БЕЗРАБОТИЦА В СИСТЕМЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ

<

012315 1501 1 БЕЗРАБОТИЦА В СИСТЕМЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙВ условиях перехода к рыночным отношениям и развития кризисных явлений в экономике не только обострились существовавшие ранее проблемы занятости населения, но и появились новые, связанные с изменением потребностей предприятий в рабочей силе, статусом самого работника, появлением реальной и скрытой безработицы, отсутствием надлежащего учета этих явлений. Все это затрудняет изучение проблем рынка труда, усложняет возможности эффективного противодействия росту безработицы, поддержания занятости, обеспечения социальной защиты граждан.

Достижение высокого уровня занятости — одна из основных целей макроэкономической политики государства. Экономическая система, создающая дополнительное количество рабочих мест, ставит задачу увеличить количество общественного продукта и тем самым в большей степени удовлетворить материальные потребности населения. При неполном использовании имеющихся ресурсов рабочей силы система работает не достигая границы своих производственных возможностей. Немалый урон безработица наносит и жизненным интересам людей, не давая им приложить свое умение в том роде деятельности, в каком человек может наибольшим образом проявить себя, или же лишая их таковой возможности, из-за чего люди переносят серьезный психологический стресс. Из вышесказанного можно сделать вывод, что показатели занятости населения и безработицы являются одними из ключевых показателей макроэкономики, которые служат для оценки эффективности и выявления основных тенденций функционирования и развития рыночных отношений в контексте общего состояния экономики страны. Сложность и неоднозначность ситуации с безработицей в нашей стране и определяют актуальность темы курсовой работы.

Практическая значимость исследования предлагаемой темы курсовой работы состоит в том, что анализ механизмов развития безработицы в данный период развития российской переходной экономики, являющейся одной из причин высокой социальной напряженности в обществе, позволяет выработать основные направления государственной политики повышения занятости.

Новизна темы исследования определяется тем, что в данной курсовой работы исследуются теоретические вопросы обоснования государственного регулирования занятости в условиях переходной экономики

Степень разработанности – данной теме посвящено довольно значительное количество монографических исследования, учебных пособий, в которых рассматриваются различные аспекты теории и практики российского рынка труда, проблемы занятости и безработицы.

Цель
работы – исследовать проблемы безработицы занятости населения в государстве, определить пути повышения уровня занятости.

Задачи исследования:

– анализ безработицы в системе экономических отношений;

– рассмотреть обоснование необходимости регулирования занятости;

— анализ состояния рынка труда в Российский Федерации и проблемы его регулирования.

Объект
исследования – безработица и занятость в условиях рыночной экономики.

Предмет исследования – регулирование занятости как область экономических отношений.

Теоретической базой исследования являются работы таких авторов, как Балцйкий Е., Бестужев-Лада И.В., Борисов Е.Ф., Бузгалин А.В., Волынский Г., Горбачев Ж., Дикарева А. А., Любимов Л. Л., Кейнс Дж. М., Мальтус Т., Маркс К., Монусова Г., Мэнкью Г., Соболева И., Павленков В.А., Соколинский В.М., Стендинг Г., Фишер С., Хайек Ф., Ясин Е. и др.

 

1.1. Понятие, показатели и виды безработицы. Естественный уровень безработицы

 

Безработица является неотъемлемым элементом рынка труда. Безработица представляет собой социально-экономическое явление, при котором часть трудоспособного населения не может найти работу, становится относительно избыточной, пополняя резервную армию труда.

Безработица усиливается во время экономических кризисов и последующих депрессий в результате резкого сокращения спроса на рабочую силу.

По определению международной организации труда, безработным является лицо, которое хочет и может работать, но не имеет рабочего места [13].

Первую попытку выяснить сущность и причины безработицы предпринял английский экономист Т.Мальтус. Он объяснял ее появление слишком быстрым ростом населения, который опережал увеличение количества средств к существованию. Причину такого явления он видел в вечном биологическом законе, присущим всем живым существам – размножаться быстрее, нежели возрастает количество средств к существованию [14]. Эта теория с определенными модификациями существует и сегодня. Средством преодоления безработицы Мальтус и неомальтузианцы считают войны, эпидемии, сознательное ограничение рождаемости и др. Основными недостатками этой теории является, во-первых, рассмотрение человека только как биологического существа, игнорирование его социальной сущности. Во-вторых, Мальтус и его последователи игнорировали МТП, возможность обеспечения опережающего роста производства предметов потребления в результате использования достижений науки и техники. В третьих, выводы данной теории не подтвердила практика [14, C. 184].

В свою очередь, марксистская теория объясняет безработицу капиталистическими способами производства, прежде всего знаками конкурентной борьбы, вынуждающей капиталистов увеличивать инвестиции, совершенствовать технику, что обусловливает относительное увеличение расходов на средства производства по сравнению с расходами на рабочую силу, ведет к росту органического строения капитала. Последнее также связано с циклическими процессами накопления капитала и особенностями воспроизводства. В марксистской теории это получило название всеобщего закона капиталистического накопления. Его сущность состоит в растущей поляризации капиталистического общества, наличии внутренне необходимых, устойчивых связей между увеличением объемов функционирующего капитала, общественного богатства, производительной силы труда пролетариата, с одной стороны, и ростом относительной промышленной резервной армии, перенаселением, нищетой и т.д. Составными элементами данного закона являются капиталистический закон накопления и капиталистический закон народонаселения. Основными формами проявления всеобщего закона капиталистического накопления являются абсолютное и относительное обнищание [16].

В середине 50-х годов возникла технологическая теория безработицы, согласно которой ее причинами являются прогресс техники, технические изменения в производстве, особенно случайные. Бороться с безработицей следует через ограничение технологического прогресса, его замедления.

В то же время, наиболее распространенной в наше время является кейнсианская теория безработицы, согласно которой ее причиной является недостаточный спрос на товары, обусловленный склонностью людей к сбережению и недостаточными стимулами к инвестициям. Кейнсианцы доказывали, что ликвидировать безработицу можно стимулированием государством спроса и инвестиций. Особая роль в увеличении инвестиций отводилась снижению процента за кредит. Средством борьбы с безработицей Дж.Кейнс, считал увеличение инвестиций, которые могли идти на расширение общественных работ и даже на военные расходы [12].

Среди перечисленных теорий наиболее обоснованной является теория, которая объясняет безработицу, а точнее причины ее возникновения всеобщим законом капиталистического накопления. Именно она позволяет выявить диалектическое единство причин, связанных как с технологическим способом производства, так и его общественной формой (отношениями экономической собственности). В первом случае такой причиной выступает прогресс техники, который обусловливает опережающий рост спроса на средства производства по сравнению со спросом на рабочую силу. Этим объясняется и ограниченная технологическая теория безработицы. Поиск причин безработицы должен быть дополнен анализом общественной формы – условий конкурентной борьбы, особенностей капиталистического накопления, которые делают безработицу неизбежной, поскольку она является основным резервом для удовлетворения дополнительного спроса на рабочую силу в период подъема. При этом она выступает в качестве важного фактора давления на работников при снижении заработной платы.

Наряду с отмеченными системными причинами безработица может быть также вызвана комплексом иных причин, связанных со структурными изменениями в экономике, неравномерного развития производительных сил в народном хозяйстве и отдельных регионах, с постоянным прогрессом техники, особенно его революционной формой – НТР, диспропорциональностью развития экономики, ограниченностью спроса на товары и услуги, наконец, с элементарным поиском работниками новых рабочих мест, где выше заработная плата, более содержательная работа и т.д. В зависимости от условий данные причины безработицы могут выступать в качестве основных, поскольку закон капиталистического накопления не носит всеобщего характера, т.к. действует не во всех общественно-экономических формациях и даже не на протяжении всего периода существования капитализма [34, C. 254].

На основании данных о занятости (З) и безработицы определяется уровень безработицы. Уровень безработицы (Уб) – удельный вес численности безработных в численности экономически активного населения (Эа). Этот уровень определяется по формуле:

Уб = (Эа – З) / Эа * 100. (2)

Различают фрикционную, институциональную, добровольную, технологическую, структурную, региональную, циклическую, «конверсионную», скрытую, «экономическую» и молодежную, а также застойную [30].

Фрикционная безработица. Экономисты используют термин фрикционная безработица в отношении работников, которые ищут работу или ждут получения работы в ближайшем будущем [14, C. 187]. Определение «фрикционная» точно отражает суть явления: рынок труда функционирует неповоротливо, не приводя в соответствие количество работников и рабочих мест.

Добровольная безработица. Среди трудоспособного населения всегда найдутся достаточно обеспеченные люди, которые временно не работают. Других не удовлетворяют размеры заработной платы.

Структурная безработица наблюдается во всех странах и во многом определяет ситуацию на российском рынке рабочей силы из-за отсталости сельского хозяйства; высокого уровня милитаризации экономики; гипертрофированию развития отраслей тяжелой промышленности; узкой специализации многих предприятий, импортировавших сырье и комплектующие детали из ближнего и дальнего зарубежья. Учитывая значительный процент физического и морального износа оборудования на этих предприятиях, понятны возможные масштабы структурной безработицы.

Структурная безработица отличается от фрикционной большей продолжительностью (обычно более шести месяцев подряд) и характерна для работников, имеющих низкую квалификацию или устаревшую профессию, а также охватывает население экономически отсталых районов [17, C. 21].

Циклическая безработица вызывается спадом производства, обусловлена сменой фаз деловой активности. Циклическая безработица тесно связана с уменьшением реального ВНП и высвобождения части рабочей силы, что ведет к росту числа безработных. Следует различать также действующую и фиктивную безработицу.

Скрытая безработица или неполная занятость, обусловлена недоразвитостью рыночных отношений. Основные признаки скрытой безработицы явная недозанятость работников, т.е. люди заняты неполный рабочий день или находятся в вынужденном отпуске и т.д..

Застойная безработица отмечается продолжительностью, охватывает людей, утративших навыки квалифицированного и результативного труда.

Каждый из рассмотренных видов безработицы наряду с экономическим содержанием имеет определенной социальное. В совокупности они определяют не только экономические характеристики рабочей силы на рынке труда, но и социальное положение в обществе ее носителей — субъектов социально-трудовых отношений.

Таким образом безработица является характерной чертой рыночной экономики. Надо отметить, что «полная занятость»
не означает полного отсутствия безработицы. Уровень безработицы (естественный уровень безработицы) при полной занятости достигается в том случае, когда циклическая безработица равна нулю.

Естественный уровень безработицы – это такая ситуация на рынке труда, при которой спрос на труд и предложение труда совпадают. К естественной безработице относятся фрикционная и структурная, т. е. нечто неизбежное, объективно обусловленное. Все другие виды безработицы можно рассматривать как прямое недоиспользование трудовых ресурсов.

Естественный уровень безработицы позволяет определить потенциальный ВНП, т. е. такой объем валового национального продукта, который можно произвести в условиях естественного уровня занятости.

 

1.2. Концепции занятости и их сравнительный анализ

 

Большинство ученных трактуют занятость как деятельность людей. А. Э. Котшер отрицает такую трактовку занятости: «В отличие от труда занятость не деятельность, а общественное отношение между людьми по поводу включения работника в конкретную операцию труда на определенном рабочем месте» [24, C. 66].

Первая концепция занятости была выдвинута в рамках классического направления экономической теории, созданной А.Смитом и развиваемой в дальнейшем его последователями.

А.Смит выдвинул теорию так называемой «невидимой руки», существо которой состояло в том, что рыночная капиталистическая экономика обладает механизмом автоматического саморегулирования (конкуренция, рыночный спрос и предложение, колебания цен, заработной платы, прибыли, процентных ставок по кредитам и т.п.), который естественным образом, без вмешательства извне, обеспечивает равновесие в экономике и полную занятость населения [24, C. 66].

Наиболее последовательно это направление развивалось французским экономистом Ж.-Б.Сэем. Суть его взглядов, получивших название закона Сэя, состоит в том, что спрос и предложение товаров в рыночной экономике взаимно уравновешиваются, обеспечивая доходы, которые расходуются на закупку всех произведенных товаров. Сбережения «компенсируются» инвестициями, которые требуют дополнительной занятости и соответствующих дополнительных доходов, направляемых на закупку остальных товаров, в результате чего имеет место полная занятость населения [24, C. 68].

Из этого следует, что классическое направление экономической науки, вплоть до современных его последователей, исповедует полную занятость как норму рыночной капиталистической экономики. Поскольку закон Сэя действует, уровень производства и занятости уравновешиваются.

Т. Мальтус выдвинул свой «закон народонаселения». Мальтус утверждал, что законы природы вызывают неизбежную диспропорциональность между темпами роста населения и темпами роста производимых людьми средств их существования. Поскольку население увеличивается в геометрической прогрессии, а производство средств их существования — в арифметической, считал Мальтус, то образуется абсолютный излишек населения. Отсюда — бедственное положение и невозможность обеспечить полную занятость населения. Диспропорциональность, по Мальтусу, устраняется истреблением людей природными катаклизмами, войнами, эпидемиями, различного рода катастрофами и т.п. Мальтузианство в его различных вариантах получило широкое распространение и в настоящее время (теория «золотого миллиарда» и т.п.) [15].

К.Маркс, создав учение о всеобщем законе капиталистического накопления выдвинул иную точку зрения. Маркс считал, что жесткая конкуренция и желание получить прибыль вынуждают капиталиста-предпринимателя все возрастающую часть своих доходов (прибылей) вкладывать (инвестировать) в расширение своего дела. Однако это расширение на неизменной технической основе сопровождается пропорциональным увеличением спроса на рабочее население и ведет в конечном счете к такому росту цены труда (заработной платы), которая начинает превышать стоимость рабочей силы, а разница между ценой и стоимостью рабочей силы может покрываться только за счет прибыли, что ограничивает накопление капитала, противореча его интересам, поскольку уменьшается размер прибыли, идущей на накопление, вынуждая предпринимателей под давлением конкуренции принимать меры по уменьшению спроса на рынке труда [16].

Такими мерами являются инвестиции (капитальные вложения, т.е. накопление капитала) на базе технических усовершенствований, повышающих производительность труда и тем самым уменьшающих спрос на рабочую силу. Новые капитальные вложения с использованием более производительного оборудования сокращают спрос на новую дополнительную рабочую силу, а обновление устаревшего оборудования более производительными средствами производства высвобождает часть занятой рабочей силы, которая становится излишней.

В итоге, уменьшая привлечение новой и выталкивая часть занятой рабочей силы, капитал сокращает спрос на рынке труда до такой степени, что образуется безработица, т.е. то, что Маркс называет относительным перенаселением, или резервной армией труда. Наличие ее Маркс считал необходимым и неизбежным для капитализма, а устранение этого порока он связывал только с переходом от капитализма к социализму [16].

В 1936 г. появляется книга Д. Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег», в которой автор подчеркивает, что наиболее значительными пороками рыночного саморегулирования является его неспособность обеспечить полную занятость населения, а также произвольное, несправедливое распределение богатства и доходов [12].

Однако в отличие от Маркса, Кейнс не считал устранение капитализма средством обеспечения полной занятости. Он предлагал лишь усовершенствовать механизм рыночного саморегулирования и частного предпринимательства, который, по его мнению, нуждается в обуздании и руководстве со стороны государства, — это «единственное» практически возможное средство избежать полного разрушения существующей рыночной экономики и условие успешной деятельности частного предпринимательства [12].

С этой целью, считал Кейнс, государство разрабатывает программу занятости, социальной защиты безработных и помощи той части населения, которая находится за чертой бедности. Чтобы повысить уровень занятости, государство должно проводить финансово-кредитную политику, обеспечивающую предпринимателям выгодные условия вложения капитала в создание дополнительных и сохранение существующих рабочих мест. Увеличивая за счет своих расходов платежеспособный спрос населения, государство увеличивает денежное обращение, и снижая ставки процентов по кредитам, делает выгодным брать кредиты для дополнительных капитальных вложений, повышающих уровень занятости.

Однако уже в середине XX в. рецепты Д. Кейнса оказались недостаточными в борьбе с безработицей. Если в середине 60-х гг. XX в. уровень безработицы в развитых странах колебался в пределах 3—4%, то в 80—90-е гг. он достиг 6— 8%.

В общем, занятость населения – это показатель обеспеченности его трудоспособной части работой, выполнение которой дает доход, т.е. заработную плату, предпринимательскую прибыль и др.

Экономическая занятость имеет следующие характеристики:

  • общественно-полезной деятельностью людей по производству материальных благ и услуг (причем не только материальные, но и духовные, культурные, социальные услуги), благодаря этому занятость служит удовлетворению личных и общественных потребностей;
  • обеспечение деятельности конкретным рабочим местом, что позволяет трудящемуся реализовать свои физические и духовные способности к труду; отсюда важное значение для занятости имеет сбалансированность трудовых ресурсов с количеством рабочих мест в количественном и качественном аспектах;
  • занятость является источником дохода в виде заработной платы, прибыли и в других формах, где доход может выражаться в денежной и натуральной формах.

Таким образом экономическая занятость – это общественно-полезная деятельность по производству общественного продукта, подкрепленная конкретными рабочими местами и служащая источником дохода.

2. ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗАНЯТОСТИ

 

2.1. Последствия безработицы для национальной экономики

 

В любом обществе безработица всегда связана с определенными экономическими и социальными издержками. Экономические потери общества измеряются стоимостью непроизведенных товаров и услуг, сокращением налоговых поступлений в государственный бюджет, ростом затрат на выплату пособий по безработице, содержание значительного аппарата государственных органов по труду, занятости и социальному обеспечению.

Происходит обесценивание, недоиспользование накопленного научно-образовательного потенциала общества, ухудшается качество жизни безработных и членов их семей. Уменьшается доля экономически активного населения в результате негативных изменений в уровне рождаемости, повышение смертности, снижение средней продолжительности жизни, усиления оттока наиболее квалифицированных кадров за рубеж.

Прежде всего следует заметить, что безработица является типичным социально-экономическим явлением для рыночной формы производственной деятельности, которая выражается в том, что часть экономически активного населения по независящим от нее причинам не имеет работы и заработка.

Основным показателям безработицы является ее уровень, т.е. процентное отношение незанятых к рабочей силе, к которой не относятся студенты, пенсионеры, заключенные, а также юноши и девушки до 16 лет.

Английский экономист Филлипс в конце 50-х годов обнаружил зависимость между нормой безработицы и приростом заработной платы. Анализируя данные более чем за сто лет, он пришел к выводу, что существует некий уровень безработицы (6–7 %), при котором уровень заработной платы постоянен и ее прирост равен нулю. Когда безработица снижается ниже этого естественного уровня, наблюдается более быстрый прирост зарплаты, и наоборот. В дальнейшем, используя тезис о сильной корреляционной взаимосвязи между ростом зарплаты и ценами, данная закономерность была преобразована во взаимосвязь безработицы и темпов роста цен (инфляции) [36, C. 258]. Внешний вид кривой Филлипса представлен на рис. 2.

 

 

 

 

012315 1501 2 БЕЗРАБОТИЦА В СИСТЕМЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ

Кривая Филлипса показывает, что между безработицей и инфляцией существует стабильная и предсказуемая обратная связь. Это подтверждает и кейнсианский тезис о том, что инфляция может быть высокой только при незначительном уровне безработицы, и наоборот. В экономике существует уровень занятости, при котором цены практически не растут [36, C. 259].

Кривая Филлипса достаточно хорошо подтверждалась эмпирическими исследованиями статистических показателей ведущих стран в 50– 60 годы. В это время в экономике многих стран была достигнута полная занятость. По мере проведения мероприятий, нацеленных на дальнейший рост производства и сокращение безработицы, рост цен ускорялся, и наоборот —снижение темпов инфляции сопровождалось увеличением безработицы.

Существуют различные объяснения существования обратной связи между инфляцией и безработицей. Частично она объясняется негибкостью рынка труда. Последний представляет собой множество индивидуализированных рынков, имеющих сегментированный характер по структуре занятости, квалификации, местоположению и т. п. Данное обстоятельство приводит к тому, что по мере продвижения экономики к полной занятости на одних сегментах рынка труда безработица будет сохраняться практически без изменения, в то время как на других — неудовлетворенный спрос. В них будет происходить рост зарплаты, приводящий к увеличению издержек и росту цен. Макроэкономическим результатом этого процесса будет ускорение инфляции.

Другое объяснение кривой Филлипса заключается в том, что производителям и трудящимся (особенно монополиям) легче добиваться повышения цен и заработной платы в периоды роста экономики. Высокая безработица вынуждает работающих по найму соглашаться на меньшую зарплату, что разрывает инфляционную спираль «зарплата-цены». Кроме того, плохая экономическая конъюнктура препятствует желанию производителей повышать цены. В противоположной ситуации, по мере приближения к полной занятости, происходит рост спроса на дополнительные факторы производства. Следствием этого становится рост зарплаты, обгоняющий рост производительности труда. Раскручивается инфляционная спираль «зарплата-цены». Кроме того, во времена экономического подъема монополиям легче повышать цены на продукцию. Результатом этих процессов будет ускорение темпов инфляции.

Сущность кривой Филлипса наглядно представляется с помощью анализа кривых совокупного спроса и предложения. Рост совокупного спроса в экономике углубляет существующие и создает новые диспропорции в экономике, психологически увеличивает ограниченность ресурсов. В результате с ростом спроса усиливается инфляция. Чем больше прирост совокупного спроса и чем ближе экономика находится к уровню полной занятости, тем сильнее будут расти цены.

Существует двоякое отношение к кривой Филлипса. В рамках первого подхода кривая Филлипса рассматривается как экономический закон. Это означает, что одновременно в стране не может быть сильной инфляции и высокой безработицы. С помощью различного сочетания инструментов государственного регулирования можно добиться любого сочетания уровней инфляции и безработицы, соответствующих различным точкам кривой. Значит, возможно свободное движение вверх и вниз по кривой. Выбор точки определяется существующей экономической ситуацией, а также социально-политическими ориентирами правительства.

Второй подход к кривой Филлипса отрицает постоянство и устойчивость взаимосвязи между инфляцией и безработицей. В экономике можно добиться наиболее высокого уровня занятости при заданных темпах умеренной инфляции. Конфликт целей — сдерживать инфляцию или безработицу — преодолевается, если удастся сдвинуть кривую Филлипса влево-вниз.

Анализируя динамику инфляции и безработицы 70– 80-х годов, можно сделать вывод, что связь между ними оказалась очень нестабильной. Во времена экономических кризисов одновременно росли как цены, так и безработица. Такая экономическая ситуация получила название стагфляция (экономический застой при одновременной инфляции), или слампфляция (сочетание инфляции и резкого экономического спада). Полученные в это время данные о взаимосвязи инфляции и безработицы приводят к двум выводам: или кривая Филлипса сдвинулась вправо вверх и теперь каждому уровню инфляции соответствует возросший уровень безработицы, или связь между этими явлениями отсутствует.

В настоящее время большинство экономистов признает в краткосрочном плане традиционный вид кривой Филлипса и практически полное отсутствие взаимосвязи на долгосрочном временном интервале. Зависимость между темпами инфляции и уровнем безработицы можно выразить с помощью уравнения:

 

Р = Ре + b(U –U*) + ΔAS (3)

где Р – темп инфляции;

Ре – ожидаемый темп инфляции;

U – уровень фактической безработицы;

U*– уровень естественной безработицы;

b – коэффициент, определяющий реакцию цен на конкретный уровень безработицы ( b = 0– 2,5);

ΔAS– резкие изменения предложения [34, C. 378].

Если фактический уровень безработицы превышает естественный уровень безработицы, то страна недополучает часть ВНП. Исчисление потенциальных потерь продукции и услуг в результате роста безработицы осуществляется на основе закона, сформированного американским экономистом А. Оукеном

(Y* — Y) / Y = b x (U – U*), (4)

где Y – фактический объем производства (ВВП);

Y* – потенциальный ВВП (при полной занятости);

U – фактический уровень безработицы;

U* — естественный уровень безработицы (норма безработицы при полном занятости);

b – параметр Оукена, устанавливается эмпирическим путем (3%) [36, C. 259].

Если фактический уровень безработицы выше естественного на 1%, то фактический объем производства будет ниже потенциального на b%. По расчетам Оукена, в 60-е годы в США, когда естественная моржа безработицы составляла 4%, параметр b был равен 3%.

Разность между фактическим и естественным уровнями безработицы характеризует уровень конъюнктурной безработицы (U).

Согласно закону Оукена, превышение фактического уровня безработицы на 1% над ее естественным уровнем приводит к уменьшению фактического ВВП по сравнению с потенциально возможным (при полной занятости) ВВП в среднем на 3%. Так, если в данном году фактический ВВП составил 4500 млрд.дол., фактический уровень безработицы – 8%, а ее естественный уровень – 6%, то экономика недополучила продукции на 270 млрд,дол., что составляет 3% х 2% = 6% фактически произведенного ВВП. Потенциал ВВП при полной занятости составил бы 4770 млрд.дол.

 

2.2. Государственное регулирование труда и его последствия

 

Рынок труда регулируется путем государственного воздействия и саморегулированием. Основными рычагами саморегулирования рынка труда являются цена труда, соотношение платежеспособного спроса на него и его предложение и конкуренция [6].

Регулирование рынка труда представляет собой особую форму и сферу регулирующего воздействия государства на социально-экономические процессы, в связи с чем его рассмотрение выделено в специальный раздел. Одновременно детальное изучение этой сферы государственного регулирования позволяет полнее представить многогранность его средств и подходов. Государственное регулирование рынка труда направлено на достижение рационального в конкретных социально-экономических условиях уровня занятости, наибольшего соответствия профессиональной структуры занятых профессиональной структуре занимаемых рабочих мест, смягчения последствий безработицы.

Государственные меры, воздействующие на величину и структуру спроса на рабочую силу, — это создание новых рабочих мест за счет сокращения рабочего дня на уже существующих рабочих местах. Административные меры общей направленности сводятся к регулированию режима работы и отдыха. Государственные органы законодательно устанавливают, как правило, максимальную продолжительность рабочей недели. Эта величина непосредственно влияет на число рабочих мест: сокращение максимальной продолжительности рабочей недели приведет к образованию дополнительных рабочих мест [26].

Применение такой меры в современных условиях России требует определенной осторожности. С одной стороны, она позволяет снизить уровень безработицы для еще работающих и уменьшить существующую безработицу, с другой стороны, может отрицательно сказаться на эффективности экономики в целом.

Среди специализированных административных мер регулирования, распространяющих свое воздействие на отдельные группы населения, следует выделить квотирование рабочих мест для инвалидов. Эта мера, естественно, вызывает негативное отношение работодателей, так как обязует их принимать на работу лиц, не обладающих достаточной квалификацией и опытом или имеющих ограничения по состоянию здоровья. Поэтому такая защитная административная мера обычно дополняется экономическим поощрительным воздействием на предпринимателей, предоставляющих работу данным группам людей. Сюда прежде всего относятся различные налоговые льготы, выплата субсидий.

Следует упомянуть несколько нетрадиционную административную меру защиты молодежи посредством снижения, как ни странно, в определенных случаях возраста выхода на пенсию по старости. Подобные меры дают эффект в Швеции, ФРГ, Испании.

Среди общих экономических мер государственного регулирования выделим помощь в открытии предприятий, государственные субсидии на расширение производства, открытие новых государственных предприятий, предоставление государственных заказов промышленности в период спадов, организацию общественных работ.

Содействие в организации собственного дела, оказываемое службами занятости, включает как оказание консультативной и материальной помощи, так я помощь в отборе и подготовке работников для вновь создаваемой фирмы. Помощи в организации собственного дела следует уделять особое внимание, так как это связано не только с трудоустройством человека, желающего организовать свое дело, но и с созданием новых рабочих мест. В отношении частных предпринимателей государство использует различные меры, стимулирующие их расширять свое производство, причем там, где возникает острая необходимость в дополнительных рабочих местах.

В числе экономических специализированных мер особое внимание в развитых странах оказывается созданию предприятий так называемой защищенной занятости — специализированных предприятий для инвалидов. Это еще один пример защитного регулирования. Такие предприятия менее конкурентоспособны, чем обычные, из-за низкой производительности труда, поэтому требуют финансовой поддержки со стороны государства. Однако они дают инвалидам возможность работать, поэтому рассматриваются как эффективная мера для трудоустройства данной социально уязвимой группы.

Организация общественных работ — способ создания временных рабочих мест для тех, кто не нашел себе применения на рынке труда. Эта мера направлена на защиту безработных и не относится к тем, кто имеет работу.

Государство обладает экономическими средствами регулирования величины и структуры предложения рабочей силы. Налоговые рычаги, позволяющие стимулировать или ограничивать предложение рабочей силы, представляют собой группу, которую можно охарактеризовать и как экономическую, и как административную. Количество рабочих мест, как правило, больше количества людей, их занимающих, из-за совместительства. Поэтому меры, ограничивающие совместительство, позволяют получить вакантные рабочие места. Ставки подоходного налога, существенно возрастающие в зависимости от числа мест работы человека, позволяют снизить спрос на рабочие места со стороны тех, кто уже имеет работу.

К экономическим мерам, регулирующим структуру предложения, относится организация переподготовки населения. Основной системой является организация переподготовки за счет фонда занятости, которая охватывает официально зарегистрированных безработных. Для финансирования системы переподготовки необходимо привлекать средства предприятий, причем не только взимая с них взносы в фонд занятости, но и обязывая их платить за обучение работников, которым грозит безработица. Чтобы эти расходы не ложились бременем на предприятия, необходим механизм льготного налогообложения для них.

Такие меры имеют в основном экономический характер и являются специализированными, так как направлены на облегчение трудоустройства работников, вынужденных сменить место жительства.

Рассмотрим меры по регулированию заработной платы. Воздействие на заработную плату можно рассматривать как общий экономический способ определенного регулирования спроса и предложения. Воздействие на предложение рабочей силы очевидно, поскольку величина заработка во многом определяет и сферу приложения труда, и стремление работать в нескольких местах. С другой стороны, государство. Проводя или поддерживая определенную политику в области заработной платы, может влиять на величину и структуру спроса на рабочую силу.

Его вмешательство может быть административным или экономическим. Влияние на продолжительность рабочего времени и оплату единицы рабочего времени обычно носит административный характер, в большинстве развитых стран государство регламентирует максимальную продолжительность рабочей недели и минимальную заработную плату. Эти нормы являются ориентиром при заключении трудового договора между предпринимателями и работниками.

Таким образом, государственная политика в области занятости призвана охватывать регулирование заработной платы, стимулирование создания новых рабочих мест и развития предпринимательства, оказание помощи безработным в организации собственного дела, создание сети предприятий защищенной занятости для инвалидов, организацию переподготовки работников, организацию общественных работ, выплату пособий по безработице.

Государство регулирует рынок труда, используя прямые и косвенные методы, в том числе нормативно-законодательные, налоговые, кредитные, бюджетные. Важнейшими принципами государственного регулирования рынка труда являются:

  • соответствие характера социально-трудовых отношений потребности прогрессивного развития экономики в целом и росту эффективности использования всех видов ресурсов;
  • содействие изменению качественных характеристик рабочей силы в соответствии с потребностями прогрессивных технологических и информационных систем;
  • обеспечение социальной защиты наиболее уязвимых и слабоконкурентоспособных категорий работников;
  • сочетание централизованных федеральных, отраслевых и региональных программ регулирования труда и занятости, создания и ликвидации рабочих мест;
  • обеспечение экономической, социальной и политической стабильности через регулирование рынка труда [17, C. 22].

 

 

3. СОСТОЯНИЕ РЫНКА ТРУДА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПРОБЛЕМЫ ЕГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

 

3.1. Характеристика занятости населения в России

 

В России методы оценки общей безработицы разрабатываются по линии Государственного комитета по статистике Российской Федерации, регистрируемой безработицы – по линии Министерства труда и социального развития Российской Федерации. В дореформенный период статистическая информация о масштабах общей безработицы, ее структуре и продолжительности отсутствовала. Регулярные обследования населения по проблемам занятости были внедрены лишь с осени 1992 года. Что касается статистики регистрируемой безработицы, то и ее «возраст» не намного больше: соответствующие данные стали доступны с середины 1991 года после принятия Закона «О занятости населения в Российской Федерации» и учреждения Государственной службы занятости.

С учетом вышесказанного приведем статистические данные Госкомитета РФ, характеризующие динамику развития рынка труда в России.

Таблица 1

Численность безработных в российской экономике, 1992 – 2003 годы, тысяч человек [23]

 

 

Год

По данным выборочных обследований по проблемам занятости населения

По данным регистра Государственной службы занятости

взрослое население в возрасте 15-72 лет

население в трудоспособном возрасте

взрослое население без учета учащихся, студентов и пенсионеров

зарегистрированные безработные

лица, не занятые трудовой деятельностью, состоящие на учете служб занятости

безработные, которым назначено пособие

1992 

3877 

3555 

3163 

577,7 

981,6 

371,3 

1993 

4305 

4062 

3749 

835,5 

1084,5 

550,4 

1994 

5702 

5474 

5190 

1636,8 

1878,9 

1395,5

1995 

6712 

6479 

6204 

2327 

2549 

2025,8 

1996 

6732 

6513 

6212 

2506 

2750,8 

2264,7 

 

Продолжение табл. 1

 

 

 

Год

По данным выборочных обследований по проблемам занятости населения

По данным регистра Государственной службы занятости

взрослое население в возрасте 15-72 лет

население в трудоспособном возрасте

взрослое население без учета учащихся, студентов и пенсионеров

зарегистрированные безработные

лица, не занятые трудовой деятельностью, состоящие на учете служб занятости

безработные, которым назначено пособие

1997 

8058 

7797 

7427 

1998,7 

2202,5 

1771,1 

1998 

8876 

8595 

8190 

1929 

2147,6 

1756,4 

2000 

9094  

8642 

8127  

1263,4 

1442,7 

1090,2 

2003 

6999  

6692  

6287 

1037 

1196,5 

908,7 

 

Таблица 2

Структура общей безработицы в России и странах по основным социально-демографическим группам [23]

Группы

1992

1993

1994

1995

1996

1997

1998

2000

2002

Доля различных групп в общей численности безработных, % 

По полу

мужчины 

52,3 

53 

53,9 

53,9 

54,4 

54,2 

53,8 

52,8 

54 

женщины 

47,7 

47 

46,1 

46,1 

45,6 

45,8 

46,2 

47,2 

46 

По типу поселения

город 

83,2 

82,8 

81,6 

79,3 

78,3 

76,1 

76,5 

77,3 

75,9 

село 

16,8 

17,2 

18,4 

20,7 

21,7 

23,9 

23,5 

22,7 

24,1 

По возрасту**

молодежь 

35,8 

33,8 

28,8 

29,4 

28,3 

26,6 

26,1 

23,4 

24,3 

лица активного возраста

49,2 

54,5 

60,6 

61,6 

62,1 

63,5 

63,6 

63,6 

63,4 

лица пред-пенсионного возраста

8,1 

6,9 

7,1 

5,9 

6,5 

6,9 

7,4 

8,4 

8,1 

лица пенсионного возраста

6,9 

4,8 

3,5 

3,1 

3,1 

3 

2,9 

4,6 

4,2 

Уровень безработицы, % 

По полу

мужчины 

<

5,2 

  

8,3 

  

10 

  

13,5 

13 

10,4 

женщины 

5,2 

  

7,9 

  

9,3 

11,5 

12,9 

12,8 

9,6 

По типу поселения

город 

5,6 

6,4 

8,6 

9,8 

99 

11,7 

13,1 

12,7 

96 

село 

3,7 

4,3 

6,3 

8,4 

8,9 

12,3 

13,5 

13,8 

11,6 

По возрасту**

молодежь 

12,9 

13,6 

16,1 

18,6 

19,1 

23,3 

26,8 

23,2 

19,6 

лица активного возраста

3,9 

4,8 

7,1 

8,3 

8,5 

10,5 

11,8 

11,8 

9,1 

лица предпенсионного возраста

2,9 

3,2 

5,1 

5,6 

6,2 

7,9 

8,8 

9,6 

6,6 

лица пенсионного возраста

5,4 

4,6 

5,3 

5,7 

6 

7,2 

8,7 

10,2 

8,5 

 

Кривая изменения уровня безработицы по возрасту представлена на рисунке 3 (по состоянию на конец 2003 года) [23]. Максимального значения он достигает в самой младшей возрастной группе (15 – 19 лет) – 35,1%, а затем почти монотонно падает на протяжении большей части возрастной шкалы. Минимум фиксируется в последней предпенсионной группе (50– 54 года) — 6,2%, после чего наблюдается небольшое «постпенсионное» повышение (примерно на 1,3 процентных пункта). Сравнивая тендерные кривые, легко заметить, что только на самой нижней ступени возрастной шкалы женщины опережают мужчин. Скорее всего, этот разрыв в уровнях безработицы (почти на 9 процентных пунктов) объясняется отвлечением значительной части молодых мужчин данной возрастной категории на военную службу. Уже на следующей ступени вперед выходят мужчины, которые сохраняют «лидерство» вплоть до пятидесятилетнего возрастного рубежа. Однако в пожилых возрастах вперед вновь выходят женщины (наиболее значительный разрыв отмечается в группе 64 – 72 года) [22]. Важно тем не менее отметить, что во всех группах – за исключением самой младшей и самой старшей — уровни безработицы для мужчин и женщин оказываются практически одинаковыми.

012315 1501 3 БЕЗРАБОТИЦА В СИСТЕМЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ

Рисунок 3 – Изменение уровня безработицы по возрастным группам, 2003 г.

 

Как и везде в мире, безработица среди молодежи в России выше, чем среди других возрастных групп. Это естественно, поскольку наиболее интенсивный поиск на рынке труда, сопровождающийся неизбежными пробами и ошибками, приходится на начальный этап трудовой активности человека. На протяжении большей части 90-х гг. общая безработица среди молодежи примерно вдвое превосходила среднероссийский уровень. В последние годы она достигала 20 – 25%. Высокую молодежную безработицу можно рассматривать как свидетельство того, насколько велика степень неопределенности и информационной непрозрачности, с которыми приходится сталкиваться «новичкам» при вступлении на российский рынок труда.

К уязвимым категориям с точки зрения занятости нередко относят лиц предпенсионного
и
пенсионного возраста. Что касается лиц активного возраста, то уровень безработицы среди этой группы практически совпадал с общероссийским.

Как известно, один из наиболее кризисных секторов российской экономики – сельское хозяйство. Известно также, что многие регионы с критической ситуацией на рынке труда (например, республики Северного Кавказа) имеют по преимуществу аграрную ориентацию. Отсюда можно было бы заключить, что в России должна была сформироваться масштабная сельская безработица. Действительно, в пореформенный период «вклад» села в численность безработных вырос почти в полтора раза: с менее чем 17% в 1992 году до более чем 24% в 2003 году (табл. 3) [22]. Тем не менее на протяжении всего переходного периода между уровнями безработицы сельского и городского населения поддерживался примерный паритет — с той лишь разницей, что в начале десятилетия немного «впереди» был город, тогда как в конце десятилетия — село. Так, хотя в конце 2003 года сельская безработица превышала городскую, разрыв составлял всего 2,0 процентных пункта [23].

Парадоксальным является фактом того, что даже в регионах, где, казалось бы, следовало ожидать давления аграрного перенаселения (например, в республиках Северного Кавказа), уровни безработицы на селе и в городе оставались примерно одинаковыми. По-видимому, сегодня на пути миграции сельских жителей в город уже не существует непреодолимых барьеров. Часть избыточного аграрного населения рано или поздно передислоцируется в город, способствуя выравниванию уровней сельской и городской безработицы.

Интересно, что близость уровней сельской и городской безработицы сохраняется почти на всем протяжении возрастной шкалы (рис. 4). Единственное исключение – самая младшая группа 15– 19 лет, для которой городская безработица оказывается на 10 процентных пунктов выше, чем сельская. Скорее всего, это отражает тенденцию к участию сельской молодежи в производстве товаров и услуг для реализации в семейном подсобном хозяйстве. Без учета этого фактора уровни безработицы в городе и на селе практически сравниваются и для данной возрастной группы.

012315 1501 4 БЕЗРАБОТИЦА В СИСТЕМЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ

Рисунок 4 – Изменение уровня безработицы по возрасту у городского и сельского населения, 2003 г.

 

Одним из главных факторов, определяющих позиции работника на рынке труда, является уровень образования. Чем больше запас накопленного человеческого капитала, тем меньше риск попадания в ряды «лишних людей». Эта закономерность достаточно четко прослеживается и на российском рынке труда (табл. 3). Так, в 2003 году уровень общей безработицы среди лиц с высшим образованием был на 4,8 процентных пункта ниже, чем в среднем по стране. Напротив, среди лиц с низким образованием (не закончивших среднюю школу) он был в полтора – на 6,5–7,6 процентных пункта – выше среднероссийского [22].

Однако в российских условиях снижение безработицы по мере роста уровня образования не происходит строго монотонно. Так, на протяжении большей части 90-х годов уровень безработицы среди лиц с незаконченным высшим образованием превосходил среднероссийский. Скорее всего это связано со спецификой трудового поведения студентов вузов (рассматриваемая категория в значительной мере состоит именно из них), заинтересованных в получении работы, которую можно было бы совмещать с учебой.

Таблица 3

Структура общей безработицы в России по уровню образования [23]

Группы по уровню образования

1992

1993

1994

1995

1996

1997

1998

2000

2003

Доля отдельных групп в общей численности безработных, % 

Высшее 

10 

9,8 

10,3 

9,2 

8,2 

9 

10,3 

10,8 

11,1 

Неполное высшее

3,5 

3,2 

2,5 

2,2 

2,3 

2,3 

2,4 

2,7 

4,1

Среднее профессиональное

27,3 

29,2 

29 

28,6 

29,4 

27,7 

28,1 

27 

22,5 

Начальное профессиональное

 

 

 

 

 

8,7 

10,2 

11,1 

12,9 

Среднее 

38,1 

37,3 

39,1 

41,8 

41,4 

32,8 

31,7 

31,2 

32,9 

Общее 

18,6 

18,7 

17,5 

16,9 

17,5 

16,3 

14,6 

13,5 

14,1 

Нет общего 

2,4 

1,8 

1,6 

1,3 

1,2 

3,3 

2,7 

3,8 

2,4 

Уровень безработицы,
%

Высшее 

3,3 

3,5 

4,8 

5 

4,5 

5,7 

7,1 

7,1 

5,3 

Неполное высшее

9,9 

10,4 

11,2 

13,5 

12,8 

14,2 

16,5 

14,8 

9 

Среднее профессиональное

4,5 

5,3 

7,3 

8,3 

8,6 

10,2 

11,4 

10,6 

7,9 

Начальное профессиональное

 

 

 

 

 

15,9 

17,3 

15,5 

11,4 

Среднее 

5,9 

6,7 

9,5 

11,6 

11,7 

14,2 

16,2 

16,1 

13,5 

Общее 

6,6 

7,8 

10,7 

12,9 

14,1 

17,6 

19,4 

19,9 

16,5 

Нет общего образования 

4 

4,1 

6,4 

7,3 

7,7 

15,9 

17,5 

23,4 

17,6 

 

 

Обращает на себя внимание и относительно высокая безработица среди лиц с начальным профессиональным образованием (бывших выпускников ПТУ). По-видимому, она отражает общее для всех переходных экономик явление: унаследованный от плановой системы избыток работников с узкой специальной подготовкой.

Это предположение согласуется с данными о вариации уровней безработицы по профессиональным группам (табл. 4). Общая картина выглядит стандартно: чем выше квалификация, чем меньше работник подвержен риску остаться не у дел. Так, в 2003 году уровень безработицы среди руководителей был более чем на треть ниже, тогда как среди неквалифицированных рабочих — более чем на треть выше общероссийского. Из этого правила обнаруживается одно значимое исключение: для высококвалифицированных рабочих вероятность столкнуться с безработицей была выше, чем для рабочих средней квалификации, и почти такой же, как для неквалифицированных рабочих. Этот достаточно необычный результат можно связать не только с более высокой резервируемой заработной платой, характерной для данной профессиональной группы, но также и с тем, что наиболее сильный удар переходный кризис нанес по отраслям и предприятиям с повышенной концентрацией именно высококвалифицированных рабочих (ВПК и т.п.) [23].

Таблица 4

Структура общей безработицы по основным профессиональным группам

 

 

Год

 

 

Всего

В том числе, по профессиональным группам:

 

руко-води-тели

 

специа

листы выс-шего уровня

спе-циали-сты средне-го уровня

служа-щие, заня-тые подго-товкой инфор-мации

работ-ники сферы обслу-жива-ния

квали-фици-рован-ные рабочие сель-ского хозяй-ства

квали-фици-рован-ные рабочие про-мыш-ленно-сти

рабо-чие сред-ней ква-лифи-кации

неква-лифи-циро-ванные рабо-чие

Доля отдельных групп в общей численности безработных, %

1997 

100 

1,7 

9,6 

13,3 

3 

12,4 

2,1 

23 

15,4 

19,5 

1998 

100 

1,9 

10,4 

12,6 

3,5 

13,8 

1,9 

21,6 

15,5

18,8 

1999 

100 

2,3 

10,2 

13,4 

3,1 

13,3 

2,7 

22,3 

15 

17,7 

2000 

100 

2,8 

8,8 

11,1 

4 

13,8 

1,9 

21,4 

16,8 

19,4 

Уровень безработицы, %** 

1997 

10,3 

3,3 

7 

10,1 

10,7 

12,6 

8,7 

14,6 

11,6 

13,9 

1998 

12,4 

4,9 

8,3 

10,3 

14,1 

16,1 

9,6 

17,2 

14,3 

17 

1999 

10,1 

5,4 

6,9 

9,4 

9,7 

11,7 

10,1 

13,7 

11 

13,4 

2000 

8,1 

5,7 

4,3 

6,2 

9,9 

9,2 

6,1 

10,2 

9,6 

11,8 

Отклонение групповых уровней безработицы от среднего, процентных пунктов 

1997 

0 

-7 

-3,3 

-0,2 

0,4 

2,3 

-1,6 

4,3 

1,3 

3,6 

1998 

0 

-7,5 

-4,1 

-2,1 

1,7 

3,7 

-2,8 

4,8 

1,9 

4,6 

2000 

0 

-4,7 

-3,2 

-0,7 

-0,4 

1,6 

0 

3,6 

0,9 

3,3 

2002 

0 

-2,4 

-3,8 

-1,9 

1,8 

1,1 

-2 

2,1 

1,5 

3,7 

 

В российской экономике общее соотношение между уровнями безработицы для «белых» и у «синих воротничков» труда составляло 1,3 – 1,5 (оценки относятся к 1997-2003 годам). В странах со зрелой рыночной экономикой оно выше, колеблясь от 1,5 в Германии до 2,3 в США. Таким образом, на российском рынке труда перспективы занятости у представителей физического труда были, как правило, сравнительно лучше или, по меньшей мере, не хуже, чем на рынках труда многих других стран.

Оценки отраслевых уровней безработицы отражены в табл. 5. Наиболее весомый вклад в формирование пула безработных вносили два сектора – промышленность и торговля. В 2003 году доля первой достигала почти 30% от общей численности безработных (без учета лиц, не имеющих опыта трудовой деятельности), доля второй приближалась к 20%.

Таблица 5

Структура общей безработицы по отраслям, 2003 год [23]

Отрасли

Доля отдельных отраслей в общей численности безработных, %

Уровень безработицы, %

Отклонения групповых уровней безработицы от среднего, процентных пунктов

Все безработные, имеющие опыт работы

100 

8,1 

0 

в том числе по отраслям

Промышленность 

30,7 

10 

1,9 

Сельское и лесное хозяйство

10 

8,4 

0,3 

Транспорт 

7,2 

8,8 

0,7 

Связь 

1 

6,5 

-1,6 

Строительство 

9,8 

13,1 

5 

Оптовая и розничная торговля, общественное питание

16,4 

10,9 

2,8 

ЖКХ, непроизводственные виды бытового обслуживания населения

3,8 

9,1 

1 

Здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение

3,9 

5,1 

-3 

Образование

6,8 

6,7 

-1,6 

Культура и искусство 

1,3 

7,6 

-0,5 

Наука и научное обслуживание

0,6 

4,5 

-3,6 

Финансы, кредит, страхование, пенсионное обеспечение

1,2 

8,8 

0,7 

Управление 

5,6 

7,5 

-0,6 

Другие отрасли 

1,7 

7,1 

-1 

 

Характерно, что самые высокие показатели безработицы (на 2 – 5 процентных пунктов выше среднероссийского уровня) демонстрировали отрасли с наиболее интенсивным оборотом рабочей силы — строительство, торговля и промышленность. Такая же связь между безработицей и текучестью кадров отмечается во многих других экономиках. Риск остаться без работы был меньше всего для «выходцев» из сферы здравоохранения и, как ни странно, науки (напомним, что в 90-е годы наука была одним из лидеров по темпам сокращения занятости). Вероятно, работники, высвобождаемые из научной сферы, обладали достаточно высокой квалификацией, чтобы перемещаться в другие сектора напрямую, минуя промежуточное состояние безработицы.

Естественно, что дифференциация показателей регистрируемой безработицы может не совпадать с дифференциацией показателей общей безработицы.

На протяжении всего переходного периоды отклонения структуры регистрируемой безработицы от структуры общей безработицы были, как правило, невелики. В подавляющем большинстве случаев отдельные группы оказывались представлены в составе той и другой примерно в равных пропорциях (другими словами, «коэффициент регистрации» был близок к единице).

Самое заметное отклонение — женщины, которые составляли почти две трети зарегистрированных безработных, но менее половины безработных по определению МОТ.

По данным государственной службы занятости г. Краснодара уровень регистрируемой безработицы, снизился до 0,2% и по-прежнему является одним из самых низких в России. Еще четыре года назад ситуация на рынке труда была такой что проблема наличия рабочих мест стояла очень остро. В основном требовались специалисты узкого профиля, такие как инженеры по холодильному оборудованию, инженеры-строители ПГС, инженеры-пусконаладчики промышленного оборудования, фармацевты, стоматологи и другие. Также были открыты немногочисленные вакансии бухгалтеров, торговых представителей, продавцов-консультантов, тогда как работу искали многие.

Сегодня одна из наиболее острых проблем — это отсутствие на рынке труда достаточного количества высококвалифицированных рабочих. Остро стоит проблема поиска ремесленных специалистов: токарей, монтажников, слесарей, сварщиков, холодильщиков, каменщиков. По данным государственной службы занятости от полутора до двух тысяч предприятий ежемесячно заявляют о потребности в кадрах порядка 10 тыс. вакансий, состоящих на 70-80% из рабочих специальностей. Для решения этой проблемы служба занятости Краснодара внедряет целевую Программу подготовки и переквалификации рабочего и среднетехнического персонала для предприятий и организаций города.

На рынке труда г. Краснодара сохраняется стабильный спрос на специалистов в области продаж, производства (химическое, швейное, пищевое), фармацевтики, строительства и информационных технологий. Востребованы специалисты ресторанного бизнеса, дизайнеры, инженерно-технический персонал.

По данным городского центра занятости населения среди безработных граждан, состоящих на учете, наибольшую численность имеют бухгалтеры без опыта работы, главные бухгалтеры без знания современных бухгалтерских компьютерных программ, экономисты, инженеры невостребованных специальностей или не имеющие опыта работы, а так же невостребованные начальники различных подразделений и служб, юристы. По рабочим профессиям состоят на учете в основном по 1-2 человеку. Среди безработных порядка 11% не имеют профессии.

Сейчас в Краснодаре на 10000 тыс рабочих мест, которые предлагаются на рынке города приходится всего 900 официально зарегистрированных безработных. Причина – результат эффективного действия Программы содействия занятости городской администрации Краснодара и администрации Краснодарского края под руководством нашего губернатора А. Ткачева.

 

3.2. Особенности государственной политики в области занятости

 

Основная задача проводимой высшими органами власти России социальной политики — максимальное поддержание уровня жизни населения и усиление мер по социальной защите граждан, остающихся без работы. Для ее выполнения разработана Государственная программа занятости населения, в которой предусмотрены организационные и экономические меры по управлению трудовыми ресурсами, отражена политика на рынке труда за очередной год, намечены совместные действия структур государственного управления разного территориального подчинения в решении конкретных задач.

В нашей стране государство проводит особую политику по созданию и сохранению рабочих мест. Правительственная программа содействия занятости населения должна опираться на государственную политику занятости. Согласно российскому закону о занятости, ее главная цель заключается в содействии полной, продуктивной и свободно избранной занятости путем обеспечения профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки высвобождаемых граждан, сдерживания массовой долгосрочной (хронической) безработицы, повышения эффективности государственной службы занятости и реализации других мер, направленных на обеспечение социальной защиты граждан на рынке труда.

Главным направлением государственной политики в социально-трудовой сфере является формирование эффективной системы создания и сохранения рабочих мест, сохранения кадрового потенциала в сочетании с опережающими мерами по предотвращению роста безработицы.

Основными задачами государственного политики занятости являются:

  • обеспечение правовых, экономических и организационных условий для создания и сохранения рабочих мест, развития кадрового потенциала в различных отраслях экономики и регионах Российской Федерации;
  • регулирование складывающегося национального рынка труда и повышение конкурентоспособности отечественной рабочей силы;
  • формирование эффективной структуры занятости населения; повышение качества создаваемых рабочих мест; развитие профессиональной и территориальной мобильности рабочей силы; создание благоприятных условий для повышения уровня жизни за счет стимулирования трудовой активности населения, усиления роли и ответственности участников социально-трудовых отношений в сфере занятости населения;
  • предотвращение роста неполной занятости и массовой безработицы; развитие системы общественных работ.

В ходе выполнения этих задач необходимо осуществить следующий комплекс мер:

1. Определение потребности в создании рабочих мест.

2. Выявление отраслевых и региональных приоритетов в развитии и сохранении перспективных рабочих мест.

3. Проведение социальной экспертизы разрабатываемых федеральных целевых и инвестиционных программ.

4. Разработка нормативной правовой базы, ориентированной на формирование общих условий для создания и сохранения рабочих мест.

5. Создание механизма, обеспечивающего развитие профессиональной и территориальной мобильности рабочей силы.

6. Повышение эффективности использования имеющихся производственных мощностей.

7. Формирование системы организации временных рабочих мест на базе общественных работ.

8. Разработка механизма развития социального партнерства в области создания и сохранения рабочих мест.

9. Целевая поддержка создания и сохранения рабочих мест для неконкурентоспособных граждан.

10. Разработка и реализация пакета целевых программ, направленных на создание рабочих мест в отраслях экономики и регионах Российской Федерации.

11. Создание условий для повышения качества рабочих мест.

12. Стимулирование формирования эффективной структуры занятости населения.

С учетом вышесказанного, главная задача  социальной  политики,  проводимой в г. Краснодаре,  состоит в  одновременном  обеспечении  экономического  и  социального  прогресса,  что предполагает стремление к полной занятости и формировании гибкой государственной системы социальной поддержки населения.

Основная задача Программы – проведение политики эффективной занятости, предотвращение роста безработицы, снижение ее социально-экономических последствий,  оказание помощи в трудоустройстве слабо-конкурентным на рынке труда группам населения,  прежде всего молодежи, работникам, высвобождаемым с предприятий, создание возможностей для переобучения, переподготовки и профессиональной ориентации граждан.

Программа содействия занятости населения муниципального образования город Краснодар на 2004 год была разработана в соответствии с Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» от 19.04.91 N 1032-I, Уставом муниципального образования город Краснодар.

Программа определяет основные направления и приоритеты муниципальной политики содействия занятости населения на территории муниципального образования город Краснодар на 2004 год [23].

Реализация Программы как комплексного документа предполагает консолидацию усилий органов городского самоуправления муниципального образования город Краснодар, государственного учреждения «Краснодарский городской центр занятости населения», объединений работодателей и других общественных объединений по поддержанию и развитию занятости населения в муниципальном образовании город Краснодар.

Основными целями Программы являются:

предотвращение социальной напряженности на рынке труда муниципального образования город Краснодар и создание благоприятных условий жителям города в реализации их конституционных прав и гарантий в области труда и занятости;

сдерживание роста числа безработных, предотвращение критических ситуаций на рынке труда;

обеспечение целевой поддержки безработных граждан, особо нуждающихся в социальной защите [23].

В свою очередь, основные задачи Программы следующие:

реализация мер информационной поддержки муниципальной политики занятости путем информирования граждан и работодателей о возможностях трудоустройства и обучения, тенденциях спроса и предложения рабочей силы на рынке труда города;

формирование банка данных специалистов, расширение системы сервисных услуг, оказываемых работодателям государственным учреждением «Краснодарский городской центр занятости населения», внедрение новых методов взаимодействия с работодателями предприятий всех форм собственности;
совершенствование системы профессиональной ориентации, обучения и привлечения кадров, востребованных на рынке труда;

организация работы по осуществлению мероприятий, связанных с социальной адаптацией населения в условиях рынка труда (профессиональное консультирование и психологическая поддержка);

реализация мер, направленных на повышение квалификации и переподготовки безработных граждан в соответствии с потребностями рынка труда;
обеспечение мер по повышению трудовой мобильности незанятого населения за счет развития временной, сезонной и иных форм занятости;

проведение мероприятий, содействующих занятости женщин, молодежи, граждан с ограниченной трудоспособностью, военнослужащих, уволенных в запас, и других категорий граждан, особо нуждающихся в социальной защите;

расширение взаимосвязи между рынком образовательных услуг и рынком труда города;

оказание содействия в профессиональном самоопределении учащихся муниципальных общеобразовательных учреждений муниципального образования город Краснодар с учетом потребностей рынка труда;

обеспечение занятости молодежи и повышение ее конкурентоспособности на рынке труда, формирование системы содействия трудоустройству выпускников профессиональных образовательных учреждений;

организация дополнительных рабочих мест для временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте 14 – 18 лет [23].

 

 

 

 

Заключение

 

Важным принципом с позиций обеспечения занятости населения при стабилизации экономики является нахождение компромисса между экономическими и социальными результатами. На деле это означает, что все варианты мер, направленных на стабилизацию, должны предварительно оцениваться по их влиянию на рынок труда и корректироваться, если возникнет в этом необходимость.

При выборе путей формирования рынка труда надо исходить из необходимости изучения и анализа внутренних закономерностей, присущих развитию занятости и сохраняющихся в условиях рыночной экономики, поскольку многие факторы, влияющие на важнейшие параметры занятости, зависят непосредственно от человека (численность населения, его половозрастная структура, расселение населения в городской и сельской местностях и т.д.).

Одним из основных элементов формирования политики эффективной занятости является разработка и задействование механизма, регулирующего динамичное равновесие спроса и предложения рабочей силы на рынке труда. В этой связи выделим два блока проблем:

  • оживление экономической ситуации и инвестиционной активности в стране, создание условий для динамичного движения капитала, разработка мер по развитию системы рабочих мест и увеличению потребности предприятий и организаций в рабочей силе;
  • совершенствование системы оплаты труда, расширение возможностей получения населением дополнительных доходов (дивиденды от ценных бумаг, проценты по вкладам и т.д.), развитие системы социальных пособий, дотаций и льгот, снижающих потребность в труде отдельных социально-демографических групп населения, особенно женщин, учащейся молодежи и пенсионеров.

В реализации первого направления большое значение приобретают методы воздействия на занятость населения в условиях структурных сдвигов в экономике и развития новых форм собственности.

Государство должно стимулировать создание и преобразование рабочих мест (естественно, на новых принципах инвестирования) в жизнеобеспечивающих производствах, а также в наиболее развитых в технологическом отношении отраслях экономики. Предстоит усилить роль собственных источников финансирования инвестиций предприятий, то есть стимулировать проток децентрализованных средств (предпринимателей, населения, западных инвесторов и т.д.).

Касаясь второго направления достижения динамичного равновесия спроса и предложения рабочей силы на рынке труда, следует отметить, что предварительное рассмотрение демографических факторов, определяющих формирование экономически активного населения и их возможное воздействие на рынок труда в конце 90-х годов, показывает, что при разработке и реализации мер по регулированию занятости населения в условиях существенных инвестиционных ограничений надо особое внимание уделить вопросам снижения спроса на рабочие места со стороны отдельных социально-демографических групп населения.

При решении вопросов регулирования занятости населения важно учитывать специфические черты российской модели рынка труда. Это: более высокая степень коллективизма как традиционного способа взаимной поддержки работающих (отсюда преобладающими, видимо, останутся и коллективные формы найма и увольнения, социальной поддержки в сфере труда); разная скорость движения к рынку различных отраслей и секторов экономики; неравномерность перехода к рынку в отдельных регионах, городах и сельской местности.

Понимая неизбежность нарастания масштабов безработицы в России в условиях углубления экономических реформ, в ближайшие годы, видимо, следует ориентироваться на социально допустимые масштабы безработицы в размере 7-8%, определяемой как отношение числа лиц, ищущих работу, ко всей численности экономически активного населения. С учетом специфики российской экономики это ниже, чем в других странах, переходящих от плановой к рыночной экономике.

На ситуацию на региональных рынках труда большое влияние оказывает отраслевая структура производства.

Касаясь вопросов взаимодействия федеральных и региональных органов исполнительной власти при формировании методов регулирования занятости населения, следует подчеркнуть актуальность разработки сбалансированной системы механизмов регулирования рынков труда, элементы которой были бы достаточно эффективны как на федеральном, так и на отраслевом и региональном уровнях, обеспечивая решение не только краткосрочных (оперативных), но и среднесрочных (на 1-2 года) и долгосрочных (на 5-10 лет) задач. Указанные меры должны предусматривать не только административное, но и косвенное экономическое влияние на процессы занятости населения и ситуацию на рынке труда.

Отметим, что забота государства о достижении в стране наиболее полной и эффективной занятости как важной социальной гарантии для экономически активного населения является важнейшим аспектом государственного регулирования рынка труда, механизм формирования которого будет постоянно совершенствоваться применительно к новым условиям развития многоукладной экономики, структурной перестройки производства, формирования эффективной социальной политики.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Конституция РФ: Принята на всенародном референдуме 12 дек. 1993 г.
  2. О занятости населения в Российской Федерации: ФЗ № 1032-1 от 19 апр. 1991 г. (в ред. Федеральных законов от 20.04.1996 N 36-ФЗ, от 21.07.1998 N 117-ФЗ, от 30.04.1999 N 85-ФЗ, от 17.07.1999 N 175-ФЗ, от 20.11.1999 N 195-ФЗ, от 07.08.2000 N 122-ФЗ,от 29.12.2001 N 188-ФЗ, с изм., внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ от 16.12.1997 N 20-П) // Российская газета 25 апр. 1991 г.
  3. Балацкий Е. Россия: проблема безработицы в переходный период // Проблемы теории и практики управления. № 1 –2000.
  4. Бестужев-Лада И.В. Безработица? Не может быть!– М.: Знание, 1992
  5. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: вопросы — ответы. Ключевые понятия. Логика курса: — М.: Юридическая фирма «КОНТРАКТ», «ИНФРА-М», 2000.
  6. Бузгалин А.В. Переходная экономика.–М.: Таурус, 1994.
  7. Волынский Г. К вопросу о безработице в переходный период // Российский экономический журнал. № 4. 1994. С. 18 – 24.
  8. Горбачев Ж. Закрепление в новом Трудовом Кодексе России гарантий прав граждан в сфере занятости// Управление персоналом, 2000, № 7
  9. Дикаpева А.А.,.Миpская М.И Социология труда. –M.: Высшая школа, 1989.
  10. Липшиц И.В. Введение в экономику и бизнес. –М.: ВИТА-ПРЕСС, 1999.
  11. Любимов Л.Л., Раннева Н.А. Основы экономических знаний. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2003.
  12. Кейнс Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег. М., 1978.
  13. Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда (1919 – 1986). Т. 1.; (1957 – 1990). Т. 2. Женева, 1991; Конвенции и рекомендации 1991 – 1997 г.г. Региональное бюро МОТ в Москве. М., 1997.
  14. Курс экономической теории./ Под ред. М.Н. Чепурина и Е.А. Киселевой. –Киров: Проект, 2004.
  15. Мальтус Т. Опыт о законе народонаселения // Антология экономической классики. Т. 2. М., 1993.
  16. Маркс К. Капитал. Т. 1 // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. М., 1974. Т. 23
  17. Монусова Г. Незанятость в России: вынужденная или добровольная?// Вопросы экономики, 2001, № 9.
  18. Мэнкью Г. Макроэкономика. –М.: МГУ, 1994.
  19. Обследование населения по проблемам занятости, 1999 г. М.: Госкомстат России, 2000, Вып. 2.
  20. Обследование населения по проблемам занятости, 2002 г. – М.: Госкомстат России, 2003, Вып. 1.
  21. Обследование населения по проблемам занятости, 2000 г. – М.: Госкомстат России, 2001.
  22. Обследование населения по проблемам занятости, 2003 г. –М.: Госкомстат России, 2003.
  23. Основные показатели деятельности органов Государственной службы занятости. М., Государственная служба занятости, 1992– 2003.
  24. Павленков В.А. Рынок труда. Занятость. Безработица. –М.: Изд-во МГУ, 2004.
    1. Постановление главы администрации г. Краснодара от 20 февраля 2004 г. N 482 «О Программе содействия занятости населения муниципального образования город Краснодар на 2004 год» // Краснодар, 24 февр. 2004 г.
  25. Рынок труда в России: проблемы формирования и регулирования / Под ред. К.И. Микульского. М., 2001.
  26. Соколинский М. Государство и экономика. –М.: Юрайт, 1997.
  27. Соколинский В.М.. Психологические основы экономики. – М.: Юрайт, 1999.
    1. Соболева И. Политика занятости в России и мировой опыт//Проблемы теории и практики управления, 1997, №1.
    2. Стендинг Г., Четвернина Т. Загадки российской безработицы//Вопросы экономики. № 12. 1993. С. 12 – 15.
  28. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. – М.: Контакт, 1998.
    1. Хайек Ф. Безработицу и денежная политика. Правительство как генератор «делового цикла» / Экономические науки. 1991. № 1.
    2. Экономика труда / Под ред. Г.Р. Погосяна и Л.И. Жукова М.: Экономика, 2001.
    3. Экономическая теория / Под ред. А.Г. Грязновой, Т.В. Чечелевой.–М.: Экзамен, 2003.
    4. Экономическая теория/ Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича.–СПб.: Питер, 2002
    5. Экономическая теория/ Под ред. В.Д. Камаева.– М.: Владос, 2002
    6. Ясин Е., Алексашенко С., Гавриленков Е., Дворкович А. Реализация либеральной стратегии при существующих экономических ограничениях // Вопросы экономики. –2000. — №7.


     

<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 1.2MB/0.00201 sec

WordPress: 24.55MB | MySQL:117 | 3,725sec