Организационно-экономическая характеристика ООО «Кубань-издат»

<

091313 0436 1 Организационно экономическая характеристика  ООО «Кубань издат»

2.1 Краткая организационно-правовая характеристика

 

Издательство «Кубань-издат» создано в апреле 1998 года. Основное направление деятельности издательства – издание книг, энциклопедической, краеведческой, образовательной и культурной тематики.

Полное фирменное наименование Общества – Общество с ограниченной ответственностью «Кубань-издат».

Адрес издательства 350080 г Краснодар, ул. Уральская, 98/2.

Общество создано как юридическое лицо с момента его государственной регистрации, имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе, может от своего имени осуществлять имущественные и личные неимущественные права, обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. В своей деятельности Общество руководствуется Федеральным Законом «Об обществах с ограниченной ответственностью», действующим законодательством Российской Федерации, Уставом предприятия.

Общество имеет круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке и указание на место нахождения, штампы и бланки со своим собственным наименованием, собственную эмблему, а также зарегистрированный в установленном порядке товарный знак «Кубань-издат» и другие средства индивидуализации.

Общество имеет открытые в установленном порядке банковские счета на территории Российской Федерации.

Целью деятельности является извлечение прибыли путем удовлетворения спроса потребителей на качественную печатную продукцию

Основной вид деятельности Общества – издательская деятельность. Оно также вправе заниматься любыми иными видами деятельности, не запрещенными действующим законодательством РФ.

Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется федеральным законом, Общество может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).

Высшим органом управления ООО «Кубань-издат» является Собрание участников, которое состоит  из его участников.  

Текущей   деятельностью   ООО «Кубань-издат»  руководит  Директор.   Он   возглавляет   дирекцию   предприятия,   члены    которой   назначаются   и   освобождаются от  должности  Директором.  От  имени  общества он заключает с ними трудовые договоры (контракты). Директор решает  все вопросы деятельности  ООО «Кубань-издат», кроме тех,  которые входят в исключительную  компетенцию собрания участников.

Организационная схема управления приведена на рисунке 5.

Директор издательства: руководит  в  соответствии  с   действующим   законодательством производственно-хозяйственной и финансово-экономической   деятельностью издательства; организует  редактирование  и  выпуск литературы,  осуществляет контроль за научным и литературным содержанием  изданий  и  качеством  их художественного и технического оформления; – осуществляет иные  полномочия,  связанные  с  реализацией  его должностных прав и обязанностей.

Заведующий редакционно-издательским отделом: руководит  редакционно-издательской  и  производственной деятельностью отдела; организует редактирование и выпуск литературы (информационных и нормативных материалов),  осуществляет контроль за научным и литературным содержанием изданий  и  качеством  их  художественного   и   технического оформления; ходатайствует  перед  руководством предприятия о поощрении или наложении взысканий на подчиненных работников,  содействует повышению  их квалификации.

Главный редактор: организует редактирование научной и методической литературы, а также информационных и нормативных материалов.

Научный редактор редакционно-издательского отдела: осуществляет  научное  редактирование наиболее сложных работ определенного тематического  направления с целью обеспечения высокого научного и литературного уровня изданий; участвует в составлении проектов тематических планов издания научной и методической литературы.

 

091313 0436 2 Организационно экономическая характеристика  ООО «Кубань издат»

Технический редактор редакционно-издательского отдела: осуществляет   техническое   редактирование   изданий  в  целях обеспечения их высококачественного полиграфического исполнения; принимает  участие  в  разработке  проектов  художественного  и технического оформления изданий; определяет техническую пригодность оригинала к набору; производит разметку оригинала  издания, указывает технику набора, порядок расположения иллюстраций и элементов оформления изданий; подготавливает макеты художественного и технического оформления сложных изданий, сложных по построению полос   (таблиц, рисунков, орнаментов).

Выпускающий редакционно-издательского отдела: осуществляет контроль  за своевременностью выполнения принятых полиграфическими предприятиями заказов редакционно-издательского отдела; оформляет заказы и   передает  в установленные сроки полиграфическим предприятиям подготовленные к  набору рукописи, иллюстрации.

Редактор редакционно-издательского отдела: осуществляет редактирование выпускаемой редакционно-издательским отделом   научной  и  методической  литературы, информационных и нормативных материалов с целью  обеспечения  высокого научного и литературного уровня изданий.


					Художественный редактор редакционно-издательского отдела: осуществляет  художественное  редактирование  и иллюстрирование изданий с  целью обеспечения  их  высококачественного   полиграфического исполнения;  принимает  участие  в  разработке  проектов  художественного  и технического оформления изданий.

Младший редактор редакционно-издательского отдела: под руководством редактора осуществляет техническую  подготовку рукописей к  сдаче  в  набор; проверяет цитаты и цифровые данные по первоисточникам,  полноту библиографического описания и наличия в тексте ссылок на  первоисточники, транскрипцию  имен,  терминов, наименований, правильность  написания  и унификацию символов, единиц  измерения,  соблюдение единообразия обозначений в иллюстрациях, тексте.

Художник-фотограф редакционно-издательского отдела: выполняет  наиболее сложные, средней сложности художественные фотоработы произведений и объектов высокой художественной и  исторической ценности.

Художник компьютерной графики: осуществляет художественное оформление  телевизионных  программ на основе использования средств компьютерной графики, разрабатывает различные по сложности заставки  к  телевизионным передачам, воплощая творческий замысел режиссера  и художника-постановщика, определяет  совместно   с   ними   их   стиль   и композицию;  выполняет    работы   по   созданию   оперативных   графических материалов при подготовке информационных выпусков.

 

2.2 Экономическая характеристика предприятия

 

Для рассмотрения основных показателей финансово-хозяйственной деятельности анализируемого предприятия используем баланс (Приложение А). Как известно, основными источниками информации для анализа финансового состояния предприятия служат отчетный бухгалтерский баланс (форма № 1) (Приложение А), отчеты о прибылях и убытках (форма № 2) (Приложение Б) и другие формы статистической отчетности. Приведем основные показатели финансово-хозяйственной деятельности в таблице 2.

 

Таблица 2 – Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности ООО «Кубань-издат»

Показатель

2007 г.

2008 г.

 

2009 г.

Отклонение, (±)

Темпы роста, %

2008 г. –

2007

2009 г. –

2008 г.

2008 г. –

2007

2009 г. –

2008 г.

1. Выручка от реализации, тыс. р.

42959

51142

62343

8183

11201

119,05

121,90

2. Себестоимость реализованной продукции, тыс. р.

20694

25425

33992

4731

8567

122,86

133,70

3. Коммерческие расходы тыс. р.

1443

1826

2236

383

410

126,54

122,45

4. Управленческие расходы, тыс. р.

6301

8380

10683

2079

2303

132,99

127,48

5. Прибыль от реализации, тыс. р.

14521

15511

15432

990

-79

106,82

99,49

 

Продолжение таблицы 2

 

Показатель

2007 г.

2008 г.

 

2009 г.

Отклонение, (±)

Темпы роста, %

2008 г. –

2007

2009 г. –

2008 г.

2008 г. –

2007

2009 г.


2008 г.

6. Прибыль до налогообложения, тыс. р.

14199

15106

14684

907

-422

106,39

97,21

7. Среднегодовая стоимость основных средств, тыс. р.

1255

1426,5

1773,5

171,5

347

113,67

124,33

8. Среднегодовая стоимость оборотных средств, тыс. р.

21347,5

24524,5

28579

3177

4054,5

114,88

116,53

9. Среднесписочная численность персонала, чел.

75

79

80

4

1

105,33

101,27

10. Фонд оплаты труда, тыс. р.

5410

6762

10692,7

1352

3930,7

124,99

158,13

11. Затраты на 1 р. реализованной продукции, к.

48,17

49,71

54,52

1,54

4,81

103,20

109,67

12. Рентабельность производства, %

70,17

61,01

45,40

-9,16

-15,61

13. Рентабельность продаж, %

33,80

30,33

24,75

-3,47

-5,58

14. Фондоотдача, р.

34,23

35,85

35,15

1,62

-0,70

104,74

98,05

15. Коэффициент оборачиваемости оборотных средств, раз

2,01

2,09

2,18

0,07

0,10

103,63

104,61

16. Период оборачиваемости оборотных средств, дней

181,38

175,03

167,32

-6,35

-7,71

96,50

95,60

17. Производительность труда, тыс. р./чел.

572,79

647,37

779,29

74,58

131,92

113,02

120,38

18. Среднемесячная заработная плата, тыс. р.

6,01

7,13

11,14

1,12

4,01

118,66

156,15

 

Как видим из данной таблицы, выручка на предприятии выросла с 42959 тыс. р.в 2007 г до 62343 тыс. р. в 2009 г Темп роста в 2008 г составил 119,05%, а в 2009 г темп роста составил 121,9%. Коммерческие и управленческие расходы имеют тенденцию к росту. Если в 2007 г первые составляли 1443 тыс. р., то в следующем году они выросли на 126,54% , а в 2009 г достигли 2236 тыс. р. Управленческие расходы выросли в 2008 г на 2079 тыс. р. (132,99%), в 2009 г – на 2303 тыс. р. (127,48%) и равны 10683 тыс. р. Прибыль от реализации составила 14521 тыс. р. в 2007 г, она увеличилась на 171,5 тыс. р. в 2008 г (темп роста 106,82%), в 2009 г прибыль снизилась – на -79 тыс. р., составив 15432 тыс. р.

Среднегодовая стоимость основных средств в 2007 г была 1255 тыс. р., в 2008 г – 1426,5 тыс. р., в 2009 г – 1773,5 тыс. р. Таким образом, динамика среднегодовой стоимости основных средств на всем исследуемом временном промежутке положительна. Среднегодовая стоимость оборотных средств также имеет положительную тенденцию: рост с 21347,5 тыс. р. в 2007 г до 28579 тыс. р. Прирост равен в 2008 г – 3177 тыс. р. ( 114,88%), в 2009 г – 4054,5 тыс. р. (116,53%). Среднесписочная численность персонала составляла 75 чел. в 2007 г, 79 чел. в следующем году и 80 чел в отчетном 2009 г Фонд оплаты труда увеличился с 5410 тыс. р. в 2007 г до 6762 тыс. р. в 2008 г (абсолютный прирост составил 1352 тыс. р. (124,99%), и до 10692,7 тыс. р. в 2009 г (прирост 3930,7 тыс. р. и 158,13%). Затраты на рубль реализованной продукции имеют тенденцию к росту: в 2007 г были равны 48,17 коп., в 2008 г – 49,71 коп. и в 2009 г – 54,52 коп. Рентабельность производства на всем исследуемом трехлетним периоде имеет довольно высокое значение: в 2007 г – 70,17%, в 2008 г – 61,01%, в 20091 г– 45,4%.

Отметим, что наблюдается снижение рентабельность производства в 2008 г на 9,16%, в 2009 г на 15,61%. Это свидетельствует об снижении эффективности производства исследуемого предприятия ООО «Кубань-издат». Рентабельность продаж также имеет тенденцию снижения с 34,23% в 2007 г до 24,75% в 2009 г Фондоотдача сохраняется примерно на одном и том же уровне: 34,23 р. в 2007 г, 35,85 р. в 2008 г и 35,15 р. в 2009 г. Это положительный факт и говорит об довольно высокой эффективности использования основных средств предприятия. Коэффициент оборачиваемости оборотных средств равен в 2007 г равен 2,01 раз, в 2008 г – 2,09 оборотов, в 2009 г он равен 2,18 оборотов. Период оборачиваемости снизился с 181,38 дня в 2007 г до 167,32 оборота в 2009 г

Данные показатели позволяют сделать вывод о довольно высокой оборачиваемости оборотных средств для исследуемого производственного предприятия. Несомненного положительным фактом является и рост производительности труда с 572,79 тыс. р. /чел. в 2007 г до 647,37 тыс. р. в 2008 г (прирост составил 74,58 тыс. р./чел. или 113,02%)0 до 779,29% в 2009 г (рост 131,92 тыс. р. или 120,38%). Рост среднемесячной заработной платы почти в два раза за весь исследуемый трехгодичный период с 6,01 в 2007 г до 11,14 тыс. р. в 2009 г говорит о наличии у руководства предприятия материально заинтересовать работников предприятия к конечном положительном результате, но сопоставив темп роста производительности труда и среднемесячной зарплаты (в 2008 г соответственно 113,02% и 118,66%, в 2009 г еще больше 120,38% и 156,15%), можно сделать вывод, что темп роста заработной платы не сопоставимо превышает производительность труда и у работников есть возможность повысить эффективность и рентабельность производства.

Обобщая проведенный анализ отметим, что исследуемое предприятие ООО «Кубань-издат» из года в год ведет рациональное эффективное производство, прибыльно и рентабельно, но все же в последний год не полностью использует свой производственный потенциал. Об этом свидетельствует рост затрат на рубль реализованной продукции, снижение рентабельность производства и продаж, небольшое снижение фондоотдачи, неиспользованный производственный потенциал трудового коллектива, и возможный выход из данной ситуации – снижение как коммерческих и управленческих расходов, так и затрат, определяющих себестоимость выпускаемой продукции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Оценка себестоимости продукции на ООО «Кубань-издат»

 

3.1 Оценка уровня затрат на 1 рубль товарной продукции

 

Основными источниками информации для анализа себестоимости и затрат издательской продукции являются формы № 6-И «Себестоимость печатной продукции», плановые и отчетные калькуляции на отдельные издания, данные бухгалтерского учета, форма № 5 «Приложение к бухгалтерскому балансу» и форма № 5-3 «Сведения о затратах на производство и реализацию продукции». При анализе затрат на производство издательской продукции важно изучать изменение суммы затрат по обычным видам деятельности и структуру этих затрат по данным, имеющимся в форме № 5.

 

Таблица 3 – Структура затраты на производство на ООО «Кубань-издат»

 

Показатель

Сумма затрат, тыс. р.

Темп роста, %

Удельный вес, %

 

2008 г

 

2009 г

(+/-)

 

2008 г

 

2009 г

Материальные затраты

18154

24384

+6230

134,3

50,12

51,84

в том числе на приобретение бумаги

8512

11692

+3180

137,3

24,03

24,3

Затраты на оплату труда

6895

10843

+3948

157,2

22,29

19,69

Отчисления на социальные нужды

4204

5041

+837

119,9

10,36

12,0

Амортизация

189

274

+85

144,9

0,56

0,54

Прочие затраты

5577

8109

+2532

145,4

16,67

15,93

Общая себестоимость

35019

48651

+13632

138,9

100

100

 

Данные табл. 3 свидетельствуют об увеличении затрат по сравнению с предыдущим годом на 13 632 тыс. р., или на 38,9%. рост затрат имеет место по всем экономическим элементам. Наибольший темп роста — по затратам на оплату труда (157,2%) и прочим затратам — 145,4%. В меньшей степени повысились материальные затраты (134,3%).

В форме № 5-3 «Сведения о затратах на производство и реализацию продукции» приводится расшифровка прочих затрат, что позволяет углубить анализ затрат на производство. Более половины затрат (50,12 — 51,84%) составляют материальные затраты. На затраты на оплату труда и отчисления на социальные нужды приходится 31,69 — 32,65%, прочие затраты составляют 15,93 — 16,67%.

Разные темпы роста отдельных экономических элементов затрат в отчетном году по сравнению с их величиной в предыдущем периоде вызвали изменения в структуре затрат: уменьшились материальные затраты, возрос удельный вес затрат на оплату труда с отчислениями на социальные нужды с 31,69 до 32,65% и прочие затраты с 15,93 до 16,67%.

Так как исследуемое предприятие ООО «Кубань-издат» занимается издательской деятельностью, важно сопоставить темпы роста затрат с темпами роста выпуска издательской продукции в учетно-издательских листах. Если темпы роста затрат меньше темпов роста выпуска издательской продукции в учетно-издательских листах, то имеет место уменьшение затрат в среднем на один учетно-издательский лист. По издательству ООО «Кубань-издат» имеются следующие данные (табл. 4).

 

Таблица 4 – Оценка затрат на учетно-издательский лист, р.

 

Показатель

 

2007 г

 

2008 г

 

2009 г

Темп роста, %

2008 г к 2007 г

2009 г к 2008 г

1. Общая сумма затрат на произведенную продукцию, тыс. р.

31015

35019

48651

112,9

138,9

2. Выпуск издательской продукции

3871

4038,4

4235,7

104,3

104,9

3. Затраты на 1 уч. л., р. (стр 1 : стр. 2)

8012

8672

11486

108,2

132,4

 

Общая сумма затрат возросла в 2008 г по сравнению с 2007 г на 12,9%, а в 2009 г на 38,9%, а выпуск издательской продукции в учетно-издательских листах в 2008 г на 4,3%, в 2009 г только на 4,9%. В связи с этим затраты на один учетно-издательский лист возросли с 8012 р. в 2007 г до 8672 р. в 2008 г (на 8,2%), в 2009 г – с 8672 р. до 11486 р., или на 32,4%.

При общей оценке себестоимости товарной продукции определяют отклонение фактической полной себестоимости выпущенной продукции от ее суммы в предыдущем году в абсолютной сумме и в процентах; рассчитывают затраты на 1 р. товарной продукции и изучают их динамику; устанавливают относительную экономию от снижения затрат на 1 р. товарной продукции.

Информацию для общей оценки себестоимости товарной продукции берут из данных формы № 5-3.

Для определения относительной суммы экономии от снижения себестоимости используется формула:

091313 0436 3 Организационно экономическая характеристика  ООО «Кубань издат» (1)

где 091313 0436 4 Организационно экономическая характеристика  ООО «Кубань издат» – экономия от снижения себестоимости товарной продукции, р.;


091313 0436 5 Организационно экономическая характеристика  ООО «Кубань издат»– затраты на 1 р. товарной продукции в отчетном и предыдущем периодах соответственно, р.;


091313 0436 6 Организационно экономическая характеристика  ООО «Кубань издат»– стоимость товарной продукции по отчету в оптовых ценах, р.

По издательству имеются следующие данные (табл. 5).

 

Таблица 5 – Анализ себестоимость произведенной продукции на ООО «Кубань-издат»

Показатель

2008 г

2009 г

Абсолютное отклонение

(+/-)

Темп роста, %

1. Общая сумма затрат, тыс. р.

33368

47403

+14035

142,1

2. Стоимость товарной продукции в договорных ценах, тыс. р.

86575

59886

26689

144,5

3. Затраты на 1 р. (стр. 1 : стр. 2)

0,5475

0,5572

-0,0097

98,3

 

В отчетном периоде себестоимость товарной продукции была больше, чем в предыдущем периоде, на 14 035 тыс. р., или 42,1%. Выпуск товарной продукции в договорных ценах в отчетном периоде возрос на 44,5% по сравнению с предыдущим годом. В связи с этим затраты на 1 р. товарной продукции снизились с 0,5572 р. до 0,5475 р., т.е. на 0,0097 р., или 1,7%. В связи с этим издательство получило относительную экономию от снижения себестоимости издательской продукции в сумме 837,8 тыс. р.[(0,5475 — 0,5572) — 86 575].

3.2 Анализ состав и структуры себестоимости продукции

 

Далее важно проанализировать полную себестоимость издательской продукции в разрезе отдельных калькуляционных статей расхода, т.е. определить абсолютное отклонение расходов в отчетном году по сравнению с их суммой в предыдущем периоде, темп роста и удельный вес отдельных видов расходов в общей их сумме (табл. 6).

 

Таблица 6 – Анализ себестоимости издательской продукции по калькуляционным статьям затрат, тыс. р.

Статья затрат


 

 

2008г

 

2009 г


 

 

(+/-)


 

Темп роста, %


 

Удельный вес, %

2008 г

2009 г

Расходы на авторский гонорар

5383

7845

+2462

145,7

16,14

16,55

Расходы на гонорар за художественно-графические работы

Расходы на полиграфические работы

6624

8752

+2128

132,3

19,85

18 ,46

Расходы на материалы

в том числе бумага

Редакционные и обще-

издательские расходы

8166 7998

 

11 179

11226 10994

 

17168

+3060

+2996

 

+5989

137,5 137,4

 

153,6

<

24,47 23,97

 

33,50

23,68 23,19

 

36,22

Потери от брака

Общеиздательская себестоимость

31352

44991

+ 13635

143,5

93,96

94,91

Расходы на продажу

2016

2413

+379

119,7

6,04

5 09

Полная себестоимость

издательской продукции

33368

47403

+14035

142,1

100

100

Стоимость выпущенной

продукции в отпускных ценах

59886

86575

+26 689

144,5

   

 

Полная себестоимость издательской продукции возросла по сравнению с предыдущим годом на 14 035 тыс. р., или 42,1%. Увеличение расходов имеет место по всем калькуляционным статьям. Наибольший процент роста расходов имеется по редакционным и общеиздательским расходам — 153,6%, по расходам на авторский гонорар — 145,7%, а наименьший — по расходам на продажу — 119,7%. Разные темпы роста отдельных расходов вызвали некоторые изменения в структуре себестоимости издательской продукции.

Возрос удельный вес расходов на авторский гонорар с 16,14 до 16,55% и редакционно-издательских расходов с 33,5 до 36,22%, а по остальным калькуляционным статьям расходов имеется снижение удельного веса: по расходам на полиграфические работы – с 19,85 до 18,46%, по расходам на материалы – с 24,47 до 23,68%, по расходам на продажу — с 6,04 до 5,09%.

Необходимо отметить, что в полной себестоимости издательской продукции наибольший удельный вес составляют редакционно-издательские расходы — 33,5 — 36,2%, т.е. 1/3 затрат; около 25% составляют расходы на материалы и около 20% — расходы на полиграфические работы, т.е. почти 1/5 часть всех расходов.

Дальнейший анализ должен быть направлен на рассмотрение расходов по отдельным калькуляционным статьям.

Проведем анализ расходов на авторский гонорар и гонорар за художественно-графические работы. По статье «Расходы на авторский гонорар» включаются начисленные суммы авторского гонорара с учетом единого социального налога (ЕСН) и страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию (ОПС) авторам литературных произведений. В статью «Расходы на гонорар за художественно-графические работы» включаются затраты на гонорар с ЕСН и ОПС художникам за художественное оформление и иллюстрирование изданий, графикам — за графические работы, фотографам — за фотоработы, ретушерам — за художественную ретушь и др. (таблица 7).

 

Таблица 7 – Оценка расходы на авторский гонорар

Показатель

2008 г

2009 г

Отклонение (+/-)

1. Расходы на авторский гонорар (включая отчисления в фонды), тыс. р.

7845

5383

+2462

2. Выпуск продукции, уч.-изд. л.

4235,7

4038,44

+197,26

3. Средняя сумма авторского гонорара за 1 уч.-изд. л., тыс. р., (стр. 1 : стр. 2)

1,85

1,33

+0,52

 

В связи с увеличением выпуска продукции в учетно-издательских листах на 197,26 уч.-изд.л. расходы на авторский гонорар возросли на 262,36 р. (+ 197,26 • 1,33), а в связи с повышением расходов на авторский гонорар на 1 уч.-изд.л. с 1,33 р. до 1,85 р. общая сумма расхода на авторский гонорар повысились на 2202,5 тыс. р. (4235,7 • 0,52). В целом влияние двух факторов составляет 2464,8 тыс. р. (262,36 4- 2202,5).

Таким образом, увеличение суммы расходов на авторский гонорар в основном вызвано ростом средней суммы авторского гонорара за 1 уч.-изд. л.

Перейдем к анализу расходов на полиграфические работы издательства ООО «Кубань-издат». К расходам на полиграфические работы относятся затраты на выполнение всех работ по изготовлению заказа полиграфическим предприятием по договорным ценам без учета НДС.

Для оценки расходов на полиграфические работы необходимо составить следующую таблицу (табл. 8).

 

Таблица 8 – Анализ расходов на полиграфические работы

Показатель

2008 г

2009 г

(+/-)

Темп роста, %

1 Расходы на полиграфические работы, тыс. р.

6624

8752

+2128

132,1

2 Выпуск издательской продукции

       

в том числе:

       

2.1 в издательских листах-оттисках, тыс.

22406,3

25709,6

+3303,3

114,7

2.2 в печатных листах-оттисках, тыс.

24465,3

27862,6

+3397,3

113,9

3 Расходы на полиграфические работы, р.

       

в том числе:

       

3.1 на 1000 изд. л-отт. (стр. 1 : стр. 2-1)

0,2956

0,3404

+0,0448

115,2

3.2 на 1000 печл-отт., р. (стр. 1 : стр. 2.2)

0,2707

0,3141

+0,0434

116,0

4 Коэффициент емкости печатного листа (стр. 2.1 : : стр. 2.2)

0,9158

0,9227

+0,0069

100,7

 

Как видно из табл. 7, сумма расходов на полиграфические работы в отчетном периоде была больше, чем в предыдущем периоде, на 2128 тыс. р., или 32,1%. Увеличение этих расходов было вызвано ростом объема выпуска издательской продукции в издательских листах-оттисках на 3303,3 уч.-изд.л.

Влияние этого фактора на сумму расходов на полиграфические работы равно 973,7 тыс. р. [(6624 • 14,7)/100].

В связи с повышением договорной цены за 1000 печ.л-отт. с 0,2707 р. до 0,3141 р. расходы на полиграфические работы возросли на 1209,2 тыс. р.:

ΔSпол.е.= (8752/27862,6 – 6624/24465,3) • 27862,6 = (0,3141 – 0,2707) • • 27862,6 = +1209,2 тыс. р.

В рассматриваемом издательстве ООО «Кубань-издат» средние договорные цены за полиграфические работы возросли под влиянием инфляции в стране, а также в связи с увеличением книг в переплете и улучшением их художественно-графического оформления.

В статье «Расходы на материалы» включаются расходы на бумагу, картон, пленку, переплетные и другие материалы, к которым относятся и магнитные носители — дискеты, компакт-диски, аудио- и видеокассеты и др.

По данному издательству расходы на материалы показаны в табл. 9.

 

Таблица 9 – Анализ расходов на материалы

 

Показатель

 


 

2008 г

2009г

 

(+/-)


 

Темп

роста, %


 

Удельный вес, %

2008 г

2009 г

1 Расходы на материалы — всего, тыс. р.

8166

11227

+3061

137,5

100

100

2 в том числе на бумагу

7998

10994

+2996

137,5

97,92

97,94

3 Объем выпуска товарной продукции в договорных ценах, тыс. р.

59886

86575

+26689

144,5

X

Х

4 Материалоемкость издательской продукции всего, р. (стр. 1 : стр, 3)

0,1363

0,1297

-0,0063

95,1

X

х

в том числе по бумаге, р. (стр. 2 : стр. 3)

0,1335

0,1270

–0,0065

95,1

Х

Х

 

В 2009 г расходы на материалы были больше, чем в предыдущем году, на 3061 тыс. р., или 37,5%. Также на 37,5% повысились расходы на бумагу. В общей сумме расходов на материалы затраты на бумагу составляют почти 98%. Следовательно, особое внимание должно быть уделено анализу расходов на бумагу.

Редакционные расходы формируются в основном из расходов на оплату труда редакционного персонала как состоящего, так и не состоящего в штате издательства, а также расходы на командировки редакторов, связанные с конкретными изданиями.

К общеиздательским расходам относятся расходы на оплату труда персонала издательства за исключением редакционного персонала, типографские, канцелярские, почтово-телеграфные расходы для целей управления; расходы на командировки и служебные разъезды персонала издательства (за исключением редакционного персонала); расходы на телефонные переговоры, подписку на периодические и справочные издания, на содержание и ремонт зданий, сооружений, инвентаря, издательской техники; суммы амортизационных отчислений по основным средствам, а также расходы по аренде и содержанию помещений и дворов; расходы на содержание легкового транспорта, расходы на подготовку кадров и др. (табл. 10).

 

Таблица 10 – Анализ редакционных и общеиздательских расходов ООО «Кубань-издат»

 

Показатель

 

2009 г

 

2008 г

 

(+/-)

Темп роста, %

1 Редакционные и общеиздательские расходы, тыс. р.

17168

11 179

+5989

153,4

2 Выпуск издательской продукции, уч.-изд. л.

4236

4038

+198

104,9

3 Редакционные и общеиздательские расходы на 1 уч.-изд.л. тыс. р. (стр. 1 : стр. 2)

4,053

2,768

+ 1,285

146,2

 

Общая сумма редакционных и общеиздательских расходов в отчетном периоде была больше, чем в предыдущем году, на 5989 тыс. р., или 53,4%. Рост расходов был вызван увеличением объема выпуска издательской продукции в учетно-издательских листах и повышением этих расходов на один учетно-издательский лист.

В данном издательстве ООО «Кубань-издат» увеличение редакционных и общеиздательских расходов в основном вызвано повышением затрат на оплату труда работников в связи с инфляцией.

Непроизводительные расходы в издательстве отсутствуют, что является положительным моментом в его работе.

В состав полной себестоимости издательской продукции входят расходы на продажу, которые включают расходы на рекламу, в том числе на участие в выставках, ярмарках и т.п.; расходы на упаковку, транспортировку, экспедирование, пересылку изданий, расходы на содержание экспедиций, содержание фирменных магазинов и киосков, расходы на рассылку авторских и обязательных бесплатных экземпляров и прочие расходы, связанные с продажей.

При анализе расходов на продажу следует выявить абсолютное отклонение их суммы в отчетном периоде по сравнению с данными в предыдущем году, темп роста, величину их в процентах к издательской себестоимости и установить основные причины их роста или снижения. По издательству имеются следующие данные (табл. 11).

 

Таблица 11 – Оценка расходов на продажу на ООО «Кубань-издат»

Показатель

2008 г

2009г

(+/-)

Темп роста, %

1 Расходы на продажу, тыс. р.

2413

2016

+397

119,7

2 Издательская себестоимость продукции,

тыс. р.

44991

31352

+13639

143,5

3 Расходы на продажу, % (стр. 1 : стр. 2) • 100

к издательской себестоимости

5,36

6,43

-1,07

83,3

4 Выпуск издательской продукции, уч. -изд. л.

4236

4038

+ 198

104,9

5 Расходы на продажу 1 уч.-изд.л., тыс. р.

(стр. 1 : стр. 4)

0,569

0,499

+0,070

114,0

 

Из данных табл. 11 видно, что расходы на продажу возросли в отчетном году по сравнению с предыдущим годом на 397 тыс. р., или 19,7%.

Важно отметить, что расходы на продажу увеличились в меньшей степени, чем издательская себестоимость продукции (119,7 и 143,5% соответственно). Это обусловило снижение расходов на продажу в процентах к издательской себестоимости продукции с 6,43 до 5,36%, что следует считать положительным моментом в работе издательства.

В целях анализа затрат на оплату труда необходимо установить изменение в абсолютной сумме и процентах общей суммы фонда оплаты труда работников, рассмотреть структуру фонда оплаты труда, который включает фонд заработной платы и выплаты социального характера (табл. 12).

 

Таблица 12 – Анализ заработной платы работников издательства ООО «Кубань-издат»

Показатель

 

2008 г.

 

2009 г.

 

(+,-)

Темп роста, %

1 Фонд заработной платы всего персонала, включая выплаты из чистой прибыли, тыс. р., в том числе:

6762

10692,7

+3930,7

158,2

1.1 списочного состава

6253

10003,9

+3750,9

159,9

1.2 внештатных совместителей и работников несписочного состава

509

688,8

+179,8

135,3

2 Начислено выплаты социального характера– всего работникам, тыс. р., в том числе:

49,5

50,6

+1,1

102,2

2.1 списочного состава

49,5

50,6

+1,1

102,2

2.2 внештатных совместителей и работников несписочного состава

3 Численность работников – всего, в том числе:

94

98

+4

104,2

3.1 списочного состава

79

80

+1

101,3

4 Общий фонд оплаты труда (стр. 1 + стр. 2)

6811,5

10743,3

+3931,8

157,7

5 Среднемесячная заработная плата одного работающего, р. (стр.1/ стр. 3) : 12, в том числе:

5994

9092

+3098

151,7

5.1 списочного состава (стр. 1.1/стр. 3.1) : 12

6596

10421

+3825

157,9

6 Удельный вес в общем фонде оплаты труда, %

       

6.1 Фонда заработной платы

99,27

99,53

+0,26

6.2 Выплат социального характера    

0,73

0,47

-0,26

 

Как видно из табл. 12, фонд заработной платы всех работников издательства увеличился с 6762 тыс. до 10692,7 тыс. р. в 2009 г, т.е. на 3930,7 тыс. р., или 58,2%. Кроме того, работникам списочного состава были сделаны выплаты социального характера в отчетном 2009 году 50,6 тыс. р., что на 2,2% выше, чем в предыдущем 2008 г. В 2009 г существенно возросла среднемесячная заработная плата одного работающего и составила 9092 р. вместо 5994 р. в предыдущем периоде, т.е. на 51,7%, а одного работника списочного состава увеличилась на 3825 р. и равна 10421 р. в отчетном году против 6596 р. в предыдущем году. Рост среднемесячной заработной платы обусловлен не только улучшением экономических показателей деятельности издательства ООО «Кубань-издат», но и наличием инфляции в стране (как правило, ежегодно должностные оклад индексируются в связи с инфляцией).

Исходя из того, что в издательстве ООО «Кубань-издат» объем выпуска товарной продукции в отчетном периоде возрос по сравнению с предыдущим годом на 144,5%, но из-за увеличения остатков нереализованной продукции выручка от продаж возросла только на 121,9% , оно располагает определенными резервами повышения эффективности трудовых ресурсов и фонда заработной платы.

 

3.3 Уровень и динамика себестоимости единицы продукции

 

В целях анализа и оценки уровня и динамики себестоимости единицы продукции исследуемого предприятия ООО «Кубань-издат», составим таблицу 13.

 

Таблица 13 – Анализ уровня и динамики себестоимости единицы продукции издательства ООО «Кубань-издат»

Показатель

2008 г.

2009 г.

(+/-)

Темп роста, %

Выпуск издательской продукции, тыс.л.

4038,4

4235,7

+197,3

104,9

Материальные затраты на 1 уч.печ.л.

4,495

5,757

+1,262

134,3

Удельный вес материальных затрат, %

50,12

51,84

+1,72

в том числе на приобретение бумаги на 1 уч.печ.л.

2,108

2,76

+0,652

137,3

Удельный вес материальных затрат на бумагу, %

 

24,03

 

24,3

 

+0,27

 

Затраты на оплату труда на 1 уч.печ.л.

1,707

2,56

+0,863

157,2

Удельный вес затрат на оплату труда, %

22,29

19,69

-1,13

Отчисления на социальные нужды на 1 уч.печ.л.

1,041

1,19

+0,149

119,9

Удельный вес затрат на социальные нужды, %

10,36

12,0

1,64

Амортизация на 1 уч.печ.л.

0,047

0,065

+0,018

144,9

Удельный вес затрат на амортизацию, %

0,56

0,54

-0,02

Прочие затраты на 1 уч.печ.л.

1,381

1,914

+0,533

145,4

Удельный вес прочих затрат, %

16,67

15,93

-0,74

Себестоимость на 1 уч.печ.л.

8,672

11,489

+2,817

138,9

 

Таким образом, себестоимость 1 уч.печ.л. увеличилась за исследуемый период на +2,817 тыс. р. Удельный вес материальных затрат в общей себестоимости 1 уч.печл. лист, которые приходятся на 1 уч.печ.л., увеличился с 50,12% до 51,84%. Прирост составил 1,72%. Удельный вес материальных затрат на бумагу на 1 уч.печ.л. увеличился незначительно – на +0,27%, составив 24,3% в 2009 г. Удельный вес затрат на оплату труда на 1 уч.печ.л. наоборот снизились на 1,13%, уменьшившись с 22,29% в 2008 г до 19,69% в 2009 г. Удельный вес величина амортизации, приходящейся на 1 уч.печ.л. , снизился на -0,02 и составил 0,54% в 2009 г. Удельный вес прочих затрат на 1 уч.печ.л. снизился на -0,74% и равен 16,67% в 2008 г и 15,93% в отчетном году.

 

 

3.4 Пути снижения себестоимости продукции

 

Одним из основных факторов повышения эффективности производства на любых предприятия является снижение себестоимости. Можно выделить следующие основные направления снижения себестоимости продукции на ООО «Кубань-издат».

Во-первых — повышение технического уровня производства. Это внедрение новой, прогрессивной технологии, механизация и автоматизация производственных процессов, которые облегчат условия труда и поднимут производительность.

Улучшение использования и применение новых видов сырья и материалов приведет к рациональному использованию и необходимо уменьшить удельный вес материалов и сырье в себестоимости продукции.

Использование научно-технических достижений и передового опыта поможет улучшить положение предприятия на рынке.

Снижение себестоимости может произойти при создании автоматизированных систем управления, использовании ЭВМ, совершенствовании и модернизации существующей техники и технологии. Уменьшаются затраты и в результате комплексного использования сырья, применения экономичных заменителей, полного использования отходов в производстве. Большой резерв таит в себе и совершенствование продукции, снижение ее материалоемкости и трудоемкости.

Снижение себестоимости может произойти в результате изменения в организации производства, при развитии специализации производства; совершенствования управления производством и сокращения затрат на него; улучшение использования основных фондов; улучшение материально-технического снабжения; сокращения транспортных расходов; прочих факторов, повышающих уровень организации производства.

Снижение текущих затрат происходит в результате совершенствования обслуживания основного производства, например, упорядочения подсобно-технологических работ, улучшения инструментального хозяйства, совершенствования организации контроля за качеством работ и продукции. Значительное уменьшение затрат живого труда может произойти при сокращении потерь рабочего времени, уменьшении числа рабочих, не выполняющих норм выработки. Дополнительная экономия возникает при совершенствовании структуры управления предприятия в целом. Она выражается в сокращении расходов на управление и в экономии заработной платы и начислений на нее в связи с высвобождением управленческого персонала.

Совершенствование материально-технического снабжения и использования материальных ресурсов находит отражение в уменьшении норм расхода сырья и материалов, снижении их себестоимости за счет уменьшения заготовительно-складских расходов.

Определенные резервы снижения себестоимости заложены в устранении или сокращении затрат, которые не являются необходимыми при нормальной организации производственного процесса (сверхнормативный расход сырья, материалов, топлива, энергии, доплаты рабочим за отступление от нормальных условий труда и сверхурочные работы, платежи по регрессивным искам и т.п.).

Сюда же можно отнести и такие наиболее распространенные производственные потери, как потери от брака. Выявление этих излишних затрат требует особых методов и внимания коллектива предприятия. Устранение этих потерь является существенным резервом снижения себестоимости продукции.

Следующий фактор, влияющий на себестоимость продукции – это производительность труда. При этом необходимо учитывать, что снижение себестоимости продукции во многом определяется правильным соотношением темпов роста производительности труда и роста заработной платы. Рост производительности труда должен опережать рост заработной платы, обеспечивая тем самым снижение себестоимости продукции.

На основании таблицы 6 предложим издательству снизить расходы за счет общей экономии в размере 10% на редакционные и общеиздательские расходы, расходы на продажу при том же уровне производства, численность персонала и производительности труда. Рассчитаем полученную экономию за счет снижения полной себестоимости (таблица 14).

 

Таблица 14 – Оценка резервов снижения себестоимости издательской продукции по калькуляционным статьям затрат, тыс. р.

Статья затрат


 

2009 г

 

Прогноз

 

(+/-)

Темп роста, %

Расходы на авторский гонорар

7845

7845

Расходы на гонорар за художественно-графические работы

Расходы на полиграфические работы

8752

8752

Расходы на материалы

в том числе бумага

Редакционные и обще-

издательские расходы

11226 10994

 

17168

11226 10994

 

15451



 

-1717



 

90,0

Потери от брака

Общеиздательская себестоимость

44991

43274

-1717

96,2

Расходы на продажу

2413

2172

-241

90,0

Полная себестоимость

издательской продукции

47403

45446

-1957

95,9

Стоимость выпущенной

продукции в отпускных ценах

86575

86575

 

Как видим, в результате предлагаемых мероприятий снизится полная себестоимость издательской продукции в целом на 1957,1 тыс. р., а в том числе за счет снижения расходы на продажу на 241,3 тыс. р. и на 1716,8 тыс. р. за снижения редакционных и общеиздательских расходов. При этом в структуре расходов на полной себестоимости издательской продукции наблюдается рост удельного веса расходов на авторский гонорар. Снижение полной себестоимости издательской продукции приведет к соответствующему росту получаемой прибыли от ее реализации, следовательно, повысится эффективность деятельности организации в целом.

<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 1.16MB/0.00182 sec

WordPress: 24.59MB | MySQL:118 | 4,155sec