Расчёт и анализ сметы себестоимости продаж. Факторный анализ и оценка уровня себестоимости продаж.

<

091313 1437 1 Расчёт и анализ сметы себестоимости продаж. Факторный анализ и оценка уровня себестоимости продаж.Цель анализа себестоимости продукции — поиск возможностей снижения (оптимизации) затрат и способа управления, при котором руководитель хозяйствующего субъекта может использовать эти возможности для увеличения прибыли предприятия. Важнейшими путями снижения себестоимости продукции (операционных затрат) является экономия всех видов ресурсов, потребляемых в производстве.

Анализ себестоимости продукции состоит:

из изучения общего уровня себестоимости и факторов, определяющих размер всех или большинства элементов затрат;

анализа отдельных видов затрат с целью выявления резервов экономии по отдельным элементам затрат.

На себестоимость влияют различные факторы, которые можно объединить в две группы:

внешние факторы, отражающие общий уровень развития экономики и не зависящие от деятельности субъекта. Влияние этой группы факторов проявляется в уровне цен на сырье, материалы, товары и др.;

внутренние факторы, непосредственно связанные с результатами деятельности хозяйствующего субъекта, с его предпринимательской активностью, — объем выпуска и реализации продукции, форма и система оплаты труда и др.

На уровень себестоимости существенно влияет выручка от реализации продукции. Все затраты по отношению к объему выручки можно разделить на две группы: условно-постоянные и переменные.

Условно-постоянные затраты — это затраты, сумма которых не изменяется при изменении выручки от реализации продукции. Это арендная плата, амортизация основных фондов, износ малоценных и быстроизнашивающихся предметов и т. д.

Переменные затраты — это затраты, сумма которых изменяется пропорционально изменению объема выручки от реализации продукции. Это расходы на сырье, транспортные расходы, на оплату труда рабочих основного производства, топливо, газ и т. д.

Деление затрат на условно-постоянные и переменные позволяет вывести зависимость между выручкой от реализации продукции, себестоимостью и размером прибыли от реализации продукции.

<

Общий анализ себестоимости проводится путем расчета следующих показателей:

Общая себестоимость — сумма затрат по отдельным статьям.

Уровень себестоимости — отношение общей себестоимости к объему выпущенной продукции.

Абсолютная сумма экономии или перерасхода — разница между фактической и плановой суммой затрат.

Изменение уровня себестоимости — разница между фактическим и плановым уровнями себестоимости.

Темп изменения уровня себестоимости — отношение изменения уровня себестоимости к базисному (плановому) уровню себестоимости.

Индекс уровня себестоимости.

Относительная экономия или перерасход по себестоимости. Методика анализа состоит в сопоставлении фактических показателей с плановыми величинами и данными за предыдущие периоды.

Анализ себестоимости по составу и структуре расходов проводится для выявления резервов снижения непроизводительных затрат, поиска путей повышения эффективности производства. Выявление проблемных статей затрат позволяет принимать управленческие решения, касающиеся размера и состава используемых ресурсов, определять направления более углубленного анализа их использования, изучать возможности и направления интенсификации производства.

Основные аналитические процедуры при этом следующие:

 

1) оценка динамики расходов в абсолютных и относительных показателях;

 

2) оценка структурных сдвигов в составе расходов;

 

3) выявление факторов и изменение влияния факторов, оказавших негативное воздействие на конечные результаты.

 

Структурные сдвиги в составе расходов определяются путем сопоставления удельного веса каждой группы или статей в общей сумме расходов.

 

При помощи показателей структуры рассматривается влияние каждой статьи на сумму абсолютной и относительной экономии или перерасхода затрат.

 

Влияние структурных сдвигов в составе затрат на изменение суммы затрат определяется на основе факторной модели (табл. 11.2):

 

091313 1437 2 Расчёт и анализ сметы себестоимости продаж. Факторный анализ и оценка уровня себестоимости продаж., где:

 

k — число статей затрат;

 

D — удельный вес γ -й статьи затрат в себестоимости изделия.

 

Используя способ абсолютных разниц, можно определить влияние структурных сдвигов на изменение себестоимости по каждой статье как произведение полной фактической себестоимости и изменения удельного веса каждой статьи:

091313 1437 3 Расчёт и анализ сметы себестоимости продаж. Факторный анализ и оценка уровня себестоимости продаж.

Учитывая, что при неизменной структуре затрат темп изменения расходов по статьям равен темпу роста расходов в целом, можно определить, каковы должны быть расходы по статьям при запланированном соотношении статей. Тогда влияние структурных сдвигов на изменение расходов определяется как разность между фактической и плановой суммой расходов, пересчитанной на фактический объем товарной продукции:

 

091313 1437 4 Расчёт и анализ сметы себестоимости продаж. Факторный анализ и оценка уровня себестоимости продаж. Для оценки влияния каждой статьи затрат на себестоимость 1 руб. товарной продукции рассчитывается уровень затрат по каждой статье, выявляется сумма экономии или перерасхода по каждой статье и элементу расходов, изучаются причины отклонений.

 

Уровень затрат определяется делением расходов по каждой статье на объем товарной продукции.

 

Анализ динамики и выполнения плана по структуре и уровню затрат позволяет своевременно реагировать на отклонения от плановых, нормативных показателей себестоимости, выявлять негативные тенденции изменения себестоимости, принимать конкретные управленческие решения по их устранению или согласованию.,

 

где Тс — темп изменения суммы расходов в целом по организации.

<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 0.9MB/0.00088 sec

WordPress: 21.44MB | MySQL:122 | 1,223sec