Процесс формирования взаимоотношений поставщиков с розничными предприятиями

<

091313 0452 15 Процесс формирования взаимоотношений поставщиков с розничными предприятиями

1.1 Понятие потребительского рынка

Понятие «потребительский рынок» в современной российской  экономической литературе встречается с начала 90-х гг. В числе первых работ  о  российских потребительских рынках  следует  назвать  монографии  и  статьи Р.И.   Шнипера  и  А.С.  Новоселова.  К  этому  времени  относится  одно  из определений регионального потребительского рынка. Так, Р.И.  Шнипер  и  А.С. Новоселов пишут,  что  он  представляет  собой  территориальную  организацию сферы обращения, призванную обеспечить население региона товарами на  основе развития товарно-денежных отношений при минимальных издержках обращения.

Рынок как экономическая категория товарного производства представляет собой сферу товарно-денежного обращения и охватывает совокупность конкретных отношений и связей между производителями и потребителями товаров. Формы рыночных отношений проявляются в количественных и качественных отношениях основных элементов рынка: спроса, предложения и цены. Под воздействием этих элементов формируются пропорции между производством и потреблением. Взаимосвязь элементов рынка товаров народного потребления (РТНП).

091313 0452 21 Процесс формирования взаимоотношений поставщиков с розничными предприятиями

 

Исследование существующих подходов к определению сущности понятия «потребительский рынок», а также сущности процессов, происходящих на данном рынке, позволяет сделать вывод о том, что данное понятие определяется преимущественно как совокупность отношений между производителями, посредниками (как оптовыми, так и розничными), инфраструктурой обеспечения деятельности производителей и посредников, организациями, оказывающими потребительские услуги, и населением как потребителем товаров и услуг.

С одной стороны, специфика сферы товарного обращения заключается в ее выраженном рыночном характере, поскольку именно на потребительском рынке реализуются продукция и услуги, особо проявляет себя воспроизводственный циклический характер обращения благ, формируются и изучаются потребности и спрос населения. Хозяйствующие субъекты – участники потребительского рынка первыми ощущают изменения спроса и его структуры. Именно от предприятий розничной торговли и сферы услуг, а иногда через других участников канала товародвижения, производители получают информацию о спросе на ту или иную продукцию, реакции на уровень цен, качество и сервисное сопровождение.

С другой стороны, успех экономических преобразований, который проявляется на потребительском рынке, в значительной мере определяется способностью государства обеспечить стабильные условия развития, а не скоростью и радикальностью реформ.

Потребительский рынок
– обслуживает в основном сферу личностного потребления населения. Он представляет собой сложную систему. Состав и структуру потребительского рынка можно классифицировать по различным признакам:

– по региональному признаку;

– по назначению (рынок продовольственных, непродовольственных товаров, товаров культурно-бытового назначения и хозяйственного обихода);

– по каналам реализации товаров.

Это позволяет в составе всего потребительского рынка выделить рынки регионов отдельных товаров для анализа их развития и достижения пропорциональности спроса и предложения как в целом по стране, так и по регионам, по отдельным товарам, а также целенаправленно формировать структуру потребления товаров населением страны.

Потребительский рынок характеризуется, прежде всего долей в его составе продовольственных и непродовольственных товаров. В свою очередь каждая из этих составляющих товарооборота подразделяется на отдельные товарные группы. Например, в составе продовольственных товаров выделяются хлеб и хлебобулочные изделия, мясо и мясопродукты, кондитерские изделия и т. д. Дальнейшая структура каждой группы представляет ассортимент товаров ( например, хлеб украинский, хлеб бородинский, батон и т. д. )

Для рынка продовольственных товаров характерны следующие специфические черты:

– широкая взаимозаменяемость товаров по своему функциональному назначению, что обуславливает отсутствие отлаженного спроса;

– сезонность производства ряда продовольственных товаров, что вызывает существенные колебания реализованного спроса;

– более широкие связи между торговлей и производством;

– совпадение в основном срока производства товаров с их потреблением;

– ограниченность срока хранения ряда продуктов питания.

Рынок непродовольственных товаров отличается более широким ассортиментом, высокой степенью обновления, существенным изменением спроса под воздействием моды, отсутствием естественных ограничений размеров потребления товаров, выраженной индивидуальностью в спросе населения, более четким разграничением товаров по функциональному назначению, более высокими требованиями населения к ассортименту и качеству товаров.

Для рынка товаров культурно-бытового назначения и хозяйственного обихода характерны:

– более длительные сроки потребления;

– отложенный спрос населения на отдельные изделия;

– ярко выраженное влияние НТП и жилищных условий населения;

– общественный характер использования многих предметов;

– организация дополнительных услуг по эксплуатации многих изделий, торговля запасными частями.

Эти особенности обуславливаются своеобразием подходов к прогнозированию спроса и формирования структуры товарооборота. Например ,нельзя определять перспективы развития спроса, не располагая данными о наличии товаров длительного пользования населения .

Механизм формирования и функционирования потребительского рынка представляется как взаимодействие объективно действующих  факторов,  явлений и процессов  в  сфере  производства,  распределения,  обмена  и  потребления товаров и услуг, сложившихся на данной территории.

Функционирование  потребительского  рынка   определяется связями: между потребностями населения и  производством;  спросом  и предложением на региональном рынке товаров и услуг; дифференциацией  доходов и  характером  потребления;  уровнем  и  структурой   потребления;   текущим потреблением и накоплением; обобществленной и индивидуализированной  формами потребления, и др.

В целом же по своей экономической сущности потребительский рынок  –  это  совокупность   высоколокализованных   социально-экономических процессов  и  отношений  в  сфере  обмена  и  потребления,  формируемых  под влиянием  особенностей  спроса   и   предложения   каждого   территориально-административного образования, с  учетом  адекватных  методов  регулирования конъюнктуры рынка и принятия коммерческих решений.

Под  товарным  рынком  в  современной  экономике понимается «система субъектов экономики, формирующих свои отношения с  целью рационального  обращения   товаров   конечного   потребления   и   продукции производственно-технического назначения». При  этом  потребительский  рынок представляет собой ту часть товарного рынка,  на  которой товары покупаются для личного потребления.

В этой связи можно принять определение,  данное  И.М.  Шабуниной,  О.Д. Ломовцевой и М.Ю. Трубиным: потребительский рынок   –  это  основная составляющая  структуры  современной  рыночной  экономики,  где  часть  ВНП, материализированная  в  виде  произведенных  бизнесом   товаров   и   услуг, покупается  или  приобретается  иным  способом  потребителями  региона   для личного потребления.

Расходы населения на товары и услуги потребительского назначения составляют большую часть совокупного спроса. Доля этих расходов в национальном доходе в Российской Федерации составляют приблизительно 50%. Объем запланированных потребительских расходов зависит от многих факторов, таких как доходы домохозяйств от продажи факторов производства; размеры налогообложения; размеры накоплений; состояние кредитно-денежной, внешнеторговой и социально-экономической политики государства; уровень цен и инфляции; политическая ситуация в стране.

Результаты функционирования потребительского рынка во многом определяются состоянием других рынков, и сами определяют их состояние. Так, спрос зависит от уровня доходов населения, что напрямую связано с рынком труда. Предложение обусловлено уровнем развития производства, оказывающего существенное влияние на уровень потребительских цен. Возможность модернизации существующих производств, совершенствования торгово-технологического процесса зависит от налоговой политики государства, состояния денежно-кредитной системы страны.

В торговле трудится более 5 млн. человек, здесь сосредоточено более 400 тыс. крупных, средних и мелких предприятий, создается около 20% ВВП

Понимание потребительского рынка как совокупности экономических отношений, связанных с процессом купли и продажи потребительских благ на основе эффективного взаимодействия и взаимовлияния конкурентно-рыночного и государственного регулирования в условиях формирующейся новой институциональной среды и отражающих в конечном итоге результаты функционирования потребительского рынка в оценках эффективности его регулирования со стороны государства, является наиболее приемлемым с позиции научного обоснования государственной политики по потребительскому рынку.

Потребительский рынок состоит из трех основных элементов: рынка продовольственных товаров, рынка непродовольственных товаров и рынка платных услуг, которые, взаимодействуя друг с другом, обеспечивают потребности населения и создают возможности для успешного функционирования экономики в целом.

Потребительский рынок также следует расматривать как совокупность разнонаправленных взаимоотношений между всеми субъектами рынка: товаропроизводителями, посредниками, потребителями, смежными организациями, общественными организациями, способствующими формированию единого социально-экономического пространства региона, государственными структурами, финансово-экономическими институтами, региональными органами власти и общественностью, направленная на удовлетворение индивидуальных и коллективных потребностей населения.

 

1.2 Типы каналов товародвижения

 

Канал товародвижения — ряд юридических и/или физических лиц (посредников), занимающихся передвижением и обменом товара; путь товара от производителя к потребителям.

Различают несколько типов каналов товародвижения. По числу уровней, т.е. посредников (звеньев), которые образуют канал различают:

1.   Прямой канал товародвижения (простая система сбыта).

2.   Непрямой канал товародвижения  (сложная система сбыта):

а) короткий,

б) длинный.

3. Сочетание прямых и косвенных каналов товародвижения. Чем длиннее канал товародвижения, тем сложнее его контролировать.

Один из основных способа прямой продажи — торговля вразнос, посылочная торговля и торговля через принадлежащие производителю магазины.

Одноуровневый канал включает в себя одного посредника. На потребительских рынках этим посредником обычно бывает розничный торговец, а на рынках товаров промышленного назначения им нередко оказывается агент по сбыту или брокер.

Двухуровневый канал включает в себя двух посредников. На потребительских рынках такими посредниками обычно становятся оптовый и розничный торговцы, на рынках товаров промышленного назначения это могут быть промышленный дистрибьютор и дилеры.

091313 0452 31 Процесс формирования взаимоотношений поставщиков с розничными предприятиями

 

 

Трехуровневый канал включает в себя трех посредников. Например, в мясоперерабатывающей промышленности между оптовым и розничным торговцами обычно стоит мелкий оптовик. Мелкие оптовики покупают товары у крупных оптовых торговцев и перепродают их небольшим предприятиям розничной торговли, которые крупные оптовики, как правило, не обслуживают.

Существуют каналы и с большим количеством уровней, но они встречаются реже. С точки зрения производителей, чем больше уровней имеет канал распределения, тем меньше возможностей контролировать его. Зачастую компании используют одновременного несколько каналов товародвижения.

Причины одновременного использования нескольких каналов товародвижения: выход в сегменты с разными покупательскими привычками; создание конкуренции между торговцами

 

1.3 Работа с поставщиками

 

Основой коммерческой деятельности в торговле является закупочная работа. Ее главная задача — выгодное приобретение товара с целью удовлетворения потребительского спроса.

Работа по закупкам товаров включает комплекс взаимосвязанных коммерческих операций, к числу которых относятся:

– изучение и прогнозирование покупательского спроса;

– определение потребности в товарах;

– выявление и изучение источников закупки, выбор поставщиков и каналов продвижения товаров;

– установление хозяйственных связей с поставщиками;

– контроль исполнения договоров и хода поставки товаров.

Изучение и прогнозирование покупательского спроса необходимо для обоснования коммерческих решений по оптовым закупкам товаров.

Как известно, спрос — это форма рыночного проявления потребности. В свою очередь потребность принято определять как нужду или недостаток в чем-либо, необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, функционирования личности, социальной группы населения или общества в целом. В процессе общественного развития потребности растут и изменяются.

Спрос населения на товары формируется под влиянием многочисленных экономических, социальных, демографических, природно-климатических и других факторов, которые постоянно изменяются в процессе развития общественного производства. Поэтому только с помощью методов маркетинга коммерческие работники могут получить необходимую информацию о товарах, о ценах, которые потребители готовы заплатить, о емкости рынка в отдельных регионах и т. д.

Так, например, оптовые предприятия торговли используют следующие методы изучения и прогнозирования спроса:

– оперативный учет продажи товаров и движения товарных запасов за определенный период;

– изучение и обобщение заявок розничных торговых предприятий на завоз товаров;

– учет и анализ неудовлетворенного спроса оптовых покупателей и т. д.

Руководствуясь результатами маркетинговых исследований, оптовые базы, коммерческие фирмы и другие оптовые покупатели строят свою политику закупок, заключая долгосрочные соглашения с поставщиками товаров, на которые ожидается повышение спроса. Информация маркетинговых служб позволяет оптовым покупателям заблаговременно подготовиться к смене поставщиков морально устаревших товаров на других, осваивающих выпуск более совершенных или принципиально новых товаров.

Для расчета потребности в товарах могут быть использованы различные методы (нормативный метод определения потребности в товарах, метод использования коэффициента эластичности, балансовый метод и др.). В каждом конкретном случае выбор методики диктуется условиями, в которых работает торговое предприятие, условиями прогноза, информационным обеспечением и другими факторами.

Одним из важных элементов закупочной работы является выявление и изучение источников закупки, выбор поставщиков и каналов продвижения товаров.

Оптовые покупатели должны хорошо знать экономику своего региона, его производственные возможности, ассортимент производимых товаров. С этой целью коммерческие работники должны постоянно анализировать рекламные объявления в средствах массовой информации, следить за другой информацией о производстве и оптовой продаже товаров. Они должны посещать производственные предприятия, изготавливающие товары, знакомиться с их производственными возможностями, ассортиментом и качеством выпускаемых ими товаров. Также полезными окажется их участие в совещаниях с работниками промышленности и предпринимателями, в выставках-просмотрах новых образцов изделий, в выставках-ярмарках и т. д.

Тщательный анализ полученной информации позволит торговому предприятию составить необходимое представление об источниках поступления товаров, к числу которых относят сельское хозяйство, различные отрасли промышленности (пищевая, легкая, электронная, деревообрабатывающая и т. д.). В значительных объемах в товарооборот вовлекаются товары, вырабатываемые на предприятиях кооперативной промышленности, а также продукция подсобных и фермерских хозяйств.

Одним из важнейших этапов закупочной работы является установление хозяйственных связей с поставщиками,

Хозяйственные связи с поставщиками товаров включают экономические, организационные, коммерческие, административно-правовые, финансовые и другие отношения, складывающиеся между покупателями и поставщиками товаров в процессе поставок товаров.

В условиях рыночной экономики большое значение придается самостоятельному урегулированию хозяйственных взаимоотношений между поставщиками и покупателями товаров на базе правовых норм гражданского законодательства. При этом существенно повышается роль договоров поставки товаров.

 

1.4 Классификация поставщиков

 

Под поставщиками товаров следует понимать конкретные предприятия различных источников поступления. Их можно разделить на две группы: поставщиков-изготовителей и поставщиков-посредников.

Такое подразделение поставщиков зависит от канала сбыта (продвижения), т. е. пути, по которому товары движутся от производителей к потребителям. Он характеризуется числом составляющих его звеньев или уровней, на каждом из которых выполняются различные операции по приближению товара к конечному потребителю.

Выбор оптимального варианта распределения зависит от многих факторов и в первую очередь от назначения и характера продукции.

В последние годы все более широкое распространение получает вариант, при котором потребительские товары производители стремятся продавать непосредственно конечным потребителям. Это так называемый канал нулевого уровня или прямой канал товародвижения. При этом варианте может быть использовано три основных способа прямой продажи товаров:

– развозная (разносная) торговля;

– посылочная торговля;

– торговля через принадлежащие производителю магазины.

При одноуровневом канале посредником на рынке потребительских товаров становится оптовый и розничный торговец.

Если между промышленным предприятием и предприятием розничной торговли стоят два и более оптовых торговца, то имеем дело с многоуровневым каналом продвижения товаров.

Чем большее число посредников использует производственное предприятие, тем меньше непосредственных контактов с потребителями оно имеет, тем медленнее продвигается товар. В то же время, минимальное число посредников между производителем и потребителем требует больших расходов на хранение запасов товаров, их обработку и т. д.

В качестве поставщиков-посредников могут выступать:

– оптовые предприятия общенационального (федерального) и регионального уровня, специализирующиеся на оптовой торговой деятельности;

– посреднические оптовые структуры, не использующие в своей деятельности перехода к ним права собственности на товар (дистрибьюторы);

– организаторы оптового оборота — товарные биржи,
оптовые ярмарки, аукционы, оптовые рынки — так же являются самостоятельными субъектами оптовой торговой деятельности.

В качестве посредников могут выступать снабженческо-сбытовые организации, крупные оптовые базы, биржевые структуры, торговые дома и магазины. Среди основных причин, обусловливающих использование посредников, можно выделить следующие:

  • организация процесса товародвижения требует наличия определенных финансовых ресурсов;
  • создание оптимальной системы товародвижения предполагает наличие соответствующих знаний и опыта в области конъюнктуры рынка своего товара, методов торговли и распределения;

    Посредники благодаря своим контактам, опыту и специализации позволяют обеспечить широкую доступность товара и доведение его до целевых рынков.

    Канал распределения принимает на себя и помогает передать кому-либо другому право собственности на конкретный товар или услугу на пути от производителя к потребителю. Канал распределения можно трактовать и как путь передвижения товаров от производителей к потребителям. Участники каналов распределения выполняют ряд функций, способствующих успешному решению требований маркетинга. К ним следует отнести такие функции, как: проведение научно-исследовательской работы, стимулирование сбыта, налаживание контактов с потенциальными потребителями, изготовление товаров в соответствии с требованиями покупателей, транспортировка и складирование товаров, вопросы финансирования, принятие ответственности за функционирование канала распределения.

    Оптовые организации выполняют роль связующего звена между производителем и многочисленными потребителями, помогают предприятиям-производителям проникать на новые рынки сбыта. Они могут быть универсальными (многоцелевыми) и специализированными, при этом одни из них специализируются по определенным товарным группам, другие — по конкретным отраслям. Передав оптовику функции реализации своей продукции, промышленные фирмы освобождаются от содержания крупных сбытовых контор, многочисленных специалистов по техническому обслуживанию и сосредоточивают внимание на решении проблем разработки и производства продукции.

    Посреднические оптовые предприятия делятся на две группы: независимые посреднические организации и зависимые. Независимые организации являются самостоятельными посредническими организациями, приобретающими материалы в собственность с последующей их реализацией потребителям. К ним относятся дистрибьюторы, имеющие (или арендующие) складские помещения, дистрибьюторы, не имеющие (не арендующие) складских помещений. Зависимые посредники не претендуют на право собственности на товары, работая за комиссионное вознаграждение за выполняемые услуги. К ним относятся различные сбытовые агенты, брокеры, комиссионеры.

    Независимые оптовые фирмы бывают двух видов: с полным циклом обслуживания; с ограниченным циклом обслуживания.

    Ценность оптового посредника для изготовителя продукции во многом зависит от того, как к этому посреднику относятся потребители, сможет ли посредник поставить дело таким образом, чтобы потребители продукции обращались именно к нему.

     

    1.5 Реклама как важнейший фактор в процессе товародвижения

     

    Реклама – термин происходит от латинского слова «reklamare» – «громко кричать или извещать». В Древней Греции и Риме объявления громко выкрикивались или зачитывались на площадях и в других местах скопления народа.

    Реклама – распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для определенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим физическому, юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний.

    Широкое определение рекламы, отражая ее сущность как многообразного общественного явления современности, не исключает ее подразделения на отдельные виды (отрасли), ограничивающие рекламно-информационную деятельность определенными сферами общественно-экономической жизни людей.

    По своей сущности торговая реклама – это целенаправленное распространение информации о потребительских свойствах товаров и различных сопровождающих продажу товаров видах услуг, предпринятое для создания им популярности, привлечения к ним внимания потребителей с целью создания спроса на товары и услуги и увеличения их реализации.

    Рекламные сообщения отличаются от обычных информационных тем, что они выполняют функцию увещевательного воздействия на человека с целью побудить его приобрести те или иные товары (услуги). Поэтому способность рекламы оказывать воздействие на человека и создавать спрос на товары позволяет использовать ее для воспитания разумных потребностей, эстетических вкусов и запросов населения.

    Реклама составляет часть рыночного маркетинга, задача которого состоит в обеспечении бесперебойного сбыта произведенной продукции.

    Реклама должна точно правдиво информировать потребителя о качестве, свойствах, ассортименте, правилах пользования (эксплуатации), потребления и других сведениях о товарах и услугах. Эта функция рекламы создает предпосылки для более эффективного производства товаров и лучшего удовлетворения потребностей населения.

    Реклама, с одной стороны, доводит до потребителей сведения, необходимые для покупки и использования товаров. С другой, сочетая свою информационность с убедительность и внушением, оказывает на человека эмоционально-психическое воздействие. Из этого можно заключить, что сама по себе реклама – одновременно и работа, и искусство.

    Чтобы оказать на поведение потребителя определенное воздействие, необходимо, прежде всего, привлечь его внимание. Привлечение внимания – первое звено в цепи механизма психологического воздействия рекламы. Весь механизм психологического воздействия рекламы на ее потребителя можно представить в виде схемы (рисунок 3).

     

     

    091313 0452 41 Процесс формирования взаимоотношений поставщиков с розничными предприятиями

    091313 0452 51 Процесс формирования взаимоотношений поставщиков с розничными предприятиями091313 0452 61 Процесс формирования взаимоотношений поставщиков с розничными предприятиями

     

    091313 0452 71 Процесс формирования взаимоотношений поставщиков с розничными предприятиями

    091313 0452 81 Процесс формирования взаимоотношений поставщиков с розничными предприятиями

    091313 0452 91 Процесс формирования взаимоотношений поставщиков с розничными предприятиями

    091313 0452 101 Процесс формирования взаимоотношений поставщиков с розничными предприятиями

     

    091313 0452 111 Процесс формирования взаимоотношений поставщиков с розничными предприятиями091313 0452 121 Процесс формирования взаимоотношений поставщиков с розничными предприятиями

     

    091313 0452 131 Процесс формирования взаимоотношений поставщиков с розничными предприятиями091313 0452 141 Процесс формирования взаимоотношений поставщиков с розничными предприятиями

     

     

     

     

     

     

    Рисунок 3 – Схематическое представление маркетингового воздействия рекламы на потребителя

     

    Характерной чертой современной рекламы является приобретение ею новой роли в результате вовлечения в процесс управления производственно-сбытовой деятельностью промышленных и сервисных фирм. Суть новой роли рекламы в том, что она стала неотъемлемой и активной частью комплексной системы маркетинга, уровень развития которой определяет качество и эффективность рекламно-информационной деятельности производителя

    Реклама является каналом распространения информации на рынке, а также предпосылкой обратной связи с ним, Вот почему, с учетом того, что реклама представляет собой неотъемлемую часть системы маркетинга, возникает необходимость рассмотреть ее функции, механизм взаимодействия с другими элементами системы, определить место рекламы в их иерархии, а значит найти пути оптимального управления рекламной деятельностью.

    Реклама отличается огромным разнообразием форм. Однако ее главное, традиционное назначение — обеспечение сбыта товаров и прибыли рекламодателю.

    Формируя спрос и стимулируя сбыт, заставляя потребителей покупать товары и ускоряя процесс «купли-продажи», а отсюда оборачиваемость капитала, реклама выполняет на рынке экономическую функцию. Кроме того, она осуществляет и информационную функцию.

    В этой роли реклама обеспечивает потребителей направленным потоком информации о производителе и его товарах, в частности, их потребительской стоимости.

    Вместе с тем очевидно, что, являясь частью системы маркетинга, реклама перешагивает узкие рамки информационной функции и берет на себя еще функцию коммуникационную. С помощью применяемых в процессе изучения рекламной деятельности анкет, опросов, сбора мнений, анализа процесса реализации товаров поддерживается обратная связь с рынком и потребителем. Это позволяет контролировать продвижение изделий на рынок, создавать и закреплять у потребителей устойчивую систему предпочтений к ним, в случае необходимости быстро корректировать процесс сбытовой и рекламной деятельности. Таким образом, реализуются контролирующая и корректирующая функции рекламы.

    Используя свои возможности направленного воздействия на определенные категории потребителей, реклама все в большей степени выполняет функцию управления спросом. Управляющая функция становится отличительным признаком современной рекламы, предопределенным тем, что она является составной частью системы маркетинга.

    В большинстве случаев задачи, связанные с увеличением спроса и управлением им, решаются не сразу для всего рынка, а только для отдельного его сегмента или совокупности сегментов. Сегментация в этом случае выступает как эффективный способ «омоложения» продукции, вступающей в фазу снижения спроса, и придания ей нового жизненного импульса на рынке.

    Благодаря рекламе либо используется благоприятная обстановка в этих отношениях, либо она меняется в направлениях, выгодных рекламодателю и отвечающих его промышленно-сбытовой или экспортной политике. Это достигается воздействием рекламной информации на рынок, в процессе которого реклама, являясь единственно активной по отношению к рынку составляющей маркетинга, приобретает уникальную возможность выйти за рамки внутрифирменной деятельности. Все другие маркетинговые мероприятия производителя по сути дела не выходят за пределы его собственных структур.

    Рынок, получив по каналам рекламы информацию о действиях производителя, генерирует обнадеживающие или настораживающие сведения, в частности, информацию с различных уровней сбытовой сети — от торговых агентов, оптовых и розничных торговцев, потребителей. Кроме того, производитель получает нужные ему данные от специализированных организаций, работающих с информацией, — ассоциаций, институтов, агентств, предоставляющих своим клиентам готовые исследования, а также рекомендации, содержащие сведения о факторах, прямо или косвенно воздействующих на сбыт. Таким образом, производитель получает информацию о контролируемых факторах, на которые он может повлиять, и о внешних, неконтролируемых, возникающих в результате воздействия среды, в которой организуется маркетинговая и как ее составная часть рекламная деятельность.

    В конечном счете, информация о рынке и его реакциях на действия производителя аккумулируется в его маркетинговой службе или в работающей с ним специализированной маркетинговой организации. На основе этой информации разрабатываются новые и корректируются старые рекламные кампании, а также образцы рекламной продукции по определенным товарам.

    Второе кольцо маркетинга — значительно более сложная фигура, которая осуществляет информационные связи со всеми уровнями ее сбытовой сети, и со специализированными организациями, которые в ходе рекламной кампании изучают реакцию потребителей, конкурентов и информируют о ней. Во втором кольце наиболее полно проявляет себя контролирующая система «обратной связи», позволяющая своевременно вносить нужные коррективы в стратегические и тактические действия производителя.

    Постоянный поток дополнительной информации со всех уровней сбыта и от организаций, с которыми налажено сотрудничество, о реакции рынка на рекламные действия дает производителю возможность соответствующим образом ориентировать производство и осуществлять в запланированных объемах сбыт товаров, контролируя ход рекламных кампаний и внося в них необходимые коррективы, то есть эффективно управлять не только рекламной, но и маркетинговой деятельностью. Естественно, такой механизм эффективно работает в том случае, если поток информации с различных точек рынка и его окружения стимулирован и организационно обеспечен.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    2 Характеристика организационно-хозяйственной деятельности предприятия ООО «Оптикон»

     

    2.1 Общая характеристика предприятия

     

    В апреле 2002 года в г. Краснодаре было открыто общество с ограниченной ответственностью «ОПТИКОН», видом деятельности которого стала розничная купля-продажа водного транспорта и сопутствующих аксессуаров.

    Одним из первых поставщиков фирмы стало Казанское авиационное производственное объединение имени С.П. Горбунова (КАПО им. Горбунова). С заводом был заключён дилерский договор на поставку катеров «Казанка 5М4» и лодок «Казанка 6М», которые являются одними из самых надёжных плавательных средств, изготовленных из дюралюминия, и пользующихся большим спросом у рыбаков и охранных служб природопользования.

    Почти сразу же было оформлено разрешение на продажу прицепов к автотранспорту, предназначенных для перевозки катеров и лодок. Поставка прицепов фирме начала осуществляться фирмой ООО «Московский завод специализированных автомобилей» (ООО «МЗСА»).

    Чуть позже фирма «ОПТИКОН» расширила свой ассортимент продаваемых товаров. Фирма также стала специализироваться на плавательном транспорте из ПВХ – надувные лодки «Фрегат», «NORDIK», «Korsar», «NORTHSILVER» разных модификаций, которые поставляются от заводов изготовителей. Отдельную строчку в номенклатуре товара составили спасательные и прогулочные лодки из пластика «Диана», «Таймень», «Голавль».

    С марта 2004 года ассортимент товаров пополнился водными велосипедами российского и импортного производства. Этот вид транспорта сразу стал пользоваться успехом у организаций санаторно-курортного типа, расположенных на побережье. Летом 2004 года ООО «ОПТИКОН» стала официальным дилером лодочных моторов YAMAHA на юге России.

    В ассортименте товаров фирмы появились спасательные жилеты производства Санкт-Петербурга, спасательные круги, спасательные надувные плоты и другая экипировочная атрибутика.

    Фирма ООО «ОПТИКОН» всего 8 лет на рынке, и еще очень молодая, но уже можно скачать, что наблюдается явный подъём и успешное развитие, особенно в последние годы. Почти одновременно с образованием общества в Краснодарском крае появились фирмы конкуренты (ООО «АСТОП», ООО «Техно-Спорт», ООО «Калипсо», ООО «Панавто»), из-за которых стало затрудняться продвижение товаров к потребителям. Но рынок водного транспорта в нашем регионе ещё не поделен, и у ООО «ОПТИКОН» есть большие возможности занять эту нишу.

    Коммерческая организация «ОПТИКОН» создана в организационно- правовой форме общества с ограниченной ответственностью. Полное фирменное название на русском языке: общество с ограниченной ответственностью «ОПТИКОН». Сокращённое наименование: ООО «ОПТИКОН».

    Место нахождения и почтовый адрес Общества: 350000, Россия, Краснодарский край, г. Краснодар, Центральный административный округ, ул. Красноармейская, 80. Площадь офиса – 16 кв. м.

    Общество действует на принципах самоокупаемости, полного хозяйственного расчёта несет ответственность за результаты своей деятельности перед партнёрами, банком, государством и трудовым коллективом всеми своими средствами и имуществом, на которое по действующему законодательству может быть обращено взыскание.

    Основными целями деятельности общества является дальнейшее насыщение потребительского рынка товарами, работами и услугами, расширение конкуренции, реализация социальных экономических интересов членов трудового коллектива и получения прибыли.

    Предметом деятельности общества является розничная торговля речным и прибрежным транспортом, спасательными средствами, а также аксессуарами.

    В организации принята учётная политика, которая утверждена приказом директора. Она состоит из двух частей: учётная политика для целей бухгалтерского учета и учетная политика для целей налогообложения. Приложением к учётной политике ООО «ОПТИКОН» является рабочий план счетов бухгалтерского учёта, разработанный на основе Типового плана счетов, утверждённого приказом Минфина от 30.12.2000г. №94н, и план забалансовых налоговых счетов, с помощью которых ведётся налоговый учёт, график документооборота.

    Имущество общества составляют оборотные средства, а также иные ценности, стоимость которых отражается на самостоятельном балансе.

    Уставный капитал общества сформирован в размере 10 000 рублей и состоит из доли единственного Участника (Учредителя) Селина Игоря Викторовича в размере 100% и номинальной стоимостью, равной вышеуказанной сумме.

     

    2.2 Материально-техническая база. Структура аппарата предприятия

     

    Высшим органом управления Общества является общее Собрание Участников. Единоличным исполнительным органом Общества является Директор, избираемый общим Собранием Участников Общества сроком на 5 лет из числа Участников и осуществляющий текущее руководство деятельностью Общества. Фирма состоит из 8 работников, имеет 3 отдела (бухгалтерия, отдел сбыта, отдел снабжения).

     

    091313 0452 151 Процесс формирования взаимоотношений поставщиков с розничными предприятиями

     

     

     

     

    Рисунок 4 – Организационная структура ООО «ОПТИКОН»

     

    Генеральный Директор ООО «М-СФЕРА»:

    – без доверенности действует от имени ООО «М-Сфера», в том числе осуществляет представление его
    интересов и совершает различные экономические и хозяйственные сделки;

    – выдает доверенности на право представительства от имени ООО «М-Сфера», в том числе, в случае необходимости,
    доверенность с правом передоверия;

    – издает приказы о назначении, переводе,
    увольнении на должности работников ООО «М-Сфера», так же применяет меры материального, социального поощрения и налагает установленные дисциплинарные взыскания;

    – обеспечивает выполнение текущих, перспективных и оперативных планов ООО «М-Сфера»;

    – организует подготовку и выполнение решений Собрания учредителей ООО «М-Сфера» и представляет отчеты об их выполнении;

    – распоряжается всем имуществом ООО «М-Сфера», включая его денежные средства;

    – выполняет другие функции, вытекающие из Устава ООО «М-Сфера» ;

    – представляет ООО «М-Сфера» в отношениях с другими организациями, предприятиями, государственными учреждениями по всем вопросам экономической и хозяйственной деятельности предприятия в пределах компетенции, определенной Уставом;

    Генеральный директор непосредственно подотчетен общему собранию участников и выполняет его решений.

    Главный бухгалтер подчинен Генеральному директору и осуществляет финансовый, бухгалтерский и налоговый учет, занимается минимизацией и оптимизацией налоговых платежей, ведет учет дебиторской и кредиторской задолженности, ведет различные направления учета – учет и контроль кредиторской и дебиторской задолженности, включая своевременность оплаты задолженности, учет расчетов с персоналом по оплате труда, внутренний контроль, осуществляет учет и прием наличных средств от поставщиков, контрагентов и экспедиторов.

    Ведущей частью аппарата управления является торговый отдел, возглавляемый коммерческим директором, который подчиняется непосредственно директору и наряду с ним несет ответственность за качество товаров. Коммерческий директор: визирует договоры, заключаемые на поставку товаров; принимает непосредственное участие в организации хранения товаров на складе; разрабатывает способы доставки товаров на склад и со склада покупателям; осуществляет контроль за проверкой качества товаров; представляет интересы от имени директора в соответствующих органах при решении вопросов качества выпускаемых товаров; ведет работу по изучению и обобщению отзывов покупателей и населения о качестве товара и т.д.

    Перейдем к анализу основных показателей хозяйственной деятельности исследуемого предприятия.

     

    2.3 Анализ экономических показателей хозяйственной деятельности предприятия

     

    Основной целью исследуемого предприятия ООО «ОПТИКОН» является извлечение прибыли. Именно поэтому крайне важное оценить экономическое развитие хозяйственной деятельности организации и определить эффективность его деятельности. Проведем анализ основных экономических показателей деятельности ООО «ОПТИКОН» (таблица 1).

     

    Таблица 1 – Основные организационно-экономические показатели деятельности ООО «ОПТИКОН» за 2007 – 2009 гг.

     

    Показатели

     

    2007 г

     

    2008 г

     

    2009 г

    Отклонение(+,-)

    Темп роста , %

    2008

    к 2007 г

    2009

    к

    2008 г

    2008 г к

    2007 г.

    2009

    к

    2007 г.

    Выручка от продаж, тыс. р.

    1535

    2882

    3127

    +245

    +1592

    108,5

    203,7

    Себестоимость проданных товаров, тыс. р.

    1325

    2377

    2533

    +156

    +1208

    106,6

    191,2

    Валовая прибыль, тыс. р.

    210

    505

    594

    +89

    +384

    117,6

    282,9

    Коммерческие расходы, тыс. р.

    172

    297

    447

    +150

    +275

    150,5

    259,9

    Прибыль от продаж, тыс. р.

    38

    208

    147

    -61

    +109

    70,6

    386,8

    091313 0452 16 Процесс формирования взаимоотношений поставщиков с розничными предприятиямиПрочие доходы

    10

    Продолжение таблицы 1

     

    Показатели

     

    2007 г

     

    2008 г

     

    2009 г

    Отклонение(+,-)

    Темп роста , %

    2008

    к 2007 г

    2009

    к

    2008 г

    2008 г к

    2007 г.

    2009

    к

    2007 г.

    Прочие расходы

    4

    5

    8

    3

    4

    160,0

    200,0

    Прибыль до налогообложения

    34

    213

    139

    -74

    105

    65,26

    408,8

    Текущий налог на прибыль

    6

    46

    34

    -12

    28

    73,9

    566,7

    Чистая прибыль, тыс. р.

    28

    167

    105

    -67

    77

    62,8

    375,0

    Среднегодовая величина оборотных активов, тыс. р.

    654

    764

    895

    131

    241

    117,1

    136,9

    Среднегодовая величина собственного капитала, тыс.р.

    11

    94

    230

    136

    219

    243,9

    2095,4

    Среднегодовая величина заёмного капитала, тыс. р.

    656

    670

    665

    -5

    9

    99,2

    101,4

    Среднесписочная численность, чел

    7

    8

    8

    0

    1

    100,0

    114,3

    Коэффициент оборачиваемости оборотных средств

    2,3

    3,8

    3,5

    -0,3

    1,2

    92,1

    152,2

    Продолжительность оборота, дней

    156,5

    94,7

    102,9

    8,2

    -53,6

    108,7

    65,7

    Рентабельность продаж, %

    2,5

    7,2

    4,7

    -2,5

    2,2

    65,3

    188,0

     

    По данным таблицы 1 можно сделать следующие выводы: за период 2007 – 2009 гг. выручка от реализации товаров, услуг на предприятии выросла с 1535 до 3127 тыс. р. В 2008 г. выручка увеличилась на 88%, по сравнению с предыдущим годом, а в 2009 году – ещё на 16%. Себестоимость реализованных услуг и товаров с 2007 г. по 2009 г. увеличилась с 1325 до 2533 тыс. р., или почти на 190%. Увеличение себестоимости обусловлено ростом объема товарной продукции. Коммерческие расходы увеличились в 2,5 раза за анализируемый период, или иначе говоря на 275 тыс. р. с 2007 г. по 2009 г.

    Прибыль от продаж увеличилась на 288% в 2009 г. по сравнению с 2007 г. Показатель чистой прибыли увеличился за три года на 275% или, иначе говоря, на 77 тыс. р. Необходимо отметить небольшое снижение показателей прибыли в 2009 году по сравнению с 2008 г. Спад показателей обусловлен увеличением в 1,5 раза величины коммерческих расходов (с 297 тыс. р. до 447 тыс. р.), данная тенденция может быть связанна с увеличением транспортных расходов, резким ростом зарплат, и иными расходами, относящимися к расходам на продажу.

    Динамика показателей прибыли от продаж и чистой прибыли с 2007 г. по 2009 г. отражает единую тенденцию роста. Это увеличение обусловлено ростом оборачиваемости текущих активов. Если в 2007 г. каждый рубль, вложенный в текущие активы, позволял получить 2,5 рубля выручки от продажи товаров, то в 2008 и 2009 гг. каждый вложенный рубль позволил получить 3,8 и 3,5 рублей выручки от продаж соответственно. Самая низкая продолжительность одного оборота отмечена в 2008 г. и составила 95 дней, а самая высокая – в 2007 г., и составила 157 дней. Для составления характеристики эффективности использования ресурсов ООО «ОПТИКОН», используется показатель рентабельности. Рентабельность продаж показывает долю прибыли в выручке от реализации. Наибольшего уровня рентабельности фирме удалось добиться в 2008 году, когда показатель составил 7,2%.

    Проведем оценку капитала, вложенного в имущество ООО «ОПТИКОН» (таблица 2) и оценку обеспеченности предприятия собственными оборотными средствами (таблица 3).

    Таким образом, из таблицы 2 можно сделать вывод, что собственный капитал предприятия за исследуемый трехлетний период увеличился за 133 тыс.р. (темп роста 188,67%), что следует отнести к положительным фактам. Внеоборотные активы также выросли за счет приобретения нового торгового оборудования. В то же время величина собственных оборотных средств на протяжении всего исследуемого периода отрицательна, что следует отнести к отрицательным фактам. Причем недостаток собственных средств за исследуемый период увеличился на 167 тыс. р.

    Запасы исследуемого предприятия выросли на 363 тыс. р. (темп роста 165,41%), что связано с ростом товаров на складах, дебиторская задолженность имеет незначительную величину, выросла всего 1 тыс.р. за трехлетний период, в тоже время в 2008г. ее величина снизилась на 5 тыс.р. по отношению к базисному 2007 г.

     

    Таблица 2 – Оценка капитала, вложенного в имущество ООО «ОПТИКОН»

    Показатели

    Сумма,

    тыс. р.

    Абсолютное отклонение, +/-

    Темп роста, %

    2007 г.

    2008 г.

    2009 г.

    2008 г. —

    2007 г.

    2009 г. —

    2008 г.

    2009 г. —

    2007 г.

    2008 г. к

    2007 г.

    2009 г. к

    2008 г.

    2009 г. к

    2007 г.

    Собственный

    капитал, тыс. руб.

    150

    178

    283

    28

    105

    133

    118,67

    158,99

    188,67

    Внеоборотные

    активы, тыс. руб.

    531

    606

    831

    75

    225

    300

    114,12

    137,13

    156,50

    Наличие собственных

    оборотных средств, тыс. руб.

    <

    -381

    -428

    -548

    -47

    -120

    -167

    Таблица 3 – Показатели, характеризующие ликвидность и финансовую устойчивость ООО «ОПТИКОН»

    Показатели

    Сумма,

    тыс. р.

    Абсолютное отклонение, +/-

    Темп роста, %

    2007 г.

    2008 г.

    2009 г.

    2008 г. —

    2007 г.

    2009 г. —

    2008 г.

    2009 г. —

    2007 г.

    2008 г. к

    2007 г.

    2009 г. к

    2008 г.

    2009 г. к

    2007 г.

    Наличие собственных оборотных средств, тыс.руб.

    -381

    -428

    -548

    -47

    -120

    -167

    112,34

    128,04

    143,83

    Запасы, тыс.руб.

    555

    873

    918

    318

    45

    363

    157,30

    105,15

    165,41

    Дебиторская

    задолженность, тыс. руб.

    15

    10

    16

    -5

    6

    1

    66,67

    160,00

    106,67

    Итого

    189

    455

    386

    266

    -69

    197

    240,74

    84,84

    204,23

    Краткосрочные кредиты и займы, тыс. руб.

    498

    584

    652

    86

    68

    154

    117,27

    111,64

    130,92

    Кредиторская

    задолженность, тыс.руб.

    53

    63

    341

    10

    278

    288

    118,87

    541,27

    643,40

    Итого

    551

    647

    993

    96

    346

    442

    117,42

    153,48

    180,22

    Излишек (недостаток)

    собственных оборотных

    средств

    362

    192

    607

    -170

    415

    245

    53,04

    316,15

    167,68

    091313 0452 17 Процесс формирования взаимоотношений поставщиков с розничными предприятиями

    Рост краткосрочных кредитов и займов свидетельствует о росте зависимости ООО «ОПТИКОН» за исследуемый период от внешних источников финансирования, что следует охарактеризовать как негативную тенденцию, снижающую ликвидность, платежеспособность и финансовую устойчивость анализируемого предприятия.

    Значительное положительное влияние на динамику краткосрочных кредитов и займов оказал рост кредиторской задолженности на 278 тыс. р. (темп роста 643,40%).

    Таким образом, можно сделать вывод о том, что у предприятия наблюдается недостаток собственных оборотных средств, при этом величины нехватки увеличивается на протяжении всего исследуемого периода.

    В следующей таблице 4 приведены показатели, характеризующие ликвидность и финансовую устойчивость исследуемого предприятия. Как видим, привлеченные средства увеличились за исследуемый период, составит 1101 тыс.р. на начало 2007 г., 1337 тыс.р. на начало 2009 г. и 1496 тыс.р. на начало 2010 г.

     

    Таблица 4 – Показатели, характеризующие ликвидность и финансовую устойчивость ООО «ОПТИКОН»

    Показатель

    На 01.01.

    2008 г.

    На 01.01.

    2009 г.

    На 01.01.

    2010 г.

    Отклонение, +/-

    Нормативное значение

    2009 г. к

    2008 г.

    2010 г. к

    2009 г.

    Наличие оборотных средств – всего, тыс. руб.

    720

    909

    948

    189

    39

    из них собственных оборотных средств, тыс. руб.

    -381

    -428

    -548

    -47

    -120

    Доля собственных оборотных средств в общей сумме оборотных средств, %

    -52,92

    -47,08

    -57,81

    5,83196

    -10,721

    Привлеченные средства – всего, тыс. руб.

    1101

    1337

    1496

    236

    159

    в т.ч. кредиторская задолженность и краткосрочные кредиты, тыс. руб.

    551

    647

    993

    96

    346

     

    Продолжение таблицы 4

    Показатель

    На 01.01.

    2008 г.

    На 01.01.

    2009 г.

    На 01.01.

    2010 г.

    Отклонение, +/-

    Нормативное значение

    2009 г. к

    2008 г.

    2010 г. к

    2009 г.

    Коэффициент финансовой независимости

    (автономии)

    0,214

    0,205

    0,360

    -0,009

    0,155

    >0,5;=0,5

    Коэффициент абсолютной ликвидности

    0,272

    0,040

    0,014

    -0,232

    -0,026

    0,2 – 0,7

    Коэффициент текущей ликвидности (покрытия)

    1,307

    1,405

    0,955

    0,098

    -0,450

    >2;=2

    Коэффициент быстрой ликвидности (промежуточного покрытия)

    0,299

    0,056

    0,030

    -0,244

    -0,0255

    0,5-1

     

    Коэффициент автономии далек от норматива на протяжении всего исследуемого периода, хотя и имеет тенденцию к росту. Коэффициент абсолютной ликвидности соответствовал нормативу только на начало 2008 г., на начало 2009 г. данный показатель снизился, на начало 2010 г. данный показатель составил 0,014, Коэффициент текущей и быстрой ликвидности также далеко от норматива на протяжении всего исследуемого периода, имеют тенденцию к снижению. Следовательно, предприятии не ликвидно и не платежеспособно на протяжении всего трехлетнего исследуемого периода.

    Таким образом, экономико-хозяйственная деятельность предприятия за исследуемый период увеличилась, о чем свидетельствует рост выручки от реализации в 2,7 раза, связанный с наращиванием объемов продаж. Наблюдается снижение затрат на 1 рубль реализованной продукции. Отмечается рост среднегодовой стоимости основных и оборотных средств, связанный с увеличением товарных запасов предприятия. Положительная динамика фондоотдачи основных средств говорит о повышении эффективности их использования. Положительной тенденцией явилось и снижение периода оборачиваемости оборотных средств.

     

     

     

     

    3 Организация работы с поставщиками ООО «ОПТИКОН»

     

    3.1 Поставщики предприятия

     

    Учет товарных операций по поступлению товаров в ООО «ОПТИКОН» организуется в бухгалтерии – по материально-ответственным лицам в стоимостном выражении. Складской учёт не ведётся в силу маленьких масштабов фирмы.

    Основные поставщики:

    – компания «Yamaran»;

    – компания «Планета лодок»;

    Казанский Судостроительный Завод;

    – ООО «НПП «МСС»;

    – ООО «ТД «Фрегат»;

    – ООО «ТД Веста»;

    – ЗАО «Миллон»;

    –ООО «Инвест Финанс»;

    – ООО «Империя-2»;

    – ФГУП «Муромский приборостроительный завод»;

    – оптовые предприятия Краснодарского края:

    – ОАО «Краснодарнефтегеофизика»;

    – ИП Якунин С.Г.

    – ИП Мальяр М.Х.

    –ООО «Контраст»;

    – ООО «АСТОП»;

    – ООО «Калипсо»;

    – ООО «Техно-Спорт»;

    – ООО «ПАНАВТО-Мото»;

    – оптовые предприятия других регионов:

    – ООО «НПП ЖЕСТ»

    – ЗАО «Нормарк»;

    – ИП Малышева Э.Я.

    – ООО «Гирвас М Спорт»;

    – ООО «ПЕТРОСЕТ БОЛЬШОЙ»;

    – ООО ПКФ «ГЕОРГ»;

    – ООО «Фирма «Руслан»

    – ООО «ПРАЙМ»;

    – ООО «Промснаб».

     

    3.2 Порядок заключения договоров с поставщиками и анализ их выполнения

     

    Поступление товаров от поставщиков в ООО «ОПТИКОН» регулируется в обязательном порядке договорами поставки. Условия заключения договоров различны в зависимости от поставщиков. С некоторыми поставщиками заключается договор на разовую поставку на небольшую партию товара по ценам, действующим на дату поставки. Так же заключаются долгосрочные соглашения на длительный период (обычно один год) с особыми условиями. К примеру, условиями одного из договоров является то, что в период действия договора ООО «ОПТИКОН» должен выбрать определённую номенклатуру и объём товара; цены в данном случае будут едиными на протяжении всех поставок по одному договору. В договорах поставки оговариваются такие условия как: ассортимент и качество товара; цена и количество товара; порядок и сроки поставки; порядок приёмки товара; порядок оплаты товара; ответственности сторон; гарантийные обязательства.

    Переход права собственности к ООО «ОПТИКОН» во всех договорах на поставку товара, заключаемых в период с 2007 г. по 2009 г., осуществляется после оплаты поставщикам. Однако иногда договора заключаются на условии дальнейшей оплаты за товар.

    Приемка товаров, поступивших от поставщика, производится по акту о приемке товаров (форма № ТОРГ-1). Данным актом оформляется приемка товаров по качеству, количеству, массе и комплектности в соответствии с правилами приемки товаров и условиями договора. Акт составляется членами приемной комиссии, уполномоченными на это руководителем организации.

    Приемка товара производится по фактическому наличию. При обнаружении отклонений по количеству, качеству, массе ООО «ОПТИКОН» обязана приостановить приемку, обеспечить сохранность товара, принять меры к предотвращению его смешения с другим однородным товаром, вызвать представителя поставщика (грузоотправителя) для составления двустороннего акта.

    Для оформления приемки товаров, имеющих количественные и качественные расхождения по сравнению с данными сопроводительных документов поставщика, применяются соответственно акт об установленном расхождении по количеству и качеству при приемке товарно-материальных ценностей (форма № ТОРГ-2) и акт об установленном расхождении по количеству и качеству при приемке импортных товаров (форма № ТОРГ-3). Данные акты являются юридическим основанием для предъявления претензии поставщику.

    Акты о приемке товаров по количеству составляются в соответствии с фактическим наличием товаров данным, содержащимся в транспортных, сопроводительных или расчетных документах, а при приемке их по качеству и комплектности — требованиями к качеству товаров, предусмотренными в договоре или контракте. На ООО «ОПТИКОН» товарно-материальные ценности, по которым не установлены расхождения по количеству и по качеству, в актах не перечисляются. При приемке товарно-материальных ценностей акты о приемке с приложением документов (счета — фактуры, накладные и т.д.) передаются в бухгалтерию под расписку и для направления претензионного письма поставщику или транспортной организации, доставившей груз. Акт по форме № ТОРГ-2 составляется на отечественные товары в четырех экземплярах. Акт по форме № ТОРГ-3 составляется на импортные товары в пяти экземплярах.

    На ООО «ОПТИКОН» ценности принимаются по данному акту по фактическому наличию. Акт составляется в двух экземплярах членами комиссии при участии материально ответственного лица. Первый экземпляр передается в бухгалтерию, второй — остается у материально ответственного лица.

    На ООО «ОПТИКОН» для оформления приемки и оприходования тары и их стоимость включена в цену товара, применяется акт об оприходовании тары, не указанной в счете поставщика (форма № ТОРГ-5). Акт составляется в двух экземплярах. Первый экземпляр передается в бухгалтерию, а второй — остается у материально ответственного лица.

    Для учета товаров в местах их хранения применяются формы, приведенные в альбом унифицированных форм первичной учетной документации по учету продукции, товарно-материальных ценностей в местах хранения, утвержденном постановлением Госкомстат РФ от 09.08.1999 г. №66.

    Для учета товаров в местах их хранения к ним прикрепляют товарный ярлык (форма № ТОРГ-11). Товарный ярлык заполняется в одном экземпляре материально ответственным лицом на каждое наименование с проставлением порядкового номера ярлыка. Товарный ярлык хранится вместе с товаром по месту его нахождения. Данные товарного ярлыка применяются для заполнения инвентаризационной описи товаров.

    Для аналитического учета товаров, которые учитываются в количественно-стоимостном выражении, применяются карточки количественно-стоимостного учета (форма №ТОРГ-28). Карточка ведется отдельно на каждое наименование, сорт товара. При количественно-стоимостном учете однородные товары различного назначения, но имеющие одинаковую розничную цену, могут учитываться вместе на одной карточке. Записи в карточке производятся в количественном и стоимостном выражении на основании проверенных документов, представляемых в бухгалтерию материально ответственными лицами.

    Для учета движения и остатков товаров и тары на складе применяется журнал учета движения товаров на складе (форма № ТОРГ-18). Журнал ведется материально ответственным лицом по наименованиям, сортам, количеству и цене. Записи в журнал производятся на основании приходно-расходных документов или накопительных ведомостей по учету отпуска товаров и тары за день. При продаже товаров другим организация отпуск товаров со склада производится по товарным накладным (форма № ТОРГ-12).Товарная накладная составляется в двух экземплярах. Первый экземпляр остается в организации, продающей товары, и является основанием для их списания. Второй экземпляр передается организации-покупателю и является основанием для оприходования им этих ценностей.

    Для учета товарных документов в организациях торговли за отчетный период применяются товарный отчет (форма № ТОРГ-29) и отчет по таре (форма № ТОРГ-30). Эти первичные документы составляется в двух экземплярах материально ответственным лицом с указанием номера, даты документов на поступление и выбытие товаров и тары. Товарный отчет, как правило, составляется при сальдовом методе учета товаров. Подписывается бухгалтером и материально ответственным лицом. Первый экземпляр отчета с приложенными документами, на основании которых составляется отчет, передается в бухгалтерию, второй экземпляр остается у материально ответственного лица. Для учета внутреннего перемещения товарно-материальных ценностей между структурными подразделениям или материально ответственными лицами применяется накладная на внутренне перемещение, передачу товаров, тары (форма № ТОРГ-3).

    В случае обнаружения при инвентаризации потерь от порчи товаров для их списан используется акт о списании товаров (форма № ТОРГ-16).

    . Изучение источников поступления товаров проводится по всем товарным группам и товарам в ассортиментном разрезе по данным бухгалтерского регистра: анализ оборотов между субконто за три года. Для анализа источников поступления товаров по предприятию «ОПТИКОН» составляется таблица 5.

     

    Таблица 5 – Анализ источников поступления товаров на ООО «ОПТИКОН»

    Источники поступления

    Средний товарный запас, тыс. р.

    2007 г

    2008 г

    2009 г

    тыс. р.

    уд. вес, %

    тыс. р.

    уд. вес, %

    тыс. р.

    уд. вес, %

    От производственных предприятий других регионов

    510

    36,6

    1622

    60,5

    944

    36,6

    Продолжение таблицы 5

    Источники поступления

    Средний товарный запас, тыс. р.

    2007 г

    2008 г

    2009 г

    тыс. р.

    уд. вес, %

    тыс. р.

    уд. вес, %

    тыс. р.

    уд. вес, %

    ТНП КАПО им. С.П.Горбунова

    324

    12,1

    138

    5,3

    ИП Матяж

    123

    8,8

    469

    17,5

    426

    16,5

    ООО «Джет Спорт»

    88

    6,3

    188

    7,0

    112

    4,3

    ООО «НПП «МСС»

    12

    0,9

    112

    4,2

    29

    1,2

    ООО «ТД «Фрегат»

    287

    20,6

    96

    3,6

    ООО «ТД Веста»

    88

    3,4

    ЗАО «Миллон»

    314

    11,7

    64

    2,5

    ООО «Инвест Финанс»

    119

    4,4

     

    ООО «Империя-2»

    32

    1,2

    ФГУП «Муромский приборостроительный завод»

    55

    2,2

    От оптовых предприятий Краснодарского края

    67

    4,8

    367

    13,7

    571

    22,1

    ОАО «Краснодарнефтегеофизика»

    6

    0,2

    ИП Якунин С.Г.

    26

    1,0

    ИП Мальяр М.Х.

    54

    3,9

    49

    1,8

    ООО «Контраст»

    13

    0,9

    ООО «АСТОП»

    98

    3,6

    ООО «Калипсо»

    69

    2,6

    ООО «Техно-Спорт»

    125

    4,7

    53

    2,1

    ООО «ПАНАВТО-Мото»

    512

    19,8

    От оптовых предприятий других регионов

    817

    58,6

    691

    25,8

    1067

    41,3

    ООО «НПП ЖЕСТ»

    69

    2,7

    ЗАО «Нормарк»

    13

    0,9

    191

    7,1

    288

    11,1

    ИП Малышева Э.Я.

    28

    2,1

    26

    1,0

    ООО «Гирвас М Спорт»

    39

    2,8

    ООО «ПЕТРОСЕТ БОЛЬШОЙ»

    686

    49,2

    135

    5,0

    496

    19,2

    ООО ПКФ «ГЕОРГ»

    51

    3,6

    284

    10,6

    ООО «Фирма «Руслан»

    55

    2,1

    ООО «ПРАЙМ»

    109

    4,2

    ООО «Промснаб»

    105

    4,1

    Всего

    1394

    100

    2680

    100

    2582

    100

     

    Одними из основных источников поступления товаров на ООО «ОПТИКОН» являются производственные предприятия, расположенные в разных регионах Российской Федерации. Поставки напрямую от производителей продукции очень благоприятно сказываются на ценовой политике организации, но территориальная отдалённость усложняет взаимоотношения между организациями и увеличивает цену перевозки товара, что в свою очередь негативно сказывается на стоимости товаров. В 2007 г. наибольшую долю среди поставщиков производителей товара занимает ООО «ТД Фрегат», поставляющий фирме «ОПТИКОН» надувные лодки из ПВХ. В последующие года поставки данной продукции снизились, а в 2009 г. прекратились вследствие плохого качества продукции. В 2008 году наибольшую долу среди поставок продукции занимает ИП Матяж по поставкам пластиковых лодок – 17,5%, и в 2009 г. поставки данной продукции продолжают занимать основное положение среди поставщиков – производителей – 16,5%.

    Помимо производителей к основным поставщикам ООО «ОПТИКОН» относятся оптовые предприятия, расположенные за пределами Краснодарского края. Выгодность работы с данной группой предприятий обусловлена спецификой товаров. Данные предприятия являются официальными дилерами различных импортных компаний. Фирме «ОПТИКОН» выгоднее покупать продукцию у данных организаций, чем вести из-за границы товары собственными силами. В 2007 г. наибольший удельный вес в 49% среди поставщиков данной категории занимают поставки лодочных моторов от ООО «ПЕТРОСЕТ БОЛЬШОЙ». В 2008 г. фирма «ОПТИКОН» отказалась от поставок моторов от данной фирмы, и начала закупать у данной фирмы новый вид надувных лодок. К 2009 г. поставки лодок от фирмы «ПЕТОРСЕТ БОЛЬШОЙ» увеличились на 14,2% и составили 19,2%.

    Поставки от оптовых организаций Краснодарского края занимают незначительную долю от общей величины поставок товаров. Если договора, заключённые с двумя предыдущими группами поставщиков имеют долгосрочный характер, то с местными оптовыми организациями заключаются разовые договора поставки. Поставки от местных оптовых предприятий – острая необходимость в товарах определённого вида, которые данные фирмы могут поставить в кратчайшие сроки, за счёт отсутствия территориальной отдалённости.

    Степень обеспеченности объёма товарооборота договорами поставки рассчитывается на основе коэффициента обеспеченности и формируется за три года в таблице 6.

     

    Таблица 6 – Обеспеченность товарооборота договорами поставки

    Показатели

    Сумма, тыс. р.

    Абсолютное отклонение, тыс. р.

    2007

    2008

    2009

    2009/2007

    2009/2008

    Поступление товаров

    1394

    2680

    2582

    +1188

    -98

    Товарооборот

    1325

    2379

    2543

    +1218

    +164

    Коэффициент обеспеченности товарооборота

    1,05

    1,13

    1,02

    -0,03

    -0,11

     

    Данный коэффициент показывает то, насколько обеспечен товарооборот поступлением товаров. При оптимальной обеспеченности коэффициент должен быть равен единице. Показатель 2007 г. равен 1,05. Поступление превышает товарооборот на 0,5единиц. В 2009 г. обеспеченность товарооборота по сравнению с 2007 г. снизилась на 0,03 единицы и составила 1,02, что является показателем близким к оптимальному значению. В 2008 г. коэффициент составил 1,13, что означает превышение поступления товаров над объёмом реализации, что свидетельствует о затоваривании.

     

    3.3 Организация поставок товаров на предприятие ООО «ОПТИКОН»

     

    Поставки товара в ООО «ПОТИКОН» осуществляется на основе договора поставке, в качестве существенных условий которого выступают:

    –наименование и количество товаров;

    – срок (сроки) исполнения обязательства.

    Для описания характеристики товара в качестве приложения к договору используется спецификация. В ней указывается:

    – наименование товара;

    – марка (тип);

    – размеры;

    – технические условия (ГОСТ, ТУ и др.);

    – согласование единицы измерений;

    – специальные условия (для технически сложных товаров).

    Качество и комплектность товаров должны соответствовать государственным стандартам, техническим условиям или другой нормативно-технической документации, указанным в графике применительно к каждому из товаров.

    Поставщики гарантируют качество и надежность поставляемых товаров на ООО «ОПТИКОН» в течение гарантийного срока, установленного соответствующим национальным стандартом, техническими условиями или иным документом, предусматривающим гарантийный срок применительно к каждой позиции графика. В подтверждение этого поставщики предоставляют ООО «ОПТИКОН» сертификат соответствия изготовителя или иной документ в зависимости от вида товара)

    При обнаружении производственных дефектов в товарах при их приемке (монтаже, наладке, эксплуатации в период гараннийного срока) вызов представителя поставщика обязателен. Срок устранения таких дефектов или замены (доукомплектования) товаров 30 дней с момента заявления соответствующей претензии ООО «ОПТИКОН» в случае, если установление причины возникновения дефекта не требует проведения специальной технической экспертизы, иначе — с момента получения заключения специальной технической экспертизы.

    Товары поставляются в ООО «ОПТИКОН» в таре и упаковке, соответствующих национальным стандартам, техническим условиям, другой нормативно-технической документации, номера и индексы которых указаны в графике, применительно к каждому из товаров. Упаковка товаров должна содержать необходимую маркировку, которая должна быть нанесена четко, несмываемой краской и включать в себя следующее:

    – покупатель и грузополучатель;

    – адрес грузополучателя;

    – номера договора;

    – номер позиции по графику поставки;

    – номер места;

    – вес нетто;

    – вес брутто;

    – размер ящика (длина, ширина, высота) в сантиметрах;

    – продавец и грузоотправитель.

    Места, требующие специального обращения, должны иметь соответствующую маркировку: «Осторожно», «Верх», «Не кантовать» и другие обозначения, необходимые в зависимости от особенностей груза.

    Товары поставляются отдельными партиями в течение срока действия договора, действующего с соответствующим поставщиком. Срок поставки каждой партии (период поставки) товаров и ее размер (количество Товаров в партии) указываются в графике применительно к наименованию каждого из товаров.

     

    3.4 Показатели эффективности сделок поставок товаров на предприятие ООО «ОПТИКОН»

     

    Факторы, связанные с товарными ресурсами, влияют на объём оптового товарооборота ООО «ОПТИКОН» через изменение величин запасов товаров на начало и конец отчётного периода, поступления товаров. Данными показателями характеризуется товарный баланс исследуемого предприятия. Формула товарного баланса фирмы «ОПТИКОН» формируется на основе формулы:

    091313 0452 18 Процесс формирования взаимоотношений поставщиков с розничными предприятиями(1)

    Товарный баланс фирмы «ОПТИКОН» за три анализируемых года можно представить следующим образом (таблица 74).

     

    Таблица 7 – Товарный баланс ООО «ОПТИКОН» за 2007-2009 гг., тыс. р.

    Слагаемые товарного баланса

    2007 г.

    2008 г.

    2009 г.

    Запасы товаров на начало года (Nзн)

    451

    521

    822

    Поступление товаров (Nп)

    1395

    2680

    2582

    Всего приход с остатком (Nзн+Nп)

    1846

    3201

    3404

    Реализация товаров (Nр)

    1325

    2379

    2542

    Запасы товаров на конец года (Nзк)

    521

    822

    862

    Всего в расходе с остатком (Nр + Nзк)

    1846

    3201

    3404

     

    Располагая исходными данными можно определить влияние изменений начальных запасов товаров, поступления товаров и конечных запасов товаров на его величину (таблица 8).

     

    Таблица 8 – Расчёт влияния слагаемых товарного баланса на объём оптового товарооборота ООО «ОПТИКОН» за 2007-2009 гг., тыс. р.

    Факторы влияния на изменение объёма оптового товарооборота

    2007

    2008

    2009

     

    Абсолютное

    отклонение

    2009/2007

    2009/2008

    Начальный запас товаров

    451

    521

    822

    +371

    +301

    Поступление товаров

    1395

    2680

    2582

    +1187

    -98

    Конечный запас товаров

    521

    822

    862

    +341

    +40

    Розничный товарооборот

    1325

    2379

    2542

    +1217

    +163

     

    Приведённый расчёт показывает, что увеличение оптового товарооборота ООО «ОПТИКОН» в 2009 г. по отношению к 2007 г. произошло за счёт увеличения объёма поступления товаров за этот же период почти в два раза. Сравнивая анализируемый 2009 г. с прошедшим 2008 г., подобного резкого увеличения товарооборота уже не наблюдается. Если с 2007 по 2009 гг. товарооборот увеличился на 1217 тыс. р., а за период с 2008 по 2009 гг. – на 163 тыс. р., то следовательно, за период с 2007 по 2008 гг. увеличение товарооборота составило 1054 тыс. р. Таким образом можно утверждать, что ярко выраженная положительная динамика роста товарооборота наблюдается в период 2007-2008 гг, после чего положительная тенденция роста сохраняется, при более низких темпах роста.

    Начальный и конечный запасы товаров имеют однонаправленную тенденцию роста. В период с 2007 по 2009 гг. начальный товарный запас в денежном эквиваленте увеличился на 371 тыс. р., в период с 2008 по 2009 гг. увеличился на 301 тыс. р. Рост конечного товарного запаса в период 2007 – 2009 гг. составил 341 тыс. р., а в период с 2008 по 2009 гг. – 40 тыс. р.

    Рост показателей начального и конечного запаса товаров обусловлен ростом их поступления. В период с 2007 по 2009 гг. объём поступления товаров увеличился на 1187 тыс. р., а в период 2008 – 2009 гг. объём поступления товаров снизился на 98 тыс. р.

     

    3.5 Повышение эффективности сделок поставок товаров на предприятие ООО «ОПТИКОН»

     

    Поставщиков ООО «ОПТИКОН» можно сгруппировать на две категории: поставщики товара российского производства; поставщики импортного товара. Товар российского производства фирма приобретает напрямую у производителей. Что касается импортного товара, то в данном случае ООО «ОПТИКОН» заключает договора на поставку с оптовыми базами, которые в свою очередь покупают товар либо на прямую у заводов-изготовителей, либо у таких же оптовых предприятий.

    В зависимости от условий заключаемых договоров фирма «ОПТИКОН» приобретает импортный товар либо у организаций Краснодарского края (ООО «Техно-Спорт», ООО «АСТОП», ООО «ПАНАВТО-Мото» и др.), либо у организаций других регионов России (ООО «ПЕТРОСЕТ БОЛЬШОЙ» — г.Санкт Петербург, ЗАО «Нормарк» — г.Москва). В итоге, цена по которой товар будет реализован становится высокой, а значит, товар уже не будет доступным для широкого круга покупателей, к тому же у конкурентов его можно купить по более низкой цене.

    В данном случае предложением выступает заключение договоров на прямые поставки товара от иностранных производителей. Вследствие этого, рассмотрев возможные варианты сотрудничества с производителями лодок в Финляндии, Китае и Украине, необходимо отметить одно предприятие по производству надувных лодок и пластиковых катеров, расположенное в Китае: Weihai Seadragon Yacht Co., Ltd. Продукция, выпускаемая данным заводом отвечает двум главным критериям, по которым проводился отбор производителей: низкая цена и высокое качество товара. Производитель предложил три вида надувных лодок, отвечающих требованиям фирмы «ОПТИКОН»: надувная лодка BOMBARD – 330; надувная лодка BOMBARD – 360; надувная лодка BOMBARD – 380.

    При заключении с производителем договора на поставку по 10 единиц каждой модели, его стоимость составит 432700 руб. В стоимость договора включается доставка груза до таможенной территории Российской Федерации в г.Новороссийске. Расчёт стоимости договора представлен в таблице 9.

     

    Таблица 9 – Расчёт стоимости договора на поставку надувных лодок

    Наименование товара

    Стоимость за единицу, руб.

    Количество, шт.

    Сумма, руб.

    BOMBARD – 330

    13630

    10

    136300

    BOMBARD – 360

    14540

    10

    145400

    BOMBARD – 380

    15100

    10

    151000

    Всего:

    X

    X

    432700

     

    Расходы по приобретению товара включают в себя таможенные пошлины и платежи, связанные с оформлением груза на территории таможни Российской Федерации, сертификацию товара, а так же транспортные расходы по доставке груза из Новороссийска в Краснодар. Сумма данных расходов будет составлять 24396 руб., и в соответствии с учётной политикой организации будет учитываться на субсчёте «Транспортные расходы» счёта 44.

    Согласно техническим характеристикам и качеству изготовления, предлагаемые для поставок из Китая надувные лодки «BOMBARD» аналогичны поставляемым уже надувным лодкам «Korsar», которые производятся в городе Санкт–Петербурге фирмой ЗАО «Миллон». К тому же сравнительный анализ цен на лодки, представленный в таблице 10 показывает, что стоимость лодок BOMBARD гораздо ниже стоимости лодок «Korsar».

     

    Таблица 10 – Сравнительный анализ цен на лодки

    Предлагаемый товар для поставки

    Стоимость за единицу, руб.

    Поставляемый

    товар

    Стоимость за единицу, руб.

    Экономия,

    руб.

    BOMBARD – 330

    13630

    Korsar BSN 330

    17800

    4170

    BOMBARD – 360

    14540

    Korsar BSN 360

    18640

    4100

    BOMBARD – 380

    15100

    Korsar J. Silver 380

    21130

    6030

     

    Экономия от замены модели лодки Korsar BSN 330 на модель лодки BOMBARD – 330 составляет 4170 руб. Замена модели лодки Korsar BSN 330 на BOMBARD – 360 даст экономию в 4100 руб. А при замене модели лодки Korsar J.Silver 380 на модель BOMBARD – 380 экономическая выгода будет самой максимальной и составит 6030 руб.

    Следовательно, данная таблица показывает необходимость заменить поставку лодок «Korsar» российского производства аналогичными лодками BOMBARD импортного производства. Замена поставщика даёт возможность вывести на рынок Краснодарского края абсолютно новый и качественный товар, но по более низкой цене, что сразу привлечёт покупателей, и соответственно увеличит товарооборот.


     

<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 1.24MB/0.00056 sec

WordPress: 23.73MB | MySQL:118 | 4,956sec