Основные фонды предприятий общественного питания, состав и классификация » Буквы.Ру Научно-популярный портал<script async custom-element="amp-auto-ads" src="https://cdn.ampproject.org/v0/amp-auto-ads-0.1.js"> </script>

Основные фонды предприятий общественного питания, состав и классификация

<

102013 0030 1 Основные фонды предприятий общественного питания, состав и классификация

1 ОСНОВНЫЕ ФОНДЫ ПРЕДПРИЯТИЙ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ, СОСТАВ И КЛАССИФИКАЦИЯ

 

Успешное функционирование общественного питания невозможно без наличия и укрепления материально-технической базы.

Материально-техническая база общественного питания — это совокупность вещественных элементов производительных сил, технологических процессов и форм организации деятельности в отрасли, обеспечивающих ее функционирование.

В материально-технической базе общественного питания можно выделить материальные ресурсы, технологию и организацию деятельности. Из указанных элементов вещественную форму имеют только материальные ресурсы; Технология и организация деятельности представляют собой нематериальные ресурсы отрасли, которые приводят в движение материальные ресурсы и обеспечивают определенную эффективность их функционирования. В целом нематериальные ресурсы представляют собой ресурсы, не имеющие материально-вещественной основы (патенты, лицензии и пр.).

Материально-техническая база находит свое стоимостное отражение в балансе в материальных и нематериальных активах отрасли, которые отражают соответствующие ресурсы в стоимостной форме. Эти показатели могут измеряться по балансовой стоимости; по данным сводного баланса отрасли общественного питания) либо по рыночной стоимости, по данным о рыночной оценке предприятий питания как целостных имущественных комплексов, объектов купли-продажи).

Материальные ресурсы общественного питания — это совокупность его ресурсов, имеющих натурально-вещественную форму и принимающих участие в деятельности отрасли, ее обслуживании или выступающих результатом этой деятельности.

Материальные ресурсы образуются из основных фондов, оборотных фондов и из части фондов обращения.

От отношения к ресурсам и их потреблению в процессе труда зависит во многом объем производимых благ, их качество, доходы и уровень жизни как самого рабочего, так и его семьи, а в конечном счете, богатство и благосостояние населения страны. Одной из определяющих причин глубокого экономического кризиса нашей страны, удорожания жизни людей является неэффективное использование ресурсов.

Средства производства – это машины, станки, приборы, инструменты, здания, сооружения, транспортные средства, линии связи, хранилища, склады и другие. В экономической науке все эти виды ресурсов называются основным капиталом или основными производственными фондами.

К основным средствам относят материальные активы, которыми предприятие владеет с целью использования их в процессе производства или снабжения товаров и услуг, предоставления в аренду другим лицам или для осуществления административных функций, ожидаемый срок полезного использования (эксплуатации) которых превышает один год (или операционный цикл, если он не превышает год).

Основные средства промышленных предприятий составляют основу их материально-технической базы, рост и совершенствование которых является важнейшим условием повышения качества и конкурентоспособности продукции.

Существует несколько классификаций основных средств, в соответствии с которыми они делятся по отраслям народного хозяйства; функциональному назначению; натурально-вещественному составу; степени использования; принадлежности.

В зависимости от вида деятельности предприятия основные средства относятся к определенным отраслям (промышленность, сельское хозяйство, транспорт, строительство, торговля, общественное питание, связь, материально-техническое обеспечение и другие).

По функциональному назначению основные средства делятся на промышленно-производственные, производственные других отраслей и непроизводственные.

Промышленно-производственные основные средства – это средства труда, непосредственно участвующие в процессе производства (рабочие машины и оборудование, силовые машины и другие орудия труда, с помощью которых осуществляется производство продукции), а также объекты, создающие условия для использования орудий труда в процессе производства (здания, сооружения и прочие).

К основным непроизводственным средствам (фондам) относятся жилые дома, детские и другие объекты культурно-бытового обслуживания трудящихся, которые находятся на балансе предприятия. В отличие от производственных средств они не участвуют в процессе производства и не переносят своей стоимости на продукт, ибо он не производится.

В свою очередь промышленно-производственные основные средства по своему натурально-вещественному составу учитываются по следующим группам: здания; сооружения; передаточные устройства; силовые машины и оборудование; рабочие машины и оборудование; транспортные средства; инструменты; производственный и хозяйственный инвентарь; прочие основные средства.

Рабочие машины и оборудование на промышленном предприятии представляют собой группу, включающую самые разнообразные виды оборудования, применяемого для производства продукции — станки, прессы, прокатные станы, подъемно-транспортное оборудование, вентиляторные установки, экскаваторы, лебедки и другие. К этой группе основных средств относится также вычислительная техника (электронно-вычислительные, управляющие, аналоговые и другие машины и устройства, используемые для управления промышленным производством).

Значение каждой из перечисленных групп основных средств в производстве и повышении его эффективности неодинаково. Основные производственные средства принято делить на две части: активную и пассивную часть. К активной части основных средств относят те средства, которые принимают непосредственное участие в производственном процессе (машины и оборудование). Активными основными средствами, непосредственно влияющим на уровень технической вооруженности труда на промышленном предприятии, являются орудия производства. От их качества, степени использования зависят объем производства и его эффективность.

К пассивной же части основных средств относят те средства, которые обеспечивают нормальное функционирование производственного процесса. Они принимают косвенное участие в процессе производства (передаточные устройства), создают необходимые условия для использования машин и оборудования, при помощи которых осуществляется процесс производства (здания, сооружения). Поэтому уровень материально-технической базы предприятия определяется, прежде всего, количеством и качеством активной части основных средств.

Соотношение отдельных групп основных средств в их общем объеме представляет видовую (производственную) структуру основных средств.

Каждое промышленное предприятие имеет свою структуру основных средств, отражающую их производственно-технические особенности.

В зависимости от того, как используются объекты в производственной и хозяйственной деятельности, различают действующие, находящиеся в запасе и бездействующие основные средства.

По принадлежности основные средства подразделяются на собственные и арендованные. Собственные полностью принадлежат данному предприятию, а арендованные являются собственностью других предприятий и в соответствии с договором аренды используются на данном предприятии.

Трудно переоценить значение эффективного использования основных средств. Решение этой задачи означает увеличение производства необходимой обществу продукции, повышение отдачи созданного производственного потенциала и более полное удовлетворение потребностей населения, улучшение баланса оборудования в стране, снижение себестоимости продукции, рост рентабельности производства, накоплений предприятия.

Более полное использование основных средств приводит также к уменьшению потребностей в вводе новых производственных мощностей при изменении объема производства, а следовательно, к лучшему использованию прибыли предприятия.

Улучшение использования основных средств означает также ускорение их оборачиваемости, что в значительной мере способствует решению проблемы сокращения разрыва в сроках физического и морального износа, ускорения темпов обновления основных средств.

Успешное функционирование основных средств зависит от того, насколько полно реализуются экстенсивные и интенсивные факторы улучшения их использования.

Экстенсивное улучшение
использования основных средств предполагает, что, с одной стороны, будет увеличено время работы действующего оборудования в календарный период, а с другой, – повышен удельный вес действующего оборудования в составе всего оборудования, имеющегося на предприятии.

Важнейшими направлениями увеличения времени работы оборудования является сокращение и ликвидация внутрисменных простоев оборудования путем: повышения качества ремонтного обслуживания оборудования, своевременного обеспечения основного производства рабочей силой, сырьем, материалами, топливом, полуфабрикатами.

Интенсивность использования основных средств повышается путем технического совершенствования орудий труда, выполнения плана технического и организационного развития предприятия, путем ликвидации «узких мест» в производственном процессе, сокращения сроков достижения проектной производительности техники, улучшение организации труда, повышения квалификации и профессионального мастерства рабочих.

Существенным направлением повышения эффективности использования основных средств является совершенствование их структуры. Поскольку увеличение выпуска продукции достигается только в ведущих цехах, то важно повышать их долю в общей стоимости основных средств. Увеличение основных средств вспомогательного производства ведет к росту фондоемкости продукции, так как непосредственного увеличения выпуска продукции при этом не происходит. Крупный резерв повышения фондоотдачи – быстрое освоение вновь вводимых мощностей. С этой целью капитальные вложения должны выделятся под запланированный прирост продукции с учетом мер по улучшению использования действующих мощностей, а также их технического перевооружения и реконструкции.

Исходя из этого следует опережающими темпами проводить реконструкцию производства, создавать условия для интенсивных инвестиций, выдерживать курс на динамичную структурную перестройку, быстро заменяя отжившие технологии новыми, конкурентоспособными, гибкими, высокоавтоматизированными.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 АНАЛИЗ ЗАПАСОВ И ТОВАРООБОРАЧИВАЕМОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ

 

Товарно-сырьевые ресурсы общественного питания — это товарная продукция (т. с. продукция для отпуска на сторону) пищевой промышленности и сельского хозяйства, товары полученные от торговли, а также импортная продукция, которые направляются на обеспечение функций подотрасли.

По источникам формирования товарно-сырьевые ресурсы бывают:

—   собственные (сформированные за счет собственных средств либо из безвозмездно переданных средств);

—   заемные (образованные за счет кредитов и займов банков, специализированных кредитных и прочих организаций);

—   привлеченные (сформированные за счет увеличения кредиторской задолженности, резервных фондов).

Для характеристики товарно-сырьевых ресурсов отрасли используют показатели:

—   средних запасов товара и сырья;

—   оборачиваемости товарных запасов и сырья.

Средние запасы товаров и сырья — это такое количество запасов и сырья, которое в среднем находилось в организациях отрасли за изучаемый периоду Показатель средних запасов товара и сырья рассчитывается как средняя по данным за определенный период.

Основные задачи анализа товарооборота могут быть сведены к следующим:

  • проверка выполнения планов (прогнозов) товарооборота, удовлетворения покупательского спроса на отдельные товары, освоения долгосрочных нормативов по показателям торговой деятельности; определение тенденций экономического и социального развития предприятий розничной торговли; установление обоснованности, напряженности, оптимальности планов;
  • изучение, количественное измерение и обобщение влияния факторов на выполнение плана и динамику розничного товарооборота; комплексная оценка торговой деятельности предприятия;
  • выявление путей, возможностей и резервов роста товарооборота, повышения качества обслуживания покупателей, эффективности использования материально-технической базы торговли, товарных и трудовых ресурсов;
  • разработка оптимальных, стратегических и тактических управленческих решений по развитию товарооборота предприятия общественного питания.
    <

    По методике анализа товарных операций, описанной Кравченко Л.Н. проводится горизонтальный (временной) и вертикальный (структурный) анализ товарооборота. Анализ товарооборота в торговой организации начинается с общего изучения общего объёма оборота. В процессе анализа необходимо определить динамику товарооборота по годам, кварталам и месяцам. Весьма важным разделом анализа является изучение структуры товарооборота. Структура товарооборота изучается по его видам, организационным формам, методам торговли и по ассортименту.

    По методике Маркарьян Э.А., Маркарьян С.Э. и Герасименко Г.П. проводится факторный анализ товарооборота. На товарооборот оказывают влияние большое количество факторов внешнего и внутреннего характера. К внешним факторам, не зависящим от деятельности организации, относятся: состояние экономики страны; объём и структура производства продукции; размещение производства, его отдалённость от организации; социальное положение населения страны; степень инфляции и т.д. Внутренние факторы, зависящие от работы организации, можно подразделить на три основные группы:

  • обеспеченность товарными ресурсами и их использование;
  • обеспеченность основными категориями работников и состояние производительности труда;
  • развитие материально-технической базы оптовых организаций и эффективность её использования.

    Сущенко О.В. предлагает строить анализ товарных запасов и товарооборота с учетом временных и ценовых факторов. По его мнению,
    в общем случае анализ товарооборота предприятия общественного питания может проводиться по следующей схеме: 1) определение общего объема товарооборота и оценка степени выполнения плана; 2) оценка и анализ динамики общего объема товарооборота; 3) анализ товарно-групповой структуры товарооборота; 4) анализ состава товарооборота по его определенным видам; 5) оценка и анализ ритмичности и сезонности реализации товаров; 6) количественная оценка факторов, которые обуславливают изменение товарооборота; 7) анализ запаса финансовой прочности торгового предприятия.

    Первый этап проведения анализа заключается в определении общего объема товарооборота торгового предприятия за отчетный период и оценка степени выполнения плана товарооборота.

    На этом этапе анализа определяют общий объем реализации товара и платных услуг в стоимостном выражении, а по некоторым товарным группам и видам товаров, кроме того — в натуральном размере.

    Оценка степени выполнения плана товарооборота осуществляется путем расчета относительного и абсолютного размеров отклонений фактического объема товарооборота от заданного, которые могут быть вызваны негативным влиянием неучтенных в процессе планирования факторов. Изучение степени выполнения плана проводится не только для оценки качества планирования и степени профессионализма работников планово-экономической службы торгового предприятия, а, прежде всего, с целью оценки динамики его внешней среды и чувствительности к изменению объемов реализации товаров на данном торговом предприятии.

    Второй этап сводится к анализу динамики общего товарооборота на протяжении отчетного периода (поквартально, на протяжении года или за 2-5 лет).

    Для исследования динамических изменений в объеме товарооборота предприятия общественного питания строится сопоставимый динамический временной ряд изменения товарооборота. Приведение фактического товарооборота в сопоставимый вид осуществляют по площади предприятия общественного питания, длительности его работы, а так же по ценам реализации товаров.

    Корректировка фактического товарооборота в связи с вводом (выбытием) и изменениями в графике реализации товаров осуществляется методом прямого расчета.

    Факторы, связанные с товарным обеспечением, оказывают влияние на объём оптовой продажи через изменение величин поступления товаров, их прочего выбытия (кроме реализации, потери, недостачи, порчи, переоценки и т.д.), запасов на начало и конец отчётного периода. Расчёт влияния указанных факторов на товарооборот осуществляется способами цепной подстановки или разниц исходя из формулы товарного баланса:

    102013 0030 2 Основные фонды предприятий общественного питания, состав и классификация

    , (1)

     

    где Nзн — запасы товаров на начало периода;

    Nп
    — поступление товаров (сырья);

    Nр – объём товарооборота (продажа);

    Nв – прочее выбытие товаров (сырья);

    Nзк – запасы товаров (сырья) на конец периода.

    На основании формулы (1) объём товарооборота определяется предприятия общественного питания:

    102013 0030 3 Основные фонды предприятий общественного питания, состав и классификация , (2)

     

    Основными слагаемыми, от которых зависит объём товарооборота, являются поступление и товарные (сырьевые) запасы. С увеличением размера поступления товаров (сырья) и запаса товаров на начало периода увеличивается объём их продажи и наоборот. Рост выбытия товаров и их запасов на конец периода сопровождается уменьшением оптового товарооборота. Определив влияние слагаемых товарного баланса на оптовый товарооборот, необходимо сделать более детальный анализ каждого из них.

    Поступление товаров (сырья) от поставщиков имеет большое значение, так как оно является основой товарооборота. Анализ поступления товаров (сырья) ведётся по источникам поступления и поставщикам с подразделением на поступление от: промышленности, других оптовых организаций, импорта, прочих организаций. При этом исчисляются процент выполнения договоров поставки, отклонения и удельные веса каждого источника от общей суммы поступления.

    Поставку товаров (сырья) необходимо анализировать и отдельно по каждому поставщику, по каждой позиции договора. Только при выполнении обязательств каждым поставщиком можно считать товарное снабжение обеспеченным. Выполнение поставщиками договоров поставки анализируется с использованием натуральных, денежных и натурально-денежных показателей по ассортименту, срокам поставки, порядка поставки. Особое внимание при анализе выполнения поставок товаров обращается на поставщиков, которые нарушают условия поставок.

    При анализе структуры поступления товаров (сырья) необходимо сравнить исчисленные удельные веса отдельных товарных групп в общем объёме поступления с удельными весами продажи товаров.

    Для определения степени обеспеченности объёма товарооборота договорами поставки следует рассчитать коэффициент обеспеченности товарооборота (Кот):

    102013 0030 4 Основные фонды предприятий общественного питания, состав и классификация

    , (3)

    где Np –товарооборот;

    Пдп – поступление товаров по договорам поставки.

    При анализе влияния на товарооборот обеспеченности и использования товарных ресурсов необходимо проанализировать товарные (сырьевые) запасы. Одним из показателей, характеризующих эффективность использования товарных запасов, является товарооборачиваемость или время обращения товаров. Время обращения товаров показывает продолжительность их пребывания в сфере обращения товаров. Ускорение товарооборачиваемости уменьшает затраты на хранение товарных запасов, приводит к высвобождению денежных средств и других оборотных активов.

    В условиях деятельности конкретной предприятия общественного питания ускорение оборачиваемости товаров способствует уменьшению потребности в оборотных средствах, находящихся в товарных запасах, сокращению затрат на хранение товаров, а следовательно, и укреплению его финансового состояния. Товарооборачиваемость или время обращения выражается числом дней и показывает продолжительность пребывания товаров в виде товарного запаса, или обеспечение товарооборота товарными запасами.

    Товарооборачиваемость определяется по формуле (4):

    102013 0030 5 Основные фонды предприятий общественного питания, состав и классификация

    , (4)

     

     

    где В – товарооборачиваемость, дней;

    Д – дни периода;

    Np – товарооборот за период;

    102013 0030 6 Основные фонды предприятий общественного питания, состав и классификация
    Nз – средние товарные запасы за период.

    102013 0030 7 Основные фонды предприятий общественного питания, состав и классификацияОборачиваемость товаров также исчисляется по числу оборотов (С) по формуле (5):

    , (5)

     

    Скорость товарооборота указывает, сколько раз в течение данного отчётного периода возобновлялся товарный запас. Наличие сверхнормативных товарных запасов отрицательно сказывается на финансовых результатах и финансовом состоянии организации, так как приводит к росту прямых расходов (по их хранению и реализации) и косвенных затрат в виде отвлечения собственных и заёмных средств на их приобретение.

    При анализе ассортимента товарных запасов необходимо исчислить их структуру и сравнить со структурой товарооборота. Сравнение структуры товарооборота со структурой товарных запасов имеет большое значение, так как структура товарооборота в какой-то степени отражает структуру спроса, а структура товарных запасов – структуру предложения. При этом не должно быть резких отклонений структуры товарных запасов от структуры товарооборота.

    Анализируя запасы и товарооборачиваемость, важно выявить их динамику. Такой анализ помогает установить тенденцию изменения этих показателей. Анализировать динамику запасов в отрыве от динамики товарооборота не имеет смысла, так как товарные запасы неразрывно связаны с товарооборотом. Изучение развития товарооборота позволит установить тенденцию изменения запасов. Если товарооборот растёт в той же мере, что и рост запасов, или в большей степени, то это свидетельствует о нормальной работе организации. Если рост товарооборота отстаёт от роста запасов предприятия общественного питания, то это говорит о фактах затоваривания.

    Размер запасов определяется объемом и структурой товарооборота предприятия общественного питания. Поддержание оптимальной пропорции между величиной товарооборота и размерами запасов — одна из важных задач предприятия общественного питания. При недостаточной величине запасов возникают сложности с товарным обеспечением товарооборота предприятия; излишние запасы вызывают дополнительные потери, увеличение потребности в кредитах и рост расходов по выплате процентов по ним, увеличение расходов по хранению запасов, что в совокупности ухудшает общее финансовое состояние предприятия общественного питания.

    Запасы предприятия общественного питания анализируются в целом по предприятию и по каждой товарной группе по данным оперативного учета, а также бухгалтерской и статистической отчетности. Основной задачей анализа является проверка соответствия фактических запасов установленным нормам и выяснение причин отклонений. На основании данных, полученных в ходе анализа, принимаются меры для нормализации товарных запасов.

    Запасы предприятия общественного питания анализируются, планируются и учитываются в абсолютных и относительных показателях.

    Абсолютные показатели представляют собой стоимостные (денежные) и натуральные единицы, удобны и используются при проведении инвентаризаций в торговых предприятиях.

    Один из наиболее используемых показателей — объем запасов, может измеряться в натуральном и стоимостном выражении. На практике определяют три вида данного показателя:

    – минимально допустимый объем, свидетельствующий о необходимости пополнения запасов;

    – максимальный объем, характеризующий предельную величину запасов;

    – резервный объем, гарантирующий владельцу бесперебойную работу предприятия общественного питания в непредвиденных случаях.

    Главный недостаток абсолютных показателей — невозможность с их помощью определить степень соответствия величины запаса потребностям развития товарооборота. Поэтому более широкое распространение получили относительные показатели, позволяющие сопоставлять величину запаса с товарооборотом предприятия общественного питания.

    Учитывая достаточно высокую динамику изменения цен на Российском рынке, определение объема товарооборота, сопоставленного с ценами реализации Тсц., может проводиться последующей формуле:

    102013 0030 8 Основные фонды предприятий общественного питания, состав и классификация (6)

    где n- число интервалов времени за отчетный период, на которых цена на различные виды товаров оставалась стабильной;

    m- количество наименований товаров различного вида;

    Tфij – фактический товарооборот за i-й интервал времени отчетного периода по товару j-го наименования;

    цij -индекс прироста цены реализации товара j-го наименования на i-м интервале отчетного периода по сравнению с предыдущим периодом i -1, который рассматривается как базовый.

    Средний индекс изменения цен рассчитывается непосредственно предприятием с учетом структуры товарооборота и информации об изменении цен реализации на определенные товары на различных интервалах отчетного периода. Использование для корректировки индекса инфляции за соответствующий период обычно является некорректным в связи с отличиями в структуре товарооборота торговых предприятий.

    На базе построенного динамического ряда сопоставимого товарооборота вычисляются абсолютные изменения в объеме реализации товаров, а так же темпы роста и прироста что касается предыдущего и базового периода.

    Важное значение для планирования и управления предприятием общественного питания имеет так же определение средних темпов изменения объема товарооборота (среднеквартальных или среднегодовых) по формуле среднегеометрической:

    102013 0030 9 Основные фонды предприятий общественного питания, состав и классификация  (7)

    где Т — среднегеометрический темп роста;

    Yk — конечный показатель динамического ряда;

    Y0 — начальный показатель динамического ряда

    n – количество показателей в динамическом ряду.

    Третий этап сводится к анализу товарно-групповой структуры товарооборота предприятия общественного питания за отчетный период и в динамике, определение закономерностей развития объема продажи по отдельным товарным группам (видами и разновидностями товаров).

    На этом этапе аналитической работы изучаются темпы роста и прироста, абсолютный объем изменения товарооборота по отдельным товарным группам (видами и разновидностями товаров), определяется вес отдельных товарных групп (видов товаров) в общем объеме товарооборота предприятия. В процессе проведения этой работы используется информация, полученная в коньюктурных рейтингах (изучение рынка соответствующих товаров), что позволяет определить объективные (изменение объема и структуры спроса, специализации предприятия, объемов и структуры товарного предложения, налогового регулирования) и субъективные (недочеты в организации закупки и продажи товаров, просчеты в планировании, недобросовестность персонала и др.) причины изменения ассортиментной структуры товарооборота предприятия и объема реализации товаров (продукции).

    Изучение ассортиментной структуры товарооборота позволяет производить ранжирование товарных групп по степени их значимости (вклада) в общий товарооборот предприятия, а также количественно оценивать положительное или негативное влияние динамики реализации отдельных видов товаров на общий объем товарооборота предприятия и дальнейшие возможности его увеличения.

    Четвертый этап сводится к анализу состава товарооборота предприятия в зависимости от положения конечных потребителей, форм и сроков расчетов, характера реализуемых товаров, организационных форм и методов торговли.

    Исследование состава товарооборота предприятием проводится за отчетный период и в динамике. Предвидит определение основных закономерностей отдельных видов товарооборота – реализацию товаров (продукции) населению и оптовым потребителям, с немедленной оплатой и в кредит, оплата наличными и по безналичному расчету, новых и бывших в употреблении товаров, в стационарной торговой сети и в пунктах мелкооптовой торговли и др.

    Для проведения исследования рассчитывают и сопоставляют между собой объемы реализации продукции предприятия общественного питания по отдельным видам товарооборота, темпам их роста и прироста, исследуют изменение их веса в общем объеме товарооборота.

    Пятый этап сводится к проведению анализа объемов реализации продукции поквартально и помесячно, исследование ритмичности работы и сезонности реализации товаров и определение факторов, которые их обуславливают.

    Для проведения анализа за отчетный период и в динамике рассчитывают показатели, которые характеризуют ритмичность реализации товаров: средний за отчетный период фактический товарооборот для товара j-го наименования (Тфсрj), среднеквадратическое отклонение (σj) товарооборота товара j-го наименования от его среднего объема за отчетный период и коэффициент вариации (νj) товарооборота товара j-го наименования в отчетном периоде:

    102013 0030 10 Основные фонды предприятий общественного питания, состав и классификация , (8)

    102013 0030 11 Основные фонды предприятий общественного питания, состав и классификация (9)

    Среднеквадратическое отклонение определяет диапазон колебания реализации продукции, то есть минимальный и максимальный объем товарооборота предприятия общественного питания в среднем за период исследования.

    Коэффициент вариации оценивает равномерность реализации товаров на протяжении периода, который исследуется, то есть относительный (в %) размер отклонения объема товарооборота от среднего размера. При этом, если коэффициент вариации νj равен нулю, то это говорит о стабильном товарообороте товара j-го наименования в отчетном периоде. Если νj= 1, то это показывает высокий уровень нестабильности товарооборота товара j-го наименования в отчетном периоде.

    Исследования названных показателей дает возможность установить степень равномерности продажи продукции предприятия общественного питания по месяцам и кварталам, выявить особенности торговли и спроса на товары, которые реализует предприятие. Чем выше значение имеют показатели, тем менее ритмичнее является процесс реализации товаров на данном предприятии.

    Шестой этапом – является изучение факторов, которые имели влияние в отчетном периоде на объем и структуру товарооборота предприятия общественного питания. С этой целью дается количественная оценка влияния факторов внутреннего порядка (факторов, связанных с товарными ресурсами; с численностью работников, организацией и продуктивностью работы; с использованием основных способов) исследуется характер влияния факторов внешней среды (спрос потребителей на товары, предложение товаров на рынки, цены на товары, деятельность конкурентов на потребительском рынке, уровень жизни и реальные денежные доходы населения, которые обслуживаются, социально-демографические факторы и др.)

    Количественная оценка влияния отдельных факторов проводится методом цепных подстановок и индексным методом на базе моделей связи факторов и объема товарооборота предприятия.

    Завершается анализ товарооборота предприятия общественного питания седьмым этапом и сводится к исследованию запаса финансовой прочности предприятия, в ходе которого определяется возможное падение товарооборота (в абсолютном и относительном измерении) к достижению критической таблицы «точки безубыточности деятельности».

    Допустимая граница снижения объема товарооборота характеризует порог безопасности предприятия (ПБто) и запас финансовой прочности (ЗФПто). Их значения рассчитываются по следующим формулам:

    102013 0030 12 Основные фонды предприятий общественного питания, состав и классификация (10)

    где Тф – фактический объем товарооборота предприятием;

    Тб/з – объем товарооборота, при котором обеспечивается безубыточная деятельность.

    Чем большее значение имеют порог безопасности и запас финансовой прочности предприятия, тем лучше осуществляется процесс управления объемом, составом, динамикой, скоростью и структурой товарооборота с точки зрения обеспечения условий для его самоокупаемости и самофинансировании.

    При этом, основная задача управления товарооборотом предприятия общественного питания сводится к стабилизации показателей безопасности и финансовой прочности относительно заданных пороговых их величин с минимальным значением соответственно 0 и 1. Наиболее подходящим способом решение этой задачи является построение нечетких алгоритмов регулирования показателей безопасности и финансовой прочности торгового предприятия. В этом случае на основе накопленного опыта поведения или на основе информации, получаемой от высококвалифицированных менеджеров и маркетологов, формируется продукционная модель изменения регулируемых параметров. Для этого регулируемым параметрам ПБто , ЗФПто в соответствие ставятся лингвистические переменные «уровень безопасности предприятия» с нечеткими значениями «очень низкий», «низкий», «средний», «высокий», «очень высокий» и «величина запаса финансовой прочности» с нечеткими значениями «очень малая величина», «малая», «средняя», «большая» и «очень большая». Учитывая также пропорциональную зависимость регулируемых параметров от объема товарооборота и динамику его изменения во времени, данному показателю в соответствие ставится лингвистическая переменная «скорость изменения товарооборота» с нечеткими значениями «очень малая скорость», «небольшая», «средняя», «большая» и «очень большая скорость». При этом скорость v изменения товарооборота на заданном интервале времен t2-t1 будет определяться согласно выражению:

     

     V= (Тф(t2) — Тф(t1))/ (t2-t1), (11)

     
     

    где Тф(t2), Тф(t1) –соответственно товарообороты торгового предприятия в моменты времени t2и t1.

    Тогда для выбора управленческих мероприятий может использоваться нечеткий алгоритм регулирования, состоящий их продукций следующего содержание «если уровень безопасности является средним, но требуется иметь большой уровень, а скорость изменения товарооборота средняя, то в этом случае необходимо реализовать мероприятия, приводящие к высокой скорости увеличения товарооборота». Например, провести распродажу залежалого товара и завезти новый товар, пользующийся повышенным спросом. Совокупность таких продукций охватывающих весь допустимый диапазон изменения регулируемых параметров и будет определять нечеткий алгоритм регулирования данных товаров.

     

     

    3 РЕШИТЕ ЗАДАЧУ, ОПИСЫВАЯ МЕТОДИКУ РЕШЕНИЯ И ПРИМЕНЯЕМЫЕ ФОРМУЛЫ

     

    За год предприятие получило доход от оказания услуг в размере 18300 тыс. руб. Себестоимость данных услуг 10500 тыс. руб. Сумма всех налогов предприятия составляет 28% от дохода. Рассчитайте прибыли и рентабельность продаж данного предприятия.

     

    Решение

    Рассчитаем величину налогов, уплачиваемых предприятием:

    Н = 28% · Д : 100%, (1)

    где Н – величина налогов, уплачиваемых предприятием;

    Д – полученный доход предприятия.

    Подставим значения из задачи в выражение (1):

    Н = 28% · 18300 : 100% = 5124 тыс. руб., (2)

    Рассчитаем полученную предприятием прибыль:

    П = Д – С – Н, (3)

    где П – прибыль предприятия;

    С – себестоимость услуг предприятия.

    Подставим значения из задачи в выражение (3):

    П = Д – С – Н = 18300 – 10500 – 5124 = 2676 тыс. руб., (4)

    Рассчитаем рентабельность продаж:

    Р = П : Д · 100% = 2676 : 18300 · 100% = 14,62%.

    Таким образом, предприятие получило прибыль в сумме 5124 тыс. руб., рентабельность продаж составила 14,62%, что позволяет говорить об эффективности его хозяйственной деятельности за анализируемый период.

     

     

     

     

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

     

  1. Баканов, М.И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле / М.И.Баканов. – М.: Экономика, 2005. – 536 с.
  2. Ефимова, О.П. Экономика общественного питания. Учебное пособие / О.П.Ефимова, Н.А.Ефимова; под ред Н.И.Кабушкина. – Мн: Новое знание, 2005. – 392 с.
  3. Пустынникова, Е.В. Экономика общественного питания. Учебно-методическая разработка / Е.В.Пустынникова. — Ульяновск: УлГУ. Институт экономики и бизнеса, 2010. -100 с.
  4. Радченко, Л.А. Организация производства на предприятии общественного питания: Учебник / Л.А.Радченко. – Ростов н/Д: Издательство «Феникс», 2005. – 352 с.
  5. Экономика и организация деятельности торгового предприятия: Учебник / Под ред. А.Н.Соломатина. – М.:ИНФРА–М, 2011. – 292 с.
  6. Экономика торгового предприятия: Учебник для вузов / А.И.Гребнев, Ю.К.Баженов и др. — М.: Экономика, 2009. – 238 с.

     

     

     

     

     

     

     

     


     

<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 0.98MB/0.00128 sec

WordPress: 23.53MB | MySQL:122 | 1,428sec