Оценка возможностей предприятия и выбор вариантов его развития

<

111013 1700 1 Оценка возможностей предприятия и выбор вариантов  его развития Изучение поставщиков, посредников, конкурентов и окружающих условий позволяет определить, что фирма может сделать для достижения своих целей. Анализ производства, финансов, оборудования, кадров и других ресурсов позволяет выявить, какими возможностями она для этого располагает, какие ресурсы имеются в наличии, а какие необходимы, какие можно приобрести и за какую цену; сможет ли производство обеспечить надлежащее количество товара.

Изучение возможностей предприятия направлено на раскрытие его потенциала, сильных и слабых сторон деятельности. Анализ сильных и слабых сторон предприятия предполагает определение области деятельности и функций, в которых предприятие достигло успеха, и тех рыночных показателей, которые должны быть объектом пристального изучения и резервом роста предприятия. По существу изучение возможностей предприятия сводится к сравнительному анализу его потенциала для существующих и перспективных рыночных потребностей.

 

В оценке потенциала предприятия особое место отводится экономическому анализу — одному из кабинетных видов исследований. Как правило, анализ проводится по материалам отчетности самого предприятия, но могут (а нередко должны) привлекаться и дополнительные источники информации: статистическая выборка, бизнес-справка, отчеты научных организаций, профессиональные, коммерческие, правительственные публикации и сообщения.

Анализ потенциала предприятия целесообразно проводить по следующим разделам:

I. Производство;

объем, структура, темпы производства;

ассортиментная номенклатура предприятия, степень обновляемости, широта и глубина ассортимента;

обеспеченность сырьем и материалами. Уровень запасов, скорость их использования;

наличный парк оборудования и степень его использования. Резервные мощности. Технологическая новизна;

местонахождение производства и наличие инфраструктуры;

экология производства;

II. Распределение и сбыт продукции;

транспортировка продукции. Транспортные возможности и оценка расходов;

хранение товарных запасов, уровень запасов, их размещение и скорость обращения. Наличие складских помещений и хранилищ, их емкость;

возможность доработки, расфасовки и упаковки товаров;

Продажа: по отдельным товарам, сбытовым территориям, стоимости, типам покупателей, посредников и каналов сбыта.

III. Организационная структура и менеджмент

организация и система управления;

количественный и профессиональный состав работников;

стоимость рабочей силы, текучесть кадров, производительность труда;

уровень менеджмента;

фирменная культура.

IV. Маркетинг

исследования рынка, товара, каналов сбыта;

стимулирование сбыта и рекламы, ценообразование.

нововведения;

 

коммуникационные связи и информация;

маркетинговый бюджет и его использование;

маркетинговые планы и программы;

V. Финансы

финансовая устойчивость и платежеспособность;

прибыльность и рентабельность (по товарам, регионам, каналам сбыта и посредникам);

собственные и заемные средства. Соотношение.

Внутрифирменная информация представляется более достоверной, полезной, легко получаемой и поддающейся систематизации. Однако для определения потенциала предприятия ее может оказаться недостаточно. В этом случае подбор внешней информации следует проводить по сопоставимым показателям, используя различные известные примеры и методы.

Укрупненный анализ возможностей предприятия может дополняться по конкретным направлениям, представляющим наибольший интерес для предприятия:

по продукции — какие изделия дают наибольший и наименьший оборот; продажа каких изделий приносит наибольший и наименьший доход;

по рынкам — какие рынки являются наиболее и какие наименее приоритетными для продукции фирмы с точки зрения оборота и дохода;

по отраслям — в каких отраслях реализуется продукция фирмы; какие доли рынков принадлежат фирме в этих отраслях;

по потребителям — кто является постоянным потребителем продукции фирмы; что привлекает их в продукции фирмы; что нужно сделать для привлечения новых потребителей.

Изучение возможностей предприятия — не самоцель. Анализ и оценка предприятия призваны раскрыть сильные и слабые стороны предприятия.

Примерный перечень показателей для оценки сильных и слабых сторон предприятия:

степень известности (имидж), фирменный стиль;

отзывы, рекомендации, процент рекламаций;

новизна и обновляемость продукции;

производственный потенциал и гибкость производства;

технологическое оборудование;

длительность изготовления и уровень качества;

конструкторский потенциал, уровень, и объем НИОКР;

 

использование ноу-хау, приоритет в патентовании;

методы и организация сбыта, квалификация партнеров по сбыту,

сервисные услуги и обеспечение запасными частями;

уровень и объем доходности (оборота);

программа производства и сбыта;

покупательский потенциал;

персонал, система руководства; уровень расходов и производительность;

финансовый потенциал;

местонахождение.

Основные факторы повышения эффективности производства. Это техника, технология, организация производства.

Техника (машины, механизмы, автоматизированные системы управления производством и т.п.) позволяет механизировать и автоматизировать производство. Принято различать частичную и комплексную механизацию и автоматизацию.

Наиболее эффективные станки-автоматы, гибкие производственные системы в отдельных случаях повышают производительность труда в 5 — 10 и даже в 20 раз. В результате этого уменьшаются издержки производства, повышается рентабельность производства и качество продукции.

Технология как наука о способах и методах переработки сырья возникла в связи с развитием крупной машинной промышленности. К настоящему времени технология промышленного производства выросла в самостоятельную отрасль знаний, накопила обширный теоретический и практический материал.

Из описательной она превратилась в точную науку, основанную на отечественных и зарубежных открытиях и изобретениях, передовом опыте. Технология воздействует на совершенствование производственных процессов, организацию производства, сокращение тяжелого и рутинного труда.

В результате такой тесной связи с производством технология стала радикально влиять на снижение затрат живого и овеществленного труда.

Технологическим процессом называется последовательное изменение формы, размеров, свойств материала или полуфабрикатов в целях получения изделия в соответствии с заданными техническими требованиями. Технологическая дисциплина тесно связана с такими экономическими дисциплинами, как экономика предприятия и предпринимательства, менеджмент, экономика и управление научно-техническим прогрессом и др.

Связь технологии с экономикой проявляется, например, через отношения в процессе производства. Отношения, охватывающие взаимодействия всех различных компонентов производительных сил, т.е. компонентов процесса труда, называются технологическими. Они складываются в систему взаимодействия «человек—наука— техника—производство—экономика». Наука и техника служат средствами увеличения производственных возможностей.

С экономической точки зрения только те технологические процессы являются оптимальными, которые способствуют наиболее полному удовлетворению материальных и духовных потребностей человека.

Уровень технологии любого производства оказывает решающее влияние на экономические показатели (прибыль, рентабельность продукции, издержки производства и др.). Поэтому экономисту необходимы знания современных технологических процессов, а инженеру — знания в области экономики.

Организация производства — это совокупность методов, обеспечивающих наиболее целесообразное соединение и использование во времени и пространстве средств труда, предметов труда и самого труда в целях эффективного ведения производственных процессов и в целом предпринимательской деятельности.

Характер и структура производства зависят от особенностей выпускаемой продукции, типа производства, применяемых орудий труда, предметов труда и технологических процессов. Правильно организованное производство строится на следующих основных принципах: специализации, пропорциональности, параллельности, непрерывности, прямоточности и ритмичности.

Специализация производства — это сосредоточение выпуска конструктивной и технологически подобной продукции массового спроса. Конструктивное и технологическое подобие создается с помощью широкой унификации, В самом общем виде унификация — это сведение многообразия к рациональному единообразию с некоторым конструктивным улучшением объекта унификации.

Пропорциональность — это сочетание производственных мощностей всех подразделений производства. Она позволяет выпускать продукцию в нужных количествах, номенклатуре, ассортименте и комплексности в установленные сроки.

Параллельность — одновременное выполнение операций и стадий производственного процесса. Этот принцип позволяет создать широкий фронт работ по изготовлению конечного продукта.

Непрерывность — организация производства, при которой одна операция следует за другой без перерывов во времени внутри смены, между сменами, внутри операции и между операциями.

Прямоточностъ — рациональная организация перемещения продукции в процессе производства; обеспечивает кратчайший путь движения изделия от одного этапа (стадии, операции) изготовления к последующему.

 

Ритмичность — выпуск продукции в равные промежутки времени одинакового или возрастающего количества повторяющихся изделий.

Производственный процесс, построенный на основе соблюдения названных выше принципов, считается рациональным.

Совершенствование производства должно осуществляться в направлении его специальности (строгого закрепления все более ограниченного объема разнообразных работ, выполняемых на каждом участке производства), дальнейшей концентрации (доведение» производства до оптимальных масштабов), комплексной механизации и автоматизации производственных процессов и управления ими.

К современным методам организации производства относится поточное производство продукции массового спроса. Высшей формой организации поточных методов являются автоматические поточные линии. Они бывают в основном двух систем: из специальных станко-автоматов прерывного действия и роторные — непрерывного действия. В качестве специальных могут применяться станки с программным управлением, для выполнения вспомогательных операций — робототехнические устройства.

Экономическая эффективность производства в самом общем виде означает результативность, т.е. соотношение между результатами, достигнутыми в процессе производства, и затратами живого и овеществленного труда. Важнейшим требованием является обеспечение максимума эффекта при минимуме затрат.

Сложный характер экономики, ее многофакторность и многообразие связей обусловливают необходимость использования при измерении экономического эффекта системы показателей. Для выражения экономического эффекта могут применяться такие показатели, как товарная и реализованная продукция, прибыль, себестоимость продукции, уровень трудовых и материальных затрат на единицу продукции и др.

Прибыль предприятия — комплексный показатель, характеризующий результат производственно-хозяйственной деятельности. Величина прибыли зависит главным образом от изменения производительности! труда, материалоемкости, качества продукции, эффективности использования основных фондов. На величину прибыли влияют и факторы, не зависящие от работы предприятия. В качестве примера можно назвать изменение тарифов на электроэнергию, природный газ и т.д.

Качество продукции — это совокупность свойств, обусловливающих способность продукции удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением. Показатель качества продукции — это количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, составляющих ее качество, рассматриваемая применительно к Определенным условиям ее создания, эксплуатации или потребления. Номенклатура показателей качества зависит от назначения продукции. В машиностроении, например, для оценки качества продукции применяется система, состоящая из единичных, комплексных и интегральных показателей.

Единичные показатели характеризуют одно из свойств продукции и наиболее широко применяются. Наиболее часто используются для оценки качества технических изделии следующие показатели:

технического эффекта — характеризуют способность изделия выполнять свои функции в заданных условиях использования по назначению. Единичные показатели технического эффекта:

производительность компрессора, гидропомпы, насоса, станка;

грузоподъемность лифта, башенного крана и т.п.

назначения — характеризуют степень соответствия машины ее целевому назначению и область применения. Они подразделяются на классификационные (грузоподъемность, скороходность, мощность); конструктивные (удобство управления, размещения, обзора); эксплуатационные (простота и доступность обслуживания, эффективность работы, которую можно выполнять с помощью данного технического устройства);

технологичности — характеризуют свойства изделия, определяющие приспособленность его конструкции к достижению наименьших затрат всех видов ресурсов при производстве, эксплуатации и ремонте. К единичным показателям технологичности относят: коэффициент применяемости материалов, коэффициент унификации, трудоемкость.

надежности — свойство изделия выполнять заданные ему функции, с охраняя свои эксплуатационные показатели в допустимых пределах в течение требуемого времени шля требуемой наработки. Основными количественными показателями надежности являются наработка на отказ, вероятность безотказной работы, коэффициент готовности и др.;

долговечности — свойство изделия сохранять работоспособность до предельного состояния с необходимыми перерывами для технического обслуживания и ремонтов. Количественными показателями долговечности являются ресурс и срок службы;

ремонтопригодности — свойство изделия, заключающееся в его приспособленности к предупреждению, обнаружению и устранению отказов и неисправностей путем проведения технического обслуживания и ремонтов;

сохраняемости — свойство изделия сохранять обусловленные показатели и после срока хранения и транспортирования, установленного в технической документации. Единичные показатели: средний срок сохранности, назначенный срок хранения;

безотказности — свойство изделия сохранять работоспособность в течение некоторой наработки без вынужденных перерывов;

безопасности — характеризуют свойства изделия, гарантирующие безопасность человека и других объектов на всех режимах эксплуатации изделия, при обслуживании, транспортировании и хранении;

эстетическая характеристика является результатом художественно-конструкторской отработки изделия, направленной на создание его рациональных, лаконичных и пропорциональных архитектурных форм, а также на его надлежащее внешнее, в частности цветовое, оформление;

эргономическая характеристика машины позволяет судить о рациональности ее конструкции с точки зрения требований психологии, физиологии и гигиены труда обслуживающих ее работников. Показателем качества работы для рабочих служит процент бездефектного изготовления продукции и сдачи ее ОТК или заказчику с первого предъявления, для инженерно-технических работников и служащих — коэффициент качества.

Комплексные показатели характеризуют одновременно несколько свойств продукции. Это коэффициент готовности машины, себестоимость (в расчете на один час работы), срок службы техники.

 

 

 

Задание 2. Используя экономическую информацию своего предприятия, проведите факторный анализ рентабельности операционной деятельности

 

Основные экономические показатели предприятия ЗАО «Севкавмонтаж» и их анализ представлен в табл. 1. Анализ каждого слагаемого прибыли предприятия имеет не абстрактный, а вполне конкретный характер, потому что позволяет учредителям и акционерам, администрации выбрать наиболее важные направления активизации деятельности организации.

Анализ финансовых результатов деятельности организации включает:

1. Исследование изменений каждого показателя за текущий анализируемый период (горизонтальный анализ, расчет в колонке 5 таблицы 1);

2. Исследование структуры соответствующих показателей и их изменений (вертикальный анализ, расчет в колонках 6, 7, 8 таблицы 1).

Таблица 1

Анализ прибыли предприятия ЗАО «Севкавмонтаж» за 2002/03 гг., тыс. руб.

Наименование показателя

За отчетный период

2002 г

За аналогичный период прошлого года

2001г

Отклонение (+,-)

Уровень в % к выручке в отчетном периоде

Уровень в % к выручке в базисном периоде

Откло-нение уровня

1

3

4

5=3-4

6

7

8=

6-7

Выручка (нетто) от продажи товаров, работ, услуг (за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей (В)

106969

99017

+7952

100

100


 

В том числе: готовой продукции

106969

99017

+7952

100

100

 

Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг(С)

69744

70203

-459

65,2

70,9

-5,7

В том числе: готовой продукции

69744

70203

-459

65,2

70,9

-5,7

Валовая прибыль

37225

28814

8411

34,8

29,1

5,7

Коммерческие расходы (КР)

5562

594

+4968

5,2

0,6

+4,6

Управленческие расходы (УР)

3102

198

+2904

2,9

0,2

+2,7

Прибыль (убыток) от продаж (стр. 010-020-030-040)(П)

28561

28022

+539

26,7

28,3

-1,6

Проценты полученные (%пол)

1610

4654

-3044

1,5

4,7

-3,2

Проценты к уплате (%упл)

3102

4188

-1086

<

2,9

4,2

-1,3

Доходы от участия в других организациях (ДрД)

4814

1064

+3750

4,6

1,1

+3,5

 

Приложение 1

Наименование показателя

За отчетный период

2002 г

За аналогичный период прошлого года

2001г

Отклонение (+,-)

Уровень в % к выручке в отчетном периоде

Уровень в % к выручке в базисном периоде

Откло-нение уровня

1

3

4

5=3-4

6

7

8=

6-7

Прочие операционные доходы (ПрОД)

749

600

+149

0,7

0,6

+0,1

Прочие операционные расходы (ПрОР)

11344

3584

+7760

10,6

3,6

+7,0

Прочие внереализационные доходы (ВнД)

1604

495

+1109

1,5

0,5

+1,0

Прочие внереализационные расходы (ВнР)

642

1715

-1073

0,6

1,7

-1,1

Прибыль (убыток) до налогообложения (стр.050+060-070+080+090-100+120-130)(П)

22250

25348

-3098

20,8

25,6

-4,8

Налог на прибыль (н/п)

6675

8872

-2197




Прибыль (убыток) от обычной деятельности (ПОД)

15575

16476

-901

14,6

16,6

-2

Чистая прибыль (нераспределенная прибыль (убыток) отчетного периода) (стр.160+170-180) (П4)

15575

16476

-901

14,6

16,6

-2

 

Как видно из данной табл. 2, выручка на исследуемом предприятии возросла с 99017 тыс. руб в 2001 г. до 106969 тыс руб в 2002 г, что составило прирост +7952 тыс руб. но при этом наблюдается уменьшение чистой прибыли на 901 тыс рублей.

Чистая прибыль (нераспределенная прибыль) отчетного периода на предприятии увеличилась с 15575 тыс. руб. до 16476 тыс. руб.

Финансовый результат деятельности предприятия выражается в изменении величины его собственного капитала за отчетный период. Способность предприятия обеспечить неуклонный рост собственного капитала может быть оценена системой показателей финансовых результатов. Обобщенно наиболее важные показатели финансовых результатов деятельности предприятия представлены в форме № 2 годовой и квартальной бухгалтерской отчетности.

Показатели финансовых результатов (прибыли) характеризуют абсолютную эффективность хозяйствования предприятия по всем направлениям его деятельности: производственной, сбытовой, снабженческой, финансовой и инвестиционной. Они составляют основу экономическою развития предприятия и укрепления его финансовых отношений со всеми участниками коммерческого дела.

Таблица 2

Показатели, характеризующие рентабельность предприятия


п/п 

Наименование показателя

Способ расчета

Пояснения

1 

Рентабельность продаж

111013 1700 2 Оценка возможностей предприятия и выбор вариантов  его развития

111013 1700 3 Оценка возможностей предприятия и выбор вариантов  его развития

Показывает, сколько прибыли приходится на единицу реализованной продукции

2 

Бухгалтерская рентабельность от обычной деятельности

111013 1700 4 Оценка возможностей предприятия и выбор вариантов  его развития

111013 1700 5 Оценка возможностей предприятия и выбор вариантов  его развития

Показывает уровень прибыли после выплаты налога

3 

Чистая рентабельность

111013 1700 6 Оценка возможностей предприятия и выбор вариантов  его развития

111013 1700 7 Оценка возможностей предприятия и выбор вариантов  его развития

Показывает, сколько чистой прибыли приходится ан единицу выручки

4 

Экономическая рентабельность

111013 1700 8 Оценка возможностей предприятия и выбор вариантов  его развития

111013 1700 9 Оценка возможностей предприятия и выбор вариантов  его развития

Показывает эффективность использования всего имущества организации

5 

Рентабельность собственного капитала

111013 1700 10 Оценка возможностей предприятия и выбор вариантов  его развития

111013 1700 11 Оценка возможностей предприятия и выбор вариантов  его развития

Показывает эффективность использования собственного капитала. Динамика R6 оказывает влияние на уровень котировки акций

Частные показатели

6

Валовая рентабельность

111013 1700 12 Оценка возможностей предприятия и выбор вариантов  его развития

111013 1700 13 Оценка возможностей предприятия и выбор вариантов  его развития

Показывает, сколько валовой прибыли приходится на единицу выручки

7

Затратоотдача

111013 1700 14 Оценка возможностей предприятия и выбор вариантов  его развития

111013 1700 15 Оценка возможностей предприятия и выбор вариантов  его развития

Показывает, сколько прибыли от продажи приходится на 1 тыс. руб. затрат

8

Рентабельность перманентного капитала

111013 1700 16 Оценка возможностей предприятия и выбор вариантов  его развития

111013 1700 17 Оценка возможностей предприятия и выбор вариантов  его развития

Показывает эффективность использования капитала, вложенного в деятельность организации на длительный срок

 

Продолжение табл. 2


п/п 

Наименование показателя

Способ расчета

Пояснения

9

Коэффициент устойчивости экономического роста

111013 1700 18 Оценка возможностей предприятия и выбор вариантов  его развития

111013 1700 19 Оценка возможностей предприятия и выбор вариантов  его развития

Показывает, какими темпами увеличивается собственный капитал за счет финансово-хозяйственной деятельности

 

Среди финансовых показателей непосредственно характеризующих деятельность предприятия выделяют систему показателей, к которым относят: рентабельность продаж, бухгалтерскую рентабельность от обычной деятельности, чистая рентабельность, экономическая рентабельность, рентабельность собственного капитала, а также частные показатели: валовая рентабельность, затратоотдача, рентабельность перманентного капитала, коэффициент устойчивости экономического роста.

В странах с развитыми рыночными отношениями обычно ежегодно торговой палатой, промышленными ассоциациями или правительством публикуется информация о «нормальных» значениях показателей рентабельности. Следует отметить, что в странах с развитыми рыночными отношениями обычно ежегодно торговой палатой, промышленными ассоциациями или правительством публикуется информация о «нормальных» значениях показателей рентабельности. Сопоставление своих показателей с их допустимыми величинами позволяет сделать вывод о состоянии финансового положения предприятия.

Валовая рентабельность (R6) отражает величину валовой прибыли в каждом рубле реализованной продукции (работ, услуг). В зарубежной практике этот показатель называется маржинальным доходом (коммерческой маржей).

Особый интерес для внешней оценки результативности финансово-хозяйственной деятельности организации представляет анализ не таких традиционных показателей прибыльности как затратоотдача (R6), которая показывает, сколько прибыли от продажи приходится на 1 рубль затрат. Более информативным является анализ рентабельности активов (R4) и рентабельности собственного капитала (R5).

Чтобы оценить результаты деятельности организации в целом и проанализировать ее сильные и слабые стороны, необходимо синтезировать показатели, причем таким образом, чтобы выявить причинно-следственные связи, влияющие на финансовое положение и его компоненты.

Одним из синтетических показателей экономической деятельности организации в целом является экономическая рентабельность (показатель R4 в табл. 4), его еще принято называть рентабельностью активов. Это самый общий показатель, отвечающий на вопрос, сколько прибыли организация получает в расчете на рубль своего имущества. От его уровня, и частности, зависит размер дивидендов на акции в акционерных обществах.

В показателе рентабельности активов (R4) результат теку щей деятельности анализируемого периода (прибыль) сопоставляется с имеющимися у организации основными и оборотными средствами (активами).

С помощью тех же активов организация будет получать прибыль и в последующие периоды деятельности. Прибыль же является, главным образом (почти па 98%), результатом от продажи продукции (работ, услуг). Выручка от продажи — показатель, напрямую связанный со стоимостью активов: он складывается из натурального объема и цен продажи, а натуральный объем производства и продажи определяется стоимостью имущества.

Рентабельность активов может повышаться при неизменной рентабельности продаж и росте объема реализации, опережающем увеличение стоимости активов, т. е. ускорении оборачиваемости активов (ресурсоотдачи). И наоборот, при неизменной ресурсоотдаче рентабельность активов может расти и за счет роста бухгалтерской (до налогообложения) рентабельности.

На основании приведенных формул расчета рассчитаем показатели рентабельности исследуемого предприятия и полученные результат проанализируем по табл. 3.

 

 

Таблица 3

Анализ показателей рентабельности исследуемого предприятия

Наименование показателя

На начало периода

На конец периода

Отклонение

абсолютное

относительное

Рентабельность продаж

0,283

0,267

-0,16

94,3

Бухгалтерская рентабельность от обычной деятельности

0,166

0,146

-0,02

88,0

Чистая рентабельность

0,166

0,146

-0,02

88,0

Экономическая рентабельность

0,052

0,048

-0,004

92,3

Рентабельность собственного капитала

0,082

0,076

-0,06

92,7

Частные показатели

Валовая рентабельность

0,291

0,348

0,057

119,6

Затратоотдача 

0,406

0,364

-0,042

89,7

Рентабельность перманентного капитала

,074

0,077

0,003

104,1

 

Как видим основные показатели рентабельности (рентабельность активов, рентабельность собственного капитала и рентабельность продаж) на исследуемом предприятии имеют тенденцию к снижению, что говорит о необходимости повышения общей прибыльности предприятия путем повышения эффективности работы предприятия, уменьшения затрат.

В то же время наблюдается рост частных показателей – рост валовой рентабельности говорит об увеличении маржинальной прибыли; рентабельность перманентного капитала возросшая с 0,074 до 0,077 показывает об росте эффективности использования капитала, вложенного в деятельность предприятия на длительный срок

Финансовый результат деятельности предприятия выражается в изменении величины его собственного капитала за отчетный период. Способность предприятия обеспечить неуклонный рост собственного капитала может быть оценена системой показателей финансовых результатов. Обобщенно наиболее важные показатели финансовых результатов деятельности предприятия представлены в форме № 2 годовой и квартальной бухгалтерской отчетности.

Показатели финансовых результатов (прибыли) характеризуют абсолютную эффективность хозяйствования предприятия по всем направлениям его деятельности: производственной, сбытовой, снабженческой, финансовой и инвестиционной. Они составляют основу экономического развития предприятия и укрепления его финансовых отношений со всеми участниками коммерческого дела.

Рост прибыли создает финансовую базу для самофинансирования, расширенного воспроизводства, решения проблем социального и материального поощрения персонала. Прибыль является также важнейшим источником формирования доходов бюджета (федерального, республиканского, местного) и погашения долговых обязательств организации перед банками, другими кредиторами и инвесторами. Таким образом, показатели прибыли являются важнейшими в системе оценки результативности и деловых качеств предприятия, степени его надежности и финансового благополучия как партнера.

Проведем факторный анализ рентабельности предприятия. Как известно. рентабельность продаж (RП) – это отношение суммы прибыли от продаж к объему реализованной продукции:

111013 1700 20 Оценка возможностей предприятия и выбор вариантов  его развития

где В – выручка от реализации;

С – себестоимость продукции;

Укр – коммерческие расходы;

Уупр –управленческие расходы;

Из этой факторной модели следует, что на рентабельность продаж влияют те же факторы, которые влияют на прибыль от продажи.

Для определения того, как каждый фактор повлиял на рентабельность продаж осуществим следующие расчеты.

1. Определим влияние изменения выручки от продажи:

111013 1700 21 Оценка возможностей предприятия и выбор вариантов  его развития

где В1 и В0 – отчетная и базисная выручка от реализации;

С1и С0– отчетная и базисная себестоимость продукции;

Укр1 и Укр0– отчетные и базисные коммерческие расходы;

Уупр1 и Уупр
0
– отчетные и базисные управленческие расходы.

Отсюда получаем

 

2. Определим влияние изменения себестоимости продажи:
111013 1700 22 Оценка возможностей предприятия и выбор вариантов  его развития

111013 1700 23 Оценка возможностей предприятия и выбор вариантов  его развития

3. Влияние изменения коммерческих расходов на рентабельность продаж

111013 1700 24 Оценка возможностей предприятия и выбор вариантов  его развития

111013 1700 25 Оценка возможностей предприятия и выбор вариантов  его развития

4. Влияние изменения управленческих расходов на рентабельность продаж:

111013 1700 26 Оценка возможностей предприятия и выбор вариантов  его развития

5. Совокупное влияние факторов составляет

DRП = ±DRB ± DRС ± DRКр ± DRУр = +5,3 + 0,5 – 4,7 – 2,7 = -1,6%

Рентабельность продажи отчетного периода снизилась по сравнению с рентабельность прошедшего года на 1,6%.

Чистая рентабельность организации в отчетном 2002 году рассчитывается как отношение суммы чистой прибыли отчетного периода к выручке от продажи:

111013 1700 27 Оценка возможностей предприятия и выбор вариантов  его развития

Следовательно, на чистую рентабельность оказывают влияние факторы, формирующие чистую прибыль отчетного периода.

На чистую рентабельность отчетного 2002 года оказывают влияние (кроме выше перечисленных) изменения уровня всех показателей факторов

111013 1700 28 Оценка возможностей предприятия и выбор вариантов  его развития

DR= -1,6 -3,2 +1,3 +3,5 + 0,1 –7,0 +1,0 +1,1 +2,7 +3,6 = +1,5%

Таким образом, повышение рентабельности отчетного периода на 1,5% произошло под влиянием, в основном, снижения показателей уровня рентабельности продаж и уровня процентов к получению, а также за счет относительного перерасхода прочих операционных расходов.

Влияние основных факторов, характеризующих предприятие, на изменение рентабельности рассчитываем методом цепной подстановки.

В табл. 4 приведем расчеты влияния факторов на рентабельность продаж и чистую рентабельность организации за каждый квартал анализируемый период.

Таблица 4

Расчет влияния факторов на рентабельность продаж предприятия

Показатели-факторы 

Сумма, тыс. руб.

1. Выручка от продажи 

+5,330 

2. Себестоимость проданной продукции, товаров, работ, услуг 

+0,429 

3. Коммерческие расходы 

-4,644 

4. Управленческие расходы 

-2,715 

5. Рентабельность (убыточность продаж) 

-1,6 

6. Проценты к получению 

-3,195 

7. Проценты к уплате

+1,33 

8. Доходы от участия в других организациях 

+3,426 

9. Прочие операционные доходы 

+0,094 

10. Прочие операционные расходы 

-6,985 

11. Прочие внереализационные доходы 

+1,0 

12. Прочие внереализационные расходы 

+1,132 

13. Налог на прибыль

+2,72 

Чистая рентабельность (убыточность) 

-2,079 

 

Как видим, рентабельность продаж и чистая рентабельность за анализируемый период с начала 2003 г по конец 2003 г.г. снизилась соответственно на -1,6% и -2,079%.

Наибольшее отрицательное влияние на рентабельность предприятия оказали значительные коммерческие и управленческие расходы, проценты к уплате, прочие операционные расходы, а положительный вклад – рост выручки от реализации, доходы от участия в других организациях, оптимизация налога на прибыль.

С учетом полученных результатов, перейдем к разработке мероприятий по улучшению финансового состояния организации, повышению уровня прибыльности и рентабельности.

 


 

<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 1.05MB/0.00156 sec

WordPress: 24.19MB | MySQL:121 | 2,181sec