Сущность, классификация видов и методы анализа финансово-хозяйственной деятельности » Буквы.Ру Научно-популярный портал<script async custom-element="amp-auto-ads" src="https://cdn.ampproject.org/v0/amp-auto-ads-0.1.js"> </script>

Сущность, классификация видов и методы анализа финансово-хозяйственной деятельности

<

091313 0421 13 Сущность, классификация видов и методы анализа финансово хозяйственной деятельностиАнализ является одной из основных функций управления и состоит из разъединения целостной совокупности на отдельные части, изучая которые получают представление о развитии всей совокупности под влиянием как внутренних, так и внешних факторов.

Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия (фирмы) позволяет исследовать взаимодействие элементов производительных сил (орудий труда, предметов труда и рабочей силы) по стадиям производства и реализации продуктов труда, понять и объективно оценить эффективность работы персонала предприятия при имеющемся производственном потенциале. В процессе анализа выявляются резервы, причинно-следственные связи и факторы, которые можно использовать для роста эффективности деятельности фирмы.

Аналитики разрабатывают методики по реализации выявленных резервов и факторов, практическому использованию результатов анализа в текущей и перспективной управленческой деятельности фирмы. Обобщенно задачи анализа можно сформулировать как процессы наблюдения, изучения, оценки состояния, нахождения и мобилизации резервов и факторов развития производства, реализации и потребления продукции (работ/услуг). Составляющими обобщенной задачи анализа хозяйственной деятельности фирмы являются задачи по определению резервов и факторов экономии ресурсов и повышения качества на всех стадиях производственного процесса, роста производительности труда на экстенсивной и интенсивной основе, достижения лучших финансовых результатов1.

Классификация видов анализа хозяйственной деятельности фирмы исходит из основных функций управления, к которым относятся: 1) информационное обеспечение управления (сбор, обработка, упорядочение информации); 2) анализ предшествующего (ретроспективного) и настоящего состояния экономики фирмы;

3) прогнозирование состояния экономики фирмы при различных вариантах развития (наихудших и наилучших условиях); 4) учет и контроль параметров производства (оперативный, финансовый и статистический); 5) стимулирование достижения результативности деятельности фирмы (финансовых результатов); 6) анализ результативности деятельности фирмы и подготовка информации к очередному производственному циклу. Анализ как функция управления осуществляется ежедневно, но может регулярно проводиться в краткосрочные (неделя, декада, месяц) и долго-срочные периоды (квартал, год, несколько лет). Кроме того, анализ может осуществляться специализированными аналитическими службами, собственниками предприятия, органами управления, поставщиками, покупателями, аудиторскими фирмами, кредитными и финансовыми органами, т. е. различными субъектами хозяйствования. По содержанию и полноте охвата изучаемых вопросов различают комплексный, системный и локальный анализ. Виды анализа приведены в табл. 1. Методы анализа хозяйственной деятельности — это совокупность приемов, применяемых для обработки информации о работе предприятия. Эти приемы составляют основу методик анализа, в которых описывается подробное содержание показателей и этапов проведения анализа.

 

Таблица 1 Виды анализа хозяйственной деятельности

Классификационный признак

<

Виды анализа

Отраслевой признак

Анализ сферы народного хозяйства (промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт)

Анализ комплексных отраслей (металлургия, машиностроение, легкая промышленность)

Анализ чистых отраслей

Межотраслевой (теория анализа хозяйственной деятельности, теория анализа экономики)

Временной признак

Предварительный (долгосрочный, среднесрочный, краткосрочный, перспективный)

Последующий (ретроспективный) — анализ результатов, оперативный (ситуационный), итоговый (заключительный)

Пространственный признак

Внутрихозяйственный

Межхозяйственный

По функциям и методам управления

Технико-экономический (аудиторский) Финансово-экономический (внутренний и внешний) Социально-экономический Экономико-статистический Экономико-математический (управленческий) Маркетинговый (внутренний и внешний)

По методике изучения объектов анализа

Сравнительный

Диагностический (экспресс-анализ)

Факторный

Маржинальный (анализ причинно-следственных связей)

Экономико-математический

Детерминированный

Стохастический (дисперсионный, корреляционный, компонентный и др.)

Функционально-стоимостной (метод выявления резервов)

По субъектам (пользователям)

Внутренний (анализ рабочего места, участка, производства, цеха)

Внешний (анализ на основе финансовой и статистической отчетности для инвесторов, банков и т. д.)

По охвату изучаемых объектов

Сплошной

Выборочный

По созданию программы

Комплексный

Тематический

Различают общие, типовые и частные методы и методики проведения анализа. Общая методика представляет собой такую совокупность этапов и приемов аналитической работы, которая присуща любым процессам, происходящим на предприятии. Типовая методика — это общая методика, применимая для разных отраслей и областей знаний. Частная методика конкретизирует общую методику для конкретного предприятия определенной отрасли в отношении конкретных вопросов, поставленных для выполнения соответствующих задач.

Традиционными общими способами (приемами) обработки, изучения и обобщения информации при анализе являются сравнение, сводка и группировка, балансовый метод, графический анализ, табличный метод, методы определения относительных и средних величин, моделирование и оптимизация.

Все вышеперечисленные методы, используемые в анализе хозяйственной деятельности предприятия, должны использовать показатели, имеющие количественную определенность, которая выражается в абсолютных и относительных величинах. Абсолютные величины показателей характеризуют явления в единицах меры, веса, объема, площади, стоимости и т. д. Относительные величины показателей характеризуют соотношение изучаемого явления с базовым, сравниваемым. Отношение выражается в форме коэффициентов, удельных весов, процентов.
В анализе используются разные виды относительных величин (изменение планового показателя в динамике по отношению к базовому, цепным методом, изменение структуры, изменение эффективности). Особое место среди относительных показателей в анализе занимают средние величины. Они используются для характеристики совокупности однородных явлений по какому-либо признаку. В каждом конкретном случае могут рассчитываться разные типы средних величин: средняя арифметическая, средняя арифметическая взвешенная, средняя гармоническая, средняя геометрическая, средние хронологические и др.

На практике достаточно часто необходимо максимизировать, минимизировать или рационализировать те или иные факторы развития. Тогда применяются экономико-математические методы, к которым относятся методы линейного программирования, динамического программирования, математическая теория игр, матричные методы анализа, теория нечетных множеств, математическая теория массового обслуживания и др.

<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 0.91MB/0.00107 sec

WordPress: 22.96MB | MySQL:120 | 1,488sec