициент эффективности использования текущих активов — отношение объема продаж к оборотному капиталу (текущим активам, в процентах):
Э ТА = Объем продаж / Текущие активы (11)
Данный коэффициент показывает, сколько денежных единиц продукции реализовано на 1 ден. ед. текущих активов.
Коэффициент эффективности использования чистого оборотного капитала — отношение объема продаж к чистому оборотному капиталу (текущие активы минус текущие обязательства, в процентах):
Данный коэффициент показывает, сколько денежных единиц продукции реализовано на 1 ден. ед. чистого оборотного капитала.
Коэффициент эффективности использования основных средств —отношение объема продаж к стоимости недвижимого имущества показывает, сколько денежных единиц продукции реализовано на 1 ден. ед. основных средств (в процентах):
Э ОП = Объем продаж / Стоимость недвижимого имущества (13)
Величина данного коэффициента может составлять от 100 до 700% и зависит от капиталоемкости производства.
Коэффициент эффективности использования общих активов — отношение объема продаж к общим активам предприятия (в процентах):
Эоа = Объем продаж / Общие активы (14)
Чем выше значения последних двух коэффициентов, тем более интенсивно, а, следовательно, и эффективно используются производственное оборудование и другие виды активов.
2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОАО «Промис»
2.1. Организационно-правовая характеристика ОАО «Промис»
Полное фирменное наименование предприятия — Открытое акционерное общество «ПРОМИС». Краткое наименование ОАО «Промис».
Место нахождения: Российская Федерация, город Нижний Новгород, проспект Гагарина, дом 164.
Почтовый адрес: Российская Федерация, 603009, город Нижний Новгород, проспект Гагарина, дом 164.
Открытое акционерное общество «ПРОМИС» является коммерческой организацией, созданной юридическими и физическими лицами для осуществления предпринимательской деятельности. ОАО «Промис» зарегистрировано Администрацией Советского района города Нижнего Новгорода 08 июня 1994 года.
ОАО «Промис» является юридическим лицом и в своей деятельности руководствуется законодательством РФ, Уставом, Положением, организационно-распорядительной документацией внешнего и внутреннего происхождения, Политикой общества в области качества.
Предприятие имеет самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в учреждениях банков, фирменное наименование, штампы и бланки со своим наименованием, собственную эмблему, а также зарегистрированный в установленном порядке товарный знак.
Миссия-ориентация – содействовать повышению покупательской способности продукции клиентов, заказывающих качественную картонную упаковку, выпускаемую в ОАО «Промис».
ОАО «ПРОМИС» имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
ОАО «ПРОМИС» является коммерческой организацией и преследует в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли в интересах своих акционеров.
Основными видами деятельности являются:
1) полиграфическая деятельность;
2) изготовление печатных форм;
3) прочая полиграфическая деятельность.
Имущество ОАО «ПРОМИС» состоит из основных и оборотных средств, а также иных активов, стоимость которых отражается на самостоятельном балансе. Уставный капитал составляет одиннадцать миллионов рублей.
В ОАО «ПРОМИС» создан резервный фонд в размере 15% от его уставного капитала.
Высшим органом управления Общества является общее собрание акционеров. Генеральный директор ОАО «ПРОМИС» является единоличным исполнительным органом акционерного общества. Он осуществляет руководство текущей деятельностью и подотчетен Совету директоров и общему собранию акционеров. К компетенции Генерального директора относятся все вопросы руководства текущей деятельностью, за исключением вопросов, отнесенных Федеральным законом «Об акционерных обществах». Общество ведет бухгалтерский учет и представляет финансовую отчетность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
За время работы ОАО «ПРОМИС» достигло следующих результатов:
— Лидирующие позиции в России по производству картонной упаковки для предприятий фармацевтической и косметической отраслей.
— Широкая география деятельности, охватывающая ведущие предприятия, расположенные на территории Приволжского и Центрального Федерального Округа.
— Деловая репутация надежного партнера, подтвержденная многолетним сотрудничеством с клиентами.
— Современное, высокотехнологичное оборудование. С целью повышения эффективности работы предприятия и своевременного изготовления тиража, осуществляется планомерная модернизация оборудования и автоматизация технологических процессов.
— Собственный парк автомашин, позволяющий быстро, своевременно и качественно доставлять груз до наших клиентов.
— Высококвалифицированный персонал, имеющий опыт именно в производстве упаковки для лекарств.
Сейчас производственный потенциал «ПРОМИС» составляет 450 млн. штук картонной упаковки в год. Качество выпускаемой продукции, техническая оснащенность, профессиональная подготовка сотрудников и уровень клиент-сервиса удовлетворяют самого требовательного клиента. Этим объясняется выбор в пользу ОАО «ПРОМИС» у иностранных заказчиков, имеющих производства в России и предъявляющих высокие требования к упаковке: Procter & Gamble, Gedeon Richter, группа компаний Stada, KRKA, Sanofi-Aventis.
Начиная с первого квартала 2010 года ОАО «ПРОМИС» освоило производство инновационной картонной упаковки по технологии DBS, что позволило начать работу с производителями CD дисков. В 2009 год ОАО «ПРОМИС» инвестировало более 2,2 миллионов рублей на оборудование, обучение и внедрение стандартов PSO – Process Standard Offset (ISO 12647–7, ISO 12647–2, ISO 12646, ISO 3664, ISO 2846–1) для достижения стабильного качества при печати картонной упаковки.
Схему производственной структуры предприятия ОАО «Промис» представим на рис. 1.
Таким образом, во внутренней производственной структуре управления ОАО «Промис» существует 18 отделов, разбитых по функциям, следовательно, схема управления предприятием является линейно-функциональной. В целом ОАО «Промис» осуществляет свою деятельность в соответствие с существующими нормами и законодательством. Производственная структура предприятия построена на принципе «единоначалия», где все решения принимает единственный руководитель и передает их «сверху вниз» по подразделениям.
2.2. Финансово-экономическая характеристика ОАО «Промис»
В таблице 1 представлены основные финансово-экономические показатели деятельности предприятия ОАО «Промис» за 2007-2009 г.г. На основании этих данных проведем расчеты и сделаем аналитический вывод.
Таблица – 1 Финансово-экономические показатели деятельности ОАО «Промис» за 2007-2009 г.г.
Показатели
2007г.
2008г.
2009г.
Абсолютное отклонение 2009г. от 2007г.
(+, -)
Темп роста 2009г. к 2007г.%
1 Выручка от реализации продукции (работ, услуг), тыс. руб.
184191
211188
271367
87176
147,3
2 Себестоимость реализованных товаров, тыс. руб.
147491
176835
213367
65876
144,6
3 Валовая прибыль, тыс. руб.
36700
34353
58000
21300
158,0
4 Коммерческие и управленческие расходы, тыс. руб.
20622
29958
41804
21182
202,7
5 Прибыль от продаж, тыс. руб.
16078
4368
16196
118
100,7
6 Сальдо прочих доходов и расходов, тыс. руб.
2787
4688
2495
292
89,5
7 Прибыль до налогообложения, тыс. руб.
8578
7138
5192
-3386
60,5
8 Налог на прибыль и иные обязательные платежи, тыс. руб.
—
1
11
11
—
9 Чистая прибыль, тыс. руб.
6288
5670
4016
-2272
63,9
10 Стоимость имущества, тыс. руб., в том числе:
внеоборотного
оборотного
133235
87285
45950
137188
80459
56729
165421
85398
80022
32186
-28887
34072
124,1
97,8
174,1
11 Стоимость источников имущества, тыс. руб., в том числе:
собственных
заемных
133235
58673
74561
137188
50853
86335
165421
54750
110670
32186
3923
36109
124,1
93,3
148,4
12 Численность персонала, чел.
207
223
215
8
103,9
13 Производительность труда, р.
<
3,5
3,4
3,6
0,1
102,8
14 Затраты на 1р. выручки, р.
0,91
0,97
0,63
0,28
69,2
15 Рентабельность продаж, %
18,4
14,0
20,4
2
110,7
16 Рентабельность активов, %
5,3
4,2
1,3
4
24,5
Исходя из полученных результатов, мы видим значительный рост выручки от реализации продукции – на 47,3%, что обусловлено в первую очередь, ростом себестоимости самой продукции – на 44,6%. Тем не менее, многие показатели прибыли предприятия имеют тенденции к снижению. Прибыль до налогообложения и чистая прибыль возросла на 39,5% и на 6,1% соответственно. Как следствие, рентабельность продаж увеличилась на 10,7%.
Анализируя показатели производительности труда, мы можем отметить ее незначительный рост – на 2,8%, что обусловлено незначительным ростом численности персонала – на 3,9%.
Что касается показателей стоимости основных фондов предприятия, то здесь наблюдается следующая картина: основные фонды увеличились на 24%, что может свидетельствовать о переоснащения оборудования на предприятии. Переоснащение оборудования, а также ввод в эксплуатацию нового оборудования произошло за счет источников имущества, которые увеличились на 24%, из них за счет собственных источников – 6,7%, а также за счет 48% заемных источников. В свою очередь, за счет переоснащения оборудования и ввода в эксплуатацию нового оборудования рентабельность активов имеет тенденцию роста, данный показатель возрос на 75,5%.
Валовая прибыль имеет тенденцию роста, ее показатель увеличился на 58%. За счет существенного увеличения коммерческих и управленческих расходов на 102,7%, чистая прибыль предприятия возросла на 36,9%.
Таблица № 2
Показатели
2007г.
2008г.
2009г.
Абсолютное изменение 2009-2007 гг.
Исходные данные для расчета:
1 Сумма активов предприятия
133235
137188
165421
32186
2 Прибыль до налогообложения
8578
7138
5192
-3386
3 Собственные средства
58673
50853
54750
-3923
4 Заемные средства
74561
86335
110672
36111
5 Оборотные средства
45950
56729
80022
34072
6 Чистая прибыль
6288
5670
4016
-2272
7 Выручка от реализации
184191
211188
271367
87176
8 Прибыль от продаж
16078
4368
16196
118
Расчетные коэффициенты:
1. Коэффициент рентабельности активов
5,3
4,2
1,3
-4
2. Коэффициент рентабельности собственных средств
0,11
0,1
0,07
-0,04
3. Коэффициент рентабельности продукции
7,7
2,7
5,1
-2,6
4. Коэффициент соотношения собственных и заемных средств
1,3
1,7
2,0
0,7
5. Коэффициент оборачиваемости оборотных средств.
4,6
4,1
3,9
-0,7
6. Коэффициент абсолютной ликвидности
0,05
0,09
0,03
-0,02
7. Коэффициент промежуточной ликвидности
0,7
1,6
1,0
0,3
8. Коэффициент текущей ликвидности
1,03
2,5
2,2
1,17
9. Коэффициент автономии
0,44
0,37
0,32
-0,12
Из представленных результатов мы видим рост практически всех исходных показателей для расчета финансовой устойчивости за исключением прибыли до налогообложения , собственных средств и чистой прибыли: они снизились на 3386 тыс. руб., 3923 тыс. руб. и 2227 тыс. руб.
Анализируя коэффициенты, характеризующие финансовую устойчивость предприятия ОАО «Промис», мы можем отметить, что за 2007-2009 гг. они соответствуют нормативным показателям и свидетельствуют о платежеспособности, устойчивости и финансовой независимости предприятия от внешних источников и влияния «чужого» капитала, но на конец анализируемого периода, ситуация несколько изменилась в худшую сторону.
Так, коэффициент рентабельности активов снизился на 75,5%, а коэффициент абсолютной ликвидности снизился на 40%, коэффициент автономии на 27,3%. Проанализировав коэффициенты ликвидности и платежеспособности предприятия, мы можем увидеть, что, несмотря на снижение финансовой независимости, предприятие все еще достаточно платежеспособно. Коэффициент общей ликвидности говорит о том, что оборотных средств предприятия достаточно для покрытия краткосрочных обязательств.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что ОАО «Промис» является юридическим лицом и осуществляет свою деятельность в соответствие с существующими нормами и законодательством РФ,
и осуществляет ее недостаточно полно и эффективно, но, тем не менее, в его деятельности существуют моменты, которые должны быть решены с помощью грамотного управления.
3. ОЦЕНКА УРОВНЯ УПРАВЛЕНИЯ АКТИВАМИ ПРЕДПРИЯТИЯ
3.1. Оценка состава и структуры имущества предприятия ОАО «Промис»
Проанализируем и рассчитаем данные, которые отражают полную сущность состава и структуры имущества предприятия ОАО «Промис» за 2007 – 2009гг.
Таблица 3 — Оценка состава и структуры имущества по предприятию ОАО «Промис»
Показатели
2007г.
2008г.
2009г.
Абсолютное отклонение 2009г. от 2007г.
Темп роста 2009г. к 2007г.%
Стоимость имущества, тыс. руб.
133235
137188
165421
32186
124,1
Внеоборотные активы, тыс. руб.
87285
80459
85398
-1887
97,8
в % к имуществу
65,5
58,6
51,6
-13,9
78,7
Оборотные активы, тыс. руб.
45950
56729
80022
34072
174,1
% к имуществу
34,5
41,3
48,4
13,9
140,3
Запасы и НДС, тыс. руб.
22412
28072
43673
21261
194,9
в% к оборотным активам
48,8
49,5
54,6
5,8
111,9
Дебиторская задолженность, тыс. руб.
21466
26502
35195
13729
163,9
в % к оборотным активам
46,7
46,7
43,9
-3
94,0
Денежные средства и краткосрочные финансовые вложения, тыс. руб.
2072
2155
1154
-918
55,7
в % к оборотным активам
4,5
3,8
1,4
-3,1
31,1
Представленные в таблице 3 данные за 2007 – 2009 гг. показывают, что стоимость имущества ОАО «Промис» увеличилась на 32186 тыс. руб. или на 24,1%.
Наибольшая доля в стоимости имущества приходится на оборотные активы (74,1%). На внеоборотные активы в стоимости имущества приходится 2,2%.
Наибольшая доля оборотных активов приходится на дебиторскую задолженность, на которую приходится 63,9% от всех оборотных активов.
На запасы в оборотных активах приходится 94,9%.
Доля денежных средств в оборотных активах снизилась на 44,3%.
Таким образом, увеличение оборотных активов приходится за счет дебиторской задолженности, что является отрицательной тенденцией, а также за счет запасов.
В целом можно сделать вывод, что состав и структура имущества ОАО «Промис» сформирована нерационально. Так как нет имущественных потребностей для обеспечения нормального течения технологического процесса, а так же состава имущества по обеспечению необходимых условий для наиболее эффективной хозяйственной деятельности.
3.2. Анализ источников формирования активов ОАО «Промис»
На настоящее время разработано множество различных методик оценки формирования активов как отечественными, так и зарубежными авторами.
В финансовом анализе широко используется метод построения вертикального и горизонтального баланса на основе данных бухгалтерского баланса (Форма № 1). В данной курсовой работе анализ источников формирования активов мы будем проводить на основании построения вертикального баланса за 2007-2009 отчетные годы.
Вертикальный анализ сглаживает влияние инфляционных процессов, которые могут искажать абсолютные показатели отчетности, и позволяет проводить сравнение с другими предприятиями, чьи отчетные данные существенно отличаются от показателей анализируемого предприятия.
Для построения вертикального баланса следует итог пассива баланса на начало, и на конец отчетного периода принять за базовые (за 100%) и рассчитать процентную долю каждой балансовой статьи к общему итогу.
Проведем вертикальный анализ пассива баланса за 2007-2009 г.г .
Таблица — 4 Вертикальный анализ пассива баланса ОАО «Промис» за 2007 г.
Наименование статей пассива баланса
Код строки
На начало отчетного периода
В % к итогу
На конец отчетного периода
В % к итогу
Изменение за год в тыс. руб
Изменение за год в % к началу
Уставный капитал
410
11000
10,7
11000
8,2
0
0
Резервный капитал
430
1500
1,5
1650
1,2
150
10
Нераспределенная прибыль прошлых лет
470
40938
40,1
46022
34,5
5084
12,4
Итого по капиталам и резервам
490
53439
52,3
58673
44,0
5234
9,8
Займы и кредиты (краткосрочные)
610
24092
23,6
27000
20,3
2908
12,1
Кредиторская задолженность
620
20026
19,6
17197
12,9
-2829
-14,1
Итого по краткосрочным обязательствам
690
44182
43,3
44396
33,2
214
0,5
Баланс (валюта баланса)
700
102115
100%
133235
100%
31120
30,5
Таблица — 5 Вертикальный анализ пассива баланса ОАО «Промис» за 2008 г.
Наименование статей пассива баланса
Код строки
На начало отчетного периода
В % к итогу
На конец отчетного периода
В % к итогу
Изменение за год в тыс. руб
Изменение за год в % к началу
Уставный капитал
410
11000
8,2
11000
8,0
0
0
Резервный капитал
430
1650
1,238
1650
1,202
0
0
Нераспределенная прибыль прошлых лет
470
46022
34,5
38201
27,8
-7821
-16,9
Итого по капиталам и резервам
490
58674
44,0
50853
37,1
-7821
-13,3
Займы и кредиты (краткосрочные)
610
27000
20,3
—
—
Кредиторская задолженность
620
17197
12,9
22578
16,4
5381
31,3
Итого по краткосрочным обязательствам
690
44396
33,3
22624
16,5
-21772
49,0
Баланс (валюта баланса)
700
133236
100%
137188
100%
3952
2,9
Таблица — 6 Вертикальный анализ пассива баланса ОАО «Промис» за 2009 г.
Наименование статей пассива баланса
Код строки
На начало отчетного периода
В % к итогу
На конец отчетного периода
В % к итогу
Изменение за год в тыс. руб
Изменение за год в % к началу
Уставный капитал
410
11000
8,0
11000
6,6
0
0
Резервный капитал
430
1650
1,2
1650
1,0
—
—
Нераспределенная прибыль прошлых лет
470
38082
27,8
42099
25,4
4017
10,5
Итого по капиталам и резервам
490
50734
37,1
54750
33,1
4016
7,9
Займы и кредиты (краткосрочные)
610
—
—
—
—
—
—
Кредиторская задолженность
620
22578
16,5
36176
21,9
13598
60,2
Итого по краткосрочным обязательствам
690
22624
16,5
36222
21,9
13598
60,1
Баланс (валюта баланса)
700
136862
100%
165421
100%
28559
20,9
Анализируя таблицы 4, 5 и 6 можно сделать вывод, что за 2007-2009 отчетный г.г. стоимость имущества предприятия имеет тенденцию роста, она увеличилась с 2,9% -20,9% или с 3952 тыс. руб. до 28559 тыс. руб.
Кредиторская задолженность на конец 2007 года имеет тенденцию снижения и составила17197 тыс. руб, на конец 2008 г. кредиторская задолженность увеличилась и составила 22578 тыс. руб., в 2009 г. уровень кредиторской задолженности увеличился на 39,9%. Срок погашения кредиторской задолженности увеличился по причине регламентированных поставок материалов поставщиками и оплаты поставленных материалов согласно условиям договоров. Резервный капитал увеличился лишь в 2007 г. на 10%, в 2008-2009 г.г. его уровень остался без изменений.
3.3. Анализ показателей эффективности использования активов
Для оценки эффективности использования активов воспользуемся коэффициентами рассмотренными в Главе 1 «Показатели эффективности использования активов».
Высокое значение этого показателя считается признаком финансового благополучия, так как хорошая оборачиваемость обеспечивает увеличение объема продаж и способствует получению более высоких доходов. Однако, в 2007 г. мы можем наблюдать, значения данного коэффициента немного превышает среднеотраслевые нормы (от 4 до 8), это может означать наличие риска, связанного с нехваткой запасов, следствием которого будет снижение объема продаж. В целом, за 2007-2009 г.г. оборачиваемость материальных запасов в ОАО «Промис» находится на в пределах нормы, что может говорить о финансовом благополучии предприятия.
Коэффициент эффективности использования текущих активов — отношение объема продаж к оборотному капиталу (текущим активам, в процентах):
Э ТА = Объем продаж / Текущие активы
2007 г.: 184191 / 45950 = 4,0
2008 г.: 211188 / 56729 = 3,7
2009 г.: 271367 / 80022 = 3,4
Данный коэффициент показывает, сколько денежных единиц продукции реализовано на 1 ден. ед. текущих активов.
Коэффициент эффективности использования чистого оборотного капитала — отношение объема продаж к чистому оборотному капиталу (текущие активы минус текущие обязательства, в процентах):
Данный коэффициент показывает, сколько денежных единиц продукции реализовано на 1 ден. ед. чистого оборотного капитала. Чистый оборотный капитал необходим для поддержания финансовой устойчивости предприятия, поскольку превышение оборотных средств над краткосрочными обязательствами означает, что предприятие не только может погасить свои краткосрочные обязательства, но и имеет резервы для расширения деятельности. Оптимальная сумма чистого оборотного капитала зависит от особенностей деятельности предприятия, в частности от его масштабов, объемов реализации, скорости оборачиваемости материальных запасов и дебиторской задолженности. Недостаток оборотного капитала свидетельствует о неспособности предприятия своевременно погасить краткосрочные обязательства. Значительное превышение чистого оборотного капитала над оптимальной потребностью свидетельствует о нерациональном использовании ресурсов предприятия. Рекомендуемые значения: не менее половины об общей суммы оборотных активов [17].
Коэффициент эффективности использования основных средств:
Э ОП = Объем продаж / Стоимость недвижимого имущества
2007 г.: 184191 / 87285 = 211%
2008 г.: 211188 / 80459 = 262%
2009 г.: 271367 / 85398 = 317,8 %
Величина данного коэффициента может составлять от 100 до 700% и зависит от капиталоемкости производства.
Коэффициент эффективности использования общих активов:
Эоа = Объем продаж / Общие активы
2007 г.: 184191 / 133235 = 138,2%
2008 г.: 211188 / 137188 =153,9%
2009 г.: 271367 / 165421 =164%
Таким образом, можно сделать вывод, что коэффициент использования общих активов и основных средств находится в пределах нормы, следовательно можно сказать, что на предприятии «Промис» эффективно используется производственное оборудование и другие виды активов.