Сравнительный анализ » Буквы.Ру Научно-популярный портал<script async custom-element="amp-auto-ads" src="https://cdn.ampproject.org/v0/amp-auto-ads-0.1.js"> </script>

Сравнительный анализ

<

111413 0240 1 Сравнительный анализ

1. Исходные данные

 

Исходные данные представлены в виде таблице 1.1.

 

Таблица 1.1 – Исходные данные для выполнения работы

 

Условие расчета 

Выпуск в натуральном выражении, тыс. шт.

Цена продажи за 1 шт., руб.

А 

Б 

В 

А 

Б 

В 

База (январь)

100

120

150

43

52

76

Отчет (сентябрь)

100

125

150

45

56

75

 

Сравнение – это научный метод познания, в процессе его неизвестное (изучаемое) явление, предметы сопоставляются с уже известными, изучаемыми ранее, с целью определения общих черт либо различий между ними. С помощью сравнения определяется общее и специфическое в экономических явлениях, изучаются изменения исследуемых объектов, тенденции и закономерности их развития.

В экономическом, анализе сравнение используют для решения всех его задач как основной или вспомогательный способ. Перечислим наиболее типичные ситуации, когда используется сравнение, и цели, которые при этом достигаются.

1. Сопоставление фактических уровней показателей с плановыми используется для оценки степени выполнения плана.

2. Сопоставление фактических уровней показателей с нормативными позволяет осуществлять контроль за затратами и способствует внедрению ресурсосберегающих технологий.

3. Сравнение фактических уровней показателей с данными прошлых лет применяется для определения тенденций развития экономических процессов.

4. Сопоставление уровня показателей анализируемого предприятия с достижениями науки и передового опыта работы других предприятий или подразделений необходимо для поиска резервов.

5. Сравнение уровня показателей анализируемого предприятия со средними их величинами по отрасли производится с целью определения положения предприятия на рынке среди других предприятий той же отрасли или подотрасли.

6. Сопоставление параллельных и динамических рядов служит для изучения взаимосвязей исследуемых показателей. Например, анализируя одновременно динамику изменения объема производства валовой продукции, основных производственных фондов и фондоотдачи, можно обосновать взаимосвязь между этими показателями.

7. Сопоставление различных вариантов управленческих решений производится с целью выбора наиболее оптимального из них.

8. Сопоставление результатов деятельности до и после изменения какого-либо фактора применяется при расчете влияния факторов и подсчете резервов.

Проводя сравнение различных показателей, аналитик должен быть уверен в их сопоставимости, особенно если рассматриваются разные периоды, разные предприятия.

Несопоставимость может быть вызвана изменением стоимостных, объемных, качественных и структурных факторов, разными отрезками времени, за которые были исчислены сравниваемые показатели, неодинаковыми исходными условиями деятельности (техническими, природными, климатическими и т.д.), разной методикой расчета показателей и другими. Для обеспечения сопоставимости сравниваемые показатели надо приводить к единой базе по перечисленным выше факторам.

В первую очередь необходимо принимать во внимание рост цен в связи с инфляцией, оказывающей влияние на величину всех стоимостных показателей (стоимость произведенной и реализованной продукции, выручку, себестоимость, прибыль, размер материальных затрат, запасов, основных средств и т.д.). Чтобы нейтрализовать влияние данного фактора, сравниваемые показатели выражают в одних и тех же ценах.

Основными способами приведения показателей в сопоставимый вид являются нейтрализация воздействия стоимостного, объемного, качественного и структурного факторов путем приведения их к единому базису, а также использование средних и относительных величин, поправочных коэффициентов, методов пересчета и т.д.

Сравнение производится с показателями прошлого периода, что позволяет выявить тенденции, закономерности развития экономического явления. Результатами подобного сравнения являются абсолютные и относительные показатели динамики.

Применение в данной задаче горизонтального сравнительного анализа позволяет определить абсолютные и относительные отклонения фактического уровня исследуемых показателей от базового (прошлого периода), а использование вертикального сравнительного анализа позволяет изучить структуру экономических явлений и процессов путем расчета удельного веса в общем целом, соотношение частей между собой.

Выполним горизонтальный анализ по форме табл. 2.1. При этом итоговая цена показывается как средняя арифметическая

 

Таблица 2.1 – Сравнительный анализ выпуска продукции по объему в натуральном выражении и ценам

 

 

Вид продукции

Продажа в натуральном выражении

Цена продажи за 1 шт

база, тыс. шт.

отчет, тыс.шт.

абсолютное изменение

(+,-), тыс. шт.

темп роста, %

темп прироста, %

база, руб. 

отчет, руб.

абсолютное изменение

(+,-), руб.

темп роста, %

темп прироста, %

1 

2 

3 

4 

5 

6 

7 

8 

9 

10 

11 

 

А

 

100

 

100

 

0

 

100

 

0

 

43

 

45 

 

+2

 

104,7

 

+4,7

Б

120

125

+5

104,2

+4,2

52

56

+4

107,8

+7,8

В

150

150

+0

100,0

0

76

75

-1

96,7

-3,3

Итого

370

375

+5

101,4

+1,4

59,3

61,1

+1,8

103,0

+3,0

 

Таким образом, на исследуемом условном предприятии наблюдается рост продажи продукции в натуральном выражении. Так продажа продукции А и В не изменилась, продукции Б увеличилось на 5 тыс. шт. или 4,2%.

Оптовая цена за 1 тыс. шт. наоборот по всем трем видам продукции изменилась соответственно по продукции А – на +2 руб. или +4,7%, по продукции Б – на +4 руб. или +7,8%, по продукции В снизилась на -1 руб. или 3,3.

Общий объем продажи продукции увеличился на 5 тыс. т. или +1,4%, а средняя цена за 1 шт. т. реализованной продукции (средневзвешенная цена) увеличилась на +1,8 руб. или 3,0%.

Перейдем к графическому способу анализа. Для этого продажу продукции в натуральном выражении надо представить в виде столбиковой диаграммы, а цены ан продукцию в виде полосовой диаграммы.

Построение диаграммы производим с применением табличного процессора Excel.

111413 0240 2 Сравнительный анализ

 

 

 

 

 

 

 

 

Диаграмма 1– Продажа продукции в натуральном выражении

 

 

 

 

111413 0240 3 Сравнительный анализ

Диаграмма 2. Динамика цен на реализованную продукцию, руб.

 

Вертикальный сравнительный анализ позволяет определить удельный вес выпуска каждого вида изделия в общем выпуске. Графическое изображение структуры сделаем в виде секторной диаграммы, для чего удельный вес в процентах переводим в градусы, исходя из того, что 1% структуры соответствует 3,6º круга. Расчеты оформляем в таблице 2.2.

 

Таблица 2.2– Расчет структуры выпуска продукции в натуральном выражении

Вид продукции 

База 

Отчет 

тыс. шт.

% 

градус 

тыс. шт.

% 

градус 

А

100 

27,1 

97,56 

100

26,7

96,12

Б 

120 

32,4 

116,64 

125

33,3

119,88

В 

150 

40,5 

145,8 

150

40

144

ИТОГО 

370 

100 

360

375

100 

360 

 

На основании таблицы 2.2 следует отметить, что в структурном выражении наибольшим удельный вес как на начало периода, так и на конец периода занимает реализация продукции В – 40,5% (база) и 40 (отчет). Удельный вес продукции Б на начало периода составляет 32,4%, а на конец периода – 33,3%. Самый меньший удельный вес в структуре продукции занимает выпуск продукции А – соответственно 27,1% (база) и 26,7% (отчет).

Дадим изображение в виде секторной диаграммы с помощью табличного процессора Excel.

 

Реализация продукции в базовом периоде

111413 0240 4 Сравнительный анализ

111413 0240 5 Сравнительный анализ

Продажа продукции в отчетном периоде

 

 

 

 

3. Факторный анализ

 

Факторный анализ предполагает, прежде всего, установление связи между факторами и определение вида этой связи, т.е. представление ее в виде математической формулы.

В данной работе на основе факторов K и Ц можно определить объем выпуска продукции в денежном выражении. В связи с тем, что в работе не предусматривается ни выпуск полуфабрикатов для реализации ан сторону, ни услуги промышленного характера на сторону, объем товарной продукции (В) будет состоять только из готовой продукции в денежном выражении. Формула будет иметь вид:

В = K*Ц

Расчет объема товарной продукции необходимо представить в виде таблицы 3.1.

По строке «Итого» в графах «Ц0» и «Ц1» приводится средняя цена, которая определяется как средняя арифметическая взвешенная (в работе определить с точностью шесть знаков после запятой).

В таблице 3.1 приняты следующие обозначения:

ТР – темп роста;

ВР темп прироста

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 3.1– Расчет объема выручки от продажи и изменения

 

 

 

Вид продукции

база 

отчет 

Изменение выручки от продажи

Объем продажи в натуральном выражении (Ko), тыс. шт.

Цена продажи за 1 шт. (Ц0), руб.

Выручка от продажи (В0), тыс. руб.

Объем продажи в натуральном выражении (K1), тыс. шт.

Цена продажи за 1 шт. (Ц1), руб.

Выручка от продажи (В1), тыс. руб.

абсолютное, тыс. руб. 

ТР, % 

ТПР, % 

А 

100 

43 

4300 

100 

45 

4500 

+200 

104,7 

+4,7 

Б 

120 

52 

6240 

125 

56 

7000 

+760 

112,2 

+12,2 

В 

150 

76 

11400 

150 

75 

11250 

-150 

98,7 

-1,3 

ИТОГО 

370 

59,3

21940

375 

60,66

22750

+810 

<

103,7 

+3,7 

 

 

На основании данных таблицы 2.1 и 3.1 с помощью линейного графика необходимо изобразить динамику товарной продукции и факторов, ее определяющих (выпуска продукции в натуральном выражении и цен на продукцию).

Для этого в прямоугольной системе координат на оси абсцисс (горизонтальный) наносят периоды (базовый и отчетный), а на оси ординат (вертикальной) – проценты, причем показатели базы сравнения приняты за 100%, а показатели отчетного периода это темп роста, определенный в таблицах 2.1 и 3.1.

111413 0240 6 Сравнительный анализ

 

Структуру товарной продукции и ее изменения определяют по форме таблицы 3.2.

В этой же таблице делают перевод удельного веса в процентах в градусы, что необходимо для построения секторной диаграммы. Ее надо сочетать с круговой, чтобы показать изменении объема товарной продукции в отчетном периоде по сравнению с базовым.

 

Таблица 3.2 – Расчет структуры товарной продукции и ее изменения

Вид продукции

База 

Отчет 

 

 

Изменение структуры, % 

Выручка от продажи (В0), тыс. руб.

 

 

% 

 

 

градус 

Выручка от продажи (В1), тыс. руб.

 

 

% 

 

 

градус 

А 

4300

19,6

70,56

4500

19,8

71,28

+0,2

Б 

6240

28,4

102,24

7000

30,8

110,88

+2,4

В 

11400

52

187,2

11250

49,4

177,84

-2,6

ИТОГО 

21940

100

360

22750

100

360

 

Как видим, в структурном выражении наблюдается рост удельного веса продукции вида А и Б соответственно на +0,2 и +2,4%, а объем продажи продукции В уменьшился на – 2,6%.

Изобразим удельный вес продажи продукции в базовом и отчетном периодах.

 

 

 

 

 

 

111413 0240 7 Сравнительный анализ

Диаграмма структуры продажи продукции в базовом году

111413 0240 8 Сравнительный анализ

 

Диаграмма структуры продажи продукции в отчетном году

 

Количественное измерение влияния факторов на изменение результативного показателя проводится различными методами детерминированного факторного анализа.

Проведем факторный анализ модели В = K* Ц:

по изделиям А, Б и В с использованием метода цепных подстановок

для изделия А

Вбаза = Kбаза* Цбаза = 100*43=4300

Вусл = Kотч.* Цбаза = 100*43= 4300

Вотч = Kотч* Цотч =100*45= 4500

Как видим за счет изменения величины продажи продукции А произошло увеличение выручки от продажи на 4300 – 4300 = 0 тыс. руб.

Соответственно за счет изменения цены – увеличение выручки от продукции в отчетном периоде на 4500 – 4300 = 200 тыс. руб.

Итого + 200 тыс. руб.

для изделия Б

Вбаза = Kбаза* Цбаза = 120*52 = 6240

Вусл = Kотч.* Цбаза = 125*52 = 6500

Вотч = Kотч* Цотч = 125*56 = 7000

Как видим за счет изменения величины продажи продукции Б произошло увеличение выручки от продажи изделия Б на 6500 – 6240 = + 260 тыс. руб.

Соответственно за счет изменения цены – увеличение выручки от продажи в отчетном периоде на 7000– 6500 = +500 тыс. руб.

Итого 760 тыс. руб.

для изделия В

Вбаза = Kбаза* Цбаза = 150*76 = 11400

Вусл = Kотч.* Цбаза = 150*76= 11400

Вотч = Kотч* Цотч =150*75= 11250

Как видим за счет изменения величины продажи продукции не произошло изменение выручки от продажи (11400 – 11400 = 0 тыс. руб.).

Соответственно за счет изменения цены – снижение выручки от продажи продукции В в отчетном периоде на 11250 – 11400 = -150 тыс. руб.

Итого — 150 тыс. руб.

Также определим влияние факторов на общую величину товарной продукции.

Вбаза = Kбаза* Цбаза = 370*59,3 = 21940

Вусл = Kотч.* Цбаза = 375*59,3 = 22237,5

Вотч = Kотч* Цотч = 375*60,66 = 22750

Как видим за счет изменения величины общей продажи продукции произошел рост выручки от продукции на 22237,5 – 21940 = 297,5 тыс. руб.

Соответственно за счет изменения цены – рост выручки от продажи в отчетном периоде на 22750 – 22237,5 = 512,5 тыс. руб.

Итого 810 тыс. руб.

Далее необходимо произвести расчет методом абсолютных разниц

Для изделия А

DВбаза = (Kотч – Kбаза)* Цотч. = (100 – 100) 45 = 0

DВусл = Kбаза * (Цотч – Цбаза) = 100* (45 – 43) = 200

Итого 200 тыс. руб.

Для изделия Б

DВбаза = (Kотч – Kбаза)* Цотч. = (125– 120) 56 = 280

DВусл = Kбаза * (Цотч – Цбаза) = 120* (56 – 52) = 480

Итого 760 тыс. руб.

Для изделия В

DВбаза = (Kотч – Kбаза)* Цотч. = (150– 150) 75 = 0

DВусл = Kбаза * (Цотч – Цбаза) = 150* (75 – 76) = -150

Итого -150 тыс. руб.

Рассчитаем с помощью метода относительных разниц. Метод относительных разниц применяется для измерения влияния факторов на прирост результативного показателя только в мультипликативных и аддитивно-мультипликативных моделях.

Имеем модель вида

В = К*Ц

В данном случае изменение результативного показателя определяется следующим образом

111413 0240 9 Сравнительный анализ

Согласно этому правилу, для расчета влияния первого фактора необходимо базисную (плановую) величину результативного показателя умножить на относительный прирост первого фактора, выраженного в виде десятичной дроби. Чтобы рассчитать влияние второго фактора, нужно к плановой (базисной) величине результативного показателя прибавить изменение его за счет первого фактора и затем полученную сумму умножить на относительный прирост фактора.

Рассчитаем для модели А

111413 0240 10 Сравнительный анализ

Просуммируем факторы, оказавшие на формирование выручки в отчетном году:

увеличения объема продажи продукции А 0 тыс р.

изменения цены продажи 200 тыс. р.

Итого +200 тыс р.

Рассчитаем для модели Б

111413 0240 11 Сравнительный анализ

Просуммируем факторы, оказавшие на формирование выручки в отчетном году:

увеличения объема продажи продукции Б 260 тыс р.

изменения цены продажи продукции Б 500 тыс. р.

Итого +760 тыс р.

 

 

 

 

Рассчитаем для модели В

111413 0240 12 Сравнительный анализ

Просуммируем факторы, оказавшие на формирование выручки в отчетном году:

увеличения объема продажи продукции В 0 тыс р.

изменения цены продажи продукции В -150 тыс. р.

Итого -150 тыс р.

Как видим, полученные результаты совпадают с предыдущими расчетами, что подтверждает точность проводимых расчетов.

Интегральный метод позволяет устранить недостаток способа элиминирования, когда в расчетах исходят из того, что факторы изменяются независимо друг от друга. В то же время, на самом же деле возникает дополнительное изменение результативного показателя, так как факторы действуют взаимосвязано. Алгоритм расчета влияния факторов на результативный показатель интегральным методом для трехфакторной мультипликативной модели типа y = a b следующий:

ΔYa = ½ Δa (b0 + b1)

ΔYb = ½ Δb (a0 + a1)

Рассчитаем для продукции А

Влияние изменения объема продаж на выручку от продажи продукции А

ΔВК = ½ ΔК (Ц0 + Ц1) = ½ *0 (43 + 45) = 0

Влияние изменения цены продажи на выручку от продажи продукции А

ΔВЦ = ½ ΔЦ (К0 + К1) =1/2 * (+2)(100 +100) = 200

Итого общее влияние составляет + 200 тыс.р.

 

 

 

Рассчитаем для продукции Б

Влияние изменения объема продаж на выручку от продажи продукции Б

ΔВК = ½ ΔК (Ц0 + Ц1) = ½ *5(52 + 56) = 270

Влияние изменения цены продажи на выручку от продажи продукции Б

ΔВЦ = ½ ΔЦ (К0 + К1) =1/2 * (+4)(120 +125) = 490

Итого общее влияние составляет +760 тыс.р.

Рассчитаем для продукции В

Влияние изменения объема продаж на выручку от продажи продукции Б

ΔВК = ½ ΔК (Ц0 + Ц1) = ½ *0 (76+ 75) = 0

Влияние изменения цены продажи на выручку от продажи продукции Б

ΔВЦ = ½ ΔЦ (К0 + К1) =1/2 * (-1)(150 +150) = -150

Итого общее влияние составляет — 150 тыс.р.

Индексный метод основан на относительных показателях динамики, пространственных сравнений, выражающих отношение фактического уровня анализируемого показателя в отчетном периоде к его уровню в базисном периоде.

 

Вид 

Базисный период

Отчетный период

Произведение 

Индексы 

Кол-во, К0

Цена, Ц0

Кол-во, К1

Цена, Ц1

К0* Ц0

К1* Ц1

К1* Ц0

iq10

ip=Цp10

А

100

43

100

45

4300

4500

4300

1,0

1,047

Б

120

52

125

56

6240

7000

6500

1,042

1,077

В

150

76

150

75

11400

11250

11400

1,0

0,989

ИТОГО 

 

 

 

 

21940

22750

22200

 

 

Для продукции А

Влияние объема реализации

ΔК = К1Ц0 – К0Ц0 = 4300 – 4300 = 0

Влияние цены продажи

ΔЦ = К1Ц1– К1Ц0 = 4500 – 4300 = 200

Общее влияние двух факторов 200 тыс. р.

Для продукции Б

Влияние объема реализации

ΔК = К1Ц0 – К0Ц0 = 6500 – 6240 = 260

Влияние цены продажи

ΔЦ = К1Ц1– К1Ц0 = 7000 – 6500 = 500

Общее влияние двух факторов 760 тыс. р.

Для продукции В

Влияние объема реализации

ΔК = К1Ц0 – К0Ц0 = 11400 – 11400 = 0

Влияние цены продажи

ΔЦ = К1Ц1– К1Ц0 = 11250 – 11400 = — 150

Общее влияние двух факторов -150 тыс. р.

Теперь произведем анализ индексным методом в целом по всему выпуску (по всем трем изделиям) с помощью расчета индекса общего товарооборота

111413 0240 13 Сравнительный анализ

Рассчитаем влияние изменения цены и объема продажи продукции на объем выручки от продажи:

111413 0240 14 Сравнительный анализ тыс.руб.

за счет изменения выпуска продукции:

111413 0240 15 Сравнительный анализтыс. руб.

за счет изменения цен на продукцию:

111413 0240 16 Сравнительный анализтыс. руб.

 

Полученный результат сравним с результатом, полученный путем суммирования по отдельным видам изделий, произведенным выше. Как видим, результаты аналогичны.

Общий объем товарной продукции складывается из объемов товарной продукции отдельных видов изделий. Это можно представить в виде следующей шестифакторной смешанной модели:

Вобщ. = KaЦа + KбЦб + KвЦв

Вобщ.баз = Ka баз Ца баз + Kб баз Цб баз + Kв баз Цв баз = 100*43+120*52+150*76 = 21940

Вобщ.усл.1 = Ka отч. Ца баз + Kб баз Цб баз + Kв баз Цв баз =100*43+120*52+150*76 = 21940

Вобщ.усл.2 = Ka отч. Ца отч + Kб баз Цб баз + Kвбаз Цв баз= 100*45+120*52+150*76 = 22140

Вобщ.усл.3 = Ka отч. Ца отч + Kб отч Цб баз + Kв баз Цв баз= 100*45+125*52+150*76 = 22400

Вобщ.усл.4 = Ka отч. Ца отч + Kб отч Цб отч + Kвбаз Цвбаз= 100*45+125*56+150*76 = 22900

Вобщ.усл.5 = Ka отч. Ца отч + Kб отч Цб отч + Kв отч Цвбаз= 100*45+125*56+150*76 = 22900

Вобщ.отч = Ka отч. Ца отч + Kб отч Цб отч + Kв отч Цв отч= 100*45+125*56+150*75 = 22750

Таким образом, на формирование общего объема товарной продукции оказали влияние следующие факторы:

– изменение объема продажи продукции А 21940 – 21940 = 0 тыс. руб.

– изменение цены 1 шт. продукции А 22140 – 21940 = 200 тыс. руб.

– изменение объема продажи продукции Б 22400 – 22140 = 260 тыс. руб.

– изменение цены 1 шт. продукции Б 22900 – 22400 = 500 тыс. руб.

– изменение объема продажи продукции В 22900 – 22900 = 0 тыс. руб.

– изменение цены 1 т. продукции В 22750– 22900 = -150 тыс. руб.

Общее влияние всех факторов составляет 810 тыс. руб.

Составим вспомогательную таблицу.

 

 

 

 

 

 

 

Результаты факторного анализа

Показатель

Цепной метод

Абсолютных разниц

Относительных разниц

Индексный

Интеграла 

Для продукции А

         

Изменение объема продаж

0

0

0

0

0

Изменение цены

200

200

200

200

200

Общее влияние факторов

200 

200 

200

200

200

Для продукции Б

         

Изменение объема продаж

260

280

260

260

270

Изменение цены

500

480

500

500

490

Общее влияние факторов

760 

760 

760

760

760

Для продукции В

         

Изменение объема продаж

0

0

0

0

0

Изменение цены

-150

-150

-150

-150

-150

Общее влияние факторов

-150 

-150 

-150

-150

-150

 

 

Таким образом, на изменение объем продажи влияет как изменение цены продаж единицы продукции, так и объемов продаж. Общее влияние факторов на объем реализации продукции А составило 200 тыс. руб., на продукцию Б составило 760 тыс. руб., на продукцию В составило -150 тыс. руб.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Баканов М.И. Теория экономического анализа.–М.: Финансы и статистика, 2003. – 416 с.
  2. Завьялова З.М. Теория экономического анализа: курс лекций. –М. : Финансы и статистика, 2002.– 192 с.
  3. Любушин Н.П. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия. –М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.– 471 с.
  4. Осмоловский В.В. Теория анализа хозяйственной деятельности. –Мн.: Новое знание, 2004. – 384 с.
  5. Савицкая Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятий.–М.: Учеб.-ИП «Экоперспектива», 2005. – 640 с.

 

 


 

<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 1.04MB/0.00185 sec

WordPress: 22.26MB | MySQL:120 | 2,326sec