Дивидендная политика компании

<

081614 2004 1 Дивидендная политика компании Дивидендная политика, как и управление структурой капитала, оказывает существенное влияние на цену акций предприятия. Дивиденды представляют собой денежный доход акционеров и в определенной степени сигнализируют им о том, что предприятие, в акции которого они вложили свои деньги, работает успешно.

С теоретической позиции выбор дивидендной политики предполагает решение двух ключевых вопросов: влияет ли величина дивидендов на изменение совокупного богатства акционеров, если да, то какова должна быть оптимальная их величина?

Существуют два различных подхода в теории дивидендной политики. Первый подход носит название «Теория начисления дивидендов по остаточному принципу». Основные теоретические разработки в рамках этой теории были выполнены Франко Модильяни и Мертоном Миллером в 1961 г. Они выдвинули идею о существовании так называемого «эффекта клиентуры», согласно которой акционеры в большей степени предпочитают стабильность дивидендной политики, чем получение каких-то экстраординарных доходов. Кроме того, Модильяни и Миллер считают, что дисконтированная цена обыкновенных акций после финансирования за счет прибыли всех приемлемых проектов плюс полученные по остаточному принципу дивиденды в сумме эквивалентны цене акций до распределения прибыли. Иными словами, сумма выплаченных дивидендов примерно равна расходам, которые в этом случае необходимо понести для изыскания дополнительных источников финансирования.

Тем не менее Модильяни и Миллер все же признают определенное влияние дивидендной политики на цену акционерного капитала, но объясняют его не собственно влиянием величины дивидендов, а информационным эффектом — информация о дивидендах, в частности о их росте, провоцирует акционеров на повышение цены акций. Основной вывод этих ученых — дивидендная политика не нужна. Оппоненты теории Модильяни — Миллера считают, что дивидендная политика влияет на величину совокупного богатства акционеров. Основным является М. Гордон. Основной его аргумент выражается крылатой фразой «Лучше синица в руке, чем журавль в небе» и состоит в том, что инвесторы, исходя из принципа минимизации риска, всегда предпочитают текущие дивиденды возможным будущим, равно как и возможному приросту акционерного капитала. Кроме того, текущие дивидендные выплаты уменьшают уровень неопределенности инвесторов относительно целесообразности и выгодности инвестирования в данное предприятие; тем самым их удовлетворяет меньшая норма дохода на инвестированный капитал, что приводит к возрастанию рыночной оценки акционерного капитала. Напротив, если дивиденды не выплачиваются,неопределенность возрастает, возрастает и приемлемая для акционеров норма дохода, что приводит к снижению рыночной оценки акционерного капитала. Можно сказать, что второй подход является более распространенным.Вместе с тем признается и тот факт, что какого-то единого формализованного алгоритма в выработке дивидендной политики не существует — она определяется многими факторами, в том числе и трудно формализуемыми, например психологическими. Поэтому каждое предприятие должно выбирать свою субъективную политику исходя, прежде всего, из присущих ему особенностей.

Эффективное управление собственным капиталом предприятия предполагает разработку дивидендной политики предприятия.

Основной целью разработки дивидендной политики является установление необходимой пропорциональности между текущим потреблением прибыли собственниками и будущим ее ростом, максимизирующим рыночную стоимость предприятия и обеспечивающим стратегическое его развитие.

Исходя из этой цели, понятие дивидендной политики может быть сформулировано следующим образом: дивидендная политика представляет собой составную часть общей политики управления прибылью, заключающуюся в оптимизации пропорций между потребляемой и капитализируемой ее частями с целью максимизации рыночной стоимости предприятия.

Процесс разработки дивидендной политики может включать несколько этапов :

1. Оценку факторов, влияющих на размеры, сроки и саму целесообразность выплаты дивидендов.

2. Выработку типа дивидендной политики с учетом данных факторов и в соответствии с общей финансовой стратегией предприятия.

3. Оценку эффективности дивидендной политики и ее коррекцию по результатам оценки.

Среди факторов, влияющих на дивидендную политику, можно выделить следующие:

— факторы, характеризующие потребности предприятия в дополнительном финансировании (например, разработка новых инвестиционных проектов, необходимость увеличения капитала для оказания противодействия поглощению со стороны конкурента, необходимость платежей по ранее взятым кредитам и т.п.).

— факторы, характеризующие возможности предприятия привлекать финансовые ресурсы из внешних источников или использовать дополнительные внутренние источники:

а) способность предприятия увеличить объем прибыли путем реструктуризации производства, сокращения непроизводительных затрат, снижения себестоимости продукции, достаточность резервов, сформированных в предшествующем периоде, и т.д.;

б) стоимость привлечения дополнительного акционерного капитала;

в) стоимость привлечения дополнительного заемного капитала в различных формах (товарный, вексельный, банковский кредит , облигационный заем ).

Возможности привлечения внешних источников финансирования как в виде акционерного, так в виде заемного капитала зависят как от конъюнктуры финансовых рынков, так и состояния самого предприятия, восприятия его как заемщика или эмитента со стороны других участников рынка. Таким образом, будущие решения в области дивидендной политики формируются под воздействием прежней кредитной и дивидендной истории предприятия (под дивидендной историей мы понимаем условия, сроки, периодичность, абсолютные размеры и динамику выплаты дивидендов, прецеденты нарушения прав на получение дивидендов со стороны эмитента на протяжении периода существования акционерного общества).

Формирование основных типов дивидендной политики (консервативного, умеренно консервативного, агрессивного), выработанных мировой практикой, связано с существованием нескольких теорий влияния размера выплачиваемых дивидендов на цены акций (рыночную стоимость компании ) и благосостояние акционеров. Кратко перечислим данные теории и покажем их связь с формированием дивидендной политики на практике.

1. Теория Модильяни-Миллера утверждает , что при соблюдении ряда условий дивидендная политика не оказывает на рыночную стоимость предприятия и доходы его владельцев никакого воздействия ни в текущем периоде, ни в перспективе, т.к. эти параметры зависят от суммы всей формируемой прибыли, а не только ее распределяемой части. Но поскольку теория действует только при наличии ряда ограничений, которые в реальности отсутствуют (например, отсутствие налогообложения), на практике она неприменима.

2. «Теория предпочтительности дивидендов», авторами которой являются Д. Гордон и Д. Линтер, показывает , что каждая единица дохода, выплаченная инвесторам в виде дивидендов, уже очищена от риска и поэтому стоит больше, чем доход , получение которого отложено на будущее. Следовательно, максимизация дивидендных выплат предпочтительнее капитализации дохода. Возражения противников данной теории в основном сводятся к тому, что использовать аргумент наличия фактора риска нельзя, т.к. выплаченные дивиденды акционер реинвестирует в акции данного или другого предприятия. Фактор риска учитывается индивидуально каждым инвестором и зависит от общего уровня риска хозяйственной деятельности, а не от характеристик дивидендной политики.

3. «Теория минимизации дивидендов» (теория налоговых предпочтений) заключается в том, что эффективность дивидендной политики определяется возможностью минимизации налоговых выплат по текущим и предстоящим выплатам собственникам. Вследствие того, что на западе налогообложение дивидендов, как правило, выше, чем будущих доходов (с учетом ставки налогообложения, фактора текущей стоимости денег), предпочтительна капитализация дивидендов. Однако такая политика может не устроить многих мелких акционеров, нуждающихся в текущих выплатах.

4. «Сигнальная теория дивидендов» (или «сигнализирующая») рассматривает уровень дивидендных выплат как существенный фактор влияния на рыночную стоимость акций, т.к. многие методы определения текущей стоимости акций используют в качестве составляющей расчетов именно величину ранее выплаченных дивидендов и их прогноз на будущий период. Таким образом, рост дивидендных выплат определяет рост расчетной цены акции при принятии решения о ее покупке, а это влечет увеличение рыночных цен, что приносит дополнительный доход акционерам при их продаже акций. Кроме того, выплата солидных дивидендов «подает сигнал» рынку о том, что фирма находится на подъеме. Но данная теория применима в том случае, если рынок информационно прозрачен и «передает сигналы» большому количеству участников рынка с минимальными издержками, что в российских условиях затруднено.

5. «Теория соответствия дивидендной политики составу акционеров» («теория клиентуры») утверждает, что компания должна осуществлять такую дивидендную политику, которая соответствует ожиданиям большинства акционеров. Если основной состав акционеров заинтересован в получении дивидендов, то именно эту дивидендную политику следует предпочесть предприятию. Акционеры, несогласные с такой практикой, реинвестируют капитал в другие компании, и состав акционеров станет однородным.

На практике применение данных теорий воплощается в реализации одного из трех типов дивидендной политики: консервативной, умеренной (компромиссной), агрессивной.

1. Консервативная политика предполагает, что выплата дивидендов происходит в пропорциях, которые позволяют удовлетворять потребности производственного развития и более высокими темпами наращивать стоимость чистых активов, а, следовательно, — и рыночную стоимость акций.

2. Умеренная (компромиссная) политика начисления дивидендов, — это политика, в соответствии с которой компания пытается соблюсти баланс интересов акционеров, нуждающихся в выплате дивидендов и потребностей предприятия в наращивании капитала.

3. Агрессивная политика начисления дивидендов – предполагает начисление максимально возможного размера дивидендов. В российских условиях такая политика наиболее актуальна для компаний, акционерами которых является большое количество физических лиц, при намерении разместить новую эмиссию этой категории инвесторов.

Для повышения эффективности управления собственными средствами предприятия первичной задачей является даже не выбор типа дивидендной политики (он будет различным в зависимости от интересов реальных собственников предприятия и его финансового состояния), а повышение информированности участников рынка ценных бумаг относительно размеров выплат у различных эмитентов, причин неуплаты дивидендов или факторов, повлиявших на их уровень. Это позволит инвесторам более точно прогнозировать будущее финансовое состояние компании, связанные с ней доходы и риски. Такое снижение неопределенности повысит инвестиционную привлекательность предприятия.

В любой стране имеются определенные нормативные документы, в той или иной степени регулирующие различные стороны хозяйственной деятельности, в том числе и порядок выплаты дивидендов. Кроме того, существуют и национальные традиции в содержании дивидендной политики, общие тенденции в отношении выплаты дивидендов. Существуют и некоторые другие обстоятельства формального и неформального, объективного и субъективного характера, влияющие на дивидендную политику. Приведем наиболее характерные из них.

1. Ограничения правового характера

Собственный капитал предприятия состоит из трех крупных элементов: акционерный капитал, эмиссионный доход, нераспределенная прибыль. В большинстве стран законом разрешена одна из двух схем — на выплату дивидендов может расходоваться либо только прибыль (прибыль отчетного периода и нераспределенная прибыль прошлых периодов), либо прибыль и эмиссионный доход. В частности, если предприятие неплатежеспособно или объявлено банкротом, выплата дивидендов в денежной форме, как правило, запрещена. Поскольку налогом облагаются только полученные акционерами дивиденды, а отложенные к выплате дивиденды (нераспределенная прибыль) налогом не облагаются, нередко компании не выплачивают дивиденды с тем, чтобы избежать налога. В этом случае по усмотрению местных налоговых органов превышение нераспределенной прибыли над установленным нормативом облагается налогом. Причина введения подобных ограничений кроется в необходимости защиты прав кредиторов и предотвращения возможного «проедания» собственного капитала предприятия. Согласно российскому Положению об акционерных обществах процедура объявления дивиденда проводится в два этапа: промежуточный дивиденд объявляется директоратом и имеет фиксированный размер; окончательно -дивиденд утверждается общим собранием по результатам года с учетом выплаты промежуточных дивидендов. Величина окончательного дивиденда в расчете на одну акцию предлагается на утверждение собранию директоратом общества. Размер дивиденда не может быть больше рекомендованного директорами, но может быть уменьшен собранием. Что касается фиксированного дивиденда по привилегированным акциям, равно как и процента по облигациям, то он устанавливается при их выпуске.

<

2. Ограничения контрактного характера

Во многих странах величина выплачиваемых дивидендов регулируется специальными контрактами в том случае, когда предприятие хочет получить долгосрочную ссуду. Чтобы обеспечить обслуживание такого долга, в контракте, как правило, оговаривается либо предел, ниже которого не может опускаться величина нераспределенной прибыли, либо минимальный процент реинвестируемой прибыли. В России подобной практики нет; отдаленным аналогом ее выступает обязательность формирования резервного капитала в размере не менее 10% уставного капитала общества.

3. Ограничения в связи с недостаточной ликвидностью

Дивиденды в денежной форме могут быть выплачены лишь в том случае, если у предприятия есть деньги на расчетном счете или денежные эквиваленты, конвертируемые в деньги, достаточны для выплаты. Теоретически предприятие может взять кредит для выплаты дивидендов, однако это не всегда возможно и, кроме того, связано с дополнительными расходами. Таким образом, предприятие может быть прибыльным, но не готовым к выплате дивидендов по причине отсутствия реальных денежных средств. В России в условиях исключительно высокой взаимной неплатежеспособности такая ситуация вполне реальна.

4. Ограничения в связи с расширением производства

Многие предприятия, особенно на стадии становления, сталкиваются с проблемой поиска финансовых источников целесообразного расширения производственных мощностей. Дополнительные источники финансовых ресурсов нужны как предприятиям, наращивающим объемы производства высокими темпами, для приобретения дополнительных основных средств, так и предприятиям с относительно невысокими темпами роста для обновления материально-технической базы. В этих случаях нередко прибегают к практике ограничения дивидендных выплат. Известна практика, когда в учредительных документах оговаривается минимальная доля текущей прибыли, обязательная к реинвестированию.

5. Ограничения в связи с интересами акционеров

Определяя оптимальный размер дивидендов, директорат предприятия и акционеры должны оценивать, как величина дивиденда может повлиять на цену предприятия в целом.

Имеются и другие обстоятельства, увязывающие размер дивидендов и интересы акционеров. Так, если на рынке капиталов имеются возможности участия в инвестиционных проектах с более высокой нормой дохода, чем обеспечивается данным предприятием, его акционеры могут проголосовать за более высокий дивиденд. Определенные противоречия могут возникать среди самих акционеров.

Так, более богатые акционеры могут настаивать на реинвестировании всей прибыли с тем, чтобы избежать налога; другие интересы могут быть у относительно небогатых акционеров.

6. Ограничения рекламно-финансового характера

В условиях рынка информация о дивидендной политике компаний тщательно отслеживается аналитиками, менеджерами, брокерами и др. Сбои в выплате дивидендов, любые нежелательные отклонения от сложившейся в данной компании практики могут привести к понижению рыночной цены акций. Поэтому нередко предприятие вынуждено поддерживать дивидендную политику на достаточно стабильном уровне, несмотря на возможные колебания конъюнктуры. Степень стабильности дивидендной политики для многих неискушенных акционеров служит своеобразным индикатором успешности деятельности данного предприятия.

Согласно российскому законодательству источниками дивидендов могут выступать: чистая прибыль отчетного периода, нераспределенная прибыль прошлых периодов и специальные фонды, созданные для этой цели (последние используются для выплаты дивидендов по привилегированным акциям в случае недостаточности прибыли или убыточности общества). Поэтому теоретически предприятие может выплатить общую сумму текущих дивидендов в размере, превышающем прибыль отчетного периода. Однако базовым является вариант распределения чистой прибыли текущего периода.

В мировой практике разработаны различные варианты дивидендных выплат. Коротко охарактеризуем их.

Методика постоянного процентного распределения прибыли. Как известно, чистая прибыль распределяется на выплаты дивидендов по привилегированным акциям (Дпа) и прибыль, доступную владельцам обыкновенных акций (Поа). Последняя, в свою очередь, распределяется решением собрания акционеров на дивидендные выплаты но обыкновенным акциям (Доа) и нераспределенную прибыль (ПН).

Одним из основных аналитических показателей, характеризующих дивидендную политику, является коэффициент «дивидендный выход», представляющий собой отношение дивиденда по обыкновенным акциям к прибыли,доступной владельцам обыкновенных акций (в расчете на одну акцию).

Дивидендная политика постоянного процентного распределения прибыли предполагает неизменность значения коэффициента «дивидендный выход», т. е.

Доа/Поа=A%=const

В этом случае, если предприятие закончило год с убытком, дивиденд может вообще не выплачиваться. Такая методика, кроме того, сопровождается значительной вариацией дивиденда по обыкновенным акциям, что, как отмечалось выше, может приводить и, как правило, приводит к нежелательным колебаниям рыночной цены акций. А именно снижение выплачиваемого дивиденда вызывает падение курса акций. Такая дивидендная политика используется некоторыми фирмами, но большинство теоретиков и практиков в области финансового менеджмента не рекомендуют пользоваться ею.


Методика фиксированных дивидендных выплат – эта политика предусматривает регулярную выплату дивиденда на акцию в неизменном размере в течение продолжительного времени, например 1,3 дол., безотносительно к изменению курсовой стоимости акций. Если фирма развивается успешно и в течение ряда лет доход на акцию стабильно превышает некоторый уровень, размер дивиденда может быть повышен, т. е. имеется определенный лаг между двумя этими показателями. Определяя размер фиксированного дивиденда на некоторую перспективу, компании в качестве ориентира нередко используют приемлемые для них значения показателя «дивидендный выход». Данная методика позволяет в определенной степени нивелировать влияние психологического фактора и избежать колебания курсовых цен акций, характерного для методики постоянного процентного распределения прибыли.


Методика выплаты гарантированного минимума и экстра-дивидендов – эта методика является развитием предыдущей. Компания выплачивает регулярные фиксированные дивиденды, однако периодически (в случае успешной деятельности) акционерам выплачиваются экстра-дивиденды. Термин «экстра» означает премию, начисленную к регулярным дивидендам и имеющую разовый характер, т. е. получение ее в следующем году не обещается. Более того, здесь также рекомендуется использовать психологическое воздействие премии — она не должна выплачиваться слишком часто, поскольку в этом случае становится ожидаемой, а сама методика выплаты экстра-дивидендов становится бесполезной. Данные о премии также публикуются в финансовой прессе. Например, если компания объявила о выплате дивиденда в размере 1,2 дол. и премии в размере 30 центов, информация в прессе может иметь вид: 1,2 + 0,3.


Методика выплаты дивидендов акциями – при этой форме расчетов акционеры получают вместо денег дополнительный пакет акций. Причины ее применения могут быть разными. Например, компания имеет проблемы с денежной наличностью, ее финансовое положение не очень устойчиво. Чтобы хоть как-то избежать недовольства акционеров, директорат компании может предложить выплату дивидендов дополнительными акциями. Именно такой подход был применен многими чековыми инвестиционными фондами в нашей стране в 1994 г.

Возможен и второй вариант: финансовое положение компании устойчиво, более того, она развивается быстрыми темпами, поэтому ей нужны средства на развитие — они и поступают к ней в виде нераспределенной прибыли.

При этой методике акционеры на деле практически не получают ничего, поскольку выплаченный им дивиденд равен по величине уменьшению принадлежащих им средств, капитализированных в акциях и резервах. Количество акций увеличилось, валюта баланса не изменилась, т. е. стоимостная оценка активов на одну акцию уменьшилась. Тем не менее до некоторой степени этот вариант устраивает и акционеров, поскольку они все же получают ценные бумаги, которые могут быть при необходимости проданы ими за наличные.

В зависимости от размера выплачиваемого акциями дивиденда рыночная цена акций ведет себя по-разному. Считается, что небольшие дивиденды (до 20%) практически не оказывают влияния на цену; если дивиденд превышает указанную величину, рыночная цена акций может существенно упасть.

Выплата дивидендов акциями может сопровождаться либо одновременным увеличением уставного капитала и валюты баланса, либо простым перераспределением источников собственных средств без увеличения валюты баланса. В экономически развитых странах второй вариант встречается чаще. В этом случае происходит увеличение уставного капитала за счет уменьшения эмиссионного дохода и нераспределенной прибыли прошлых лет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Факторинг, его финансовые особенности и преимущества

 

Факторинг является достаточно распространенной формой кредитования в зарубежной банковской практике.

Первоначально факторинг, известный еще с XVI—XVII вв., возник как операция специализированных торговых посредников, а позднее в него включились торговые банки. Но только в 60-е годы нашего столетия факторские, операции пришли на смену коммерческому кредиту в вексельной форме и стали широко применяться для обслуживания процесса реализации продукции. Это было вызвано усилением инфляционных процессов и неустойчивостью в экономике ряда стран в тот период, что требовало более быстрой реализации продукции, т.е. ускорения перевода капитала из товарной формы в денежную.

Широко используемая в странах рыночной экономики вексельная форма расчетов не всегда гарантирует своевременность получения средств и возмещение действительных затрат на производство продукции. Поэтому проблема дебиторской задолженности для поставщиков приобрела первостепенное значение.

Одним из наиболее перспективных видов банковских услуг является факторинг — рискованный, но высокоприбыльный бизнес, эффективное орудие финансового маркетинга, одна из форм интегрирования банковских операций, которые наиболее приспособлены к современным процессам развития экономики.

Операция факторинга представляет собой покупку банком или специализированной факторинговой компанией денежных требований поставщика к покупателю и их инкассация за определенное вознаграждение. Это способ кредитования поставщика с условием возврата кредита в форме правоприемства или уступки права требования к покупателю.

Термин «факторинг» от английского — посредник, агент. Факторинг — приобретение права на взыскание долгов, на перепродажу товаров и
услуг с последующим получением платежей по ним. При этом речь идет, как правило, о краткосрочных требованиях. Другими словами, факторинг является разновидностью посреднической деятельности, при которой фирма-посредник (факторинговая компания) за определенную плату получает от предприятия право взыскивать и зачислять на его счет причитающиеся ему от покупателей суммы денег (право инкассировать дебиторскую задолженность).

Одновременно с этим посредник кредитует оборотный капитал клиента и
принимает на себя его кредитный и валютный риски. В Российском законодательстве под факторингом понимают договор финансирования под уступку денежного требования.

В соответствии с Конвенцией о международном факторинге, принятой в 1988 г. Международным институтом унификации частного права, операция считается факторингом в том случае, если она удовлетворяет как минимум двум из четырех признаков: 1) наличие кредитования в форме предварительной оплаты долговых требований; 2) ведение бухгалтерского учета поставщика, прежде всего учета реализации; 3) инкассирование его задолженности; 4) страхование поставщика от кредитного риска. Вместе с тем в ряде стран к факторингу по-прежнему относят и учет счетов-фактур — операцию, удовлетворяющую лишь одному, первому из указанных признаков.

Финансовые институты, которые предоставляют факторинговые услуги называются фактор-фирмами. Они создаются крупнейшими банками (или сами банки выполняют функции фактор-фирм, что обеспечивает высокую надежность факторинговых сделок и минимальные издержки для клиентов.

Факторинг применим только к регулярно повторяющимся краткосрочным контрактам купли-продажи. Основное преимущество регулярно повторяющихся краткосрочных контрактов над долгосрочными заключается в том, что первые способствуют принятию адаптивных, последовательных решений.

Факторинг выгоден и поставщику, и покупателю, и банку-фактору. Дополнительные доходы и выгоды поставщика связанные с факторинговым обслуживанием

В мировой практике существуют следующие виды факторинговых операций:

— покупка счетов со скидкой и с уплатой фактору;

— принятие фирмой — фактором на себя всех операций по учету продаж компании с ведением всех счетов ее дебиторов и инкассацией долга;

– предоставление гарантии полной оплаты товара даже в том случае, если покупатель просрочит или вообще не выплатит долг.

Факторинг дает поставщику следующие преимущества:

— досрочная реализация долговых требований;

— освобождение от риска неплатежа;

— упрощение структуры баланса;

— экономия на административных и бухгалтерских расходах.

В мировой практике факторинговые компании, как правило, создаются в форме дочерних фирм крупных банков. Это связано с тем, что факторинговые операции требуют мобилизации значительных средств, которые факторинговые компании получают от «родительских банков» на условиях льготного кредитования. Собственные средства факторинговых компаний обычно составляют не более 30 % их ресурсов.

В факторинговых операциях участвуют три стороны: 1) фактор-посредник, которым может быть, как отмечалось выше, факторинговый отдел банка или специализированная факторинговая компания; 2) клиент (поставщик товара) — промышленная или торговая фирма, заключившая соглашение с фактором-посредником; 3) покупатель товара.

Клиент уступает посреднику право последующего получения плаежей от покупателей. При этом операция не превращается в сделку купли-продажи, а остается комиссионной и кредитной, поскольку фактор-посредник по договору принимает на себя обязанность за комиссионное вознаграждение взыскивать с покупателей платежи, предоставляя денежные средства клиенту (поставщику) сразу после отгрузки товаров.

Обычно фирмы-клиенты получают от фактора-посредника 80—90 % стоимости отгрузки и таким образом авансируют свой оборотный капитал. При этом фактор по сути дела предоставляет своему клиенту кредит, так как осуществляет финансирование в виде досрочной оплаты поставленных товаров.

Резервные 10—20 % стоимости отгрузки клиенту не выплачиваются, а бронируются на отдельном счете на случай претензий в его адрес от покупателя по качеству продукции, ее цене и т. д. Получение такой услуги наиболее полно отвечает потребностям функционирующих предприятий, поскольку позволяет им превратить продажу с отсрочкой платежа в продажу с немедленной оплатой и на этой основе ускорить движение капитала, сократить неплатежи. Оставшаяся сумма обязательства (резервные 10—20 % стоимости отгрузки) возмещается поставщику в момент поступления платежа за товар.

Фактор-посредник получает за свои услуги специальное вознаграждение, которое в западной практике обычно составляет 0,75— 3 % стоимости сделки. Помимо вознаграждения фактор-посредник взимает с клиента процент по факторинговому кредиту, который рассчитывается с момента предоставления средств поставщику до срока поступления платежа за продукцию от покупателя. В мировой практике процент по факторинговому кредиту обычно на 1—2 пункта выше учетной ставки.

В России факторинговая деятельность регулируется главой 43 ГК РФ «Финансирование под уступку денежного требования». Ст. 824 ГК РФ устанавливает, что по договору финансирования под уступку денежного требования одна сторона (финансовый агент) передает или обязуется передать другой стороне (клиенту) денежные средства в счет денежного требования клиента (кредитора) к третьему лицу (должнику), вытекающего из предоставления клиентом товаров, выполнения работ или оказания услуг третьему лицу, а клиент уступает или обязуется уступить финансовому агенту это денежное требование. Следовательно, предоставление денежных средств в форме предоплаты долговых требований является определяющим признаком факторинговой деятельности. Данные нормы ГК РФ распространяются лишь на сделки финансирования под уступку права требования, а не на операции по инкассо.

По гражданскому законодательству в качестве финансового агента могут выступать банки и иные кредитные организации, а также другие коммерческие организации, имеющие лицензию на осуществление деятельности такого вида.

Факторинг может выступать в двух видах: открытом и закрытом.

Открытый факторинг — это вид факторинга, при котором плательщик (должник) уведомлен о том, что поставщик (клиент) переуступил требование фактору-посреднику. Должник производит платеж непосредственно посреднику.

Закрытый, или конфиденциальный, факторинг свое название получил в связи с тем, что является скрытым источником средств для кредитования продаж поставщика, поскольку покупатель вообще не осведомлен о переуступке поставщиком требования фактору-посреднику. В данном случае должник ведет расчеты с самим поставщиком, который после получения платежа должен перечислить соответствующую его часть факторинговой компании для погашения кредита.

В договоре между клиентом и фактором-посредником может предусматриваться право регресса, или право возврата фактором клиенту неоплаченных покупателем счетов с требованием погашения кредита. В мировой практике факторинг с правом регресса применяется редко — факторинговые фирмы, как правило, весь риск неплатежа покупателя берут на себя.

Правовой основой взаимоотношений фактора-посредника с клиентом является договор, определяющий денежное требование — предмет уступки, вид факторинга, срок договора, наличие у фактора права регресса к клиенту, размер факторингового кредита и платы за его предоставление, обязательства посредника по оказанию клиенту дополнительных услуг, величину комиссионного вознаграждения посредника, право посредника на последующую уступку требования, другие права и обязанности сторон, гарантии выполнения принятых сторонами обязательств и материальную ответственность за их нарушение, порядок оформления документов и другие условия по усмотрению сторон.

Осуществлению факторинговой сделки предшествует серьезная аналитическая работа фактора по оценке рисков. Получив заявку поставщика, факторинговая компания или банк проводит предварительную работу, как и при выдаче обычного кредита: комплексно оценивает кредитоспособность клиента, сферу его деятельности, виды выпускаемой продукции, возможности ее реализации на рынке, структуру и длительность дебиторской задолженности, платежеспособность основных покупателей, продукции. При положительном решении фактор-посредник заключает с клиентом договор. В договоре может предусматриваться как разовое кредитование клиента, так и обязательство фактора по кредитованию продаж клиента в течение определенного периода времени. В последнем случае устанавливается предельная сумма факторингового кредита.

Клиент несет перед посредником ответственность за действительность денежного требования — предмета договора, если договором не предусмотрено иное. Денежное требование признается действительным, если клиент обладает правом на передачу требования и в момент его уступки ему неизвестны обстоятельства, вследствие которых должник вправе его не исполнять.

Предметом договора может быть как денежное требование, срок платежа по которому уже наступил (просроченная дебиторская задолженность), так и право на получение денежных средств, которое возникнет в будущем (срочная задолженность). Операции по переуступке клиентом фактору просроченной дебиторской задолженности имеют повышенную степень риска и должны осуществляться только после получения фактором подтверждения платежеспособности должника. Фактору необходимо учитывать также длительность просроченной задолженности. Более высокий риск фактора должен компенсироваться повышением платы за кредит, которая обычно в 1,5—2 раза выше, чем при уступке срочной задолженности.

На западных финансовых рынках факторинг, благодаря своим преимуществам, уже завоевал значительные позиции. При этом большую роль в развитии факторинга играют банки. Практически все крупные банки имеют специализированные отделения по факторингу.

В России в настоящее время факторинговые операции банками не применяются, что обусловлено непомерно высокими рисками их совершения в связи с массовым характером неплатежей в экономике, тяжелым финансовым положением товаропроизводителей. Следствием этого является поставка товаров (работ, услуг) на условиях предоплаты, а также преимущественно финансовый, а не товарный характер выпускаемых в обращение векселей.

Широкое распространение факторинг получил в начале ХХ века в США, а начиная с 60-х годов — и в Европе. Теперь факторинг является одним из самых динамично развивающихся секторов мировой экономики. На рынке работает около тысячи компаний, а объем переуступленной им дебиторской задолженности в 1998 году составил 450 млрд евро, но уже к 2002 году достиг 749 млрд. евро, что свидетельствует о неуклонном росте их деятельности. Факторинговые компании работают с миллионами клиентов, расположенными в Северной и Южной Америке, Европе, Азии, Австралии и Северной Африке. Когда услуга только появлялась, основными клиентами факторинговых компаний были компании, работающие в текстильной промышленности. Со временем факторинг стал использоваться и в других отраслях, в том числе в секторе услуг. Приблизительно 66% факторингового оборота приходится на Европу, 22% — на Америку, 11% — на страны Азии, 1% — на Австралию и Океанию и 1% на Африку.

На начальном этапе развития рынка факторинговые компании выступали в качестве «кредиторов последней инстанции». Как правило, факторинг рассматривался лишь как один из способов решения краткосрочных финансовых проблем, часто связанных с острым дефицитом оборотного капитала. Именно поэтому факторинг использовали лишь компании, финансовое состояние которых было относительно хрупким. Отношение к факторингу резко изменилось вместе с динамичным развитием рынка. Теперь даже очень крупные компании используют схему факторинга для финансирование своего роста, облегчения работы с дебиторской задолженностью и страхования финансовых рисков.

На Европу приходится 66% мирового факторингового оборота, из которых 33% приходится на английские факторинговые компании. 30% переуступаемой в Европе дебиторской задолженности приходится на Италию, 16% — на Францию, 7% — Германию, 6% — Испанию. Согласно показателю «отношение факторингового оборота к ВВП» первое место занимает Эстония, в которой он равен 20%.

В середине ХХ века начал развиваться международный факторинг. В 1960 году появилась первая факторинговая ассоциация — International Factors Group (IFG), которая на сегодняшний день объединяет более 60 компаний из 38 стран мира. В рамках ассоциации была разработана уникальная электронная система передачи информации между факторинговыми компаниями — IFEXchange, которая используется для очень быстрой оценки кредитоспособности дебиторов по всему миру, для установления кредитных лимитов и мониторинга за состоянием поставок и платежной дисциплиной покупателей. В 1968 году была организована Factors Chain International (FCI), которая стала крупнейшей в мире факторинговой ассоциацией с 150 членами из 53 стран мира. Как и IFG, она разработала свою систему передачи данных — EDIFACToring.

На протяжении всей своей истории рынок факторинга динамично развивался. Экономические кризисы последних десятилетий практически не сказались на темпы прироста объема рынка, которые на протяжении 1995-2002гг превышали 10% годовых. Наряду с ростом оборота переуступаемой факторинговым компаниям дебиторской задолженности, развивается и продуктовый ряд: неуклонно развивается комплексное обслуживание клиентов, включая факторинг с регрессом и без, международный факторинг и инвойс дискаунтинг. Увеличивается и количество отраслей, которые используют механизм факторинга.

Рост объемов рынка сопровождался и развитием законодательной базы как на национальном, так и на международном уровне. Основным документом, который содержит определение понятия международного факторинга, является Конвенция УНИДРУА «О международном факторинге» (UNIDROIT Convention on International Factoring). Конвенция подписана 14 государствами, ратифицирована Италией, Нигерией и Францией и вступила в силу в 1995 году. 31 января 2002 года Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию №56/81 о регулировании переуступки дебиторской задолженности в международной торговли. Деятельность в рамках международного факторинга также регулируется «Правилами международной факторинговой деятельности» (GRIF — General Rules for International Factoring), которые приняты членами FCI и IFG.

Крупнейшая международная факторинговая ассоциация FCI опубликовала статистическую информацию по мировому факторинговому рынку за 2003 год. Согласно данным FCI объем рынка вырос на 5% за прошедший год и достиг 760,39 млрд. евро по сравнению с 724,20 млрд. в 2002. При этом основной рост пришелся на услуги международного факторинга, объем которых возрос на 11% и составил 48 млрд. евро в абсолютном выражении. Крупнейшим рынком остается Европа, на которую приходится 71% факторингового оборота, за ней следуют Америка (14%) и Азия (14%). Особенно динамично факторинг развивался в Таиланде (рост в 100% годовых), в Китае (27%), в Индии (25%), а также на развитых рынках таких стран, как Германия, Япония, Испания и Австралия. Что касается самой факторинговой ассоциации FCI, то количество ее членов достигло 180; на них приходится 50% рынка внутреннего факторинга и 64% рынка международного факторинга.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

 

 

  1. ФЗ «О рынке ценных бумаг» от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ (в

    ФЗ

    от 04.10.2010 № 264-ФЗ) // СЗ РФ. № 17. 1996. Ст. 1918.

  2. Закон РФ «Об акционерных обществах» от 26.12.1995 (в ред. ФЗ от 28.12.2010 № 409-ФЗ) // СЗ РФ. 1996. № 1. Ст. 1
  3. Голубев С.В. Ценные бумаги как инвестиционный товар // Финансы, 2005. №2.
  4. Деньги, кредит, банки / Под ред. Г.Н. Белоглазовой. М., 2011.
  5. Деньги. Кредит. Банки / Под ред. В.В. Иванова, Б.И. Соколова. М., 2008.
  6. Деньги, кредит, банки / Под ред. О.И. Лаврушина. М., 2009.
  7. Ивасенко А.Г. Рынок ценных бумаг: Инструменты и механизмы функционирования. –М.: КНОРУС, 2007.
  8. Килячков А.А., Чалдаева Л.А. Рынок ценных бумаг и биржевое дело. –М.: Экономистъ, 2011.
<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 0.97MB/0.00070 sec

WordPress: 21.98MB | MySQL:113 | 1,521sec