ЦЕННЫЕ БУМАГИ И РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ КАК ПРОСТРАНСТВО ФИКТИВНОГО КАПИТАЛА И АЛЬТЕРНАТИВА РЕАЛЬНОМУ КАПИТАЛУ

<

071614 1434 1 ЦЕННЫЕ БУМАГИ И  РЫНОК  ЦЕННЫХ БУМАГ  КАК ПРОСТРАНСТВО ФИКТИВНОГО КАПИТАЛА И АЛЬТЕРНАТИВА РЕАЛЬНОМУ КАПИТАЛУ

1.1. История становления российского рынка ценных бумаг

 

Рассматривая в историческом аспекте рынок ценных бумаг в Российской Федерации, следует отметить, что он существовал в дореволюционный период (до 1917 г.), затем в период НЭПа в конце 20-х гг., а также и в последующий период, но в довольно суженном и урезанном виде. Все эти этапы существенно различаются определенной спецификой, дифференциацией и глубиной рассматриваемой категории1.

Рынок ценных бумаг стал формироваться в России во второй половине XVIII века в соответствии с указами Петра. Наиболее яркий этап его развития связан с реформами Столыпина-Витте в конце XIX — начале XX веков. К началу первой мировой войны 1914 г. Россия занимала пятое место в мире по объему биржевого оборота после Англии, США, Франции и Германии. Средняя норма капитализации в России, насколько об этом можно судить по доходности Солидных дивидендных бумаг (например, банковских акций) составляла 6-6,5% годовых. В то время система золотого обеспечения рубля исключала дефицитный вариант финансирования бюджета.

Становление рынка ценных бумаг Российской Империи происходило на фоне бурного экономического роста, увеличения национального дохода, отсутствия инфляции и при активном участии иностранного капитала. Этим объясняется достаточно быстрое формирование современной для того времени инфраструктуры рынка и расширение круга инвесторов. Золотой стандарт и отсутствие ограничений на перемещение капитала между ведущими мировыми державами определяли интернациональный характер финансовых рынков. Основная проблема российского рынка была в отсутствии массового инвестора из-за невысокого уровня жизни большинства населения. Иностранные инвестиции на российском рынке осуществлялись преимущественно в облигации государственных займов и гарантированные правительством акции и облигации железнодорожных обществ. К началу 1900 г. около 1/3 акционерного капитала российских предприятий составляли иностранные инвестиции. Большой удельный вес иностранных инвестиций отмечался в угольной и металлургической отраслях, незначительный — в банковской сфере.

Увеличение объема операций с ценными бумагами происходило в первую очередь за счет покупки ценных бумаг населением. Биржи были во многих городах России. Крупные промышленные предприятия распространяли свои акции среди населения городов, в которых они находились, и котировали эти акции на крупных рынках. Курс ценных бумаг и репутация российских фондовых активов на биржах определялась политической и экономической ситуацией. Революция 1905– 1907 гг. предопределила снижение интереса иностранных инвесторов к падавшим курсам российских ценных бумаг.

В 1917 – 1918 годах советская власть запретила всякую деятельность с ценными бумагами, так как возникающая директивная экономика диктовала именно такой подход, а именно: свободные денежные средства должны распределяться централизованно государственными органами, в то время как рынок ценных бумаг предполагает собой посредника в перераспределении свободных денежных ресурсов. Были аннулированы облигации внутренних и внешних государственных займов. Это, с одной стороны, освободило страну от платежей по государственному долгу; с другой привело к отказу от исторического опыта использования ценных бумаг, разрушило фундамент международного кредита и торговых отношений между Россией и западными державами, В процессе национализации прекратили существование акционерные общества. Их акции и облигации утратили юридическую силу. В результате корпоративные ценные бумаги также были выведены из экономического оборота. Рынок ценных бумаг прекратил свое существование на территории Советской России.

После окончания гражданской войны страна приступили к восстановлению народного хозяйства, проводя новую экономическую политику. И были выпущенные первые ценные бумаги советского правительства в виде государственных займов. Государственные займы имели существенное значения для преодоления бюджетного дефицита. Если в году НЭПа было свободное обращение ценных бумаг, то по мере становления административно-командной системы происходил постепенный перевод на полностью государственное регулирование ценных бумаг. Уже в 30-е годы прошлого века было запрещено обращение облигаций (покупка, продажа, залог). Вексельное обращение также просуществовало недолго. Примерено с конца 50- х годов ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление «О государственных займах, размещаемых по подписке среди трудящихся Советского Союза», согласно которому в основном прекратился дальнейший выпуск новых займов, было отсрочено погашение ранее выпущенных займов на 20 лет и перестали проводиться выигрышные тиражи.

В дальнейшем ценные бумаги почти вышли из народнохозяйственного оборота СССР. С этого практически нулевого состояния начинается возрождение рынка ценных бумаг.

Восстановление фондового рынка в России началось в конце 80-х — начале 90-х годов, т.е. почти через 70 лет. Естественно, отсутствие опыта организации и функционирования такого вида рынка заставило российских предпринимателей обратить свои взоры к западным странам, история рынка ценных бумаг которых насчитывает уже не одно столетие (например, Амстердамская фондовая биржа основана в 1602 г.) . В этих странах вышеуказанный рынок возник как механизм свободной торговли финансовыми обязательствами и в течение длительного времени не подвергался никакому государственному регулированию или общественному контролю.

В настоящее время происходит тяжелый процесс создания структуры фондового рынка, который отвечал бы международным стандартам. Рынок ценных бумаг начал складываться после выхода постановления Совета Министров СССР 1195 от 15 октября 1988 года «О выпуске предприятиями и организациями ценных бумаг», в котором были определены процедуры, связанные с изготовлением, реализацией и приобретением акций работникам предприятий. Формирование рынка ценных бумаг в России в значительной степени связано с темпами приватизации в стране и созданием класса собственников. Важное место в этом процессе отводится также становлению единого экономического пространства между бывшими союзными республиками, в том числе странами СНГ.

 

1.2. Основные виды и функции ценных бумаг

 

Разделение всех видов ценных бумаг на группы осуществляется в соответствии с объективными классификационными признаками. Классификация не только конкретизирует структуру ценных бумаг, но и выявляет проблемные связи между их различными типами, обеспечивает проведение более точной идентификации каждой ценной бумаги, определяет ее место среди других, а также устанавливает возможности и ограничения.

К классическим инструментам рынка ценных бумаг относятся
акции, корпоративные облигации и государственные ценные бумаги.

Более 90% от стоимости всех национальных и международных инвестиционных продуктов составляют облигации, которые представляют
собой наиболее важную область для изучения.    

Облигация — это долговое обязательство, в соответствии с которым заемщик гарантирует кредитору выплату определенной суммы по истечении обусловленного срока и выплату ежегодного дохода в виде фиксированного процента. Доход по облигациям может выплачиваться также в форме выигрышей, разыгрываемых в специальных тиражах, или путем оплаты купонов1.

Как долговое обязательство облигация дает ее владельцу следующие права:

– на возврат номинала;

– на заранее определенный доход;

– право принуждения — возможность требовать выполнения первых двух пунктов в судебном порядке.

Облигации имеют право выпускать только юридические лица. Они выпускаются, как правило, на срок более одного года. Корпоративные облигации могут быть именными и на предъявителя. Облигации государственных и муниципальных займов выпускаются на предъявителя.

В настоящее время в России можно встретить несколько типов этих ценных бумаг облигации внутренних (государственных) и местных (муниципальных) займов, а также облигации предприятий и акционерных обществ.

Акция — это эмиссионная ценная бумага, закрепляющая права ее владельца на получение части прибыли акционерного общества в виде дивидендов, а также на участие в управлении АО и на часть имущества, остающегося после ликвидации. Дивиденды выплачиваются акционерам по итогам деятельности АО за год. Общество обязано выплатить объявленные по акциям каждой категории (типа) дивиденды.

Акции не выпускаются государственными органами, они эмитируются промышленными, торговыми и финансовыми корпорациями.

Акции выпускаются без установленного срока обращения. Они могут эмитироваться как в наличной, так и в безналичной форме. Все акции общества — именные.

Акции бывают нескольких видов.

Обыкновенные акции предоставляют возможность управления акционерным обществом, дают право голоса на собрании акционеров, но размер получаемого по ним дивиденда зависит только от результатов работы фирмы и заранее ничем не гарантируется. Их держатели могут претендовать на доход только после того, как фирмой будут выплачены все налоги, доходы по облигациям и привилегированным акциям, а также внесены суммы резервирования необходимых средств на развитие фирмы.

Привилегированные акции не дают владельцу права голоса на собрании акционеров, но по ним гарантируется доход вне зависимости от результатов деятельности фирмы, а также право первоочередной выплаты стоимости акции при ликвидации фирмы после удовлетворения претензий кредиторов.

 

Таблица 1

Классификация ценных бумаг

Классификационный признак 

Виды ценных бумаг 

Срок существования 

Срочные – ценные бумаги, имеющие установленный срок существования (долго-, средне- и краткосрочные)

Бессрочные – ценные бумаги, существующие вечно 

Происхождение 

Первичные – ценные бумаги, основанные на активах, в число которых не входят сами ценные бумаги

Вторичные – ценные бумаги, выпускаемые на основе первичных ценных бумаг

Формы существования

Бумажные, или документарные

Безбумажные, или бездокументарные 

Национальная принадлежность

Иностранные

Отечественные

Тип использования 

Инвестиционные, или капитальные – ценные бумаги, являющиеся объектов вложения капитала

Неинвестиционные – ценные бумаги, которые обслуживают денежные расчеты на товарных или других рынках

Порядок владения 

Предъявительские – ценные бумаги, которые не фиксируют имени их владельца и обращение которых осуществляется путем простой передачи от одного лица к другому

Именные – ценные бумаги, содержащие имя их владельца и, кроме того, регистрируемые в специальном реестре.

Форма выпуска 

Эмиссионные – ценные бумаги, выпускаемые обычно крупными сериями, в больших количествах, и внутри каждой серии все ценные бумаги абсолютно идентичны

Форма собственности

Государственные

Негосударственные – ценные бумаги, которые выпускаются в обращении корпорациями (компаниями, банками, организациями) и частными лицами

Характер обращаемости

Рыночные, или свободно обращающиеся

Нерыночные (обращение ценных бумаг ограниченно, и их нельзя продать никому, кроме ее эмитента, и через оговоренный срок)

Уровень риска 

Безрисковые и малорисковые

Рисковые  

Наличие дохода 

Доходные

Бездоходные 

Форма вложения 

Долговые – ценные бумаги, обычно имеющиеся фиксированную процентную ставку и являющиеся обязательством выплатить сумму долга на определенную дату в будущем

Владельческие долговые – ценные бумаги, дающие право собственности на соответствующие активы

Экономическая сущность

Акции, облигации, векселя и др. 

 

Существуют следующие разновидности привилегированных акций: привилегированные акции с правом отзыва, привилегированные акции с правом участия, привилегированные акции с правом погашения.

Есть также следующие специальные виды привилегированных акций: конвертируемые; акции с плавающим или переменным курсом; акции с ордерами.

Акции характеризуются набором некоторых количественных параметров: номинал (нарицательная стоимость), эмиссионная цена, балансовая стоимость; ликвидационная стоимость, рыночная и действительная стоимость.

 

Таблица 2

Свойства ценных бумаг

Типы ценных

бумаг

Инвестиционные цели 

безопасность 

доходность 

рост 

Облигации:

краткосрочные

долгосрочные 

 

Лучше нет

Идут следом 

 

Самая устойчивая

Устойчивая 

 

Самый медленный

Акции:

преференциальные

обычные 

 

Хорошие

Хуже нет 

 

Устойчивая

Колеблется 

 

По-разному

Самый быстрый

 

Государственные ценные бумаги — это бумаги, которые выпускаются и обеспечиваются государством и используются для пополнения государственного бюджета. Основные виды государственных ценных бумаг представлены в виде табл. 3.

Рынок правительственных заимствований имеет разные названия, в их числе: рынок государственных облигаций, рынок государственного или национального долга, рынок правительственных займов или рынок государственных инструментов с фиксированной ставкой. В Великобритании, например, такой рынок также называется рынком «золотообрезных» облигаций благодаря сертификатам с золотой каймой.

Таблица 3

Основные виды государственных бумаг

 

Эмитент 

Срок обращения 

краткосрочные 

среднесрочные 

долгосрочные 

Федеральные органы власти

Государственные бескупонные облигации (ГКО)

Казначейские обязательства (КО)

Облигации Банка России (ОБР) 

Облигации федерального займа (ОФЗ)

Облигации золотого федерального займа (ОЗФЗ)

Облигации внутреннего валютного займа (ОВВЗ)

Облигации внутреннего валютного займа (ОВВЗ)

Муниципальные органы власти

Муниципальные краткосрочные бескупонные облигации (МКО)

Муниципальные векселя

Муниципальные среднесрочные облигации

Муниципальные жилищные сертификаты

 

Необходимо также перечислить основные функции рынка ценных бумаг1:

– инвестиционная функция, т.е. образование и распределение инвестиционных фондов, необходимых для расширенного воспроизводства и технического прогресса;

– передел собственности с помощью использования пакетов ценных бумаг (прежде всего акций);

– перераспределение рисков (хеджирование) путем купли-продажи фиктивного капитала, посредством «противоположных» сделок, участники которых поочередно принимают риск на себя;

– функция «притяжения венчурного капитала», дающая возможность субъектам рынка рискнуть своим капиталом для получения высокой прибыли;

– повышение ликвидности долга (в том числе государственного), покрытие его с, помощью выпуска ценных бумаг.

Таким образом, рынок ценных бумаг – регулятор многих стихийно протекающих в рыночной экономике процессов.

К функциям рынка ценных бумаг можно также отнести следующие1: 1) учетная; 2) контрольная; 3) обеспечения баланса спроса и предложения; 4) стимулирующая; 5) регулирующая.

Учетная функция проявляется в обязательном учете в специальных списках (реестрах) всех видов ценных бумаг, обращающихся на рынке, регистрации участников рынка, а также фиксации фондовых операций, оформленных договорами купли-продажи, залога, траста, конвертации и др. Контрольная функция предполагает проведение контроля за соблюдением законодательства участниками рынка. Функция обеспечения баланса спроса и предложения означает поддержание рыночного равновесия. Стимулирующая функция заключается в стимулировании стремления юридических и физических лиц стать участниками рынка ценных бумаг. Регулирующая функция состоит в регулировании различными методами конкретных фондовых операций.

Как инструмент финансовой политики государства рынок государственных ценных бумаг выполняет такие функции: а) финансирование дефицита бюджетов органов власти разных уровней, воздействие тем самым на объем денежной массы в обращении и, следовательно, на расширение или сокращение уровня ВНП; б) финансирование особо значимых проектов, государственных программ. Широко распространено финансирование строительства жилья; в) регулирование объема денежной массы в обращении, которое осуществляется банком РФ. Покупка им государственных ценных бумаг увеличивает объем денежной массы в обращении, а продажа государственных ценных бумаг, наоборот, сокращает этот объем; г) поддержание ликвидности финансово-кредитной системы. Эта весьма важная функция, осуществляемая Центральным банком, довольно успешно реализовывалась до августовского кризиса 1998 г. через рынок ГКО; д) некоторые другие, вспомогательные функции (осуществление приватизации и акционирования предприятий, реструктуризация их капитала, долгов и т. п.).

 

1.3. Рынок ценных бумаг: экономическая природа, условия, закономерности и структура отношений

 

Понятие «рынок ценных бумаг», или «фондовый рынок» объединяет отношения, возникающие при эмиссии и размещении ценных бумаг (независимо от типа эмитента), а также деятельность профессиональных участников рынка по последующему обращению ценных бумаг. На фондовом рынке складываются отношения имущественных прав по поводу владения и кредитования специфическими финансовыми инструментами — ценными бумагами.

Рынок ценных бумаг, как и другие рынки, представляет собой сложную организационно-экономическую систему законченных технологических циклов. Этот рынок включает, с одной стороны, эмитентов (юридических или физических лиц), выпускающих ценные бумаги, с другой стороны, инвесторов (юридических или физических лиц), покупающих ценные бумаги, а также посредников (дилеров, брокеров, маклеров и др.), помогающих обращению ценных бумаг и совершению различных фондовых операций1.

Следует отметить, что рынок ценных бумаг отличается от других видов рынка прежде всего спецификой товара. Ценная бумага – товар особого рода. Она одновременно и титул собственности, и долговое обязательство, право на получение дохода и обязательство выплачивать доход. Ценная бумага – товар, который, не имея собственной стоимости (стоимость ценной бумаги как таковой незначительна), может быть продан по высокой рыночной цене. Последнее объясняется тем, что ценная бумага, имея свой номинал, представляет определенную величину реального капитала, вложенного, например, в промышленное предприятие.

Экономисты1 различают первичный и вторичный, биржевой и внебиржевой рынок ценных бумаг. На первичном рынке происходит первичный выпуск ценных бумаг в обращение (эмиссия), а на вторичном рынке осуществляются различные операции с уже выпущенными ценными бумагами (фондовые операции). Структура фондового рынка включает также отраслевые и региональные рынки ценных бумаг, отдельные рынки различных видов ценных бумаг.

Здесь следует выделить следующие основные задачи рынка ценных бумаг2: 1) На рынке ценных бумаг происходит перераспределение инвестиций. Через него в основном осуществляется перелив капитала в отрасли, обеспечивающие наибольшую доходность за счет высокой рентабельности; 2) Фондовый рынок придает массовый характер инвестиционному процессу, обеспечивая возможность приобретения ценных бумаг. Концентрация оборота ценных бумаг на фондовых биржах и у профессиональных посредников ускоряет инвестиционный процесс; 3) Рынок ценных бумаг выступает в роли финансового барометра, чутко реагируя на изменения социально-политической обстановки; 4) С помощью ценных бумаг реализуется демократический подход к управлению. На общих собраниях акционеров решения принимаются путем голосования владельцев акций по принципу «одна акция — один голос»; 5) Государство и корпорации посредством фондовых операций осуществляют структурную перестройку народного хозяйства; 6) Через рынок ценных бумаг реализуется государственная политика. Очевидным доказательством этого являются приватизация и акционирование предприятий в России в 1990-е годы.

Задачами рынка ценных бумаг также выступают: а) формирование инфраструктуры, отвечающей мировым стандартам; б) развитие вторичного рынка ценных бумаг; в) активизация маркетинговых исследований; г) трансформация отношений собственности; д) совершенствование механизма функционирования и системы управления; е) уменьшение инвестиционного риска; ж) формирование портфельных стратегий; з) развитие ценообразования; и) прогнозирование перспективных направлений развития.

Необходимо также перечислить основными функциями рынка ценных бумаг1:

– инвестиционная функция, т.е. образование и распределение инвестиционных фондов, необходимых для расширенного воспроизводства и технического прогресса;

– передел собственности с помощью использования пакетов ценных бумаг (прежде всего акций);

– перераспределение рисков (хеджирование) путем купли-продажи фиктивного капитала, посредством «противоположных» сделок, участники которых поочередно принимают риск на себя;

– функция «притяжения венчурного капитала», дающая возможность субъектам рынка рискнуть своим капиталом для получения высокой прибыли;

– повышение ликвидности долга (в том числе государственного), покрытие его с, помощью выпуска ценных бумаг.

Таким образом, рынок ценных бумаг – регулятор многих стихийно протекающих в рыночной экономике процессов.

К функциям рынка ценных бумаг можно также отнести следующие2: 1) учетная; 2) контрольная; 3) обеспечения баланса спроса и предложения; 4) стимулирующая; 5) регулирующая.

Учетная функция проявляется в обязательном учете в специальных списках (реестрах) всех видов ценных бумаг, обращающихся на рынке, регистрации участников рынка, а также фиксации фондовых операций, оформленных договорами купли-продажи, залога, траста, конвертации и др. Контрольная функция предполагает проведение контроля за соблюдением законодательства участниками рынка. Функция обеспечения баланса спроса и предложения означает поддержание рыночного равновесия. Стимулирующая функция заключается в стимулировании стремления юридических и физических лиц стать участниками рынка ценных бумаг. Регулирующая функция состоит в регулировании различными методами конкретных фондовых операций.

<

Как инструмент финансовой политики государства рынок государственных ценных бумаг выполняет такие функции: а) финансирование дефицита бюджетов органов власти разных уровней, воздействие тем самым на объем денежной массы в обращении и, следовательно, на расширение или сокращение уровня ВНП; б) финансирование особо значимых проектов, государственных программ. Широко распространено финансирование строительства жилья; в) регулирование объема денежной массы в обращении, которое осуществляется банком РФ. Покупка им государственных ценных бумаг увеличивает объем денежной массы в обращении, а продажа государственных ценных бумаг, наоборот, сокращает этот объем; г) поддержание ликвидности финансово-кредитной системы. Эта весьма важная функция, осуществляемая Центральным банком, довольно успешно реализовывалась до августовского кризиса 1998 г. через рынок ГКО; д) некоторые другие, вспомогательные функции (осуществление приватизации и акционирования предприятий, реструктуризация их капитала, долгов и т. п.).

Необходимо также сказать о роли ценных бумаг, которая состоит в привлечении в экономику временно свободных денежных ресурсов. Стимулируя мобилизацию капиталов, фондовый рынок обеспечивает перераспределение ресурсов между различными сферами, отраслями экономики в пользу перспективных, развивающихся производств.

Рынок ценных бумаг тесно связан с другими сферами экономики и выполняет особую регулирующую функцию. Этот рынок помогает перемещению капитала из отраслей, располагающих свободными денежными ресурсами, в отрасли, имеющие потребности в финансирований инвестиционных проектов.

Рынок ценных бумаг существенно влияет на финансовую безопасность страны. Он играет активную роль как важная составная часть финансового рынка, оперируя большим объемом фондового капитала, аккумулируя значительные реальные инвестиции. Безопасность рынка ценных бумаг означает его защищенность от финансовых кризисов и катастроф зависит от эффективности государственного регулирования рынка, его информационной открытости и «прозрачности».

Анализ экономической природы рынка ценных бумаг не будет полным, если не сказать о его механизме функционирования, который представляет взаимодействие различных субъектов рынка, связанное с осуществлением фондовых операций. К субъектам рынка относятся участники фондового рынка. Участники российского рынка ценных бумаг (субъекты рынка) преследуют цель получения прибыли. Объектами рынка являются различные виды ценных бумаг. Фондовыми операциями являются любые операции с ценными бумагами.

Взаимодействие участников рынка ценных бумаг строится исходя из интересов трех главных субъектов рынка — государства, эмитентов и инвесторов. Следует привести общую структуру фондового рынка, которую предлагают Килячков А.А. и Л.А. Чалдаева1.

071614 1434 2 ЦЕННЫЕ БУМАГИ И  РЫНОК  ЦЕННЫХ БУМАГ  КАК ПРОСТРАНСТВО ФИКТИВНОГО КАПИТАЛА И АЛЬТЕРНАТИВА РЕАЛЬНОМУ КАПИТАЛУ

 

Следует отметить, что рынок ценных бумаг отличается от других видов рынка прежде всего спецификой товара. Ценная бумага – товар особого рода. Она одновременно и титул собственности, и долговое обязательство, право на получение дохода и обязательство выплачивать доход. Ценная бумага – товар, который, не имея собственной стоимости (стоимость ценной бумаги как таковой незначительна), может быть продан по высокой рыночной цене. Последнее объясняется тем, что ценная бумага, имея свой номинал, представляет определенную величину реального капитала, вложенного, например, в промышленное предприятие.

Экономисты2 различают первичный и вторичный, биржевой и внебиржевой рынок ценных бумаг. На первичном рынке происходит первичный выпуск ценных бумаг в обращение (эмиссия), а на вторичном рынке осуществляются различные операции с уже выпущенными ценными бумагами (фондовые операции). Структура фондового рынка включает также отраслевые и региональные рынки ценных бумаг, отдельные рынки различных видов ценных бумаг.

071614 1434 3 ЦЕННЫЕ БУМАГИ И  РЫНОК  ЦЕННЫХ БУМАГ  КАК ПРОСТРАНСТВО ФИКТИВНОГО КАПИТАЛА И АЛЬТЕРНАТИВА РЕАЛЬНОМУ КАПИТАЛУ

 

Рынок ценных бумаг является эффективным регулятором процесса инвестирования капитала, который способствует перераспределению инвестиционных ресурсов, обеспечивает их концентрацию в наиболее доходных и перспективных отраслях. В результате в экономике происходит постоянная структурная перестройка и капитал размещается, главным образом, в производствах, необходимых обществу. Следовательно, рынок ценных бумаг служит тем средством, с помощью которого работает Механизм миграции капиталов в более перспективные отрасли.

Рассмотрим взаимодействие отдельных субъектов рынка1:

1) Государство — эмитенты. Государство законодательно определяет порядок эмиссии, обращения и учета ценных бумаг, систему налогообложения, контролирует исполнение законов участниками рынка и сбор налогов. Эмитент размещает свои ценные бумаги в соответствии с установленными правилами. Инвесторы являются неявными участниками отношений «государство — эмитенты», так как действующее законодательство направлено на обеспечение прав инвесторов.

2) Государство — инвесторы. Государство устанавливает законодательные нормы, контролирует их выполнение и осуществляет сбор налогов. Инвесторы платят налоги, покупают и продают ценные бумаги и требуют от государства обеспечения своих прав.

3) Эмитенты — инвесторы. Эмитенты размещают свои ценные бумаги и используют собранные средства для развития бизнеса, имея при этом определенные обязательства перед инвесторами. Интересы эмитента по развитию бизнеса и интересы инвесторов по получению дохода противоположны.

Обеспечение интересов всех участников рынка ценных бумаг требует организации строгого учета действий каждого из них.

Кроме того, для функционирования рынка необходимы продавцы, покупатели и посредники, представляющие на нем интересы продавцов и покупателей. В качестве посредников на рынке ценных бумаг обычно выступают брокеры и дилеры.

Таким образом, рынок ценных бумаг представляет собой довольно сложную организационно-экономическую систему законченных технологических циклов и включающий, с одной стороны, эмитентов (юридических или физических лиц), выпускающих ценные бумаги, с другой стороны, инвесторов (юридических или физических лиц), покупающих ценные бумаги, а также посредников (дилеров, брокеров, маклеров и др.), помогающих обращению ценных бумаг и совершению различных фондовых операций, и выполняющий определенные функции в обществе, к которым отнесены: 1) учетная; 2) контрольная; 3) обеспечения баланса спроса и предложения; 4) стимулирующая; 5) регулирующая. Следует отметить также, что взаимодействие участников рынка ценных бумаг строится исходя из интересов трех главных субъектов рынка — государства, эмитентов и инвесторов.

 

1.4. Денежный и фиктивный капитал: диалектика отношений в различных экономических теориях

 

Прежде всего, необходимо начать с того, что накопление денежного капитала играет важную роль в капиталистическом хозяйстве. Непосредственно самому процессу накопления денежного капитала предшествует этап его производства. Когда денежный капитал создан и еще находится в сфере производства, он представляет как бы чистый денежный капитал. Его передача в виде ссуды в другие сферы хозяйства означает принятие им иной оболочки — ссудного капитала.

После того как денежный капитал создан или произведен, его необходимо разделить на часть, которая вновь направляется в производство, и ту часть, которая временно высвобождается. Последняя, как правило, и представляет собой свободные денежные средства предприятий и корпораций, аккумулируемые на рынке ссудных капиталов кредитно-финансовыми институтами и рынком ценных бумаг.

Ссудный капитал представляет собой денежный капитал, отдаваемый собственником-капиталистом в ссуду функционирующим капиталистам и приносящий процент, т.е. непосредственно ссудным капиталом следует считать особую категорию денежного капитала, выделившуюся как капитал-собственность1.

Ссудный капитал представляет собой специфический товар, который обращается на рынке ссудных капиталов, так как является носителем потребительной стоимости, различающейся по видам, срокам, размерам, доходности кредита и ценных бумаг, что, в конечном счете, определяется спросом и предложением.

Анализ денежного и ссудного капиталов позволяет определить сущность, роль и функции рынка ссудных капиталов. В процессе развития капитализма рынок ссудных капиталов претерпевает определенные изменения, важные с точки зрения анализа и рынка ссудного капитала, и всего современного механизма накопления капитала.

Еще представители самого раннего направления – меркантилизма богатство нации отождествляли с деньгами, а деньги с благородными металлами. Источником же богатства считалась внешняя торговля, обеспечивающая приток в страну золотых и серебряных денег посредством поддержания активного торгового баланса. Эта мысль выражена в названии книги Т. Мэна «Богатство Англии во внешней торговли как принцип нашего богатства»1. Но более тщательный анализ позволяет сделать вывод, что представители этого раннего учения считали, что преумножение богатства нации можно обеспечить использованием денег для организации общественного производства. По существу деньги рассматривались меркантилистами как денежная форма капитала, которая должна превратиться сначала в производительную, а затем в товарную форму, обеспечив таким образом непрерывность производственного процесса и занятость фермеров и ремесленников. Представители меркантилизма верно подметили необходимость инвестирования в производственную сферу с целью преодоления негативных явлений в экономике и преумножения богатства нации.

С большей определённостью процесс инвестирования проанализирован представителями учения физиократов. Ф. Кэне, автор «Экономической таблицы»2, впервые определил натурально-вещественную структуру инвестиций, подразделив их на «avances primities» и «avances annuelles», т.е. первоначальные и ежегодные авансы. Различие между обоими видами авансов возникает у Кэне лишь тогда, когда авансированные деньги превращены в элементы производительного капитала, т.е. капитала, непосредственно включённого в процесс производства. А так как у физиократов единственным видом производительного капитала считался капитал, применяемый в земледелии, то и различия эти относятся только к капиталу фермера.

Ф. Кэне, отрицательно относившийся к идеям меркантилистов не причисляет ни деньги, ни находящиеся на рынке товары ни к первоначальным, ни к ежегодным авансам. Таким образом, у физиократов к инвестициям относится лишь производительная форма капитала, используемого в земледелии. У физиократов более позднего периода «авансы» прямо называются капиталом. Кроме того определена и непосредственная взаимосвязь между величиной производительного капитала и богатством нации. Физиократы не делают различие между пониманием сущности инвестиций на уровне отдельного фермерского хозяйства и на уровне общественного производства в целом. Впервые физиократы вводят в экономическую теорию название этих материально-вещественных факторов – капитал.

Основоположник классической теории А. Смитом, также как и физиократы, выделял объективность процесса формирования капитала, соотнося его с главной задачей своего сочинения исследованием причин богатства народов1. Известно, что результат годового труда какой-либо нации, по мнению А. Смита, может быть увеличен двумя способами: или посредством увеличения числа производительных работников, или увеличением производительной силы прежде нанятых работников. А. Смит впервые устанавливает взаимосвязь: богатство народов – количество производительных работников – производительная сила труда – размер капитала, воплощенного в средствах производства.

Процесс увеличения капитала на национальном уровне Смит связывает с возрастанием богатства и указывает какими способами применения капитала можно этого достичь. Двойственная трактовка сущности инвестиционного процесса появилась еще в учении А.Смита, и состоит она в неоднозначном понимании самого объекта инвестирования – капитала. С одной стороны, классик относит к нему имущество и деньги индивидуума, способные приносить ему доход; с другой, – факторы производства, способные помимо этого увеличивать богатство общества.

Дальнейшее развитие теории инвестирования было осуществлено К.Марксом в рамках его учения о капитале и прибавочной стоимости1. Капитал, в представлении К.Маркса, есть стоимость, приносящая прибавочную стоимость. Анализируя этот процесс самовозрастания капитала, Маркс выделяет три стадии его движения, в своей совокупности названные кругооборотом. Конечной целью кругооборота капитала является получение прибавочной стоимости собственником средств производства.

В свете учения К.Маркса процесс инвестирования на уровне отдельного предприятия состоит в приобретении, в определенной количественной и качественной пропорции, средств производства и рабочей силы с целью получения собственником предприятия прибавочной стоимости.

По Марксу, чтобы процесс инвестирования состоялся, общественный продукт должен иметь определенную натурально-вещественную структуру, представленную средствами производства и предметами потребления.

Маркс впервые поставил вопрос о влиянии условий реализации произведенного продукта на характер общественного воспроизводства и сформулировал, с определенными допущениями, условия равновесия на инвестиционном и товарном рынках. Следующая важная проблема, поднятая Марксом, это появление, помимо денежного капитала, представляющего собой одну из трех форм кругооборота промышленного капитала, или капитала, приносящего проценты.

Причиной появления этого капитала, называемого также ссудным, является развитие масштабов общественного производства и необходимость кредитной и банковской системы. Маркс считает, что движение этого капитала оторвано от движения промышленного и поэтому он называет его «фиктивным». Но поскольку этот капитал приносит определенный доход, то можно констатировать, что он отвлекает денежное накопление от процесса реального инвестирования.

Движение ссудного капитала находится в известном противоречии с движением действительного капитала. Несомненной заслугой Маркса является выявление этого факта.

Таким образом, можно сделать вывод, что в теории Маркса выделены процессы инвестирования на индивидуальном и общественном уровнях, выделена их содержательная сторона и целевая направленность, определена взаимосвязь в рамках теории реализации совокупного общественного продукта между объемом производства средств производства и денежным спросом на них. Кроме этого, Маркс выявил противоречивость движения фиктивного капитала и действительного накопления

Иной подход к исследованию инвестиционного процесса можно встретить у Альфреда Маршалла, основоположника школы неоклассического направления1.

Маршалл анализирует процесс инвестирования как часть более общей проблемы – механизма функционирования рынка капитала. Маршаллом впервые в экономической теории было заявлено о влиянии собственности на используемые сбережения на величину ставки банковского процента, которая выступает как цена предложения на рынке капитала. Второй элемент рынка капитала – спрос регулируется нормой прибыли на вложенный капитал, которую получает предприниматель. К самому процессу инвестирования он относит все затраты на капитал, способные приносить доход своему владельцу в будущем времени. К нему он относит торгово-промышленный капитал и денежный капитал.

Торгово-промышленный капитал состоит из производительного капитала (это фабрики, машины, сырьё) и торгового, к которому отнесены жилые помещения, одежда, продовольствие. Денежный капитал – это ссуды, выдаваемые под залог, и другие формы контроля над денежным рынком.

На общественном уровне Маршалл даёт понятие капитала, а, следовательно и инвестирования более узко. Также, как и А. Смит, он не относит к общественному капиталу его денежную форму, но, с другой стороны, и не делает различие между средствами производства и предметами потребления длительного пользования включая их в состав общественного капитала (машины, сырьё, готовые изделия, театры, гостиницы, семейные фермы и дома).

Как и ссудный капитал, рынок ссудных капиталов — это историческая категория, которая появилась и развилась в условиях товарно-денежных отношений, превратилась в особую сферу экономических отношений хозяйства, причем с развитием капитализма это понятие усложняется и расширяется.

Увеличение масштабов накопления денежного капитала при капитализме обусловило развитие рынка ссудных капиталов, который представляет собой сферу движения ссудного капитала, осуществляемого под влиянием предложения и спроса на него, формирование рынка ссудных капиталов по мере развития капитализма способствовало появлению таких его форм, которые отражают наиболее общие и существенные свойства движения ссудного капитала, его накопление в виде денежного капитала и превращение непосредственно в ссудный капитал.

Как экономическая категория рынок ссудных капиталов выражает также социально-экономические отношения, которые определяются законами капиталистического хозяйствования, формирующими в конечном итоге его сущность, т.е. связи и отношения как внутри его самого, так и во взаимодействии с другими экономическими категориями капиталистической системы1.

Денежный капитал высвобождается в процессе воспроизводства, направляется в виде ссудного капитала на рынок, а затем вновь возвращается к кредитору (банкам и другим кредитно-финансовым институтам).

Сущность рынка ссудного капитала абсолютно не меняется от того, какой денежный капитал используется на нем: собственный или чужой, аккумулированный, т.е. она не зависит от того, осуществляет ли банкир свое дело только посредством собственного капитала или же при помощи капитала, аккумулированного в его руках.

Содержание, характер использования, закономерности развития рынка ссудных капиталов определяются социально-экономическими отношениями капиталистического способа производства. В свою очередь его сущность предопределяет конкретную роль, которую он выполняет в данной социально-экономической системе.

Рынок ссудных капиталов играет чрезвычайно большую роль в современном экономическом механизме, особенно в промышленно развитых странах Запада. Он способствует росту производства и товарооборота, движению капиталов внутри страны, трансформации денежных сбережений в капиталовложения, реализации научно-технического прогресса, обновлению основного капитала.

Характеризуя роль рынка ссудных капиталов в капиталистическом хозяйстве, выделим следующие основные направления его деятельности; объединение разбросанных индивидуальных денежных капиталов и сбережений всех классов общества через кредитную систему и рынок ценных бумаг; экономию общественных издержек обращения; выравнивание нормы прибыли и создание акционерных обществ и других форм коллективной и частной собственности. Эти направления могут быть отнесены не только к рынку ссудных капиталов, но и к его элементу — рынку ценных бумаг и тем более к бирже1.

Фиктивный капитал возникает не в результате кругооборота промышленного капитала в денежной форме, а как следствие приобретения ценных бумаг, дающих право на получение определенного дохода (процента на капитал). Первоначальной формой фиктивного капитала еще в период домонополистического капитализма являлись облигации государственных займов.

Дальнейшее развитие капитализма способствовало появлению нового вида ценных бумаг — акций — в связи с образованием и ростом акционерных обществ. По мере развития капитализма акционерные общества стали превращаться в более сложные объединения (концерны, тресты, картели, консорциумы). Их развитие в условиях острой конкурентной борьбы и научно-технической революции обусловило привлечение не только акционерного, но облигационного капитала. Это повлекло за собой выпуск и размещение частными компаниями и корпорациями облигаций, т.е. частных облигационных займов. Поэтому структура фиктивного капитала сложилась из трех основных элементов: акции, облигации частного сектора и государственные облигации (центрального правительства и местных органов власти). В то же время фиктивный капитал отражает объективные процессы дробления, перераспределения, объединения действующих реальных производительных капиталов.

В условиях современного капитализма в понятие накопления денежного ссудного капитала вкладываются три основных аспекта: во-первых, это эквивалент реального народнохозяйственного накопления, так как общенациональная норма денежного накопления количественно равна норме реального накопления, т.е. доле капиталовложений в ВНП и национальном доходе; в этом смысле накопление осуществляется в материальной и денежной формах в любом секторе экономики. Во-вторых, накопление в денежной форме равнозначно предложению денежного капитала кредитной системой и рынком ссудных капиталов. В-третьих, накопление денежного капитала представляет собой также накопление денежной величины фиктивного капитала1. В этом состоит главная макроэкономическая роль рынка, отражающего накопление и мобилизацию денежного капитала в условиях государственно-монополистического капитализма.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

2.1. Рынок ценных бумаг и его отличительные особенности до августа 1998 года

 

В 90-х гг. Россия стала на путь возрождения рынка ценных бумаг, учитывающего как исторические российские традиции, так и опыт стран с развитой рыночной экономикой.

Для существования в стране развитого рынка ценных бумаг необходимы такие его компоненты, как спрос, предложение, посредники, участники, рыночная инфраструктура (коммерческие банки, фондовые биржи, инвестиционные институты и т.п.), а также системы его регулирования и саморегулирования. Все компоненты были в основном созданы к 1994 г. Решающую роль в воссоздании рынка ценных бумаг сыграли приватизация и акционирование государственных предприятий – акционерные общества стали главными субъектами этого рынка.

Рынок ценных бумаг может развиваться только при нормальных товарно-денежных отношениях и отношениях собственности. Преобразование государственной собственности в формы собственности, адекватные новым рыночным отношениям, в значительной мере осуществляется путем ее приватизации.

В условиях неразвитого российского рынка ценных бумаг приватизация, связанная напрямую с акционированием, является начальным импульсом для формирования рынка ценных бумаг, поскольку позволяет участвовать в нем большинству предприятий и населения1.

В условиях современного состояния экономики в России не может быть полноценного рынка ценных бумаг. Уровень его развития во многом зависит от благосостояния населения, которое определяет спрос на ценные бумаги. Поэтому экономический рост, сопровождаемый увеличением доходов населения, – главный фактор возрождения рынка ценных бумаг. Одним из наиболее объемных и развитых является рынок государственных ценных бумаг, включающий комплекс долговых обязательств государства1.

В 1992 – 1995 гг. осуществлялась эмиссия банковских коммерческих бумаг (векселей — более чем на 40 млрд руб., чеков), а также банковских депозитных и сберегательных сертификатов. В 1992 г. началась торговля товарными и валютными фьючерсами и опционами. В дальнейшем торговля производными ценными бумагами увеличилась.

В 1991– 1995 гг. развитие рынка ценных бумаг происходило без многих необходимых нормативных актов. Однако процесс формирования правовой базы постепенно набирал силу. В 1995 г. появился Гражданский кодекс РФ (части I и II), был принят Закон «Об акционерных обществах», в 1996 г. – Закон «О рынке ценных бумаг», приняты законы об инвестиционных фондах, негосударственных пенсионных фондах и др. Важным законодательным решением была отмена отдельных налогов на операции с ценными бумагами.

К главным факторам, определившим развитие рынка ценных бумаг в 1991– 1996 гг., относятся: масштабная приватизация – эмиссия приватизационных чеков, а также акций приватизированных предприятий и коммерческих банков; кризис неплатежей, породивший выпуск векселей государством, муниципалитетами и предприятиями; постепенный допуск российских ценных бумаг на международный рынок; противоречивое влияние на развитие российского рынка ценных бумаг оказал их выпуск различными финансовыми компаниями, в том числе авантюрного толка (не имевшими лицензий). Особо следует отметить большое воздействие на развитие в Российской Федерации рынка ценных бумаг государственных долговых обязательств, выпускавшихся для покрытия дефицита федерального бюджета (ПСО – ОФЗ). Акции приватизированных предприятий и государственные ценные бумаги постепенно вытеснили с рынка суррогаты ценных бумаг (вроде билетов компании «МММ»)2.

В 1992 – 1996 гг. происходит быстрое формирование всех видов посреднических структур российского рынка ценных бумаг, который сейчас в этом отношении вполне сопоставим с рынком ценных бумаг развитых стран.

Рынок ценных бумаг в России в тот период характеризовался небольшими объемами, низкой ликвидностью, «неоформленностью» в макроэкономическом смысле (неизвестны макропропорции между различными видами ценных бумаг, а также их доля в финансировании хозяйства), неразвитостью материальной базы, технологий торговли, депозитарной и клиринговой сети, отсутствием хорошо продуманной, долгосрочной фондовой политики. Тормозила развитие российского рынка ценных бумаг недостаточно продуманная система налогообложения, особенно доходов от торговли новыми видами ценных бумаг1.

Все операции с ценными бумагами всегда сопряжены с риском. В тот период в России риск был особенно велик и существовал во многих видах: системный (риск кризиса рынка ценных бумаг в целом); несистемный (сочетание всех видов риска, связанных с конкретной ценной бумагой); селективный (риск неправильного выбора ценных бумаг для инвестирования по сравнению с другими видами бумаг при формировании портфеля); временной (риск эмиссии, покупки или продажи ценной бумаги в неподходящее время, что влечет за собой потери); законодательных изменений (риск вследствие изменения условий эмиссии, признания ее недействительной и т.п.); ликвидности (риск, связанный с возможностью потерь при реализаций ценной бумаги из-за изменившейся оценки ее качества); инфляционный (риск того, что при высокой инфляции доходы, получаемые инвесторами от ценных бумаг, обесцениваются быстрее, чем растут, инвестор несет реальные потери).

В целом в России стихийно сложилась смешанная, полицентрическая модель рынка ценных бумаг, на котором одновременно и с равными правами присутствуют коммерческие банки, фондовые биржи и другие финансовые институты. Эта модель отличается от американской, где существуют серьезные ограничения по операциям с ценными бумагами (в частности, для коммерческих банков).

 

 

2.2. Анализ эффективности функционирования рынка ценных бумаг после августовского кризиса 1998 года в Российской Федерации

 

Финансовый кризис 1998 г. стал серьезным испытанием для профессиональных участников рынка ценных бумаг. Участники рынка, имевшие средства в государственных ценных бумагах, понесли значительные потери, что сказалось на профессиональной деятельности. Если до 1 июля 1998 г. отмечался рост числа профессиональных участников (брокерская и дилерская деятельность, доверительное управление ценными бумагами) и увеличение их капитала, то с августа ситуация резко изменилась на обратную. Очень существенно, что наибольший спад приходится на долю чисто брокерских услуг. Тенденция к сокращению числа профессиональных участников (до 50 % от предкризисного уровня) сохранилась и до 2000 г.

Одновременно в 1998 г. проявился также кризис дилерского рынка для иностранных инвесторов, тогда как «классические» биржи оказались в условиях кризиса более жизнеспособными.

В результате финансового кризиса особенно остро выявились недостатки отечественного рынка ценных бумаг:1 ориентация участников рынка на получение спекулятивного дохода и отсутствие интереса к долгосрочным вложениям; недопустимо низкое присутствие на рынке ценных бумаг отечественных индивидуальных инвесторов; минимальный интерес эмитентов к открытому рынку (в том числе в силу продолжающейся борьбы за контроль в корпорациях); слабые представления эмитентов касательно возможностей рынка по мобилизации капиталов; низкий уровень координации органов государственного регулирования рынка ценных бумаг и наличие хронического конфликта интересов соответствующих государственных органов; сохранение существенных пробелов и противоречий в нормативно-правовой базе рынка ценных бумаг.

В краткосрочном периоде для посткризисного периода для рынка ценных бумаг были характерны следующие основные тенденции:

  • сокращение количества, укрупнение (слияние) и обострение конкуренции профессиональных участников рынка ценных бумаг;
  • пост-кризисный передел собственности в финансовых группах и корпорациях, который обусловил массовые злоупотребления и нарушения прав акционеров;
  • низкая вероятность существенного усиления интереса иностранных инвесторов к российскому рынку, как в силу сохраняющихся внутренних налоговых проблем и неопределенности в отношении реструктуризации банковской системы, так и в связи с возможным обострением кризиса мировой валютно-финансовой системы;
  • появление новых для российского рынка инструментов, связанных с попытками предприятий реального сектора найти альтернативные источники финансирования (корпоративные облигации, складские расписки, закладные бумаги);
  • развитие новых форм коллективного инвестирования (закрытые паевые инвестиционные фонды в сфере недвижимости и др.);
  • активизация деятельности саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг и инвесторов (акционеров).

    У российского рынка ценных бумаг все же существовал значительный потенциал дальнейшего развития. В основе этого потенциала лежат такие факторы, как большое число созданных в процессе приватизации открытых акционерных обществ, значительное число перспективных предприятий, интерес многих предприятий к дополнительным эмиссиям, желание многих региональных и муниципальных органов власти осуществить выпуски своих займов (облигаций) и ряд других. Значительные перспективы роста российского рынка связаны с разумной политикой финансирования дефицита федерального бюджета посредством выпуска различных типов государственных ценных бумаг.

    Благоприятные условия для среднесрочного развития рынка ценных бумаг были обусловлены также целым рядом качественных характеристик, значимость которых не связана с текущей на тот момент конъюнктурой1: значительная недооценка активов (но этот фактор останется гипотетическим без эффективного менеджмента и роста прозрачности эмитентов); приток на корпоративный сегмент российского рынка ценных бумаг средств крупных российских инвесторов; приход на российский рынок консервативных зарубежных инвесторов; возрастание доли долгосрочных вложений глобальных фондов в российские корпоративные ценные бумаги; благоприятные сдвиги в развитии инфраструктуры рынка ценных бумаг; повышение прозрачности российского рынка; устранение политического риска; устранение риска девальвации рубля; снижение рисков, связанных с налогообложением; снижение рисков, связанных с защитой прав акционеров и «анти-аутсайдеровской» политикой менеджеров компаний; снижение рисков учета прав собственности на акции посредством создания центрального депозитария, связывающего региональные депозитарии; развитие системы коллективных инвесторов.

    Ключевой задачей, которую должен выполнять рынок ценных бумаг в России, является, прежде всего, обеспечение гибкого межотраслевого перераспределения инвестиционных ресурсов, притока национальных и зарубежных инвестиций на российские предприятия, формирование необходимых условий для стимулирования накопления и трансформации сбережений в инвестиции.

    С учетом специфики формирования российского рынка ценных бумаг в рамках переходной экономики складывающаяся модель должна была содействовать также достижению следующих целей: содействие в формировании условий для экономического роста; эффективное финансирование дефицита федерального бюджета посредством выпуска различных типов государственных ценных бумаг; надежная защита прав инвесторов; развитие процессов интеграции регионов России на основе формирования единого цивилизованного фондового рынка; стимулирование вложения капиталов российских инвесторов преимущественно в российскую экономику; превращение России в один из самостоятельных мировых центров фондовой торговли.

    В настоящее время фондовый рынок РФ менее зависим от западных рынков, чем в 90-е годы. В то время за счет иностранных капиталов на 30-35% финансировался внутренний государственный долг и на 60-70% — рост объемов и курсовой стоимости рынка акций. Но в настоящее время корреляция между российскими и зарубежными рынками сохраняется. Примером тому может быть однонаправленное изменение котировок акций российских и зарубежных нефтедобывающих предприятий в связи с нестабильной политической ситуацией вокруг Ирака.

    В последнее время отмечены положительные сдвиги на российском РЦБ, например, рост котировок недооцененных, по мнению большинства российских и зарубежных аналитиков, на 30-40% акций российских компаний на внутреннем рынке. Также наблюдается повышение интереса российских компаний к выпуску таких финансовых инструментов, как АДР и ГДР 3-его уровня с целью привлечения иностранного капитала, который имеет предпочтительные характеристики в сравнении с российским капиталом в плане объемов привлечения денежных средств.

    На заседании Подкомитета по фондовому рынку 14 января 2003 года была рассмотрена концепция Программы развития рынка ценных бумаг России на 2003 – 2010 годы, ориентированной на развитие, в первую очередь, региональных рынков ценных бумаг и выведение на эти рынки значительного числа акционерных обществ в интересах привлечения инвестиций. По расчетам на основе данных ФКЦБ, ЦБ РФ, ММВБ, РТС численность московских брокеров-дилеров, в т.ч. банков, составляет 40 – 45% от российской, на их операции приходится 80 – 90% оборотов внутреннего рынка акции, при этом рыночная ниша ММВБ, РТС и МФБ – более 90% российского рынка.

    Среди наиболее важных тенденций можно также выделить изменение инфраструктуры фондового рынка. Инфраструктура российского фондового рынка за последнее время существенно усовершенствовалась, однако, положительные изменения могут происходить и далее. Тенденция доминирования иностранных инвесторов на российском фондовом рынке приведет к продолжению начавшейся с августа 1998 г. консолидации финансовой инфраструктуры, укрупнению брокерских и регистраторских компаний, ликвидации или объединению некоторых расчетных депозитариев, клиринговых центров и фондовых бирж.

    Таким образом, основной целью развития рынка ценных бумаг России в ближайшее десятилетие должно стать его превращение в высокоэффективный механизм перераспределения финансовых ресурсов, способствующий существенному увеличению привлечения инвестиций российскими реципиентами и снижению стоимости инвестиционных ресурсов. Можно констатировать, что российский рынок ценных бумаг при всех существующих недостатках обладает огромным потенциалом развития.

     

    2.3. Компаративный анализ инструментов госрегулирования равновесия на рынке ценных бумаг в Российской Федерации

     

    Функционирование рынка ценных бумаг должно регулироваться государством. Цель государственного регулирования заключается в обеспечении надежности и роста ценных бумаг, выработке его национальной модели, которая с учетом существующих в стране условий в наибольшей мере способствовала бы экономическому росту.

    Задачи государства в развитии системы регулирования рынка ценных бумаг сводятся в основном к следующему1: разработке идеологии и законодательной базы работы рынка; концентрации финансовых ресурсов (государственных и частных) для достижения определенных (в основном макроэкономических) целей; установлению «правил игры» для участников рынка; контролю за финансовой устойчивостью и безопасностью рынка для его профессионалов и их клиентов; созданию системы информации о состоянии рынка и обеспечению ее открытости для инвесторов; формированию системы страхования инвесторов от возможных потерь; предотвращению негативного воздействия на рынок ценных бумаг других видов государственного регулирования (денежно-кредитного, валютного); недопущению чрезмерного развития рынка государственных ценных бумаг.

    В истории накоплен большой опыт государственного регулирования рынка ценных бумаг. В мировой практике существуют три основные модели его регулирования: путем прямого правительственного контроля (Ирландия, Нидерланды, Португалия); путем контроля с помощью финансово-банковских органов (ФРГ, Бельгия, Дания): через специально созданные учреждения (США, Франция, Италия, Испания» Великобритания).

    Роль государства в регулировании может быть сведена к следующему: а) идеологическая и законодательная функция (концепция развития рынка, программа ее реализации, управление программой, законодательные акты для запуска и развития рынка); б) концентрация ресурсов (государственных и частных) на цели строительства и, в первую очередь, опережающего создания инфраструктуры; в) установление «правил игры» (требований к участникам, операционных и учетных стандартов); г) контроль за финансовой устойчивостью и безопасностью рынка (регистрация и контроль за входом на рынок, регистрация ценных бумаг, надзор за финансовым состоянием инвестиционных институтов, принятие мер по их оздоровлению, контроль за соблюдением правовых и этических норм, применение санкций); д) создание системы информации о состоянии рынка ценных бумаг и обеспечение ее открытости для инвесторов; е) формирование системы защиты инвесторов от потерь (в т.ч. государственные или смешанные схемы страхования инвестиций); ж) предотвращение негативного воздействия на фондовый рынок других видов государственного регулирования (монетарного, валютного, фискального, налогового); з) предупреждение чрезмерного развития рынка государственных ценных бумаг (отвлекающего часть денежного предложения инвестиционных ресурсов на покрытие непроизводительных расходов государства).

    Государство выступает также а) крупнейшем эмитентом (финансирование государственного долга) и инвестором (государственная собственность в ценных бумагах предприятий и банков, централизованные капитальные вложения через инвестиции в ценные бумаги; б) использует инструменты рынка ценных бумаг для проведения макроэкономической ( в первую очередь, денежной) политики государства (операции на открытом рынке); в) центральный банк, принадлежащий государству, является крупнейшим дилером на рынке государственных ценных бумаг.

    Для российского рынка ценных бумаг характерна прежде всего американская модель организации и регулирования. Особенно это проявляется на законодательном и организационном уровне.

    В Российской Федерации к органам государственного регулирования рынка ценных бумаг относятся: Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг (ФКЦБ); Министерство финансов РФ; Центральный банк РФ; Комитет по управлению государственным имуществом РФ; Антимонопольный комитет РФ; Министерство по налогам и сборам РФ; Министерство юстиции РФ; Государственный комитет по надзору за деятельностью страховых организаций и др.

    Основными функциями регулирующих органов, направленными на защиту инвесторов от финансовых потерь, являются: во-первых, регистрация всех участников рынка ценных бумаг; во-вторых, обеспечение всех субъектов экономики достоверной информацией о выпуске и обращении ценных бумаг; в-третьих, контроль и поддержание правопорядка на рынке ценных бумаг.

    Государственное регулирование рынка ценных бумаг осуществляется в виде прямого вмешательства в его функционирование, а также в виде мер по косвенному воздействию на рынок.

    К направлениям прямого вмешательства относятся: законотворческая деятельность представительных органов власти по вопросам рынка ценных бумаг с целью создания единой правовой основы (Федеральное Собрание); постановления и распоряжения органов исполнительной власти по этим же вопросам (Правительство РФ); меры, принимаемые другими государственными органами, по введению норм, касающихся функционирования рынка ценных бумаг (Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг, Министерством финансов РФ, Центральным банком РФ, Государственным комитетом по имуществу РФ и др.).

    Государственное регулирование рынка ценных бумаг в РФ осуществляется в соответствии с Указом Президента РФ «О мерах по государственному регулированию рынка ценных бумаг в Российской Федерации» и Федеральным законом «О рынке ценных бумаг». Ими регламентируются основные виды предпринимательской деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг и основные виды ценных бумаг, допускаемых к публичному размещению; создание Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг при Правительстве РФ, обеспечивающей проведение в жизнь единой государственной политики на рынке ценных бумаг. Комиссия по рынку ценных бумаг—федеральный орган исполнительной власти по контролю за деятельностью профессиональных участников рынка и по определению стандартов эмиссии ценных бумаг. Федеральная комиссия для осуществления своих полномочий создает необходимые территориальные органы. Полномочия Федеральной комиссии не распространяются на процедуру эмиссии долговых обязательств Правительства и субъектов Российской Федерации.

    Функции Федеральной комиссии обширны. Назовем главные из них: разработка основных направлений развития рынка ценных бумаг и координация деятельности федеральных органов исполнительной власти по вопросам регулирования рынка ценных бумаг; утверждение стандартов эмиссии ценных бумаг, проспектов эмиссии ценных бумаг, в том числе иностранных эмитентов; разработка и утверждение единых требований к профессиональной деятельности с ценными бумагами; установление обязательных требований к операциям с ценными бумагами, норм допуска ценных бумаг к их публичному размещению, обращению, котированию и листингу, расчетно-депозитарной деятельности. Правила ведения учета и составления отчетности участниками рынка ценных бумаг Федеральная комиссия устанавливает совместно с Министерством финансов РФ; определение обязательных требований к порядку ведения реестра; установление порядка лицензирования разных видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, а также приостановление или аннулирование в случае нарушения закона указанных лицензий; определение стандартов деятельности инвестиционных, негосударственных пенсионных, страховых фондов и их управляющих компаний, а также страховых компаний на рынке ценных бумаг; контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации всеми субъектами рынка ценных бумаг; создание общедоступной системы раскрытия информации о рынке ценных бумаг, в том числе о выпуске ценных бумаг; проведение квалификационной и научно-методической работы с профессионалами рынка ценных бумаг.

    Свои функции Федеральная комиссия выполняет в соответствии с реальным положением дел на рынке ценных бумаг и претворяет в практику в форме постановлений. Ее главные постановления согласуются с Министерством финансов РФ и Центральным банком РФ. Принятые постановления предварительно проходят рассмотрение на Экспертном совете при Федеральной комиссии. Постановления Федеральной комиссий могут быть обжалованы физическими и юридическими лицами в судебном порядке.

    Федеральная комиссия имеет право: квалифицировать ценные бумаги и определять их вид в соответствии с законодательством; устанавливать обязательные для профессиональных участников рынка ценных бумаг (за исключением кредитных организаций) нормативы достаточности собственных средств и иные показатели, ограничивающие риски по операциям с ценными бумагами; проверять деятельность всех участников рынка ценных бумаг. Таким образом, Федеральная комиссия является центром государственного регулирования, контроля и стимулирования всех видов деятельности субъектов рынка ценных бумаг.

    Для современного рынка ценных бумаг важное значение имеют решения Министерства финансов РФ о лицензировании деятельности на рынке ценных бумаг в качестве профессиональных участников, о порядке аттестации специалистов инвестиционных институтов и фондовых бирж; о лицензировании операций, совершаемых с производными ценными бумагами; о лицензировании производства и ввоза на территорию РФ бланков ценных бумаг и др.

    Лицензированием деятельности коммерческих банков и кредитных организаций занимается Центральный банк РФ, страховых организаций –Государственный комитет по надзору за страховой деятельностью.

    Немаловажное значение для рынка ценных бумаг могут иметь секьютеризация внутреннего государственного долга, изменений установленных правил взимания налога на добавленную стоимость, а также меры кредитных учреждений по развитию безналичных расчетов и совершенствованию организации управления потоком наличных денег.

    Согласованное управление рынком ценных бумаг со стороны государственных органов невозможно без постоянно действующей, публичной и оперативной системы анализа макроэкономических компонентов этого рынка в увязке с динамикой общественного производства, изменением цен и т.д. В связи с этим необходима систематическая публикация интегрированных данных о рынке ценных бумаг, оценок складывающейся конъюнктуры и прогнозов развития рынка во взаимосвязи с рынком кредита, состоянием бюджета и другими макроэкономическими факторами, на них воздействующими.

    Воздействие на рынок ценных бумаг государство оказывает с помощью системы налогообложения, введения системы налоговых льгот и санкций. За последнее время налогообложение операций с ценными бумагами претерпело некоторые изменения.

    Рынок ценных бумаг регулируется не только налогом на операции с ценными бумагами, но и законодательством, регламентирующим порядок обложения прибыли предприятия, взимания налога на добавленную стоимость (НДС), налога на имущество с физических лиц, подоходного налога с физических лиц.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ВОСПРОИЗВОДСТВА ПРОСТРАНСТВА РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

     

    Рынок ценных бумаг во всех развитых странах является самым динамичным сектором экономики. Его значение определяется двумя важнейшими обстоятельствами: во-первых, той ролью, которую он играет в инвестиционном процессе; во-вторых, тем, что этот рынок и его финансовые институты служат эффективными инструментами управления той формой организации материального производства, с которой в XX в. связаны основные достижения цивилизации, — с рыночной экономикой, где взаимодействуют принципы либерализма и государственного регулирования.

    Проблемы развития рынка ценных бумаг находятся в центре внимания большинства научных школ. Для некоторых из них характерны различные подходы к проблемам этого рынка. Эксперты ООН предприняли попытку систематизировать взгляды различных ученых США – страны, наиболее интенсивно ведущей исследования рынка ценных бумаг. Эти взгляды, при их критическом рассмотрении, представляют интерес для российских участников рынка ценных бумаг.

    Господствующими являются представления двух школ: «фундаментальной» и «технической» (в 90-е гг. появился ряд других, менее известных школ).

    Сторонники «фундаментальной школы» считают, что при изучении рынка ценных бумаг прежде всего необходимо досконально исследовать балансы, отчеты фирм и т.п. Они стремятся изучить состояние активов, доходов, объем продаж, производство отдельных корпораций, политику управления ими, состав директоров, состояние рынков и т.п. На этом основании представители школы пытаются прогнозировать возможные изменения в курсах акций. Их главная задача – определить, занижена или завышена стоимость ценных бумаг корпорации по сравнению с реальной стоимостью ее активов.

    Последователи «технической школы» исходят из того, что в биржевых курсах уже отражены сведения, которые необходимо знать инвестору. Для них ведущий объект исследования — анализ спроса и предложения на рынке ценных бумаг. Эта школа изучает рынок ценных бумаг в отрыве от воздействия на него экономических, политических или технических факторов. Главный предмет изучения для нее — курс ценной бумаги, который будто бы является ключом к познанию всей ситуации на рынке. Представители школы считают, что важна не привлекательность ценной бумаги отдельной корпорации, а общие тенденции на рынке ценных бумаг. Вместе с тем сторонники «технической школы» в своих исследованиях опираются на ряд других теорий. К их числу относятся1: теория Доу, в соответствии с которой главное – прежде всего установление момента возникновения и направленность новой тенденции (к повышению или к понижению) на рынке ценных бумаг; теория «широты рынков» (повышений-падений курсов ценных бумаг). Она основана на сопоставлении числа проданных выпусков акций, курс которых возрос, и числа выпусков тех акций, курс которых снизился; теория «объема торговли» исследует объем, биржевой торговли (число проданных акций) в сопоставлении с изменениями курсов этих акций; теория «неполных лотов» представляет собой теорию субъективного характера; теория «суммарной короткой позиции», в соответствии с которой исследования строятся на основе «коэффициента суммарной короткой позиции», представляющего собой соотношение общего числа акций, проданных без покрытия, и среднего объема всех операций с акциями.

    Кроме рассмотренных выше на Западе существуют и другие теории исследования рынка ценных бумаг. В России, в условиях неразвитого рынка ценных бумаг, практическое использование этих теорий весьма проблематично.

    Вместе с тем на рынке ценных бумаг остается еще немало нерешенных проблем. К ним можно отнести низкий уровень капитализации рынка, недостаточную ликвидность ценных бумаг мелких и средних эмитентов, высокую стоимость заимствования средств, отставание в развитии информационной и телекоммуникационной систем и др.

    Очевидно, что создание конкурентоспособного рынка ценных бумаг необходимо для продолжения реформ. В своем стремлении к экономическому росту Российская Федерация не может полагаться только на бюджетную систему и банковский сектор. Поэтому необходимо форсированное развитие рынка ценных бумаг и решение вопроса о том, как этого следует достигнуть.

    В развитии рынка капиталов уже имеет место определенный прогресс. Он связан не только с укреплением института частной собственности на капитал, но и с формированием «социальной составляющей» рынка, т. е. защитой интересов всех слоев общества, обеспечением личной финансовой безопасности (для разных видов инвесторов).

    Обращающиеся на рынке ценных бумаг финансовые ценности представляют собой совокупность прав и не существуют в отрыве от обеспечиваемой государством нормативной правовой базы и системы правоприменения. Таким образом, государство выполняет (как в макроэкономике, так и на рынке ценных бумаг) системообразующую функцию, которая будет непрерывно изменяться в связи с меняющимися экономическими условиями. Так, государственное регулирование рынка ценных бумаг в России, как и во всех развитых странах, будет развиваться в сторону большей детализации и жесткого контроля.

    Государство на рынке ценных бумаг выступает как главный фактор, определяющий его развитие (количественные и качественные характеристики). Государство — крупнейший держатель и продавец ценных бумаг российских предприятий — проводит активную политику прямой поддержки инфраструктурных проектов, включающую в себя участие в их финансировании, помощь в привлечении иностранных капиталов и т.п. При реализация этих проектов оно должно поддерживать те общественные силы (и специалистов), которые прочно стоят на реформистской платформе. В то же время следует отметить, что прямое участие государства в создании инфраструктуры рынка ценных бумаг является временным: в дальнейшем эта функция будет передана самим участникам этого рынка.

    Развитие рынка ценных бумаг в Российской Федерации предусматривает учет ее национальных интересов (комплекса макроэкономических и макрополитических задач государства применительно к рынку капитала). Это означает восстановление расширенного воспроизводства и повышение его эффективности путем мобилизации инвестиционных ресурсов, усиление социальной ориентации экономики и повышение стабильности общества, укрепление экономического суверенитета страны, повышение капитализации российских компаний, обеспечение информационной безопасности страны (достижение его «информационного суверенитета»)1.

    Федеральное правительство и Центральный банк РФ совместно используют государственные ценные бумаги для реализации кредитно-денежной политики государства. При этом Центральный банк РФ ограниченно участвует в операциях с этими бумагами на открытом рынке (управляет ликвидностью коммерческих банков, сглаживает резкие колебания конъюнктуры рынка и т.п.). Задача заключается в том, чтобы активно применять практику оперативного выпуска ценных бумаг, абсорбировать с их помощью краткосрочные избытки денежных средств в коммерческих банках и осуществить переход к системе ежедневного первичного размещения краткосрочных и сверхкраткосрочных ценных бумаг для оперативного регулирования ликвидности в коммерческих банках.

    Все дальнейшее развитие российского рынка ценных бумаг зависит от повышения уровня его информационной открытости. Для этого в стране будет создана общепринятая система показателей для анализа конъюнктуры рынка ценных бумаг (четко разграничены информация на коммерческую тайну и информация, не являющаяся таковой), введено обязательное опубликование любых фактов деятельности эмитентов, могущих повлиять на курс их ценных бумаг, оказана поддержка независимым рейтинговым агентствам, будет широко даваться информация 0.1 курсах ценных бумаг и проводимых с ними операциях. Все это окажет помощь Общественно-государственному фонду защиты вкладчиков и акционеров путем предоставления в его распоряжение всей информации о процессах, происходящих на рынке ценных бумаг.

    Государственное стимулирование развития рынка ценных бумаг невозможно без использования налоговых методов. Налоговая политика будет строиться на принципах унификации ставок налогов и налогообложения, включения в состав затрат в целях налогообложения отрицательных разниц, образующихся при падении цен на приобретенные субъектами рынка ценные бумаги, отказа от установления налоговых льгот по отдельным видам ценных бумаг, освобождения от двойного налогообложения всех форм коллективных инвестиций, отказа от введения любых видов налогов и сборов с оборота ценных бумаг, создания льготного режима налогообложения только для некоммерческих организаций, выполняющих функции инфраструктуры (например, для фондовых бирж).

    Государство, регулируя российский рынок ценных бумаг, выбирает модель его развития и определяет его структуру. Выбор модели осуществляется исходя из ряда предпосылок, главная из которых заключается в том, что Российская Федерация — это во многом самодостаточная экономическая система, которая не тяготеет ни к одному из финансовых центров мира и стремится поддерживать отношения со всеми ими. Она стремится к превращению в самостоятельный финансовый центр, а потому будет использовать только те элементы зарубежных финансовых рынков, которые Обеспечат ей максимум конкурентоспособности. Таким образом. Российская Федерация будет формировать собственную модель рынка ценных бумаг на основе ее национальных интересов и традиций. При этом не исключено использование зарубежного опыта и применение различных моделей для государственных, корпоративных и муниципальных ценных бумаг.

    Формирующаяся модель российского рынка ценных бумаг требует современного информационного обеспечения на двух уровнях: а) межрегиональном, объединяющем региональные рыночные структуры и призванном обеспечить взаимодействие профессиональных участников рынка ценных бумаг; б) внутрирегиональном, затрагивающем отношения между клиентами и обслуживающими его профессиональными участниками рынка ценных бумаг.

    Во всех странах с развитой рыночной экономикой рынок капитала наполняется прежде всего за счет средств населения. Российская Федерация в этом отношении не представляет исключения. Но на этом пути стоит неуверенность населения — основного инвестора, считающего, что инвестиции в ценные бумаги сопровождаются неоправданно высоким риском. Поэтому сейчас принята концепция защиты инвесторов, которая будет реализована в конкретных программах защиты частной собственности на рынке ценных бумаг по следующим основным группам инвесторов: население, коллективные инвесторы, коммерческие банки, страховые компании, государство, нерезиденты, другие категории инвесторов. По отношению к этим группам инвесторов будут использоваться разные методы защиты. Одновременно должна быть гарантирована и защита прав эмитентов, установлены пределы их ответственности перед инвесторами. Защита эмитентов будет производиться по следующим направлениям: предприятия оборонного значения, предприятия большого стратегического значения, предприятия-монополисты, страховые компании и коммерческие банки. Защита интересов инвесторов и эмитентов требует дальнейшего совершенствования нормативно-правовой базы российского рынка ценных бумаг.

    Можно определить основные условия, при которых российский рынок ценных бумаг будет способен преодолеть кризис и начать позитивное развитие1:

    – функционирование рынка ценных бумаг будет поставлено под контроль государства, формирующего его законодательную базу и следящего за ее соблюдением;

    – приватизация государственной собственности будет проводиться постепенно с учетом инвестиционных возможностей российского рынка капитала; при этом не будет допускаться разрушение производительных сил;

    – первоочередной задачей станет возрождение доверия отечественных и иностранных инвесторов к российским ценным бумагам и банковской системе;

    – реформирование налоговой системы будет осуществляться с учетом интересов инвесторов, прежде всего в реальном секторе экономики;

    – будет выполнена широкая программа подготовки опытных профессионалов рынка ценных бумаг;

    – не будет иметь места механическое использование зарубежного опыта развития рынка ценных бумаг без учета российской специфики.

    Эти условия могут стать реальными, когда в России будет преодолено нынешнее «переходное» состояние экономики и политическое руководство страны направит ее развитие по пути создания цивилизованных рыночных отношений.

     

     

     

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

     

  1. Агарков М.М. Учение о ценных бумагах. — М.: БЕК, 2004.
  2. Алехин Б. И. Рынок ценных бумаг. Введение в фондовые операции. — Самара: СамВен, 1992.
  3. Алексеев М.И. Рынок ценных бумаг. — М: Финансы и статистика, 2003.
  4. Астанин Э.В., Салахутдинов В.Н. Надзор за рынком ценных бумаг: зарубежный опыт // Рынок ценных бумаг. № 6. 1999.
  5. Афонина С.Н. Рынок ценных бумаг. — М.: Аудитор, 2000.
  6. Бердникова Т.Б. Рынок ценных бумаг. –М.: ИНФРА-М., 2004.
  7. Бердникова Т.Б. Рынок ценных бумаг и биржевое дело: Учебное пособие. — М.: ИНФРА-М, 2000.
  8. Бизнес на рынке ценных бумаг. Российский вариант: Справочно-практическое пособие. — М.: Граникор, 2000.
  9. Богданов О.С., Сергеев Б.И. Зарубежные интересы японских банков. – М.: МО, 1981
  10. Бычков А.П. Мировой рынок ценных бумаг: институты, инструменты, инфраструктура. — М.: Диалог-МГУ, 2002.
  11. Буренин А.Н. Рынок ценных бумаг и производных финансовых инструментов: Учебное пособие. — М.: Федеративная книготорговая компания, 2001.
  12. Голубев С.В. Ценные бумаги как инвестиционный товар // Финансы, 2000, №2.
  13. Данилов Ю.А. Анализ и прогноз развития российского рынка ценных бумаг.// ЭКО. 1999. №2
  14. Дмириевский К. Ценные бумаги России // Рынок ценных бумаг. 2004. № 14
  15. Жуков Е.Ф. Ценные бумаги и фондовые рынки. –М.: Юнити, 1995
  16. Ивасенко А.Г. Основные понятия фондового рынка. Новосибирск, 1995.
  17. Канэ Ф. Избранные экономические произведения. –М.: Соцэкгиз, 1960.
  18. Карнинг Крейг. Рынок ценных бумаг России идет на подъем // Уолл стрит журнал. 20 ноябр. 2002.
  19. Килячков А.А., Чалдаева Л.А. Рынок ценных бумаг и биржевое дело. –М.: Экономистъ, 2004.
  20. Лысихин И. Регулирование рынка – дело рук самих участников рынка //Рынок ценных бумаг. 1999. №10.
  21. Маковецкий  М.Ю. Роль рынка ценных бумаг в инвестиционном обеспечении экономического роста // Финансы и кредит. 2004. №1, 2,3,4.
  22. Маренков Н.Л. Ценные бумаги. –М.: ИНФРА-М., 2006.
  23. Маркс Капитал Т. 1– 4 // Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. –М.: Политиздат, 1960. Т. 23 – 25.
  24. Маршалл А. принципы политической экономии: В 3-х тт. –М.: Прогресс, 1983 – 1984.
  25. Миркин Я.М. Ценные бумаги и фондовый рынок. –М.: Перспектива, 1995.
  26. Миркин Я. Налоговое стимулирование инвестиций в ценные бумаги // Рынок ценных бумаг. 2000. № 12.
  27. Моримото Т. Большая банковская война. – М.: Мысль, 1981.
  28. Мэн Т. Богатство Англии во внешней торговле // Меркантилизм / Под ред. И.С. Плотникова. Л., 1935.
  29. Наливайский В.Ю. Рынок ценных бумаг и постиндустриальное развитие России // Финансовые исследования. № 1. 2000.
  30. Новые явления в накоплении капитала в империалистических странах. – М.: Мысль, 1967
  31. Овчинников В. Инфраструктуры рынка ценных бумаг: настоящее и будущее // Рынок ценных бумаг, 2000, №15.
  32. Рынок ценных бумаг / Под ред. В.А.Галанова, А.И.Басова, М., 2004.
  33. Рынок ценных бумаг и его финансовые институты / Под. ред. Торкаловского В.С., С.-Пб, 2004.
  34. Серебрякова Л.А. Мировой опыт регулирования рынка ценных бумаг // Финансы. 2000, № 1
  35. Соловьев Д. Российские ценные бумаги – инфраструктура рынка и операции // Рынок ценных бумаг. 2004. № 12.
  36. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов // Антология экономической классики: В 2 т. М., 1991. Т. 1
  37. Подвинская Е.С. Новые направления использования ценных бумаг для развития сектора экономики // Финансы и кредит. 2002. № 12.
  38. Ценные бумаги / Под ред.В.И. Колесникова, В.С. Торкановского.–М.: Финансы и статистика, 2003.
  39. Фондовый портфель / Под ред. Н.Я. Петракова — М.: Соминтэк, 1999.
  40. Хакамада И. Фондовый рынок России: год спустя // Рынок ценных бумаг, 1996, №5.
  41. Шешеловский М.Я. Использование инструментов фондового рынка для привлечения инвестиций // Инвестиции в России. 2002. № 1.
<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 1.08MB/0.00046 sec

WordPress: 22.65MB | MySQL:118 | 2,145sec