Задачи, источники и методика анализа формирования финансовых результатов

<

091313 0456 1 Задачи, источники и методика анализа формирования финансовых результатов

1.1. Содержание, формы и принципы финансовых результатов

Финансовый результат деятельности предприятия – прибыль. Представляя собой конечный финансовый результат, прибыль является основным показателем в системе целей предприятия. Вместе с тем прибыль представляет собой весьма сложную экономическую категорию, и потому возможны различные ее определения, интерпретации, представления. В литературе описаны несколько подходов к определению прибыли. Два из них – с условными названиями: экономический и бухгалтерский – можно рассматривать как базовые.

Суть экономического подхода такова: прибыль (убыток) – это прирост (уменьшение) капитала собственников, имевший место в отчетном периоде. Прибыль, исчисленная по данному алгоритму является экономической. Сложность данного определение состоит в том, как рассчитать прибыль. Экономическую прибыль можно исчислить либо на основе динамики рыночных оценок капитала (т.е. только для компаний, котирующих свои ценные бумаги на биржах, именно в этом случае можно получить более или менее объективные данные об изменении капитала собственников), либо по данным ликвидационных балансов на начало и конец отчетного периода.

В любом случае значение подобным образом рассчитанной прибыли будет исключительно условной. Условность количественной оценки при таком подходе проявляется как в неопределенности требований к исходной базы для расчета, так и в том, что далеко не все изменения собственного капитала можно считать элементами прибыли.

Гораздо более обоснованным и реалистичным представляется бухгалтерский подход к определению прибыли, согласно которому прибыль (убыток) есть положительная (отрицательная) разница между доходами коммерческой организации, понимаемыми как приращение совокупной стоимости оценки ее активов, сопровождающееся увеличением капитала собственников, и ее расходами, принимаемыми как снижение совокупной стоимости оценки активов, сопровождающееся уменьшением капитала собственников, за исключением результатов операций, связанных с преднамеренным изменением этого капитала. Исчисленную таким образом прибыль и называют бухгалтерской.

Можно выделить два основных различая между экономическим и бухгалтерским подходами.

1) В отличие от экономического в бухгалтерском подходе четко идентифицируются элементы прибыли, т.е. виды доходов и расходов, и ведется обособленный их учет. Таким образом, всегда имеется объективная подтвержденная документально информационная база для расчета конечного финансового результата (естественно, речь идет о сделках, выполняемых в рамках действующего законодательства и потому автоматически попадающих в систему двойной записи).

2) Неодинаковая трактовка так называемых реализованных и нереализованных доходов. Представьте ситуацию, когда рыночная цена на некоторые активы предприятия (например, здание) выросла. В рамках экономического подхода собственники предприятия получили прибыль, что касается бухгалтерского подхода, то он такую прибыль признавать не спешит по многим причинам, в том числе субъективности оценок, неустойчивости подобного эфемерного результата и т.п. По мнению бухгалтера, прибыль будет иметь место лишь в том случае, если здание действительно будет продано по высокой цене. Таким образом, экономический подход не делает различая между реализованными и нереализованными доходами; напротив, бухгалтерский подход, руководствуется принципом осторожности (консерватизма), согласно которому «расходы всегда очевидны, а доходы всегда сомнительны», не спешит признавать нереализованный доход, точнее, этот доход будет признан как прибыль лишь после его реализации.

Необходимо отметить, что оба рассмотренных подхода в принципе не противоречат друг другу; более того, экономический подход полезен для понимания сущности прибыли, бухгалтерский – для понимания логики и порядка ее практического исчисления.

Прибыль является одним из ключевых индикаторов успешности финансово-хозяйственной деятельности. Поскольку факторов ее формирования, а таковыми являются отдельные виды доходов и расходов, много, возможно обособление различных показателей прибыли. Именно поэтому, характеризуя работу компании в терминах экономической эффективности, нужно уточнять, о какой прибыли идет речь. Одно из представлений взаимоувязки доходов и расходов в процессе деятельности предприятия, в результате которой как раз и удается обособить те или иные показатели прибыли. Приведено на рис. 1.

Обособление тех или иных видов прибыли осуществляется прежде всего исходя из интересов лиц, имеющих отношение к предприятию. Один из возможных подходов заключается в следующем.

В деятельности предприятия как первичной ячейки любой экономической системы, производящей некоторый вид продукции и (или) услуг, т.е. вносящей свой вклад в генерирование общих доходов страны, заинтересованы различные группы лиц. Наиболее общей их градацией является обособление четырех групп:

  • собственники предприятия;
  • работники, представленные управленческим персоналом;
  • государство, представленное налоговыми органами;
  • прочие лица (действующие и потенциальные контрагенты).

    Как следует из схемы, укрупнено алгоритм распределения совокупного текущего дохода таков: полученная коммерческой организацией выручка от реализации последовательно «расходуется» в следующем порядке: а) оплата затрат труда и материалов (материальные расходы); б) оплата процентов за пользование кредитами и займами (финансовые расходы); в) выплата налогов и обязательных платежей; г) распределение остатка между собственно предприятием (реинвестирование прибыли) и его владельцами.

    Каждое такое уменьшение приводит к получению нового показателя финансовых результатов; значимость каждого из них, как видно из схемы взаимоувязки доходов и расходов, различна для тех категорий лиц, которые заинтересованы в деятельности данной коммерческой организации.

     

    091313 0456 2 Задачи, источники и методика анализа формирования финансовых результатов

     

    091313 0456 3 Задачи, источники и методика анализа формирования финансовых результатов091313 0456 4 Задачи, источники и методика анализа формирования финансовых результатов

     

     

    091313 0456 5 Задачи, источники и методика анализа формирования финансовых результатов

    091313 0456 6 Задачи, источники и методика анализа формирования финансовых результатов

    091313 0456 7 Задачи, источники и методика анализа формирования финансовых результатов091313 0456 8 Задачи, источники и методика анализа формирования финансовых результатов

    091313 0456 9 Задачи, источники и методика анализа формирования финансовых результатов091313 0456 10 Задачи, источники и методика анализа формирования финансовых результатов

    091313 0456 11 Задачи, источники и методика анализа формирования финансовых результатов091313 0456 12 Задачи, источники и методика анализа формирования финансовых результатов

    091313 0456 13 Задачи, источники и методика анализа формирования финансовых результатов

    091313 0456 14 Задачи, источники и методика анализа формирования финансовых результатов091313 0456 15 Задачи, источники и методика анализа формирования финансовых результатов091313 0456 16 Задачи, источники и методика анализа формирования финансовых результатов

    091313 0456 17 Задачи, источники и методика анализа формирования финансовых результатов091313 0456 18 Задачи, источники и методика анализа формирования финансовых результатов091313 0456 19 Задачи, источники и методика анализа формирования финансовых результатов

     

     

    091313 0456 20 Задачи, источники и методика анализа формирования финансовых результатов091313 0456 21 Задачи, источники и методика анализа формирования финансовых результатов091313 0456 22 Задачи, источники и методика анализа формирования финансовых результатов091313 0456 23 Задачи, источники и методика анализа формирования финансовых результатов

    091313 0456 24 Задачи, источники и методика анализа формирования финансовых результатов

    091313 0456 25 Задачи, источники и методика анализа формирования финансовых результатов

    091313 0456 26 Задачи, источники и методика анализа формирования финансовых результатов

    091313 0456 27 Задачи, источники и методика анализа формирования финансовых результатов

    091313 0456 28 Задачи, источники и методика анализа формирования финансовых результатов

    091313 0456 29 Задачи, источники и методика анализа формирования финансовых результатов

    091313 0456 30 Задачи, источники и методика анализа формирования финансовых результатов091313 0456 31 Задачи, источники и методика анализа формирования финансовых результатов

     

    091313 0456 32 Задачи, источники и методика анализа формирования финансовых результатов091313 0456 33 Задачи, источники и методика анализа формирования финансовых результатов091313 0456 34 Задачи, источники и методика анализа формирования финансовых результатов091313 0456 35 Задачи, источники и методика анализа формирования финансовых результатов

     

     

    Рис. 1. Схема взаимоувязки доходов и расходов коммерческой организации

    В частности, с позиции физических и юридических лиц, ссужающих деньги предприятию на долгосрочной основе и получающих свою долю в виде процентов по ссудам и займам, наибольший интерес представляет показатель прибыли до вычета процентов и налогов; с позиции интересов государства основной финансовый показатель – прибыль до вычета налогов и обязательных платежей (налогооблагаемая прибыль), поскольку именно она служит тем источником, из которого государство получает свою долю от общих доходов предприятия; для собственников основной показатель – чистая прибыль и т.п.

    Все упомянутые формы прибыли находятся в тесной взаимосвязи между собой и их динамика не может быть разнонаправленной. В анализе большее распространение имеют относительные показатели, в частности коэффициенты рентабельности, в алгоритмах расчета которых могут использоваться различные абсолютные показатели, и поэтому грамотная интерпретация подобных коэффициентов как раз и предполагает четкое понимание информационной базы для их расчета.

    Для выявления влияния различных факторов на изменение финансовых результатов предприятия используют факторный анализ. Факторный анализ позволяет оценить влияние отдельных факторов на результативный показатель как прямым методом дробления результативного показателя на составные части, так и обратным методом, когда отдельные элементы соединяются в общий результативный показатель.

    Методы факторного анализа используются на всех этапах финансового анализа, который сопровождает формирование обобщающих показателей хозяйственной деятельности организации. В данной работе будут рассмотрены методики анализа влияния экономических факторов на финансовый результат предложенные различными авторами.

     

     

     

     

     

    1.2. Методика факторного анализа финансовых результатов Селезневой Н.Н. и Ионовой А.Ф.

     

    1.2.1. Факторный анализ прибыли

     

    Для того, чтобы сознательно и целесообразно принимать решения по наращиванию прибыли, необходимо, прежде всего, классифицировать факторы роста прибыли и параметры, количественная оценка которых позволяет оценить их влияние на этот процесс. Все факторы можно разделить на две группы.

  1. Внешние (экзогенные) факторы: рыночно-конъюктурные факторы; хозяйственно-правовые и административные факторы.
  2. Внутренние (эндогенные) факторы: материально-технические факторы; организационно-управленческие факторы; экономические факторы; социальные факторы.

    Количественную оценку перечисленных факторов производят с помощью ряда параметров, основными из которых являются:

  3. изменение отпускных цен на реализованную продукцию;
  4. изменение в объеме продукции (по базовой себестоимости);
  5. изменения в структуре реализованной продукции;
  6. экономия от снижения себестоимости продукции;
  7. изменение себестоимости за счет структурных сдвигов;
  8. изменение цен на материалы и тарифов на услуги;
  9. изменение цен на 1 руб. продукции.

    При оценке эффективности работы организации необходимо также использовать относительные показатели рентабельности, или прибыльности (доходности) организации.

    В своей методике Селезнева Н.Н. и Ионова А.Ф. предлагают провести факторный анализ прибыли на трех уровнях ее формирования по данным бухгалтерской отчетности:

  10. Факторный анализ общей бухгалтерской прибыли (прибыли до налогообложения).

    Основными задачами анализа прибыли до налогообложения являются: оценка плана (прогноза) прибыли; изучение состава и структуры прибыли в динамике; выявление и количественное измерение влияния факторов, формирующих прибыль; выявление резервов роста прибыли; разработка рекомендаций по наиболее эффективному формированию и использованию прибыли с учетом перспектив развития организации.

    В процессе анализа изучают состав и динамику прибыли отчетного года; устанавливают факторы, определяющие уровень прибыли; оценивают влияние выделенных факторов.

    На изменение прибыли влияют многие факторы. Количественно измеряют влияние факторов 1-го, 2-го и 3-го порядка (Табл. 1).

    Таблица 1

    Факторы, определяющие величину прибыли до налогообложения

    Факторы 1-го порядка

    Факторы 2-го порядка

    Факторы 3-го порядка

    Прибыль от продаж

    Объем реализованной продукции

     

    Структура реализованной продукции

    Прибыль от прочей реализации

    Полная себестоимость реализованной продукции

    Цены на продукцию

    Завышение цен

    Прибыль от прочих операций и внереализационных операций

    Доходы по ценным бумагам и от долевого участия

    Штрафы, пени

    Нарушение стандартов, технологии производства

    Прибыль и убытки прошлых лет

    Поступления списанной дебиторской задолженности

    Изменение конъюнктуры рынка

    Безвозмездная помощь

     

    Влияние факторов 1-го и 3-го порядка оценивается путем сравнения базовых и отчетных данных. Для оценки влияния факторов 2-го порядка используются методы факторного анализа, например, цепной подстановки.

  11. Факторный анализ прибыли от реализации продукции.

    Прибыль от продаж или реализации продукции характеризует абсолютную эффективность хозяйствования коммерческой организации, ее производственной, сбытовой, управленческой деятельности. Рост прибыли от реализации создает основу для расширенного воспроизводства, выполнения обязательств организацией перед бюджетом, банками и другими кредиторами.

    Изменение прибыли от реализации продукции (работ, услуг) зависит от ряда факторов, на которые, в свою очередь, влияют объем проданной продукции и ее себестоимость.

    К факторам первой группы относятся: изменение объема реализации продукции; изменение объема продукции (в оценке по плановой себестоимости); изменение объема продукции, обусловленное изменениями в структуре продукции.

    Факторы второй группы включают: экономию от снижения себестоимости продукции; экономию от снижения себестоимости продукции за счет структурных сдвигов; изменение издержек из-за динамики цен на материалы и тарифов на услуги; изменение цен на 1 руб. продукции.

    Поскольку объемы выпуска и реализации продукции могут быть исчислены как в натуральном (по видам продукции), так и в денежном выражении (сводные показатели), и на изменение этих показателей оказывают влияние достаточно большое количество факторов, в процессе анализа необходимо детально рассмотреть и оценить влияние каждого фактора.

    1. Общее изменение прибыли в результате совокупного влияния всех факторов исчисляется по формуле:

    ΔП = П1 – П0 (1)

    где П1 – прибыль отчетного года;

    П0 – прибыль базисного года.

    2.На изменение прибыли влияют следующие факторы:

    а) изменение объема продукции (при неизменной себестоимости). Расчет влияния на прибыль изменений в объеме продукции (ΔП2):

    ΔП2 = П0К1 — П0 = П01 – 1), (2)

    где К1 – коэффициент роста объема реализации продукции.

    К1 = S1,0 / S0

    где S1,0 – фактическая себестоимость реализованной продукции за отчетный период в ценах и тарифах базисного периода;

    S0 – себестоимость базисного года (периода);

    б) изменение цен на реализованную продукцию. Влияние на прибыль изменений отпускных цен на реализованную продукцию (ΔР1) рассчитывается как:

    ΔР1 = N1,0 = Σp1q1 – Σp0q1, (3)

    где Nр1 = Σp1q1 – реализация в отчетном году в ценах отчетного года (р – цена изделия; q – количество изделий);

    1,0 = Σp0q1 – реализация в отчетном году в ценах базисного года

    в) изменения в объеме продукции, обусловленные изменениями в структуре продукции (ΔР3). Их влияние рассчитывается по формуле:

    ΔР3 = Р03 – К1), (4)

    где К3 – коэффициент роста объема реализации в оценке по отпускным ценам;

    К3 = N1,0 / N0 (5)

    где N1,0 – реализация в отчетном периоде по ценам базисного периода;

    N0 – реализация в базисном периоде;

    г) экономия и снижение себестоимости продукции (ΔР2). Ее влияние на прибыль находят как:

    ΔР2 = S1,0 – S1 (6)

    где S1,0 – себестоимость реализованной продукции отчетного периода в ценах и условиях базисного периода;

    S0 – фактическая себестоимость реализованной продукции отчетного периода.

    д) изменения себестоимости за счет структурных сдвигов в составе продукции (ΔР4). Расчет влияния этого фактора имеет вид:

    ΔР4 = S0К2 – S1,0 (7)

    3. Отдельным расчетом по данным бухгалтерского учета определяется влияние на прибыль изменения цен на материалы и тарифы на услуги (ΔР5), а также экономии, вызванной нарушениями хозяйственной дисциплины (ΔР6). Сумма факторных отклонений дает общее изменение прибыли от реализации за отчетный период:

    ΔР = Р1 – Р0 = ΔР1 + ΔР2 + ΔР3 + ΔР4 + ΔР5 + ΔР6. (8)

    Расчет влияния на прибыль изменения цен реализованной продукции (ΔП1) ведется по формуле:

    ΔП1 = ΣЦ1q1 – ΣЦ0q1, (9)

    где Ц – цена изделия.

    Влияние на прибыль изменений в объеме продукции (ΔП2) в оценке по базовой себестоимости рассчитывается как:

    ΔП2 = П0К1 — П0 = П01 – 1), (10)

    Влияние на прибыль изменений в объеме продукции, обусловленных изменениями в структуре продукции (ΔП3), находят из выражения:

    ΔП3 = П02 – К1), (11)

    где К2 – коэффициент роста объема реализации в оценке по отпускным ценам,

    К2 = ΣЦ0q1 / ΣЦ0q0 (12)

    Остальные изменения прибыли происходит под влиянием экономии от снижения себестоимости и изменений себестоимости за счет структурных сдвигов в составе себестоимости.

    Прибыль от реализации продукции (работ, услуг) может быть рассчитана по следующей формуле:

    П = N – СРП, (13)

    где N – выручка от реализации продукции (работ, услуг) без налога на добавленную стоимость, акцизов (чистый объем реализации);

    СРП – затраты на производство реализованной продукции (работ, услуг) по полной себестоимости.

    Таким образом, все факторы, влияющие на себестоимость реализованной продукции, сказываются и на прибыли от реализации и на балансовой прибыли.

    Влияние на прибыль экономии от снижения себестоимости продукции (ΔПС) имеет вид:

    ΔПС = С2,1 – С2, (14)

    где С2,1 – себестоимость реализованной продукции анализируемого периода, рассчитанная в ценах и условиях базисного периода;

    С2 – фактическая себестоимость реализованной продукции анализируемого периода.

    Влияние на прибыль изменений в объеме продукции (ΔПоб.пр), т.е. собственно объема продукции в оценке по плановой (базовой) себестоимости:

    ΔПоб.пр = ПбК1 – Пб = Пб1 – 1), (15)

    где Пб – прибыль базисного периода;

    К1 – коэффициент роста объема реализации продукции, который равен отношению С2,1 / С2.

    Расчет влияния на прибыль изменений себестоимости за счет структурных сдвигов в составе продукции (ΔПс.сд):

    ΔПс.сд = С1К2 – С2,1 (16)

    Отдельным расчетом определяется влияние на прибыль изменения цен на материалы и прочие ресурсы (который приведен выше), а также причин, связанных с нарушением хозяйственной дисциплины. Оценка влияния на прибыль нарушений хозяйственной дисциплины проводится с помощью анализа отклонений, образовавшихся вследствие нарушения стандартов, технических условий, невыполнения плана мероприятий по охране труда, технике безопасности и т.п.

    Общее изменение затрат на 1 руб. продукции выражается разницей между базисной полной себестоимостью фактически реализованной продукции и фактической себестоимостью, исчисленной с учетом перечисленных выше факторов.

    На основе выполненных расчетов определяется общее изменение прибыли от реализации за анализируемый период, которое представляет собой сумму отклонений по отдельным факторам.

  12. Факторный анализ чистой прибыли (прибыли после налогообложения).

    Направления использования чистой прибыли определяются организацией самостоятельно. За ее счет создается резервный капитал; происходит образование фондов накопления и потребления; производятся выплаты дивидендов, социальные выплаты работникам и перечисления на благотворительные и иные цели.

    Методом цепной подстановки определяют влияние основных факторов на динамику чистой прибыли.

     

    1.2.2. Методы факторного анализа показателей рентабельности

     

    Методы факторного анализа показателей рентабельности предусматривают разложение исходных формул расчета показателя по качественным и количественным характеристикам интенсификации производства и повышения эффективности хозяйственной деятельности.

    При этом применяют ряд моделей рентабельности:

    1) Двухфакторная модель рентабельности продукции, где оценивается влияние: объема от реализации; себестоимости реализованной продукции.

    2) Трехфакторная модель рентабельности производственных фондов, когда находят влияние: рентабельности продаж; фондоемкости производства продукции; оборачиваемости оборотных средств.

    3) Пятифакторная модель рентабельности производственных фондов, где можно оценить влияние: фондоемкости производства продукции; оборачиваемости оборотных средств; материалоемкости производства продукции; зарплатоемкости продукции; амортизациоемкости продукции.

    В целом факторные модели рентабельности раскрывают важнейшие причинно-следственные связи между показателями финансового состояния и финансовыми результатами, они используются при прогнозировании финансовой устойчивости организации.    

    1.3. Методика факторного анализа финансовых результатов

    Шеремета А.Д. и Негашева Е.В.

     

    1.3.1. Формирование и оценка факторов чистой прибыли

     

    Финансовый результат деятельности предприятия за отчетный период характеризуется системой взаимосвязанных отчетных показателей. К ним относятся: валовая прибыль, прибыль от продаж, прибыль до налогообложения, прибыль от обычной деятельности, чистая прибыль.

    Формула расчета каждого из абсолютных показателей финансовых результатов задает направление анализа показателя, поскольку содержит набор наиболее важных влияющих на него факторов. Рассмотрим систему последовательных вычислительных процедур для определения показателей финансовых результатов предприятия, конечным итогом которой является показатель чистой прибыли.

    1) Расчет чистой прибыли:

    Рвал = Nпрод — Sпрод, (17)

    где Nпрод – выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг(без НДС, акцизов и т.д.)

    Sпрод – себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг.

    Факторный анализ изменения валовой прибыли в отчетном периоде по сравнению с предыдущим проводится по формуле:

    ΔРвал = ΔNпрод — ΔSпрод, (18)

    Данная формула означает, что изменение валовой прибыли предприятия равно разности изменений выручки от продажи и себестоимости проданных товаров, продукции, работ, услуг.

    2) Расчет прибыли от продаж:

    Рпрод = Рвал — Sком — Sупр, (19)

    где Sком – коммерческие расходы;

    Sупр – управленческие расходы.

    Эта формула отражает расчет показателя прибыли от продаж на основе значения показателя валовой прибыли. В случае расчета прибыли от продаж на основе исходного показателя получаем удлиненный (четырехфакторный) вариант расчетной модели:

    Рпрод = Nпрод — Sпрод — Sком — Sупр. (20)

    Факторный анализ изменения прибыли от продаж в отчетном периоде по сравнению с предыдущими проводится по одной из формул (в зависимости от выбранного набора факторов):

    ΔРпрод = ΔРвал — ΔSком — ΔSупр, (21)

    ΔРпрод = ΔNпрод — ΔSпрод — ΔSком — ΔSупр. (22)

    3) Расчет прибыли до налогообложения:

    Рдо нал = Рпрод + Ропер + Рвнереал, (23)

    Рдо нал = Nпрод — Sпрод — Sком — Sупр + Ропер + Рвнереал, (24)

    где Ропер – сальдо операционных доходов и расходов,

    Рвнереал – сальдо внереализационных доходов и расходов.

    Факторный анализ изменения прибыли до налогообложения в отчетном периоде по сравнению с предыдущим проводится по формулам:

    ΔРдо нал = ΔРпрод + ΔРопер + ΔРвнереал,

    ΔРдо нал = ΔNпрод — ΔSпрод — ΔSком — ΔSупр + ΔРопер + ΔРвнереал.

    4) Расчет прибыли от обычной деятельности:

    Роб = Рдо нал – Gнал,

    где Gнал – налог на прибыль иные аналогичные обязательные платежи

    Роб = Nпрод — Sпрод — Sком — Sупр + Ропер + Рвнереал — Gнал.

    Факторный анализ изменения прибыли от обычной деятельности в отчетном периоде по сравнению с предыдущими проводится по одной из формул (в зависимости от выбранного набора факторов):

    ΔРоб = ΔРдо нал – ΔGнал,

    ΔРоб = ΔNпрод — ΔSпрод — ΔSком — ΔSупр + ΔРопер + ΔРвнереал — ΔGнал.

    5) Расчет чистой прибыли:

    Рч = Роб – Рчрезв,

    Рч = Nпрод — Sпрод — Sком — Sупр + Ропер + Рвнереал — Gнал — Рчрезв.

    Чистая прибыль является итоговым показателем формы №2 «Отчет о прибылях и убытках». Именно чистая прибыль выступает в качестве основного источника пополнения собственного капитала, расширения масштабов деятельности предприятия и повышения его финансовой устойчивости. Для расчета чистой прибыли можно использовать еще одну формулу, показывающую основные факторы ее формирования:

    Рч = Рпрод – Ропер – Рвнереал – Gнал — Рчрезв.

    Факторный анализ изменения чистой прибыли в отчетном периоде по сравнению с предыдущими проводится по одной из формул:

    ΔРч = ΔРоб – ΔРчрезв,

    ΔРч = ΔNпрод — ΔSпрод — ΔSком — ΔSупр + ΔРопер + ΔРвнереал — ΔGнал – ΔРчрезв.

    ΔРч = ΔРпрод – ΔРопер – ΔРвнереал – ΔGнал – ΔРчрезв.

    Факторный анализ на основе последней формулы дает обобщенную картину влияния финансовых результатов различных видов деятельности на его конечный результат.

    Дальнейший анализ финансовых результатов деятельности предприятия должен быть направлен на более детальное изучение каждого основного фактора чистой прибыли. Для этого необходимо рассмотреть содержательную структуру доходов и расходов, на основе чего осуществляется факторный анализ финансовых результатов на более глубоком уровне детализации.

     

    1.3.2. Анализ факторов прибыли от продаж

     

    Прибыль от продаж – наиболее важный фактор формирования чистой прибыли предприятия. При нормальных условиях осуществления основных видов деятельности прибыль от продаж имеет, как правило, наибольший удельный вес в составе чистой прибыли. Поэтому анализ прибыли от продаж имеет первостепенное значение

    Рпрод = Рвал — Sком — Sупр,

    Рпрод = Nпрод — Sпрод — Sком — Sупр.

    Данные модели достаточны для проведения начального этапа анализа прибыли от продаж, в ходе которого выясняются укрупненные факторы прибыли от продаж. Более глубокая детализация факторного анализа достигается за счет раскрытия структуры укрупненных факторов: выручки от продаж, себестоимости продаж, коммерческих и управленческих расходов (последние три фактора являются составными частями расходов по обычным видам деятельности).

    При формировании расходов по обычным видам деятельности должна быть обеспечена их группировка по следующим элементам: материальные затраты; затраты на оплату труда; отчисления на социальные нужды; амортизация; прочие затраты.

    В результате раскрытия структуры укрупненных факторов осуществляется детализация факторного анализа: изменение каждого укрупненного фактора, влияющее на изменение прибыли от продаж, представляется в виде суммы изменений элементов, из которых состоит фактор. Процедура разукрупнения факторов прибыли от продаж описывается следующими формулами:

    ΔSпрод = ΔS1прод + ΔS2прод + ΔS3прод + ΔS4прод + ΔS5прод,

    ΔSком = ΔS1ком + ΔS2ком + ΔS3ком + ΔS4ком + ΔS5ком,

    ΔSупр = ΔS1упр + ΔS2упр + ΔS3упр + ΔS4упр + ΔS5упр.

    где числовыми индексами помечены следующие элементы укрупненных факторов: материальные затраты; затраты на оплату труда; отчисления на социальные нужды; амортизация; прочие затраты.

    В ходе детализированного факторного анализа выясняется, какие из элементов укрупненных факторов оказались наибольшее влияние на изменение укрупненного фактора и тем самым – на изменение прибыли от продаж. На основании приведенных выше моделей возможно формирование нового набора укрупненных факторов: суммированием, например, материальных затрат в составе себестоимости продаж, коммерческих и управленческих расходов находят общую величину материальных затрат, учитываемую при определении прибыли от продаж. Факторный набор в разрезе элементов расходов по обычным видам деятельности формируется по следующим формулам:

    ΔS1 = ΔS1прод + ΔS1ком + ΔS1упр,

    ΔS2 = ΔS2прод + ΔS2ком + ΔS2упр,

    ΔS3 = ΔS3прод + ΔS3ком + ΔS3упр,

    ΔS4 = ΔS4прод + ΔS4ком + Δ4упр,

    ΔS5 = ΔS5прод + ΔS5ком + ΔS5упр.

    где ΔS1 – общее изменение материальных затрат в отчетном периоде по сравнению с предыдущим в составе расходов по обычным видам деятельности, учитываемым при определении прибыли от продаж;

    ΔS2 – общее изменение затрат на оплату труда;

    ΔS3 – общее изменение отчислений на социальные нужды;

    ΔS4 – общее изменение амортизации;

    ΔS5 – общее изменение прочих затрат.

    В случае использования элементов расходов по обычным видам деятельности в качестве укрупненных факторов прибыли от продаж модель факторного анализа имеет следующий вид:

    ΔРпрод = ΔNпрод – ΔS1 – ΔS2 – ΔS3 – ΔS4 – ΔS5.

    Факторный анализ, проводимый по данной модели, позволяет определить, изменение какого элемента расходов по обычным видам деятельности оказало наибольшее влияние на изменение прибыли от продаж.

    Детализация факторного анализа прибыли от продаж может выражаться также в определении структур укрупненных факторов в разрезе основных видов деятельности или групп однородных товаров, продукции, работ, услуг, реализуемых предприятием. Для проведения такого факторного анализа необходима организация соответствующего аналитического учета на бухгалтерских счетах, на которых накапливается информация об указанных укрупненных факторах. При наличии необходимых аналитических данных детализация факторного анализа может осуществляться в разрезе наименований всего ассортимента реализуемых товаров, продукции, работ, услуг. В результате такого предельного детализированного факторного анализа выясняется, какие наименования ассортимента вносят наибольший положительный (или отрицательный) вклад в получаемую предприятием прибыль от продаж, какими факторами обусловлен этот вклад и как эти факторы влияют на совокупное изменение прибыли от продаж.

    Детализированный факторный анализ позволяет определить, насколько эффективен с точки зрения влияния на прибыль от продаж ассортимент реализуемых предприятием товаров, продукции, работ, услуг, и принять управленческое решение о корректировке ассортимента (удаления из него малоприбыльных или убыточных наименований) либо о корректировки величин элементов затрат в плановом периоде.

    Методики факторного анализа финансовых результатов представленные Селезневой Н.Н., Ионовой А.Ф. и Шереметом А.Д., Негашевым Е.В. дополняют друг друга и являются основой для практического анализа влияния факторов на финансовый результат.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    2. ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИССЛЕДУЕМОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

     

    Пансионат «Приветливый берег»  расположен на берегу моря, в центре курортной зоны, построен в 1991г., территория 7 га, охраняемая, корпус рассчитан на 500 мест, функционирует круглый год. Ежегодно в номерах проводится косметический ремонт. Уникальный курорт Геленджик расположен в юго-западной части Краснодарского края на берегу Черного моря. Природа одарила Геленджик благоприятными условиями для отдыха и лечения: теплое море, чистый воздух, обилие солнечных дней, минеральные источники, теплый климат с умеренной влажностью.

    Адрес: Россия, Краснодарский край, г. Геленджик, ул. Луначарского, 133, пансионат «Приветливый Берег».

    Целями деятельности Общества являются извлечение прибыли и расширение рынка товаров услуг.

    Предметом деятельности Общества является:

    – оптовая, розничная, комиссионная торговля;

    – торгово-закупочная деятельность;

    – оптовая торговля стройматериалами;

    – оптовая торговля инструментами;

    – оказание бытовых услуг населению;

    – посредническая деятельность;

    – изготовление строительных материалов и конструкций;

    – производство и переработка продукции с/хозяйства и продукции рыбного хозяйства;

    – производство и закупка у населения с/х и другой продукции за наличный расчет;

    – монтаж технологического оборудования;

    – строительство холодильных камер;

    – снабженческо-сбытовая деятельность;

    – рекламные и рекламно-выставочные услуги, проведение презентаций;

    – оказание экспертных, консультативных, представительских и рекламных услуг в сфере строительства, сельского хозяйства, экологии, туризма;

    – реализация продукции полученной по бартеру;

    – строительство промышленных и гражданских объектов;

    – услуги по ремонту и техническому обслуживанию автотранспортных средств;

    – организация АЗС;

    – складские услуги;

    – оганизация стоянок;

    – заготовка и переработка древесины;

    – общественное питание;

    – внешнеэкономическая деятельность;

    – монтаж, наладка, обслуживание теплотехнического и газового оборудования;

    – монтаж, наладка систем вентиляции и кондиционирования воздуха;

    Основным видом деятельности является санаторно-курортная деятельность.

    Все вышеперечисленные виды деятельности осуществляются в соответствии с действующим законодательством РФ. В то же время в Уставе предприятия отмечено, что отдельными видами деятельности, перечень которых определяется специальными Федеральными законами. Общество может заниматься только при получении специального разрешения (лицензии).

    Предприятие имеет гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые осуществления любых видов деятельности, не запрещенных действующим законодательством и его Уставом.

    Рассматривая правовое положение ЗАО, отметим, что оно является коммерческой организацией и имеет целью своей деятельности получение прибыли, является самостоятельным юридическим лицом и имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе действует на основании Устава и действующего законодательства.

    ЗАО имеет расчетные счета в кредитных учреждениях.

    Предприятие имеет собственную круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке и указание на место его нахождения, а также – штампы и бланки со своим наименованием, собственную эмблему и другие средства визуальной идентификации.

    Для достижения целей своей деятельности ЗАО «Приветливый берег» вправе нести обязанности, осуществить любые имущественные и личные неимущественные права, от своего имени совершать любые допустимые законом сделки, быть истцом и ответчиком в суде.

    Основные экономические показатели предприятия ЗАО «Приветливый Берег» и их анализ представлен в табл. 1.

     

    Таблица 1

    Основные технико-экономические показатели ООО «Приветливый Берег», тыс руб.

    Показатель

    2004 г

    2005 г

    Выручка (нетто)

    24800

    31496

    Себестоимость

    24148

    29046

    Валовая прибыль

    652

    2450

    Прибыль (убыток) от продаж

    652

    2450

    Прочие операционные доходы

    453

    2384

    Прочие операционные расходы

    2381

    4218

    Внереализационные доходы

    740

    470

    Внереализационные расходы

    1836

    5966

    Прибыль (убыток) до налогообложения

    -2372

    -4880

    Отложенные налоговые активы

    502

    148

    Отложенные налоговые обязательства

    152

    92

    Текущий налог на прибыль

    193

    Чистая прибыль (нераспределенная прибыль (убыток) отчетного периода)

    -2022

    -5313

    Средняя численность персонала, чел.

    341

    352

    Производительность труда, тыс. руб./чел

    72,73

    89,48

    Среднегодовая стоимость основных средств

    36167

    35543

     

     

    Проанализировав основные показатели хозяйственной деятельности предприятия, следует отметить следующее. Выручка на исследуемом предприятии составила 24800 тыс. руб. в 2004 г. и выросла до 31496 тыс. руб. в 2005 г. Валовая прибыль увеличилась с 652 тыс.руб. в 2004 г. до 2450 тыс. руб. в 2005 г.

    Прочие операционные доходы выросли с 453 тыс. руб. в 2004 г. до 2384 тыс. руб. в следующем 2005 году. Внереализационные расходы составили 1836 тыс. руб. в 2004 г. и 5966 тыс. руб. в 2005 г. У предприятия присутствуют отложенные налоговые активы в размере 502 тыс. руб. (на 2004 г.) и 148 тыс. руб. (на 2005 г.), есть отложенные налоговые обязательства в размере 152 тыс. руб. в 2004 г. и 92 тыс. руб. в 2005 г. Текущий налог на прибыль присутствовал только в 2005 г. и был равен 193 тыс. руб. Предприятием получен убыток в сумме 2022 тыс. руб. в 2004 г. и 5313 тыс. руб. в следующем 2005 г. Следует отметить, что среднесписочная численность персонала составила в 2004 г. всего 341 человек и 5313 тыс. руб. в 2005 г. Производительность труда равна 72,73 тыс. руб./чел. в 2004 г. и 89,48 тыс. руб./чел. в 2005 г. Среднегодовая стоимость основных средств составляет 36167 тыс. руб. на 2004 г. и 35543 тыс. руб. в следующем году.

    В целом деятельность исследуемого предприятия следует оценить как малоэффективную и убыточную.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    3. АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ НА ИССЛЕДУЕМОМ ПРЕДПРИЯТИИ

     

    3.1. Анализ состава и динамики прибыли

     

    Финансовый результат деятельности предприятия выражается в изменении величины его собственного капитала за отчетный период. Способность предприятия обеспечить неуклонный рост собственного капитала может быть оценена системой показателей финансовых результатов. Обобщенно наиболее важные показатели финансовых результатов деятельности предприятия представлены в форме № 2 годовой и квартальной бухгалтерской отчетности.

    Показатели финансовых результатов (прибыли) характеризуют абсолютную эффективность хозяйствования предприятия по всем направлениям его деятельности: производственной, сбытовой, снабженческой, финансовой и инвестиционной. Они составляют основу экономического развития предприятия и укрепления его финансовых отношений со всеми участниками коммерческого дела.

    Рост прибыли создает финансовую базу для самофинансирования, расширенного воспроизводства, решения проблем социального и материального поощрения персонала. Прибыль является также важнейшим источником формирования доходов бюджета (федерального, республиканского, местного) и погашения долговых обязательств организации перед банками, другими кредиторами и инвесторами. Таким образом, показатели прибыли являются важнейшими в системе оценки результативности и деловых качеств предприятия, степени его надежности и финансового благополучия как партнера.

    Основные экономические показатели предприятия ЗАО «Приветливый берег» и их анализ представлен в табл. 2. Анализ каждого слагаемого прибыли предприятия имеет не абстрактный, а вполне конкретный характер, потому что позволяет учредителям и акционерам, администрации выбрать наиболее важные направления активизации деятельности организации.

    Таблица 2

    Анализ прибыли предприятия ЗАО «Приветливый берег», тыс. руб.

     

     

    Наименование показателя

     

    2004г.

     

    2005 г.

     

    (+,-)

    Уровень в % к выручке

    2004 г.

    Уровень в % к выручке

    2005 г.

    Откло-нение уровня

    1

    3

    4

    5=3-4

    6

    7

    8=6-7

    Выручка (нетто)

    24800

    31496

    +6696

    100

    100

    Себестоимость

    24148

    29046

    +4898

    97,37

    92,22

    -5,15

    Валовая прибыль

    652

    2450

    +1798

    2,63

    7,78

    5,15

    Прибыль (убыток) от продаж

    652

    2450

    +1798

    2,63

    7,78

    5,15

    Прочие операционные доходы

    453

    2384

    +1931

    1,83

    9,61

    7,78

    Прочие операционные расходы

    2381

    4218

    +1837

    9,6

    <

    13,39

    3,79

    Внереализационные доходы

    740

    470

    -270

    2,98

    1,49

    -1,49

    Внереализационные расходы

    1836

    5966

    +4130

    7,4

    18,94

    11,54

    Прибыль (убыток) до налогообложения

    -2372

    -4880

    +2508

    9,56

    15,49

    5,93

    Отложенные налоговые активы

    502

    148

    -354

    2,02

    0,47

    -1,55

    Отложенные налоговые обязательства

    152

    92

    -60

    0,61

    0,29

    -0,32

    Текущий налог на прибыль

    193

    +193

    0,61

    +0,61

    Чистая прибыль (нераспределенная прибыль (убыток) отчетного периода)

    -2022

    -5313

    +3291

    8,15

    16,87

    8,72

     

    Как видим на предприятии наблюдается рост выручки от реализации на 6696 тыс. руб. Себестоимость реализованных услуг (работ, товаров) выросла на 4898 тыс. руб. На предприятии наблюдается рост валовой прибыли и прибыли от продаж на 1798 тыс. руб. Прочие операционные доходы увеличились на 1931 тыс. руб. Прочие операционные расходы также выросли за исследуемые период на 1837 тыс. руб. Внереализационные доходы снизились на 270 тыс. руб. В то же время внереализационные расходы выросли на 4130 тыс. руб. Прибыль до налогообложения выросла на 2508 тыс. руб. Отложенные налоговые активы снизились на 354 тыс. руб. Отложенные налоговый обязательства снизились на 60 тыс. руб. Текущий налог на прибыль присутствует только в 2005 г. и равен 193 тыс. руб. Чистый убыток отчетного периода вырос на 3291 тыс. руб.

    Отметим также, что в структуре выручки от реализации довольно значительную долю занимает себестоимость от реализации – 97,37% в 2004 г. и 92,22% в следующем году. Произошло изменение в структуре – снижение доли себестоимости на 5,15%. Валовая прибыль и прибыль от продаж составляли в 2004 г. всего 2,63%, то к концу года удельная доля данного показателя увеличилась на 5,15% и составила 7,78%. Наблюдается довольно значительное изменение в структуре выручки от реализации. Так прочие операционные доходы увеличили свою долю на 7,78% и составили 1,83% в 2004 г. и 9,61% в следующем 2005 годом. Несколько вырос удельный вес прочих операционных расходов с 9,6% в 2004 г. до 13,39%. Прирост составил 3,79%. Доля внереализационных расходов увеличилась на 11,54% и данный показатель в 2005 г. составил 18,94%. Доля отложенных активов снизилась на 1,55%, а доля отложенных налоговых обязательств снизилась на 0,32%. Чистый убыток отчетного составила в удельной структуре выручки от реализации 16,87% в 2004 г. и почти в два раза снизился до 8,72%.

    Для анализа динамики прибыли (убытка) ЗАО «Приветливый берег» за последние годы составляем табл. 3.

    Таблица 3

    Динамика прибыли ЗАО «Приветливый берег» за исследуемый период, тыс. руб.

     

    Показатель

    По годам

    Отклонение

    в %

    2004

    2005

    Выручка

    24800

    31496

    +6696

    127,0

    Валовая прибыль

    652

    2450

    +1798

    375,8

    Уровень валовой прибыли от продаж, %

    2,6

    7,8

    +5,2

    Прибыль от продаж

    652

    2450

    +1798

    375,8

    Уровень прибыль от продаж, %

    2,6

    7,8

    +5,2

    Прибыль до налогообложения

    2372

    4880

    +2508

    205,7

    Уровень убытка до налогообложения, %

    -9,6

    -15,5

    -5,9

    Налог на прибыль

    193

    +193

    100

    Убыток от обычной деятельности

    2022

    5313

    +3291

    262,8

    Чистая рентабельность, %

    -8,2

    -16,9

    -8,7

     

    Как видим, уровень валовой прибыли увеличился на 5,2%, уровень прибыли до налогообложения увеличился на 5,9%. Чистая уменьшилась на 8,7%.

    Таким образом, предприятие малоэффективно и нерентабельно.

    Перейдем к анализу выполнения план по валовой прибыли исследуемого предприятия проводим в табл. 4.

     

    Таблица 4

    Анализа выполнения плана по валовой прибыли ЗАО «Приветливый берег» за исследуемый период, тыс. руб.

     

     

     

     

    Год

    Товарооборот в действующих ценах

    Сумма прибыли, тыс. руб.

    Средний уровень валовой прибыли в % к обороту

    Отклонение от плана

     

     

    план

     

     

    факти-чески

     

     

    отклоне-

    ние от плана

     

     

    план

     

     

    факти-чески

     

     

    % выполнения плана

     

     

    план

     

     

    факти-чески

     

     

    отклоне-

    ние от плана

     

     

    всего

    В том числе за счет изменения

    объема товарооборота (гр. 4 * гр. 8 : 100)

    Уровня валового дохода (гр. 3*гр. 10 : 100)

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    10

    11

    12

    13

    2004 г.

    26000

    24800

    -1200

    700

    652

    93,2

    2,69

    2,63

    -0,06

    -48

    -32,3

    -15,7

    2005 г.

    30000

    31896

    +1896

    1500

    2450

    163,3

    5

    7,78

    +2,78

    +950

    94,8

    855,2

     

 

 

 

Проанализировав табл. 4 можно сделать следующий вывод. На отклонение валовой прибыли повлияло в 2004 году отрицательно оба фактора – как изменение объема товарооборота на 32,3 тыс. руб. и 15,7 тыс. руб. за счет изменения уровня валового дохода. В 2005 г. фактическая валовая прибыль превысила плановое значение на 950 тыс. руб., в том числе за счет изменения объема товарооборота на 94,8 тыс. руб. и на 855,2 тыс. руб. за счет изменения уровня валового дохода.

 

3.2. Анализ финансовых результатов от обычных видов деятельности

 

Как было уже установлено в теоретической части работы, прибыль и рентабельность хозяйственно-финансовой деятельности современного предприятия являются комплексными показателями работы торговых организаций. На эти факторы оказывают влияние значительное количество факторов, порою действующих в разных направлениях. Одни факторы оказывают положительное влияние, а другие, наоборот, уменьшают прибыль. Эти факторы необходимо сгруппировать таким образом, чтобы с меньшими затратами времени произвести их анализ. Все многообразие факторов, влияющих на прибыль в торговле, можно свести к следующим основным: динамика и степень выполнения прогнозного объема товарооборота (или насколько выполнен товарооборот предшествующего периода); объем товарооборота; структура товарооборота; размер валового дохода; величина издержек обращения (расходов на продажу). С учетом данных положений составим вспомогательную табл. 5.

Таблица 5

Финансовые результаты деятельности ЗАО «Приветливый берег», тыс. руб.

 

Показатель

 

2004 г.

 

2005 г.

Абс. отклонение

Темп изменения, %

Выручка от продаж

24800

31496

+6696

127

Валовой доход

652

2450

+1798

375,8

Уровень валового дохода, %

2,6

7,8

+5,2

 

Продолжение табл. 5

 

Показатель

 

2004 г.

 

2005 г.

Абс. отклонение

Темп изменения, %

Уровень рентабельности продаж, %

2,6

7,8

+5,2

Прочие операционные доходы

453

2384

+1931

526,3

Прочие операционные расходы

2381

4218

+1837

177,2

Внереализационные доходы

740

470

-270

63,5

Внереализационные расходы

1836

5966

+4130

325,0

Убыток до налогообложения

2372

4880

+2508

205,7

Отложенные налоговые активы

502

148

-354

29,5

Отложенные налоговые обязательства

152

92

-60

60,5

Текущий налог на прибыль

193

+193

+100

Прибыль (убыток) от обычной деятельности

2022

5313

+3291

262,8

Уровень убытка товарообороту, %

-8,2

-16,9

-8,7

 

 

Оценим влияние факторов на чистую прибыль и рентабельность:

1) изменение объема товарооборота в текущих ценах рассчитывается по формуле:

091313 0456 36 Задачи, источники и методика анализа формирования финансовых результатов

где

091313 0456 37 Задачи, источники и методика анализа формирования финансовых результатов– изменение прибыли за счет изменения размера товарооборота;

Т2005,, Т2004 – товарооборот в отчетный и предшествующий год;

R2004
– уровень рентабельности предшествующего года.

Получаем

 

091313 0456 38 Задачи, источники и методика анализа формирования финансовых результатов тыс. руб.

2) изменение в структуре товарооборота (объема продаж) оказывают различное влияние на прибыль и рентабельность, что связанно с различным уровнем рентабельности продаж различных видов продукции и предоставляемых услуг в санаторно-курортных учреждениях в, а в данной отрасли деятельности очень затруднительно исчислить рентабельность отдельных товаров, продуктов и услуг;

3) влияние среднего уровня валового дохода на прибыль определяется путем умножения суммы товарооборота отчетного периода Т2005 на разность между уровнем валовой дохода отчетного и предшествующего периода У2005 и У2003, полученное произведение делится на сто процентов:

 

091313 0456 39 Задачи, источники и методика анализа формирования финансовых результатов

 

091313 0456 40 Задачи, источники и методика анализа формирования финансовых результатовтыс. руб.

 

Следует заметить, что с увеличением уровня валового дохода прибыль увеличивается и наоборот.

Изменение уровня издержек обращения оказывает обратное влияние на сумму прибыли. Увеличение расходов снижает прибыль, а уменьшение – увеличивает ее.

Для определения влияния расходов на продажу на прибыль следует товарооборот отчетного периода умножить на величину отклонения расходов от предшествующего, полученное произведение разделить на сто процентов.

 

091313 0456 41 Задачи, источники и методика анализа формирования финансовых результатов

 

На исследуемом предприятии нет издержек обращения и не представляется возможным проанализировать влияние данного показателя на величину прибыли от продаж.

Общее влияние факторов представим в табл. 6.

 

Таблица 6

Влияние факторов на сумму и уровень прибыли ЗАО «Приветливый берег», тыс. руб.

 

Факторы

Сумма влияния, тыс. руб.

Удельный вес влияния, %

Выручка от продаж

+174,1

5,2

Валовой доход

+1623,9

49,3

Итого на прибыль от продаж

1798

54,6

Прочие операционные доходы

+1931

+58,7

Прочие операционные расходы

-1837

-55,8

Внереализационные доходы

-270

8,2

Внереализационные расходы

-4130

125,5

Прибыль (убыток) до налогообложения

-2508

76,2

Отложенные налоговые обязательства

-60

1,8

Отложенные налоговые активы

-354

10,8

Текущий налог на прибыль

193

5,9

Прибыль (убыток) от обычной деятельности

-3291

100

 

Таким положительное влияние на финансовый результат деятельности исследуемого предприятия оказали прочие операционные доходы (+1931 тыс. руб.), а следующие факторы привели к возникновению убытка от деятельности предприятия – прочие операционные расходы в сумме 1837 тыс. руб., внереализационные доходы в сумме -270 тыс. руб., внереализационные расходы в сумме – 4130 тыс. руб., отложенные налоговые обязательства в размере -60 тыс. руб., отложенные налоговые активы в сумме 354 тыс. руб., текущий налог на прибыль в сумме 193 тыс. руб. В совокупности указанные факторы привели к возникновению и роста убытка от деятельности предприятия на -3291 тыс. руб.

 

 

3.3. Анализ среднереализационных цен

 

Основную часть прибыли предприятия получают от реализации продукции и услуг. В процессе анализа изучаются динамика, выполнение плана прибыли от реализации продукции и определяются факторы изменения ее суммы.

Объем реализации продукции может оказывать положительное и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к пропорциональному увеличению прибыли. Если же продукция является убыточной, то при увеличении объема реализации происходит уменьшение суммы прибыли.

Структура товарной продукции может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Если увеличится доля более рентабельных видов продукции в общем объеме ее реализации, то сумма прибыли возрастет и, наоборот, при увеличении удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции общая сумма прибыли уменьшится.

Себестоимость продукции и прибыль находятся в обратно пропорциональной зависимости: снижение себестоимости приводит к соответствующему росту суммы прибыли, и наоборот.

Изменение уровня среднереализационных цен и величина прибыли находятся в прямо пропорциональной зависимости: при увеличении уровня цен сумма прибыли возрастает, и наоборот.

Для расчета влияния вышеперечисленных факторов на сумму прибыли составим вспомогательную табл. 7.

Таблица 7

Исходные данные для факторного анализа прибыли от реализации

путевок на ЗАО «Приветливый берег», тыс. руб.

 

 

Показатель

 

 

 

2004 г.

Базовый, пересчитанный на фактический объем продаж

 

 

 

2005 г..

Отпускная цена за 1 ед. путевки, руб

16423,8

16243,8

22337,6

Себестоимость 1 ед. путевки руб.

15992,1

15992,1

20600

Объем реализации, шт.

1510

1410

1410

Выручка от реализации продукции, тыс. руб.

24800

22903,8

31496

Полная себестоимость реализованных путевок (З), тыс. руб.

24148

22548,8

29046

Валовая прибыль от реализации (П)

652

355

2450

 

В отчетном году наблюдается рост прибыли на 1798 тыс. руб. или 375,8%.

Рассчитаем влияние фактора «Выручка от продажи».

Следует заметить, что расчет влияния этого фактора нужно разложить на две части. Так как выручка организации – это произведение количества и цены реализуемой продукции, то сначала рассчитаем влияние на прибыль от продаж цены, по которой продавалась продукция или товары, а затем рассчитаем влияние на прибыль изменения физической массы проданной продукции.

Из табл. 7 можно определить снижение выручки от продажи продукции в отчетном году по сравнению с прошедшим периодом за счет изменения объема продаж составил 22903,8 – 24800 = -1896,2 тыс. руб.

Выручка от продажи продукции в отчетном периоде по сравнению с прошедшим годом увеличилась за счет цены на 091313 0456 42 Задачи, источники и методика анализа формирования финансовых результатов= 31496 – 22903,8 = +8592,2 тыс. руб.

Таким образом, рост выручки в отчетном году на 6696 тыс. руб. получился за счет роста цены и отрицательного влияния сокращения выпуска реализации.

Для определения степени влияния изменения цены на изменение суммы прибыли от продажи необходимо сделать следующий расчет:

091313 0456 43 Задачи, источники и методика анализа формирования финансовых результатов тыс. руб.

где Rp0 –рентабельность продаж в 2004 году

Таким образом, рост цен на продукцию в отчетном периоде по сравнению с прошедшим периодом привел к увеличению суммы прибыли от продажи на 223,4 тыс. руб.

Влияние на сумму прибыли от продажи изменения количество проданной продукции рассчитываем по формуле:

091313 0456 44 Задачи, источники и методика анализа формирования финансовых результатовтыс. руб.

Таким образом, влияние получилось отрицательным, т.е. в результате сокращения в отчетном периоде объема полученной выручки в сопоставимых ценах сумма прибыли от продажи уменьшилась на 49,3 тыс. руб., потому что на выручку помимо цены влияет и количество реализуемой продукции товаров.

Рассчитаем влияние фактора «Себестоимость продукции» на величину прибыли:

091313 0456 45 Задачи, источники и методика анализа формирования финансовых результатовтыс. руб.

где Yс1 и Yс2
– соответственно уровни себестоимости в 2005 и 2004 годах, определяемые из табл. 2.

В данном расчете следует учитывать то, что себестоимость в отчетном периоде увечилась на 4898 тыс. руб., а уровень ее по отношению к выручке от продажи уменьшилась на 5,15%. Это привело к снижению прибыли на 1622 тыс. руб.

Остальные показатели – факторы от прочей операционной и внерерализационной деятельности и чрезвычайные – тоже оказали определенноеь влияние на прибыль, как факторы хозяйственной сферы. Их влияние можно определить по графе 5 табл. 2 (абсолютные отклонения). Все показатели нужно разделить на факторы прямого и обратного влияния по отношению к прибыли. На какую величину увеличивается (уменьшается) показатель-фактор «прямого действия», на такую же сумму увеличивается (уменьшается) прибыль. Факторы «обратного действия» (расходы) влияют на сумму прибыли противоположным образом.

Таким образом, можно обобщить влияние факторов, воздействующих на прибыль от продажи, и, следовательно, на прибыль отчетного периода.

 

Таблица 8

Сводная таблица факторов, влияющих на чистую прибыль 2005 года

Показатели-факторы

Сумма, тыс. руб.

1. Количество проданной продукции (работ, услуг)

-1896,2

2. Изменение цен на реализованную продукцию (работ, услуг)

+8592,2

3. Себестоимость проданной продукции, товаров, работ, услуг

-1622

4. Прочие операционные доходы

+1931

5. Прочие операционные расходы

-1837

Внереализационные доходы

-270

Внереализационные расходы

-4130

Отложенные налоговые обязательства

-60

Отложенные налоговые активы

-354

Текущий налог на прибыль

193

Совокупное влияние факторов

-3291

 

Итак, рассчитано совокупное влияние различных хозяйственных, так и нехозяйственных факторов на формирование чистой прибыли в 2005 году на исследуемом предприятии.

По результатам факторного анализа можно оценить качество прибыли. Качество прибыли от основной деятельности признается высоким, если ее увеличение обусловлено ростом объема продаж, снижением себестоимости продукции. Низкое качество прибыли характеризуется ростом цен на продукцию без увеличения физического объема продаж и снижения затрат на рубль продукции.

На анализируемом предприятии сумма прибыли возросла в основном за счет роста цен на выпускаемую продукцию и снижение реализуемых путевок. А убыток возник из-за высокой величины прочих и внереализационных доходов.

 

3.4. Анализ финансовых результатов от прочих видов деятельности

 

Выполнение плана прибыли в значительной степени зависит от финансовых результатов деятельности, не связанных с реализации продукции. Это прежде всего операционные и внереализационные доходы и расходы.

Для анализа составляем табл. 9

 

Таблица 9

Динамика прочих операционных и внереализационных доходов и расходов, тыс.руб.

 

Наименование показателя

 

 

2004г

 

 

2005г

Отклонение

(+,-)

Темп роста, %

Прочие операционные доходы

453

2384

+1931

526,3

Прочие внереализационные доходы

740

470

-270

157,5

Всего операционных и внереализационных доходов

1193

2854

+1661

239,2

Прочие операционные расходы

2381

4218

+1837

17,2

Прочие внереализационные расходы

1836

5966

+4130

325,0

Всего операционных расходов

6603

15892

+9289

240,7

ИТОГО

-5410

-13038

 

Как видно из данной таблицы, общий финансовый результат от операционной и финансовой деятельности имеет отрицательный результат, как в 2004 году, так и в 2005 г. Операционные и внереализационные доходы выросли на 1661 тыс. руб. Операционные расходы увеличились значительно больше – на 9289 тыс. руб. В целом операционные и внереализационные расходы значительно превышает операционные и внереализационные доходы – на 9289 тыс. руб. (240,7%).

 

 

3.5. Анализ рентабельности деятельности предприятия

 

Финансовый результат деятельности предприятия выражается в изменении величины его собственного капитала за отчетный период. Способность предприятия обеспечить неуклонный рост собственного капитала может быть оценена системой показателей финансовых результатов. Обобщенно наиболее важные показатели финансовых результатов деятельности предприятия представлены в форме № 2 годовой и квартальной бухгалтерской отчетности.

Показатели финансовых результатов (прибыли) характеризуют абсолютную эффективность хозяйствования предприятия по всем направлениям его деятельности: производственной, сбытовой, снабженческой, финансовой и инвестиционной. Они составляют основу экономического развития предприятия и укрепления его финансовых отношений со всеми участниками коммерческого дела.

Среди финансовых показателей непосредственно характеризующих деятельность предприятия выделяют систему показателей, к которым относят: рентабельность продаж, бухгалтерскую рентабельность от обычной деятельности, чистая рентабельность, экономическая рентабельность, рентабельность собственного капитала, а также частные показатели: валовая рентабельность, затратоотдача, рентабельность перманентного капитала, коэффициент устойчивости экономического роста.

В странах с развитыми рыночными отношениями обычно ежегодно торговой палатой, промышленными ассоциациями или правительством публикуется информация о «нормальных» значениях показателей рентабельности. Следует отметить, что в странах с развитыми рыночными отношениями обычно ежегодно торговой палатой, промышленными ассоциациями или правительством публикуется информация о «нормальных» значениях показателей рентабельности. Сопоставление своих показателей с их допустимыми величинами позволяет сделать вывод о состоянии финансового положения предприятия.

Валовая рентабельность (R6) отражает величину валовой прибыли в каждом рубле реализованной продукции (работ, услуг). В зарубежной практике этот показатель называется маржинальным доходом (коммерческой маржей).

Особый интерес для внешней оценки результативности финансово-хозяйственной деятельности организации представляет анализ не таких традиционных показателей прибыльности как затратоотдача (R6), которая показывает, сколько прибыли от продажи приходится на 1 рубль затрат. Более информативным является анализ рентабельности активов (R4) и рентабельности собственного капитала (R5).

Чтобы оценить результаты деятельности организации в целом и проанализировать ее сильные и слабые стороны, необходимо синтезировать показатели, причем таким образом, чтобы выявить причинно-следственные связи, влияющие на финансовое положение и его компоненты.

Одним из синтетических показателей экономической деятельности организации в целом является экономическая рентабельность (показатель R4 в табл. 4), его еще принято называть рентабельностью активов. Это самый общий показатель, отвечающий на вопрос, сколько прибыли организация получает в расчете на рубль своего имущества. От его уровня, и частности, зависит размер дивидендов на акции в акционерных обществах.

Таблица 10

Показатели, характеризующие рентабельность предприятия


п/п

Наименование показателя

Способ расчета

Пояснения

1

Рентабельность продаж

091313 0456 46 Задачи, источники и методика анализа формирования финансовых результатов

091313 0456 47 Задачи, источники и методика анализа формирования финансовых результатов

Показывает, сколько прибыли приходится на единицу реализованной продукции

2

Бухгалтерская рентабельность от обычной деятельности

091313 0456 48 Задачи, источники и методика анализа формирования финансовых результатов

091313 0456 49 Задачи, источники и методика анализа формирования финансовых результатов

Показывает уровень прибыли после выплаты налога

3

Чистая рентабельность

091313 0456 50 Задачи, источники и методика анализа формирования финансовых результатов

091313 0456 51 Задачи, источники и методика анализа формирования финансовых результатов

Показывает, сколько чистой прибыли приходится ан единицу выручки

 

Продолжение табл. 10


п/п

Наименование показателя

Способ расчета

Пояснения

4

Экономическая рентабельность

091313 0456 52 Задачи, источники и методика анализа формирования финансовых результатов

091313 0456 53 Задачи, источники и методика анализа формирования финансовых результатов

Показывает эффективность использования всего имущества организации

5

Рентабельность собственного капитала

091313 0456 54 Задачи, источники и методика анализа формирования финансовых результатов

091313 0456 55 Задачи, источники и методика анализа формирования финансовых результатов

Показывает эффективность использования собственного капитала. Динамика R6 оказывает влияние на уровень котировки акций

Частные показатели

6

Валовая рентабельность

091313 0456 56 Задачи, источники и методика анализа формирования финансовых результатов

091313 0456 57 Задачи, источники и методика анализа формирования финансовых результатов

Показывает, сколько валовой прибыли приходится на единицу выручки

7

Затратоотдача

091313 0456 58 Задачи, источники и методика анализа формирования финансовых результатов

091313 0456 59 Задачи, источники и методика анализа формирования финансовых результатов

Показывает, сколько прибыли от продажи приходится на 1 тыс. руб. затрат

8

Рентабельность перманентного капитала

091313 0456 60 Задачи, источники и методика анализа формирования финансовых результатов

091313 0456 61 Задачи, источники и методика анализа формирования финансовых результатов

Показывает эффективность использования капитала, вложенного в деятельность организации на длительный срок

9

Коэффициент устойчивости экономического роста

091313 0456 62 Задачи, источники и методика анализа формирования финансовых результатов

091313 0456 63 Задачи, источники и методика анализа формирования финансовых результатов

Показывает, какими темпами увеличивается собственный капитал за счет финансово-хозяйственной деятельности

 

В показателе рентабельности активов (R4) результат теку щей деятельности анализируемого периода (прибыль) сопоставляется с имеющимися у организации основными и оборотными средствами (активами).

С помощью тех же активов организация будет получать прибыль и в последующие периоды деятельности. Прибыль же является, главным образом (почти па 98%), результатом от продажи продукции (работ, услуг). Выручка от продажи — показатель, напрямую связанный со стоимостью активов: он складывается из натурального объема и цен продажи, а натуральный объем производства и продажи определяется стоимостью имущества.

Рентабельность активов может повышаться при неизменной рентабельности продаж и росте объема реализации, опережающем увеличение стоимости активов, т. е. ускорении оборачиваемости активов (ресурсоотдачи). И наоборот, при неизменной ресурсоотдаче рентабельность активов может расти и за счет роста бухгалтерской (до налогообложения) рентабельности.

На основании приведенных формул расчета рассчитаем показатели рентабельности исследуемого предприятия и полученные результат проанализируем по табл. 11.

Таблица 11

Анализ показателей рентабельности исследуемого предприятия

Наименование показателя

2004 г

2005 г

Отклонение (+,-)

Рентабельность продаж

2,63

7,78

+5,15

Бухгалтерская рентабельность от обычной деятельности

-8,15

-16,87

-8,72

Чистая рентабельность

-8,15

-16,87

-8,72

Экономическая рентабельность

-4,94

-12,23

-7,29

Рентабельность собственного капитала

-5,43

-15,03

-9,6

Частные показатели

Валовая рентабельность

2,63

7,78

+5,15

Затратоотдача

2,7

8,44

+5,74

Рентабельность перманентного капитала

-10,6

-29,98

-19,38

 

Как видим, рентабельность продаж имеет положительную величину как в 2004, так и в последующем 2005 г. При этом наблюдается рост данного показателя на 5,15%. Следовательно, основная деятельность исследуемого пансионата ЗАО «Приветливый берег» довольна прибыльна и рентабельна. Бухгалтерская рентабельность от обычной деятельности имеет отрицательную величину и имеет тенденцию к снижению (-8,72%), что является крайне негативным и свидетельствует об убыточности деятельности предприятия. Чистая рентабельность предприятия имеет тенденцию к снижению (-7,29%) и имеет отрицательное значение как в 2004 г. (-8,15%), так и в 2005 г. (-16,87%). Экономическая рентабельность показывает убыточность как в 2004г, так и в следующем году и говорит об неэффективности использования всего имущества организации.

Валовая рентабельность свидетельствует о том что на каждый рубль выручки приходится 2,63 коп. прибыли (в 2004 г.), а в 2005 г. данный показатель увеличился на 5,15 коп и составляет 7,78 коп/рубль. Затратоотдача также положительна и показывает что на каждую одну тысячу затрат приходилось в 2004 г. всего 2,7 руб. прибыли и 8,44 руб. в 2005 г. Рентабельность перманентного капитала имеет отрицательную величину и снижается в 2005 г. до -29,98% и свдетельствует об неэффективности использования капитала, вложенного в деятельность организации на длительный срок.

В целом деятельность предприятия от обычного вида деятельности положительна, а общая деятельность организации убыточно и нерентабельно.

 

3.6. Анализ распределения и использования прибыли

 

 

Нераспределенная прибыль используется в соответствии с Уставом предприятия. За счет ее выплачиваются дивиденды акционерам предприятия, создаются фонды накопления, потребления, резервный фонд, часть прибыли направляется на пополнение собственного оборотного капитала и на другие цели.

В процессе анализа необходимо изучить выполнение плана по использованию нераспределенной прибыли, для чего фактические данные об использовании прибыли по всем направлениям сравнивают с данными плана и выясняют причины отклонения от плана по каждому направлению использования прибыли.

Исследуемое предприятие убыточно и не имеет средств к распределению по собственным фондам.


 

<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 1.21MB/0.00177 sec

WordPress: 24.62MB | MySQL:116 | 3,987sec