Внутренний и внешний экономический анализ

<

111113 1708 1 Внутренний и внешний экономический анализЭкономический анализ хозяйственной деятельности включает два раздела: финансовый анализ и управленческий анализ.

Сущность, объекты и методы решения задач финансового и управленческого анализа имеют свою специфику.

Финансовый анализ применяется внешними пользователями информации о деятельности организации, а также управленческим персоналом компании с целью получения детальных данных, содержащихся непосредственно в регистрах бухгалтерского учета.

Поскольку финансовый анализ основывается на данных бухгалтерской отчетности, то он является внешним анализом, особенностями которого являются; множественность субъектов анализа (пользователей информации); разнообразие целей и интересов субъектов анализа; наличие типовых методик, стандартов учета и отчетности; ориентация анализа на публичную и внутреннюю отчетность предприятия; максимальная открытость результатов анализа для пользователей информации о деятельности предприятия,

Спектр основных пользователей результатов финансового анализа весьма широк. Субъектами анализа выступают пользователи информации, как непосредственно, так и опосредованно заинтересованные в деятельности организации.

К первой группе относятся те, кто связан с организацией участием в капитале, долговыми и другими хозяйственными отношениями. Ко второй — те, кто использует экономическую информацию в чисто профессиональных целях. Эта часть пользователей информации непосредственно не заинтересована в деятельности организации, но по условиям контракта должна защищать интересы первой группы пользователей.

Различают не только пользователей информации, но и их экономический интерес (участие) в хозяйственной деятельности компании и цель, которой они добиваются при анализе.

Для собственников предпочтительной целью финансового анализа является оценка эффективности деятельности организации, интересы собственников заключаются в получении дохода на капитал, финансовой устойчивости компании. Соответственно для менеджеров компании цель — получение максимальной информации о хозяйственной деятельности организации с целью принятия соответствующих управленческих решений, что определяет их интересы как пользователей результатами экономического анализа. Для кредиторов цель проведения финансового анализа состоит в определении ликвидности, платежеспособности и возможности организации сформировать положительный чистый поток денежных средств с целью оценки потенциала компании по платежам за кредит, своевременного возврата заемных средств в срок и полностью. Партнеров по хозяйственной деятельности (поставщики и покупатели продукции) интересует платежеспособность и устойчивая конкурентоспособность организации, что определяет положение компании на рынке. Государство в лице налоговых органов заинтересовано в финансовых результатах и платежеспособности организации, которая должна своевременно и полностью уплачивать текущие налоги. Наконец, для работников предприятия важны стабильность функционирования компании и величина полученной чистой прибыли; это обусловливает высокую занятость работников, уровень оплаты труда и возможность получать доходы, формируемые за счет чистой прибыли организации.

В процессе финансового (внешнего) анализа оцениваются:

  • изменение абсолютных показателей прибыли, выручки, издержек;
  • динамика относительных показателей эффективности деятельности хозяйствующего субъекта;    
  • рыночная устойчивость, ликвидность и платежеспособность организации;
  • эффективность использования собственного капитала и заемных средств;
  • эффективность авансирования капитала (инвестиционный анализ).

    В результате осуществляется финансовая диагностика организации и дается рейтинговая оценка предприятия-эмитента,

    На основе более широкого спектра внутренней информации, поступающей от экономистов, финансовых аналитиков, бухгалтеров, службы маркетинга, специалистов по управленческому учету, выполняется управленческий или внутренний анализ, результаты которого оформляются в виде статистической производственной и финансовой отчетности, нормативных данных организации.

    Предметом внутреннего анализа являются:

  • обоснование бизнес-плана;
  • система маркетинга;    
  • комплексный экономический анализ эффективности хозяйственной деятельности;
  • технико-организационный уровень и другие условия производства;

    Эффективность использований производственных ресурсов;

    производство и реализация продукции;

    взаимосвязь себестоимости, объема продукции и прибыли, свойствам управленческого анализа следует отнести:

    ориентацию результатов анализа на использование руководством организации; отсутствие регламентации форм и методов анализа;

    комплексность анализа, изучение деятельности предприятия с экономической, финансовой и технической сторон;

    интеграция учета, анализа, планирования и принятия решений; закрытость результатов анализа с целью сохранения коммерческой тайны, субъектами управленческого анализа являются пользователи экономической интеграции непосредственно коммерческой организации.

    Всех пользователей экономической информации можно разделить на две большие группы — внутренние и внешние. Соответственно выделяют две области учета: финансовый (внешний) учет, который имеет целью подготовит достаточную информацию удовлетворения потребностей, в первую очередь, внешних пользователей о финансовом положении организации, о финансовых результатах деятельности предприятия, его имущественном состоянии при минимально возможных затратах на ее получение;

    управленческий учет, который представляет собой совокупность методов, приемов; процедур, позволяющих производить сбор, обработку, преобразование и интерпретацию внутренней информации, поступающей из различных подразделений и предприятия, и предоставление этой информации в виде, необходимом и доеном для контроля и принятия эффективных управленческих решений.

    Критерий эффективности в каждом особом случае устанавливает субъект управление в одном случае это может быть устойчивость, способность сохранять рабочие параметры в заданных границах при больших изменениях внешних и внутренних факторов. В другом случае это может быть рентабельность, в третьем — занятие определенного сегмента рынка сбыта как географического, так и ассортиментного.

    Предмет управленческого (внутреннего) учета — совокупность объектов в процессе всего цикла управления производством. Содержание предмета раскрывают его многочисленные объекты, которые можно объединить в две группы: производственные и трудовые ресурсы;

    хозяйственные процессы и их результаты, составляющие в совокупности производственную деятельность организации: снабженческо-заготовительная; производственная; финансово-сбытовая; организационная:

    создание организационной структуры организации;

    организация информационной системы на предприятии;

    координирование действий внутренних исполнителей, направленных на выполнение основной цели предприятия.

    Важно отметить, что именно там, где финансовое управление бизнесом рассматривается как отдельное его направление, приносящее владельцам предприятия прибыль наравне с другими направлениями, управленческий учет приносит наибольшую отдачу.

    Целью управленческого (внутреннего) учета является обеспечение информацией руководителей предприятия и менеджеров, ответственных за достижение конкретных производственных показателей. При этом управленческий учет решает следующие основные задачи:

  • обеспечивает руководство предприятия информацией о том, каковы обобщенные результаты бизнеса, состоящего из неограниченного числа юридических лиц и структурных подразделений;
  • показывает результаты работы отдельных направлений (ими могут быть виды деятельности, группы товаров или другие элементы в зависимости от специфики бизнеса) независимо от того, как эти направления распределены между юридическими лицами, входящими в бизнес;
  • показывает результаты работы также и по структурным подразделениям, которыми могут быть отделы, цехи, юридические лица;
  • осуществляет контроль над издержками путем их учета по видам и центрам затрат;
  • накапливает статистику о доходах и расходах предприятия в определенном разрезе и выявляет общие тенденции изменения их структуры и динамики;
  • осуществляет планирование и контролирует выполнение бюджета как отдельными центрами затрат, так и бизнесом в целом; .
  • ведет оперативный учет расчетов с отдельными контрагентами, взаиморасчетов между структурными подразделениями, юридическими лицами, входящими в группу взаимосвязанных организаций.

    На всех предприятиях существует три основных вида учета: бухгалтерский, налоговый и управленческий. Они тесно связаны между собой, но имеют свои особенности. Так, бухгалтерский учет действует в интересах сторонних пользователей. Поэтому бухгалтерский баланс не является закрытым документом, а в случае с открытым акционерным обществом он даже публикуется в средствах массовой информации. Государственные органы и общественные организации разрабатывают стандарты бухгалтерского учета, обязательные для всех предприятии.. В России такими стандартами являются Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ). В настоящее время российские организации, в первую очередь стремящиеся выйти на мировой рынок инвестиций, готовятся к составлению финансовой отчетности в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности. Это позволит в значительной степени снизить затраты на составление отчетности и облегчить работу тех лиц, кто готовит отчеты по организации или группе. Более того, конвергенция МСФО с национальными стандартами поможет также пользователям информации принимать обоснованные экономические решения.

    Налоговый учет тесно связан с бухгалтерским, но отличается от него тем, что он вводит правила по начислению и уплате налогов, а его нормативными источниками являются Налоговый кодекс и иные законодательные акты.

    Бухгалтерский и налоговый виды учета привязаны к юридическим лицам. Однако бизнес может состоять как из одного, так и из нескольких юридических лиц, когда владельцу бизнеса важно знать результаты в разрезе группы взаимосвязанных организаций. Кроме того, специфика каждого отдельного бизнеса требует разных подходов к финансовой информации. Например, руководству организации может быть важно для принятия управленческих решений знать себестоимость реализованной продукции по отдельным ее видам, в то время как для фискальных и бухгалтерских целей вполне достаточно иметь общую сумму затрат.

    Внутренний учет использует не только данные финансового учета, но и нормативную, плановую, статистическую внутрихозяйственную информацию.

    В то же время оба вида учета фокусируют внимание на издержках производства, в значительной степени определяющих эффективность хозяйствования.

    Источником информации финансового (внешнего) учета являются только данные бухгалтерского учета и элементы системы налогообложения. Исходными данными управленческого учета являются также нормы расхода материальных ресурсов, технологические карты, результаты исследований рынка и др.

    Результаты финансового учета (финансовая отчетность) представляются по установленным формам, результаты управленческого учета — по произвольной форме, удобной для внутренних пользователей.

    Измерителями финансовой информации являются денежные измерители, а управленческого учета —любые показатели, включая натуральные, трудовые, денежные.

    Объектом финансового учета является организация в целом.

    Объектами управленческого учета могут быть филиалы, обособленные подразделения организации, центры ответственности, сегменты бизнеса и др.

    Финансовые отчеты отражают информацию об уже совершившихся операциях; управленческие документы дополнительно к отчетной информации несут данные об ожидаемых будущих затратах и поступлениях.

    Финансовая отчетность составляется строго в установленные сроки, а публикуется раз в год. Управленческая информация поступает по разным направлениям деятельности тогда, когда в ней появляется необходимость.

     

     

    ЗАДАНИЕ 2

     

    Определите влияние факторов на изменение прибыли от продаж. Рассчитайте недостающие показатели в таблице. Определите тип факторной модели. Сделайте вывод.

     

    Таблица 6.2.1 – Анализ факторов на изменение прибыли от продаж

     

    Показатели  

    Прошлый год 

    Отчетный год 

    1. Выручка от продажи продукции (В), тыс.р. 

    5242 

    5900 

    2. Переменные затраты (Зпер), тыс. р. 

    2600 

    3152 

    3. Маржинальный доход (МД), тыс.р. 

    ? 

    ? 

    4. Удельный вес маржинального дохода в выручке (УВ мд), коэффициент 

    ? 

    ? 

    5. Постоянные затраты (Зпост), тыс.р. 

    983 

    1230 

    6. Прибыль от продаж (Пп), тыс.р. 

    ? 

    ? 

     

    Для расчета влияния факторов используйте следующую расчетную формулу:

    Пп= В*УВмд – Зпост

     

    РЕШЕНИЕ

     

    Маржинальный доход представляет собой выручку минус переменные затраты.

    Прибыль от продаж определяется по формуле:

    Пп= В – Зпер – Зпост.

    Расчеты ведем в вспомогательной таблице.

     

     

    Таблица Вспомогательная таблица

     

    Показатели  

    Прошлый год 

    Отчетный год 

    (+,-) 

    % 

    1. Выручка от продажи продукции (В), тыс.р. 

    5242 

    5900 

    +658 

    112,6 

    2. Переменные затраты (Зпер), тыс. р. 

    2600 

    3152 

    +552 

    <

    121,2 

    3. Маржинальный доход (МД), тыс.р. 

    2642 

    2748 

    +106 

    104,0 

    4. Удельный вес маржинального дохода в выручке (УВ мд), коэффициент 

    0,504 

    0,466 

    -0,038 

    92,5 

    5. Постоянные затраты (Зпост), тыс.р. 

    983 

    1230 

    +247 

    125,1 

    6. Прибыль от продаж (Пп), тыс.р. 

    1659 

    1518 

    -141 

    91,5 

     

    Факторная модель – трехфакторная модель

    Пп= В*УВмд – Зпост

     

    Определим влияние факторов

    Пп0= В0*УВмд0 – Зпост0 =5242*0,504 –983 = 1659 тыс.р.

    Влияние постоянных затрат

    ПпЗ0= В0*УВмд0 – Зпост1 =5242*0,504 –1230 = 1413тыс.р.

    -246 тыс.р.

    Влияние удельного веса маржинального дохода в выручке

    ПпУВ0= В0*УВмд1 – Зпост1 =5242*0,466 –1230 = 1213 тыс.р.

    -199 тыс.р.

    Влияние выручки предприятия

    Пп0= В0*УВмд1 – Зпост1 = 5900*0,466 –1230 = 1519 тыс.р.

    +306 тыс.р.

    Общее влияние факторов составляет


    DПп=-247 + (-199) +306 =-141 тыс.р.

     

    Таким образом, общее изменение прибыли предприятия составило 141 тыс. руб. Отрицательное влияние оказало снижение удельного веса маржинального дохода в выручке на 199 тыс.р. и рост постоянных затрат на 246 тыс. р. Положительный вклад дал прирост выручки от продаж на 306 тыс.р.

    ЗАДАНИЕ 3

     

    Осуществите комплексный экономический анализ деятельности предприятия. Определите характер развития предприятия, относительную экономию (перерасход) ресурса, комплексный экономический эффект, соотношение темпов прироста продукции и ресурса. Сделайте вывод.

     

    Таблица 13.1 – Анализ основных показателей предприятия

    Показатели  

    Базовый год 

    Отчетный год 

    1. Товарная продукция, тыс.р. 

    23513 

    25618 

    2. Производственный персонал, чел. 

    198 

    200 

    3. Оплата труда, тыс.р. 

    18347 

    19354 

    4. Материальные затраты, тыс.р. 

    15364 

    16892 

    5. Амортизация, тыс.р. 

    895 

    961 

    6. Основные производственные фонды 

    24312 

    25681 

    7. Оборотные средства, тыс.р. 

    2310 

    2564 

     

    Решение

     

    Расчеты производим в таблице.

    Показатели 

    Базовый год

    Отчетный год

    Абсолютный рост

    Темп роста, %

    Темп прироста, %

    1. Товарная продукция, тыс. р.

    23513 

    25618 

    +2105 

    109,0 

    +9,0 

    2. Производственный персонал, чел.

    198 

    200 

    +2 

    101,0 

    +1,0 

    3. Производительность производственного персонала (1 : 2), тыс.р./чел.

    118,8 

    128,1 

    +9,3 

    107,8 

    +7,8 

    4. Оплата труда, тыс.р. 

    18347 

    19354 

    +1007 

    105,5 

    +5,5 

    5. Материальные затраты, тыс.р.

    15634 

    16892 

    +1258 

    108,1 

    +8,1 

    Продолжение табл.

    Показатели 

    Базовый год

    Отчетный год

    Абсолютный рост

    Темп роста, %

    Темп прироста, %

    6. Материалоотдача, (1 :5) 

    0,665 

    0,659 

    -0,006 

    99,1 

    -0,9 

    7. Амортизация, тыс.р. 

    895 

    961 

    +66 

    107,4 

    +7,4 

    8. Себестоимость продукции (4 + 5 +7), тыс.р.

    34876 

    37207 

    +2331 

    106,7 

    +6,7 

    9. Прибыль (убыток) реализации (1 – 8), тыс.р.

    -11363 

    -11589 

    -226 

    102,0 

    -2,0 

    10. Рентабельность производства (9 :8), %

    -32,6 

    -31,2 

    -1,4 

     

     

    11. Рентабельность реализации (9 : 1), %

    -48,3 

    -45,2 

    -3,1 

     

     

    12. Основные производственные фонды, тыс.р.

    24312 

    25681 

    +1369 

    105,6 

    +5,6 

    13. Фондоотдача (12 : 1), р.  

    1,03 

    1,003 

    -0,027 

    97,4 

    -2,6 

    14. Фондоемкость (1 : 12), р  

    0,971 

    0,997 

    +0,026 

    102,7 

    +2,7 

    15. Фондовооруженность (12 : 2), р.

    122,8 

    128,4 

    +5,6 

    104,6 

    +4,6 

    16. Фондорентабельность (9 : 12), %

    -46,7 

    45,1 

    -1,6 

     

     

    17. Оборотные средства, тыс.р.

    2310 

    2564 

    +254 

    111,1 

    +11,1 

    18. Оборачиваемость оборотных средств (1 : 17), раз

    10,2 

    10,0 

    -0,2 

    98,0 

    -2,0 

     

    Относительная экономия персонала

     

    Эп = П1– П 0*I = 200 – 198*1,09 = 15 чел.

     

    где П1, 0 – численность персонала в отчетном и базовом периодах соответственно;

    I – индекс товарной продукции.

    Относительная экономия фонда оплаты труда

     

    Эопл.труда = З1– З 0*I = 19354 – 18347*1,09 = -644,2 тыс.р.

     

    где З1, 0 – фонд оплаты труда в отчетном и базовом периодах соответственно.

    Относительная экономия материальных затрат

     

    Эопл.труда = М1– М 0*I = 16892 – 15634*1,09 = -149,1 тыс.р.

     

    где М1, 0 – материальные затраты в отчетном и базовом периодах соответственно.

    Относительная экономия основных производственных фондов

     

    Эопл.труда = О1– О0*I = 25681 – 24312*1,09 = -819,1 тыс.р.

     

    где О1, 0 – основные производственные фонды в отчетном и базовом периодах соответственно.

    Относительная экономия оборотных средств

     

    Эопл.труда = С1– С0*I = 2564 – 2310*1,09 = 46,1 тыс.р.

    где С1, 0 – оборотные средства в отчетном и базовом периодах соответственно.

    Вывод: выпуск товарной продукции увеличился на 2105 тыс.р. (109%), производительность производственного персонала увеличилась на 9,3 тыс.р. (107,8%). Материалотдача снизилась на 0,006 р. на рубль материальных затрат, что является отрицательным фактом. Себестоимость продукции увеличилась на 2331 тыс.р. (106,7%). Рентабельность производства и рентабельность реализации, фондорентабельность представляют собой отрицательные величины, имеющие тенденцию к незначительному росту. Предприятие терпит убыток как в базовом, так и в отчетном годах, так себестоимость продукции значительно превышает объем товарной продукции. Фондоотдача имеет тенденцию к снижению, а фондоемкость увеличилась на 0,026 р. (102,7%) . Это является отрицательным фактом. Фондовооруженность увеличилась на 5,6 р. Оборачиваемость оборотных средств снизилась на 0,2 раз. Следует признать деятельность предприятия убыточным и неэффективным, нерентабельным и нуждающимся в мероприятиях по повышению эффективности деятельности, снижении себестоимости продукции путем снижения фонда оплаты труда и материальных затрат.


    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Артеменко В.Г., Белендир М.В. Финансовый анализ.–М.: Дело и сервис, 2005.
  2. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа.–М.: Финансы и статистика, 2002
  3. Донцова Л.В., Никифорова Н.А. Анализ финансовой отчетности. М., 2005.
  4. Крейнина М.Н. Финансовый менеджмент. М., 2005
  5. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия.– Мн.: Новое знание, 2002.5
  6. Шеремет А.Д., Негашев Е.В. Методика финансового анализа.–М.: ИНФРА-М, 2006.

     


     

<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 0.98MB/0.00179 sec

WordPress: 23.27MB | MySQL:124 | 1,670sec