Теоретические аспекты системы управления затратами организации в современных условиях

<

 

091313 1246 1 Теоретические аспекты системы управления затратами организации  в современных условиях

1.1 Понятие, сущность и классификация затрат. Задачи и информационная база анализа затрат организации

    

Особенности управления производством в современных условиях хозяйствования заключаются в том, что каждой организации необходимо постоянно соизмерять доходы с затратами, просчитывать свои возможности и прежде чем принимать какое-либо решение, касающееся своего производства, руководитель должен знать – принесут ли эти изменения дополнительный доход [8].

Затраты – это выраженные в денежной форме расходы организаций на производство, обращение, сбыт товаров.

Затраты — размер ресурсов (для упрощения измеренный в денежной форме), использованных в процессе хозяйственной деятельности за определённый временной этап.

Эффективность системы управления затратами во многом зависит от организации их анализа, которая в свою очередь определяется следующими факторами:

– формой и методами учета затрат, применяемыми на предприятии;

– степенью автоматизации учетно-аналитического процесса на предприятии;

– состоянием планирования и нормирования уровня операционных затрат;

– наличием соответствующих видов ежедневной, еженедельной и ежемесячной внутренней отчетности об операционных затратах, позволяющих оперативно выявлять отклонения, их причины и своевременно принимать корректирующие меры по их устранению;

– наличием специалистов, умеющих грамотно анализировать и управлять процессом формирования затрат [8].

Объектами анализа затрат являются следующие показатели:

– абсолютная сумма операционных затрат в целом и по элементам;

– издержкоемкость продукции;

– себестоимость и затратоемкость отдельных изделий;

– отдельные статьи затрат;

– затрат по центрам ответственности [4].

В процессе анализа решаются следующие задачи:

  • анализ динамики и состава обычных и прочих расходов предприятия;
  • изучение изменений каждого показателя за отчетный период по сравнению с базисным годом;
  • анализ формирования затрат организации;

    – оценка влияния затрат организации на показатели прибыли и результативности деятельности организации [4].

    Важной информацией для анализа затрат являются отчетный данные; данные бухгалтерского учета (синтетические и аналитические счета, отражающие затраты материальных, трудовых и денежных средств, соответствующие ведомости, журнал-ордера и в необходимых случаях первичные документы); плановые (сметные, нормативные) данные о затратах на производство и сбыт продукции и отдельных изделий (работ, услуг) [9].

    Основными документами на основе которых производится отражение в учете затрат на произволдство и обращение продукции, являются договор на приобретение продукции, материалов, услуг; счета-фактуры, авансовые отчеты и другие документы, оформленные с соблюдением предусмотренных требований, подтверждающие факт совершения хозяйственной операции.

    Основными источниками информации анализа доходов и расходов организации являются данные бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности. Из форм бухгалтерской отчетности используют:

  • форма № 2 «Отчет о прибылях и убытках», составляется за год и по внутригодовым периодам. Он является главным источником информации о формировании и использовании доходов и расходов, а также прибыли и финансовых результатах деятельности. В нем показаны статьи, формирующие финансовый результат от всех видов деятельности. Приводятся: выручка (нетто) от продажи товаров без НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей, исключаемых из выручки (стр. 010), покупная стоимость (себестоимость) товаров (стр. 020), издержки обращения (стр. 030 «Коммерческие расходы»). В разделе II данного отчета отражают прочие доходы и расходы, а также сумму налога на прибыль и иных аналогичных обязательных платежей. В данном отчете также приводится валовой доход, отражаемый по строке 029 «Валовая прибыль»; прибыль (убыток) от продаж (стр. 050); прибыль до налогообложения (стр. 140); прибыль от обычной деятельности (стр. 160) и чистая прибыль (нераспределённая прибыль (убыток) отчетного периода по стр. 190);
  • форма № 5 «Приложение к годовому бухгалтерскому балансу», которое содержит информацию о расходах по обычным видам деятельности, приводятся произведенные организацией расходы по элементам затрат, отражаются отчисления во внебюджетные фонды по каждому из направлений [9];
  • статистическая форма № 5-з «Отчет о затратах на производство и реализацию продукции».

    Главная цель анализа затрат – прогноз будущей доходности деятельности организации на основе отчета о прибылях и убытках и других форм отчетности. Для этого необходимо рассмотреть каждую расходную статью с целью показать определяющую роль каждого показателя. С этой целью необходимо оценить динамику и состав расходов по каждому отдельному виду деятельности.

    Одни затраты непосредственно связаны с производством товаров (затраты сырья, материалов, оплата труда рабочих и др.), другие – с управлением и обслуживанием производства (расходы на содержание аппарата управления, на обеспечение производственного процесса необходимыми ресурсами, на содержание основных средств в рабочем состоянии т.д.), а третьи, не имея непосредственного отношения к производству, все-таки по действующему законодательству включают в издержки производства (отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, социальные нужды населения и др.) Кроме того, часть затрат прямо включается в себестоимости конкретных видов готовых изделий, а другая часть, в связи с производством нескольких видов продукции, – косвенно. Поэтому для эффективного управления необходимо применять экономически обоснованную классификацию затрат по определенным признакам [11].

    Целью такой классификации затрат является оказание помощи менеджменту предприятия в принятии правильных, обоснованных решений, так как менеджер, принимая решения, должен знать, какие затраты и выгоды они за собой повлекут. Поэтому суть процесса классификации затрат – это выделить ту часть затрат, на которые может повлиять руководитель [11].

    Обобщенно классификация затрат организации для целей управления ими может быть представлена в следующем виде (таблица 1.1).

     

    Таблица 1.1 – Классификация затрат для целей управления

    Классификационный признак с учетом функций управления

    Вид затрат

    Процесс принятия управленческих решений

    Явные и альтернативные; релевалетные и

    Процесс прогнозирования

    Краткосрочные и долгосрочные

    Процесс планирования

    Планируемые и непланируемые

    Процесс нормирования

    Стандарты, нормы, нормативы и отклонение от них

    Процесс координации

    По местам и сферам возникновения; функциям деятельности и центрам ответственности

    Процесс учета

    Одноэлементные и комплексные; по статьям калькуляции и экономическим элементам; постоянные и переменные; основные и накладные; прямые и косвенные; текущие и единовременные

    Процесс контроля

    Контролируемые и неконтролируемые

    Процесс регулирования

    Регулируемые и нерегулируемые

    Процесс стимулирования

    Обязательные и поощрительные

    Процесс анализа

    Фактические; прогнозные, плановые; сметные; стандартные; общие и структурные; полные и частичные

     

    С точки зрения тактики и стратегии развития организации значимым является разделение затрат на явные и альтернативные, релевантные и нерелевантные, эффективные и неэффективные.

    Элементы затрат: материальные затраты (сырье и материалы, покупные комплектующие изделия и полуфабрикаты, топливо, электроэнергия, теплоэнергия и т.д.), затраты на оплату труда, отчислений, на социальные нужды, амортизация основных средств, прочие затраты (износ нематериальных активов, арендная плата, обязательные страховые платежи, проценты по кредитам банка, налоги, включаемые в себестоимость продукции, отчисления во внебюджетные фонды и др.) [9].    

    Группировка затрат по элементам необходима для того, чтобы изучить материалоемкость, энергоемкость, трудоемкость и установить влияние технического прогресса на структуру затрат. Если доля заработной платы уменьшается, а доля амортизации увеличивается, то это свидетельствует о повышении технического уровня предприятия, о росте производительности труда. Удельный вес зарплаты сокращается и в том случае, если увеличивается доля покупных комплектующих изделий, полуфабрикатов, что говорит о повышении уровня кооперации и специализации [9].

    Группировка затрат по назначению, т.е. по статьям калькуляции, указывает, куда, на какие цели и в каких размерах израсходованы ресурсы. Она необходима для исчисления себестоимости отдельных видов изделий в многономенклатурном производстве, установления центров сосредоточения затрат и поиска резервов их сокращения [9].

    Основные статьи калькуляции: сырье и материалы, возвратные отходы (вычитаются), покупные изделия и полуфабрикаты, топливо и энергия на технологические цели, основная и дополнительная зарплата производственных рабочих, отчисления на социальное и медицинское страхование производственных рабочих, расходы на содержание и эксплуатацию машин и оборудования, общепроизводственные расходы, общехозяйственные расходы, потери от брака, прочие производственные расходы, коммерческие расходы.

    Различают также затраты прямые и косвенные. Прямые затраты связаны с производством определенных видов продукции (сырье, материалы, зарплата производственных рабочих и пр.). Они прямо относятся на тот или другой объект калькуляции. Косвенные расходы связаны с производством нескольких видов продукции и распределяются по объектам калькуляции пропорционально соответствующей базе (основной и дополнительной зарплате рабочих или всем прямым расходам, производственной площади и т.д.). Примером косвенных расходов являются общепроизводственные и общехозяйственные расходы, затраты на содержание основных средств и др. [23].

    Издержки классифицируют также на явные и неявные (имплицитные) К явным относятся издержки, принимающие форму прямых платежей поставщикам факторов производства и промежуточных изделий. В число явных издержек входит зарплата рабочих, менеджеров, служащих, комиссионные выплаты торговым фирмам, выплаты банкам и другим поставщикам финансовых и материальных услуг, оплата транспортных расходов и многое другое [23].

    Неявные (имплицитные) издержки — это альтернативные издержки использования ресурсов, принадлежащих владельцам фирмы или находящихся в собственности фирмы как юридического лица. Такие издержки не предусмотрены контрактами, обязательными для явных платежей, и не отражаются в бухгалтерской отчетности, но от этого они не становятся менее реальными. Например, фирма использует помещение, принадлежащее ее владельцу, и ничего за это не платит. Следовательно, имплицитные издержки будут равны возможности получения денежных платежей за сдачу этого здания кому-либо в аренду [23].

    Приведенные классификации затрат позволяют каждой организации выбрать систему классификации затрат исходя из специфики производства, перечня и мест возникновения затрат, сформированной системы учета и контроля.

     

    1.2 Взаимосвязь затрат, объема продаж и прибыли организации

     

    Необходимым условием получения прибыли является определенная степень развития производства, обеспечивающая превышение выручки от реализации продукции над затратами (издержками) по ее производству и сбыту. Главная факторная цепочка, формирующая прибыль, может быть представлена схемой:

    Затраты —> объем производства —> прибыль

    Связь прибыли с объёмом продаж и затратами такова, что прибыль от реализации зависит не только от количества проданного, но и от той доли постоянных расходов, которая будет отнесена на единицу реализуемой продукции.

    Взаимосвязь между прибылью, расходами и объемом произведенной и реализованной продукции представлена на рис. 1.1.

    7 4 7 1 Теоретические аспекты системы управления затратами организации  в современных условиях

    Рисунок 1.1 – График точки безубыточности

     

    Этот график позволяет ответить на вопрос: при каком объеме продаж организация получит прибыль. Он также определяет точку, в которой затраты на производство и реализацию продукции будут равны выручке. Эта точка называется точкой безубыточности. В этой точке рентабельность продаж равна 0.

    Этот график также показывает, что на прибыль прямое влияние оказывают объем продаж и затраты в той части, которая относится к постоянным .

    <

    Обычно деятельность предприятия считается устойчивой, если в расчетах по проекту в целом уровень безубыточности не превышает 0,6 – 0,7 после освоения проектных мощностей. Близость уровня безубыточности к 1 (100%), как правило, свидетельствует о недостаточной устойчивости проекта к колебаниям спроса на продукцию на данном шаге. Даже удовлетворительные значения уровня безубыточности на каждом шаге не гарантируют эффективность работы предприятия (положительность ЧТС). В то же время, высокие значения уровня безубыточности на отдельных шагах не могут рассматриваться как признак неэффективности деятельности предприятия (например, на этапе освоения вводимых мощностей или в период капитального ремонта дорогостоящего высокопроизводительного оборудования они могут превышать 100%).

    Если предположения о пропорциональности Sm или/и CVm на шаге m объему продаж (производства) на том же шаге не выполняются, вместо использования формул (1.20), (1.210) следует определять уровень безубыточности вариантными расчетами (подбором) чистой прибыли при разных объемах производства.

    Наряду с расчетами уровней безубыточности, для оценки устойчивости проекта можно оценивать границы безубыточности для других параметров проекта – предельных уровней цен на продукцию и основные виды сырья, предельной доли продаж без предоплаты и др. Для подобных расчетов необходимо учитывать влияние изменений соответствующего параметра на разные составляющие денежных поступлений и расходов.

     

    1.3 Система управления поведением затрат, объема продаж и прибыли организации

     

    Руководителю любой организации на практике приходится принимать множество разнообразных управленческих решений. Каждое принимаемое решение, касающееся цены, затрат организации объема и структуры реализации продукции, в конечном итоге сказывается на финансовом результате организации. Простым и весьма точным способом определения взаимосвязи и взаимозависимости между этими категориями является установление точки безубыточности — определение момента, начиная с которого доходы организации полностью покрывают ее расходы [18].

    Одним из мощных инструментов в определении точки безубыточности является методика анализа безубыточности производства. Его еще называют анализом соотношения «затраты — объем — прибыль» (Cost – Volume – Profit, CVP-анализ) [18].

    Этот вид анализа является одним из наиболее эффективных средств планирования и прогнозирования деятельности организации. Он помогает выявить оптимальные пропорции между переменными и постоянными затратами, ценой и объемом продаж, минимизировать предпринимательский риск. Бухгалтеры, аудиторы, эксперты и консультанты, используя данный метод, могут более глубоко оценить финансовые результаты и точнее обосновать рекомендации для улучшения работы организации [18].

    Ключевыми элементами анализа безубыточности производства являются маржинальный доход, порог рентабеджльности (точка безубыточности), производственный леверидж и маржинальный запас прочности.

    При планировании производственной деятельности часто используют анализ «затраты — объем — прибыль». Так, если определен объем производства, то в соответствии с портфелем заказов благодаря этому анализу можно рассчитать величину затрат и продажную цену, чтобы организация могла получить определенную величину прибыли, как балансовой, так и чистой. При помощи данных анализа легко просчитать различные варианты производственной программы, когда изменяются, например, затраты на рекламу, цены на продукцию или поставляемые материалы, структура производства. Иначе говоря, анализ «затраты — объем — прибыль» позволяет получить ответ на вопрос, что мы будем иметь, если изменится один или несколько параметров производственного процесса [16].

    Анализ «затраты — объем — прибыль» — это анализ поведения затрат, в основе которого лежит взаимосвязь затрат, объема производства, объема продаж (дохода), и прибыли. Это инструмент управленческого планирования и контроля. Указанные взаимосвязи формируют основную модель финансовой деятельности, что позе менеджеру использовать результаты анализа по данной модели краткосрочного планирования и оценки альтернативных решений [19].

    Анализ соотношения «затраты — объем — прибыль» — один самых мощных инструментов, имеющихся в распоряжении менеджеров. Он помогает им понять взаимоотношения между ценой изделия, объемом или уровнем производства, прямыми затратами ни единицу товара, общей суммой постоянных затрат, смешанными затратами и прибылью. Он является ключевым фактором в процесс принятия многих управленческих решений. Эти решения касаются вопросов определения ассортимента выпускаемых изделий, объема производства, типа маркетинговой стратегии и т.д. Благодаря такому широкому спектру применения анализ «затраты — объем — прибыль», несомненно, является лучшим средством управления, чтобы добиться максимально возможной в данных условиях прибыли организации.

    Для проведения анализа безубыточности производства необходимым условием является деление затрат организации на постоянные и переменные. Для расчета объема выручки, покрывающего постоянные и переменные затраты, производственные организации в своей практической деятельности используют такие показатели как маржинальный доход, его средняя величина и норма [17].

    Под средней величиной маржинального дохода понимают разницу между ценой продукции и средними переменными затрата Средняя величина маржинального дохода отражает вклад единицы изделия в покрытие постоянных затрат и получение прибыли [17].

    Нормой маржинального дохода называется доля величины маржинального дохода в объеме продаж или (для отдельного изделия) доля средней величины маржинального дохода в цене товара.

    Использование этих показателей способствует быстрому решению некоторых задач, например определению размера прибыли различных объемах выпуска.

    Анализ «затраты – объем – прибыль» часто называют анализом величины в критической точке, под которой понимается та точка объема продаж, в которой он равен затратам[17].

    Цель анализа величины в критической точке состоит в нахождении уровня деятельности (объема производства), когда объем продаж становится равным сумме всех переменных и постоянных трат, причем прибыль организации равна нулю, т.е. это тот продаж, при котором организация не имеет ни прибыли, ни убыток. Таким образом, критической является точка, с которой организация начинает зарабатывать прибыль [17].

    Анализ соотношения «затраты — объем — прибыль» на практике иногда называют анализом точки безубыточности. Это точка или порог рентабельности.

    Для вычисления точки безубыточности (порога рентабельности) используются три метода: графический, уравнений и маржинального дохода.

    При графическом методе нахождение точки безубыточности (порога рентабельности) сводится к построению комплексного графика «затраты — объем — прибыль». Изображенная точка безубыточности (порога рентабельности) — это точка пересечения графиков валового продаж и совокупных затрат. В точке безубыточности объем продаж равен совокупным затратам, при этом прибыль равна нулю, производства (продаж) в точке безубыточности называется пороговым объемом производства (продаж). Если организация продает продукции меньше порогового объема продаж, то она терпит убытки, если больше — получает прибыль [17].

    Для определения точки безубыточности (порога рентабельности) в международной практике также используют метод, основанный на исчислении прибыли организации по формуле:

    П = ОП – Зперем – Зпост, (1.1)

    где ОП – объем продаж;

    Зперем – п еременные затраты;

    Зпос – Постоянные затраты.

    Детализируя порядок расчета показателей формулы, ее можно представить в следующем виде:

    П = Цед. ·N – Зперем ед ·N – Зпост, (1.2)

    где Цед. – цена за единицу

    N – количество единиц товара;

    Зперем ед – Переменные затраты на единицу продукции;

    Для того, чтобы найти точку безубыточности (порог рентабельности), необходимо ответить на вопрос: до какого уровня должна упасть выручка организации, чтобы прибыль стала нулевой? Нельзя просто сложить переменные и постоянные затраты, так как при снижении выручки переменные затраты также снизятся [17].

    Запас финансовой прочности показывает, на сколько можно снизить объемы продаж товара, прежде чем будет достигнута безубыточности. Если рентабельность отрицательная, то и показатель запаса финансовой прочности не рассматривается (запаса нет).

    Маржинальный запас прочности — это величина, показывающая
    превышение фактического объема продаж над пороговым, обеспечивающим безубыточность продаж, т.е. отношение разности между текущим объемом продаж и объемом продаж в точке безубыточности к текущему объему продаж, выраженное в процентах:    

    МЗП = [(ФОП – ПОП) : ФОП] · 100%, (1.3)

    где ФОП – фактический объем продаж;

    ПОП – пороговый объем продаж;

    МЗП – маржинальный запас прочности [18].

    Запас финансовой прочности организации показывает, в каких пределах можно уменьшать выпуск продукции за год, оставаясь при этом безубыточным. Чем выше маржинальный запас прочности, тем это лучше. Для организации.

    Для определения цены продукции при безубыточной реализации можно воспользоваться следующей формулой:

    Цбезуб. = ПОП : ОПН, (1.4)

    где Цбезуб. – цена безубыточности;

    ОПН – объем продаж в натуральном выражении [18].

    Зная формулу цены безубыточности, всегда можно установить необходимую цену продажи единицы товара для получения определенной величины прибыли при установленном объеме продаж.

    Производственный леверидж — это механизм управления прибылью организации, основанный на оптимизации соотношения постоянных и переменных затрат. С его помощью можно прогнозировать изменение прибыли организации в зависимости от изменения объема продаж, а также определить точку безубыточной деятельности [16].

    Необходимым условием применения механизма производственного левериджа является использование маржинального метода, основанного на подразделении затрат организации на постоянные и переменные. Например, чем ниже удельный вес постоянных затрат в общей сумме затрат организации, тем в большей степени изменяется величина прибыли по отношению к темпам изменения объема продаж организации. Операционный рычаг — это количественная оценка изменения прибыли в зависимости от изменения объема продаж [16].

    Производственный леверидж определяется с помощью следующей формулы:

    Эпл =МД : П, (1.5)

    либо:

    Эпл = (Зпост + П) : П = 1 + (Зпост : П), (1.6)

    где Эпл – эффект производственного левериджа;

    МД – маржинальный доход [18].

    Найденное с помощью формулы (1.5) значение эффекта производственного левериджа в дальнейшем для прогнозирования изменения прибыли в зависимости от изменения выручки организации. Для этого используется следующая формула:

    Эпл =ΔS : ΔП, (1.7)

    где ΔS – изменение объема продаж, %;

    ΔП – изменение прибыли, % [18].

    Производственный леверидж является показателем, оказывающим помощь менеджерам в выборе оптимальной стратегии организации в управлении затратами и прибылью. Величина производственного левериджа может изменяться под влиянием:

  • цены и объема продаж;
  • переменных и постоянных затрат;
  • комбинации любых перечисленных факторов [18].

    В основе изменения эффекта производственного левериджа лежит изменение удельного веса постоянных затрат в общей сумме затрат организации. При этом необходимо иметь в виду, что чувствительность прибыли к изменению объема продаж может быть неоднозначной в организациях, имеющих различное соотношение постоянных и переменных затрат. Так, например, чем ниже удельный вес постоянных затрат в общей сумме затрат организации, тем в большей степени изменяется величина прибыли по отношению к темпам изменения объема продаж организации [17].

    Следует отметить, что в конкретных ситуациях проявление механизма производственного левериджа имеет ряд особенностей, которые необходимо учитывать в процессе его использования. Так, положительное воздействие производственного левериджа начинает проявляться лишь после того, как организация преодолела точку безубыточной своей деятельности. Для того чтобы положительный эффект производственного левериджа начал проявляться, организация в начале должна получить достаточной размер маржинального дохода, чтобы покрыть свои постоянные затраты. Это связано с тем, что организация обязана возмещать свои постоянные затраты независимо от конкретного объема продаж, поэтому чем выше сумма постоянных затрат, тем позже при прочих равных условиях она достигнет точки безубыточности своей деятельности. По мере дальнейшего увеличения объема продаж и удаления от точки безубыточности эффект производственного левериджа начинает снижаться. Каждый последующий процент прироста объема продаж будет приводить к приросту суммы прибыли [17].

    Механизм производственного левериджа имеет и обратную направленность — при любом снижении объема продаж в еще большей степени будет уменьшаться размер прибыли организации. Между производственным левериджем и прибылью организации существует обратная зависимость. Так, например, чем выше прибыль организации, тем ниже эффект производственного левериджа, и наоборот. Это позволяет сделать вывод о том, что производственный леверидж является инструментом, уравнивающим соотношение уровня Доходности и уровня риска в процессе осуществления производственной деятельности [18].

    Эффект производственного левериджа проявляется только в коротком периоде. Это определяется тем, что постоянные затраты организации остаются неизменными лишь на протяжении короткого отрезка времени. Как только в процессе увеличения объема продаж происходит очередной скачок суммы постоянных затрат, организации необходимо преодолевать новую точку безубыточности или приспосабливать к ней свою производственную деятельность [18].

    Понимание механизма проявления производственного левериджа позволяет целенаправленно управлять соотношением постоянных, и переменных затрат в целях повышения эффективности производственно-хозяйственной деятельности при различных тенденциях конъюнктуры товарного рынка и стадий жизненного цикла организации. При неблагоприятной конъюнктуре товарного рынка, определяющей возможное снижение объема продаж, а также на ранних стадиях жизненного цикла организации, когда еще не преодолена точка безубыточности, необходимо принимать меры к снижению постоянных затрат организации. И наоборот, при благоприятной конъюнктуре товарного рынка и наличии определенного запаса прочности требования к осуществлению режима экономии постоянных затрат могут быть существенно ослаблены. В такие периоды организация может значительно расширять объем реальных инвестиций, проводя реконструкцию и модернизацию основных производственных средств [7].

    Далее необходимо провести анализ затрат путем оценки величины затрат на рубль продукции, который характеризует затратоемкость продукции. Данный показатель выгоден тем, что, во-первых, очень универсальный: может рассчитываться в любой отрасли производства и, во-вторых, наглядно показывает прямую связь между себестоимостью продукции (работ, услуг) и прибылью. Исчисляется его величина отношением общей сумму затрат на производство и продажу продукции к стоимости произведенной продукции (работ, услуг) в действующих ценах:

    Зрубль = Зобщ : ФОП, (1.8)

    где Зрубль – величина затрат на рубль продукции (работ, услуг);

    Зобщь – общая величина затрат на производство и продажу продукции (работ, услуг) [18].

    В процессе анализа следует изучить динамику, выполнение плана и провести межхозяйственные сравнения по этому показателю.

    Следующий этап анализа – определение влияние факторов на изменение уровня данного показателя.

    Затратоемкость продукции непосредственного зависит от изменения общей сумму затрат на производство и реализацию продукции и от изменения стоимости произведенной продукции.

    На общую сумму затрат оказывают влияние объема производства продукции, ее структура, изменение уровня удельных переменных и сумму постоянных затрат, которые в свою очередь могут увеличиться или уменьшится за счет уровня ресурсоемоксти продукции и цент на потребленные ресурсы.

    Стоимость произведенной продукции зависит от объема выпуска, его структуры и цен на продукцию.

    Сущность влияния изменения структуры и ассортимента продукции состоит в том, что рентабельность изделий, вырабатываемых предприятием, не одинакова. Следовательно, выпуск продукции с относительно высокой рентабельностью в большем размере, чем это имело место в прошлом году, вызовет снижение затрат на 1 руб. объема продукции, и наоборот, увеличение выпуска менее рентабельной продукции приведет к увеличению уровня затрат [3].

    Для измерения величины влияния этого фактора необходимо определить разницу между затратами на 1 руб. фактически выпущенного объема продукции в отчетном году по себестоимости и в ценах предыдущего года и затратами на 1 руб. продукции предыдущего года [3].

    Снижение себестоимости отдельных изделий является основным фактором снижения затрат на 1 руб. продукции (работ, услуг). Однако этот ресурсосберегающий фактор на многих российских предприятиях еще не занял преобладающего места в обеспечении роста прибыли и повышения рентабельности производства. Величина влияния этого фактора на изменение уровня затрат на 1 руб. продукции исчисляется путем сопоставления фактических затрат на 1 руб. продукции (работ, услуг) отчетного года в оптовых ценах предыдущего года, пересчитанными на фактический выпуск и ассортимент продукции (работ, услуг) отчетного года [18].

    На уровень затрат на 1 руб. продукции оказывает влияние изменение цен на готовую продукцию. Причем зависимость здесь обратная. При снижении оптовых цен на продукцию при прочих равных условиях увеличиваются затраты на 1 руб. продукции, и наоборот, при их увеличении уровень затрат снижается. Величина влияния фактора изменения цен на уровень затрат определяется путем сопоставления затрат на 1 руб. фактически выпущенной продукции в ценах, действующих в отчетном году, с затратами на 1 руб. той же продукции в ценах предыдущего года [3].

    Следующим этапом является проведение анализа затрат на производство по элементам. Оценка себестоимости продукции по обобщающим показателям должна быть дополнена характеристикой изменения структуры затрат на производство по элементам и анализом себестоимости продукции по статьям расходов.

    Анализ сметы затрат на производство осуществляется с целью изучения динамики и контроля за расходованием средств на хозяйственную деятельность предприятия, выявления резервов их снижения. В смете затрат показываются все материальные, трудовые и денежные расходы, произведенные предприятием для осуществления его хозяйственной деятельности. Все затраты группируются по экономическому содержанию, т. е. по отдельным элементам, независимо от их производственного назначения и места, где они израсходованы [3].

    Анализ затрат по экономическим элементам заключается в их сравнении со сметой (планом) и с предыдущим периодом, в изучении структуры затрат, т. е. удельного веса каждого элемента в общей сумме затрат [3].

    Анализ затрат по экономическим элементам отражает отношение затрат к созданию стоимости. Он позволяет отделить затраты овеществленного труда от затрат живого труда, исчислить вновь созданную стоимость (чистую продукцию) [16].

    К затратам овеществленного труда относятся израсходованные на производство сырье, основные и вспомогательные материалы, топливо, энергия, инструменты и другие материальные ресурсы, поступившие со стороны, а также амортизация основных средств, начисленная в отчетном периоде.

    Вновь созданная стоимость создается живым трудом в результате производственной деятельности.

    Структура затрат по экономическим элементам отражает материалоемкость, энергоемкость, трудоемкость производства (через удельный вес заработной платы), характеризует уровень кооперирования производства, соотношение живого и овеществленного труда.

    Увеличение удельного веса затрат овеществленного труда характеризует увеличение материальных затрат на производство. С развитием техники и совершенствованием организации производства и труда в себестоимости продукции уменьшается доля живого труда и возрастает доля овеществленного труда, что означает рост общественной производительности труда [3].

    Абсолютный рост и увеличение доли затрат по покупным комплектующим изделиям и полуфабрикатам свидетельствуют о росте специализации производства и повышении уровня кооперации. Увеличение доли затрат на энергию всех видов показывает рост энерговооруженности предприятия. Рост или сокращение удельного веса амортизационных отчислений характеризует изменения в техническом уровне производства. Уменьшение удельного веса прочих затрат свидетельствует о сокращении расходов по обслуживанию и управлению производством [16].

    Следует отметить, что в разных отраслях промышленности доля отдельных видов затрат различна.

    Одним из важнейших вопросов оценки себестоимости продукции является ее анализ по статьям затрат. Группировка затрат по элементам указывает на то, что затрачено, какие производственные ресурсы и в какой пропорции потреблялись в производстве. Группировка затрат по статьям себестоимости характеризует назначение затрат и их роль в процессе производства, отражает связь затрат и результатов, определяет целесообразность затрат. В этой группировке четко просматривается взаимосвязь затрат с объемом производства, их разделение на постоянные и переменные, что является обязательным условием применения в анализе и планировании оптимизационных расчетов объема продукции, ее себестоимости и прибыли [3].

    Переменные расходы — это затраты, сумма которых изменяется пропорционально изменению объема продукции. Эта группа включает: расходы на основные сырье и материалы; транспортные расходы; затраты на оплату труда основных производственных рабочих; топливо и энергию для производственных целей; расходы на тару и упаковку; отчисления в государственные внебюджетные фонды.

    Постоянными называются затраты, сумма которых не меняется при изменении объема продукции. К этой группе относят: заработную плату административно-управленческого персонала, арендную плату, амортизацию основных фондов и нематериальных активов, расходы на содержание зданий, помещений и их ремонт; услуги сторонних предприятий и организаций; затраты по подготовке и переподготовке кадров; затраты некапитального характера, связанные с совершенствованием технологии и организации производства; отчисления на обязательное страхование имущества и другие виды затрат [9].

    В учетной практике предприятий России к постоянным расходам принято относить общехозяйственные расходы.

    Следующим этапом анализа затрат является анализ себестоимости продукции (работ, услуг) по статьям затрат. В зависимости от деления расходов на переменные и постоянные в мировой практике применяются два способа исчисления себестоимости реализованной продукции: с полным поглощением всех постоянных расходов и с их распределением между реализованной продукцией и ее остатками на последующий отчетный период [3].

    Использование в анализе деления производственных и сбытовых расходов на переменные и постоянные и категории маржинального дохода позволяет установить функциональную математическую зависимость между прибылью, объемом и себестоимостью реализованной продукции. Наличие этой взаимосвязи используется для выполнения расчетов различных вариантов уровней прибыли в зависимости от устанавливаемых цен, структуры реализуемой продукции, ее оценки на уровне переменных производственных и сбытовых затрат и общей суммы постоянных расходов. В процессе анализа должен быть определен наиболее приемлемый вариант формирования прибыли [3].

    Затраты по элементам и статьям себестоимости отличаются количественно. Первые включают все затраты предприятия за определенный период, т. е. полностью отражают стоимость потребленных производственных ресурсов, включая оплату труда. Вторые отражают только затраты,
    связанные с производством продукции в течение данного периода. Взаимосвязь этих двух показателей следующая:

    S = 3 – 31 ± Δ32 ± Δ33 ± Δ34,     (1.9)

    где S — полная себестоимость продукции;

    3 — затраты на производство по экономическим элементам;

    31 — затраты, не включаемые в себестоимость продукции;

    Δ32 — изменение затрат в остатках незавершенного производства;

    Δ33 — изменение затрат, отнесенных на счет расходов будущих периодов;

    Δ34 — изменение резерва предстоящих расходов и платежей [3].

    Анализ затрат по статьям себестоимости продукции проводится путем сопоставления расходов за отчетный и предыдущий периоды в целом и по отдельным калькуляционным статьям. Это дает возможность установить, по каким статьям имело место снижение расходов, а по каким — превышение. Такой анализ позволяет наметить направление, по которому должно пойти дальнейшее изыскание резервов снижения себестоимости продукции на предприятии [3].

    Одновременно с анализом динамики затрат на производство по статьям расходов необходимо изучить и структуру себестоимости продукции. Анализ динамики структуры себестоимости продукции характеризует уровень отдельных статей расходов и их влияние на себестоимость изделий. На основе указанных источников информации определяются удельные веса соответствующих затрат в себестоимости продукции в отчетном году и их отклонение от показателей предыдущего года [3].

    Сравнение удельного веса соответствующих расходов за ряд отчетных периодов позволяет выявить изменение уровня издержек, обусловленных степенью специализации производства, внедрением новой техники и прогрессивной технологии, сокращением расходов на управление и обслуживание производства и т, д.

    При этом выявляют отклонения по каждой статье расходов за счет изменения объема, структуры продукции и себестоимости изделий. Влияние объема, структуры и ассортимента продукции определяют умножением себестоимости предыдущего года на коэффициент изменения объема продукции (работ, услуг) в действующих ценах (без НДС и акциза). Формула расчета следующая:

    ΔS = S0 ·KQ – S0, (1.10)

    где ΔS — прирост (уменьшение) расходов по статье за счет изменения объема, структуры и ассортимента продукции;

    S0 — расход средств по статье за предыдущий год;

    KQ — коэффициент изменения объема продукции по сравнению с прошлым периодом (годом) [18].

    Суммы отклонений по статьям затрат за счет изменения себестоимости изделий определяются сопоставлением фактических расходов за отчетный период (год) с затратами предыдущего года, пересчитанными на фактический выпуск и ассортимент продукции отчетного года. Формула расчета:

    ΔS = S1 – S1,0, (1.11)

    где S1 — фактические затраты по статье за отчетный период;

    S1,0 — затраты предыдущего года по статье, пересчитанные на фактический выпуск и ассортимент продукции отчетного года [18].

    Дальнейший анализ заключается в детализации затрат по каждой статье себестоимости, причем обобщающие показатели можно последовательно разложить вплоть до самых первичных хозяйственных операций, привлекая для анализа данные бухгалтерского учета. В первую очередь следует анализировать затраты по тем статьям себестоимости, по которым допущены большие перерасходы, непроизводительные потери, а также по статьям, занимающим значительный удельный вес в себестоимости продукции.

<

Комментирование закрыто.

WordPress: 23.7MB | MySQL:118 | 1,745sec