Распределение прибыли коммерческой организации » Буквы.Ру Научно-популярный портал<script async custom-element="amp-auto-ads" src="https://cdn.ampproject.org/v0/amp-auto-ads-0.1.js"> </script>

Распределение прибыли коммерческой организации

<

110813 1417 1 Распределение прибыли коммерческой организации

1.1 Сущность и принципы распределения прибыли

Эффективность политики управления прибылью предприятия определяется не только результатами ее формирования, но и характером ее распределения. Распределение прибыли представляет собой процесс формирования направлений ее предстоящего использования в соответствии с целями и задачами развития предприятия.

Характер распределения прибыли определяет многие существенные аспекты деятельности предприятия, оказывая влияние на ее результативность. Это влияние проявляется в различных формах обратной связи распределения прибыли с ее формированием в предстоящем периоде. Высокая роль характера распределения прибыли в деятельности предприятия определяется следующими основными положениями:

— распределение прибыли реализует главную цель политики управления ее – повышение уровня благосостояния собственников предприятия. Оно формирует пропорции между текущими выплатами им дохода на капитал (в форме дивидендов, процентов и т.д.) и ростом этих доходов в предстоящем периоде (за счет обеспечения возрастания вложенного капитала).

— распределение прибыли является основным инструментом воздействия на рост рыночной стоимости предприятия. Это воздействие проявляется в обеспечении прироста капитала в процессе капитализации части распределенной прибыли.

— пропорции распределения прибыли определяют темпы реализации стратегии развития предприятия. Эта стратегия реализуется в процессе инвестиционной деятельности предприятия, объемы которой определяются возможностями формирования финансовых ресурсов, в первую очередь за счет внутренних источников. А реинвестируемая в процессе распределения прибыль является основным из этих внутренних источников.

— характер распределения прибыли является важнейшим индикатором инвестиционной привлекательности предприятия. В процессе привлечения собственного капитала из внешних источников уровень выплачиваемых предприятием дивидендов (или других форм инвестиционного дохода) является одним из основных оценочных критериев, определяющий результат предстоящей эмиссии акций. Кроме того, как было показано ранее, возрастание уровня дивидендных выплат определяет соответствующий рост стоимости акций на фондовом рынке, формируя дополнительный доход инвесторов.

— распределение прибыли является одной из действенных форм воздействия на трудовую активность персонала предприятия. Объемы и формы участия персонала в прибыли определяют уровень трудовой мотивации работников, способствуют стабилизации персонала и росту производительности труда.

— пропорции распределения прибыли определяют уровень обеспечения дополнительной социальной защищенности работников. В условиях низкой действенности государственных форм социальной защиты занятых работников, эта роль распределительного механизма прибыли позволяет дополнить их минимальную социальную защищенность.

— характер распределения прибыли оказывает влияние на уровень текущей платежеспособности предприятия. Выплаты прибыли, предусмотренной к потреблению собственниками и персоналом предприятия, осуществляются, как правило, в денежной форме, т.е. в форме основного актива, обеспечивающего платежеспособность по неотложным финансовым обязательствам. При большом объеме выплат прибыли на цели потребления, уровень платежеспособности предприятия в текущем периоде может существенно снизиться [17, c. 74]

 

1.2 Факторы, влияющие на распределение прибыли

 

Специфика задач, стоящих перед каждым конкретным предприятием в процессе его развития, различие внешних и внутренних условий их хозяйственной деятельности не позволяют выработать единую модель распределения прибыли, которая носила бы универсальный характер. Поэтому основу механизма распределения прибыли конкретного предприятия составляет анализ и учет в процессе этого распределения отдельных факторов.

Факторы, влияющие на пропорции и эффективность распределения прибыли, весьма разнообразны; различна и степень интенсивности их проявления. Одна группа этих факторов определяет предпосылки к росту капитализируемой части прибыли; другая группа, наоборот, склоняет управленческие решения в пользу увеличения доли потребляемой ее части [25, c.274].

По характеру возникновения все факторы, влияющие на распределение прибыли, можно разделить на две основные группы: а) внешние (генерируемые внешними условиями деятельности предприятия); б) внутренние (генерируемые особенностями хозяйственной деятельности данного предприятия). Состав основных из этих факторов приведен на рис 2., приложение Б.

Внешние факторы рассматриваются как своего рода ограничительные условия, определяющие границы формирования пропорций распределения прибыли. К числу важнейших из этих факторов относятся:

— правовые ограничения. Законодательные нормы определяют общие финансовые и процедурные вопросы, связанные с распределением прибыли. Они формируют приоритетность отдельных направлений ее использования, устанавливают нормативные параметры этого использования (ставки налогов, сборов и других обязательных отчислений за счет прибыли; ставки минимальных отчислений в резервный фонд и т.п.) и другие условия.

— налоговая система. Конкретные ставки отдельных налогов и система налоговых льгот существенным образом влияет на пропорции распределения прибыли. Если уровень налогообложения личных доходов граждан значительно ниже уровня налогообложения хозяйственной деятельности и имущества предприятия, это повышает предпосылки к повышению доли потребления капитала. И наоборот, если налоговая система предусматривает льготы по реинвестированию прибыли, по ее направлению на благотворительные и иные цели, это создает предпосылки стимулирования таких форм прибыли.

— среднерыночная норма прибыли на инвестированный капитал. Характер этого показателя, складывающегося на рынке капитала, формирует эффективность потребления и реинвестирования прибыли, являясь своеобразным критерием управленческих решений по этому вопросу. В условиях снижения среднерыночного уровня прибыли на капитал возрастают тенденции повышения доли прибыли, направляемой на потребление. В то же время рост этого показателя создает предпосылки к более эффективному использованию реинвестируемого капитала, а соответственно и к повышению доли капитализируемой части прибыли.

— альтернативные внешние источники формирования финансовых ресурсов. Если предприятие имеет возможность привлекать финансовые ресурсы из внешних источников на условиях более низкой стоимости, чем средневзвешенная стоимость его капитала, оно может больший размер прибыли распределять среди собственников и персонала, так как его инвестиционные потребности будут удовлетворяться за счет более дешевых альтернативных внешних источников финансирования. Если же доступ предприятия к внешним источникам формирования собственного и заемного капитала ограничен, или если стоимость его привлечения значительно превышает уровень средневзвешенной стоимости капитала, сложившийся на предприятии, более эффективным будет использование прибыли в инвестиционных целях.

— темп инфляции. Этот фактор генерирует обесценения будущих доходов, формируя склонность собственников к росту текущих их выплат. Однако если предприятие выпускает инфляционно защищенную продукцию (а цены отдельных видов продукции, как показывает опыт, могут значительно опережать темпы инфляции) или его инвестиционные проекты обеспечивают высокий уровень материализации капитала (в форме операционных основных фондов, запасов товарно-материальных ценностей и т.п.), то негативным влиянием этого фактора на реально обусловленные пропорции распределения прибыли можно пренебречь. Главным условием при этом является выплата текущих доходов собственникам в предстоящих периодах с учетом их корректировки на индекс инфляции по отношению к предшествующему периоду.

— стадия конъюнктуры товарного рынка. В период подъема конъюнктуры рынка, на котором предприятие реализует свою продукцию, эффективность капитализации прибыли в процессе ее распределения возрастает. Действие этого благоприятного фактора позволяет получить в предстоящем периоде гораздо большую норму прибыли на реинвестируемый капитал, чем в предшествующие периоды.

— прозрачность фондового рынка. Возможность быстрого использования акционерами информации о характере распределения прибыли и уровне выплачиваемых дивидендов на акцию позволяет оперативно принимать решения о реинвестировании капитала (при снижении уровня дивидендных выплат) или приобретении дополнительного числа акций (при повышении уровня дивидендных выплат). Поэтому в условиях высокой «прозрачности» фондового рынка необходимо учитывать последствия управленческих решений о распределении прибыли, их влияние на изменение реальной стоимости и рыночной котировки акций. При отсутствии такой «прозрачности» влияние этого фактора проявляется в меньшей степени и со значительным «лагом запаздывания».

Внутренние факторы оказывают решающее воздействие на пропорции распределения прибыли, т.к. позволяют формировать их применительно к конкретным условиям и результатам хозяйствования данного предприятия. К ним относятся:

— менталитет собственников предприятия. Формирует конкретный тип политики распределения прибыли (дивидендной политики). Если собственники (акционеры) нуждаются в постоянном притоке текущих доходов или неприемлют риски, связанные с длительным ожиданием этих доходов в будущем периоде, они будут настаивать на обеспечении высокой доли потребляемой прибыли в процессе ее распределения. В тоже время, если собственники не нуждаются в высоких текущих доходах и предпочитают еще более высокий уровень этих доходов в предстоящем периоде за счет реинвестирования капитала, доля капитализируемой части прибыли будет возрастать.

— уровень рентабельности деятельности. Этот показатель оказывает существенное влияние на свободу формирования пропорций распределения прибыли. При низком уровне рентабельности хозяйственной деятельности свобода формирования пропорций распределения прибыли ограничена. Это связано с тем, что определенная часть прибыли «связана» контрактными обязательствами с собственниками (уровень дивидендных выплат по привилегированным акциям, минимальный объем выплат на паи или простые акции), с персоналом (формы социальной защиты, предусмотренные коллективным или индивидуальным трудовым договором; минимальный объем средств по программам участия в прибыли) или обусловлена правовыми нормами (формирование резервного фонда). Поэтому остающаяся часть распределяемой прибыли на пропорции ее использования в этих условиях влиять не будет.

— инвестиционные возможности реализации высокодоходных проектов. Если в портфеле предприятия имеются готовые реальные проекты, внутренняя ставка доходности по которым значительно превышает средневзвешенную стоимость капитала, а такие проекты, могут быть реализованы в относительно короткий период, доля капитализируемой прибыли (при прочих равных условиях должна существенно возрасти).

— необходимость ускорения начатых инвестиционных программ и проектов может быть связана с региональной или товарной диверсификацией хозяйственной деятельности, переходом на новые технологии, обновлением состава операционных основных фондов и другими направлениями стратегического развития предприятия, а также в условиях усиливающейся конкуренции, меняющейся конъюнктуры рынка и т.п.

— альтернативные внутренние источники формирования финансовых ресурсов. Если потребность в инвестиционных ресурсах, обеспечивающих прирост намеченных объемов операционной деятельности, может быть удовлетворена за счет альтернативных внутренних источников их формирования (амортизационных отчислений, реализации неиспользуемых машин и оборудования, продажи финансовых активов при их низкой инвестиционной отдаче и т.п.), то возможности использования прибыли на цели потребления существенно расширяются. И наоборот – если прибыль является преимущественным внутренним источником формирования финансовых ресурсов, обеспечивающих развитие предприятия, доля капитализируемой ее части в процессе распределения должна возрастать (особенно в условиях низкого доступа к внешним источникам финансирования).

— стадии жизненного цикла предприятия. На ранних стадиях своего жизненного цикла предприятия вынуждены больше средств инвестировать в свое развитие, ограничивая размеры выплат доходов собственникам. Предприятия в стадии зрелости ведут не столь активную деятельность в сфере реального инвестирования, имеют возможность привлекать кредитные ресурсы на более выгодных условиях, а, следовательно, могут обеспечить более высокие размеры выплат доходов владельцам и персоналу.

— уровень рисков осуществляемых операций и видов деятельности. Если предприятие осуществляет агрессивную, высокорисковую политику в отдельных сферах своей деятельности или осуществляет большой объем отдельных хозяйственных операций с высоким уровнем риска, оно вынуждено больше средств направлять из прибыли на формирование резервного и других страховых фондов. Без обеспечения такого минимального внутреннего страхования высокорисковой деятельности возрастает угроза банкротства.

— уровень коэффициента финансового левериджа. Если предприятие имеет возможность повысить эффект финансового левериджа за счет роста его коэффициента, не снижая при этом существенно уровень своей финансовой устойчивости, доля потребляемой части прибыли в процессе ее распределения может быть повышена. И наоборот, если коэффициент финансового левериджа чрезмерно высок и не обеспечивает прирост финансовой рентабельности, а снижение объема используемого заемного капитала может вызвать существенное сокращение объемов операционной деятельности, предприятие вынуждено капитализировать значительную часть своей прибыли.

— уровень концентрации управления. Если в процессе оптимизации структуры капитала возникает необходимость существенного увеличения доли собственной его части, а собственников волнует угроза потери финансового контроля над управлением предприятием при привлечении капитала из внешних источников, то в процессе распределения прибыли уровень ее капитализации должен существенно повышаться. Только при условии существенного возрастания объема внутреннего финансирования развития предприятия контролируемый объем капитала, обеспечиваемый реальное управление предприятием, останется в руках прежних собственников.

— численность персонала и действующие программы его участия в прибыли. Чем выше численность персонала, чем больше объем контрактных обязательств предприятия по участию персонала в прибыли, тем соответственно, должна быть выше доля потребляемой части прибыли.

— уровень текущей платежеспособности предприятия. В условиях низкого его уровня, высокого объема неотложных финансовых обязательств предприятие не имеет возможности направлять большие размеры распределяемой прибыли на потребление. Это привело бы к значительному снижению уровня ликвидности активов, поддерживающих текущую платежеспособность, а также к возрастанию угрозы банкротства. С позиции генерирования финансового риска снижение платежеспособности более опасно, чем снижение уровня дивидендных выплат с его отрицательным воздействием на рыночную цену акций.

Принципы распределения прибыли и факторы, его обуславливающие, позволяют сформировать на предприятии конкретный тип политики распределения прибыли (дивидендной политики), в наибольшей степени удовлетворяющей цели и учитывающий возможности развития предприятия в предстоящем периоде [17, c. 78].

 

1.3 Дивидендная политика акционерного общества

 

Дивидендная политика представляет собой составную часть общей политики управления прибылью, заключающуюся в оптимизации пропорций между потребляемой и капитализируемой ее частями с целью максимизации рыночной стоимости предприятия.

Формированию оптимальной дивидендной политики в странах с развитой рыночной экономикой посвящены многочисленные теоретические исследования. Наиболее распространенными теориями, связанными с механизмом формирования дивидендной политики, являются:

— теория независимости дивидендов. Ее авторы – Ф. Модильяни и М. Миллер утверждают, что избранная дивидендная политика не оказывает никакого влияния на рыночную стоимость предприятия (цену акций), ни на благосостояние собственников в текущем или перспективном периоде, так как эти показатели зависят от суммы формируемой, а не распределяемой прибыли. В соответствии с этой теорией дивидендной политике отводится пассивная роль в механизме управления прибылью. При этом свою теорию они сопроводили значительным количеством ограничений, которые в реальной практике управления прибылью обеспечить невозможно.

— теория независимости дивидендов (или «синица в руках»). Ее авторы М. Гордон и Д. Линтнер утверждают, что каждая единица текущего дохода (выплаченного в форме дивидендов) в силу того, что она «очищена от риска» стоит всегда больше, чем доход отложенный на будущее, в связи с присущим ему риском. Исходя из этой теории максимизация дивидендных выплат предпочтительней, чем капитализация прибыли. Однако противники этой теории утверждают, что в большинстве случаев полученный в форме дивидендов доход все равно потом реинвестируется в акции своей или другой компании, что не позволяет использовать фактор риска как аргумент в пользу той или иной дивидендной политики.

— теория минимизации дивидендов (или «теория налоговых предпочтений»). В соответствии с этой теорией эффективность дивидендной политики определяется критерием минимизации налоговых выплат по текущим и предстоящим доходам собственников. А так как налогообложение текущих доходов в форме получаемых дивидендов всегда выше, чем предстоящих, дивидендная политика должна обеспечивать минимизацию дивидендных выплат, а соответственно максимизацию капитализации прибыли с тем, чтобы получить налоговую защиту совокупного дохода собственников. Однако такой подход к дивидендной политике не устраивает многочисленных мелких акционеров с низким уровнем доходов, постоянно нуждающихся в текущих их поступлениях в форме дивидендных выплат (что снижает объем спроса на акции таких компаний, а соответственно и котируемую рыночную цену тих акций).

— сигнальная теория дивидендов (или «теория сигнализирования»). Эта теория построена на том, что основные модели оценки текущей реальной рыночной стоимости акций в качестве базисного элемента используют размер выплачиваемых по ней дивидендов. Таким образом рост уровня дивидендных выплат определяет автоматическое возрастание реальной, а соответственно и котируемой рыночной стоимости акций, что при их реализации приносит акционерам дополнительный доход. Кроме того, выплата высоких дивидендов сигнализирует о том, что компания находится на подъеме и ожидает существенный рост прибыли в предстоящем периоде.

— теория соответствия дивидендной политики составу акционеров (или «теория клиентуры»). В соответствии с этой теорией компания должна осуществлять такую дивидендную политику, которая соответствует ожиданиям большинства акционеров, их менталитету. Если основной состав акционеров отдает предпочтение текущему доходу, то дивидендная политика должна исходить из преимущественного направления прибыли на цели текущего потребления. И наоборот, если основной состав акционеров отдает предпочтение увеличению своих предстоящих доходов, то дивидендная политика должна исходить из преимущественной капитализации прибыли в процессе ее распределения. Та часть акционеров, которая с такой политикой не согласна, реинвестирует свой капитал в акции других компаний, в результате чего состав «клиентуры» станет более однородным.

Практическое использование этих теорий позволило выработать три подхода к формированию дивидендной политики – «консервативный», «умеренный» («компромиссный») и «агрессивный». Каждому из этих подходов соответствует определенный тип дивидендной политики.

— остаточная политика дивидендных выплат предполагает, что фонд выплаты дивидендов образуется после того, как за счет прибыли удовлетворена потребность в формировании собственных финансовых ресурсов, обеспечивающих в полной мере реализацию инвестиционных возможностей предприятия. Если по имеющимся инвестиционным проектам уровень внутренней ставки доходности превышает средневзвешенную стоимость капитала (или другой избранный критерий, например коэффициент финансовой рентабельности), то основная часть прибыли должна быть направлена на реализацию таких проектов, так как она обеспечит высокий темп роста капитала (отложенного дохода) собственников. Преимуществом политики этого типа является обеспечение высоких темпов развития предприятия, повышение его финансовой устойчивости. Недостаток же этой политики заключается в нестабильности размеров дивидендных выплат, полной непредсказуемости формируемых их размеров в предстоящем периоде и даже отказ от их выплат в период высоких инвестиционных возможностей, что отрицательно сказывается на формировании уровня цены акций. Такая дивидендная политика используется обычно лишь на ранних стадиях жизненного цикла предприятия, связанных с высоким уровнем его инвестиционной активности.

— Политика стабильного размера дивидендных выплат предполагает выплату неизменной их суммы на протяжении продолжительного периода (при высоких темпах инфляции сумма дивидендных выплат корректируется на индекс инфляции). Преимуществом этой политики является ее надежность, которая создает чувство уверенности у акционеров в неизменности размера текущего дохода вне зависимости от различных обстоятельств, определяет стабильность котировки акций на фондовом рынке. Недостатком же этой политики является ее слабая связь с финансовыми результатами деятельности предприятия, в связи с чем в периоды неблагоприятной конъюнктуры и низкого размера формируемой прибыли инвестиционная деятельность может быть сведена к нулю. Для того, чтобы избежать этих негативных последствий стабильный размер дивидендных выплат устанавливается на относительно низком уровне.

— Политика минимального стабильного раз-мера дивидендов с надбавкой в отдельные периоды (или политика «экстра-дивиденда») по весьма распространенному мнению представляет наиболее взвешенный ее тип. Ее преимуществом является стабильная гарантированная выплата дивидендов в минимально предусмотренном размере при высокой связи с финансовыми результатами деятельности предприятия, позволяющей увеличить дивиденды в периоды благоприятной хозяйственной конъюнктуры, не снижая при этом уровень инвестиционной активности. Такая инвестиционная политика дает наибольший эффект на предприятиях с нестабильным размером формирования прибыли. Недостаток этой политики заключается в том, что при продолжительной выплате минимальных размеров дивидендов инвестиционная привлекательность акций компании снижается и соответственно падает их рыночная стоимость.

— Политика стабильного уровня дивидендов предусматривает установление долгосрочного нормативного коэффициента дивидендных выплат по отношению к сумме прибыли. Преимуществом этой политики является простота ее формирования и тесная связь с размером формируемой прибыли. Основной недостаток – нестабильность размеров дивидендных выплат на акцию, определяемая нестабильностью суммы формируемой прибыли. Эта нестабильность вызывает резкие перепады в рыночной стоимости акций по отдельным периодам, что препятствует максимизации рыночной стоимости предприятия в процессе осуществления такой политики. Только зрелые компании со стабильной прибылью могут позволить себе осуществление дивидендной политики этого типа; если размер прибыли существенно варьирует в динамике, эта политика генерирует высокую угрозу банкротства.

— Политика постоянного возрастания размера дивидендов (девиз – «никогда не снижай годовой дивиденд») предусматривает стабильное возрастание уровня дивидендных выплат в расчете на одну акцию. Возрастание дивидендов при осуществлении такой политики происходит, как правило, в твердо установленном проценте прироста к их размеру в предшествующем периоде. Преимуществом такой политики является обеспечение высокой рыночной стоимости акций компании и формирование положительного ее имиджа у потенциальных инвесторов при дополнительных эмиссиях. Недостатком же является отсутствие гибкости в ее проведении и постоянное возрастание финансовой напряженности – если темп роста коэффициента дивидендных выплат возрастает (т.е. если фонд дивидендных выплат растет быстрее, чем сумма прибыли), то инвестиционная активность предприятия сокращается, а коэффициенты финансовой устойчивости снижаются. Поэтому осуществление такой политики могут позволить себе только процветающие компании – если же эта политика не подкреплена постоянным ростом прибыли компании, то она представляет собой верный путь к ее банкротству.

Избранный предприятием тип дивидендной политики характеризуется динамикой показателя «коэффициент дивидендных выплат», который рассчитывается по следующей формуле:

Кдв =Да / Па, (1)

Где Кдв – коэффициент дивидендных выплат;

Да – сумма дивиденда, выплаченного на одну акцию;

Па – сумма чистой прибыли компании в расчете на одну акцию.

Завершающим этапом формирования дивидендной политики является выбор форм выплаты дивидендов. Основными из таких форм являются:

— выплаты дивидендов наличными деньгами (чеками). Это наиболее простая и самая распространенная форма осуществления дивидендных выплат.

— выплата дивидендов акциями. Такая форма предусматривает предоставление акционерам вновь эмитированные акции на сумму дивидендных выплат. Она представляет интерес для акционеров, менталитет которых ориентирован на рост капитала в предстоящем периоде. Акционеры, предпочитающие текущий доход могут продать в этих целях дополнительные акции на рынке.

— автоматическое реинвестирование. Эта форма выплаты предоставляет акционерам право индивидуального выбора – получить дивиденды наличными, или реинвестировать их в дополнительные акции (в этом случае акционер заключает с компанией или обслуживающей ее брокерской конторой соответствующее соглашение).

— выкуп акций компанией. Он рассматривается как одна из форм реинвестирования дивидендов, в соответствии с которой на сумму дивидендного фонда компания скупает на фондовом рынке часть свободно обращающихся акций. Это позволяет автоматически увеличить размер прибыли на одну оставшуюся акцию и повышать коэффициент дивидендных выплат в предстоящем периоде. Такая форма использования дивидендов требует согласия акционеров [17, 81].

 

 

 

 

 

 

2 Анализ эффективности использования и распределения прибыли ООО «Даллас»

 

2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «Даллас»

 

Исследуемое предприятие «ДАЛЛАС» было организовано 16 ноября 2002 года. Общество с ограниченной ответственностью «ДАЛЛАС», в дальнейшем именуемое «Общество», является юридическим лицом, действует на основании устава и законодательства Российской Федерации. Общество создано в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и законом Российской Федерации «Об обществах с ограниченной ответственностью» на основании действующего законодательства. Общество зарегистрировано Регистрационной палатой г. Краснодара.

Местонахождение общества: 350080, Россия, Краснодарский край, г. Краснодар, ул. Уральская, 141.

Целью деятельности Общества является извлечение прибыли. Общество имеет гражданские права и несет гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных федеральными законами.

Основной вид деятельности – производство строительно-монтажного оборудования. Помимо указанной деятельности ООО «ДАЛЛАС» осуществляет следующие виды деятельности поставка, хранение, отпуск и реализация продуктов питания и товаров народного потребления, а также может осуществлять:

— создание подсобных отраслей;

— внешнеэкономическая деятельность;

— услуги по аренде складских помещений;

— рекламная деятельность;

— оказание различных видов бытовых услуг;

— производство товаров народного потребления;

— организация грузовых перевозок и оказание транспортных услуг населению;

— общество может осуществлять и другие виды деятельности, не запрещенные законодательством РФ.

Количество работающих – 18 человек. Директор и учредитель предприятия – Агаджанян К.Р., главный бухгалтер – Гордиенко Татьяна Александровна.

ООО «ДАЛЛАС» является юридическим лицом. Права и обязанности юридического лица Общество приобретает с момента его государственной регистрации. Правовое положение Общества определяется действующим законодательством и настоящим Уставом. Общество имеет в собственности имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Общество несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Государство и его органы не несут ответственность по обязательствам Общества, равно как и Общество не отвечает по обязательствам государства и его органов.

Общество может создавать филиалы и открывать представительства на территории Российской Федерации и за ее пределами. Филиалы и представительства осуществляют деятельность от имени Общества, которое несет ответственность за их деятельность.

Высшим органом общества является общее собрание участников общества. Общее собрание участников может быть очередным или внеочередным.

Органом контроля за финансово-хозяйственной деятельностью Общества является ревизионная комиссия.

Руководство текущей деятельностью Общества осуществляется единоличным исполнительным органом общества. Исполнительным органом является директор подотчетный в своей деятельности общему собранию участников общества. Единоличный исполнительный орган без доверенности действует от имени Общества, в том числе представляет его интересы, совершает сделки, утверждает штаты, издает приказы и дает указания, обязательные для исполнения всеми работниками Общества.

Организационная схема предприятия ООО «ДАЛЛАС» показана на рисунке 1.

 

110813 1417 2 Распределение прибыли коммерческой организацииООО «ДАЛЛАС» обязано хранить следующие документы: учредительные документы, внесенные в учредительные документы изменения и дополнения; документы, подтверждающие права Общества на имущество находящееся на балансе; внутренние документы общества; документы бухгалтерского учета; документы бухгалтерской отчетности; протоколы собраний учредителей общества; иные документы, предусмотренные внутренними документами общества;

ООО «ДАЛЛАС» может быть добровольно реорганизовано по решению общего собрания участников. Реорганизация может быть осуществлена в форме слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования.

 

Приведем основные финансовые показатели деятельности предприятия, которые основываются на данных Отчета о прибылях и убытках предприятия за 2006 г . Анализ ведем в таблице 1.

 

Таблица 1 – Основные экономические показатели деятельности ООО «ДАЛЛАС» за 2004 – 2006 гг

Показатель 

Годы 

Абсолютное отклонение

Темпы роста, % 

2004 

2005 

2006 

2005г

к 2004г

2006г

к

2005 г

2005г

к 2004г

2006г

к

2005 г

1 Выручка от продаж, руб

1833476 

2298075 

2291845 

464599

-6230 

125,3 

99,7 

2 Себестоимость реализованной продукции, руб

1414866 

1659765 

1768583 

244899 

108818 

117,3 

106,6 

3 Прибыль от продаж, руб

94766 

249114 

118458 

154348 

-130656 

262,9 

47,6 

4 Прибыль до налогообложения, руб

121346 

123498 

151683 

2152 

28185 

101,8

122,8 

5. Среднегодовая стоимость основных средств, руб

841336 

1051671 

1240256 

210335 

188585 

125,0 

117,9 

6 Среднегодовая стоимость оборотных средств, руб

1742682 

2178352 

2528283 

435670 

349931 

125,0 

116,1 

7 Среднесписочная численность персонала, чел.

15 

16 

18 

1 

2 

106,7 

112,5 

8 Фонд оплаты труда, руб

543296 

697226 

752056 

153930 

54830 

128,3 

107,9 

9 Затраты на 1 руб реализованной продукции, коп

77,2 

72,22 

77,2 

-4,9 

4,9 

93,6 

106,9 

10 Рентабельность производства, %

29,6 

38,5 

29,6 

8,9 

-8,9 

 

 

11 Рентабельность продаж, %

4,7 

3,8 

4,0 

-0,9 

0,2 

 

 

12 Фондоотдача, руб/руб 

2,179 

2,185 

1,848 

0,006 

-0,337 

100,3 

85,6 

13 Коэффициент оборачиваемости оборотных средств, раз

1,05 

1,06 

0,9 

+0,01 

-0,106 

100,3 

85,9 

14 Период оборачиваемости оборотных средств, дней

346,9

346,0 

402,7 

-0,9 

56,7 

99,7 

116,4 

 

Продолжение таблицы 1

Показатель 

Годы 

Абсолютное отклонение

Темпы роста, % 

2004 

2005 

2006 

2005г

к

2004г

2006г к 2005г

2005г к 2004г

2006г

к

2005г

15 Производительность труда, руб/чел

122231,7 

143629,7 

127324,7 

21398 

-16305 

117,5 

88,7 

16 Среднемесячная заработная плата, руб 

3018,3 

3631,4 

3481,8 

613,1 

-149,6 

120,3 

95,9 

 

Из таблицы 1 можно сделать следующие выводы. В 2005 году выручка от продажи товаров выросла на 464,6 тыс. руб или 125,3%. В то же время себестоимость проданных товаров увеличилась на 244,9 тыс. руб или 117,4% в относительном выражении.

Себестоимость реализованной продукции в 2005 г составила 1659765 руб, что на 244899 руб выше показателя базового периода (темп роста равен 117,3%). В то же время себестоимость реализованной продукции увеличилась в отчетном на 108818 руб и составила 1768583 руб (темп роста равен 106,6%).

Прибыль от реализации равна 94766 руб в базовом 2004 году, 249114 руб в 2005 г и 118458 руб в 2006 г наблюдается рост прибыли от реализации в 2005 г на 154348 руб и снижение на 130656 руб в отчетном 2006 г по сравнению с предыдущим годом, что является негативным признаком и свидетельствует о снижении эффективности работы предприятия. Темп роста составила соответственно 262,9% и 47,6% в 2005 и 2006 годах по отношению к предыдущему году. Прибыль до налогообложения имеет тенденцию к росту на протяжении всего исследуемого трехлетнего периода. В 2005 году прирост прибыли до налогообложения составил по сравнению с предыдущим годом 2152 руб (темп роста 101,8%, 28185 руб в 2006 г по сравнению с 2005 годом (темп роста 122,8%).

Среднегодовая стоимость основных средств увеличилась с 841336 руб в 2004 г до 1051671 руб. Абсолютный прирост равнее 210335 руб , относительный прирост 125%. В отчетном 2006 году среднегодовая стоимость основных средств предприятия равна 1240256 руб, что на 188585 руб выше показателя предыдущего 2005 года (темп роста 117,9%).

Среднегодовая стоимость оборотных средств выросла в 2005 г на 435670 руб (темп роста 125%) и равна 2178352 руб, в 2006 г их величина выросла в абсолютном выражении на 349931 руб при темпе роста 116,1% и их величина составила 2528283 руб.

Отметим, наблюдаемый рост среднесписочной численности персонала с 15 человек в базовом году до 16 человек в 2005 году и 18 человек в отчетном году связан с расширением объемов производства и ассортимента выпускаемой продукции. Следует отметить, что в 2005 году годовая производительность персонала довольно значительно выросла – на 212398 руб/человек, а в отчетном году она несколько снизилась по сравнению с 2005 году на 16305 руб/чел., хотя данная величина превышает значение базового 2004 года. Фонд оплаты труда увеличился на 153930 руб в 2005 г и на 54830 руб в 2006 г по сравнению с предыдущим годом. Темп роста фонда оплаты труда был равен 128,3% в 2005 г и 107,9% в 2006 г. Рост фонда оплаты труда связан как с ростом численности персонала, так и с ростом среднемесячной заработной платы на предприятия, которая составляла 3018,3. руб в 2004 г, 3631,4 руб в 2005 г, 3481,8 руб в 2006 г. Абсолютный прирост равен 613,1 руб и в 2005 г, и -149,6 в 2006 г. Здесь следует отметить, что в 2004 г темп роста производительности труда составлял 128,3%, что превышает темп роста фонда оплаты труда за соответствующий период. А в 2006 г производительность труда значительно снизилась и темп роста производительности труда (88,7%), значительно меньше темпа роста фонда оплаты труда и свидетельствует о снижении эффективности использования трудовых ресурсов предприятия, что следует отнести к отрицательным признакам. Так в 2004 г производительность труда была равна 122231,7 руб/чел., в 2005 г она выросла на 21398 руб, несколько снизилась (на -16305 руб) в 2006 г и равна 127324,7 руб/чел.

Положительным является снижение величины затрат на рубль реализованной продукции до 72,2 коп./рубль затрат в 2005 г с 77,2 коп./рубль в 2004 году. В то же время данный показатель вырос вновь на 4,9 коп. в 2006 г

Рентабельность производства имеет довольно значительную величину как в 2004 г (29,6%), так в 2005 г (38,5%), в 2006 г (29,6%). При этом максимальное значение рентабельность производства была достигнута в 2005 г Рентабельность продаж составляла 4,7% в 2004 г и снизилась в 2005 г до 3,8% (абсолютное снижение составило -0,9%). В отчетном 2006 г рентабельность продаж увеличилась на 0,2 по сравнению с предыдущим 2005 г

Отрицательным признаком является снижение фондоотдачи. Если в 2005 г отмечается незначительный рост данного показателя – на 0,006 руб/руб, то в отчетном 2006 году фондоотдача снизилась на -0,337 руб/руб Это говорит о снижении эффективности использования основных средств на предприятии. Коэффициент оборачиваемости оборотных средств снизился на -0,106 раз в 2006 г по сравнению с предыдущим 2005 г, в котором его величина составляла 1,06.

Период оборачиваемости оборотных средств увеличился с 346,9 дней в 2004 г до 402,7 дня в 2006 г. Это тоже является негативным признаком.

В целом следует охарактеризовать деятельность предприятия как рентабельную и в целом экономически эффективную. В то же время следует отметить в 2006 г по сравнению с предыдущим годом: снижение выручки от продаж в на 6230 тыс. руб, уменьшение прибыли от реализации на 130656 тыс. руб, увеличение затрат на рубль реализованной продукции на 4,9 коп., снижение рентабельности производства на 8,9%, уменьшение фондоотдачи на -0,337 руб/руб роста периода оборачиваемости оборотных средств на 56,7 дня, снижение производительности труда на 208,6 тыс. руб/чел.

Отметим, что показатели, характеризующие эффективность экономической деятельности предприятия, в 2006 г все же намного превышают соответствующие показатели базового 2004 г и в целом говорят о стабильном функционировании ООО «ДАЛЛАС».

2.2 Анализ распределения прибыли предприятия

 

Анализ уровня, динамики и структуры финансовых результатов деятельности исследуемой организации проведен в таблице 2.

Из таблицы 2 можно сделать следующие выводы. В 2005 году выручка от продажи товаров выросла на 464,6 тыс. руб или 125,3%. В то же время себестоимость проданных товаров увеличилась на 244,9 тыс. руб или 117,4% в относительном выражении. Наибольшая величина валовой прибыли составила 638,3 тыс. руб в 2005 году. Это прирост на 152,5% по отношению к базовому 2003 году, а в отчетном году ее величина снизилась на 18% и составила 523,2 тыс. руб, что превышает показатель 2005 года. Коммерческие и управленческие расходы соответственно увеличились в 2005 году на 42 и 23,3 тыс. руб (243,3% и 107,9%). В 2005 году прибыль до налогообложения выросла всего на 9 тыс. руб (107,3%). Отложенные налоговые активы, удельный вес которых в 2004 году составлял всего 0,2% и были равны 3,4 тыс. руб, в 2005 году отсутствовали. В 2005 году нет и отложенных налоговых обязательств. В отчетном году величина последнего показателя составила 37,2 тыс. руб или 2% в удельном весе от выручки предприятия. Деятельность предприятия прибыльна. В 2004 году величина чистой прибыли составила 87,6 тыс. руб.

В 2006 г доля валовой прибыли и прибыли от продаж в выручке от реализации сократилась соответственно на 5% (22,8 – 27,8) и на 5,6% (5,2 – 10,8).

В 2006 г на снижение доли прибыли от продажи товаров повлиял существенный рост управленческих расходов. Удельный вес бухгалтерской и чистой прибыли в выручке от реализации, наоборот, повысился соответственно на 1,2% (6,6 – 5,4) и на 0,4% (4,8 – 4,4). В отчетном году на увеличение бухгалтерской прибыли значительное влияние оказало положительное сальдо прочих доходов и расходов.

 

Таблица 2 – Основные показатели деятельности предприятия

 

Наименование показателя

 

тыс. руб 

Отклонение(+,-), тыс. руб

Относительное, %

Удельный вес, % 

 

2004 г 

 

2005 г 

 

2006 г 

2005 г

к

2004 г 

2006 г к

2005 г 

2005 г

к

2004 г 

2006 г к

2005 г 

 

2004 г 

 

2005 г 

 

2006 г

2005 г к

2004 г 

2006 г

к

2005 г 

1 Выручка от продажи товаров

1833,5 

2298,1 

2291,8 

+464,6 

-6,3 

125,3 

99,7 

100,0 

100,0 

100,0 

 

 

2 Себестоимость проданных товаров

1414,9 

1659,8 

1768,6 

+244,9 

+108,8 

117,4 

106,4 

77,2 

72,2 

77,2 

-5,0 

+5,0

3 Валовая прибыль 

418,6 

638,3 

523,2 

+219,7 

-115,1 

152,5 

82,0 

22,8 

27,8 

22,8 

+5,0 

-5,0 

4 Коммерческие расходы

29,3 

71,3 

36,6 

+42 

-34,7 

243,3 

51,3 

1,6 

3,1 

1,6 

+1,5 

-1,5 

5 Управленческие расходы

294,6 

317,9 

368,1 

+23,3 

+50,2 

107,9 

115,8 

16,1 

13,8 

16,1 

-2,3

+2,3 

6 Прибыль (убыток) от продаж

94,8 

249,1 

118,5 

+154,3 

-130,6 

262,8 

<

47,6 

5,2 

10,8 

5,2 

+5,6 

-5,6 

7 Прочие доходы 

632,5 

1647,2 

797,7 

1014,9 

849,5 

260,4 

48,4 

34,5 

71,7 

34,8 

37,2 

36,9 

8 Прочие расходы 

569,4

1773,1

764,5

1203,7

-1008,6

311,4 

43,1 

31,1

77,1

33,5

46

-43,6

9 Прибыль (до налогообложения

123,2 

132,2 

151,7 

9,0 

+28,5 

107,3 

114,8 

6,7 

5,4

6,6 

-1,3 

+1,2 

10 Отложенные налоговые активы

3,4 

 

4,2 

-3,4 

+4,2 

 

 

0,2 

 

0,2 

-0,2 

+0,2 

11 Отложенные налоговые обязательства

37,2 

 

46,4 

-37,2 

-46,4 

 

 

2,0 

 

2,0 

-2,0 

+2,0 

12 Текущий налог на прибыль

 

22,7 

 

+22,7 

+22,7 

 

 

 

1,0 

 

+1,0 

+1,0 

15. Чистая прибыль (убыток) отчетного периода

87,6 

100,5 

109,5 

+12,9 

+9,0 

114,7 

109,0 

5,5 

4,4 

+4,8 

-1,1 

+0,4

110813 1417 3 Распределение прибыли коммерческой организации

Однако последующие корректировки взаимоотношений предприятия с бюджетом снизили долю чистой прибыли в выручке от реализации продукции. Следует заметить, что в 2006 г на увеличение бухгалтерской прибыли значительное влияние оказало положительное сальдо прочих расходов и доходов. Однако последующие корректировки взаимоотношений предприятия с бюджетом снизили долю чистой прибыли в выручке от реализации продукции .

Проведем анализ прибыли до налогообложения. Данный анализ начнем с исследования ее динамики и структуры, как по общей сумме, так и в разрезе составляющих ее элементов. Для оценки уровня и динамики показателей бухгалтерской прибыли составим таблицу 3.

 

Таблица 3 – Анализ прибыли до налогообложения ООО «Даллас»

 

 

Показатель 

2004 г  

2005 г 

2006 г 

Отклонение отчетного периода от базового

сумма, тыс. руб

сумма, тыс. руб

сумма, тыс. руб

(+,-) 

Темп роста, %

Валовая прибыль

418,6 

638,3 

523,2

104,6 

125,0 

Коммерческие расходы

29,3 

71,3 

36,6 

7,3 

124,9 

Управленческие расходы

294,6 

317,9 

368,1 

73,5 

125,0 

Прибыль (убыток) от продаж

94,1 

249,1 

118,5 

24,4 

125,9 

Прочие доходы

632,3

1645,8

790,4

158,1

125,0 

Прочие расходы

569,4

1719,2

711,7

142,3

125,1 

Прибыль (убыток) до налогообложения

 

 

121,4 

 

 

123,2 

 

 

151,7 

 

 

30,3 

 

 

125,0 

 

Как видно из таблицы 3, ООО «ДАЛЛАС» достигло неоднозначных финансовых результатов. Общая сумма прибыли (до налогообложения) выросла на 30,3 тыс. руб. (151,7 – 121,4) или на 25%.

В то же время сумма валовой прибыли выросла более значительно – на 104,6 тыс. руб. (523,2 – 418,6) или 4,6%. Коммерческие расходы за исследуемый трехгодичный период выросли на 7,3 тыс. руб. (или 24,9%). Управленческие расходы на конец исследуемого периода выросли более значительно – 73,5 тыс. руб. или 25%. Если бы управленческие расходы сохранились в 2006 г на уровне базового года, то прибыль выросла на соответствующую сумму (+73,5 тыс. руб) Несомненно, положительным фактом является рост прочих доходов. Но почти весь доход от них пошел на покрытие роста прочих расходов. В структуре бухгалтерской прибыли значительную долю занимают валовая прибыль (положительный вклад в формирование прибыли), операционные расходы (вносят отрицательный вклад в формирование прибыли), управленческие расходы (вносят отрицательный вклад), операционные доходы (положительный вклад).

Важнейшим составляющим элементом бухгалтерской прибыли является прибыль от реализации продукции (прибыль от продаж). Поэтому проанализируем общее изменение прибыли от реализации (таблица 4).

 

Таблица 4 – Анализ прибыли от продажи ООО «Даллас»

 

 

Показатель 

2004 г

2005 г 

2006 г 

Отклонение отчетного периода от базового

сумма, тыс. руб

сумма, тыс. руб

сумма, тыс. руб

(+,-) 

Темп роста, % 

Выручка от продажи товаров

1833,5 

2298,1 

2291,8 

+458,3 

125,0 

Себестоимость проданных товаров

 

1738,8 

 

1659,8 

 

1768,6 

 

+29,8

 

101,7 

Валовая прибыль

418,6 

638,3 

523,2 

+104,6 

125,0 

Коммерческие расходы

29,3 

71,3 

36,6 

+7,3 

124,9 

Управленческие расходы 

294,6 

317,9 

368,1 

+73,5 

125,0 

Прибыль (убыток) от продаж

94,1 

249,1 

118,5 

+24,4 

125,9 

 

Как следует из таблицы 4, увеличение прибыли на 24,4 тыс. руб (на 25,9%) связано с ростом выручки от продажи товаров на 458,3 тыс. руб.(или на 25%). Себестоимость проданных товаров увеличилась незначительно – всего на 29,8 тыс. руб. (на 1,7%). Отрицательное влияние на формирование прибыли от продаж оказал рост коммерческих расходов на 7,3 тыс. руб. (на 24,9%), рост управленческих расходов на 73,5 тыс. руб. (на 25%).

Нераспределенная прибыль используется в соответствии с Уставом предприятия. За счет ее выплачиваются дивиденды акционерам предприятия, создаются фонды накопления, потребления, резервный фонд, часть прибыли направляется на пополнение собственного оборотного капитала и на другие цели.

В процессе анализа необходимо изучить выполнение плана по использованию нераспределенной прибыли, для чего фактические данные об использовании прибыли по всем направлениям сравнивают с данными плана и выясняют причины отклонения от плана по каждому направлению использования прибыли (таблица 5).

 

Таблица 5 – Данные об использовании чистой прибыли на ООО «ДАЛЛАС»

Показатель 

2005 г 

2006 г. 

Отклонение 

1. Нераспределенная чистая прибыль 

100494 

109461 

8967 

2. Использование прибыли 

     

на расширение хозяйственной деятельности

35172,9 

33932,9 

-1240 

на потребление

39192,7 

47068,2 

7875,5 

на обеспечение текущей деятельности

10049,4 

10946,1 

896,7 

на выплату дивидендов 

16079 

17513,8 

1434,8 

3. Доля в распределяемой прибыли: 

     

на расширение хозяйственной деятельности 

35 

31 

-4 

на потребление 

39 

43 

4 

на обеспечение текущей деятельности 

10 

10 

0 

на выплату дивидендов 

16 

16 

0 

 

Данные свидетельствуют о том, что на анализируемом предприятии: на выплату учредителям использовано 16% прибыли; на потребление — 43%; на накопление — 31%; на обеспечение текущей деятельности — 10%.

Анализ механизма распределения чистой прибыли должен показать, насколько и за счет каких факторов изменилась их величина. Основными факторами, определяющими размер отчислений, могут быть изменения суммы нераспределенной чистой прибыли (ЧП) и коэффициента отчислений прибыли в соответствующие фонды (Кi). Сумма отчислений прибыли в фонды предприятия равняется их произведению:

Фi
= ЧП * Kотч.i
. (2)

Для расчета их влияния используем один из приемов детерминированного факторного анализа (таблица 6). Затем рассчитываем влияние факторов изменения чистой прибыли на размер отчислений. Для этого прирост чистой прибыли за счет каждого фактора умножаем на плановый коэффициент отчислений по соответствующим направлениям распределения чистой прибыли:

DФi
=
DЧП * Kотч.i
. (3)

 

Таблица 6 – Расчет влияния факторов первого уровня на размер отчислений в фонды предприятия

 

Фонд 

Сумма распределяемой прибыли, тыс. руб.

Доля отчислений, %

Сумма отчислений, тыс. руб.

Отклонение 

 

общее 

в том числе 

2005 г 

2006 г 

2005 г 

2006 г 

2005 г 

2006 г 

ЧП 

Kотч.

на расширение хозяйственной деятельности

100494 

109461 

35 

31 

35172,9 

33932,9 

-1240 

3138,5 

-4378,5 

на потребление

100494 

109461 

39 

43 

39192,7 

47068,2 

7875,5 

3497,1 

4378,5 

на обеспечение текущей деятельности

100494 

109461 

10 

10 

10049,4 

10946,1 

896,7 

896,7 

 

на выплату учредителям 

100494 

109461 

16 

16 

16079 

17513,8 

1434,8 

1434,7 

 

 

Данные таблицы 6 показывают причины увеличения суммы отчислений по направлениям распределения чистой прибыли и дивидендные выплаты, что позволяет сделать определенные выводы и разработать мероприятия, направленные на увеличение суммы прибыли, а соответственно и фондов предприятия.

 

Таблица 7 – Расчет влияния факторов второго уровня на сумму отчислений чистой прибыли предприятия

 

Показатели

(факторы) 

Изменение налогооблагаемой прибыли

нераспределенная прибыль

отчислений  

на расширение хозяйственной деятельности

на потребление

на обеспечение текущей деятельности

на выплату дивидендов

Общая сумма отклонения от продаж 2006 г. от 2005 г., в том числе за счет: 

 

– 130,6  

 

-56,2 

 

-40,5

 

-13,1 

 

-20,9 

снижения выручки от продажи товаров

 

– 70,2 

 

-30,2 

 

-21,8 

 

-7,0 

 

-11,2 

уменьшения удельного веса продукции с более высоким уровнем рентабельности

 

 

– 129,6 

 

 

-55,7 

 

 

-40,2 

 

 

-13,0 

 

 

20,7 

роста себестоимости проданной продукции

 

– 160,8 

 

-69,1 

 

-49,9 

 

-16,1 

 

-25,7 

увеличения отпускных цен на реализованную продукцию

 

+245,5 

 

+105,6 

 

+76,1 

 

+24,6 

 

39,2 

снижения коммерческих расходов

+34,7 

+14,9 

+10,8 

+3,5 

+5,5 

роста управленческих расходов 

-50,2 

-21,6 

-15,6 

-5 

-8 

 

Данные таблицы 7 показывают причины снижения суммы в фонды предприятия и учредительные выплаты, что позволяет сделать определенные выводы и разработать мероприятия, направленные на увеличение суммы прибыли, а соответственно и фондов предприятия.

 

 

 

2.3. Анализ налогообложения прибыли

 

ООО «ДАЛЛАС» как юридическое лицо уплачивает налоги как федерального уровня, так региональные и местные налоги. Каждый вид налога отнесен к тому или ному уровню исходя из объема функций и полномочий, реализация которых возложена на государство в целом, государственно-территориальные или муниципальные образования.

 

Таблица 8 – Динамика налоговых платежей ООО «ДАЛЛАС», руб.

Наименование налога

 

  

2004г.

 

  

2005г.

 

  

2006г.

 

  

Абсл. отклонение

2006 г. к

2004 г. 

Темп роста,

2006 г. к

2004 г., %

Налог на прибыль 

 

22704 

 

 

 

Налог на имущество 

15580 

16840 

17132 

+1552 

110,0 

Общая сумма налоговых платежей 

118110

156709

122863

 

4753 

 

104,0 

 

 

Как видим, предприятие выплатило 22704 руб. налогов в 2005 г., налог на добавленную стоимость составил 36669 руб. в 2004 г., 4596,1 руб. в 2005 г., 41253 руб. в 2006 г. В отчетном 2006 г. величина НДС превышает показатель базового года на 4584 руб. или на 112,5%. В то же время величина ЕСН (единого социального налога) увеличилась в 2005 г. и составила 7120,4 руб. В отчетном 2006 г. ЕСН снизился на 1383 руб. по сравнению с 2004 г. (темп роста 98,9%). В 2004 г. предприятие выплатило налог на имущество в сумме 15580 руб., в 2005 г. данный налог был выплачен в сумме 16844 руб., в отчетном году данный налог был выплачен на 1552 руб. выше, чем в базовом году.

Далее необходимо рассчитать удельный вес налогов в выручке от реализации, полученной предприятием от своей деятельности и налоговую нагрузку.

Таблица 9 – Анализ удельного веса налоговых платежей ООО «Даллас»

Наименование налога

2004г. 

2005г. 

2006г. 

Отклонение уд. веса

2006 г. к 2004 г., % 

руб. 

уд.вес, % 

руб. 

уд.вес, % 

руб. 

уд.вес, % 

Налог на прибыль

 

 

22704 

1,0 

 

 

 

 

Налог на имущество

15580 

0,9 

16840 

0,7 

1713,2 

 

0,8 

 

-0,1 

Общая сумма налоговых платежей

104088 

6,4 

141553 

6,8 

107444,2 

 

5,4 

 

-1,0 

Выручка от продаж

1833476 

100 

2298075 

 

 

100 

2291845 

 

 

100 

 

 

 

Коэффициент налоговой нагрузки

0,064 

 

0,068 

 

0,054 

 

 

 

-0,01

 

 

Как видим, на исследуемом предприятии коэффициент налоговой нагрузки составил 0,064 в 2004 г., 0,068 в 2005 г. и 0,054 в 2006 г. Это свидетельствует о росте удельного веса в выручке от реализации в 2005 г. и некоторое снижение (на 1%) в отчетном 2006 г. В структуре выручке от реализации довольно наибольший вес занимает единый социальный налог, удельный вес которой составлял 3,5% в базовом 2004 г., 3,1% в 2005 г. и снизился до 2,8% в отчетном 2006 г. (на -0,7%). Удельный вес НДС составлял 2,0% в 2004 г. и 2005 г., снизился в 2006 г. до 1,8%. Наблюдается некоторое снижение удельного веса налога на имущество с 0,9% в 2004 г. до 0,8% в 2006 г.

В целом следует оценить предприятие как прибыльное, экономически рентабельное и достаточно эффективное.

 

 

 

 

 

 

 

3 Пути совершенствования использования прибыли ООО «Даллас»

 

Сложность сегодняшней ситуации в управлении предприятием состоит в том, что во многих организациях работники бухгалтерской службы не владеют методами финансового анализа, а специалисты, ими владеющие, как правило, не всегда умеют читать документы аналитического и синтетического учета. Отсюда неумение определять круг основных задач, решение которых необходимо для формирования адекватной рыночным условиям системы управления финансами предприятия, а также путей и способов их решения.

Целью разработки финансовой политики предприятия является построение эффективной системы управления финансами, направленной на достижение стратегических и тактических целей его деятельности. Известно, что в сегодняшних условиях для большинства предприятий характерна реактивная форма управления финансами, то есть принятие управленческих решений как реакции на текущие проблемы, или так называемое «латание дыр». Одной из задач реформы предприятия является переход к управлению финансами на основе анализа финансово-экономического состояния с учетом постановки стратегических целей деятельности организации. Результаты деятельности любого предприятия интересуют как внешних рыночных агентов (в первую очередь, инвесторов, кредиторов, акционеров, потребителей), так и внутренних (руководителей предприятия, работников административно-управленческих структурных подразделений) [22, c. 396].

Залогом выживаемости и основной стабильности положения предприятия служит его устойчивость. На устойчивость предприятия оказывают влияния различные факторы:

  1. положение предприятия на товарном рынке;
  2. выпуск пользующейся спросом продукции;
  3. его потенциал в деловом сотрудничестве;
  4. степень зависимости то внешних кредиторов и инвесторов;
  5. наличие неплатежеспособных дебиторов.

    Высшей формой устойчивости предприятия является его способность развиваться в условиях нестабильной внутренней и внешней среды. Для этого предприятие должно обладать гибкой структурой финансовых ресурсов и при необходимости иметь возможность привлекать заемные средства, то есть быть кредитоспособным.

    1 Рекомендуется оптимизировать кредитную политику предприятия. Большое влияние на финансовую устойчивость, также, оказывают средства, дополнительно мобилизованные на рынке ссудных капиталов. Чем больше денежных средств может привлечь предприятие, тем выше его финансовые возможности, однако возрастает и финансовый риск – способно ли будет предприятие своевременно расплатиться со своими кредиторами.

    Различаются три принципиальных типа кредитной политики предприятия по отношению к покупателям продукции – консервативный, умеренный и агрессивный.

    Консервативный (или жесткий) тип кредитной политики предприятия направлен на минимизацию кредитного риска. Такая минимизация рассматривается как приоритетная цель в осуществлении его кредитной деятельности. Осуществляя этот тип кредитной политики, предприятие не стремится к получению высокой дополнительной прибыли за счет расширения объема реализации продукции. Механизмом реализации политики такого типа является существенное сокращение круга покупателей продукции в кредит за счет групп повышенного риска; минимизация сроков предоставления кредита и его размера; ужесточение условий предоставления кредита и повышение его стоимости; использование жестких процедур инкассации дебиторской задолженности.

    Умеренный тип кредитной политики предприятия характеризует типичные условия ее осуществления в соответствии с принятой коммерческой и финансовой практикой и ориентируется на средний уровень кредитного риска при продаже продукции с отсрочкой платежа.

    Агрессивный (или мягкий) тип кредитной политики предприятия приоритетной целью кредитной деятельности ставит максимизацию дополнительной прибыли за счет расширения объема реализации продукции в кредит, не считаясь с высоким уровнем кредитного риска, который сопровождает эти операции. Механизмом реализации политики такого типа является распространение кредита на более рискованные группы покупателей продукции; увеличение периода предоставления кредита и его размера; снижение стоимости кредита до минимально допустимых размеров; предоставление покупателям возможности пролонгирования кредита.

    Определяя тип кредитной политики, следует иметь в виду, что жесткий (консервативный) её вариант отрицательно влияет на рост объема операционной деятельности предприятия и формирование устойчивых коммерческих связей, в то время как мягкий (агрессивный) её вариант может вызвать чрезмерное отвлечение финансовых средств, снизить уровень платежеспособности предприятия, вызвать впоследствии значительные расходы по взысканию долгов, а в конечном итоге снизить рентабельность оборотных активов и используемого капитала.

    2 Оптимизация структуры и движения оборотных активов предприятия. Управление оборотными активами составляет наиболее обширную часть операций финансового менеджмента. Это связано с большим количеством элементов их внутреннего материально-вещественного и финансового состава, требующих индивидуализации управления; высокой динамикой трансформации их видов; высокой ролью в обеспечении платежеспособности, рентабельности и других целевых результатов финансовой деятельности предприятия.

    Оборотный капитал (оборотные средства) – это активы предприятия, возобновляемые с определенной регулярностью для обеспечения текущей деятельности, вложения в которые как минимум однократно оборачиваются в течение года или одного производственного цикла. В отличие от западных стран в России для отнесения того или иного актива к оборотным используется ещё один критерий – стоимостная оценка. Оборотные активы представлены в балансе отдельным разделом.

    Оборотные средства и политика в отношении управления этими активами важны, прежде всего, с позиции обеспечения непрерывности и эффективности текущей деятельности предприятия. Поскольку во многих случаях изменение величины оборотных активов сопровождается и изменением краткосрочных пассивов, оба эти объекта учета рассматриваются, как правило, совместно в рамках политики управления чистым оборотным капиталом.

    Управление чистым оборотным капиталом подразумевает оптимизацию его величины, структуры и значений его компонентов. Что касается общей величины чистого оборотного капитала, то обычно разумный рост её рассматривается, как положительная тенденция; однако могут быть и исключения, например, рост за счет увеличения безнадежных дебиторов вряд ли удовлетворит финансового менеджера.

    Экономический и организационно-производственный результаты от хранения определенного вида оборотных активов в том или ином объеме носят специфический для данного вида актива характер. Например, большой запас готовой продукции (связанный с предполагаемым объемом продаж) сокращает возможность образования дефицита продукции при неожиданно высоком спросе. Подобным образом достаточно большой запас сырья и материалов спасает предприятие в случае неожиданной нехватки соответствующих запасов от прекращения процесса производства или покупки более дорогостоящих материалов-заменителей. Большое количество заказов на запасы, тем не менее, имеет смысл, если предприятие может добиться от своих поставщиков снижение цен (так как большой размер заказа обычно предусматривает некоторую льготу, предоставляемую поставщиком в виде скидки). По тем же причинам предприятие предпочитает иметь достаточный запас готовой продукции, который позволяет более экономично управлять производством. В результате этого уже предприятие, как правило, предоставляет скидки клиентам. Задача финансового менеджера – выявить результат и затраты, связанные с хранением запасов, и подвести разумный баланс.

    3 Управление кредиторской задолженностью предприятия. Одной из задач финансового менеджера по управлению дебиторской задолженностью является определение степени риска неплатежеспособности покупателей, расчет прогнозного значения резерва по сомнительным долгам, а также представление рекомендаций по работе с фактически или потенциально неплатежеспособными покупателями.

    Всегда существует преимущества, связанные с созданием большого запаса денежных средств, – они позволяют сократить риск истощения наличности и дают возможность удовлетворить требование оплатить тариф ранее установленного законом срока. С другой стороны, издержки хранения временно свободных, неиспользуемых денежных средств гораздо выше, чем затраты, связанные с краткосрочным вложением денег в ценные бумаги (в частности, их можно условно принять в размере неполученной прибыли при возможном краткосрочном инвестировании). Таким образом, финансовому менеджеру необходимо решить вопрос об оптимальном запасе наличных средств.

    4 Управление заемным капиталом. Целью управления формированием заемного капитала предприятия является определение его наиболее рационального источника заимствования, способствующего повышению стоимости собственного капитала предприятия. Сущность управления этим процессом проявляется в реализации следующих функций: оперативных, связанных с непосредственным управлением денежными потоками; координационных, обеспечивающих анализ потребности в заемных средствах, их структурирование по форме и условиям привлечения; контрольных, обеспечивающих оценку эффективности привлечения предприятием заемных средств; регулирующих, включающих разработку мероприятий, направленных на повышение эффективности форм и условий реализации займовых операций предприятия. Основными принципами управления формированием заемного капитала предприятия являются: принцип соответствия — предполагает, что стратегия управления формированием заемного капитала предприятия должна соответствовать его общей стратегии управления капиталом; принцип финансовой обусловленности — позволяет реализовать существующую непосредственную связь между финансовыми решениями при формировании стратегии привлечения заемных средств предприятием и эффективностью его деятельности; принцип динамизма управления займовыми операциями предприятия – обусловлен быстрой адаптацией к изменениям факторов внешней и внутренней среды бизнеса; принцип вариантности — определяется необходимостью выбора формы и условий привлечения предприятием заемных средств в результате сопоставления альтернативных вариантов. Выбор рационального источника финансирования деятельности предприятия определяется количественными (среди которых цена привлечения, требующая минимизации) и качественными (степень формализованное, персонификации, наличие нормативно-правовых барьеров и др.) показателями его доступности [25, c. 238].

    Управление финансами предприятия (финансовый менеджмент) является составной частью управления производственной и финансово-хозяйственной деятельностью предприятия и представляет собой совокупность приемов и способов целенаправленного воздействия государственных органов различных уровней, а также финансовых и плановых отделов (служб) предприятия на процесс формирования, распределения и использования фондов денежных средств в целях наиболее эффективного использования финансовых ресурсов и получения максимальной прибыли.

    На этапе формирования и первичного распределения финансовых результатов возможности для исследуемого предприятия ООО «ДАЛЛАС», по управлению массой и динамикой чистой прибыли можно сгруппировать по следующим основным направлениям.

    1 Формирование и оптимизация пакета заказов и производственной программы.

    2 Регулирование договорных цен в зависимости от изменившихся условий.

    3 Оптимизация учетной политики организации.

    4 Оптимизация порядка и форм расчетов за готовую продукцию.

    5. Проведение комплекса организационно-технических мероприятий, направленных на выполнение и перевыполнение задания по снижению себестоимости продукции.

    6 Максимальное использование преимуществ, которые дает система льгот по налогообложению прибыли.

    7 Оптимизация системы налогообложения прибыли; разработка такой системы ставок и льгот налога на прибыль, которая будет стимулировать использование чистой прибыли организации, прежде всего, на развитие и совершенствование собственной производственной базы;

    8 Оптимизация распределения чистой прибыли, остающейся в распоряжении организации, на фонды потребления и фонды накопления;

    9 Комплекс мероприятий, обеспечивающих целесообразное и эффективное использование средств фондов потребления и накопления.

    10 Снижение коммерческих, управленческих, прочих расходов.

    Группа направлений совершенствования методов управления формированием и распределением прибыли включает разработку и внедрение перспективных методов оценки, анализа, прогнозирования и планирования финансовых результатов, а также методов оперативного контроля за ходом выполнения плана по прибыли, в том числе и в условиях автоматизации.

    Меры по совершенствованию финансового механизма «ДАЛЛАС», необходимо отразить в руководящих документах, так как преобразования в функциональном звене финансового механизма обязательно должны сопровождаться развитием нормативно-правовой базы финансов организаций.

    Обозначив группы направлений совершенствования механизма формирования и распределения финансовых результатов, рассмотрим отдельные направления более подробно.

    На этапе распределения чистой прибыли, остающейся в распоряжении организации «ДАЛЛАС», наиболее важной проблемой является решение задачи оптимизации распределения чистой прибыли по двум основным направлениям ее целевого использования. Этими направлениями являются потребление и накопление.

    Порядок распределения и использования прибыли, а также конкретный перечень фондов потребления и накопления фиксируются в уставе предприятия и в его учетной политике. Кроме того, на предприятии совместно плановым и финансовым отделами разрабатывается Положение о порядке распределения валовой (балансовой) и чистой прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, которое утверждается руководителем предприятия. Наиболее важным элементом данного Положения являются долгосрочные нормативы образования фондов потребления и накопления, которые служат исходными данными при составлении финансового плана предприятия на предстоящий год. По каждому из фондов потребления и накопления ежегодно составляется и утверждается руководителем предприятия годовая смета расходов, в которой определяются как направления использования средств, так и конкретные мероприятия, финансируемые за счет средств данного фонда.

    В качестве конкретных мероприятий по повышению рентабельности и прибыльности исследуемого предприятия предлагается:

    1 Путем методов экономии и материального стимулирования работников в целях экономики коммерческих ресурсов снизить затраты в виде коммерческих расходов на 10%, т.е. на 3660,3 тыс. руб.

    2 Снизить затраты на управленческие расходы также на 10%, т.е. на 36820,1 тыс. руб.

    Рассчитаем экономический эффект за счет внедрения предлагаемых мероприятий.

     

     

     

    Таблица 10 – Расчет прогнозируемой прибыльности и рентабельности

     

    Показатели 

     
     

     

    2006 г 

     

     

    Прогноз 

    Отклонение прогнозируемого показателя от показателя отчетного года

    (+,-) 

    % 

    Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг, тыс. руб.

    2291845 

    2291845 

     

     

    Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг, тыс. руб.

    1768583 

    1768583 

     

     

    Коммерческие расходы, тыс. руб. 

    36603 

    32942,7 

    -3660,3 

    90 

    Управленческие расходы, тыс. руб. 

    368201 

    331380,9 

    -36820,1 

    90 

    Прибыль (убыток) от продаж 

    118458 

    158938,4 

    +40480,4 

    134,2 

    Прочие доходы и расходы

    40767 

    40767 

     

     

    Прибыль до налогообложения

    151683 

    192163,4 

    +40480,4 

    127,0 

    Текущий налог на прибыль 

    42222 

    42222 

     

     

    Чистая прибыль 

    109461 

    149941,4 

    +40480,4 

    137,0 

    Рентабельность реализованной продукции, %

     

    5,2 

     

    9,0 

     

    +3,8 

     

     

    Рентабельность активов, % 

    3,8 

    4,8 

    +1,0 

     

    Рентабельность внеоборотных активов, %

     

    10,5 

     

    13,3 

     

    +2,8 

     

     

    Рентабельность оборотных активов, %

     

    6,0 

     

    7,6 

     

    +1,6 

     

     

    Рентабельность собственного капитала, %

     

    5,5 

     

    7,6 

     

    +1,1 

     

     

    Рентабельность чистых активов, %

    4,2 

    7,2 

    +3,0 

     

    Рентабельность продаж, % 

    6,6 

    8,4 

    +1,8 

     

     

    Таким образом, в результате экономии на управленческих и коммерческих расходах 10% получим прирост прибыли продаж на +40480,4 руб. Прогнозируемая величина прибыли от продаж составит 192163,4 руб. Прогнозируемая чистая прибыль составит 149941,4 руб. Прогнозируемая величина рентабельности реализованной продукции составит 9%, т.е. увеличится на 3,8%. Прогнозируемая величина рентабельности активов составит 4,8% (планируемый прирост 1 %). Прогнозируемая величина рентабельности внеоборотных активов составит 13,3% (планируемый прирост 2,8%). Планируемая рентабельность оборотных активов составит 7,6% (прогнозируемый прирост 1,6%). Рентабельность собственного капитала составит 7,6%, что на 1,1% выше аналогичного показателя отчетного 2006 г. рентабельность чистых активов вырастет на 3 % до 7,2%. Прогнозируется рост рентабельности продаж на 1,8% до 8,4%.

    Полученные результаты свидетельствуют о росте рентабельности и прибыльности деятельности предприятия на основе предложенных рекомендаций.

     

    Список использованных источников

     

  6. Глазунов В.Н. Финансовый анализ в управлении доходами предприятия // Финнансы. №3, 2005.
  7. Колчина Н.В. Финансы предприятия: Учеб. – М.: Юнити, 2000.
  8. Кучеров Э.В. Правовые и бухгалтерские вопросы использования прибыли хозяйственными обществами// Консультант.№14, 2002.
  9. Савицкая Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятий.–М.: Учеб.-ИП «Экоперспектива», 2005.
  10. Селезнева Н.Н., Ионова А.Ф. Финансовый анализ. Управление финансами. М., 2005.
  11. Селезнева Н.Н., Скобелева И.П. Консолидированная бухгалтерская отчетность: Учебное пособие для вузов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.
  12. Финансовый менеджмент: теория и практика / Под ред. Стояновой Е.С. — М.: Перспектива, 2000.
  13. Шамхалов Ф.И. Прибыль – основной показатель результатов деятельности организации // Финансы. 2000. № 6.
  14. Шеремет А.Д,, Негашев Е.В. Методика финансового анализа. –М.: ИНФРА-М, 1999.
  15. Экономика и статистика фирм / Под ред. С.Д. Ильенковой. –М.: Финансы и статистика, 2001.

     

    110813 1417 4 Распределение прибыли коммерческой организации

     

    110813 1417 5 Распределение прибыли коммерческой организации

    Табл. 11 Основные типы дивидендной политики

     

    Определяющий подход к формированию дивидендной политики

    Варианты используемых типов дивидендной политики

    1. Консервативный подход 

    1. Остаточная политика дивидендных выплат

    2. Политика стабильного размера дивидендных выплат 

    2. Умеренный (компромиссный) подход 

    3. Политика минимального стабильного размера дивидендов с надбавкой в отдельные периоды

    3. Агрессивный подход 

    4. Политика стабильного уровня дивидендов

    5. Политика постоянного возрастания размера дивидендов


     

<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 1.23MB/0.00222 sec

WordPress: 24.52MB | MySQL:120 | 4,268sec