Порядок формирования финансовых результатов предпринимательской деятельности в сфере торговли и производства » Буквы.Ру Научно-популярный портал<script async custom-element="amp-auto-ads" src="https://cdn.ampproject.org/v0/amp-auto-ads-0.1.js"> </script>

Порядок формирования финансовых результатов предпринимательской деятельности в сфере торговли и производства

<

111313 0452 1 Порядок формирования финансовых результатов предпринимательской деятельности в сфере торговли и производстваФинансовый результат (прибыль или убыток) определяется сопоставлением доходов, полученных по итогам финансово-хозяйственной деятельности, с расходами, обеспечившими эти доходы. Бухгалтерская прибыль – результат превышения доходов над расходами. Убыток возникает в результате неэффективной работы, когда расходы не перекрываются доходами.

В условиях рынка размер прибыли отчетного года зависит в основном от соотношения полученных доходов и понесенных при этом расходов. Сегодня на величину прибыли оказывают не только усилия трудового коллектива, немаловажная роль отводится умению администрации (в первую очередь финансовых менеджеров-бухгалтеров) квалифицированно использовать заложенные в действующих нормативных документах возможности регулирования учетных процедур.

К числу таких регулирующих процедур относятся:

  1. применяемые методики амортизации долгосрочных активов (основных средств, нематериальных активов);
  2. стоимостные границы отнесения объектов бухгалтерского наблюдения к основным средствам;
  3. порядок оценки вкладов участников в уставный капитал;
  4. выбор метода оценки товарных запасов;
  5. порядок создания оценочных резервов (по сомнительным долгам и под обесценение ценных бумаг;
  6. выбор метода признания дохода (кассовый или по переходу права собственности);
  7. порядок отнесения на расходы отчетного периода отдельных видов издержек;
  8. состав и способы распределения накладных (косвенно распределяемых) издержек.

     

     

    111313 0452 2 Порядок формирования финансовых результатов предпринимательской деятельности в сфере торговли и производства

     

    Каждое такое уменьшение приводит к получению нового показателя финансовых результатов; значимость каждого из них, как видно из схемы взаимоувязки доходов и расходов, различна для тех категорий лиц, которые заинтересованы в деятельности данной коммерческой организации.

    Укрупнено алгоритм распределения совокупного текущего дохода таков: полученная коммерческой организацией выручка от реализации последовательно «расходуется» в следующем порядке: а) оплата затрат труда и материалов (материальные расходы); б) оплата процентов за пользование кредитами и займами (финансовые расходы); в) выплата налогов и обязательных платежей; г) распределение остатка между собственно предприятием (реинвестирование прибыли) и его владельцами.

     

    2. АНАЛИЗ БАЛАНСОВОЙ ПРИБЫЛИ И ЕЕ ВАЖНЕЙШЕГО СОСТАВЛЯЮЩЕГО ЭЛЕМЕНТА – ПРИБЫЛИ ОТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ

     

    Финансовый результат деятельности предприятия за отчетный период характеризуется системой взаимосвязанных отчетных показателей. К ним относятся: валовая прибыль, прибыль от продаж, прибыль до налогообложения, прибыль от обычной деятельности, чистая прибыль.

    Формула расчета каждого из абсолютных показателей финансовых результатов задает направление анализа показателя, поскольку содержит набор наиболее важных влияющих на него факторов. Рассмотрим систему последовательных вычислительных процедур для определения показателей финансовых результатов предприятия, конечным итогом которой является показатель чистой прибыли.

    1). Расчет чистой прибыли:

    Рвал = Nпрод — Sпрод,

    где Nпрод – выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг(без НДС, акцизов и т.д.)

    Sпрод – себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг.

    Факторный анализ изменения валовой прибыли в отчетном периоде по сравнению с предыдущим проводится по формуле:

    ΔРвал = ΔNпрод — ΔSпрод,

    Данная формула означает, что изменение валовой прибыли предприятия равно разности изменений выручки от продажи и себестоимости проданных товаров, продукции, работ, услуг.

    2). Расчет прибыли от продаж:

    Рпрод = Рвал — Sком — Sупр,

    где Sком – коммерческие расходы;

    Sупр – управленческие расходы.

    Эта формула отражает расчет показателя прибыли от продаж на основе значения показателя валовой прибыли. В случае расчета прибыли от продаж на основе исходного показателя получаем удлиненный (четырехфакторный) вариант расчетной модели:

    Рпрод = Nпрод — Sпрод — Sком — Sупр.

    Факторный анализ изменения прибыли от продаж в отчетном периоде по сравнению с предыдущими проводится по одной из формул (в зависимости от выбранного набора факторов):

    ΔРпрод = ΔРвал — ΔSком — ΔSупр,

    ΔРпрод = ΔNпрод — ΔSпрод — ΔSком — ΔSупр.

    3) Расчет прибыли до налогообложения:

    Рдо нал = Рпрод + Ропер + Рвнереал,

    Рдо нал = Nпрод — Sпрод — Sком — Sупр + Ропер + Рвнереал,

    где Ропер – сальдо операционных доходов и расходов,

    Рвнереал – сальдо внереализационных доходов и расходов.

    Факторный анализ изменения прибыли до налогообложения в отчетном периоде по сравнению с предыдущим проводится по формулам:

    ΔРдо нал = ΔРпрод + ΔРопер + ΔРвнереал,

    ΔРдо нал = ΔNпрод — ΔSпрод — ΔSком — ΔSупр + ΔРопер + ΔРвнереал.

    4) Расчет прибыли от обычной деятельности:

    Роб = Рдо нал – Gнал,

    где Gнал – налог на прибыль иные аналогичные обязательные платежи

    Роб = Nпрод — Sпрод — Sком — Sупр + Ропер + Рвнереал — Gнал.

    Факторный анализ изменения прибыли от обычной деятельности в отчетном периоде по сравнению с предыдущими проводится по одной из формул (в зависимости от выбранного набора факторов):

    ΔРоб = ΔРдо нал – ΔGнал,

    ΔРоб = ΔNпрод — ΔSпрод — ΔSком — ΔSупр + ΔРопер + ΔРвнереал — ΔGнал.

    5) Расчет чистой прибыли:

    Рч = Роб – Рчрезв,

    Рч = Nпрод — Sпрод — Sком — Sупр + Ропер + Рвнереал — Gнал — Рчрезв.

    Чистая прибыль является итоговым показателем формы №2 «Отчет о прибылях и убытках». Именно чистая прибыль выступает в качестве основного источника пополнения собственного капитала, расширения масштабов деятельности предприятия и повышения его финансовой устойчивости. Для расчета чистой прибыли можно использовать еще одну формулу, показывающую основные факторы ее формирования:

    Рч = Рпрод – Ропер – Рвнереал – Gнал — Рчрезв.

    Факторный анализ изменения чистой прибыли в отчетном периоде по сравнению с предыдущими проводится по одной из формул:

    ΔРч = ΔРоб – ΔРчрезв,

    ΔРч = ΔNпрод — ΔSпрод — ΔSком — ΔSупр + ΔРопер + ΔРвнереал — ΔGнал – ΔРчрезв.

    ΔРч = ΔРпрод – ΔРопер – ΔРвнереал – ΔGнал – ΔРчрезв.

    Факторный анализ на основе последней формулы дает обобщенную картину влияния финансовых результатов различных видов деятельности на его конечный результат.

    Дальнейший анализ финансовых результатов деятельности предприятия должен быть направлен на более детальное изучение каждого основного фактора чистой прибыли. Для этого необходимо рассмотреть содержательную структуру доходов и расходов, на основе чего осуществляется факторный анализ финансовых результатов на более глубоком уровне детализации.

    Прибыль от продаж – наиболее важный фактор формирования чистой прибыли предприятия. При нормальных условиях осуществления основных видов деятельности прибыль от продаж имеет, как правило, наибольший удельный вес в составе чистой прибыли. Поэтому анализ прибыли от продаж имеет первостепенное значение

    Рпрод = Рвал — Sком — Sупр,

    Рпрод = Nпрод — Sпрод — Sком — Sупр.

    Данные модели достаточны для проведения начального этапа анализа прибыли от продаж, в ходе которого выясняются укрупненные факторы прибыли от продаж. Более глубокая детализация факторного анализа достигается за счет раскрытия структуры укрупненных факторов: выручки от продаж, себестоимости продаж, коммерческих и управленческих расходов (последние три фактора являются составными частями расходов по обычным видам деятельности).

    При формировании расходов по обычным видам деятельности должна быть обеспечена их группировка по следующим элементам: материальные затраты; затраты на оплату труда; отчисления на социальные нужды; амортизация; прочие затраты.

    В результате раскрытия структуры укрупненных факторов осуществляется детализация факторного анализа: изменение каждого укрупненного фактора, влияющее на изменение прибыли от продаж, представляется в виде суммы изменений элементов, из которых состоит фактор. Процедура разукрупнения факторов прибыли от продаж описывается следующими формулами:

    ΔSпрод = ΔS1прод + ΔS2прод + ΔS3прод + ΔS4прод + ΔS5прод,

    ΔSком = ΔS1ком + ΔS2ком + ΔS3ком + ΔS4ком + ΔS5ком,

    ΔSупр = ΔS1упр + ΔS2упр + ΔS3упр + ΔS4упр + ΔS5упр.

    где числовыми индексами помечены следующие элементы укрупненных факторов: материальные затраты; затраты на оплату труда; отчисления на социальные нужды; амортизация; прочие затраты.

    В ходе детализированного факторного анализа выясняется, какие из элементов укрупненных факторов оказались наибольшее влияние на изменение укрупненного фактора и тем самым – на изменение прибыли от продаж. На основании приведенных выше моделей возможно формирование нового набора укрупненных факторов: суммированием, например, материальных затрат в составе себестоимости продаж, коммерческих и управленческих расходов находят общую величину материальных затрат, учитываемую при определении прибыли от продаж. Факторный набор в разрезе элементов расходов по обычным видам деятельности формируется по следующим формулам:

    ΔS1 = ΔS1прод + ΔS1ком + ΔS1упр,

    ΔS2 = ΔS2прод + ΔS2ком + ΔS2упр,

    ΔS3 = ΔS3прод + ΔS3ком + ΔS3упр,

    ΔS4 = ΔS4прод + ΔS4ком + Δ4упр,

    ΔS5 = ΔS5прод + ΔS5ком + ΔS5упр.

    где ΔS1 – общее изменение материальных затрат в отчетном периоде по сравнению с предыдущим в составе расходов по обычным видам деятельности, учитываемым при определении прибыли от продаж;

    ΔS2 – общее изменение затрат на оплату труда;

    ΔS3 – общее изменение отчислений на социальные нужды;

    ΔS4 – общее изменение амортизации;

    ΔS5 – общее изменение прочих затрат.

    В случае использования элементов расходов по обычным видам деятельности в качестве укрупненных факторов прибыли от продаж модель факторного анализа имеет следующий вид:

    ΔРпрод = ΔNпрод – ΔS1 – ΔS2 – ΔS3 – ΔS4 – ΔS5.

    Факторный анализ, проводимый по данной модели, позволяет определить, изменение какого элемента расходов по обычным видам деятельности оказало наибольшее влияние на изменение прибыли от продаж.

    Детализация факторного анализа прибыли от продаж может выражаться также в определении структур укрупненных факторов в разрезе основных видов деятельности или групп однородных товаров, продукции, работ, услуг, реализуемых предприятием. Для проведения такого факторного анализа необходима организация соответствующего аналитического учета на бухгалтерских счетах, на которых накапливается информация об указанных укрупненных факторах. При наличии необходимых аналитических данных детализация факторного анализа может осуществляться в разрезе наименований всего ассортимента реализуемых товаров, продукции, работ, услуг. В результате такого предельного детализированного факторного анализа выясняется, какие наименования ассортимента вносят наибольший положительный (или отрицательный) вклад в получаемую предприятием прибыль от продаж, какими факторами обусловлен этот вклад и как эти факторы влияют на совокупное изменение прибыли от продаж.

    Детализированный факторный анализ позволяет определить, насколько эффективен с точки зрения влияния на прибыль от продаж ассортимент реализуемых предприятием товаров, продукции, работ, услуг, и принять управленческое решение о корректировке ассортимента (удаления из него малоприбыльных или убыточных наименований) либо о корректировки величин элементов затрат в плановом периоде.

     

    3. СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЛЯ ОЦЕНКИ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ, ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА, СПОСОБ РАСЧЕТА

     

    Основные показатели рентабельности можно объединить в следующие группы: 1) показатели рентабельности капитала (активов), 2) показатели рентабельности продукции; 3) показатели, рассчитанные на основе потоков наличных денежных средств; 4) рентабельность вложений.

    Первая группа показателей рентабельности формируется как отношение прибыли к различным показателям авансированных средств, и для которых наиболее важными являются; все активы предприятия; инвестиционный капитал (собственные средства + долгосрочные обязательства); акционерный (собственный) капитал:

    111313 0452 3 Порядок формирования финансовых результатов предпринимательской деятельности в сфере торговли и производства

    Несовпадение уровней и рентабельности по этим показателям характеризует степень использования предприятием финансовых рычагов для повышения доходности: долгосрочных кредитов и других заемных средств.

    Рентабельность собственного капитала – самый значимый показатель в деятельности предприятия, характеризующий эффективность использования имущества, находящегося в его собственности. На основе этого показателя собственник активов может выбрать место их вложения. При расчете принимается во внимание не операционный доход, а конечная, чистая прибыль, которая будет образом распределена между владельцами (акционерами) предприятия. Рассчитывается как отношение чистой прибыли к среднегодовой стоимости собственного капитала.

    Рентабельность чистых активов – показатель эффективности операционной деятельности предприятия. Рассчитывается как отношение операционного дохода к среднегодовой величине чистых активов где:

     

    Чистые активы = Собственный капитал + Кредиты (долго – и краткосрочные)

    С другой стороны рентабельность чистых активов формируется за счет их оборачиваемости и рентабельности продаж:

     

    (Операционная прибыль / Объем продаж) * (Объем продаж/Чистые активы) = (Операционная прибыль / Чистые активы)

     

    Рентабельность чистых активов используется при оценке эффективности финансового рычага:

    Финансовый рычаг – соотношение собственных и заемных средств в структуре чистых активов характеризует влияние кредитования на эффективность деятельности предприятия. Основной критерий оценки эффективности финансового рычага — ставка банковского кредита. Если кредитная ставка ниже показателя рентабельности чистых активов, то увеличение доли кредитов повысит значение рентабельности собственного капитала, и наоборот.

    Значение финансового рычага показывает на сколько увеличится / уменьшится значение рентабельности собственного капитала при увеличении / уменьшении рентабельности чистых активов.

     

    Финансовый рычаг рассчитывается по следующей формуле: = Чистые активы / Собственный капитал

     

    Используя приведенные выше показатели мы можем получить следующую формулу:

     

    Рентабельность продаж * Оборачиваемость чистых активов * Финансовый рычаг = (Операционный доход / Объем продаж) * (Объем продаж / Чистые активы) * (Чистые активы / Собственный капитал) = (Операционный доход / Собственный капитал)

     

    Теперь для получения окончательной формулы рентабельности собственного капитала необходимо ввести поправку, чтобы в числители фигурировала чистая прибыль.

     

    (Операционный доход/ Собственный капитал)*(((ОД-I)*(I-Т))/ОД)=Рентабельность собственного капитала,

    где 

    ОД – операционный доход;

     

    I – сумма процентов по кредитам;

     

    Т
    ставка налога на прибыль

    Это значение отличается от полученного ранее, так как здесь не учитывается некоторые, так называемые нерегулярные статьи доходов и затрат из отчета о прибылях и убытках.

    Схематично формирование показателя рентабельности собственного капитала показано на рис. 2.

     

     

     

     

     

    111313 0452 4 Порядок формирования финансовых результатов предпринимательской деятельности в сфере торговли и производства

    Каждый из перечисленных показателей легко моделируется по факторным зависимостям. Рассмотрим следующую очевидную зависимость:

    111313 0452 5 Порядок формирования финансовых результатов предпринимательской деятельности в сфере торговли и производства111313 0452 6 Порядок формирования финансовых результатов предпринимательской деятельности в сфере торговли и производства

    Эта формула раскрывает связь между рентабельностью всех активов, рентабельностью реализации и оборачиваемостью активов. Экономически связь, заключается в том, что формула прямо указывает пути повышения рентабельности при низкой рентабельности продаж необходимо стремиться к ускорению оборота активов.

    Основными факторами, формирующими частные показатели и через них влияющими на рентабельность собственного капитала являются:

    Факторы операционной деятельности:

  • рентабельность продаж;
  • оборачиваемость чистых активов.

    Факторы финансовой деятельности:

  • финансовой рычаг;
  • проценты и налоги.

    Рентабельность активов показывает прибыль, приносимую всеми без исключения средствами предприятия, независимо от их вида или источника формирования. Рассчитывается как отношение чистой прибыли к общей величине актинов. Служит для оценки эффективности бизнеса в целом (а не только эффективности собственного капитала).

    Коэффициент реинвестирования прибыли – характеризует дивидендную политику фирмы, показывает долю чистой прибыли, остающуюся на предприятии, и, следовательно, служащий дальнейшему его развитию. Рассчитывается как отношение чистой нераспределенной прибыли (реинвестированной прибыли) к чистой прибыли предприятия.

    Иногда, для сравнения реинвестированной прибыли с собственным капиталом используют другую формулу этого показателя:

     

    Кг = Реинвестированная прибыль / Собственный капитал на начало периода

    Непосредственно для акционеров компании будут предоставлять интерес следующие показатели рентабельности предприятия:

    Доходность акционерного капитала – объем распределяемой между акционерами прибыли (дивидендов) приходящийся на 1 рубль акционерного капитала.

    Чистая прибыль на акцию – величина чистой прибыли, полученной предприятием, приходящаяся на одну акцию.

    Дивиденд на акцию – прибыль распределяемая между акционерами, приходящаяся на одну акцию.

    Вторая группа показателей формируется на основе расчета уровней и рентабельности по показателям прибыли, отражаемым в отчетности предприятий.

    Рентабельность продукции показывает, сколько прибыли приходится на единицу реализованной продукции. Рост данного показателя является следствием роста цен при постоянных затратах на производство реализованной продукции (работ, услуг) или снижения затрат на производство при постоянных ценах, то есть о снижении спроса на продукцию предприятия, а также более быстрым ростом цен чем затрат.

    Показатель рентабельности продукции включает в себя следующие показатели:

  1. Рентабельность всей реализованной продукции, представляющую собой отношение прибыли от реализации продукции на выручку от её реализации (без НДС);
  2. Общая рентабельность, равная отношению балансовой прибыли к выручке от реализации продукции (без НДС);
  3. Рентабельность продаж по чистой пробыли, определяемая как отношение чистой прибыли к выручке от реализации (без НДС);
  4. Рентабельность отдельных видов продукции. Отношение прибыли от реализации данного вида продукта к его продажной цене.

    Например:

     

    111313 0452 7 Порядок формирования финансовых результатов предпринимательской деятельности в сфере торговли и производства

    Данные показатели характеризуют прибыльность продукции базисного (111313 0452 8 Порядок формирования финансовых результатов предпринимательской деятельности в сфере торговли и производства) и отчетного (111313 0452 9 Порядок формирования финансовых результатов предпринимательской деятельности в сфере торговли и производства) периодов.

    Третья группам показателей рентабельности формируется аналогично первой и второй группам, однако вместо прибыли в расчет принимается чистый приток денежных средств.

    ЧПДС – чистый приток денежных средств

    111313 0452 10 Порядок формирования финансовых результатов предпринимательской деятельности в сфере торговли и производства

    Данные показатели дают представление о степени возможности предприятия расплатиться с кредиторами, заемщиками и акционерами денежными средствами в связи с использованием имеющего места денежного притока. Концепция рентабельности исчисляемой на основе притока денежных средств, широко применяется в странах с развитой рыночной экономикой. Она приоритетна, потому, что операции с денежными потоками, обеспечивающие платежеспособность, является существенным признаком состояния предприятия.

    Четвертая группа показателей – рентабельность вложений предприятия.

    Рентабельность вложений предприятия — это следующий показатель рентабельности, который показывает эффективность использования всего имущества предприятия.

    Итак, среди показателей рентабельности предприятия следует выделить 5 основных:

    1. Общая рентабельность вложений, показывающая какая часть балансовой прибыли приходится на 1 руб. имущества предприятия, то есть насколько эффективно оно используется.

    2. Рентабельность вложений по чистой прибыли;

    3. Рентабельность собственных средств, позволяющий установить зависимость между величиной инвестируемых собственных ресурсов и размером прибыли, полученной от их использования.

    4. Рентабельность долгосрочных финансовых вложений, показывающая эффективность вложений предприятия в деятельность других организаций.

    5. Рентабельность перманентного капитала. Показывает эффективность использования капитала, вложенного в деятельность данного предприятия на длительный срок.

    4. АНАЛИЗ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ (ПРЕДПРИЯТИИ). ПОРЯДОК РАСЧЕТА ВЛИЯНИЯ ИЗМЕНЕНИЯ ОБЪЕМА РЕАЛИЗАЦИИ, СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ И ДРУГИХ ФАКТОРОВ НА УРОВЕНЬ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ПРОДАЖ

     

    Общая рентабельность предприятий определяется отношением балансовой прибыли к среднегодовой стоимости основных производственных фондов и нормируемых оборотных средств и рассчитывается по формуле

    111313 0452 11 Порядок формирования финансовых результатов предпринимательской деятельности в сфере торговли и производства

    где Р — уровень рентабельности, %;

    П — прибыль;

    111313 0452 12 Порядок формирования финансовых результатов предпринимательской деятельности в сфере торговли и производства—среднегодовая стоимость основных производственных фондов;

    111313 0452 13 Порядок формирования финансовых результатов предпринимательской деятельности в сфере торговли и производства — среднегодовая стоимость нормируемых оборотных средств.

    По иному говоря, уровень общей рентабельности, то есть индикатор, отражающий прирост всего вложенного капитала (активов), равняется прибыли до начисления процентов помноженной на сто и поделенной на активы.

    Уровень общей рентабельности — это ключевой индикатор при анализе рентабельности предприятия. Но если требуется точнее определить развитие организации, исходя из уровня ее общей рентабельности, необходимо вычислить дополнительно еще два ключевых индикатора: рентабельность оборота и число оборотов капитала.

    Рентабельность оборота отражает зависимость между валовой выручкой (оборотом) предприятия и его издержками и исчисляется по формуле:

    Рентабельность оборота. = Приб. до нач.% *100 / Валовая Выручка

     

    Чем больше прибыль по сравнению с валовой выручкой предприятия, тем больше рентабельность оборота.

    Число оборотов капитала отражает отношение валовой выручки (оборота) предприятия к величине его капитала и исчисляется по формуле:

    Число оборотов. капитала = Валовая Вырука / Активы

     

    Чем выше валовая выручка фирмы, тем больше число оборотов ее капитала. В итоге следует, что

    Уровень Общей Рент. = Рент ОБ. * Число ОБ. Капитала

    Связь между тремя ключевыми индикаторами представлена в следующей схеме:


    111313 0452 14 Порядок формирования финансовых результатов предпринимательской деятельности в сфере торговли и производства

    Рис. 3. Схематическое представление связи между тремя ключевыми индикаторами рентабельности

     

    Показатели рентабельности и доходности имеют общую экономическую характеристику, они отражают конечную эффективность работы предприятия и выпускаемой им продукции. Главным из показателей уровня рентабельности является отношение общей суммы прибыли к производственным фондам.

    Существует много факторов, определяющих величину прибыли и уровень рентабельности. Эти факторы можно подразделить на внутренние и внешние. Внешние – это факторы не зависящие от усилий данного коллектива, например изменение цен на материалы, продукцию, тарифов перевозки, норм амортизации и т.д. Такие мероприятия проводятся в общем масштабе и сильно воздействуют на обобщающие показатели производственно- хозяйственной деятельности предприятий. Структурные сдвиги в ассортименте продукции существенно влияют на величину реализованной продукции, себестоимость и рентабельность производства.

    В этом состоит и задача экономического анализа по рентабельности – выявить влияние внешних факторов, определить сумму прибыли, полученную в результате действия основных внутренних факторов, отражающих трудовые вложения работников и эффективность использования производственных ресурсов.

    111313 0452 15 Порядок формирования финансовых результатов предпринимательской деятельности в сфере торговли и производства

    Рис. 4. Формирование показателей рентабельности

     

    Показатели рентабельности (доходности) являются общеэкономическими. Они отражают конечный финансовый результат и отражаются в бухгалтерском балансе и отчетности о прибылях и убытках, о реализации, о доходе и рентабельности. Рентабельность можно рассматривать как результат воздействия технико-экономических факторов, а значит как объекты технико-экономического анализа, основная цель которого выявить количественную зависимость конечных финансовых результатов производственно- хозяйственной деятельности от основных технико-экономических факторов.

    Рентабельность является результатом производственного процесса, она формируется под влиянием факторов, связанных с повышением эффективности оборотных средств, снижением себестоимости и повышением рентабельности продукции и отдельных изделий. Общую рентабельность предприятия необходимо рассматривать как функцию ряда количественных показателей – факторов: структуры и фондоотдачи основных производственных фондов, оборачиваемости нормируемых оборотных средств, рентабельности реализованной продукции. Это 2-й подход к анализу рентабельности предприятия. Для такого анализа используют модифицированную формулу расчета показателя общей рентабельности, предложенную А.Д.Шереметом1.

                

                    Р = (Е / 1/УМ) + 1/К ,

     

    где Р — общая рентабельность предприятия %

    Е — общая (балансовая) прибыль, % к объему реализованной продукции;

    У — удельный вес активной части в общей стоимости основных

    производственных фондов, доли единицы;

    М — коэффициент фондоотдачи активной части основных производственных фондов;

    К — коэффициент оборачиваемости нормированных средств.

    Фактическая общая рентабельность определяется отношением балансовой прибыли к фактической среднегодовой стоимости производственных основных фондов и нормируемых оборотных средств, непрокредитованных банком.

    Фактические остатки нормируемых оборотных средств устанавливаются исходя из их остатка по балансу за вычетом задолженности поставщикам по акцептованным платежным требованиям, срок оплаты которых не наступил, и поставщикам по не отфактурованным поставкам, а также износа малоценных и быстроизнашивающихся предметов и резерва на возмещение плановых потерь и предстоящих расходов.

    Уровень рентабельности зависит не только от суммы прибыли, но и от фондоемкости производства. На предприятиях, объединения тяжелой промышленности с высокой фондоемкостью производства уровень рентабельности по отношению к производственным фондам ниже, чем в объединениях, на предприятиях легкой и особенно пищевой промышленности. С увеличением суммы прибыли и уменьшением стоимости основных производственных фондов и нормируемых оборотных средств рентабельность повышается, и наоборот.

    Расчетная рентабельность представляет собой отношение балансовой прибыли за вычетом платы за производственные фонды, фиксированных платежей, процентов за банковский кредит, прибыли целевого назначения (прибыль от реализации товаров широкого потребления, новых товаров бытовой химии и т. п.), а также прибыли, полученной по причинам, не зависящим от деятельности объединения, предприятия, к среднегодовой стоимости основных производственных фондов (за вычетом основных фондов, по которым предоставлены льготы по плате) и нормируемых оборотных средств.

    При анализе работы объединений, предприятий, особенно при планировании и оценке рентабельности готовых изделиям, важное значение имеет рентабельности определяемая как отношение суммы прибыли к полной себестоимости реализованной продукции. Расчет рентабельности отдельных видов продукции производится по формуле

    111313 0452 16 Порядок формирования финансовых результатов предпринимательской деятельности в сфере торговли и производства

    где Р — уровень рентабельности, %;

    О — оптовая цена предприятия на изделие;

    С — полная себестоимость изделия.

    Показатель рентабельности по изделиям отражает эффективность затрат живого и овеществленного труда на производство продукции.

    В машиностроении и других обрабатывающих отраслях промышленности рентабельность определяют как отношение прибыли к себестоимости за вычетом стоимости использованного сырья, топлива, энергии, материалов, полуфабри-катов и комплектующих изделий. При этом может быть использована формула

    111313 0452 17 Порядок формирования финансовых результатов предпринимательской деятельности в сфере торговли и производства

    где111313 0452 18 Порядок формирования финансовых результатов предпринимательской деятельности в сфере торговли и производства— расчетный норматив рентабельности к себестоимости за вычетом материальных затрат;

    111313 0452 19 Порядок формирования финансовых результатов предпринимательской деятельности в сфере торговли и производства— производственные фонды отрасли (под отрасли) промышленности;

    111313 0452 20 Порядок формирования финансовых результатов предпринимательской деятельности в сфере торговли и производства— норматив рентабельности к производственным фондам;

    С–М – себестоимость товарной продукции за вычетом прямых материальных затрат.

    Использование показателя нормативной расчетной рентабельности в обрабатывающих отраслях промышленности обусловлено высоким удельным весом в себестоимости продукции этих отраслей материальных затрат, значительными их колебаниями в себестоимости отдельных видов изделий и широкими возможностями технологической замены используемого сырья, материалов.

    При определении норматива расчетной рентабельности к себестоимости продукции за вычетом стоимости использованных материальных затрат исключаются из себестоимости продукции в калькуляционном разрезе только прямые статьи затрат.

    Например, рентабельность продукции по прибыли от реализации:

    111313 0452 21 Порядок формирования финансовых результатов предпринимательской деятельности в сфере торговли и производства;

    111313 0452 22 Порядок формирования финансовых результатов предпринимательской деятельности в сфере торговли и производства;

    или: 111313 0452 23 Порядок формирования финансовых результатов предпринимательской деятельности в сфере торговли и производства;

    111313 0452 24 Порядок формирования финансовых результатов предпринимательской деятельности в сфере торговли и производства;

    111313 0452 25 Порядок формирования финансовых результатов предпринимательской деятельности в сфере торговли и производства,

    где – 111313 0452 26 Порядок формирования финансовых результатов предпринимательской деятельности в сфере торговли и производства -прибыль от реализации отчетного и базисного периодов;

    111313 0452 27 Порядок формирования финансовых результатов предпринимательской деятельности в сфере торговли и производства– реализация продукции (работ, услуг) отчетного и базисного периодов;

    111313 0452 28 Порядок формирования финансовых результатов предпринимательской деятельности в сфере торговли и производства себестоимость продукции (работ, услуг) отчетного и базисного периодов;

    111313 0452 29 Порядок формирования финансовых результатов предпринимательской деятельности в сфере торговли и производства изменение рентабельности в отчетном периоде по сравнению с базисным периодом.

    Влияние фактора изменения объема реализации определяется расчетом (по методу цепных подстановок):

    111313 0452 30 Порядок формирования финансовых результатов предпринимательской деятельности в сфере торговли и производства

    Соответственно влияние изменения себестоимости составит:

    111313 0452 31 Порядок формирования финансовых результатов предпринимательской деятельности в сфере торговли и производства

    Сумма факторных отклонений дает общее изменение рентабельности в отчетном периоде по сравнению с базисным периодом:

    111313 0452 32 Порядок формирования финансовых результатов предпринимательской деятельности в сфере торговли и производства

    Методология факторного анализа показателей рентабельности предусматривает разложение исходных формул расчета показателя по всем качественным и количественным характеристикам интенсификации производства и повышения эффективности хозяйственной деятельности. Например, для анализа общей рентабельности (рентабельности активов) можно использовать – трех- или пятифакторную модель.

    Чтобы упростить модель, затраты на производство и реализацию продукции сводят к затратам на оплату труда, затратам на материалы и к амортизации основных средств. Для практического применения модели к затратам на материалы следует добавить стоимость комплектующих изделий и полуфабрикатов, работ и услуг производственного характера (выполняемых сторонними организациями или не основными подразделениями предприятия), топлива, покупной энергии и т.п. Затраты на оплату труда следует дополнить отчислениями на социальные нужды. Кроме того, отдельным элементом следует учесть прочие затраты или распределить их пропорционально между основными видами затрат.

    В основе всех используемых моделей лежит следующее соотношение1:

    111313 0452 33 Порядок формирования финансовых результатов предпринимательской деятельности в сфере торговли и производства

    где 

    R 

    — рентабельность активов (капитала); 

     

    Р 

    — прибыль от реализации;

     

    К 

    — средняя за период стоимость активов; 

     

    F 

    — средняя за период стоимость вне оборотных активов; 

     

    Е 

    — средние остатки оборотных активов; 

     

    111313 0452 34 Порядок формирования финансовых результатов предпринимательской деятельности в сфере торговли и производства

    — затраты на 1 рубль продукции по полной себестоимости; 

     

    111313 0452 35 Порядок формирования финансовых результатов предпринимательской деятельности в сфере торговли и производства

    — зарплатоемкость продукции;

     

    111313 0452 36 Порядок формирования финансовых результатов предпринимательской деятельности в сфере торговли и производства

    — материалоемкость продукции; 

     

    111313 0452 37 Порядок формирования финансовых результатов предпринимательской деятельности в сфере торговли и производства

    — амортизациеемкость продукции; 

     

    111313 0452 38 Порядок формирования финансовых результатов предпринимательской деятельности в сфере торговли и производства

    — фондоемкость продукции по внеоборотным активам; 

     

    111313 0452 39 Порядок формирования финансовых результатов предпринимательской деятельности в сфере торговли и производства

    — фондоемкость продукции по оборотным активам (коэффициент закрепления оборотных активов).

    Рентабельность активов тем выше, чем выше прибыльность продукции, чем выше отдача внеоборотных актинов и скорость оборота оборотных активов, чем ниже общие затраты на 1 рубль продукции и удельные затраты по экономическим элементам (средств труда, материалов, труда). Числовая оценка влияния отдельных факторов на уровень рентабельности определяется по методу цепных подстановок или по интегральному методу оценки факторных влияний.

    Трехфакторная модель анализа рентабельности

    111313 0452 40 Порядок формирования финансовых результатов предпринимательской деятельности в сфере торговли и производства,

    где 111313 0452 41 Порядок формирования финансовых результатов предпринимательской деятельности в сфере торговли и производства — прибыль продукции

    111313 0452 42 Порядок формирования финансовых результатов предпринимательской деятельности в сфере торговли и производства;

    111313 0452 43 Порядок формирования финансовых результатов предпринимательской деятельности в сфере торговли и производства— фондоемкость ( капиталоемкость) продукции по основному капиталу:

    111313 0452 44 Порядок формирования финансовых результатов предпринимательской деятельности в сфере торговли и производства;

    111313 0452 45 Порядок формирования финансовых результатов предпринимательской деятельности в сфере торговли и производства— оборачиваемость оборотных активов (капиталоемкость по оборотному капиталу):

    111313 0452 46 Порядок формирования финансовых результатов предпринимательской деятельности в сфере торговли и производства.

    В данной модели фактор оборачиваемости оборотных активов отражается величиной 111313 0452 47 Порядок формирования финансовых результатов предпринимательской деятельности в сфере торговли и производства, обратной среднему числу оборотов.

     

    ЗАДАНИЕ

     

    Проанализировать финансовые результаты деятельности и рентабельности коммерческой организации за отчетный год. Для этого:

    1) подобрать из различных форм финансовой отчетности (см. Приложение 1– 3) необходимые исходные данные (абсолютные показатели);

    2) рассчитать коэффициент рентабельности (продаж, издержек, активов, собственного капитала);

    3) провести анализ прибыли от реализации продукции;

    4) составить необходимые аналитические таблицы и охарактеризовать результаты проведенного анализа.

     

    РЕШЕНИЕ

    1) Подберем необходимые показатели финансовой деятельности предприятия и сведем эти показатели в таблицу.

    Таблица 1

    Основные финансовые показатели деятельности предприятия, тыс. руб.

     

    Наименование показателя

    За предыдущий год

    За отчетный год

    Выручка (нетто)

    70626

    102072

    Себестоимость

    56579

    79436

    Валовая прибыль

    14047

    22636

    Коммерческие расходы

    256

    305

    Управленческие расходы

    385

    458

    Прибыль (убыток) от продаж

    13406

    21873

    Проценты к получению 

    31 

    169

    Проценты к уплате 

    Доходы от участия в других организациях 

    1921 

    0

    Прочие операционные доходы

    3765 

    32498

    Прочие операционные расходы

    7179

    6964

    Внереализационные доходы

    3884

    3047

    Внереализационные расходы

    632

    <

    766

    Прибыль (убыток) до налогообложения

    15196

    49857

    Налог на прибыль (н/п)

    3338

    7892

    Чистая прибыль (нераспределенная прибыль (убыток) отчетного периода)

    11858

    41965

    Стоимость основных средств

    96034

    108493

    Величина активов

    131119

    175413

    Собственный капитал

    117075

    154018

    Проведем анализ финансовых результатов.

    Таблица 2

    Анализ финансовых показатели деятельности предприятия, тыс. руб.

     

    Наименование показателя

    За предыдущий год

    За отчетный год

    Абсолют-ное отклонение

    Относительное отклоне-ние, %

    Выручка (нетто)

    70626

    102072

    +31446

    144,5

    Себестоимость

    56579

    79436

    +22857

    140,4

    Валовая прибыль

    14047

    22636

    +8589

    161,1

    Коммерческие расходы

    256

    305

    +49

    119,1

    Управленческие расходы

    385 

    458

    +73

    119,0

    Прибыль (убыток) от продаж

    13406

    21873

    +8467

    163,2

    Проценты к получению 

    31 

    169

    +138

    545,2

    Доходы от участия в других организациях 

    1921 

    0

    -1921

    -100

    Прочие операционные доходы

    3765 

    32498

    +28733

    863,2

    Прочие операционные расходы

    7179 

    6964

    -215

    97,0

    Внереализационные доходы

    3884 

    3047

    -837

    78,5

    Внереализационные расходы

    632 

    766

    +134

    121,2

    Прибыль (убыток) до налогообложения

    15196 

    49857

    34661

    328,1

    Налог на прибыль (н/п)

    3338 

    7892

    +4554

    236,4

    Чистая прибыль (нераспределенная прибыль (убыток) отчетного периода)

    11858 

    41965

    +30107

    353,9

    Стоимость основных средств

    96034 

    108493

    +12459

    113,0

    Величина активов 

    131119 

    175413

    +44294

    133,8

    Собственный капитал 

    117075 

    154018

    +36943

    131,6

    Долгосрочные обязательства

    1949 

    1611 

    -338 

    82,7 

    Краткосрочные обязательства

    12095

    19784

    +7689

    163,6

     

    Проанализировав табл. 2 следует сделать следующие выводы. Выручка на предприятии выросла с 70626 тыс. руб. до 102072 тыс. руб., абсолютный прост составил 31446 тыс. руб., а относительное отклонение – 144,5%. Себестоимость реализованных товаров выросла на 22857 тыс. руб., относительный прирост составил 140,4%. Коммерческие и управленческие расходы выросли соответственно на 49 и 73 тыс. руб., а их относительное отклонение составило 119,1% и 119,0%. Прибыль от продаж выросла на 8467 тыс. руб. или 163,2%. Положительный фактом является рост проценты к получению с 31 до 169 тыс. руб. (прирост 545,2%), прочие операционные доходы выросли очень значительно на 863,2% или в абсолютном выражении прирост составил 28733 тыс. руб., прочие операционные расходы снизились на 837 тыс. руб. (относительное отклонение 78,5%). В то же время отметим рост внереализационных расходов с 632 тыс. руб. до 766 тыс. руб. или относительное отклонение 121,2%. Более чем в 2,36 раза вырос налог на прибыль – с 3338 до 7892 тыс. руб.

    О высокой эффективности деятельности предприятия говорит рост чистой прибыли были в 3,539 раз, с 11858 до 41965 тыс. руб.

    За исследуемый период стоимость основных средств выросла на 13% и составила 108493 тыс. руб. Величина активов предприятия выросла на 44294 тыс. руб. Собственный капитал предприятия за исследуемый период вырос с 117075 до 154018 тыс. руб., абсолютный прирост составил 36943 тыс. руб. или +31,6%.

    Положительным фактом является снижение долгосрочных обязательств на 338 тыс. руб., их относительное отклонение составило 82,7%. Краткосрочные обязательства выросли с 12095 до 19784 тыс. руб., абсолютный прирост составил 7689 тыс. руб., а относительное отклонение составило 163,6%.

     

    2) Рассчитаем коэффициент рентабельности, используемые формулы предлагаемые Л.В. Донцовой и Н.А. Никифировой1, приведенные в табл. 3

    Таблица 3

    Показатели, характеризующие рентабельность предприятия


    п/п 

    Наименование показателя

    Способ расчета

    Пояснения

    1 

    Рентабельность продаж

    111313 0452 48 Порядок формирования финансовых результатов предпринимательской деятельности в сфере торговли и производства

    111313 0452 49 Порядок формирования финансовых результатов предпринимательской деятельности в сфере торговли и производства

    Показывает, сколько прибыли приходится на единицу реализованной продукции

    2 

    Бухгалтерская рентабельность от обычной имутельности

    111313 0452 50 Порядок формирования финансовых результатов предпринимательской деятельности в сфере торговли и производства

    111313 0452 51 Порядок формирования финансовых результатов предпринимательской деятельности в сфере торговли и производства

    Показывает уровень прибыли после выплаты налога

    3 

    Чистая рентабельность

    111313 0452 52 Порядок формирования финансовых результатов предпринимательской деятельности в сфере торговли и производства

    111313 0452 53 Порядок формирования финансовых результатов предпринимательской деятельности в сфере торговли и производства

    Показывает, сколько чистой прибыли приходится ан единицу выручки

    4 

    Экономическая рентабельность

    111313 0452 54 Порядок формирования финансовых результатов предпринимательской деятельности в сфере торговли и производства

    111313 0452 55 Порядок формирования финансовых результатов предпринимательской деятельности в сфере торговли и производства

    Показывает эффективность использования всего имущеества организации

    Продолжение табл. 3


    п/п 

    Наименование показателя

    Способ расчета

    Пояснения

     

    5

    Рентабельность собственного капитала

    111313 0452 56 Порядок формирования финансовых результатов предпринимательской деятельности в сфере торговли и производства

    111313 0452 57 Порядок формирования финансовых результатов предпринимательской деятельности в сфере торговли и производства

    Показывает эффективность использования собственного капитала. Динамика R6 оказывает влияние на уровень котировки акций

    Частные показатели

    6

    Валовая рентабельность

    111313 0452 58 Порядок формирования финансовых результатов предпринимательской деятельности в сфере торговли и производства

    111313 0452 59 Порядок формирования финансовых результатов предпринимательской деятельности в сфере торговли и производства

    Показывает, сколько валовой прибыли приходится на единицу выручки

    7

    Затратоотдача

    111313 0452 60 Порядок формирования финансовых результатов предпринимательской деятельности в сфере торговли и производства

    111313 0452 61 Порядок формирования финансовых результатов предпринимательской деятельности в сфере торговли и производства

    Показывает, сколько прибыли от продажи приходится на 1 тыс. руб. затрат

    8

    Рентабельность перманентного капитала

    111313 0452 62 Порядок формирования финансовых результатов предпринимательской деятельности в сфере торговли и производства

    111313 0452 63 Порядок формирования финансовых результатов предпринимательской деятельности в сфере торговли и производства

    Показывает эффективность использования капитала, вложенного в деятельность организации на длительный срок

     

    На основании приведенных формул расчета рассчитаем показатели рентабельности исследуемого предприятия и полученные результат проанализируем по табл. 4.

    Таблица 4

    Анализ показателей рентабельности исследуемого предприятия, %

    Наименование показателя

    Базовый год 

    Отчетный год 

    Абсолютное отклонение

    Рентабельность продаж

    19,0

    21,4

    +2,4

    Бухгалтерская рентабельность от обычной деятельности

    16,8

    41,1

    +24,3

    Чистая рентабельность

    16,8

    41,1

    +24,3

    Экономическая рентабельность

    (рентабельность активов)

    9,0

    23,9

    +14,9

    Рентабельность собственного капитала

    10,1

    27,3

    +17,2

    Валовая рентабельность

    19,9

    22,2

    +2,3

    Затратоотдача 

    23,4

    27,3

    +4,1

    Рентабельность перманентного капитала

    84,4

    190,0

    +105,6

    Проанализировав табл. 4 следует отметить положительную динамику всех показателей рентабельности исследуемого предприятия, что подтверждает сделанный выше вывод об эффективности деятельности организации.

    Рентабельность продаж выросла на 2,4% и говорит о том что на каждый реализованный рубль на конец исследуемого периода приходится 21,4 коп. Бухгалтерская рентабельность от обычной деятельности выросла с 16,8 до 41,1%. Чистая рентабельность выросла аналогично. Рентабельность активов выросла довольно значительно с 9,0 до 23,9%. Немаловажна крайне высокая эффективность использования собственного капитала, его рентабельность выросла с 10,1% до 27,3%. Положительно, что затратоотдача на предприятии выросла с 23,4% до 27,3%. Рентабельность перманентного капитала, показывающая эффективность использования капитала, вложенного в деятельность организации на длительный период, выросла более чем в два раза с 84,4% до 190,0%.

    Далее проведем анализ динамики прибыли за исследуемый период. Для анализа динамики прибыли составляем табл. 5

    Таблица 5

    Динамика прибыли предприятия за исследуемый период

     

    Показатель 

    Базовый

    год 

    Отчетный год 

    Абсолютное отклонение 

    Выручка  

    70626

    102072

    +31446

    Валовая прибыль 

    14047

    22636

    +8589

    Уровень валовой прибыли от продаж, % 

    19,9 

    22,2 

    +2,3 

    Прибыль от продаж 

    13406 

    21873 

    +8467 

    Уровень прибыль от продаж, %

    19,0 

    21,4 

    +2,4 

    Прибыль до налогообложения 

    15196 

    49857 

    +34661 

    Уровень прибыль до налогообложения, % 

    21,5 

    48,9 

    +27,4 

    Налог на прибыль 

    3338 

    7892 

    +4554 

    Прибыль от обычной деятельности 

    11858 

    41965 

    +30107 

    Чистая рентабельность, % 

    16,8 

    41,1 

    +24,3 

     

    Проанализировав табл. 5 следует отметить, что при росте выручки с 70626 до 102072 тыс. руб. наблюдается рост валовой прибыли на 8589 тыс. руб. Уровень валовой прибыли в выручке предприятии в базовом году составлял 19,9%, а в отчетном году он повысился на 2,3 % и составил 22,2%. Прибыль от продаж выросла на 8467 тыс. руб., а уровень прибыли от продаж вырос с 19,0 до 21,4%. Прибыль до налогообложения за исследуемый период выросла довольно значительна – на 34661 тыс. руб. Уровень прибыли до налогообложения в выручке предприятия составлял в базовом году – 21,5%. Налог на прибыль вырос на 4554 тыс. руб. Прибыль от обычной деятельности выросла довольно значительно с 11858 до 41965 тыс. руб. или +30107 тыс. руб. Чистая рентабельность выросла на 24,3%.

    Согласно методики Баканова М.И. все многообразие факторов, влияющих на прибыль в торговле, можно свести к следующим основным: динамика и степень выполнения прогнозного объема товарооборота (или насколько выполнен товарооборот предшествующего периода); объем товарооборота; структура товарооборота; размер валового дохода; величина издержек обращения (расходов на продажу). Составим вспомогательную табл. 6

    Таблица 6

    Финансовые результаты, тыс. руб.

    Показатель 

    Базовый

    год 

    Отчетный год 

    Абс. оклонение

    Темп изменения, %

    Выручка от продаж 

    70626

    102072

    +31446

    144,5

    Валовая прибыль 

    14047

    22636

    +8589

    161,1

    Уровень валовой прибыли от продаж, %

    19,9 

    22,2 

    +2,3 

    Расходы на продажу (издержки обращения)

    641

    763

    +122

    119,0

    Уровень издержек обращения, % 

    0,91

    0,75

    -0,06

    Прибыль от продаж 

    13406 

    21873 

    +8467 

    163,2

    Уровень рентабельности продаж, % 

    19,0 

    21,4 

    +2,4 

    Процент к уплате 

    31 

    169 

    +138 

    545,2 

    Прочие операционные доходы

    3765

    32498

    +28733

    863,2

    Прочие операционные расходы

    7179

    6964

    -215

    97,0

    Внереализационные доходы

    3884

    3047

    -837

    78,5

    Внереализационные расходы

    632

    766

    +134

    121,2

    Прибыль (убыток) до налогообложения

    15196

    49857

    +34661

    328,1

    Налог на прибыль (н/п) 

    3338

    7892

    +4554

    236,4

    Прибыль (убыток) от обычной деятельности

    11858

    41965

    +30107

    353,9

    Уровень прибыли к товарообороту, % 

    16,8

    41,1

    +24,3

    Оценим влияние факторов на чистую прибыль и рентабельность:

    1) изменение объема товарооборота в текущих ценах рассчитывается по формуле:

    111313 0452 64 Порядок формирования финансовых результатов предпринимательской деятельности в сфере торговли и производства

    где 111313 0452 65 Порядок формирования финансовых результатов предпринимательской деятельности в сфере торговли и производства– изменение прибыли за счет изменения размера товарооборота;

    Т1,, Т0 – товарооборот в отчетный и предшествующий год;

    R0
    – уровень рентабельности предшествующего года.

    Получаем

    111313 0452 66 Порядок формирования финансовых результатов предпринимательской деятельности в сфере торговли и производства тыс. руб.

    2) изменение в структуре товарооборота (объема продаж) оказывают различное влияние на прибыль и рентабельность, что связанно с различным уровнем рентабельности продаж различных товаров, а в торговле очень затруднительно исчислить рентабельность отдельных товаров;

    3) влияние среднего уровня валового дохода на прибыль определяется путем умножения суммы товарооборота отчетного периода Т1 на разность между уровнем валовой дохода отчетного и предшествующего периода У1 и У0, полученное произведение делится на сто процентов:

    111313 0452 67 Порядок формирования финансовых результатов предпринимательской деятельности в сфере торговли и производства

    111313 0452 68 Порядок формирования финансовых результатов предпринимательской деятельности в сфере торговли и производстватыс. руб.

    Следует заметить, что с увеличением уровня валового дохода прибыль увеличивается и наоборот.

    Изменение уровня издержек обращения оказывает обратное влияние на сумму прибыли. Увеличение расходов снижает прибыль, а уменьшение – увеличивает ее.

    Для определения влияния расходов на продажу на прибыль следует товарооборот отчетного периода умножить на величину отклонения расходов от предшествующего, полученное произведение разделить на сто процентов:

    111313 0452 69 Порядок формирования финансовых результатов предпринимательской деятельности в сфере торговли и производства

     

    111313 0452 70 Порядок формирования финансовых результатов предпринимательской деятельности в сфере торговли и производстватыс. руб.

    Следовательно, увеличение выручки от продаж и валового дохода издержки обращения оказали отрицательное влияние на формирование прибыли.

    Общее влияние факторов представим в табл. 7

    Таблица 7

    Влияние факторов на сумму и уровень прибыли

     

    Факторы

    Сумма влияния, тыс. руб.

    Удельный вес влияния, %

    Уровень влияния к объему продаж, %

    Выручка от продаж

    5969,0

    19,8

    2,4

    Валовой доход 

    2334,6

    7,8

    2,3

    Издержки обращения 

    -163,4

    -54

    -0,06

    Итого на прибыль от продаж 

    8467

    28,1

    2,4

    Процент к получению

    138

    0,5

    Доходы от участия в других организациях

    -1921

    6,4

    Прочие операционные доходы

    28733

    95,4

    Прочие операционные расходы

    -215 

    0,7

    Внереализационные доходы

    -837

    -2,8

    Внереализационные расходы

    134

    0,5

    Прибыль (убыток) до налогообложения

    34661

    115,12

    Налог на прибыль (н/п) 

    4554

    15,0

    Прибыль (убыток) от обычной деятельности

    30107

    100


    Из табл. 7 следует сделать вывод о том, что в формирование прибыли от реализации продукции положительный вклад внес рост выручки от продаж, изменение издержек обращения. Изменение выручки от продаж внесло положительный вклад – +5969 тыс. руб., изменение валового дохода +2334,6 тыс. руб., издержки обращения -163,4 тыс. руб., проценты к получению 138 тыс. руб., доходы от участия в других организациях -1921 тыс. руб., прочие операционные доходы 28733 тыс. руб., прочие операционные расходы -215 тыс. руб., внереализационные доходы -837 тыс. руб., внереализационные расходы 134 тыс. руб., налог на прибыль 4554 тыс. руб.

    4) Сделаем обобщающие выводы.

    Выручка на предприятии выросла с 70626 тыс. руб. до 102072 тыс. руб., абсолютный прост составил 31446 тыс. руб., а относительное отклонение – 144,5%. Себестоимость реализованных товаров выросла на 22857 тыс. руб., относительный прирост составил 140,4%. Коммерческие и управленческие расходы выросли соответственно на 49 и 73 тыс. руб., а их относительное отклонение составило 119,1% и 119,0%. Прибыль от продаж выросла на 8467 тыс. руб. или 163,2%. Положительный фактом является рост проценты к получению с 31 до 169 тыс. руб. (прирост 545,2%), прочие операционные доходы выросли очень значительно на 863,2% или в абсолютном выражении прирост составил 28733 тыс. руб., прочие операционные расходы снизились на 837 тыс. руб. (относительное отклонение 78,5%). В то же время отметим рост внереализационных расходов с 632 тыс. руб. до 766 тыс. руб. или относительное отклонение 121,2%. Более чем в 2,36 раза вырос налог на прибыль – с 3338 до 7892 тыс. руб.

    О высокой эффективности деятельности предприятия говорит рост чистой прибыли были в 3,539 раз, с 11858 до 41965 тыс. руб.

    За исследуемый период стоимость основных средств выросла на 13% и составила 108493 тыс. руб. Величина активов предприятия выросла на 44294 тыс. руб. Собственный капитал предприятия за исследуемый период вырос с 117075 до 154018 тыс. руб., абсолютный прирост составил 36943 тыс. руб. или +31,6%.

    Положительным фактом является снижение долгосрочных обязательств на 338 тыс. руб., их относительное отклонение составило 82,7%. Краткосрочные обязательства выросли с 12095 до 19784 тыс. руб., абсолютный прирост составил 7689 тыс. руб., а относительное отклонение составило 163,6%.

    Рентабельность продаж выросла на 2,4% и говорит о том что на каждый реализованный рубль на конец исследуемого периода приходится 21,4 коп. Бухгалтерская рентабельность от обычной деятельности выросла с 16,8 до 41,1%. Чистая рентабельность выросла аналогично. Рентабельность активов выросла довольно значительно с 9,0 до 23,9%. Немаловажна крайне высокая эффективность использования собственного капитала, его рентабельность выросла с 10,1% до 27,3%. Положительно, что затратоотдача на предприятии выросла с 23,4% до 27,3%. Рентабельность перманентного капитала, показывающая эффективность использования капитала, вложенного в деятельность организации на длительный период, выросла более чем в два раза с 84,4% до 190,0%.

    При росте выручки с 70626 до 102072 тыс. руб. наблюдается рост валовой прибыли на 8589 тыс. руб. Уровень валовой прибыли в выручке предприятии в базовом году составлял 19,9%, а в отчетном году он повысился на 2,3 % и составил 22,2%. Прибыль от продаж выросла на 8467 тыс. руб., а уровень прибыли от продаж вырос с 19,0 до 21,4%. Прибыль до налогообложения за исследуемый период выросла довольно значительна – на 34661 тыс. руб. Уровень прибыли до налогообложения в выручке предприятия составлял в базовом году – 21,5%. Налог на прибыль вырос на 4554 тыс. руб. Прибыль от обычной деятельности выросла довольно значительно с 11858 до 41965 тыс. руб. или +30107 тыс. руб. Чистая рентабельность выросла на 24,3%.

    В формирование прибыли от реализации продукции положительный вклад внес рост выручки от продаж, изменение издержек обращения. Изменение выручки от продаж внесло положительный вклад – +5969 тыс. руб., изменение валового дохода +2334,6 тыс. руб., издержки обращения -163,4 тыс. руб., проценты к получению 138 тыс. руб., доходы от участия в других организациях -1921 тыс. руб., прочие операционные доходы 28733 тыс. руб., прочие операционные расходы -215 тыс. руб., внереализационные доходы -837 тыс. руб., внереализационные расходы 134 тыс. руб., налог на прибыль 4554 тыс. руб.

     

     

     

     

     

     

     

     

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

     

  5. О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 21.11.96 № 129-ФЗ (с изм. и доп. от 23.076.98, 28.03.02). // Российская газета от 22 ноябр. 1996.
  6. О несостоятельности (банкротстве): Федеральный закон «от 26.10.2002 № 127-ФЗ// Российская газета от 28 окт. 2002.
  7. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное приказом Минфина РФ от 29 июля 1998 г. № 34н.
  8. Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации», утвержденное приказом Минфина РФ от 6 июля 1999 г. № 43н (ПБУ 4/99).
  9. Указания о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности, утвержденное приказом Минфина РФ от 13 января 2000 г. № 4н.
  10. Методические рекомендации о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации, утвержденные приказом Минфина РФ от 28.06.2000 № 60н.
  11. Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» (ПБУ 9/99), утвержденное приказом Минфина РФ от 6 мая 1999 г. № 32н (в ред. приказов Минфина РФ от 30.12.99 № 107н, от 30.03.01 № 27н).
  12. Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99), утвержденное приказом Минфина РФ от 6 мая 1999 г. № 33н (в ред. приказов Минфина РФ от 30.12.99 № 107н, от 30.03.01 № 27н).
  13. Абрютина М.С. Экономический анализ торговой деятельности. Учебное пособие. – М.: « Дело и сервис», 2000.
  14. Абрютина М.С. Грачев А.В. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия. Учебно-практическое пособие. – М.: «Дело и сервис», 1998.
  15. Баканов А. С. Годовая отчетность коммерческой организации. — М.: Бухгалтерский учет, 2000.
  16. Баканов М.И. Шеремет А.Д. Теория экономического анализа. — Н.: Учебник  Финансы и статистика, 1999.
  17. Бернстайч Л.А. Анализ финансовой отчетности/Пер, с англ. — М.: Финансы и статистика, 1999.
  18. Донцова Л. В., Никифорова НА. Комплексный анализ бухгалтерской отчетности. — 4-е изд., перераб, и доп. — М.: Дело и сервис, 2001.
  19. Ефимова О.В. Финансовый анализ. – М.: Издательство «Бухгалтерский учет», 1998.
  20. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет, анализ хозяйственной деятельности и аудит в условиях рынка. – М.: Перспектива, 1992.
  21. Крейнина М.Н. Финансовый менеджмент. — М.: Дело и Сервис, 1998.
  22. Матвеев А.А., Суйц В.П. Консолидированная отчетность: Методика и практика: Учебно-практическое пособие. — М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2001.
  23. Палий В.Ф. Международные стандарты финансовой отчетности. — М.: ИНФРА-М, 2002.
  24. Пучкова С. И. Бухгалтерская (финансовая) отчетность: Учебное пособие. -М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2001.
  25. Савицкая Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятий.–М.: Учеб.-ИП «Экоперспектива», 2003.
  26. Селезнева Н.Н., Скобелева И.П. Консолидированная бухгалтерская отчетность: Учебное пособие для вузов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.
  27. Шеремет А.Д., Сайфуллин Р.С. Методика финансового анализа. — М.: ИНФРА-М., 2003.
  28. Шеремет А.Д., Негашев Е.В. Методика финансового анализа. – М.: Инфра – М, 1999.
<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 1.16MB/0.00152 sec

WordPress: 24.33MB | MySQL:116 | 3,001sec