Расчетный показателей прибыли и факторы влияния на результат » Буквы.Ру Научно-популярный портал<script async custom-element="amp-auto-ads" src="https://cdn.ampproject.org/v0/amp-auto-ads-0.1.js"> </script>

Расчетный показателей прибыли и факторы влияния на результат

<

091313 1431 1 Расчетный показателей прибыли и факторы влияния на результат84. ФОРМИРОВАНИЕ И СМЕТНЫЙ РАСЧЁТ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПРИБЫЛИ. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ФИНАНСОВЫЙ РЕЗУЛЬТАТ, И ИХ ОЦЕНКА.

 

Сущность любой экономической категории более раскрывается посредством выявления функций, которые она выполняет в экономике. На рисунке 1 приводится обобщающая характеристика этих функций:

091313 1431 2 Расчетный показателей прибыли и факторы влияния на результат

На рисунке 1 круговой стрелкой отображена иерархия функций прибыли, исходя из самой значимой из них (стимулирующей) до наименее значимой (защитной).

Прибыль предприятия характеризуется не только множеством функций, которые она выполняет в рыночной экономике, но и многообразием форм, в которых она выступает. Под понятием «прибыль» понимаются самые различные ее виды. Определенная систематизация видов прибыли может быть проведена с выделением классификационных признаков.

Прибыль – важный показатель, однако ее абсолютная величина не может служить критерием для оценки деятельности разных предприятий или динамики результатов одного предприятия в разные периоды. Рост прибыли не всегда является следствием усилий предпринимателя и эффективности экономической деятельности. Это может быть достигнуто за счет монопольного положения на рынке, инфляционных процессов и т.д., поэтому наряду с прибылью используется другая экономическая категория – рентабельность.

091313 1431 3 Расчетный показателей прибыли и факторы влияния на результат

Рисунок 2 – Формирование и распределение прибыли на предприятии

Формирование прибыли проходит долгий путь и начинается с ее расчетов и учета факторов на нее влияющих. Чем выше цены, тем больше прибыль; чем больше объем выпуска продукции, тем больше прибыль; чем ниже затраты на производство и реализацию продукции, тем больше прибыль. Кроме факторов, непосредственно влияющих на величину и динамику прибыли, существуют и факторы косвенного воздействия. Их можно объединить в две группы:

– факторы, зависящие от предприятия: уровень хозяйствования; компетентность руководства и менеджеров; конкурентноспособность продукции; организация производства и труда; производительность труда; состояние и эффективность производственного и финансового планирования;

– факторы, не зависящие от усилий предприятия: конъюнктура рынка; уровень конкуренции; инфляционные процессы; уровень цен на потребляемые материально-сырьевые, топливно-энергетические ресурсы; налоговые платежи с прибыли.

Факторы, влияющие на прибыль, также как и виды прибыли, могут классифицироваться по разным признакам. На рисунке 3 приведена классификация факторов, влияющих на величину прибыли.

Так как прибыль — источник производственного, научно-технического и социального развития, ее отсутствие ставит предприятие в крайне сложное финансовое положение, не исключающее банкротство.

Основная цель любой коммерческой структуры состоит в максимально возможном увеличении прибыли ее владельцев. Используя этот показатель в качестве оценки деятельности, можно попытаться стабильно повышать доходы предприятия за счет целого ряда мероприятий:

  • управления номенклатурой выпускаемой продукции, ранжируя ее по мере убывания рентабельности;
  • планирования обновления номенклатуры продукции;
  • обновления устаревшего оборудования и освоения новых технологий;
  • разработки оперативных планов по развитию производства на длительный срок;
  • определения инвестиционной и дивидендной политики;
  • использования рынка ценных бумаг.

     

    091313 1431 4 Расчетный показателей прибыли и факторы влияния на результат

     

    Внешними факторами, влияющими на сумму прибыли от реализации, является:

  • изменение цены реализации продукции;
  • изменение себестоимости проданной продукции;
  • изменение величины коммерческих и управленческих расходов;
  • изменение объема проданной продукции;
  • изменение структуры ассортимента реализованной продукции.
  • Прибыль до налогообложения:
  • Пв = Пр ± Ппр ± Пвн , (1)
  • где Пв – валовая прибыль;
  • Пр– прибыль от реализации основной продукции;
  • Ппр– прочие доходи расходы расходов;
    <
  • В наиболее общем виде прибыль – это разница между ценой и себестоимостью, но при расчете плановой величины прибыли необходимо уточнить объем продукции, от реализации которой ожидается прибыль. Следует отличать плановый размер прибыли в расчете на товарный выпуск от прибыли, планируемой на объем реализуемой продукции. Прибыль по товарному выпуску планируется на основе сметы затрат на производство и реализацию продукции, где определяется себестоимость товарного выпуска планируемого периода:
  • Птп = Цтп — Стп , (2)
  • где Птп– прибыль по товарному выпуску планируемого периода;
  • Цтп – стоимость товарного выпуска планируемого периода в действующих ценах реализации (без налога на добавленную стоимость, акцизов, торговых и сбытовых скидок);
  • Стп – полная себестоимость товарной продукции планируемого периода (рассчитана в смете затрат на производство и реализацию продукции).
  • Прибыль на реализуемую продукцию рассчитывается иначе:
  •  
  • Прп = П01 + Птп – П02 , (3)
  •  
  • где Прп– прибыль от реализации продукции в планируемом периоде;
  • П01– прибыль в остатках продукции, не реализованной на начало планируемого периода;
  • Птп – прибыль от товарной продукции, планируемой к выпуску в предстоящем периоде;
  • П02– прибыль в остатках годовой продукции, которая не будет реализована в конце планируемого периода.

    Именно такая методика расчета лежит в основе применения укрупненного прямого метода планирования прибыли, при котором легко определить объем реализуемой продукции в ценах и себестоимости.

    Одним из главных принципов рыночной экономики является рентабельность работы предприятия. Прибыль характеризует эффективность хозяйственной деятельности предприятия и является источником финансирования его дальнейшего развития. Установленную часть прибыли предприятие отчисляет в бюджет на государственные и муниципальные нужды, что во многом определяет возможность развития экономики государства и регионов. В бухгалтерском учете должна отражаться вся прибыль предприятия, ее использование и связанные с ней расчеты.

     

    Финансовые результаты деятельности предприятия — разница между доходами и расходами предприятия.

     

    Прибыль предприятия — прирост ее капитала, характеризующий экономический эффект деятельности предприятия.

     

    Для оценки степени прибыльности капитала используются показатели рентабельности, определяемые как отношение величины прибыли к величине образовавшего ее капитала. Показатели рентабельности характеризуют эффективность производства (его доходность) или эффективность выпуска того или иного вида продукции.

     

    Прибыль от продажи продукции (работ, услуг) в организации становится объектом особого внимания.

     

    Проведение факторного анализа прибыли от продаж позволяет:

     

    1) оценить резервы повышения эффективности производства;

     

    2) сформировать управленческие решения по использованию производственных факторов.

     

    Прибыль от продажи продукции в целом по организации зависит от четырех факторов: объема продаж продукции в натуральных измерителях Q, структуры продукции (Q), себестоимости (C) и уровня цен (p). Основными источниками анализа прибыли служат данные аналитического бухгалтерского учета по счетам: 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы», 99 «Прибыли и убытки», 84 «Нераспределенная прибыль (убыток)»; финансовой отчетности: «Отчет о прибылях и убытках» (форма № 2), «Отчет о движении капитала» (форма № 3), Приложения к бухгалтерскому балансу (форма № 5); данные финансового плана.

     

    Модель зависимости прибыли от перечисленных факторов имеет следующий вид:

    091313 1431 5 Расчетный показателей прибыли и факторы влияния на результат

    ,

     

    где n — число наименований изделий в номенклатуре продукции.

     

    Для упрощения процедуры анализа может быть использован следующий порядок изучения влияния факторов на прибыль:

     

    1) оценивается влияние общего объема продаж продукции и прибыли от единицы продукции на прибыль;

     

    2) рассчитывается влияние структурных сдвигов и удельной прибыли по каждому наименованию продукции на усредненную сумму прибыли на единицу продукции;

     

    3) рассматривается влияние цены продаж и себестоимости на прибыль от единицы продукции по каждому наименованию.

     

    Основным аналитическим способом решения факторной модели в рассмотренном подходе служит метод абсолютных разниц.

    Прибыль от продажи единицы продукции снизилась по всем видам продукции, несмотря на увеличение цены. Отрицательное влияние на прибыль оказал опережающий рост себестоимости продукции по сравнению с ростом цен, обусловленный опережающим ростом цен на ресурсы по сравнению с ростом цен на готовую продукцию. На размер средней прибыли с единицы продукции, так же как и на средний уровень цен и себестоимости, оказывают влияние структурные сдвиги. Так, на увеличение среднего уровня цен, кроме цен на каждый вид продукции, влияет изменение соотношения объема продаж отдельных наименований продукции. Аналогично на рост себестоимости единицы продукции в целом по организации влияет изменение себестоимости по каждому виду продукции, а также изменение удельного веса продаж продукции каждого наименования. Поэтому при расчете влияния цен и себестоимости на изменение средней прибыли одного изделия необходимо определить влияние структурных сдвигов на изменение прибыли, цен и себестоимости.

     

    Изменение средневзвешенной цены, себестоимости и прибыли под влиянием структурных сдвигов рассчитывается по формулам:

    091313 1431 6 Расчетный показателей прибыли и факторы влияния на результат

    091313 1431 7 Расчетный показателей прибыли и факторы влияния на результат;

     

    091313 1431 8 Расчетный показателей прибыли и факторы влияния на результат;

    Элиминирование влияния структурных сдвигов на изменение цены, себестоимости и прибыли позволяет определить влияние изменения цен, себестоимости и прибыли по каждому изделию на изменение прибыли под влиянием всех указанных. Расчет проведем способом абсолютных разниц:

     

    091313 1431 9 Расчетный показателей прибыли и факторы влияния на результатили 091313 1431 10 Расчетный показателей прибыли и факторы влияния на результат;

     

    091313 1431 11 Расчетный показателей прибыли и факторы влияния на результатили 091313 1431 12 Расчетный показателей прибыли и факторы влияния на результат;

     

    091313 1431 13 Расчетный показателей прибыли и факторы влияния на результатили 091313 1431 14 Расчетный показателей прибыли и факторы влияния на результат.

     

    Изменение прибыли на единицу продукции равно алгебраической сумме влияния цены и себестоимости, скорректированных на фактическую структуру продаж (П = р — С).

    Снижение прибыли с единицы продукции обусловлено в первую очередь ростом себестоимости выпускаемой продукции, а также снижением удельного веса в продажах наиболее рентабельной продукции (изделия В) и увеличением удельного веса изделия А, имеющего наиболее низкий уровень рентабельности, несмотря на самый высокий уровень цены.

    Полученные результаты аналитических расчетов составляют необходимую информационную базу для разработки товарной политики организации и поиска резервов снижения себестоимости продукции. Последнее требует углубленного исследования факторов, вызвавших рост расходов на производство продукции.

    Кроме рассмотренных факторов на общую сумму прибыли оказывает влияние количество проданной продукции. В соответствии с формулой факторной модели прибыли влияние каждого из перечисленных факторов на общую сумму прибыли можно рассчитать умножением влияния факторов на прибыль, полученную от единицы продукции, на количество проданных изделий за отчетный период. Влияние количества проданной продукции рассчитывается как произведение отклонения данного фактора от базисного значения прибыли от единицы продукции.

    Эффект операционного рычага (ЭОР) показывает, на сколько процентных пунктов увеличивается прибыль при изменении выручки на процентный пункт:

    091313 1431 15 Расчетный показателей прибыли и факторы влияния на результат

    где Тпр — темп прироста показателя.

    Операционный рычаг характеризует степень риска организации при снижении выручки от продаж.

     

    Если рост выручки обеспечивается ростом объема продаж, то соотношение темпов прироста прибыли и выручки, как было показано выше, определяется с учетом переменных затрат

<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 0.92MB/0.00110 sec

WordPress: 23.05MB | MySQL:120 | 1,420sec