Экономическая природа и роль государственных ценных бумаг

<

081614 2020 1 Экономическая природа и роль государственных ценных бумагРоль государственных ценных бумаг (ГЦБ) менялась в ходе развития экономики. Сначала ГЦБ как один из инструментов государственного кредита использовались главным образом для покрытия чрезвычайных расходов государства, связанных с войнами и стихийными бедствиями (покрытие бюджетного дефицита). Со временем государственные ценные бумаги во все большей мере начинают воздействовать на экономику, играть незаменимую роль в сфере государственного регулирования денежного обращения.

Рынок государственных ценных бумаг – важный компонент финансовых рынков мира. Государственные ценные бумаги считаются наиболее ликвидным и наиболее надежным видом капиталовложений, который привлекает корпорации и население, используются как эталон свободного от риска дохода, как альтернатива другим вложениям капитала.

В мире централизованный выпуск ценных бумаг используется в качестве инструмента государственного регулирования экономики: как рычаг воздействия на денежное обращение и управления объемом денежной массы; а также как средство не эмиссионного покрытия дефицита государственного и местного бюджетов, способ привлечения денежных средств предприятий и населения для решения тех или иных конкретных задач.

Государственные ценные бумаги занимают важное место среди инструментов рынка ценных бумаг. Их эмитентами являются правительства, органы местной власти, а также учреждения и организации, пользующиеся государственной поддержкой.

Выпуск государственных ценных бумаг является наиболее экономически целесообразным методом финансирования бюджетного дефицита по сравнению с практикой заимствования средств в Центральном банке или получению доходов от эмиссии денег. Использование кредитных ресурсов Центрального банка ссужает возможности регулирования ссудного рынка и поэтому во многих странах установлены ограничения на доступ правительства к этим ресурсам. Покрытие дефицита бюджета через эмиссию денег приводит к поступлению в оборот необеспеченных реальными активами платежных средств, что связано с инфляцией и расстройством денежного обращения страны.

Необходимость выпуска государственных долговых обязательств может появиться и в связи с потребностью погашения ранее выпущенных правительством займов даже при бездефицитности бюджета текущего года.

Другой причиной выпуска государственных ценных бумаг может послужить то, что в течении года у государства могут возникать относительно короткие разрывы между государственными доходами и расходами. Эти разрывы появляются из-за того, что поступление платежей в бюджет происходит в определенные даты, в то время как расходы бюджета производятся более равномерно по времени.

В современных условиях с помощью государственных ценных бумаг проводится денежно-кредитная политика с целью регулирования макроэкономики. Центральный банк Российской Федерации (Банк России), представляющий правительство как агент, покупает и продает государственные ценные бумаги на рынке ценных бумаг (операции «на открытом рынке») с целью регулирования денежной массы в обращении.

Государственные ценные бумаги в экономике России: являются наиболее цивилизованным рыночным способом формирования государственного долга; обеспечивают кассовое исполнение государственного бюджета путем покрытия коротких разрывов между доходами и расходами, возникающих из-за несовпадения во времени налоговых поступлений и расходов бюджета; выступают при проведении денежно-кредитной политики государства регулятором не только денежного обращения, но и развития экономики в целом; сущность денежно-кредитной политики состоит в изменении денежной массы в целях достижения подъема общего уровня производства, повышения занятости и предотвращения инфляции; мобилизуют средства для финансирования целевых государственных и местных программ, имеющих важное социально-экономическое значение; могут выступать в качестве залога по кредиту, предоставленному Центральным банком РФ Правительству, по ссудам, взятым коммерческими банками у Центрального банка РФ, а также по кредитам, получаемым предприятиями в коммерческих банках.

Международная практика знает много видов финансовых долговых обязательств государства.

В современном мире наибольшее развитие рынок ценных бумаг имеет в США: на нем государство выступает как самый крупный заемщик. В США государственные ценные бумаги в зависимости от эмитента подразделяются на бумаги: федерального правительства (казначейские); правительственных учреждений, агентств и т.п.

Государственные ценные бумаги в зависимости от способности обращаться на фондовом рынке подразделяются на обратимые и необратимые.

Обратимые — это бумаги, торговля которыми происходит во всех секторах фондового рынка. К ним относятся казначейские векселя (выпускаются сроком на 3-12 месяцев), казначейские долгосрочные облигации (выпускаются на срок 10-30 лет). Все обратимые ценные бумаги продаются, как правило, на открытых аукционах, проводимых регулярно в заранее обозначенные сроки.

Казначейские векселя существуют в безбумажной форме — в виде записей на счетах, все проводки их с одного счета на другой осуществляются через компьютерную систему. Казначейские среднесрочные облигации — это либо бескупонные, либо балансовые безотзывные облигации, погашение которых невозможно до конца их срока. Казначейские долгосрочные облигации обычно имеют прилагаемый к ним отзывной опцион, предоставляющий право на получение капитала за 3-5 лет до срока их погашения (это сопровождается рядом условий).

Доход по обратимым ценным бумагам может быть установлен в различных формах: по плавающей ставке (в зависимости от степени их доходности и инфляции), в форме фиксированного купонного процента или дисконтного дохода (иногда имеет место сочетание двух последних видов дохода). Выпускаются государственные ценные бумаги «на предъявителя» и именные. Форма, в которой государство проводит эмиссии своих долговых обязательств, определяется характером существующего на рынке спроса и видом используемых расчетных систем.

Необратимые— это государственные ценные бумаги, не подлежащие купле-продаже. Возмещение по ним производится только покупателю. Они не подлежат передаче и не могут использоваться в качестве обеспечения по ссудам. В США число таких бумаг велико и постоянно увеличивается. К ним относятся сберегательные облигации серий ЕЕ и НН.

Облигации серии ЕЕ продаются со скидкой 50% и погашаются по номиналу. Разница между продажной ценой и номиналом равна общей сумме процента за весь период выпуска.

Облигации серии НН при выпуске продаются по номиналу (он также составляет от 50 до 10 тыс. долл.) и выпускаются сроком на 10 лет. Проценты по ним объявляются заранее (определяются с учетом рыночной конъюнктуры) и выплачиваются 2 раза в год. Облигации могут быть погашены досрочно, но по цене ниже номинала. С конца 1982 г. они практически свободно не продаются: их можно приобрести лишь в обмен на облигации серии ЕЕ с минимальной номинальной стоимостью 500долл’.

В последние годы число государственных ценных бумаг в США растет за счет выпуска облигаций различных правительственных учреждений (Агентства по атомной энергии, НАСА, Экспортно-импортного банка и др.). Эти ценные бумаги охотно приобретаются инвесторами, так как они надежны, поскольку обеспечены не только активами этих учреждений, но и гарантированы правительством США, которое никогда не допустит их банкротства.

В Германии рынок государственных ценных бумаг также высоко развит и обладает большим опытом эффективного функционирования. К государственным ценным бумагам относятся займы федерального правительства, облигации федерации, займы федеральных железных дорог, почты, земель, коммун и городов.

Государственные ценные бумаги занимают на немецком фондовом рынке важное место: их доля в обороте всех долговых обязательств равна 40%. С помощью выпуска долговых обязательств государство покрывает до 50% внутреннего долга. В Германии считается экономически целесообразным использовать государственные ценные бумаги для покрытия расходов бюджета. Поэтому в этой стране одновременно растут и размеры внутреннего долга государства, и выпуски федеральных долговых обязательств.

Большую часть государственных ценных бумаг выпускают прямо на рынок. Объемы эмиссии отдельных займов федерации составляют 4-6 млрд евро, эмиссии займов федеральных учреждений превышают сотни миллионов евро. Займы выпускаются сроком на 8-12 лет, причем досрочное расторжение долговых договоров запрещено. С 1972 г. в Германии облигации займов выпускаются только в безналичной форме. Их движение отражается посредством записей в федеральной Долговой книге или в долговых книгах федеральных земель.

<

В Германии наряду с рыночными эмитируются и нерыночные ценные бумаги государства. К ним относятся казначейские сертификаты серий А и Б (в первом случае проценты выплачиваются ежегодно, во втором — накапливаются и выплачиваются при погашении) и казначейские финансовые обязательства, выпускаемые сроком на один-два года для покрытия краткосрочной потребности федерального правительства и его учреждений в средствах. Приобретать казначейские финансовые обязательства могут юридические и физические лица (но не банки и кредитные институты). Это беспроцентный инструмент фондового рынка (они реализуются с дисконтом).

Широко используются эмиссии государственных ценных бумаг также в Японии (корпорациями жилищного и дорожного строительства, развития инфраструктуры, особенно энергетики, а также правительственными учреждениями по финансированию региональных государственных предприятий), Великобритании (большой популярностью пользуются облигации Банка Англии) и в других странах с развитой экономикой.

Таким образом, рынки государственных ценных бумаг играют важную роль в финансировании государственного бюджета, в поддержании ликвидности финансовой системы, регулировании экономической активности.

2 Деятельность инвестиционных фондов на фондовом рынке

 

Как любое сложное явление, инвестиционный фонд обладает рядом существенных признаков, каждый из которых может быть положен в основу определения его категориальной принадлежности.

Инвестиционные фонды в России функционируют исключительно в сфере обращения ценных бумаг. Следовательно, их можно отнести к категории профессиональных участников рынка ценных бумаг.

Инвестирование в ценные бумаги российским законодательством определено как исключительный вид деятельности для подобных фондов. Таким образом, по роду деятельности инвестиционный фонд можно отнести к категории инвесторов, к инвестиционным институтам. Обе обозначенные выше категории не получили пока должного юридического толкования.

В Законе РСФСР «Об инвестиционной деятельности в РСФСР», принятом 26 июня 1991 г., говорится, что инвестиционная деятельность — это инвестирование, вложение инвестиций (денежных средств, целевых банковских вкладов, акций и др.) в объекты предпринимательской и других видов деятельности в целях получения прибыли, а также совокупность практических действий по реализации инвестиций (ст. 1). Это значит, что понятием инвестиционная деятельность охватывается не просто вложение инвестиций, но и практическая реализация последних. В той или иной степени вопросы инвестирования затрагивались в советский период в исследованиях, посвященных зарубежным странам.

Однако особое внимание правовому регулированию инвестиций и инвестиционных отношений стали уделять на заре рыночных преобразований в российской (тогда еще советской) экономике. Одним из основоположников фундаментальных исследований в области правового регулирования инвестиционной деятельности является А.Г. Богатырев.

Как отмечалось выше, инвестиционная деятельность характеризуется особым кругом участников. Они именуются инвесторами и инвестиционными институтами. Поскольку ранее мы уже определили, что к данной категории относятся и инвестиционные фонды, необходимо пояснить, что охватывают эти понятия.

Понятие «инвестор» раскрывается в нескольких нормативных актах и используется в различных смыслах. Например, в Законе РСФСР «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» в качестве определяющего используется термин «субъект инвестиционной деятельности» и указывается, что инвесторы — это «субъекты инвестиционной деятельности, осуществляющие вложения собственных, заемных или привлеченных средств в форме инвестиций» (ст. 2 п. 3). Инвесторами могут быть физические и юридические лица, объединения физических и юридических лиц, государственные органы, органы местного самоуправления, иностранные субъекты предпринимательской деятельности, государства и международные организации.

Положение «О выпуске и обращении ценных бумаг и фондовых биржах в РСФСР» использует понятие «инвестор» применительно к сфере фондового рынка. В данном случае инвестор — это участник рынка ценных бумаг, «гражданин или юридическое лицо, приобретающее ценные бумаги от своего имени и за свой счет. Иностранные граждане и юридические лица могут выступать в качестве инвесторов в соответствии с законодательством РСФСР об иностранных инвестициях» (п. 13).

Федеральный закон «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» под инвесторами понимает «физических и юридических лиц, объектом инвестирования которых являются эмиссионные ценные бумаги».

Инвестиционный фонд, как и инвестиционная компания, формирует свой капитал путем выпуска собственных акций и вкладывает аккумулированные средства от своего имени в ценные бумаги других эмитентов. Однако в отличие от инвестиционной компании акционерами фонда могут быть как юридические, так и физические лица.

Вообще, деление коллективных инвесторов на инвестиционные и трастовые компании, инвестиционные фонды достаточно условно и зависит от особенностей национального права той или иной страны. В Германии, например, отличительным признаком инвестиционных фондов являются их более широкие инвестиционные возможности. Германские инвестиционные компании в большинстве своем являются дочерними структурами банков. Их вложения в ценные бумаги ограничены пределами собственного капитала (обычно незначительного) и жесткими нормами законодательства. Инвестиционные фонды в Германии, напротив, обладают крупным самостоятельным капиталом и практически не имеют законодательных ограничений при выборе объектов инвестирования.

История инвестиционных фондов сравнительно невелика. Считается, что впервые они появились в Бельгии в 1822 г. Массовое распространение получили только в начале XX в. в Великобритании и США.

Появление подобного института в финансовой жизни общества обусловлено рядом факторов. С одной стороны, в число этих факторов входят инвестиционная активность населения и наличие свободных денежных средств, а с другой — непредсказуемость поведения частного инвестора на фондовом рынке, которое без должной организации становится хаотическим. Последнее обстоятельство способно негативно сказаться на состоянии финансового рынка в целом.

Первоначально инвестиционные фонды занимались на рынке ценных бумаг лишь консультационной деятельностью. Но постепенно завоевывая доверие мелких инвесторов, они получили возможность самостоятельно осуществлять инвестиции. Неслучайно поэтому деятельность анализируемых компаний в то время строилась в основном на доверительных, трастовых отношениях.

Таким образом, в социально-экономическом аспекте инвестиционный фонд — это институт коллективного инвестирования, который в самых общих чертах представляет собой объединенные инвестиционные ресурсы отдельных субъектов. В качестве таких субъектов могут выступать как физические, так и юридические лица.

Основными задачами инвестиционного фонда являются диверсификация вложений и управление инвестиционным портфелем. Под диверсификацией вложений обычно понимают распределение накопленного капитала среди некоторого количества источников инвестирования в целях снижения риска убытков. Управление инвестиционным портфелем означает разработку и осуществление концепции инвестирования, которая позволит достичь максимального экономического эффекта при минимальных затратах.

В осуществлении указанных целей помимо самого инвестиционного фонда принимает участие и законодательно закрепленный ряд экономических и структурно обособленных субъектов: управляющая компания, депозитарий, регистратор и др.

Обозначенная схема управления коллективными инвестициями традиционна, проверена годами и успешно применяется практически во всех экономически развитых государствах.

Необходимо признать, что институт инвестиционных фондов в России был создан искусственно в условиях отсутствия объективных причин для его возникновения (к числу последних следует отнести достаточно высокий уровень развития экономических отношений в обществе, соответствующую рыночную инфраструктуру, а главное — наличие свободных денежных средств у потенциального инвестора — населения). Этот институт в России стал одним из наиболее эффективных инструментов в реализации программы массовой приватизации объектов промышленной сферы. Именно необходимость преобразования отношений собственности послужила поводом к появлению особого документа — приватизационного чека, в связи с чем был сформирован и новый рыночный институт, аккумулирующий приватизационные чеки, — чековые инвестиционные фонды, которые с окончанием чекового этапа приватизации фактически утратили свои позиции на финансовом рынке страны.

В историческом плане институт инвестиционных фондов сравнительно молод. Он зародился в Европе в прошлом столетии. В России же инвестиционные фонды существуют менее десяти лет, что и объясняет отчасти отсутствие комплексных правовых разработок в данном направлении.

Отдельные стороны института инвестиционных фондов рассматривались в современных российских публикациях, относящихся к фондовым рынкам, инвестиционной и управленческой деятельности. Однако большинство таких работ имеет экономическую направленность и преследует сугубо прикладные цели.

В зависимости от правового положения выделяют виды инвестиционных фондов обладающие статусом юридического лица или выступающие в качестве особой организационной формы без образования юридического лица. В частности, в России паевые инвестиционные фонды не обладают правом юридического лица, что позволяет им избежать ряда налогов. В этом случае капитал фонда формируется за счет средств инвесторов, которые взамен своих взносов получают особый документ — инвестиционный пай.

По признаку выкупа собственных ценных бумаг инвестиционные фонды подразделяют на компании открытого или закрытого типа. Если учредительными документами фонда предусмотрена возможность выкупа собственных ценных бумаг, он именуется открытым. Инвестиционным же фондам закрытого типа законодательно запрещено производить выкуп собственных ценных бумаг у инвесторов.

Еще одним критерием для определения видов инвестиционных фондов является их организационно-правовая форма. Мировой практике известны инвестиционные фонды, создаваемые на корпоративных началах, в форме открытых акционерных обществ, обществ с ограниченной ответственностью, а также контрактного типа. Организационная структура последних базируется на основе договора между тремя лицами: владельцем инвестиционного портфеля (инвестором), управляющим фонда и депозитарием. При этом контракт наделяет каждого участника соответствующими функциями. Владелец инвестиционного портфеля вносит в инвестиционный фонд свой портфель активов или их денежный эквивалент и становится пайщиком (владельцем сертификата долевого участия). Управляющий (им может быть как физическое, так и юридическое лицо) берет на себя обязательство управлять совокупным инвестиционным пакетом пайщиков. Депозитарий обеспечивает сохранность активов созданного таким образом инвестиционного фонда. Контрактные формы наиболее распространены в Австрии, Германии, Швейцарии. Несомненное сходство с ними можно усмотреть и в конструкции российских паевых инвестиционных фондов.

Независимо от вида инвестиционного фонда все они обладают одной характерной особенностью — вся прибыль компании должна быть распределена между акционерами. Этим обусловлено отсутствие своего управляющего органа. Управление всегда осуществляется извне на основании договора с независимым управляющим.

Закрытые инвестиционные фонды — это так называемые чековые или специализированные инвестиционные фонды приватизации, а к открытым часто относят паевые инвестиционные фонды.

В данном контексте необходимо уточнить, что деление инвестиционных фондов на типы (открытый и закрытый) — это своего рода субклассификация определенного вида инвестиционных фондов. Их принято называть акционерными, они создаются в форме акционерного общества. В свою очередь паевые фонды подразделяются на открытые и интервальные. При этом паевой фонд признается открытым, если его управляющая компания берет на себя обязательство произвести выкуп своих инвестиционных паев в срок, не превышающий 15 рабочих дней с момента предъявления к ней такого требования. Интервальный фонд осуществляет аналогичные действия согласно срокам, определенным его правилами, но не реже одного раза в год.

В чем же отличие между открытыми акционерными и открытыми паевыми фондами? Оба они осуществляют выкуп своих ценных бумаг (первые — акций, вторые — паев) и, с точки зрения инвестора, абсолютно идентичны. Различия этих видов инвестиционных фондов заключаются в их правовом статусе. Паевые инвестиционные фонды не обладают статусом юридического лица, не имеют строгой организационной структуры, они менее стабильны, поэтому избирают довольно сдержанную инвестиционную политику, ориентируясь в основном на муниципальные ценные бумаги. Как известно, в экономически развитых странах муниципальные ценные бумаги выступают одним из наиболее популярных объектов вложения для крупного капитала. Это объясняется тем, что такие инвестиции приносят хотя и небольшой, но стабильный доход.

К тому же обязательства по ним гарантированы государством или муниципальным образованием. Однако из-за высокой цены среднестатистическому индивидуальному инвестору они практически недоступны. Эта проблема разрешается с помощью особой формы объединения небольших капиталов, которую и представляет собой паевой инвестиционный фонд.

Открытые акционерные инвестиционные фонды обладают статусом юридического лица, имеют более стабильную организационную структуру, поэтому могут себе позволить довольно активную инвестиционную политику. Это значит, что их инвестиции связаны с большим риском, однако рассчитаны на получение высокого дохода.

По целям создания в России выделяют два вида инвестиционных фондов: специализированные инвестиционные фонды приватизации и обычные инвестиционные фонды. Специализированные инвестиционные фонды, аккумулирующие приватизационные чеки граждан (СИФП, тот же ЧИФ), можно рассматривать в качестве своеобразных агентов правительства.

Основной их целью была мобилизация (возмездное изъятие у населения) приватизационных чеков в кратчайшие сроки. И с этой целью они справились вполне успешно.

В общей массе чековых инвестиционных фондов выделялись специальные фонды социальной защиты населения. Их также можно рассматривать как один из видов инвестиционных фондов. Эти компании в качестве основной цели своей деятельности провозглашали максимальное обеспечение чековых вложений социально незащищенных групп населения и пользовались различными льготами, которые порождали различные злоупотребления, а социальные цели чаще всего лишь декларировались.

Если акцентировать внимание на объектах инвестирования и избираемой фондом инвестиционной политике, то можно провести классификацию инвестиционных фондов по времени возникновения первых российских портфельных инвесторов. Этот процесс непосредственно связан с созданием и функционированием чековых инвестиционных фондов, которые, с одной стороны, были в российской практике одними из первых корпоративных организаций публичного характера, а с другой — действовали как институты коллективного инвестирования. В противоположность тому, как принято на Западе, лишь немногие ЧИФы изначально определили свою инвестиционную стратегию и последовательно осуществляли ее. Большинство меняло стратегию в соответствии с изменяющимися условиями.

Таким образом, исходя из изложенного можно сформулировать следующие выводы:

Как любое сложное явление, инвестиционный фонд обладает рядом существенных признаков, каждый из которых может быть положен в основу определения его категориальной принадлежности. В связи с этим инвестиционные фонды могут быть отнесены:

к инвестиционным институтам,

к профессиональным участникам рынка ценных бумаг,

к особым финансово-кредитным учреждениям.

Правовое регулирование деятельности инвестиционных фондов в России с первых дней их существования и по настоящее время осуществляется на основе подзаконных актов. В целях сохранения и расширения их инвестиционных возможностей, а также надлежащего обеспечения интересов инвесторов необходимо ускорить принятие специального закона, в котором будут учтены и преодолены все недостатки действующего нормативного регулирования.

В правовом регулировании деятельности различных видов инвестиционных фондов имеются значительные расхождения. Поскольку нормативная база паевых инвестиционных фондов сформировалась несколько позже, чем других фондов, она больше отвечает предъявляемым требованиям и может быть приемлема как основа для дальнейшего совершенствования законодательства.

Критериями для классификации инвестиционных фондов являются: правовой статус, организационно-правовая форма, возможность выкупа у инвесторов собственных ценных бумаг, цели создания, объекты инвестирования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Афонина С.Н. Рынок ценных бумаг. — М.: Аудитор, 2010.
  2. Бердникова Т.Б. Рынок ценных бумаг. –М.: ИНФРА-М., 2011.
  3. Голубев С.В. Ценные бумаги как инвестиционный товар // Финансы, 2006. №2.
  4. Ивасенко А.Г. Рынок ценных бумаг: Инструменты и механизмы функционирования. –М.: КНОРУС, 2007.
  5. Килячков А.А., Чалдаева Л.А. Рынок ценных бумаг и биржевое дело. –М.: Экономистъ, 2011.

     

     

     

     

     

     

     

     

     


     

<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 0.94MB/0.00166 sec

WordPress: 21.94MB | MySQL:122 | 1,628sec