Облигации: сущность и виды. Доходность облигаций

<

081614 2011 1 Облигации: сущность и виды. Доходность облигацийОблигация — (от латинского obligato — обязательство) ценная бумага на предъявителя, дающая владельцу право на получение годового дохода в виде фиксированного процента (в форме выигрышей и оплаты купонов).Облигация подлежит выкупу в течение обусловленного при выпуске займа срока.

В общем плане облигации представляют собой долгосрочные долговые обязательства с фиксированным процентом. Различают три основных категории облигаций: облигации корпораций, облигации федерального правительства (в том числе федеральных органов и учреждений) и муниципальные облигации.

Облигации корпораций — это обязательства корпораций перед кре-диторами о выплате в установленные сроки суммы долга и процентов по полученным займам. Как и акции, облигации являются ценными бумагами, но в отличие от акций, которые представляют собой собственный капитал корпораций, облигации являются выразителями заемного капитала, то есть для корпорации они являются «долговыми бумагами». Держатели облигаций (облигационеры) являются кредиторами корпорации, в то время как акционеры — ее совладельцами. В связи с этим права облигационеров отличны от прав акционеров: они не имеют права голоса и не могут участвовать в управлении компанией-эмитентом, но в то же время она обязана выплачивать проценты по облигациям (в отличие от дивиденда по акциям, где никаких подобных обязательств у корпорации нет), причем делать это до рассмотрения вопроса о дивидендах по акциям. Кроме того, при ликвидации компании облигационеры имеют преимущественные права по сравнению с акционерами.

Облигационные отношения оформляются специальным договором между фирмой-эмитентом и инвестором (облигационным соглашением), по условиям которого корпорация обязуется возместить инвестору предоставленную им сумму в установленный срок («срок погашения» или «дата погашения»), а также в течение всего срока, на который выпущена облигация, выплачивать проценты по установленной ставке. Как и акционер, облигационер получает соответствующий документ, подтверждающий факт его владения облигациями, — облигационный сертификат, в котором указываются название компании-эмитента, номинал, ставка процента, а также имя/название «платежного агента» как по процентам, так и по капитальной сумме облигации (таким агентом может быть сама фирма-эмитент или какой-либо банк).

Виды облигаций:

1. Купонные облигации или облигации на предъявителя.
К ним прилагаются специальные купоны, которые должны откалываться два раза в год и представляться платежному агенту для выплаты процентов. Фактически купон — своеобразный простой вексель на предъявителя. Эти облигации обратимы, а купон и сертификат выступают в качестве титула собственности. Поскольку эти облигации оформляются на предъявителя, корпорация не регистрирует, кто является их собственником. Хотя они больше не выпускаются, старые выпуски все еще обращаются на рынке

2. Именные облигации. Большинство облигаций корпораций регистрируются на имя их вла-дельца, при этом ему выдается именной сертификат. Эти облигации не имеют купонов, а платежи по процентам осуществляет платежный агент в соответствии с установленным графиком. При продаже или обмене именных облигаций старый сертификат аннулируется и выпускается но-вый — с указанием нового владельца облигаций.

3. «Балансовые» облигации. Этот вид облигаций приобретает все большее распространение, по-скольку их выпуске не сопряжен с такими формальностями, как выдача сертификатов и т.п. : просто все необходимые данные об облигационере вводятся в компьютер.

В зависимости от обеспечения облигации разделяются на:

1. Обеспеченные облигации. Эти облигации имеют реальное обеспечение активами. Их можно разбить на три подтипа:

a) облигации с залогом имущества, которые обеспечиваются основным капиталом корпорации (ее недвижимостью) и иным вещным имуществом;

б) облигации с залогом фондовых бумаг, которые обеспечиваются находящимися в собственности компании-эмитента ценными бумагами какой-либо другой корпорации (но не компании-эмитента) — как правило, ее филиала или дочерней компании;

в) облигации с залогом оборудования. Такие облигации обычно выпускаются транспортными корпорациями, которые в качестве залогового обеспечения используют, например, транспортные средства (самолеты, локомотивы и т.п.).

Смысл залогового обеспечения заключается в том, что в случае банкротства компании или ее неплатежеспособности держатели обеспеченных облигаций могут претендовать на часть имущества компании.

2. Необеспеченные облигации. Эти облигации не обеспечиваются какими-либо материальными активами, они подкрепляются добросовестностью компании-эмитента, иначе говоря — ее обещанием. В случае банкротства компании держатели таких облигаций не могут претендовать на часть недвижимости. Эти облигации менее надежны, но и на них распространяются преимущественные права при ликвидации компании. В связи с тем же ставка процента по ним более высокая.

3. Другие виды облигаций.

a) Облигации с доходом на прибыль, или реорганизационные облигации предусматривают выплату процентов только в том случае, если у корпорации имеются существенные поступления, то есть в случае выпуска таких облигаций гарантируется погашение ее основной суммы, а выплата процентов зависит от решения совета директоров. Выпуск таких облигаций практикуется при рекапитализации корпорации — как правило, когда ей грозит банкротство.

б) Гарантированные облигации: они гарантируются не корпорацией-эмитентом, а другими компаниями. Чаще всего они используются: транспортными корпорациями, когда эмитент предоставляет какой-либо компании свое оборудование, а взамен эта компания выступает гарантом по облигациям первой фирмы, либо дочерними компаниями крупных фирм, когда дочерняя компания выпускает облигации, а гарантом выступает основное предприятие. Как видно из названия, в случае неплатежеспособности эмитента, все претензии облигационеров удовлетворяются гарантом.

в) Бескупонные облигации. По ним не выплачивается регулярного процента, однако это не значит, что они не при носят дохода. Дело в том, что при выпуске эти облигации продаются с дисконтом (со скидкой), а погашаются по номинальной цене при наступлении срока платежа, причем скидка тем больше, чем длиннее срок, на который выпущены облигации.

Облигации, как правило, считаются более безопасным инвестиционным инструментом, чем акции, поскольку их владельцы имеют приоритет в требовании доли активов компании в случае ее ликвидации или реструктуризации. Для эмитентов облигации являются надежной альтернативой банкам и другим кредиторам, которые могут предлагать менее привлекательные финансовые условия, чем рынки капитала: например, более высокие процентные ставки по займам.

В процессе инвестирования в облигации необходимо обращать внимание на ряд ключевых показателей, включая срок погашения, условия досрочного выкупа, кредитное качество, процентные ставки, цену, доходность и налоговый статус. Вместе взятые, эти факторы позволяют инвестору оценить реальную стоимость конкретных долговых обязательств и решить, до какой степени данный вид капиталовложений соответствует его инвестиционным целям.

Под сроком погашения (maturity) имеется в виду заранее установленная дата в будущем, на которую номинальная стоимость облигации должна быть возвращена инвестору. Сроки погашения облигаций обычно простираются в пределах от одного года до 30 лет. Диапазоны сроков погашения классифицируются следующим образом:

– краткосрочные: – до 5 лет;

– среднесрочные: – от 5 до 12 лет;

– долгосрочные: – от 12 лет и выше

Облигации приносят инвесторам процентный доход, который может быть фиксированным, «плавающим» или выплачиваться по наступлении срока погашения. Для большинства долговых обязательств устанавливается процентная ставка, которая остается на одном и том же уровне до наступления срока погашения и исчисляется в процентах от номинальной стоимости ценной бумаги (fixed rate). Как правило, держатели облигаций получают процентные платежи раз в полугодие.

Облигации могут иметь самое различное кредитное качество: от казначейских обязательств, полностью гарантированных правительством, до облигаций с рейтингом ниже инвестиционного уровня, которые рассматриваются как спекулятивные.

Цена облигации базируется на большом количестве переменных, включая процентные ставки, спрос и предложение, кредитное качество, срок до погашения и налоговый статус. Облигации новых выпусков, как правило, продаются по номинальной стоимости или близко к этому уровню. Цены облигаций, торгуемых на вторичном рынке, колеблются, реагируя на изменения процентных ставок. Если цена облигации превышает номинальную стоимость, то говорят, что облигация продается с премией; если же цена оказывается ниже номинальной стоимости, говорят, что облигация продается со скидкой. Казначейские облигации, первичное размещения которых осуществляется путем проведения аукционных торгов, продаются с дисконтом к номиналу, а погашаются они по номинальной стоимости.

Номинальный доход (nominal yield) – это фиксированный доход, определяемый процентной ставкой, установленной для данной облигации при эмиссии. Ее также называют ставкой купона. Если облигация имеет стоимость $1000, а купонная ставка составляет 10%, то инвестор будет получать проценты в размере $100 в год, которые будут выплачиваться раз в полгода по $50.

Инвестируя в облигации, важно помнить, что доходность инвестиций связана с риском. Чем более рискованной является облигация, тем более высокой бывает, как правило, ее доходность, поскольку она призвана вознаградить инвестора за принимаемый на себя риск.

Текущая доходность рассчитывается путем деления годового дохода по купонам на текущую рыночную цену облигации. Например, если текущая цена составляет $1000, а купонная ставка равна 8% ($80 в год), текущая доходность составляет 8% ($80 разделить на $1000 и умножить на 100%). Если облигация торгуется по $900, а купонная ставка также равна 8% ($80 в год), то текущая доходность составляет уже 8,89% ($80 разделить на $900 и умножить на 100%). Текущая доходность по дисконтным бумагам рассчитывается путем деления дисконта на разницу между номиналом и дисконтом.

Доходность к погашению (yield to maturity) или доходность к досрочному погашению (yield to call) считаются более важными показателями, чем текущая доходность, и дают возможность сопоставлять облигации с разными сроками погашения и купонами. Разница доходностей у двух облигаций обычно называется спредом доходностей (yield spread). По сути, доходность к погашению является дисконтной ставкой, при которой будущие доходы по облигации будут эквивалентны текущей цене.

При расчете доходности к погашению учитывается сумма всех процентных платежей, получаемых инвестором с момента покупки бумаги до срока погашения, а также дисконт (в случае покупки облигации ниже номинала) или премия (в случае покупки выше номинала). Доходность облигации к погашению дает представления о реальной ценности бумаг для инвестиционного портфеля и поэтому является одним из важнейших показателей, которые необходимо учитывать при принятии решения о покупке облигаций.

Стоит отметить, что в современной практике различия между акциями и облигациями корпораций постепенно стираются. С одной стороны, происходит узаконивание выпуска «не голосующих» акций, а с другой — появились «голосующие» облигации. Стиранию этих различий также способствует так же эмиссия конвертируемых облигаций и выпуск так называемых «гибридных фондовых бумаг». Это явление отражает в определенной мере тенденцию сращивания промышленного и банковского капитала.

 

2. Структура рынка ценных бумаг в РФ и его основные тенденции развития. Необходимость создания в РФ

 

Понятие «рынок ценных бумаг», или «фондовый рынок» объединяет отношения, возникающие при эмиссии и размещении ценных бумаг (независимо от типа эмитента), а также деятельность профессиональных участников рынка по последующему обращению ценных бумаг. На фондовом рынке складываются отношения имущественных прав по поводу владения и кредитования специфическими финансовыми инструментами — ценными бумагами .

Рынок ценных бумаг, как и другие рынки, представляет собой сложную организационно-экономическую систему законченных технологических циклов. Этот рынок включает, с одной стороны, эмитентов (юридических или физических лиц), выпускающих ценные бумаги, с другой стороны, инвесторов (юридических или физических лиц), покупающих ценные бумаги, а также посредников (дилеров, брокеров, маклеров и др.), помогающих обращению ценных бумаг и совершению различных фондовых операций.

Взаимодействие участников рынка ценных бумаг строится исходя из интересов трех главных субъектов рынка — государства, эмитентов и инвесторов. Следует привести общую структуру фондового рынка, которую предлагают Килячков А.А. и Л.А. Чалдаева.

Экономисты различают первичный и вторичный, биржевой и внебиржевой рынок ценных бумаг. На первичном рынке происходит первичный выпуск ценных бумаг в обращение (эмиссия), а на вторичном рынке осуществляются различные операции с уже выпущенными ценными бумагами (фондовые операции). Структура фондового рынка включает также отраслевые и региональные рынки ценных бумаг, отдельные рынки различных видов ценных бумаг.

 

081614 2011 2 Облигации: сущность и виды. Доходность облигаций

081614 2011 3 Облигации: сущность и виды. Доходность облигаций

Рис. 2 Место и роль рынка ценных бумаг в рыночной экономике

Рынок ценных бумаг является эффективным регулятором процесса инвестирования капитала, который способствует перераспределению инвестиционных ресурсов, обеспечивает их концентрацию в наиболее доходных и перспективных отраслях. В результате в экономике происходит постоянная структурная перестройка и капитал размещается, главным образом, в производствах, необходимых обществу. Следовательно, рынок ценных бумаг служит тем средством, с помощью которого работает Механизм миграции капиталов в более перспективные отрасли.

Таким образом, основной целью рынка ценных бумаг является аккумулирование временно свободных финансовых ресурсов и их перераспределение между сферами экономики на коммерческой основе путем совершения участниками рынка разнообразных операций с ценными бумагами.

Рассмотрим взаимодействие отдельных субъектов рынка:

1) Государство — эмитенты. Государство законодательно определяет порядок эмиссии, обращения и учета ценных бумаг, систему налогообложения, контролирует исполнение законов участниками рынка и сбор налогов. Эмитент размещает свои ценные бумаги в соответствии с установленными правилами. Инвесторы являются неявными участниками отношений «государство — эмитенты», так как действующее законодательство направлено на обеспечение прав инвесторов.

2) Государство — инвесторы. Государство устанавливает законодательные нормы, контролирует их выполнение и осуществляет сбор налогов. Инвесторы платят налоги, покупают и продают ценные бумаги и требуют от государства обеспечения своих прав.

3) Эмитенты — инвесторы. Эмитенты размещают свои ценные бумаги и используют собранные средства для развития бизнеса, имея при этом определенные обязательства перед инвесторами. Интересы эмитента по развитию бизнеса и интересы инвесторов по получению дохода противоположны.

Обеспечение интересов всех участников рынка ценных бумаг требует организации строгого учета действий каждого из них.

На заседании Подкомитета по фондовому рынку 14 января 2003 года была рассмотрена концепция Программы развития рынка ценных бумаг России на 2003 – 2010 годы, ориентированной на развитие, в первую очередь, региональных рынков ценных бумаг и выведение на эти рынки значительного числа акционерных обществ в интересах привлечения инвестиций. По расчетам на основе данных ФКЦБ, ЦБ РФ, ММВБ, РТС численность московских брокеров-дилеров, в т.ч. банков, составляет 40 – 45% от российской, на их операции приходится 80 – 90% оборотов внутреннего рынка акции, при этом рыночная ниша ММВБ, РТС и МФБ – более 90% российского рынка.

Среди наиболее важных тенденций можно также выделить изменение инфраструктуры фондового рынка. Инфраструктура российского фондового рынка за последнее время существенно усовершенствовалась, однако, положительные изменения могут происходить и далее. Тенденция доминирования иностранных инвесторов на российском фондовом рынке приведет к продолжению начавшейся с августа 1998 г. консолидации финансовой инфраструктуры, укрупнению брокерских и регистраторских компаний, ликвидации или объединению некоторых расчетных депозитариев, клиринговых центров и фондовых бирж.

Основной целью развития рынка ценных бумаг России в ближайшее десятилетие должно стать его превращение в высокоэффективный механизм перераспределения финансовых ресурсов, способствующий существенному увеличению привлечения инвестиций российскими реципиентами и снижению стоимости инвестиционных ресурсов. Можно констатировать, что российский рынок ценных бумаг при всех существующих недостатках обладает огромным потенциалом развития.

Государство на рынке ценных бумаг выступает как главный фактор, определяющий его развитие (количественные и качественные характеристики). Государство — крупнейший держатель и продавец ценных бумаг российских предприятий — проводит активную политику прямой поддержки инфраструктурных проектов, включающую в себя участие в их финансировании, помощь в привлечении иностранных капиталов и т.п. При реализация этих проектов оно должно поддерживать те общественные силы (и специалистов), которые прочно стоят на реформистской платформе. В то же время следует отметить, что прямое участие государства в создании инфраструктуры рынка ценных бумаг является временным: в дальнейшем эта функция будет передана самим участникам этого рынка.

Можно определить основные условия, при которых российский рынок ценных бумаг будет способен преодолеть кризис и начать позитивное развитие:

– функционирование рынка ценных бумаг будет поставлено под контроль государства, формирующего его законодательную базу и следящего за ее соблюдением;

– приватизация государственной собственности будет проводиться постепенно с учетом инвестиционных возможностей российского рынка капитала; при этом не будет допускаться разрушение производительных сил;

– первоочередной задачей станет возрождение доверия отечественных и иностранных инвесторов к российским ценным бумагам и банковской системе;

– реформирование налоговой системы будет осуществляться с учетом интересов инвесторов, прежде всего в реальном секторе экономики;

– будет выполнена широкая программа подготовки опытных профессионалов рынка ценных бумаг;

– не будет иметь места механическое использование зарубежного опыта развития рынка ценных бумаг без учета российской специфики.

В Российской Федерации к органам государственного регулирования рынка ценных бумаг относятся: Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг (ФКЦБ); Министерство финансов РФ; Центральный банк РФ; Комитет по управлению государственным имуществом РФ; Антимонопольный комитет РФ; Министерство по налогам и сборам РФ; Министерство юстиции РФ; Государственный комитет по надзору за деятельностью страховых организаций и др.

Основными функциями регулирующих органов, направленными на защиту инвесторов от финансовых потерь, являются: во-первых, регистрация всех участников рынка ценных бумаг; во-вторых, обеспечение всех субъектов экономики достоверной информацией о выпуске и обращении ценных бумаг; в-третьих, контроль и поддержание правопорядка на рынке ценных бумаг.

Государственное регулирование рынка ценных бумаг осуществляется в виде прямого вмешательства в его функционирование, а также в виде мер по косвенному воздействию на рынок .

К направлениям прямого вмешательства относятся: законотворческая деятельность представительных органов власти по вопросам рынка ценных бумаг с целью создания единой правовой основы (Федеральное Собрание); постановления и распоряжения органов исполнительной власти по этим же вопросам (Правительство РФ); меры, принимаемые другими государственными органами, по введению норм, касающихся функционирования рынка ценных бумаг (Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг, Министерством финансов РФ, Центральным банком РФ, Государственным комитетом по имуществу РФ и др.).

Государственное регулирование рынка ценных бумаг в РФ осуществляется в соответствии с Указом Президента РФ «О мерах по государственному регулированию рынка ценных бумаг в Российской Федерации» и Федеральным законом «О рынке ценных бумаг». Ими регламентируются основные виды предпринимательской деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг и основные виды ценных бумаг, допускаемых к публичному размещению; создание Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг при Правительстве РФ, обеспечивающей проведение в жизнь единой государственной политики на рынке ценных бумаг. Комиссия по рынку ценных бумаг—федеральный орган исполнительной власти по контролю за деятельностью профессиональных участников рынка и по определению стандартов эмиссии ценных бумаг. Федеральная комиссия для осуществления своих полномочий создает необходимые территориальные органы. Полномочия Федеральной комиссии не распространяются на процедуру эмиссии долговых обязательств Правительства и субъектов Российской Федерации.

ФЗ «О рынке ценных бумаг» 22 апреля 1996 года № 39-ФЗ в ред. ФЗ от 27.10.2008 № 176-ФЗ регулирует отношения, возникающие при эмиссии и обращении эмиссионных ценных бумаг независимо от типа эмитента, при обращении иных ценных бумаг в случаях, предусмотренных федеральными законами, а также особенности создания и деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг.

Порядку регулирования рынка ценных бумаг посвящен Раздел V ФЗ «О рынке ценных бумаг». Согласно ст. 38 указанного Закона государственное регулирование рынка ценных бумаг осуществляется путем:

– установления обязательных требований к деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг и ее стандартов;

– государственной регистрации выпусков (дополнительных выпусков) эмиссионных ценных бумаг и проспектов ценных бумаг и контроля за соблюдением эмитентами условий и обязательств, предусмотренных в них;

– лицензирования деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг;

<

– создания системы защиты прав владельцев и контроля за соблюдением их прав эмитентами и профессиональными участниками рынка ценных бумаг;

– запрещения и пресечения деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность на рынке ценных бумаг без соответствующей лицензии.

Глава 11 Закона о ценных бумагах посвящена регулированию деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг.

На протяжении длительного времени (1997 – 2004 гг.) соотношение капитализации фондового рынка и ВВП не превышало 20%. Согласно Стратегии развития финансового рынка Российской Федерации на 2006-2008 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации № 793-р от 1 июня 2006 года (далее – Стратегия) к 2009 году соотношение капитализации к ВВП должно было составить 70%, но уже в 2007 году этот целевой показатель был превышен. Капитализация рынка акций на конец 2007 года составила 32,3 трлн. рублей при объеме ВВП почти 33 трлн. рублей. Таким образом, впервые в истории российского финансового рынка соотношение «капитализация/ВВП» вплотную приблизилось к 100%. В 2007 году стоимость находящихся в обращении корпоративных облигаций по отношению к ВВП выросла до 3,7% (целевой показатель Стратегии на 2008 год – 4,5%. Укрепление роли финансового рынка в экономике сопровождалось ростом объемов биржевых торгов, увеличением ликвидности российского финансового рынка, а также ростом обращений российских компаний к фондовому рынку как к источнику долгосрочных инвестиций.

Объем биржевой торговли акциями на российских биржах в 2007 году составил 31,4 трлн. рублей, то есть так же приблизился к уровню ВВП. Во многом такой рост был обусловлен расширением российскими компаниями практики привлечения инвестиций на фондовом рынке. Это, в свою очередь, в еще большей степени сказалось на показателях рыночной капитализации. Так, в течение 1997 – 2003 гг. увеличение курсовой стоимости обращающихся на рынке акций на 90%, а иногда на все 100% обеспечивало прирост совокупной капитализации рынка. Фактически приток на рынок новых ценных бумаг отсутствовал. В 2006 году уже свыше 30% прироста капитализации рынка ценных бумаг было обеспечено новыми эмиссиями, а в 2007 году новые эмиссии обеспечили почти 50% роста рыночной капитализации.

В результате за последние годы возросла конкурентоспособность российского финансового рынка. Так, с 2004 по 2007 годы удельный вес России в совокупной капитализации 48 крупнейших финансовых рынков мира возрос с менее чем 1% до 2,4%. При этом соотношение объемов сделок с российскими акциями на внутреннем и зарубежных рынках практически составило 70% на 30% в пользу внутреннего рынка. Согласно Стратегии достижение этой пропорции ожидалось в 2008 году. Таким образом, массового оттока ценных бумаг с российского рынка на зарубежные рынки не наблюдается. Вместе с тем, эти достижения пока крайне неустойчивы, и конкуренция мировых финансовых центров за право организовывать торговлю российскими активами существенно обострилась. В этих условиях необходимы значительные усилия по удержанию российских ценных бумаг на отечественных торговых площадках.

В 2007 году объем зарегистрированных ФСФР России выпусков эмиссионных ценных бумаг по номинальной стоимости составил 1889,3 млрд. рублей. Из них 626,7 млрд. рублей составили выпуски облигаций и 1262,6 млрд. рублей – акции. По открытой подписке было размещено соответственно акций на сумму 74,6 млрд. рублей и облигаций на сумму 616,4 млрд. рублей. Всего по открытой подписке размещено эмиссионных ценных бумаг на сумму 691 млрд. рублей, что эквивалентно 10% к величине инвестиций в основной капитал.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Задача

 

Имеются следующие данные.

Таблица 1 – Исходные данные

(тыс. руб.)

Статья 

Год 

Активы 

1-й

2-й

Денежная наличность 

14850 

15326

Рыночные ценные бумаги 

61900 

66530 

Товарно-материальные запасы 

112640 

142560 

Прочие оборотные средства 

18690 

16560 

Итого оборотных средств 

233080 

240976 

Инвестиции 

59000 

63200 

Недвижимость, машины, оборудование 

1144400 

1255400 

Всего 

1436480 

1559576

Пассивы 

  

  

Счета к оплате 

85400 

86120 

Прочие краткосрочные обязательства 

78800 

75200 

Итого краткосрочных обязательств 

164200 

161320 

Облигационный заем 

424000 

475000 

Прочие долгосрочные обязательства 

91800 

87300 

Итого долгосрочных обязательств 

515800

562300 

Акционерный капитал 

756480 

835956 

Всего 

1436480 

1559576 

 

Продолжение таблицы 1

Статья 

Год 

Выручка от реализации 

2150800 

2253320 

Прочие доходы 

2400 

570 

Всего доходов 

2154200 

2253890 

Себестоимость реализованной продукции, 

2059700 

2134560 

в том числе амортизация

136000 

134000 

Прибыль до уплаты налогов и процентов 

93500 

119330 

Расходы по уплате процентов 

25240 

38640 

Непредвиденные расходы 

18445 

10456 

Прибыль до уплаты налогов 

49815 

70234 

Налоги 

20400 

29500 

Чистая прибыль 

29415 

29500 

Выплата дивидендов

13500 

20000 

Нераспределенная прибыль 

15915 

20734 

Выпущенные обыкновенные акции, шт 

17100 

15000 

Рыночная цена одной акции 

19 

20 

 

Рассчитайте и проанализируйте следующие показатели:

  1. Стоимость активов на одну облигацию (стоимость одной облигации 1 тыс. руб.);
  2. Стоимость активов на одну обыкновенную акцию.
  3. Дивиденд на одну обыкновенную акцию.
  4. Прибыль на одну обыкновенную акцию.
  5. Доход на одну акцию.
  6. Покрытие дивидендов по обыкновенным акциям;
  7. Коэффициент выплаты дивидендов;
  8. Процентное покрытие по облигациям;
  9. Рентабельность собственного капитала;
  10. Финансовый рычаг;
  11. Дивидендный доход.

     

    Решение

     

  12. Стоимость активов на одну облигацию (стоимость одной облигации 1 тыс. руб.) считаем по формуле:

    081614 2011 4 Облигации: сущность и виды. Доходность облигаций

    где А – активы предприятия;

    ОЗ – величина облигационного займа;

    О – стоимость одной облигации.

    Полученные результаты вносим в таблицу.

  13. Стоимость активов на одну обыкновенную акцию.

    081614 2011 5 Облигации: сущность и виды. Доходность облигаций

    где А – активы предприятия;

    К– количество обыкновенных акций;

    Полученные результаты вносим в таблицу.

  14. Дивиденд на одну обыкновенную акцию.

    081614 2011 6 Облигации: сущность и виды. Доходность облигаций

    где ВД – величина выплаченных дивидендов;

    Полученные результаты вносим в таблицу.

  15. Прибыль на одну обыкновенную акцию

     

    081614 2011 7 Облигации: сущность и виды. Доходность облигаций

    где ЧП– чистая прибыль;

    Полученные результаты вносим в таблицу.

  16. Доход на одну акцию.

    081614 2011 8 Облигации: сущность и виды. Доходность облигаций

    где ДХ– величина дохода;

    Полученные результаты вносим в таблицу.

  17. Покрытие дивидендов по обыкновенным акциям

    081614 2011 9 Облигации: сущность и виды. Доходность облигаций

  18. Коэффициент выплаты дивидендов — отношение величины дивиденда к прибыли из расчета на одну обыкновенную акцию.

    081614 2011 10 Облигации: сущность и виды. Доходность облигаций

    8.Процентное покрытие по облигациям – расчетный показатель уровня, при котором доходы фирмы покрывают выплату процентов по займам:

    081614 2011 11 Облигации: сущность и виды. Доходность облигаций,

    где ПУН – прибыль до уплаты процентов;

    Р% – расходы по уплате процентов.

    Полученные результаты вносим в таблицу.

    9.Рентабельность собственного капитала

    081614 2011 12 Облигации: сущность и виды. Доходность облигаций,

    где АК – акционерный капитал.

    Полученные результаты вносим в таблицу.

    10.Финансовый рычаг – в европейской модели финансовый рычаг рассчитывается как отношение общей задолженности предприятия к общей сумме собственного капитала

    081614 2011 13 Облигации: сущность и виды. Доходность облигаций

    где КО – краткосрочные обязательства;

    ДО – долгосрочные обязательства.

    11.Дивидендный доход сумма годового дивиденда в процентном выражении от текущей цены акций

    081614 2011 14 Облигации: сущность и виды. Доходность облигаций,

    где Ц – рыночная цена одной акции.

    Полученные результаты вносим в таблицу.

    Таблица 2 – Рассчитанные показатели

    (тыс. руб.)

    Статья 

    Год 

    (+,-) 

    %

    Стоимость активов на одну облигацию (стоимость одной облигации 1 тыс. руб.)

    3387,92 

    3283,32 

    -104,61


     

    96,91


     

    Стоимость активов на одну обыкновенную акцию 

    84,00 

    103,97 

    19,97

    123,77

    Дивиденд на одну обыкновенную акцию 

    0,789 

    1,333 

    0,54

    168,89

    Прибыль на одну обыкновенную акцию

    0,931 

    0,633 

    -0,30

    68,05

    Доход на одну акцию 

    125,98 

    150,26 

    24,28 

    119,28 

    Покрытие дивидендов по обыкновенным акциям 

    2,18 

    1,48 

    -0,70

    67,70

    Коэффициент выплаты дивидендов 

    0,848 

    2,11 

    1,26 

    248,19 

    Процентное покрытие по облигациям, %

    370,44 

    181,77 

    -188,68


    Рентабельность собственного капитала, %

    3,89 

    3,53 

    -0,36


    Финансовый рычаг 

    0,90 

    0,87 

    -0,03 

    96,30 

    Дивидендный доход 

    0,04 

    0,07 

    0,03 

    160,44 

     

    Таким образом, стоимость активов на одну облигацию снизилась на 104,61 тыс. руб. (темп роста 96,91%), в то же время стоимость активов на одну обыкновенную акцию выросла на 19,97 тыс. руб. (темп роста 123,77%). Дивиденды на одну обыкновенную акцию увеличились на 540 руб. (темп роста 168,89%). Прибыль на одну акцию снизилась на 300 рублей, (темп роста 68,05%), а доход на одну акцию увеличилась на 24,28 тыс. руб. (темп роста 1189,28%). Покрытие дивидендов по обыкновенным акциям снизилось на 700 руб. Коэффициент выплаты дивидендов увеличился на 1,26 (темп роста 248,19%). Процентное покрытие по облигациям снизилось на 188,68%. Рентабельность собственного капитала снизилась на 0,36%. Финансовый рычаг снизился на 0,03. Дивидендный доход увеличился на 30 рублей.

     

    Список литературы

     

  19. Конституция РФ от 12 декабря 1993 года // Российская газета. – 25 декабря 1993 года.
  20. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 1 от 30 ноября 1994г. №51-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. — №32. – Ст. 3301;
  21. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 2 от 26 января 1996г. №14-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. — №5. — Ст. 410.
  22. ФЗ «О рынке ценных бумаг» от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 26.11.1998 № 182-ФЗ, от 08.07.1999 № 139-ФЗ, от 07.08.2001 № 121-ФЗ, от 28.12.2002 № 185-ФЗ, от 29.06.2004 № 58-ФЗ, от 28.07.2004 № 89-ФЗ, от 07.03.2005 № 16-ФЗ, от 18.06.2005 № 61-ФЗ, от 27.12.2005 № 194-ФЗ, от 05.01.2006 № 7-ФЗ, от 15.04.2006 № 51-ФЗ, от 27.07.2006 № 138-ФЗ, от 16.10.2006 № 160-ФЗ, от 30.12.2006 № 282-ФЗ, от 26.04.2007 № 63-ФЗ, от 17.05.2007 № 83-ФЗ, от 02.10.2007 № 225-ФЗ, от 06.12.2007 № 334-ФЗ, от 06.12.2007 № 336-ФЗ, от 27.10.2008 № 176-ФЗ) // СЗ РФ. № 17. 1996. Ст. 1918.
  23. Стратегии развития финансового рынка Российской Федерации на 2006-2008 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации № 793-р от 1 июня 2006 года // КонсультанПлюс.
  24. Доклад о мерах по совершенствованию регулирования и развития рынка ценных бумаг на 2008-2012 годы и на долгосрочную перспективу.–М.: Федеральная служба по финансовым рынкам, 2007.
  25. Алексеев М.И. Рынок ценных бумаг. — М: Финансы и статистика, 2008.
  26. Афонина С.Н. Рынок ценных бумаг. — М.: Аудитор, 2008.
  27. Бердникова Т.Б. Рынок ценных бумаг. –М.: ИНФРА-М., 2008.
  28. Бердникова Т.Б. Цели и стратегии развития российского рынка ценных бумаг // Финансы и кредит. 2006. № 18 (156).
  29. Голубев С.В. Ценные бумаги как инвестиционный товар // Финансы, 2005, №2.
  30. Ивасенко А.Г. Рынок ценных бумаг: Инструменты и механизмы функционирования. –М.: КНОРУС, 2007.
  31. Килячков А.А., Чалдаева Л.А. Рынок ценных бумаг и биржевое дело. –М.: Экономистъ, 2009.
  32. Маковецкий  М.Ю. Роль рынка ценных бумаг в инвестиционном обеспечении экономического роста // Финансы и кредит. 2006. №1, 2,3,4.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     


     

<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 1.01MB/0.00043 sec

WordPress: 21.93MB | MySQL:121 | 2,340sec