Инструменты денежного рынка

<

081614 2018 1 Инструменты денежного рынкаФинансовый актив – это документ, который имеет денежную стоимость, отражает связанные с ним имущественные права, может самостоятельно обращаться на рынке и быть объектом купли-продажи или иных сделок, а также служит источником получения дохода, выступая разновидностью денежного капитала.

Классификация финансовых активов достаточно обширна и зависит от положенного в ее основу признака.

По выполняемой рыночной функции их разделить на две большие группы: инструменты денежного рынка и инструменты рынка капиталов.

Инструменты денежного рынка – это коммерческие и финансовые векселя, краткосрочные депозиты, сберегательные и депозитные сертификаты банков, государственные и муниципальные облигации и другие инструменты, срок обращения которых не превышает 1 года. Эта группа включает различные с точки зрения назначения, формы, эмитентов и держателей виды активов, общей чертой которых является выражение отношений заимствования денег на сравнительно короткие сроки. Некоторые из них, например, векселя, могут использоваться как средство платежа, т.е. вместо наличных денег.

Экономическая роль финансовых активов данной группы состоит в обеспечении непрерывности кругооборота промышленного, коммерческого и банковского капитала, бесперебойности бюджетных расходов, в ускорении процесса реализации товаров и услуг и т.п. Существование подобных инструментов также позволяет участникам хозяйственной деятельности использовать высвобождающиеся на короткое время денежные средства в качестве капитала, приносящего доход.

Существует два подхода к классификации инструментов или бумаг денежного рынка. В соответствии с одним из них инструменты разделяют на категории в зависимости от того, обращаются они или нет:

– депозиты денежного рынка;

– обращающиеся бумаги.

В соответствии с другим подходом инструменты разделяют на категории в зависимости от способа получения дохода по ним:

– купонные инструменты;

– дисконтные инструменты.

Наряду с перечисленными категориями инструментов существуют еще и деривативы. В целом структура инструментов денежного рынка представлена на схеме:

Купонные инструменты – депозиты денежного рынка; депозитный сертификат (certificate of deposit — CD); соглашение об обратной покупке (репо);

Дисконтные инструменты: казначейский вексель (T-bill); переводной вексель/банковский акцепт (banker’s acceptance — ВА); коммерческая бумага (commercial paper — СР); деривативы; соглашение о будущей процентной ставке (forward rate agreement — FRA); процентный фьючерс; процентный своп (interest rate swap — IRS); процентный опцион.

Опционы:

– на процентный фьючерс;

на соглашение о будущей процентной ставке;

на процентный своп (свопцион).

Обращающиеся инструменты денежного рынка могут покупаться и продаваться на вторичных рынках и имеют следующие общие признаки:

– фиксированную номинальную стоимость или основную сумму;

– определенную дату погашения, когда держателю выплачивается номинальная стоимость или основная сумма;

– фиксированный процент, выплачиваемый в течение всего срока или при погашении (процентная ставка фиксируется в момент выпуска бумаги).

Иными словами, доход от обращающихся инструментов может быть точно вычислен заранее, так как условия договора зафиксированы. Важные характеристики этих инструментов можно представить в обобщенном виде так, как это сделано ниже.

Любой финансовый инструмент с известным будущим доходом — будущей стоимостью — независимо от регулярности выплат может быть оценен посредством дисконтирования будущих потоков денежных средств и определения его текущей стоимости.

Поскольку будущий доход является величиной фиксированной, чем выше учетная ставка, тем ниже текущая стоимость, а следовательно, и рыночная цена инструмента.

Купонные инструменты называют еще процентными, поскольку по ним выплачиваются проценты. Первоначально купон был частью финансового инструмента, его можно было отделить и предъявить эмитенту для получения процентного платежа. На денежных рынках можно встретить купонные инструменты трех видов:

<

депозиты денежного рынка — необращающиеся инструменты;

депозитные сертификаты (CD) — обращающиеся инструменты;

соглашения об обратной покупке (репо) — обращающиеся инструменты.

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Облигации. Понятие, свойства, разновидности, стоимостная оценка

 

Облигация — эмиссионная ценная бумага, закрепляющая право ее держателя на получение от эмитента облигации в предусмотренный ею срок ее номинальной стоимости и зафиксированного в ней процента этой стоимости или иного имущественного эквивалента. Облигация может предусматривать иные имущественные права ее держателя, если это не противоречит законодательству Россию .

Основными свойствами облигации являются:

– облигация есть удостоверение займа. Она не является титулом собственности на имущество эмитента;

– облигация в отличие от акции имеет конечный срок погашения (в классическом случае это гасимая ценная бумага);

– облигация имеет приоритет перед акцией при выплате процента (в сравнении с выплатой дивиденда) и в удовлетворении других обязательств (например, при ликвидации эмитента);

– облигация не дает право на участие в управлении эмитентом

Таким образом, облигации являются инструментами займа, где эмитенты облигаций выступают в качестве заемщиков, то есть являются должниками, а инвесторы, вкладывающие средства в облигации, выступают в роли кредиторов эмитента (в отличие от держателя акций).

Облигации делятся на именные и предъявительские. На российском фондовом рынке обращаются облигации только в документарной форме

Эмитентами облигаций могут выступать государство и государственные органы управления (федеральный уровень), местные органы власти, предприятия, находящиеся в любой форме собственности и имеющие любой организационно-правовой статус (за исключением инвестиционных фондов).

Владельцами облигаций могут быть как физические, так и юридические лица. Минимальная величина номинала одной облигации не установлена. В зависимости от срока погашения облигации принято делить на краткосрочные — со сроком погашения до одного года, и долгосрочные — со сроком погашения свыше года.

В зависимости от способа выплаты дохода различают купонные и бескупонные облигации, дисконтные облигации, а также выигрышные облигационные займы. Купонные облигации, как правило, являются предъявительской бумагой, имеют несколько купонов — часть ценной бумаги , дающая право на получение регулярно выплачиваемого (например, раз в квартал, в полугодие) заранее объявленного процента по ценной бумаге. Бескупонные облигации — это, как правило, именная ценная бумага, фиксированный процент по которой выплачивается в соответствии с данными реестра. По дисконтным облигациям процент не выплачивается, а доход образуется за счет того, что при ее размещении цена продажи облигации была значительно ниже ее номинала (то есть той суммы, которую получает владелец при ее погашении) . По выигрышным облигационным займам процент выплачивается на основе тиражей выигрышей проводящихся между облигациями различных серий и номеров.

По таким показателям как доходность и риск, облигация практически не отличается от банковских депозитов. Однако облигация может быть продана одним инвестором другому в любой момент времени ее обращения. Также облигации первого эшелона (с рейтингом А), многие банки берут в обеспечение кредита. Кроме этого, как и другие ценные бумаги, облигация может быть передана в качестве вклада в уставный капитал вновь образуемого общества.

 Рынок облигаций разделен на 3 эшелона:

– первый — выпуск на общую сумму от 3 млрд. руб.

– второй — от 3 млрд. до 1 млрд. руб.

– третий — меньше 1 млрд. руб.

 Облигация имеет номинал, который выплачивается при погашении бумаги. Если облигация не является бескупонной, то доход по ней задается в виде купона. Купон представляет собой определенный процент.

  В зависимости от ситуации на рынке купонная облигация может продаваться по цене как ниже, так и выше номинала. Разность между номиналом облигации и ценой, если она ниже номинала, называется скидкой или дисконтом, или де-зажио. Разность между ценой облигации, если она выше номинала, и номиналом называется премией или ажио.

  Котировки облигации принято давать в процентах. При этом номинал бумаги принимается за 100%. Чтобы узнать по котировке стоимость облигации в рублях, следует умножить котировку в процентах на номинал облигации.

  В зависимости от состояния рынка цена купонной облигации может быть выше или ниже номинала. Однако к моменту ее погашения она обязательно должна равняться номиналу, так как бумага погашается по номиналу. Цену облигации можно разделить на две части: чистую цену и сумму накопленного купона.

  Такое деление целесообразно провести, чтобы лучше представить динамику курсовой стоимости облигации. В ходе купонного периода она равна сумме чистой цены и накопленной на момент сделки суммы купона. На дату выплаты купона она падает на размер купона.

Определение курсовой стоимости ценных бумаг основано на принципе дисконтирования. Инвестор приобретает ценную бумагу, чтобы получать доходы, которые она приносит. Поэтому для ответа на вопрос, сколько сегодня должна стоить та или иная ценная бумага, необходимо определить дисконтированную стоимость всех доходов, которые она принесет.

  Технику определения курсовой стоимости можно представить в три действия:

1. Определяем поток доходов, который ожидается по ценной бумаге.

2. Находим дисконтированную стоимость величины каждого платежа по бумаге.

3. Суммируем дисконтированные стоимости. Данная сумма и представляет собой курсовую стоимость ценной бумаги.

Наиболее важным моментом при расчете цены облигации является определение ставки дисконтирования. Она должна соответствовать уровню риска инвестиций. Ставку дисконтирования можно представить следующим образом: ставка без риска может учитывать инфляцию. Приобретая бумагу, инвестор сталкивается с риском ликвидности, который связан с тем, насколько быстро и по какой цене можно продать бумагу. Поэтому данная величина должна найти отражение в ставке дисконтирования.

Определение курсовой стоимости облигаций позволяет инвестору рассчитать приемлемый для него уровень цены бумаги. В то же время это не означает, что облигации на рынке обязательно будут продаваться по найденной цене. Кроме того, на цену будут также влиять силы спроса и предложения. Если спрос превышает предложение, то это создаст потенциал к повышению цены, если предложение больше спроса, то к понижению.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Конституция РФ от 12 декабря 1993 года // Российская газета. – 25 декабря 1993 года.
  2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (в ред. ФЗ от 24.07.2008 № 161-ФЗ)
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 1 от 30 ноября 1994г. №51-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. — №32. – Ст. 3301;
  4. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 2 от 26 января 1996г. №14-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. — №5. — Ст. 410.
  5. ФЗ «О рынке ценных бумаг» от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ (в ред. ФЗ от 27.10.2008 № 176-ФЗ) // СЗ РФ. № 17. 1996. Ст. 1918.
  6. Афонина С.Н. Рынок ценных бумаг. — М.: Аудитор, 2009.
  7. Бердникова Т.Б. Рынок ценных бумаг. –М.: ИНФРА-М., 2008.
  8. Голубев С.В. Ценные бумаги как инвестиционный товар // Финансы, 2006. №2.
  9. Ивасенко А.Г. Рынок ценных бумаг: Инструменты и механизмы функционирования. –М.: КНОРУС, 2007.
  10. Килячков А.А., Чалдаева Л.А. Рынок ценных бумаг и биржевое дело. –М.: Экономистъ, 2010.
<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 0.92MB/0.00028 sec

WordPress: 22.05MB | MySQL:120 | 2,227sec