Депозитные и сберегательные сертификаты коммерческих банков как виды банковских ценных бумаг

<

102113 1555 1 Депозитные и сберегательные сертификаты коммерческих  банков как виды банковских ценных бумаг Депозитные и сберегательные сертификаты — ценные бумаги, право выпускать  которые предоставлено только коммерческим банкам.

Депозитный (сберегательный) сертификат — ценная бумага, удостоверяющая сумму вклада, внесенного в банк, и права вкладчика (держателя сертификата) на получение по истечении установленного срока суммы вклада и обусловленных в сертификате процентов в банке, выдавшем сертификат, или в любом филиале этого банка ст.844 Гражданского кодекса РФ.

Если в качестве вкладчика выступает юридическое лицо, то оформляется депозитный сертификат, если физическое лицо  сберегательный. При этом владельцем сертификата могут быть соответственно только юридические лица, зарегистрированные на территории Российской Федерации или иного государства, использующего рубль в качестве официальной денежной единицы, или граждане Российской Федерации или иного государства, использующего рубль в качестве официальной денежной единицы.

Оформление депозитного или сберегательного сертификата является надлежащей формой заключения договора банковского вклада. Поэтому особенность сертификата как ценной бумаги заключается в том, что он может быть выпущен только в документарной форме. При этом сертификат может быть именным или на предъявителя.

Бланк сертификата должен содержать следующие обязательные реквизиты:

– наименование депозитной (или сберегательный) сертификат;

– указание на причину выдачи сертификата (внесение депозита или сберегательного вклада);

– дата внесения депозита или сберегательного вклада;

– размер депозита или сберегательного вклада, оформленного сертификата (прописью и цифрами);

– безусловное обязательство банка вернуть сумму, внесенную в депозит или на вклад;

Выпуск и обращение депозитных и сберегательных сертификатов регулируется статьей 844 Гражданского кодекса РФ, а также письмом Банка России № 14-3-20 от 10 февраля 1992 г. «О депозитных и сберегательных сертификатах банков» с дополнениями и изменениями к нему.

– дата востребования бенефициаром (вкладчиком) суммы по сертификату;

– ставка процента за пользование депозитом или вкладом;

– сумма причитающихся процентов;

– наименование и адреса банка-эмитента и для именного сертификата — бенефициара (вкладчика);

– подписи двух лиц, уполномоченных банком на подписание такого рода обязательств, скрепленные печатью банка.

Отсутствие в тексте бланка сертификата какого-либо из обязательных реквизитов делает этот сертификат недействительным.

Банк, оформляющий сертификат, может включить в него иные дополнительные условия и реквизиты, которые не противоречат действующим правовым нормам.

Бланк сертификата должен содержать также все условия выпуска, оплаты и обращения сертификата (условий и порядка уступки прав требования по сертификату). В случае если с сертификатом была произведена операция, не предусмотренная условиями, содержащимися на его бланке, такая операция считается недействительной.

Изготовление бланков депозитных и сберегательных сертификатов (именных и на предъявителя) производится только полиграфическими предприятиями, получившими от Министерства финансов РФ лицензию на производство бланков ценных бумаг.

Чтобы выпустить депозитные или сберегательные сертификаты, банк должен утвердить условия их выпуска и обращения. Для этого они должны представить их в трех экземплярах в Главное территориальное управление ЦБ РФ, Национальный банк республик в составе РФ по месту нахождения корреспондентского счета в десятидневный срок с даты принятия решения о выпуске. Условия выпуска сертификата должны содержать полный порядок выпуска и обращения сертификатов, описание внешнего вида сертификата и образец (макет) сертификата.

В настоящий момент существуют определенные ограничения по субъектному составу коммерческих банков, которые могут выпускать сберегательные сертификаты. Выпускать сберегательные сертификаты могут только банки:

– осуществляющие банковскую деятельность не менее года;

– опубликовавшие годовую отчетность (баланс и отчет о прибылях и убытках), подтвержденную аудиторской фирмой;

– соблюдающие банковское законодательство и нормативные акты Банка России, в том числе директивные экономические нормативы;

– имеющие резервный фонд в размере не менее 15% от фактически оплаченного уставного фонда;

– имеющие резервы на возможные потери по ссудам в соответствии с требованиями Банка России.

При соблюдении указанных требований и регистрации условий выпуска сертификатов банки могут приступать непосредственно к их выпуску в обращение. Выпуск сертификатов может осуществляться как в разовом порядке, так и сериями.

     Срок обращения депозитных сертификатов (с даты выдачи сертификата до даты, когда владелец сертификата получает право востребования депозита) ограничивается одним годом. Срок обращения сберегательных сертификатов не может превышать трех лет. Обращение депозитных и сберегательных сертификатов осуществляется на основании общих норм гражданского права. При этом сертификаты не могут служить расчетным или платежным средством за проданные товары или оказанные услуги. Денежные расчеты по купле-продаже депозитных сертификатов и выплате сумм по ним осуществляются только в безналичном порядке.

  Уступка права требования по сертификатам на предъявителя осуществляется простым вручением этого сертификата.

Уступка права требования по именному сертификату (цессия) оформляется на оборотной стороне такого сертификата двусторонним соглашением лица, уступающего свои права (цедента), и лица, приобретающего эти права (цессионария).  Соглашение об уступке права требования по депозитному сертификату подписывается двумя лицами, уполномоченными соответствующим юридическим лицом на совершение таких сделок, и скрепляется печатью этого юридического лица. Каждый договор об уступке нумеруется цедентом. Договор об уступке права требования по сберегательному сертификату подписывается обеими сторонами лично.

 При наступлении срока востребования депозита или вклада банк обязан выплатить владельцу ценной бумаги сумму вклада и проценты по ставке, первоначально установленной в условиях выпуска и обращения независимо от времени покупки владельцем данного сертификата. Это означает, что ставка процента, закрепленного на бланке сертификата, не может быть изменена в течение периода обращения сертификата. Платеж производится против предъявления сертификата и заявления владельца с указанием счета, на который должны быть зачислены средства.   Для граждан платеж может производиться как путем перевода суммы на счет, так и наличными деньгами.

В случае досрочного предъявления сберегательного или депозитного сертификата к оплате банком выплачиваются сумма вклада и проценты, выплачиваемые по вкладам до востребования, если условиями сертификата не установлен иной размер процентов

2 Федеральные комиссии по рынку ценных бумаг (ФСФР): ее задачи, функции, принципы организации деятельности

Федера́льная коми́ссия по ры́нку це́нных бума́г (ФКЦБ России) — федеральный орган исполнительной власти России, осуществлявший регулирование рынка ценных бумаг в России, проводивший государственную политику в области развития рынка ценных бумаг, контролировавший деятельность эмитентов и участников рынка и обеспечивавший раскрытие информации на рынке ценных бумаг в период с 1993 — 2004 год

С 13 марта 2004 года полномочия ФКЦБ России переданы Федеральной службе по финансовым рынкам.

В соответствии с Распоряжением Президента Российской Федерации № 163-рп от 09 марта 1993 г. «О Комиссии по ценным бумагам и фондовым биржам при Президенте Российской Федерации» была образована Комиссия по ценным бумагам и фондовым биржам при Президенте РФ.

Указом Президента Российской Федерации от 1 июля 1996 года №1009 «О Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг» комиссия была преобразована в Федеральную комиссию по рынку ценных бумаг.

Основные функции и полномочия ФКЦБ России были определены Федеральным законом от 22 апреля 1996 года №39-ФЗ «О рынке ценных бумаг».

Указ Президента Российской Федерации от 3 апреля 2000 года № 620 «Вопросы Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг» утвердил новую редакцию Положения о Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг и привел его в соответствие с действовавшим на тот момент законодательством Российской Федерации.

Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР России) — федеральный орган исполнительной власти России, осуществляющий функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере финансовых рынков (за исключением страховой, банковской и аудиторской деятельности). ФСФР России находится в прямом подчинении Правительства Российской Федерации.

ФСФР России была создана при формировании правительства Фрадкова Указом Президента РФ от 9 марта 2004 № 314 «О системе и структуре Федеральных органов исполнительной власти». В соответствии с данным указом ей были переданы функции упразднённой Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг (ФКЦБ России), а также функции по контролю и надзору в сфере финансовых рынков упразднённого Министерства труда и социального развития Российской Федерации и функции по контролю деятельности бирж упраздненного Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, функции по контролю и надзору в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений Министерства финансов Российской Федерации.

Основные полномочия:

– регулирование выпуска и обращения эмиссионных ценных бумаг, в том числе осуществление государственной регистрации выпусков ценных бумаг и отчетов об итогах выпуска ценных бумаг, а также регистрации проспектов ценных бумаг;

– контроль и надзор в отношении эмитентов, профессиональных участников рынка ценных бумаг и их саморегулируемых организаций, акционерных инвестиционных фондов, управляющих компаний акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов и их саморегулируемых организаций, специализированных депозитариев акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, ипотечных агентов, управляющих ипотечным покрытием, специализированных депозитариев ипотечного покрытия, негосударственных пенсионных фондов, Пенсионного фонда Российской Федерации, государственной управляющей компании, а также в отношении товарных бирж;

– обобщение практики применения законодательства и внесение в Правительство Российской Федерации предложений о его совершенствовании и разработка проектов законодательных и иных нормативных правовых актов;

– обеспечение раскрытия информации на рынке ценных бумаг в соответствии с законодательством Российской Федерации;

– организация исследований по вопросам развития финансовых рынков.

Структура центрального аппарата ФСФР России включает в себя десять управлений:

– Управление развития регулирования на финансовом рынке;

– Управление регулирования и контроля над коллективными инвестициями;

– Управление регулирования деятельности участников финансового рынка;

– Управление эмиссионных ценных бумаг;

– Управление организации и проведения надзорных мероприятий на рынке ценных бумаг;

– Правовое управление;

– Управление делами и архива;

– Управление экономики, финансов и бухгалтерского учета;

– Управление административно-технического обеспечения;

– Управление информации и мониторинга финансового рынка.

Также в структуру ФСФР России входят три самостоятельных отдела:

– отдел государственной службы и кадров;

– первый отдел;

– отдел мобилизационной подготовки.

Функции федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг перечислены в ст. 42 ФЗ «О рынке ценных бумаг в Российской Федерации», согласно которой Федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг:

1) осуществляет разработку основных направлений развития рынка ценных бумаг и координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти по вопросам регулирования рынка ценных бумаг;

2) утверждает стандарты эмиссии ценных бумаг, проспектов ценных бумаг эмитентов, в том числе иностранных эмитентов, осуществляющих эмиссию ценных бумаг на территории Российской Федерации, и порядок государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг, государственной регистрации отчетов об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг;

3) разрабатывает и утверждает единые требования к правилам осуществления профессиональной деятельности с ценными бумагами;

4) устанавливает обязательные требования к операциям с ценными бумагами, нормы допуска ценных бумаг к их публичному размещению, обращению, котированию и листингу, расчетно-депозитарной деятельности. Правила ведения учета и составления отчетности эмитентами и профессиональными участниками рынка ценных бумаг устанавливаются федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг совместно с Министерством финансов Российской Федерации;

5) устанавливает обязательные требования к порядку ведения реестра;

<

6) устанавливает порядок и осуществляет лицензирование различных видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, а также приостанавливает или аннулирует указанные лицензии в случае нарушения требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах;

7) утратил силу. — Федеральный закон от 15.04.2006 N 51-ФЗ;

8) устанавливает порядок выдачи разрешений и осуществляет выдачу разрешений на приобретение статуса саморегулируемой организации профессиональных участников рынка ценных бумаг, ведет реестр указанных организаций, отзывает разрешения на приобретение статуса саморегулируемой организации при нарушении требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, а также стандартов и требований, утвержденных федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг;

9) определяет стандарты деятельности инвестиционных, негосударственных пенсионных, страховых фондов и их управляющих компаний, а также страховых компаний на рынке ценных бумаг;

10) осуществляет контроль за соблюдением эмитентами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, саморегулируемыми организациями профессиональных участников рынка ценных бумаг требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, стандартов и требований, утвержденных федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг;

11) в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, контролирует порядок проведения операций с денежными средствами или иным имуществом, совершаемых профессиональными участниками рынка ценных бумаг;

12) обеспечивает раскрытие информации о зарегистрированных выпусках ценных бумаг, профессиональных участниках рынка ценных бумаг и регулировании рынка ценных бумаг;

13) обеспечивает создание общедоступной системы раскрытия информации на рынке ценных бумаг;

14) устанавливает квалификационные требования к работникам профессиональных участников рынка ценных бумаг, требования к профессиональному опыту лиц, осуществляющих функции единоличного исполнительного органа профессиональных участников рынка ценных бумаг, утверждает программы квалификационных экзаменов для аттестации граждан в сфере профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, определяет условия и порядок аккредитации организаций, осуществляющих аттестацию граждан в сфере профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг в форме приема квалификационных экзаменов и выдачи квалификационных аттестатов, осуществляет аккредитацию таких организаций, определяет типы и формы квалификационных аттестатов и ведет реестр аттестованных лиц;

15) разрабатывает проекты законодательных и иных нормативных актов, связанных с вопросами регулирования рынка ценных бумаг, лицензирования деятельности его профессиональных участников, саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг, контроля за соблюдением законодательных и нормативных актов о ценных бумагах, проводит их экспертизу;

16) разрабатывает рекомендации по применению законодательства Российской Федерации, регулирующего отношения, связанные с функционированием рынка ценных бумаг;

17) осуществляет руководство региональными отделениями федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг;

18) определяет порядок ведения реестра и ведет реестр профессиональных участников рынка ценных бумаг, содержащий данные о выданных, приостановленных и об аннулированных лицензиях на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг. Федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг вносит изменения в реестр профессиональных участников рынка ценных бумаг в течение трех дней после принятия соответствующего решения или получения документа, являющегося основанием для внесения изменения;

19) устанавливает и определяет порядок допуска к первичному размещению и обращению вне территории Российской Федерации ценных бумаг, выпущенных эмитентами, зарегистрированными в Российской Федерации;

20) обращается в арбитражный суд с иском о ликвидации юридического лица, нарушившего требования законодательства Российской Федерации о ценных бумагах и о применении к нарушителям санкций, установленных законодательством Российской Федерации;

21) осуществляет надзор за соответствием объема выпуска эмиссионных ценных бумаг их количеству в обращении;

22) определяет порядок ведения реестра эмиссионных ценных бумаг и ведет указанный реестр, содержащий информацию о зарегистрированных федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг выпусках (дополнительных выпусках) эмиссионных ценных бумаг, а также о выпусках (дополнительных выпусках) эмиссионных ценных бумаг, не подлежащих в соответствии с настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами государственной регистрации, за исключением облигаций Банка России.

Права федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг перечислены в ст. 44 ФЗ «О рынке ценных бумаг в Российской Федерации». Федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг вправе:

1) квалифицировать ценные бумаги и производные финансовые инструменты в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг, и определять их виды;

2) устанавливать обязательные для профессиональных участников рынка ценных бумаг, за исключением кредитных организаций, нормативы достаточности собственных средств и иные требования, направленные на снижение рисков профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, а также обязательные для профессиональных участников рынка ценных бумаг требования, направленные на исключение конфликта интересов, в том числе при оказании услуг по подготовке проспекта ценных бумаг и размещению эмиссионных ценных бумаг;

3) в случае неоднократного нарушения в течение одного года профессиональными участниками рынка ценных бумаг законодательства Российской Федерации о ценных бумагах и (или) об исполнительном производстве принимать решение о приостановлении действия или об аннулировании лицензии на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг. Немедленно после вступления в силу решения федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг о приостановлении действия лицензии государственный орган, выдавший соответствующую лицензию, должен принять меры по устранению нарушений либо аннулировать лицензию;

в случае неоднократного нарушения в течение одного года профессиональными участниками рынка ценных бумаг требований, предусмотренных статьями 6 и 7 (за исключением пункта 3 статьи 7) Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем», принимать решение об аннулировании лицензии на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг;

4) по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации, отказать в выдаче разрешения саморегулируемой организации профессиональных участников рынка ценных бумаг, отозвать выданное ей разрешение с обязательным опубликованием сообщения об этом в средствах массовой информации;

5) устанавливать порядок проведения проверок эмитентов, профессиональных участников рынка ценных бумаг и саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также иных лицензируемых ею организаций, осуществлять самостоятельно или совместно с соответствующими федеральными органами исполнительной власти проверки деятельности эмитентов, профессиональных участников рынка ценных бумаг и саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также иных лицензируемых ею организаций, назначать и отзывать инспекторов для контроля за деятельностью указанных организаций;

6) собирать и хранить информацию, в том числе персональные данные, в связи с осуществлением функций, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

7) направлять эмитентам и профессиональным участникам рынка ценных бумаг, а также их саморегулируемым организациям предписания, обязательные для исполнения, а также требовать от них представления документов, необходимых для решения вопросов, находящихся в компетенции федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг;

8) направлять материалы в правоохранительные органы и обращаться с исками в суд (арбитражный суд) по вопросам, отнесенным к компетенции федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг (включая недействительность сделок с ценными бумагами);

9) принимать решения о создании и ликвидации региональных отделений федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг;

10) аннулировать квалификационные аттестаты физических лиц в случае неоднократного или грубого нарушения ими законодательства Российской Федерации о ценных бумагах;

11) обмениваться конфиденциальной информацией, в том числе персональными данными, с соответствующим органом (организацией) иностранного государства на основании соглашения с таким органом (организацией), предусматривающего взаимный обмен такой информацией, при условии, что законодательством государства соответствующего органа (организации) предусмотрен не меньший уровень защиты предоставляемой конфиденциальной информации, чем уровень защиты предоставляемой конфиденциальной информации, предусмотренный законодательством Российской Федерации, а в случае, если отношения по обмену информацией регулируются международными договорами Российской Федерации, — в соответствии с условиями таких договоров;

12) определять ценные бумаги и производные финансовые инструменты, предназначенные для квалифицированных инвесторов, а также устанавливать требования к порядку предоставления информации, связанной с совершением сделок с такими ценными бумагами и заключением договоров, являющихся такими производными финансовыми инструментами;

13) устанавливать требования к ценным бумагам, товарам и показателям, в зависимости от изменения цен на которые (значений которых) определяются обязанности сторон договоров, являющихся производными финансовыми инструментами;

14) устанавливать требования, подлежащие соблюдению профессиональными участниками рынка ценных бумаг при заключении и исполнении договоров репо при осуществлении ими профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, а также условия, при которых заключение договоров репо допускается только за счет квалифицированных инвесторов.

Обязанности федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг перечислены в ст. 44.1 ФЗ «О рынке ценных бумаг в Российской Федерации». При осуществлении полномочий, предоставленных настоящим Федеральным законом, федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг обязан:

1) обеспечивать конфиденциальность предоставляемой ему информации, за исключением информации, раскрываемой в соответствии с законодательством Российской Федерации о ценных бумагах;

2) при направлении эмитентам, профессиональным участникам рынка ценных бумаг и саморегулируемым организациям профессиональных участников рынка ценных бумаг запросов о предоставлении информации мотивированно обосновывать необходимость получения запрашиваемой информации;

3) осуществлять регистрацию документов профессиональных участников рынка ценных бумаг и саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг, подлежащих регистрации в соответствии с настоящим Федеральным законом, не позднее чем через 30 дней с даты получения соответствующих документов или предоставлять в указанный срок мотивированный отказ в регистрации, если иные сроки для регистрации не установлены настоящим Федеральным законом;

4) предоставлять в течение 30 дней мотивированные ответы на запросы юридических лиц и граждан по вопросам, относящимся к компетенции федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

3. Категории участников биржевых торгов. Отечественная практика и зарубежный опыт

Участниками биржевой торговли являются члены биржи и посетители биржевых торгов.

Члены биржи — это лица, участвующие в формировании ее уставного капитала (учредители) либо внесшие членские или иные целевые взносы в ее имущество. Членство на бирже возникает в порядке и на условиях, установленных учредительными документами. Членство на бирже дает право участвовать в биржевой торговле; в принятии решений на общих собраниях, а также в работе других органов управления; получать дивиденды, если они предусмотрены учредительными документами, и другие права.

Члены биржи, являющиеся учредителями, могут иметь особые права и обязанности вне сферы биржевой торговли, предоставляемые не более чем на три года с момента государственной регистрации биржи.

Закон о биржах выделяет две категории членов биржи:

а) полные члены — с правом на участие в биржевых торгах во всех секциях (отделах, отделениях) биржи и на определенное учредительными документами биржи количество голосов на общем собрании членов биржи и на общих собраниях членов секций (отделов, отделений) биржи;

б) неполные члены — с правом на участие в биржевых торгах в соответствующей секции (отделе, отделении) и на определенное учредительными документами биржи количество голосов на общем собрании членов биржи и общем собрании членов секции (отдела, отделения) биржи.

Посетители биржевых торгов — это лица, не являющиеся членами биржи и имеющие в соответствии с учредительными документами биржи право на совершение биржевых сделок. Посетители биржевых торгов могут быть постоянными и разовыми. Они приобретают право на участие в биржевой торговле в течение определенного срока за соответствующую плату.

Члены и посетители биржи имеют право совершать биржевые сделки:

– непосредственно как участники биржевых торгов, если они являются брокерскими фирмами или независимыми брокерами;

– через организуемые ими брокерские конторы;

– на договорной основе с брокерскими фирмами, брокерскими конторами, независимыми брокерами, то есть биржевыми посредниками;

– непосредственно от своего имени и за свои счет при торговле реальным товаром, без права на биржевое посредничество.

Закон о биржах ограничивает время участия постоянных посетителей в торгах на конкретной бирже тремя годами, а их общее число не может превышать тридцати процентов от общего числа членов биржи. Разовые посетители имеют право на совершение сделок только на реальный товар, от своего имени и за свой счет.

Биржевые сделки совершаются в ходе биржевых торгов через биржевых брокеров, под которыми закон понимает служащих или представителей организаций — членов биржи и биржевых посредников. Деятельность биржевых посредников и биржевых брокеров, осуществляющих фьючерсные и опционные сделки в биржевой торговле, является лицензируемой.

Биржевые сделки не могут совершаться от имени и за счет биржи. Не являясь участником правоотношения, биржа не несет ответственности за неисполнение обязательств по биржевым сделкам. Вместе с тем Закон предусматривает некоторые гарантии в биржевой торговле. Так, в целях обеспечения выполнения совершаемых на ней форвардных, фьючерсных и опционных сделок биржа обязана организовать расчетное обслуживание путем создания расчетных учреждений (клиринговых центров) либо путем заключения договора с кредитной организацией о расчетном (клиринговом) обслуживании. Кроме того, Законом гарантируется свободное ценообразование в биржевой торговле. Бирже запрещается устанавливать уровни и пределы цен на биржевой товар, размеры вознаграждения, взимаемого биржевыми посредниками. Вместе с тем биржа имеет право устанавливать отчисления в свою пользу от получаемых биржевыми посредниками комиссионных, различные платежи с членов биржи и участников биржевых торгов за оказываемые ею услуги, штрафы, взимаемые за нарушение устава и правил биржевой торговли. Поскольку главной функцией биржи является организация биржевой торговли, в ее обязанности входит проведение, по требованию участника биржевой торговли, экспертизы качества реальных товаров.

4. Риски биржевого фондового рынка

Реализация большинства инвестиционных проектов на любом фондовом рынке сопряжена с существенным риском потери части или даже всего вложенного капитала, причем риск потерь тем выше, чем выше уровень ожидаемого от инвестиций дохода. В связи с этим крайне важно иметь четкое представление о той системе рисков, которые можно назвать инвестиционными рисками, и которая вбирает в себя все риски, присущие инвестиционной деятельности в целом. Все инвестиционные риски принято подразделять на системные и несистемные в зависимости от того, насколько широкий круг инструментов фондового рынка подвергается опасности их воздействия в каждом конкретном случае.

Несистемные риски представляют собой такие риски, воздействию которых могут подвергнуться лишь отдельные ценные бумаги или небольшие их совокупности. Эти риски называют также «риск отдельных ценных бумаг» или «уникальный риск», поскольку такие риски, как правило, бывают, присущи ценным бумагам только конкретной компании или, более того, только конкретным финансовым инструментам. Для иллюстрации можно назвать такие риски, относящиеся к категории несистемных:

риск потери ликвидности (liquidity risk) — спрос на те или иные ценные бумаги может подвергаться значительным изменениям, в том числе пропадать на продолжительные периоды времени;

предпринимательский риск (business risk) — цена ценных бумаг (в частности, акций) любой компании зависит от того, насколько успешно компания работает в выбранном ею направлении;

финансовый риск (financial risk) — цена акций компании может колебаться в зависимости от проводимой ее руководством финансовой политики. Так, например, степень финансового риска увеличивается, если в финансировании деятельности компании ее руководство большое значение придает выпуску корпоративных долговых обязательств;

риск невыполнения обязательств (default risk) — эмитент, в силу различных причин (например, банкротство), может оказаться не в состоянии выполнить в срок или вообще выполнить свои обязательства перед держателями его ценных бумаг.

Для минимизации несистемных рисков используется такой метод, как диверсификация, для применения которого необходимо составление инвестиционного портфеля. Создавая инвестиционный портфель, инвестор составляет набор из нескольких финансовых инструментов, выпущенных различными эмитентами, а значит, подвергающихся неодинаковым несистемным рискам. Таким образом, инвестор стремится диверсифицировать инвестиционные риски, то есть избежать одновременного изменения доходности каждого инструмента в одном и том же направлении. При этом, чем меньше бумаг в инвестиционном портфеле, тем выше уровень риска. Метод диверсификации в отношении минимизации несистемных рисков проявил себя как весьма эффективный при условии составления достаточно большого инвестиционного портфеля.

Пределом для диверсификации служит уровень рисков, присущих данному финансовому рынку в целом, то есть рисков, получивших в теории название системных.

Под системными рисками понимаются риски, которые присущи работе не с отдельными ценными бумагами, а с теми или иными совокупностями ценных бумаг, в большей или меньшей степени для каждой из входящих в такую совокупность ценных бумаг. Системные риски носят также название «риск инвестиционного портфеля» или «рыночный риск». Последнее название системные риски получили потому, что их влиянию подвергается весь рынок или его значительная часть. Соответственно, наибольшее внимание на системные риски следует обращать тем инвесторам, которые капиталовложениям в отдельные инструменты предпочитают формирование инвестиционного портфеля.

Системные риски вызываются возможными неопределенностями в экономической ситуации на рынке в целом, общими тенденциями, характерными для рынка в целом, а значит, воздействуют на ценные бумаги практически всех эмитентов, работающих на данном рынке. В случае с системными рисками метод диверсификации не действует, и избежать опасности понести убытки в ходе осуществления капиталовложений крайне сложно. Как примеры таких рисков, не исчерпывая всего их многообразия, можно назвать:

процентный риск (interest rate risk) — вызывается колебаниями процентных ставок. Особенно актуален для владельцев долговых обязательств, например, облигаций;

валютный риск (exchange rate risk) — риск, присущий инвестициям в ценные бумаги иностранных эмитентов и напрямую связанный с колебаниями валютных курсов;

инфляционный риск (inflation risk) — неожиданное повышение уровня инфляции ведет к вынужденным изменениям в деятельности эмитентов и может существенно повлиять на цену акций;

политический риск (political risk) — неожиданные, в особенности драматические, изменения политической ситуации неизбежно влияют на фондовый рынок, зачастую весьма неблагоприятно. Особенно актуальным этот риск становится при работе с финансовыми инструментами развивающихся стран, но присутствует он и при работе на устоявшихся рынках.

Помимо вышеперечисленных рисков, существуют и иные факторы, которые в большей или меньшей степени могут повлиять на успешность инвестиций на фондовом рынке.

Инвестиционные риски включают в себя следующие подвиды рисков:

  1. риск упущенной выгоды;
  2. риск снижения доходности;
  3. риск прямых финансовых потерь.

    Риск упущенной выгоды — это риск наступления косвенного (побочного) финансового ущерба (неполученная прибыль) в результате неосуществления какого-либо мероприятия (например, страхование, хеджирование, инвестирование т.п.).

    Риск снижения доходности может возникнуть в результате уменьшения размера процентов и дивидендов по портфельным инвестициям, по вкладам и кредитам.

    Портфельные инвестиции связаны с формированием инвестиционного портфеля и представляют собой приобретение ценных бумаг и других активов. Риск снижения доходности включает в себя следующие разновидности: процентные риски и кредитные риски. К процентным рискам относится опасность потерь коммерческими банками, кредитными учреждениями, инвестиционными институтами в результате превышения процентных ставок, выплачиваемых ими по привлеченным средствам, над ставками по предоставленным кредитам. К процентным рискам относятся также риски потерь, которые могут понести инвесторы в связи с изменением дивидендов по акциям, процентных ставок на рынке по облигациям, сертификатам и другим ценным бумагам. Рост рыночной ставки процента ведет к понижению курсовой стоимости ценных бумаг, особенно облигаций с фиксированным процентом. При повышении процента может начаться также массовый сброс ценных бумаг, эмитированных под более низкие фиксированные проценты и, по условиям выпуска, досрочно принимаемых обратно эмитентом. Процентный риск несет инвестор, вложивший средства в среднесрочные и долгосрочные ценные бумаги с фиксированным процентом при текущем повышении среднерыночного процента в сравнении с фиксированным уровнем. Иными словами, инвестор мог бы получить прирост доходов за счет повышения процента, но не может высвободить свои средства, вложенные на указанных выше условиях. Процентный риск несет эмитент, выпускающий в обращение среднесрочные и долгосрочные ценные бумаги с фиксированным процентом при текущем понижении среднерыночного процента в сравнении с фиксированным уровнем. Иначе говоря, эмитент мог бы привлекать средства с рынка под более низкий процент, но он уже связан сделанным им выпуском ценных бумаг. Этот вид риска при быстром росте процентных ставок в условиях инфляции имеет значение и для краткосрочных бумаг.

    Кредитный риск — опасность неуплаты заемщиком основного долга и процентов, причитающихся кредитору. К кредитному риску относится также риск такого события, при котором эмитент, выпустивший долговые ценные бумаги, окажется не в состоянии выплачивать проценты по ним или основную сумму долга. Кредитный риск может быть также разновидностью рисков прямых финансовых потерь. Риски прямых финансовых потерь включают в себя следующие разновидности: биржевой риск, селективный риск, риск банкротства, а также кредитный риск. Биржевые риски представляют собой опасность потерь от биржевых сделок. К этим рискам относятся: риск неплатежа по коммерческим сделкам, риск неплатежа комиссионного вознаграждения брокерской фирмы и т.п.

    Селективные риски (от лат. selectio — выбор, отбор) — это риски неправильного выбора способа вложения капитала, вида ценных бумаг для инвестирования в сравнении с другими видами ценных бумаг при формировании инвестиционного портфеля.

    Риск банкротства представляет собой опасность в результате неправильного выбора способа вложения капитала, полной потери предпринимателем собственного капитала и неспособности его рассчитываться по взятым на себя обязательствам. В результате предприниматель становится банкротом.

    Задача

    Инвестор приобрел 100 шт. облигация компании А номиналом 500 руб. в середине 1998 г. Срок обращения облигаций 3 года. На облигации начисляются простые проценты с периодичностью 1 раз в полгода по следующим ставкам:

    1998 – 27% годовых;

    1999 – 22% годовых;

    2000 – 20% годовых рассчитать сумму процентного дохода, полученную инвестором к середине 2000 г.

    Решение

    Для расчета используем формулу наращенной суммы:

    102113 1555 2 Депозитные и сберегательные сертификаты коммерческих  банков как виды банковских ценных бумаг

    где    F – наращенная сумма;

    P – вложенная сумма;

    n – количество лет;

    r – простая процентная ставка;

    Процентный доход составит:

    102113 1555 3 Депозитные и сберегательные сертификаты коммерческих  банков как виды банковских ценных бумаг

    При Р=50000, n=0,5, r =27 получим процентный доход за 1998 год:

    D=50000×0,5×0,27=6750 руб.

    При Р=50000, n=0,5, r =27 получим процентный доход за 1999 год:

    D=50000×1×0,22=11000 руб.

    При Р=50000, n=0,5, r =27 получим процентный доход за 2000 год:

    D=50000×0,5×0,2=5000 руб.

    Общая сумма составит:

    6750+11000+5000=22750 руб.

    Список литературы

  4. Конституция РФ от 12 декабря 1993 года // Российская газета. – 25 декабря 1993 года.
  5. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 1 от 30 ноября 1994г. №51-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. — №32. – Ст. 3301;
  6. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 2 от 26 января 1996г. №14-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. — №5. — Ст. 410.
  7. ФЗ «О рынке ценных бумаг» от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 26.11.1998 № 182-ФЗ, от 08.07.1999 № 139-ФЗ, от 07.08.2001 № 121-ФЗ, от 28.12.2002 № 185-ФЗ, от 29.06.2004 № 58-ФЗ, от 28.07.2004 № 89-ФЗ, от 07.03.2005 № 16-ФЗ, от 18.06.2005 № 61-ФЗ, от 27.12.2005 № 194-ФЗ, от 05.01.2006 № 7-ФЗ, от 15.04.2006 № 51-ФЗ, от 27.07.2006 № 138-ФЗ, от 16.10.2006 № 160-ФЗ, от 30.12.2006 № 282-ФЗ, от 26.04.2007 № 63-ФЗ, от 17.05.2007 № 83-ФЗ, от 02.10.2007 № 225-ФЗ, от 06.12.2007 № 334-ФЗ, от 06.12.2007 № 336-ФЗ, от 27.10.2008 № 176-ФЗ) // СЗ РФ. № 17. 1996. Ст. 1918.
  8. ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 09.07.1999 № 160-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 21.03.2002 № 31-ФЗ, от 25.07.2002 № 117-ФЗ, от 08.12.2003 № 169-ФЗ, от 22.07.2005 № 117-ФЗ, от 03.06.2006 № 75-ФЗ, от 26.06.2007 № 118-ФЗ, от 29.04.2008 №58-ФЗ) // КонсультантПлюс.
  9. ФЗ от 29 апреля 2008 года № 57-ФЗ г. «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» // КонсультантПлюс.
  10. Стратегии развития финансового рынка Российской Федерации на 2006-2008 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации № 793-р от 1 июня 2006 года // КонсультанПлюс.
  11. Доклад о мерах по совершенствованию регулирования и развития рынка ценных бумаг на 2008-2012 годы и на долгосрочную перспективу.–М.: Федеральная служба по финансовым рынкам, 2007.
  12. Алексеев М.И. Рынок ценных бумаг. — М: Финансы и статистика, 2008.
  13. Астанин Э.В., Салахутдинов В.Н. Надзор за рынком ценных бумаг: зарубежный опыт // Рынок ценных бумаг. 2006. № 6.
  14. Афонина С.Н. Рынок ценных бумаг. — М.: Аудитор, 2008.
  15. Бердникова Т.Б. Рынок ценных бумаг. –М.: ИНФРА-М., 2008.
  16. Бердникова Т.Б. Цели и стратегии развития российского рынка ценных бумаг // Финансы и кредит. 2006. № 18 (156).
  17. Голубев С.В. Ценные бумаги как инвестиционный товар // Финансы, 2005, №2.
  18. Дмириевский К. Ценные бумаги России // Рынок ценных бумаг. 2007. № 14
  19. Ивасенко А.Г. Рынок ценных бумаг: Инструменты и механизмы функционирования. –М.: КНОРУС, 2007.
  20. Килячков А.А., Чалдаева Л.А. Рынок ценных бумаг и биржевое дело. –М.: Экономистъ, 2009.
<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 0.98MB/0.00039 sec

WordPress: 22.11MB | MySQL:120 | 1,534sec