Организационные мероприятия по оптимизации выручки от реализации товаров, услуг и издержек обращения

<

091313 0424 110 Организационные мероприятия по оптимизации выручки от реализации товаров, услуг и издержек обращения3.1 Пути повышения выручки от реализации товаров и услуг на предприятии розничной торговли ООО «Орион ДВ»

Основная цель финансового анализа – получение нескольких ключевых (наиболее информативных) параметров, дающих объективную и точную картину финансового состояния предприятия, его прибылей и убытков, изменений в структуре активов и пассивов, в расчетах с дебиторами и кредиторами[55]. Эффективность использования оборотных средств зависит от многих факторов, которые можно разделить на внешние, оказывающие влияние вне зависимости от интересов предприятия, и внутренние, на которые предприятие может и должно активно влиять. На современном этапе развития экономики к основным внешним факторам можно отнести такие, как кризис неплатежей, высокий уровень налогов, высокие ставки банковского кредита. Кризис реализации продукции и неплатежи приводят к замедлению оборота оборотных средств. Следовательно, необходимо закупать ту продукцию, которую можно достаточно быстро и выгодно продать, прекращая или значительно сокращая реализацию товаров, не пользующихся текущим спросом. В этом случае кроме ускорения оборачиваемости предотвращается рост дебиторской задолженности в активах предприятия[21].

Одной из важнейших проблем распределения прибыли как до перехода на рыночные отношения, так и в условиях их развития является оптимальное соотношение доли прибыли, аккумулируемой в доходах бюджета и остающейся в распоряжении хозяйствующих субъектов. Экономически обоснованная система распределения прибыли в первую очередь должна гарантировать выполнение финансовых обязательств перед государством и максимально обеспечить производственные, материальные и социальные нужды предприятий. После уплаты всех обязательных платежей остается чистая прибыль, часть которой может направляться на нужды предприятия и социальное развитие, а другая – на выплату процентов по облигациям, а также в резервный фонд. Возможны выплаты служащим в виде денежных вознаграждений[56].

Для недопущения неудовлетворительной структуры баланса необходимо следить за изменением структуры имущества и источников его формирования и проводить мероприятия, направленные на улучшение структуры: оптимальное соотношение собственных и заемных средств предприятия, снижение долей дебиторской и кредиторской задолженностей, уменьшение неоправданных запасов материальных ресурсов и т. д.

Успех финансовой стратегии предприятия гарантируется при взаимоуравновешивании теории и практики финансовой стратегии; при соответствии финансовых стратегических целей реальным экономическим и финансовым возможностям через жесткую централизацию финансового стратегического руководства и гибкость его методов по мере изменения финансово-экономической ситуации.

Финансовая стратегия разрабатывается с учетом риска неплатежей, скачков инфляции и других форсмажорных обстоятельств. Она должна соответствовать производственным задачам и при необходимости корректироваться и изменяться. Контроль за реализацией финансовой стратегии обеспечивает проверку поступления доходов, экономичное и рациональное их использование. Хорошо налаженный финансовый контроль помогает выявлять внутренние резервы, повышать рентабельность хозяйства, увеличивая денежные накопления[51].

При всей огромной значимости финансовых результатов и капитала в финансах предприятия реальный практический смысл они приобретают, когда финансовые результаты получены в распоряжение предприятия. Это обстоятельство вновь возвращает нас к главным задачам, стоящим перед каждым предприятием, — как привлечь капитал и как его рационально использовать. Можно привести немало примеров, когда из-за отсутствия финансовых ресурсов весьма перспективные дела (бизнес) либо не открывались вообще, либо открывались спустя десятилетия. С не меньшей настойчивостью практика демонстрирует нам примеры, когда десятилетиями успешно работавшее предприятие вдруг разваливалось. Сам факт существования этих явлений позволяет сделать вывод: в процессе функционирования любой фирмы эти две задачи предстают перед ней в диалектическом единстве, т.е. одна задача без другой существовать не может, а значимость каждой из них в конкретный момент времени – относительна. Таким образом сформулировать двуединую задачу финансов предприятия: зарабатывание финансовых результатов самим предприятием и привлечение их со стороны. Сама по себе схема зарабатывания финансовых результатов относительна проста: покупка произведенных товаров, их переработка и продажа на открытом рынке[20].

Оценим прогнозируемую выручку от реализации товаров без учета мероприятий по повышению объема сбыта. По данным баланса выручка нетто от продаж на начало отчетного года составила 2858 тыс.руб., а на конец отчетного года составила 2422 тыс.руб. Используем метод прогнозирования «на базе прошлого оборота». В этом случае данные о сбыте за прошлый год берутся в качестве основы для предсказания вероятностей сбыта в будущем, т.е.:

 

091313 0424 210 Организационные мероприятия по оптимизации выручки от реализации товаров, услуг и издержек обращения     (3.1)

 

091313 0424 310 Организационные мероприятия по оптимизации выручки от реализации товаров, услуг и издержек обращения

Как видим из расчетов, без проведения соответствующих мероприятий показатель выручки будет неуклонно снижаться. Тем более обоснованными можно считать предлагаемые мероприятия по увеличению объема продаж, розничных цен и изменение ассортимента реализуемых товаров.

Ещё более важное значение имеет объем выручки. По закону эффективного рынка реализовать его можно ровно столько, сколько сегодня позволяет ёмкость рынка, которая в свою очередь зависит не только от объема предложенных товаров, но и цен. Снижение цен при прочих равных условиях расширяет ёмкость рынка и, соответственно, объем продаваемых товаров. В этом случае объем выручки не увеличивается, зато меняются пропорции её расхода, в данном случае не в благоприятную сторону для предприятия. Предприятие попадает в тяжелое положение, если ёмкость рынка сжимается, что характерно для данного времени. В этом случае объем выручки начинает сокращаться, меняются пропорции её расклада, и опять в неблагоприятную для предприятия сторону. Однако изменять пропорции выручки можно лишь в определенных пределах, поскольку для каждого предприятия есть минимально необходимый предел затрат, ниже которых опускаться нельзя. Это значит, что для каждого предприятия существует критический объем выручки от реализации товаров, ниже которого оно опуститься не может. Эту проблему обязаны отслеживать финансисты[18].

Получив выручку от реализации товаров, предприятие формирует доходы, финансовые ресурсы и восстанавливает запасы в форме текущих активов для очередного хозяйственного цикла.

И так происходит на протяжении всей «жизни» предприятия. Трудно представить разумное решение задачи формирования оптимальных размеров запасов товаров вне этой связи. Зная однодневные затраты на реализацию товаров по экономическим элементам и временные характеристики фаз хозяйственного цикла, решение вышеуказанной задачи становится очевидным[60]. В настоящее время сформировались два устойчивых подхода к пониманию роли прибыли. Первое утверждение, что предприятие создаётся для производства прибыли[15]. Второй взгляд на современное место прибыли в жизни предприятия – это не столько прибыль, сколько её производная – максимизация собственности[51]. В современной отечественной практике второй подход к роли прибыли получил своеобразную интерпретацию, в основе которой лежит утверждение, что лишней прибыли предприятию не надо. Природа этой интерпретации – чрезмерно жесткая фискальная политика государства, когда налоговое бремя начинает подавлять основополагающие импульсы развития предприятия. Это вынуждает предприятия активно искать адекватные финансовые стратегии. Устанавливаются такие пропорции распада выручки от реализации товаров, когда в известной заранее массе выручки прибыль будет минимальной или её не будет вообще. Независимо от выбора подхода к роли прибыли разумная финансовая политика предприятия предполагает активное управление доходами[44].

Маржинальная прибыль – это дополнительная прибыль, полученная от роста объема выручки от продаж при неизменных условно-постоянных затратах. Это взаимосвязь выручки от условно-постоянных затрат обусловлена цикличностью динамики выручки предприятия. На протяжении жизненного цикла товара предприятие может обходиться ограниченным объемом условно-постоянных затрат. Однако неизбежно наступает период, когда согласно закону убывающей полезности товара спрос на него начинает устойчиво снижаться и при той же цене выручка уже не обеспечит получение маржинальной прибыли, покрывающей сложившийся объем условно-постоянных затрат. Из такой ситуации у предприятия есть два выхода:

  • форсировать реализацию нового товара с удовлетворительным спросом и рентабельностью;
  • сократить административно-управленческий аппарат служащих, содержание которого составляет основную долю условно-постоянных затрат.

    Последнее решение не популярно, но, тем не менее, им пользуются в современных условиях[52].

    Ценность предприятия определяется: ростом доходов, снижением производственного и финансового риска; повышением уровня эффективности его работы. Доходность предприятия как фактор его ценности может выражаться в двух измерениях: абсолютном, величинами прибыли в различных её состояниях; относительном, показателями нормы рентабельности, в общем случае как отношение прибыли к абсолютной величине фактора, её порождающего, — активам, обороту, выручке, издержкам, капиталу. Наиболее общее представление о доходности предприятия дает показатель рентабельности активов, рентабельность продаж. В условиях жесткой конкуренции предприятие должно отслеживать не только рентабельность всех продаж, но и их составляющих. Анализ доходности отдельных видов товаров, услуг, позволяет выявить слабые и сильные звенья своего бизнеса и на этой информационной базе оптимизировать структуру и объемы продаж, построить эффективную ценовую структуру[39].

    Объективное стремление предприятия к наращиванию объема продаж в общем случае требует привлечения дополнительного капитала. В свою очередь привлекаемый дополнительный капитал, соединяясь с имеющимся в распоряжении предприятия капиталом, образует новое соотношение источников финансирования предприятия. Эта комбинация долга и собственного капитала, которая всякий раз должна уравновешиваться с активами, называется структурой капитала. Структура капитала формируется под воздействием как внешних, так и внутренних факторов. Наиболее существенный – темпы роста оборота, чем выше и устойчивее темпы роста объема продаж, тем сильнее склонность предприятия к заимствованиям. В условиях устойчивого роста продаж наращивание доли долгового финансирования до определенных пределов не снижает доходность. Влияние тяжести налогового бремени особенно ощутимо в условиях жесткого налогообложения прибыли, когда ставки налога на прибыль высоки, а льгот по этому налогу мало, либо отсутствуют вовсе. В таких условиях проявляется склонность к долговому финансированию, т.к. получаемые кредиты налогом не облагаются[16].

    Маркетинг – неотъемлемая часть рыночной экономики и в условиях постоянно меняющейся конъюктуры рынка стал жизненно необходимым элементом управления субъекта хозяйствования. Основное назначение проводимой рекламной кампании – это увеличение объема продаж путем стимулирования потребности в приобретении данного товара. Даже при налаженном сбыте товаров и оказания услуг, а также хорошей информированности покупателей и партнеров о товаре и фирме необходимо время от времени закреплять рекламой достигнутые результаты. Вид проводимой предприятием рекламной кампании будет носить увещевательный и напоминающий характер. Увещевательная реклама – это убеждение покупателя в необходимости приобретения товара, достижение изменения восприятия товара, формирование предпочтения марки. Напоминающая реклама – поддержание осведомленности о товаре, напоминание потребителям о том, что товар им может понадобиться, где они могут его купить и т.д[11]. Считаю нужным порекомендовать предприятию ООО «Орион ДВ» проведение следующих мероприятий, позволяющих ему укрепиться на местном рынке, нарастить объемы продаж, что в конечном результате приведет к увеличению выручки от реализации товаров и услуг:

  • Активизировать рекламу по всем средствам массовой информации, что позволит создать и укрепить имидж предприятия.
  • Осуществить поиск новых поставщиков. Качественно новый метод поиска партнеров может обеспечить Интернет, как передовая система всемирной связи. Любое серьезное предприятие размещает информацию о себе на созданном специально для этих целей сайте.
  • Урегулировать соотношения в товарных фондах: увеличение объема начальных запасов и объема поступающих товаров оказывает положительное влияние на сумму реализации товаров и наоборот, их уменьшение способствует сокращению размеров реализации товаров.
  • За счет качественной приёмки товара отказаться от уценки, т.к. сумма уценки уменьшает стоимость товара и на эту величину сокращается возможный объем розничного товарооборота.
  • Оптимизировать численность работников, четкую организацию труда и увеличение производительности труда.
  • Рациональное использование основных средств, увеличение торговых площадей (за счет высвобождения из-под аренды).
  • Производить анализ сезонной торговли.

    Исключить недопоставку товара, отрицательно влияющую на конечный результат торговой деятельности.

    Разработка мероприятий по улучшению организации качества обслуживания для предприятия розничной торговли ООО «Орион ДВ»:

  1. Оптимизация товарного ассортимента.

    Товарная политика призвана обеспечить преемственность решений и мер по формированию ассортимента и его управлению, поддержанию конкурентоспособности товаров на требуемом уровне, нахождению для товаров оптимальных товарных сегментов. Отсутствие товарной политики ведет к неустойчивости структуры ассортимента из-за воздействия случайных или переходящих текущих факторов, потере контроля над конкурентоспособностью и коммерческой эффективностью товаров.

     

    Таблица 3.1 — Расчет влияния структуры (ассортимента) товара на величину выручки от реализации товаров ООО «Орион ДВ».

    Вид продукции

    Цена за единицу продукции, руб.

    Объем реализации, тыс.руб.

    Структура товарной продукции, %

    Выручка от реализации товаров, тыс.руб.

    План

    Факт

    План

    Факт

    ±Δ

    План

    Факт

    ±Δ

    Ситец

    9,5

    53

    45

    57,8

    49,2

    -8,6

    291,0

    210,3

    -80,7

    Фланель

    28,2

    8,2

    7,6

    8,9

    8,3

    -0,7

    20,6

    17,8

    -2,8

    Бязь набивная

    88,4

    9,75

    11,7

    10,6

    12,9

    +2,4

    91,4

    133,4

    +42

    Ткань вафельная

    52

    20,9

    27,1

    22,7

    29,6

    +6,9

    246,7

    417,1

    +170,4

    Итого

    178,1

    91,85

    91,4

    100

    100

    649,7

    778,6

    128,9

     

     

    В результате исследования ассортиментного перечня товаров было выявлено, что ряд видов продукции, реализуемой предприятием, можно отнести к группе товаров, пользующихся повышенным спросом.

  2. Оборачиваемость запасов

     

    091313 0424 410 Организационные мероприятия по оптимизации выручки от реализации товаров, услуг и издержек обращения     (3.2)

     

    091313 0424 52 Организационные мероприятия по оптимизации выручки от реализации товаров, услуг и издержек обращения

     

    091313 0424 61 Организационные мероприятия по оптимизации выручки от реализации товаров, услуг и издержек обращения (3.3)

     

    091313 0424 71 Организационные мероприятия по оптимизации выручки от реализации товаров, услуг и издержек обращения

    Таким образом, на ООО «Орион ДВ» скорость реализации запасов товаров в 2007 году – 3,5 раза, в 2008 году – 2,9 раза. Средний возраст запасов соответственно 104,3 дня и 126 дней.

    Предлагается снизить объемы закупок товаров, пользующихся пониженным спросом, а высвобождающиеся денежные средства направить на увеличение объемов закупок товаров, пользующихся повышенным спросом.

  3. Увеличение объема реализации товаров является основной составляющей увеличения выручки от реализации. От объема продаж зависят финансовые результаты предприятия, его финансовое положение, платежеспособность.

     

    Таблица 3.2 — Расчет влияния изменения объема реализуемого товара на выручку от его реализации ООО «Орион ДВ»

    Вид продукции

    Объем реализации товара, тыс.м.

    ±Δ

    Цена за единицу продукции, руб.

    Выручка от реализации, тыс.руб.

    План

    Факт

    План

    Факт

    ±Δ

    Ситец

    53

    63,6

    +10,6

    9,5

    504

    604,2

    +100,2

    Фланель

    8,2

    9,8

    +1,6

    28,2

    231

    276,4

    +45,4

    Бязь набивная

    9,75

    11,7

    +1,95

    88,4

    862

    1034,3

    +172,3

    Ткань вафельная

    20,9

    25

    +41

    52

    1087

    1300

    +213

    Итого

    91,85

    110,1

    18,25

    2684

    3214,9

    530,9

     

    Таким образом в результате внедрения мероприятия по увеличению объема продаж при неизменной цене за единицу товара и при увеличении объемов продаж на 30% выручка от реализации данного ассортимента товаров увеличилась на 530,9 тыс.руб.

  4. Еще одним фактором, корректирующим выручку от реализации товаров и услуг, является изменение цен на реализуемую продукцию.

     

    Таблица 3.3 — Расчет влияния изменения розничных цен на выручку от реализации товаров ООО «Орион ДВ»

    Вид продукции

    Объем реализованного товара, тыс. м.

    Цена за единицу товара, руб.

    Выручка от реализации, тыс.руб.

    План

    Факт

    ±Δ

    План

    Факт

    ±Δ

    Ситец

    53

    7,28

    9,5

    +2,22

    386

    504

    +118

    Фланель

    8,2

    21,7

    28,2

    +6,5

    178

    231

    +53

    Бязь набивная

    9,75

    68

    88,4

    +20,4

    663

    862

    +199

    Ткань вафельная

    20,9

    40

    52

    +12

    836

    1087

    +251

    Итого

    91,85

    2063

    2684

    621

     

    Таким образом, в результате внедрения на предприятии ООО «Орион ДВ» мероприятия по оптимизации цен за счет увеличения розничной цены продукции четырех наименований, есть возможность достичь увеличения выручки на 621 тыс.руб.

    <
  5. Превышение выручки от продаж над покупной стоимостью реализуемых товаров – это валовой доход, который является основным источником прибыли от реализации товаров.

    В целях увеличения валового дохода, предлагается ООО «Орион ДВ» рассмотреть вопрос изыскания новых поставщиков, стоимость реализуемых товаров которых ниже действующих.

    В настоящее время себестоимость к выручке от реализации товаров составляет в 2007 году – 54,5%, в 2008 году – 54,2%.

  6. Большой эффект для повышения значения предложенных мероприятий окажет деятельность торговых агентов предприятия, которых можно заинтересовать в увеличении товарооборота, а также правильное проведение рекламных мероприятий. В результате этих мероприятий увеличится товарооборот, выручка от реализации и прибыль предприятия.

    Рассмотрим изменение выручки от реализации товаров за счет изменения факторов, влияющих на неё.

     

    Таблица 3.4 — Показатели структуры и ценовых изменений на предприятии ООО «Орион ДВ» 2007-2008 гг.

    Ассортимент

    Цена, руб. 2007 год

    Цена, руб. 2008 год

    Кол-во реализованных товаров, тыс.м. 2007 год

    Кол-во реализованных товаров, тыс.м. 2008 год

    Ситец

    7,28

    9,5

    53

    63,6

    Фланель

    21,7

    28,2

    8,2

    9,8

    Бязь набивная

    68

    88,4

    9,75

    11,7

    Ткань вафельная

    40

    52

    20,9

    25,0

     

    Выручка от реализации продукции в 2007 году составила 2781 тыс. руб.

    091313 0424 81 Организационные мероприятия по оптимизации выручки от реализации товаров, услуг и издержек обращения;

    091313 0424 91 Организационные мероприятия по оптимизации выручки от реализации товаров, услуг и издержек обращения

    091313 0424 101 Организационные мероприятия по оптимизации выручки от реализации товаров, услуг и издержек обращения.

    Рассмотрим изменение выручки за счет:

  7. Увеличения объема реализации товаров. Планируемая выручка составит

    091313 0424 111 Организационные мероприятия по оптимизации выручки от реализации товаров, услуг и издержек обращения

    Увеличение объема реализации повлекло за собой увеличение выручки от реализации товаров на 1668,6 тыс.руб (091313 0424 121 Организационные мероприятия по оптимизации выручки от реализации товаров, услуг и издержек обращения).

  8. Увеличения среднереализационных цен. Планируемая выручка составит

    091313 0424 131 Организационные мероприятия по оптимизации выручки от реализации товаров, услуг и издержек обращения

    Выручка от реализации товаров возрастет на 834,3 тыс.руб. (091313 0424 141 Организационные мероприятия по оптимизации выручки от реализации товаров, услуг и издержек обращения).

  9. Структурных изменений реализуемого товара. Выручка составит

    091313 0424 151 Организационные мероприятия по оптимизации выручки от реализации товаров, услуг и издержек обращения

    Изменение структуры реализованного товара способствовала увеличению выручки на 556,2 тыс.руб.(091313 0424 161 Организационные мероприятия по оптимизации выручки от реализации товаров, услуг и издержек обращения).

    Из полученных результатов можно сделать вывод, что важнейшим фактором, влияющим на величину выручки от реализации товаров и услуг, является изменение объема продаж(60%). Выручка находится в прямой зависимости от количества реализованного товара. Определенное влияние оказывают изменение цены(30%) и структурных изменений(20%).

    Таким образом, планируемая выручка за счет предложенных изменений составит 5840,1 тыс. руб. Себестоимость в розничной торговле – это покупная стоимость товара, выручка от продаж которых отражена в отчетном периоде, то учитывая увеличение объемов продаж себестоимость увеличиться на 20% и составит 1819 тыс. руб. Тогда валовая прибыль увеличиться до 4021,1 тыс.руб., коммерческие расходы – 1650 тыс. руб., но за счет мероприятий, направленных на сокращение издержек обращения уменьшатся на сумму 351,4 тыс. руб., и составят –1298,6 тыс.руб.

    Тогда планируемая прибыль от продаж составит 2722,5 тыс. руб. Таким образом, при таком раскладе ООО «Орион ДВ» из убыточного предприятия может стать прибыльным.

    Дополнительно произведен анализ выручки от реализации товаров и услуг, а также прибыли при изменении одного из факторов, влияющих на конечный результат: изменения объема реализации, цен и структурных изменений.

     

    Таблица 3.5 — Сводная таблица экономических показателей деятельности ООО «Орион ДВ» в результате внедрения мероприятий по вариантам изменения факторов, влияющих на увеличение выручки от продаж, тыс.руб.

    Показатель

    1 вариант

    2 вариант

    3 вариант

    Выручка базовая

    2781

    2781

    2781

    Изменение выручки за счет:

  10. увеличения объемов реализации товаров;
  11. 1668,6

  12. увеличения среднереализационных цен;
  13. 834,3

  14. структурных изменений
  15. 556,2

    Планируемая выручка за счет предложенных изменений

    4449,6

    3615,3

    3337,2

    Себестоимость реализованных товаров

    2425,6

    1516

    1516

    Валовая прибыль

    2024

    2099,3

    1821,2

    Коммерческие расходы

    1650

    1650

    1650

    Планируемая прибыль (убыток) от продаж

    374

    449,3

    171,2

     

    Анализ позволяет выявить зависимость выручки от реализации товаров и услуг и прибыли от объема реализации, цен и ассортимента товара. Он предполагает отслеживание того, как изменяется выручка и прибыль от изменения одного из параметров при условии, что другие останутся неизменными. Выручка возрастает максимально при увеличении объема продаж, а прибыль – за счет изменения цен.

    Планирование объема выручки от реализации ООО «Орион ДВ» рассчитаем с помощью методики исходя из прогнозированного объема продаж товаров, на основе последних данных о темпах роста за первый квартал 2008 года, так как выручка от реализации на предприятии ежегодно возрастает (таблица 3.6).

     

    Таблица 3.6 — Развитие выручки от реализации общества с ограниченной ответственностью «Орион ДВ» по месяцам

    Месяцы

    Выручка от реализации, тыс.руб.

    Темп роста в % к 2007 году

    2007 год

    2008 год

    Январь

    188

    280,8

    149,3

    Февраль

    180,5

    272,3

    150,8

    Март

    187,5

    277,4

    147,9

    Итого 1-ый квартал

    556

    830,5

    149,3

     

    Из таблицы видно, что в 2008 году выручка от реализации ежемесячно возрастает, темпы роста также растут по сравнению с 2006 годом. Для планирования выручки от реализации в общем объеме используем средний темп роста, который равен 149,3 % к прошлому году. Следовательно, выручка от реализации в 2009 году составит:

    3322 тыс. руб. · 149,3 % : 100 % = 4959,7 тыс. руб.

    Динамика квартальных и месячных оборотов отличается от динамики годовых. Отличие проявляется в том, что развитие годовых объемов выручки от реализации носит монотонный характер, а квартальные и месячные изменения объемов выручки от реализации тех же товаров характеризуются более резкими колебаниями.[21]

    Сезонность в торговле – это сложное социально-экономическое явление, которое непрерывно изменяется: смещаются периоды увеличения и уменьшения реализации, изменяется степень колеблемости сезонной волны. Поэтому необходимо изучить условия формирования сезонности в торговле и уметь прогнозировать их.

    В настоящее время существует много различных методов, с помощью которых осуществляется анализ и планирование месячных и квартальных объемов выручки от реализации.

    Для этого определим среднеквартальный оборот за каждый год, который рассчитывается по формуле

     

    Т ср. кв. j = Т j / 4,                         (3.4)

     

    где Т ср. кв. j – среднеквартальный оборот, тыс. руб.;

    Т j – объем выручки от реализации j-го года, тыс. руб.

    Рассчитаем сезонные колебания выручки от реализации по кварталам за каждый год (таблица 3.10) и определим их сумму по формуле

     

    091313 0424 171 Организационные мероприятия по оптимизации выручки от реализации товаров, услуг и издержек обращения С ij = Т ij / Тср. кв.j · 100,                    (3.5)

     

    где С ij – сезонные колебания выручки от реализации по кварталам, %;

    Т ij – выручка от реализации i-го квартала j-го года, тыс. руб.

     

    Таблица 3.7 — Исходные данные для расчета сезонных колебаний выручки от реализации по кварталам, тыс.руб.

    Кварталы

    Выручка от реализации

    2006 год

    2007 год

    2008 год

    1-ый квартал

    598

    556

    830,5

    2-ой квартал

    670

    715

    849,1

    3-ий квартал

    469

    745

    847,3

    4-ый квартал

    685

    765

    795,1

    Тj

    2422

    2781

    3322

    Т ср.кв.j

    605,5

    695,25

    830,5

     

    Составим таблицу сезонных колебаний выручки от реализации по кварталам за каждый год (таблица 3.8).

     

     

    Кварталы

    Сезонные колебания выручки от реализации по кварталам (С)

    Σ Ρ

    2006 год

    2007 год

    2008 год

    1-ый

    98,76

    79,97

    100

    276,8

    2-ой

    110,6

    102,8

    102,2

    306,43

    3-ий

    77,4

    107,2

    102

    269,13

    4-ый

    113,1

    110

    95,7

    347,64

     

    В целях устранения влияния случайных факторов, на основе рассчитанных сезонных колебаний определим индекс сезонности выручки от реализации

     

    I сез. Перв. I = Ρ j / n,                             (3.6)

     

    где I сез. перв. i – индекс сезонности выручки от реализации, %;

    Σ Ρj – сумма сезонных колебаний;

    n – число кварталов.

     

    Сумма индексов сезонности выручки от реализации за четыре квартала должна быть равна 400,0 %, если отсутствует влияние сезонных факторов (i сезонности выручки от реализации каждого квартала равен 100 %). Так как имеется отклонение от указанной величины, то введем коэффициент поправки, который рассчитывается по формуле:

     

    091313 0424 181 Организационные мероприятия по оптимизации выручки от реализации товаров, услуг и издержек обращенияКn = 400 / Σ I сез.перв. i,                        (3.7)

     

    где Кn – коэффициент поправки первоначальных индексов сезонности выручки от реализации.

     

    Кn = 400 / 399,9 = 1,00025

     

     

    I сез. ут. i = I сез. перв. i · Кn,                        (3.8)

     

    где I сез.ут. i – индекс сезонности уточненный.

     

    Таблица 3.9 — Расчет индекса сезонности по кварталам, %

    Кварталы

    Σ Ρi

    I сез. первичный

    I сез. уточненный

    I

    278,73

    92,91

    93,1

    II

    315,6

    105,2

    105,2

    III

    286,6

    95,5

    95,4

    IV

    318,8

    106,3

    106,3

    Сумма

    399,1

    400

     

    Индекс сезонности показывает, на сколько процентов отклоняется выручка от реализации данного квартала от среднеквартальной величины под влиянием факторов сезонного характера.[32]

    Рассчитаем выручку от реализации по кварталам на будущий год по формуле:

     

    Т j кв.б.г. = Т ср. б. г. · I сез. Ут. I / 100 %,             (3.9)

     

    где Т j кв.б.г. – выручка от реализации по кварталам на будущий год;

    Т ср. б. г. – среднеквартальная выручка от реализации будущего года.

     

    Т ср. кв. 2007 = 4959,7 / 4 = 1239,93 тыс. руб.

    Т I кв = 1239,93 · 93,1 / 100 = 1154,4 тыс. руб.;

    Т II кв = 1239,93 · 105,2 / 100 = 1304,4 тыс. руб.;

    Т III кв = 1239,93 · 95,4 / 100 = 1182,9 тыс. руб.;

    Т IV кв = 1239,93 · 108,3 / 100 = 1318,1 тыс. руб.

    Итак, планируемая выручка от реализации в 2009 году составит 4959,7 тыс. руб., что на 1637,7 тыс. руб. больше, чем в 2008 году.

     

    3.2 Экономические мероприятия, направленные на снижение издержек обращения ООО «Орион ДВ»

     

    Систематическое снижение издержек — основное средство повышения прибыльности функционирования фирмы. В условиях рыночной экономики, когда финансовая поддержка убыточных предприятий является не правилом, а исключением, как это было при административно-командной системе, исследование проблем уменьшения издержек производства, разработка рекомендаций в этой области — один из краеугольных камней всей экономической теории[14].

    Можно выделить следующие основные направления снижения издержек производства во всех сферах национальной экономики:

    — использование достижений НТП;

    — совершенствование организации производства и труда;

    — государственное регулирование экономических процессов.

    Прежде чем рассматривать основные направления экономии издержек, необходимо сделать одно существенное замечание. Дело в том что сама деятельность предприятия по обеспечению экономии затрат в подавляющем большинстве случаев требует затрат труда, капитала и финансов. Затраты по экономии издержек тогда эффективны, когда рост полезного эффекта (в самых разнообразных формах) превысит затраты на обеспечение экономии. Естественно, что возможен и пограничный вариант, когда уменьшение издержек на производство изделия не изменяет его полезных свойств, но позволяет снизить цену в конкурентной борьбе. В современных условиях типичным является не сохранение потребительских качеств, а экономия на издержках в расчете на единицу полезного эффекта или других важных для потребителя характеристик. На практике это часто принимает такие формы, как, например, снижение стоимости единицы производственной мощности оборудования[25].

    При анализе издержек обращения необходимо учитывать внешние факторы, не зависящие от деятельности предприятия. Среди внешних факторов можно назвать:

  • темпы инфляции в стране. Чем выше этот показатель, тем быстрее растет сумма издержек обращения по оплате труда персонала, обслуживанию заемных финансовых средств, оплате транспортных услуг и других сторонних предприятий, отчислениям на социальные нужды. В некоторой степени исключить влияние данного фактора позволяет использование показателя уровня издержек обращения, а не их суммы. Однако следует учитывать, что повышение цен на реализуемые товары в основном является следствием тарифов на услуги сторонних организаций, ставок заработной платы;
  • уровень развития отдельных сегментов потребительского рынка. В условиях «рынка продавца» уровень издержкоёмкости реализации различных отдельных групп товаров значительно ниже, чем в условиях «рынка покупателя». Это связанно с различиями в скорости обращения товаров, в уровне расходов на рекламу, в уровне расходов на организацию торгового обслуживания покупателей и т.д.;
  • динамика арендных ставок;
  • изменение видов и ставок налоговых платежей, входящих в состав издержек обращения[26].

    В последнее время всё большее распространение находит анализ взаимосвязи между показателями объема продаж (или выручки), издержек обращения и прибыли.

    Рассмотрим основные статьи, занимающие от 70-80% в общих расходах – это статья «Расходы на оплату труда». Расходы по этой статье зависят от ряда факторов:

  • суммы заработанных средств (доходов);
  • соблюдения режима экономии;
  • от намечаемой структуры использования дохода на планируемый период;
  • намечаемой численности работников и др[25].

    Выручка от реализации товаров, работ и услуг – 3322 тыс.руб.

    Эта сумма распределяется следующим образом:

  • расходы на оплату труда – 709 тыс.руб.
  • остальные издержки обращения – 1080,4 тыс.руб.
  • прибыль – (-123) тыс.руб.

    В планируемом году по предварительному расчету сумма прибыли должна быть 124 тыс.руб. Розничный планируемый товарооборот намечен в сумме 2960 тыс.руб. Удельный вес прибыли в доходе (без НДС) намечено увеличить на + 3,7% по сравнению с отчетным годом.

    Уровень издержек обращения (без расхода на оплату труда) в планируемом году по сравнению с отчетным повысится на 0,05% к товарообороту.

  • Удельный вес прибыли в доходах:
  • отчетный год = 091313 0424 191 Организационные мероприятия по оптимизации выручки от реализации товаров, услуг и издержек обращения
  • планируемый год = +3,7%
  • Уровень издержек обращения без расходов на оплату труда:
  • отчетный год = 091313 0424 201 Организационные мероприятия по оптимизации выручки от реализации товаров, услуг и издержек обращения
  • планируемый год = 091313 0424 211 Организационные мероприятия по оптимизации выручки от реализации товаров, услуг и издержек обращения
  • Выручка от реализации товаров, работ, услуг в планируемом году:

    091313 0424 221 Организационные мероприятия по оптимизации выручки от реализации товаров, услуг и издержек обращения

  • Сумма издержек обращения (без расходов на оплату труда) на планируемый год:

    091313 0424 231 Организационные мероприятия по оптимизации выручки от реализации товаров, услуг и издержек обращения

  • Расходы на оплату труда в планируемом году:

    091313 0424 241 Организационные мероприятия по оптимизации выручки от реализации товаров, услуг и издержек обращения

    С целью экономического обоснования необходимо выявить, соблюдаются ли необходимые соотношения в темпах роста на оплату труда, прибыли и розничного товарооборота.

    Для нормального соотношения интенсификации характерно:

    091313 0424 251 Организационные мероприятия по оптимизации выручки от реализации товаров, услуг и издержек обращениятемп прироста прибыли,%

    091313 0424 261 Организационные мероприятия по оптимизации выручки от реализации товаров, услуг и издержек обращениятемп роста выручки,%

    091313 0424 271 Организационные мероприятия по оптимизации выручки от реализации товаров, услуг и издержек обращениятемп роста товарооборота,%

    091313 0424 281 Организационные мероприятия по оптимизации выручки от реализации товаров, услуг и издержек обращениятемп роста расходов на оплату труда, %

    Рассчитаем указанные темпы роста в планируемом году по сравнению с отчетным:

    091313 0424 291 Организационные мероприятия по оптимизации выручки от реализации товаров, услуг и издержек обращения

    Расчеты показали, что темпы роста товарооборота, выручки, прибыли и расходов на оплату труда соответствуют признакам интенсивного развития.

    В отчетном периоде на предприятии ООО «Орион ДВ» наблюдается увеличение выручки за счет изменения суммы оборотных средств на 589,9 тыс.руб.(2053,6-1463,7) и изменение выручки за счет увеличения коэффициента оборачиваемости оборотных средств в сумме 61,4 тыс.руб.(2115-2053,6). Увеличение оборачиваемости свидетельствует об эффективном использовании активов.

    Для достижения цели необходимо не допускать образования сверхнормативных запасов товаров; усилить контроль за сохранностью товаров. Важным резервом экономии издержек обращения в условиях формирования рыночных отношений является ускорение оборачиваемости средств, вложенных в товарные запасы, что позволит наряду с увеличением доли собственных средств в оплате товаров, сократить расходы по статье «Проценты за пользованием займом», «Потери товаров и технические отходы»[25].

    Не менее важным резервом экономии издержек обращения является сокращение и полное устранение непланируемых потерь: штрафов, пеней, неустоек, убытков от списания дебиторской задолженности. Для этого необходимо обеспечить четкую организацию учета и контроля за выполнением договорных обязательств. На каждом предприятии успех борьбы за строгое соблюдение режима экономии зависит от творческой инициативы и многообразия форм хозяйствования[51].

    Для обеспечения своей конкурентоспособности каждое торговое предприятие должно постоянно думать и заботиться об интересах своего предприятия. В противном случае, при наличии конкурентной среды, возможна потеря клиентов, а следовательно, снижение товарооборота и прибыли. В конечном счете режим экономии должен проявляться в снижении уровня (то есть удельных расходов). Например, сумма амортизационных отчислений в 2006 году составила 10,1 тыс.руб., а в 2005 году – 5,1 тыс.руб. Если розничный товарооборот составит 1340 тыс.руб., то уровень расходов по амортизации составит 0,75% к обороту. При увеличении объема розничного товарооборота до 1665 тыс.руб. уровень этих расходов составит 0,3%, то есть уменьшится на 0,45% к товарообороту. Этот простой пример показывает, каким образом могут быть задействованы лежащие на поверхности факторы экономического использования имеющихся ресурсов. Главное здесь – рост отдачи (в данном случае объема розничного товарооборота на единицу затрат). Соблюдение режима экономии в условиях конкуренции нацеливает предприятие на поиск резервов снижения издержек обращения, не связанных с качеством торгового обслуживания клиентов.

    Произведем расчет, называемый обычно расчетом сбалансированного соотношения (РСС) между издержками, объемом реализации и прибылью, поскольку основная его цель состоит в нахождении минимального товарооборота, обеспечивающего только возмещение издержек и необходимого, обеспечивающего возмещение издержек и получение нормальной прибыли.

    РСС дает администрации возможность определять влияние на прибыль следующих факторов:

  • постоянных издержек;
  • переменных издержек
  • цены реализации;
  • ассортимента реализуемого товара;
  • среднего размера торговых надбавок.

    Ценность РСС между издержками, объемом реализации и прибылью, зависит от обоснованности данных в сметах[25].

    Исходная информация по ООО «Орион ДВ»:

  1. Сумма условно-постоянных издержек обращения по данным расчетов составит в планируемом году 396 тыс. руб.
  2. Уровень условно-переменных издержек обращения по данным анализа за прошлые годы в планируемом году в размере 69% к розничному товарообороту.
  3. Уровень выручки от реализации товаров, работ и услуг (без НДС) определен в размере 54% к розничному товарообороту.

    Определить:

  4. Объем товарооборота на планируемый год, необходимый для получения прибыли при торговле в сумме 124 тыс.руб..
  5. Минимальный объем товарооборота, обеспечивающий возмещение издержек обращения.

    Решение:

  6. Необходимый товарооборот — 091313 0424 301 Организационные мероприятия по оптимизации выручки от реализации товаров, услуг и издержек обращения, тогда:

     

    091313 0424 311 Организационные мероприятия по оптимизации выручки от реализации товаров, услуг и издержек обращения

     

    091313 0424 321 Организационные мероприятия по оптимизации выручки от реализации товаров, услуг и издержек обращения

    Следовательно розничный товарооборот в сумме 916 тыс.руб. обеспечит лишь возмещение издержек обращения, а в объеме 3467 тыс.руб. и получение прибыли, необходимой для развития в сумме 124 тыс.руб.

    Таким образом, результаты расчетов показали, что точкой сбалансированного соответствия ООО «Орион ДВ» является объем розничного товарооборота в сумме 916 тыс.руб. Ниже этого объема могут быть потенциальные убытки, а выше прибыли.

    При этом снижение или увеличение постоянных издержек обращения приведет к уменьшению или увеличению прибыли в размере той суммы, на которую будет увеличиваться или уменьшаться издержки. Но даже небольшое увеличение уровня переменных издержек обращения окажет значительное влияние на уменьшение прибыли.

    Прогнозирование издержек обращения необходимо для увязки задач развития МТБ и осуществления других досрочных программ с финансовыми возможностями предприятия.

    Основными методами прогнозирования издержек обращения являются: экономические расчеты, основанные на использовании прогрессивных норм и нормативов; экономическо-математическое моделирование путем учета влияния основных факторов на уровень расходов и др.Относительная экономия (перерасход) издержек обращения рассчитывается, чтобы сравнить величину издержек, полученную фактически, с величиной издержек, которая наблюдалась бы при фактическом товарообороте и сохранении их базового уровня. Экономия издержек обращения имеет важное значение для каждого отдельного торгового предприятия. Она выступает источником повышения доходности, роста фонда оплаты труда и т. д. Однако резервы экономии издержек нужно искать по статьям, не связанным с культурой обслуживания. Например, чтобы уменьшить транспортные расходы, необходимо максимально использовать грузоподъемность транспорта, сокращать дальность перевозок и время простоев из-за разгрузки и погрузки, проводить внедрение прогрессивных технологий товародвижения с использованием контейнеров и тары-оборудования, механизацию погрузочно-разгрузочных работ. Товарные потери можно сократить и уменьшить путем улучшения условий транспортирования, хранения товаров, увеличения доли фасованных товаров. Каждое торговое предприятие должно постоянно изыскивать резервы экономии издержек обращения при одновременном повышении качества обслуживания покупателей. Необходимо обратить внимание на опыт западных стран, где ориентируются на переменные издержки обращения, что с управленческой точки зрения будет наиболее целесообразно. Ведь переменные расходы, хотя и повышаются в абсолютной сумме с ростом объема реализации товаров, но темпы их роста отстают от темпа роста реализации товаров. Таким образом, если перекрываются переменные расходы плюс наименьшая, но четко спрограммирована прибыль, это ускорит продажу, оживит рынок, что очень существенно при столь массовом затормаживании в экономике, вследствие неплатежеспособности покупателей. Таким образом, мы подошли к основной задаче. Резервы экономии издержек обращения кроются в повышении эффективности использования оборотных средств и снижении затрат по содержанию товарных запасов. В общей структуре оборотных средств торговых организаций до 95% составляют товарные запасы. Если учесть, что оборотные средства непрерывно возрастают, то ускорение оборачиваемости оборотных средств является важным источником повышения эффективности использования ресурсов. Значительным резервом экономии издержек обращения является снижение непроизводительных расходов. Основными мероприятиями по сокращению этих расходов являются: организация тщательной количественной и качественной приемки продукции от поставщиков, обеспечение надлежащего хранения[59].

    Издержки обращения – один из важнейших оценочных показателей финансово-хозяйственной деятельности торговых организаций. Он позволяет определить качество и эффективность работы всего коллектива, а внедрение режима экономии издержек обращения способствует росту производительности труда, повышению уровня рентабельности. В деятельности организаций сферы товарного обращения, ведущую роль играют обеспечение своевременного, достоверного и полного учета и анализа фактических расходов, осуществление действенного контроля над использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Издержки обращения участвуют в формировании финансового результата деятельности торговой организации. К основным направлениям режима экономии издержек обращения можно отнести:

  7. Снижение заработной платы, данной показатель должен иметь тенденцию снижения, т.к. темпы роста товарооборота должны опережать темпы роста расходов на оплату труда. К сожалению, на предприятии ООО «Орион ДВ» указанный принцип нарушен, что привело, в конечном счете, к удорожанию издержек обращения. Затраты предприятия на оплату труда и отчисления на социальные нужды увеличились на 106,5 тыс.руб.(091313 0424 331 Организационные мероприятия по оптимизации выручки от реализации товаров, услуг и издержек обращения), или 32% в выручке от реализации товаров, работ и услуг.

    В целях уменьшения расходов по оплате труда предлагается произвести сокращение одного продавца, что даст возможность высвободить 169,4 тыс.руб.

    091313 0424 341 Организационные мероприятия по оптимизации выручки от реализации товаров, услуг и издержек обращения

  8. Предлагаю рассмотреть вопрос улучшения финансового положения предприятия не за счет увеличения сдачи площадей в аренду, а их изъятие под собственную торговлю. Увеличение торговых площадей за счет рационального их использования, применения современных форм торговли даст увеличение товарооборота, что положительно скажется на финансовом положении предприятия.
  9. В целях сохранности товарно-материальных ценностей улучшить состояние складских помещений, за счет проведения косметического ремонта, регулярно проводить борьбу с грызунами собственными силами (установка капканов, отрава), что позволит отказаться от вызовов СЭС, что, в свою очередь, позволит высвободить за год около 20 тыс.руб.
  10. Уменьшить расходы на оплату процентов за кредит, которые определяются суммой кредита и сроком кредита. Необходимо тщательной проверке подвергнуть учет процентов по кредитам, по которым процентная ставка превышала бы учетную. Для этого оценивается содержание кредитных договоров.
  11. Внедрение прогрессивных методов торговли, установка более модернизированного оборудования со свободным доступом покупателей к товару.
  12. Сокращение расходов на перевозку товаров за счет рационализации товародвижения.
  13. Снижение затрат на погрузо-разгрузочные операции за счет использования современных механизмов (клетки для перевозки товаров и т.д.)
  14. Уменьшение расходов на защиту путем ускорения оборачиваемости оборотного капитала и увеличения доли собственных средств в оплате товаров.
  15. Статья «Прочие расходы» составляет 420,1 тыс.руб. На данную статью предприятие относит затраты на охрану – 390 тыс. руб. Охрана предприятия осуществлялась силами Частного охранного предприятия. В последний год предприятие заключило договор охраны с муниципальным органом военизированной охраны, что позволит сократить расходы на 46% или в суммарном выражении на 182 тыс.руб.
  16. Повышение качества торгового обслуживания покупателя.

    Перерасчет основных экономических показателей деятельности предприятия розничной торговли ООО «Орион ДВ» в результате внедрения мероприятий:

  17. В результате внедрения мероприятий, предложенных в предыдущем разделе, произойдет изменение основных экономических показателей деятельности предприятия. Проектируемый объем выручки от реализации товаров и услуг, рассчитывается по формуле:

     

    091313 0424 351 Организационные мероприятия по оптимизации выручки от реализации товаров, услуг и издержек обращения                         (3.10)

     

    где, 091313 0424 361 Организационные мероприятия по оптимизации выручки от реализации товаров, услуг и издержек обращения— проектируемый объем выручки от реализации товаров по проектируемым мероприятиям, тыс.руб.;

    091313 0424 371 Организационные мероприятия по оптимизации выручки от реализации товаров, услуг и издержек обращения— базовый объем выручки от реализации товаров и услуг, тыс.руб.;

    091313 0424 381 Организационные мероприятия по оптимизации выручки от реализации товаров, услуг и издержек обращения, 091313 0424 391 Организационные мероприятия по оптимизации выручки от реализации товаров, услуг и издержек обращения, 091313 0424 401 Организационные мероприятия по оптимизации выручки от реализации товаров, услуг и издержек обращения— прирост выручки от реализации товаров, работ и услуг по проектируемым мероприятиям, тыс.руб.

     

    091313 0424 411 Организационные мероприятия по оптимизации выручки от реализации товаров, услуг и издержек обращения

  18. В целях уменьшения расходов по оплате труда предлагается произвести сокращение одного продавца, что даст возможность высвободить 169,4 тыс.руб.

    091313 0424 421 Организационные мероприятия по оптимизации выручки от реализации товаров, услуг и издержек обращения

    В последний год предприятие заключило договор охраны с муниципальным органом военизированной охраны, что позволит сократить расходы на 46% или в суммарном выражении на 182 тыс.руб.

    Коммерческие расходы проектируемого года = 2879,1 тыс.руб. – — 169,4 тыс.руб.– 182 тыс.руб. = 2527,7 тыс.руб.

     

    зателей в результате внедрения мероприятий, тыс. руб.

    Показатели

    Базовый год

    Проектный год

    Выручка от реализации товаров, работ, услуг

    2781

    5840,1

    Себестоимость

    1516

    2425,6

    Коммерческие расходы

    1371

    2527,7

    Прибыль от продаж

    — 106

    886,8

     

    Таким образом, внедрение предлагаемых мероприятий позволяет существенно повысить товарооборот и эффективность торговой деятельности и получить прибыль в размере 886,8 тыс. руб. за год.


     

<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 1.08MB/0.00182 sec

WordPress: 24.79MB | MySQL:118 | 2,340sec