Внешние и внутренние источники финансовых ресурсов торговых организаций » Буквы.Ру Научно-популярный портал<script async custom-element="amp-auto-ads" src="https://cdn.ampproject.org/v0/amp-auto-ads-0.1.js"> </script>

Внешние и внутренние источники финансовых ресурсов торговых организаций

<

111213 0138 1 Внешние и внутренние источники финансовых ресурсов торговых организацийФинансовые ресурсы образуются за счет целого ряда источников. По форме права собственности различаются на две группы источников: собственные денежные средства и чужие. Источниками финансовых ресурсов являются: прибыль; амортизационные отчисления; кредитная задолженность, постоянно находящаяся в распоряжении хозяйствующего субъекта; средства, полученные от продажи ценных бумаг; паевые и иные взносы членов трудового коллектива, юридических и физических лиц; кредит и займы; средства от реализации залогового свидетельства, страхового полиса и другие поступления денежных средств (пожертвования, благотворительные взносы и т.п.).

Прибыль. На хозяйствующем субъекте функционирует целая система прибылей и доходов. Экономическое содержание категорий «прибавочная стоимость» и «прибыль» практически адекватно. Категория «доход» в отличие от категории «прибавочная стоимость» включает в себя доходы на оплату труда. Система прибылей и доходов состоит из прибыли от реализации продукции, прибыли от прочей реализации, доходов по внереализационным операциям (за вычетом доходов по этим операциям), балансовой (валовой) прибыли, чистой прибыли. Кроме того, различают прибыль, облагаемую налогом, и прибыль, не облагаемую налогом.

Неотъемлемым признаком рыночной экономики является появление консолидированной прибыли. Консолидированная прибыль — это прибыль сводная до бухгалтерской отчетности о деятельности и финансовых результатах материнских и дочерних предприятий. Консолидированная бухгалтерская отчетность представляет собой объединение отчетности двух и более хозяйствующих субъектов, находящихся в определенных юридических и финансово-хозяйственных взаимоотношениях. Необходимость консолидации определяется экономической целесообразностью. Предпринимателям выгодно вместо одной крупной фирмы создавать несколько более мелких предприятий, юридически самостоятельных, но экономически взаимосвязанных, так как в этом случае может быть получена экономия на налоговых платежах. Кроме того, в связи с дроблением и ограничением юридической ответственности по обязательствам снижается степень риска в ведении бизнеса, достигается большая мобильность в освоении новых форм вложения капитала и рынков сбыта.

Прибыль от реализации продукции (товаров, работ, услуг) представляет собой разницу между выручкой от реализации продукции без налога на добавленную стоимость специального налога, акцизов, экспортных тарифов (для экспортной выручки) и затратами на производство и реализацию, включаемыми в себестоимость продукции. Выручка от реализации продукции определяется либо по мере ее оплаты (при безналичных расчетах — по мере поступления денежных средств за товары на счета в учреждения банков, а при расчетах наличными деньгами — по поступлении средств в кассу), либо по мере отгрузки товаров (продукции, работ, услуг) и предъявления покупателю (заказчику) расчетных документов. Метод определения выручки от реализации продукции устанавливается предприятием на длительный срок (ряд лет) исходя из условий хозяйствования и заключенных договоров. Валютная выручка, остающаяся в распоряжении хозяйствующего субъекта и перечисленная на его валютный счет, пересчитывается г рубли по курсу, котируемому Центральным банком России.

В отраслях сферы товарного обращения (торговля, общественное питание, материально-техническое снабжение, заготовки) вместо категории «выручка от реализации продукции» используется категория «товарооборот». Сущность товарооборота составляют экономические отношения, связанные с обменом денежных доходов на товары в порядке купли-продажи. В зарубежной практике зачастую вместо термина «выручка» используется термин «валовой доход». Однако это очень широкая трактовка данного термина. Валовой доход как экономическая категория выражает собой вновь созданную стоимость, или чистую продукцию хозяйствующего субъекта. В практике планирования и учета в торговле под валовым доходом понимается сумма торговых надбавок.

Амортизационные отчисления являются устойчивым источником финансовых ресурсов. Амортизационные отчисления образуются в результате переноса стоимости основных фондов на стоимость продукта и в совокупности составляют амортизационный фонд.

Амортизация основных средств начисляется: по всем группам основных средств, включая и незавершенное строительство или не оформленные актами приемки объекты строительства, находящиеся в эксплуатации у предприятий, которым эти объекты будут переданы; на капитальные затраты по улучшению земель, не связанные с созданием сооружений; на оборудование и транспортные средства, находящиеся в запасе, резерве, на складе и числящиеся на балансе хозяйствующего субъекта. Амортизация (износ) не начисляется по: земельным участкам, продуктивному скоту, буйволам, оленям; библиотечным фондам; фондам, переданным в установленном порядке на консервацию; фондам бюджетных организаций; сооружениям городского благоустройства, подведомственным местным органам власти и автомобильным дорогам общего пользования.

Устойчивым источником финансовых ресурсов хозяйствующего субъекта является кредиторская задолженность, постоянно находящаяся в его распоряжении. Это прежде всего задолженность по заработной плате, отчисления во внебюджетные фонды, связанные с фондом оплаты труда» резерв предстоящих платежей и др. Образование задолженности по заработной плате вызвано тем, что между сроком ее начисления и днем выплаты имеется определенное количество дней за работу, в которые хозяйствующий субъект еще должен заплатить работникам. Резерв предстоящих платежей образуется за счет накопления средств, предназначенных на оплату предстоящих отпусков работников. Указанные средства не принадлежат хозяйствующему субъекту или имеют целевое назначение. Однако они постоянно находятся у хозяйствующего субъекта, который распоряжается ими по своему усмотрению до момента погашения данной задолженности.

Кредит и заем. Кредит – это предоставление в долг денег (ссуда) или товаров. Кредиты бывают: банковский, коммерческий, инвестиционный налоговый.

Банковский кредит – ссуда, выданная банком или кредитным учреждением на условиях срочности, возвратности, платности. Ссуда предоставляется хозяйствующему субъекту на определенное время с обязательным возвратом в установленный срок и с уплатой процентов. В зависимости от срока кредитования банковские кредиты подразделяются на краткосрочные и долгосрочные. Краткосрочные кредиты выдаются на срок до одного года, долгосрочные — на срок свыше одного года. В зависимости от цели кредитования банковские кредиты подразделяются на кредиты, выдаваемые на финансирование оборотных средств (как правило, краткосрочные кредиты), и на кредиты, предоставляемые на финансирование капиталовложений (преимущественно долгосрочные кредиты). Кредиты могут выдаваться в рублях и в валюте. Плата за кредит взимается по ставкам, сложившимся на денежном рынке по краткосрочным кредитам и на рынке капиталов — по долгосрочным кредитам. Проценты, уплаченные по кредитам в соответствии с действующими законами, могут относиться либо на себестоимость продукции, либо на балансовую прибыль, либо на чистую прибыль.

Коммерческий кредит-отсрочка платежей одного хозяйствующего субъекта другому. Коммерческие кредиты предоставляются хозяйствующему субъекту поставщиками продукции (работ, услуг) в форме вексельного кредита, фирменного кредита или открытого счета, а покупателем поставщику — в форме аванса.

Под инвестиционным налоговым кредитом понимается отсрочка налогового платежа, предоставляемая органами государственной власти или налоговыми органами.

Хозяйствующий субъект кроме кредитов банков может привлекать средства, взятие взаймы у других предприятий и организаций (заимодавцев). Такие кредиты называются займами. Займы также бывают краткосрочные и долгосрочные.

К источникам финансовых ресурсов относятся также поступления денежных средств за счет пожертвований, благотворительных взносов (меценатство), страховых взносов, от продажи заложенного имущества должника, спонсорских взносов и т.п. Спонсор — юридическое или физическое лицо, финансирующее какое-либо мероприятие. Спонсорство — это двухсторонний процесс. Хозяйствующий субъект получает необходимые ему финансовые ресурсы, а спонсор — определенные выгоды в виде поднятия его имиджа и престижа, рекламы, приобретения квалифицированных специалистов, а также в форме прямого дохода (прибыли) от финансируемого мероприятия.

В зависимости от принадлежности финансовых средств в составе пассива выделяют собственный и заемный капитал.

Собственный капитал представляет собой финансовые средства отдельного хозяйствующего субъекта, принадлежащие ему на правах собственности и используемые для формирования определенной части его активов. Эта часть активов, сформированная за счет инвестированного в них собственного капитала, носит название чистые активы предприятия.

Заемный капитал представляет собой финансовые средства, привлекаемые торговым предприятием для формирования определенной части активов с обязательством вернуть их заимодателю в обусловленные сроки. Заемный капитал приобретает форму финансовых обязательств торгового предприятия. По таким обязательствам внешнего характера обычно выплачиваются проценты за пользование чужими финансовыми ресурсами, которые зависят от нормы ссудного процента на финансовом рынке, продолжительности использования этих ресурсов и ряда других условий.

Заемный капитал торгового предприятия представлен следующими основными формами:

<

1. Долгосрочные финансовые обязательства. К ним относятся все формы привлеченного заемного капитала со сроком его использования более одного года. Основными формами этих обязательств являются долгосрочные кредиты банков и долгосрочные заемные средства (задолженность по налоговому кредиту, задолженность по финансовой помощи, предоставленной на возвратной основе и т.п.), срок погашения которых еще не наступил или не погашенные в предусмотренный срок.

2. Краткосрочные финансовые обязательства. К ним относятся все формы привлеченного заемного капитала со сроком его использования до одного года. Основными формами этих обязательств являются краткосрочные кредиты банков и краткосрочные заемные средства (как предусмотренные к погашению в предстоящем периоде, так и не погашенные в предусмотренный срок), различные формы кредиторской задолженности торгового предприятия (по товарам, работам и услугам; по выданным векселям; по полученным авансам; по расчетам с бюджетом и внебюджетными фондами; по оплате труда; с дочерними предприятиями; с другими кредиторами) и другие краткосрочные финансовые обязательства.

Источники привлечения заемных средств торгового предприятия также подразделяются на внешние и внутренние.

В составе внешних источников привлечения заемных средств основная роль принадлежит финансовому и товарному кредитам, предоставленным торговому предприятию. Первый из них включает предоставление денежных средств на определенный срок под установленные проценты (банковский кредит, налоговой кредит, денежный кредит других субъектов предпринимательской деятельности и т.п.). Второй из них заключается в поставке товаров торговому предприятию на условиях отсрочки платежа за них. В число прочих внешних источников входят выпуск облигаций предприятия; предоставленные на беспроцентной основе средства государственных и негосударственных программ и фондов и некоторые другие.

В составе внутренних источников привлечения заемных средств главное место занимает на предприятии прирост так называемых «устойчивых пассивов». Этот прирост заемных средств состоит из прироста задолженности по оплате труда (если предусмотрено увеличение фонда оплаты труда в плановом периоде); прироста задолженности по расчетам с бюджетом (если в связи с намечаемым ростом объема хозяйственной деятельности планируется увеличение суммы налоговых платежей); прироста задолженности по страхованию (если в плановом периоде возрастает стоимость имущества торгового предприятия, подлежащего обязательному страхованию) и некоторых других видов внутренней задолженности предприятия. Механизм образования устойчивых пассивов основан на том, что начисление соответствующих средств осуществляется ежедневно, а выплаты этих средств — с определенной (установленной) периодичностью.

2. ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КАПИТАЛА

 

К показателям эффективности использования капитала относятся: прибыль, результат в виде текущего капитала, прибыльность, рентабельность, капиталоемкость, использование амортизационных отчислений, изменение показателей финансового состояния.

Основные показатели эффективности использования капитала.

а) коэффициент автономии. Он показывает в какой степени используемые торговым предприятием активы сформированы за счет собственного капитала. Расчет этого показателя осуществляется по формуле:

111213 0138 2 Внешние и внутренние источники финансовых ресурсов торговых организаций

б) коэффициент финансирования. Он показывает, какая сумма заемных средств привлечена торговым предприятием в расчете на единицу собственного капитала. Расчет этого показателя производится по формуле:

111213 0138 3 Внешние и внутренние источники финансовых ресурсов торговых организаций

где КФ – коэффициент финансирования;

ЗК – сумма используемого заемного капитала;

СК – сумма собственного капитала.

в) период оборота капитала. Он показывает число дней, в течение которых осуществляется один оборот капитала на предприятии. Чем меньше период оборота капитала, тем выше при прочих равных условиях эффективность его использования на предприятии. Расчет этого показателя осуществляется по формуле:

111213 0138 4 Внешние и внутренние источники финансовых ресурсов торговых организаций

где ПОк – период оборота капитала, дней;

К – средняя сумма капитала предприятия в рассматриваемом периоде (определяемая как средняя хронологическая);

Ро – однодневный объем реализации товаров в рассматриваемом периоде;

г) уровень рентабельности всего используемого капитала. Он рассчитывается по следующей формуле:

111213 0138 5 Внешние и внутренние источники финансовых ресурсов торговых организаций

где УРк – уровень рентабельности всего используемого капитала, в %;

П – сумма прибыли предприятия в рассматриваемом периоде;

К – средняя сумма капитала предприятия в рассматриваемом периоде;

д) уровень рентабельности собственного капитала. Расчет этого показателя осуществляется по следующей формуле:

111213 0138 6 Внешние и внутренние источники финансовых ресурсов торговых организаций

где УРск – уровень рентабельности собственного капитала, в %;

П – сумма прибыли предприятия в рассматриваемом периоде:

СК – средняя сумма собственного капитала предприятия в рассматриваемом периоде;

е) капиталоотдача. Она характеризует объем реализации товаров, приходящийся на единицу капитала, и определяется по формуле:

111213 0138 7 Внешние и внутренние источники финансовых ресурсов торговых организаций

где Ко – капиталоотдача;

Р – сумма реализации товаров в рассматриваемом периоде;

К – средняя сумма капитала в рассматриваемом периоде;

з) капиталоемкость товарооборота. Она показывает какой средний размер капитала требуется для реализации единицы товарооборота и определяется по формуле:

111213 0138 8 Внешние и внутренние источники финансовых ресурсов торговых организаций

 

где Ке – капиталоемкость товарооборота;

К – средняя сумма капитала в рассматриваемом периоде;

Р – сумма реализации товаров в рассматриваемом периоде.

Показатели капиталоотдачи и капиталоемкости могут быть рассчитаны и по собственному капиталу.

Общая потребность в капитале торгового предприятия основывается на определении плановой суммы его оборотных и внеоборотных активов (методы расчета этих показателей рассмотрены ранее). Сумма этих активов будет представлять общую потребность торгового предприятия в капитале в плановом периоде.

Для измерения эффективности использования капитала при различном соотношении его собственной и заемной части используется показатель «финансовый леверидж». С его помощью измеряется эффект, заключающийся в повышении рентабельности собственного капитала при увеличении доли заемного капитала в общей его сумме. При расчете эффекта финансового левериджа используется следующая формула:

 

111213 0138 9 Внешние и внутренние источники финансовых ресурсов торговых организаций

где ЭФЛ — эффект финансового левериджа, заключающийся в приросте рентабельности собственного капитала, в %;

Pa — уровень рентабельности активов торгового предприятия, в %;

ПС — средняя ставка процента за кредит (по всем видам кредита, используемого предприятием);

ЗК — сумма (или удельный вес) заемного капитала;

СК — сумма (или удельный вес) собственного капитала.

Как видно из приведенной формулы, она имеет две составляющие, которые носят следующие названия:

1) Дифференциал финансового левериджа (Pa — ПС), который характеризует разницу между уровнем рентабельности активов предприятия и средним уровнем ставки процента за используемый кредит.

2) Коэффициент финансового левериджа или коэффициент финансирования (ЗК / СК), который характеризует объем заемного капитала, приходящегося на единицу собственного капитала торгового предприятия.

Выделение этих составляющих позволяет целенаправленно управлять увеличением эффекта финансового левериджа при формировании структуры капитала.

Так, если дифференциал финансового левериджа имеет положительное значение, то любое увеличение коэффициента финансового левериджа будет приводить к росту его эффекта. Соответственно, чем выше дифференциал финансового левериджа, тем выше при прочих равных условиях будет его эффект.

Однако, рост эффекта финансового левериджа имеет определенные пределы. Снижение уровня финансовой устойчивости предприятия в процессе повышения доли используемого заемного капитала приводит к увеличению риска его банкротства, что вынуждает кредиторов увеличивать уровень ставки процента с учетом премии за дополнительный финансовый риск невозврата кредита. При определенном (высоком) коэффициенте финансового левериджа его дифференциал может быть сведен к нулю (при котором использование заемного капитала не дает прироста рентабельности собственного капитала). Более того, в отдельных случаях дифференциал финансового левериджа может иметь отрицательную величину, при которой рентабельность собственного капитала снизится (часть прибыли, генерируемой собственным капиталом, будет уходить на оплату используемого заемного капитала по высоким ставкам процента).

Таким образом, увеличение коэффициента финансового левериджа (коэффициента финансирования) целесообразно при условии, что его дифференциал > 0. Рост коэффициента финансового левериджа пpu отрицательном значении его дифференциала ведет к снижению рентабельности собственного капитала.

Наиболее распространенным показателем, оценивающим эффективность использования собственного капитала, является рентабельность, которая вычисляется по формуле:

R = Пч/ Ссоб.кап. х 100%,

где – Пч. – чистая прибыль, руб.;

Ссоб.кап. – средняя стоимость собственного капитала за данный период.

Поскольку собственный капитал — это лишь часть источников финансирования активов, он, вообще-то, несопоставим с общей прибылью предприятия.

Тем не менее, оценка эффективности использования собственного капитала с применением показателя чистой прибыли возможна. Так как чистая прибыль является источником пополнения собственного капитала предприятия, то рентабельность собственного капитала, рассчитанная по чистой прибыли, является показателем максимально возможного прироста собственного капитала за счет использования прибыли.

В процессе формирования капитала оценка уровня его стоимости осуществляется не только в разрезе отдельных его компонентов, но и по предприятию в целом. Показателем такой оценки выступает «средневзвешенная стоимость капитала». Она определяется как среднеарифметическая взвешенная стоимости отдельных элементов капитала по формуле:

111213 0138 10 Внешние и внутренние источники финансовых ресурсов торговых организаций,

где 111213 0138 11 Внешние и внутренние источники финансовых ресурсов торговых организаций— стоимость j-го источника средств,

111213 0138 12 Внешние и внутренние источники финансовых ресурсов торговых организацийудельный вес j -го источника в общей их сумме.

Средневзвешенная стоимость капитала может быть определена в следующих вариантах: фактическая; прогнозируемая; оптимальная.

Уровень эффективности процесса управления формированием собственного капитала оценивается с помощью коэффициента самофинансирования предприятия.

111213 0138 13 Внешние и внутренние источники финансовых ресурсов торговых организаций,

где СФР – объем формирования собственных финансовых ресурсов;

DА — прирост активов предприятия;

Псфр — объем расхода собственных финансовых ресурсов предприятия на цели потребления.

Формула зависимости показателя темпа прироста реализации продукции от показателей капитала предприятия имеет следующий вид:

111213 0138 14 Внешние и внутренние источники финансовых ресурсов торговых организаций,

где Кк
– коэффициент капитализации чистой прибыли;

А — общая сумма капитала предприятия (актива);

Коб
— процент оборота капитала;

Р — объем реализации продукции;    

СК — сумма собственного капитала предприятия.

 

 

ЗАДАЧА

 

Проанализируйте выполнение плана ИО по магазину и рассчитайте следующие показатели:

– ожидаемый уровень ИО,

– темпы изменения уровня ИО,

– сумму относительной и абсолютной и абсолютной экономии (перерасхода) ИО.

Исходные данные:

– план товарооборота – 32800 тыс. руб.

– ожидаемый товарооборот– 34300 тыс. руб.

– уровень ИО по плану – 15,1%.

– ожидаемая сумма ИО – 5850 тыс. руб.

 

РЕШЕНИЕ

 

Рассчитаем ожидаемый уровень ИО по формуле

Уио ожид. = Иио ожид. /Тожид. *100% = 5850/34300 *100% = 17,06%

где Уио ожид. – ожидаемый уровень ИО, %;

Иио ожид. – ожидаемая сумма ИО, тыс. руб.;

Тожид. – ожидаемый товарооборот, тыс. руб.;

Рассчитаем темп изменения уровня ИО

∆У% = Уио ожид. – Уио план. = 17,06 – 15,1 = 1,96%

где Уио план. – уровень ИО по плану.

Рассчитаем абсолютную экономию ( перерасход) ИО

∆А = Иио ожид. – Иио план = 5850 – 4952,8 =897,2 тыс. руб.

где Иио план – планируемая сумма ИО, тыс. руб.

Иио план = (Уио план. * Тплан)/100% = 15,1% * 32800 /100% = = 4952,8 тыс. руб.

 

Рассчитаем сумму относительной экономии (перерасхода) ИО

Оэк.ИО = Иио ожид – Иио план * I = 5850 – 4952,8*1,0457 = 670,7 тыс. руб.

где I – индекс товарной продукции.

Индекс товарной продукции определяется по формуле:

I = Тожид /Тплан = 34300 / 32800 = 1,0457

Таким образом, ожидаемый товарооборот превышает планируемый товарооборот на 4,57%. Ожидаемый уровень ИО составляет 17,06%, а темп изменения уровня ИО составляет 1,96%, абсолютный перерасход ИО составит 897,2 тыс. руб., а относительный перерасход 670,7 тыс. руб.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Аврашков Л.Я. и др. Экономика предприятия: учебник для вузов. –М.: Банки и биржи; ЮНИТИ, 2005.
  2. Вакуленко Т.Г., Фомина Л.Ф. Анализ бухгалтерской (финансовой) отчетности для принятия управленческих решений.–СПб.: Издательский дом Герда, 2002.
  3. Иванов Г.Г. Экономика торговли.–М.: Академия, 2004.
  4. Карпова Е.В. Ресурсы торгового предприятия.–М.: КНОРУС, 2005.
  5. Поршнев А.Г. и др. Управление организацией: учебник.–М.: ИНФРА-М., 2004.
  6. Раицкий К.А. Экономика организации (предприятия): учебник.–М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2003.
  7. Соломатин А.Н. Экономика и организация деятельности торгового предприятии: учебник.–М.: ИНФРА-М., 2004.

     

     

     

     

     

     


     

<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 0.95MB/0.00128 sec

WordPress: 25.27MB | MySQL:122 | 1,570sec