СХОДСТВО И РАЗЛИЧИЯ АКЦИЙ И ОБЛИГАЦИЙ

<

081614 2040 1 СХОДСТВО И РАЗЛИЧИЯ АКЦИЙ И ОБЛИГАЦИЙА́кция (нем. Aktie, от лат. actio — действие, претензия) — эмиссионная ценная бумага, закрепляющая права ее владельца (акционера) на получение части прибыли акционерного общества в виде дивидендов, на участие в управлении акционерным обществом и на часть имущества, остающегося после его ликвидации.

Облига́ция (лат. obligatio — обязательство; англ. bond — долгосрочная, note — краткосрочная) — эмиссионная долговая ценная бумага, закрепляющая право её владельца на получение от эмитента облигации в предусмотренный в ней срок её номинальной стоимости или иного имущественного эквивалента.

Облигация (или как ее еще называют «бонд» от англ. «bond») – это ценная бумага, удостоверяющая право владельца на получение ее номинальной стоимости с процентами в заранее предусмотренный срок. Процесс получения дохода по облигациям сравним с получением дохода по банковским депозитам – и в том, и в другом случае речь идет о фиксированном проценте. Но у облигаций есть существенное преимущество перед банковским вкладом – инвестор может досрочно (до погашения облигации) вернуть свои деньги, не теряя при этом доходности.

Основной целью, с которой эмитенты (правительство, государственные и муниципальные органы, компании) выпускают облигации, является привлечение дополнительных средств в оборот. Выпуск облигаций является более выгодной аналогией банковскому кредиту. Покупая облигацию, инвестор тем самым как бы дает ссуду (кредит) выпустившим их компаниям или государству. Государство или компания обязуются вернуть взятые в долг деньги в определенный момент в будущем с процентами.

Облигации являются вторым по популярности у инвесторов видом ценных бумаг в России после акций. Облигации обладают низкой степенью риска, но и, как правило, низкой доходностью, ведь согласно правилу рынка ценных бумаг, доходность – это плата за риск. Облигации привлекают в основном консервативных инвесторов, для которых по каким-либо причинам неприемлем риск и главное – сохранить капитал, а не приумножить его. Доходы по облигациям меньше подвергнуты колебаниям и не так зависят от конъюнктуры рынка, как, например, доходы по акциям.

Облигация может также предусматривать право её владельца на получение фиксированного в ней процента от номинальной стоимости облигации либо иные имущественные права. Доходом по облигации являются процент и/или дисконт

Во-первых – акция это документ, который выпускает только акционерными обществами, а облигация – это долговое или имущественное обязательство которое должно быть выдано в срок и вместе с процентами. Акции бывают простые и привилегированные, по простой акции получают дивиденды в зависимости от полученной прибыли за вычетом расходов, т.е. если прибыль не имела место, то они не поучают ничего. По привилегированным акциям же получают дивиденды вне зависимости от прибыли. Облигации бывают документарные и бездокументарные..именные и не именные. Документарные облигации – это те, которые находятся на отдельном документе, без документарная форма подтверждается в списочном порядке. Именные облигации – те, которые отдаются тому, кто давал в займы. На ей указаны его реквизиты займодавца, не именные можно продавать и обменивать.

Их сходство в том, что это ценные бумаги, имеющие закрепленный процент и определенный срок погашения.

Акции и облигации — средства привлечения денежных средств. Акция — дает право на участие в управлении и получение дивидендов. Облигация — приносит фиксированный номинальный доход.

Облигация – долговая ценная бумага. Акция – долевая ценная бумага. В этом их различие. На покупку и тех, и других ценных бумаг требуются деньги. В этом их сходство.

Стоимость облигаций зависит, в том числе, от общей процентной ставки в экономике. Вообще, процентная ставка напрямую влияет на ценность Ваших инвестиций. Например, если Вы владеете облигацией на 1000 USD с 5% годовых, а общая процентная ставка ниже 5%,  Вы можете продать свою облигацию по более высокой стоимости. Если же общая процентная ставка выше 5% — то стоимость Вашей облигации уменьшится, чтобы покрыть разрыв между общей процентной ставкой и дохода от ценной бумаги. 

В случае с облигациями инвестор не будет получать прямой выгоды от успехов компании. Доход по облигации не зависит от прибыли компании, он фиксирован и ограничен заявленной процентной (или купонной) ставкой. 

Еще один важный момент – это срок действия или жизни облигации. В этот срок облигация погашается, а инвестору возвращается стоимость бумаги. Сроки действия облигаций могут быть различными: от очень коротких до продолжительных, например, 30 лет. 

Основной риск при покупке облигации – это невыплата инвестору его средств, то есть невозмещение изначальной стоимости бумаги. Этот риск можно снизить, тщательно выбирая компании или институты, в облигации которых Вы планируете инвестировать. Наиболее надежными с этой точки зрения являются бумаги кредитоспособных компаний, «голубых фишек» и, конечно, государственные облигации. 

Иногда инвесторы сознательно идут на увеличение риска, приобретая облигации нестабильных и некрупных компаний ради более высоких купонных выплат. В случае банкротства компании, держатели облигаций являются привилегированными кредиторами: компенсации им выплачиваются в первую очередь, прежде чем держателям акций. 

Акции – это, фактически, доля в компании. Чем больше у владельца акций, тем большей частью компании он владеет. 

В отличие от стоимости облигаций, цена на акции постоянно изменяется под влиянием конъюнктуры рынка, результатов деятельности компании, фундаментальных политических, экономических, социальных факторов и пр. 

Существует несколько способов получения прибыли от акций. Во-первых, прямая купля-продажа бумаг на фондовом рынке. Инвестор может продать свои акции, если со времени покупки они выросли в цене, и получить прибыль от разницы между ценами покупки и продажи. Также возможно получать спекулятивный доход — через торговлю опционами на акции (это разновидность фьючерсного рынка) или CFD на рынке форекс – производными от договора купли-продажи акций, не предполагающими оформления прав собственности на эти бумаги. В обоих случаях торговлю акциями можно осуществлять через Интернет посредством фондовых и форекс брокеров. 

Как и в случае с облигациями, существует прямой риск, связанный с выбором недобросовестного или слабого эмитента акций. Кроме того, большой риск несет спекулятивная торговля: прогноз инвестора относительно изменения курса может оказаться неверным, что принесет убытки. 

Свойства привилегированных акций:

– сходство с облигациями состоит в следующем. Владелец привилегированных акций имеет право на приоритетное получение дохода по сравнению с лицами, обладающими обыкновенными акциями. Порядок выплаты дивидендов по привилегированным акциям определяется уставом фирмы и предусматривает определенные гарантии в получении дохода. Владельцы привилегированных акций, как правило, не имеют голоса на собрании акционеров.

– отличия от облигаций состоят в следующем. Владелец привилегированной акции — это совладелец предприятия, в то время как собственник облигации — это кредитор. Обязательство АО выплачивать дивиденд не является безусловным, и в случае неплатежеспособности АО владельцы привилегированных акций не могут взыскать свой дивиденд через суд. Владельцы облигаций, не получив процентных платежей, могут обратиться в суд и ходатайствовать о возбуждении дела о несостоятельности (банкротстве) предприятия;

– сходство с обыкновенными акциями состоит в следующем. Привилегированная акция — это долевая ценная бумага, которая имеет черты, присущие обыкновенной акции. В частности, владельцы привилегированных акций, как и обычные акционеры, имеют свою долю в уставном капитале, обладают правом участвовать в общем собрании акционеров, а при ликвидации фирмы получают долю имущества пропорционально имеющимся у них акциям и др.

Целью выпуска привилегированных акций вместо облигаций является стремление поддержать на приемлемом уровне соотношение между заемным и собственным капиталом, не увеличивая при этом число акционеров, обладающих правом голоса по всем вопросам повестки дня на собрании акционеров.

Основные отличия облигаций от акций:

– процент по облигациям в большинстве случаев является фиксированным; размер дивидендов по акциям (обыкновенным) может существенно изменяться (а иногда и вовсе не выплачиваться) в зависимости от результатов деятельности предприятия-эмитента;

– проценты по облигациям выплачиваются в течение строго определенного срока, оговоренного условиями займа; акции же приносят доход неограниченное время;

– доход по облигациям обычно ниже, чем по акциям, но вероятность его получения намного выше;

– проценты по облигациям выплачиваются в первую очередь, то есть до выплат дивидендов по акциям. Если за какой-то период результаты деятельности эмитента неудовлетворительны, то вполне вероятно, что дивиденды по выпущенным акциям выплачиваться не будут. Выплаты же по облигациям эмитент должен осуществить вне зависимости от результатов хозяйственной деятельности. Специально «на черный день» каждый эмитент, выпускающий облигации, должен создавать резервный фонд, откуда и будут осуществлены выплаты;

– облигации в отличие от акций не дают права на участие в управлении компанией. Покупая акцию, инвестор становится одним из собственников компании-эмитента; купив облигацию этой компании, инвестор становится ее кредитором;

– в случае ликвидации компании-эмитента при делении имущества акционеры могут рассчитывать только на ту часть имущества, которая останется после выплаты всех долгов, в том числе и по облигациям.

 

 

31 ПОНЯТИЕ, ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОЦЕДУРА ЭМИССИИ

 

 

Эмиссию ценных бумаг следует рассматривать в качестве одного из источников финансовых ресурсов, привлекаемых для решения определенных целей.

Эмиссия ценных бумаг наряду с другими источниками финансовых ресурсов может быть привлекательна для корпораций, так как в этом случае можно:

– варьировать сроки привлечения необходимых денежных средств (без ограничения срока при эмиссии акций) и выбирать приемлемый срок (при эмиссии облигаций);

– устанавливать приемлемую плату за привлекаемые денежные ресурсы, комбинируя имущественные права, закладываемые в ценные бумаги;

– увеличивать объем привлекаемых средств по сравнению с кредитом, который может выдать отдельный банк, за счет предложения выпускаемых ценных бумаг потенциально неограниченному кругу покупателей.

Эмиссия представляет собой выпуск и размещение ценных бумаг. Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» трактует эмиссию как установленную законом последовательность действий эмитента по размещению эмиссионных ценных бумаг, т.е. действия, которые охватывают подготовку к выпуску, сам выпуск ценных бумаг и отчуждение их первым владельцам путем заключения гражданско-правовых сделок, осуществляемые эмитентом самостоятельно или андеррайтером по договору с ним.

Процедура эмиссии и ее этапы установлено ст. 19 ФЗ «О рынке ценных бумаг». Процедура эмиссии эмиссионных ценных бумаг, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, включает следующие этапы:

– принятие решения о размещении эмиссионных ценных бумаг;

– утверждение решения о выпуске (дополнительном выпуске) эмиссионных ценных бумаг;

– государственную регистрацию выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг;

– размещение эмиссионных ценных бумаг;

– государственную регистрацию отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг или представление в регистрирующий орган уведомления об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг.

Эмиссионные ценные бумаги, выпуск (дополнительный выпуск) которых не прошел государственную регистрацию в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, не подлежат размещению, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

При учреждении акционерного общества или реорганизации юридических лиц, осуществляемой в форме слияния, разделения, выделения и преобразования, размещение эмиссионных ценных бумаг осуществляется до государственной регистрации их выпуска, а государственная регистрация отчета об итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг осуществляется одновременно с государственной регистрацией выпуска эмиссионных ценных бумаг.

Государственная регистрация выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг сопровождается регистрацией их проспекта в случае размещения эмиссионных ценных бумаг путем открытой подписки или путем закрытой подписки среди круга лиц, число которых превышает 500.

В случае, если государственная регистрация выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг сопровождается регистрацией проспекта ценных бумаг, каждый этап процедуры эмиссии ценных бумаг сопровождается раскрытием или предоставлением информации.

Если государственная регистрация выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг не сопровождалась регистрацией их проспекта, он может быть зарегистрирован впоследствии. При этом регистрация проспекта ценных бумаг осуществляется регистрирующим органом в течение 30 дней с даты получения проспекта ценных бумаг и иных документов, необходимых для его регистрации.

Процедура эмиссии государственных и муниципальных ценных бумаг, а также условия их размещения регулируются федеральными законами или в порядке, установленном федеральными законами.

В качестве эмитента ценных бумаг могут выступать:

– юридические лица (акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью, товарищества, производственные кооперативы и др.);

– государство (органы исполнительной власти, к функциям которых по решению Правительства Российской Федерации отнесены составление и (или) исполнение федерального бюджета);

– субъекты Федерации (органы государственной власти, уполномоченные на составление и (или) исполнение бюджета субъекта Федерации);

<

– муниципальные образования (органы местного самоуправления, уполномоченные на составление и (или) исполнение местного бюджета).

Кто бы ни выступал в роли эмитента при эмиссии ценных бумаг, он должен обеспечивать всех потенциальных покупателей необходимой информацией о предстоящем выпуске. Прежде всего он должен сообщать о виде выпускаемых ценных бумаг и объеме выпуска, имущественных правах, особенностях размещения и обращения.

Государственная регистрация выпусков (дополнительных выпусков) эмиссионных ценных бумаг регулируется ст. 20 ФЗ «О рынке ценных бумаг». Государственная регистрация выпусков (дополнительных выпусков) эмиссионных ценных бумаг осуществляется федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг или иным регистрирующим органом, определенным федеральным законом (далее — регистрирующий орган), который определяет порядок ведения реестра и ведет реестр эмиссионных ценных бумаг, содержащий информацию о зарегистрированных им выпусках (дополнительных выпусках) эмиссионных ценных бумаг и об аннулированных индивидуальных номерах (кодах) выпусков (дополнительных выпусков) эмиссионных ценных бумаг, а регистрирующий орган, являющийся федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг, — также о выпусках (дополнительных выпусках) эмиссионных ценных бумаг, не подлежащих в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами государственной регистрации. Регистрирующий орган вносит изменения в реестр эмиссионных ценных бумаг в течение трех дней после принятия соответствующего решения или получения документа, являющегося основанием для внесения таких изменений. Положения настоящего пункта не распространяются на государственные, муниципальные ценные бумаги и облигации Банка России.

Государственная регистрация выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг осуществляется на основании заявления эмитента.

егистрирующий орган обязан осуществить государственную регистрацию выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг или принять мотивированное решение об отказе в государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг в течение 30 дней с даты получения документов, представленных для государственной регистрации.

При государственной регистрации выпуска эмиссионных ценных бумаг ему присваивается индивидуальный государственный регистрационный номер.

Основания для отказа в государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг перечислены в ст. 21 ФЗ «О рынке ценных бумаг. Основаниями для отказа в государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг и регистрации проспекта ценных бумаг являются:

– нарушение эмитентом требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, в том числе наличие в представленных документах сведений, позволяющих сделать вывод о противоречии условий эмиссии и обращения эмиссионных ценных бумаг законодательству Российской Федерации и несоответствии условий выпуска эмиссионных ценных бумаг законодательству Российской Федерации о ценных бумагах;

– несоответствие документов, представленных для государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг или регистрации проспекта ценных бумаг, и состава содержащихся в них сведений требованиям настоящего Федерального закона и нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг;

– непредставление в течение 30 дней по запросу регистрирующего органа всех документов, необходимых для государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг или регистрации проспекта ценных бумаг;

– несоответствие финансового консультанта на рынке ценных бумаг, подписавшего проспект ценных бумаг, установленным требованиям;

– внесение в проспект ценных бумаг или решение о выпуске ценных бумаг (иные документы, являющиеся основанием для государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг) ложных сведений либо сведений, не соответствующих действительности (недостоверных сведений).

Решение об отказе в государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг и проспекта ценных бумаг может быть обжаловано в суд или арбитражный суд.

Общие требования к содержанию проспекта ценных бумаг устанавливаются ст. 22 ФЗ «О рынке ценных бумаг». Проспект ценных бумаг должен содержать:

– краткие сведения о лицах, входящих в состав органов управления эмитента, сведения о банковских счетах, об аудиторе, оценщике и о финансовом консультанте эмитента, а также об иных лицах, подписавших проспект;

– краткие сведения об объеме, о сроках, порядке и об условиях размещения эмиссионных ценных бумаг;

– основную информацию о финансово-экономическом состоянии эмитента и факторах риска;

– подробную информацию об эмитенте;

– сведения о финансово-хозяйственной деятельности эмитента;

– подробные сведения о лицах, входящих в состав органов управления эмитента, органов эмитента по контролю за его финансово-хозяйственной деятельностью, и краткие сведения о сотрудниках (работниках) эмитента;

– сведения об участниках (акционерах) эмитента и о совершенных эмитентом сделках, в совершении которых имелась заинтересованность;

– бухгалтерскую (финансовую) отчетность эмитента и иную финансовую информацию;

– подробные сведения о порядке и об условиях размещения эмиссионных ценных бумаг;

— дополнительные сведения об эмитенте и о размещенных им эмиссионных ценных бумагах.

Утверждение и подписание проспекта ценных бумаг производится в соответствии со ст. 22.1 ФЗ «О рынке ценных бумаг». Проспект ценных бумаг хозяйственного общества утверждается советом директоров (наблюдательным советом) или органом, осуществляющим в соответствии с федеральными законами функции совета директоров (наблюдательного совета) этого хозяйственного общества. Проспект ценных бумаг юридических лиц иных организационно-правовых форм утверждается лицом, осуществляющим функции исполнительного органа эмитента, если иное не установлено федеральными законами.

Проспект ценных бумаг должен быть подписан лицом, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа эмитента, его главным бухгалтером (иным лицом, выполняющим его функции), подтверждающими тем самым достоверность и полноту всей информации, содержащейся в проспекте ценных бумаг. Проспект ценных бумаг также должен быть подписан аудитором, а в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг, независимым оценщиком, подтверждающими достоверность информации в указанной ими части проспекта ценных бумаг. Проспект ценных бумаг по усмотрению эмитента может быть подписан финансовым консультантом на рынке ценных бумаг, подтверждающим тем самым достоверность и полноту всей информации, содержащейся в проспекте ценных бумаг, за исключением части, подтверждаемой аудитором и (или) оценщиком. Финансовым консультантом на рынке ценных бумаг не может являться аффилированное лицо эмитента.

Согласно ст. 23 ФЗ «О рынке ценных бумаг» в случае регистрации проспекта ценных бумаг эмитент обязан раскрыть, а если эмиссионные ценные бумаги предназначены для квалифицированных инвесторов и их эмитент не обязан осуществлять раскрытие информации в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона — предоставить информацию (сообщение) о государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг или о регистрации проспекта ценных бумаг с указанием порядка доступа к информации, содержащейся в указанном проспекте ценных бумаг.

Условия размещения выпущенных эмиссионных ценных бумаг перечислены в ст. 24 ФЗ «О рынке ценных бумаг».  Эмитент имеет право начинать размещение эмиссионных ценных бумаг только после государственной регистрации их выпуска, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Количество размещаемых эмиссионных ценных бумаг не должно превышать количества, указанного в решении о выпуске (дополнительном выпуске) эмиссионных ценных бумаг.

Эмитент может разместить меньшее количество эмиссионных ценных бумаг, чем указано в решении о выпуске (дополнительном выпуске) эмиссионных ценных бумаг. Фактическое количество размещенных ценных бумаг указывается в отчете об итогах выпуска, представляемом на регистрацию, а если в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами эмиссия ценных бумаг осуществляется без государственной регистрации отчета об итогах их выпуска (дополнительного выпуска) — в уведомлении об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг. Доля неразмещенных ценных бумаг из числа, указанного в решении о выпуске (дополнительном выпуске) эмиссионных ценных бумаг, при которой эмиссия считается несостоявшейся, устанавливается федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

Возврат средств инвесторов при несостоявшейся эмиссии производится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

Эмитент обязан завершить размещение выпускаемых эмиссионных ценных бумаг не позднее одного года с даты государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) таких ценных бумаг.

Запрещается размещение путем подписки эмиссионных ценных бумаг выпуска (дополнительного выпуска), государственная регистрация которого сопровождается регистрацией проспекта ценных бумаг, ранее чем через две недели после даты раскрытия, а в случае размещения эмиссионных ценных бумаг, предназначенных для квалифицированных инвесторов, — ранее чем через три дня после даты раскрытия или предоставления в соответствии со статьей 23 ФЗ «О рынке ценных бумаг» сообщения о государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг. Раскрытие или предоставление информации о цене размещения эмиссионных ценных бумаг может осуществляться в день начала их размещения.

Запрещается при публичном размещении или обращении выпуска эмиссионных ценных бумаг закладывать преимущество при приобретении ценных бумаг одним потенциальным владельцам перед другими. Настоящее положение не применяется в следующих случаях:

1) при эмиссии государственных ценных бумаг;

2) при предоставлении акционерам акционерных обществ преимущественного права выкупа новой эмиссии ценных бумаг в количестве, пропорциональном числу принадлежащих им акций в момент принятия решения об эмиссии;

3) при введении эмитентом ограничений на приобретение ценных бумаг нерезидентами.

В ст. 25 ФЗ «О рынке ценных бумаг» не позднее 30 дней после завершения размещения эмиссионных ценных бумаг эмитент обязан представить в регистрирующий орган отчет об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг или в случае, предусмотренном пунктом 2 статьи 25 ФЗ «О рынке ценных бумагах», — уведомление об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг.

Эмитент вправе представить в регистрирующий орган уведомление об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг в случае оказания брокером услуг по размещению эмиссионных ценных бумаг путем открытой подписки и осуществления фондовой биржей их листинга, в том числе при размещении дополнительного выпуска ценных бумаг, если листинг ценных бумаг соответствующего выпуска был осуществлен ранее. В случае невключения фондовой биржей размещенных эмиссионных ценных бумаг в котировальный список эмитент обязан в срок, указанный в пункте 1настоящей статьи, представить в регистрирующий орган отчет об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг. Настоящий пункт не распространяется на эмиссию акций и ценных бумаг, конвертируемых в акции, осуществляемую эмитентами, являющимися кредитными организациями.

В отчете об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг должна быть указана следующая информация:

1) даты начала и окончания размещения ценных бумаг;

2) фактическая цена (цены) размещения ценных бумаг;

3) количество размещенных ценных бумаг;

4) доля размещенных и неразмещенных ценных бумаг выпуска;

5) общий объем поступлений за размещенные ценные бумаги, в том числе:

– объем денежных средств в рублях, внесенных в оплату размещенных ценных бумаг;

– объем денежных средств в иностранной валюте, внесенных в оплату размещенных ценных бумаг и выраженных в валюте Российской Федерации по курсу Банка России на момент внесения;

– объем материальных и нематериальных активов, внесенных в качестве платы за размещенные ценные бумаги, выраженных в валюте Российской Федерации;

6) о сделках, признаваемых федеральными законами крупными сделками и сделками, в совершении которых имеется заинтересованность, которые совершены в процессе размещения ценных бумаг.

Для акций в отчете об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг наряду с информацией, предусмотренной пунктом 3 статьи 25 ФЗ «О рынке ценных бумаг», дополнительно указывается список владельцев пакетов эмиссионных ценных бумаг, размер которых определяется федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

Уведомление об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг должно содержать наряду с информацией, указанной в пункте 3  статьи 25 ФЗ ФЗ «О рынке ценных бумаг», следующую информацию:

1) наименование и место нахождения фондовой биржи, на которой осуществлен листинг размещенных эмиссионных ценных бумаг;

2) дату листинга размещенных эмиссионных ценных бумаг.

6. Отчет (уведомление) об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг должен быть утвержден уполномоченным органом эмитента и подписан лицом, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа эмитента, его главным бухгалтером (иным лицом, выполняющим его функции), а уведомление об итогах выпуска (дополнительного выпуска) — также брокером, оказывавшим услуги по размещению эмиссионных ценных бумаг, подтверждающими тем самым достоверность и полноту всей информации, содержащейся в отчете (уведомлении) об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг.

Лица, подписавшие или утвердившие отчет (уведомление) об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг (проголосовавшие за утверждение отчета (уведомления), несут солидарно субсидиарную ответственность за убытки, причиненные эмитентом инвестору и (или) владельцу ценных бумаг вследствие содержащейся в указанном отчете (уведомлении) недостоверной, неполной и (или) вводящей в заблуждение информации, подтвержденной ими. Течение срока исковой давности для возмещения убытков по основаниям, указанным в настоящем пункте, начинается с даты государственной регистрации отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг, а в случае представления уведомления об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг — с даты раскрытия информации, содержащейся в таком уведомлении.

Одновременно с отчетом об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг в регистрирующий орган представляются заявление о его регистрации и документы, подтверждающие соблюдение эмитентом требований законодательства Российской Федерации, определяющих порядок и условия размещения ценных бумаг, утверждения отчета об итогах выпуска ценных бумаг, раскрытия информации, и иных требований, соблюдение которых необходимо при размещении ценных бумаг. Исчерпывающий перечень таких документов определяется нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

Регистрирующий орган рассматривает отчет об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг в двухнедельный срок и при отсутствии связанных с эмиссией ценных бумаг нарушений регистрирует его. Регистрирующий орган отвечает за полноту зарегистрированного им отчета.

В случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, представление эмитентом в регистрирующий орган отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг, а также государственная регистрация отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг не осуществляются.

Приостановление эмиссии ценных бумаг и Признание выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг несостоявшимся или недействительным регулируется ст. 26 ФЗ «О рынке ценных бумаг». Эмиссия ценных бумаг может быть приостановлена на любом этапе процедуры эмиссии до государственной регистрации отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг или представления в регистрирующий орган уведомления об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг при обнаружении регистрирующим органом следующих нарушений:

– нарушение эмитентом в ходе эмиссии требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах;

– обнаружение в документах, на основании которых была осуществлена государственная регистрация выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг, недостоверной или вводящей в заблуждение информации.

Регистрирующий орган вправе приостановить эмиссию ценных бумаг до устранения нарушений. Течение срока размещения эмиссионных ценных бумаг в таком случае приостанавливается до момента возобновления эмиссии. Возобновление эмиссии осуществляется по решению регистрирующего органа.

Порядок приостановления и возобновления эмиссии ценных бумаг определяется нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

Выпуск (дополнительный выпуск) эмиссионных ценных бумаг может быть признан несостоявшимся по решению регистрирующего органа.

Основаниями для признания выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг несостоявшимся являются:

– нарушение эмитентом в ходе эмиссии ценных бумаг требований законодательства Российской Федерации, которое не может быть устранено иначе, чем посредством изъятия из обращения эмиссионных ценных бумаг выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг;

– обнаружение в документах, на основании которых была осуществлена государственная регистрация выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг, недостоверной или вводящей в заблуждение и повлекшей за собой существенное нарушение прав и (или) законных интересов инвесторов или владельцев эмиссионных ценных бумаг эмитента информации;

– непредставление эмитентом в регистрирующий орган отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг или уведомления об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг в установленный настоящим Федеральным законом срок после истечения срока их размещения;

отказ регистрирующего органа в государственной регистрации отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг;

– неразмещение предусмотренной решением о выпуске (дополнительном выпуске) эмиссионных ценных бумаг доли, влекущее за собой признание выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг несостоявшимся;

– неразмещение ни одной эмиссионной ценной бумаги выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг;

– неисполнение эмитентом требований регистрирующего органа об устранении допущенных в ходе эмиссии ценных бумаг нарушений законодательства Российской Федерации.

Выпуск (дополнительный выпуск) эмиссионных ценных бумаг может быть признан не состоявшимся до государственной регистрации отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг или представления в регистрирующий орган уведомления об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг.

Выпуск (дополнительный выпуск) эмиссионных ценных бумаг может быть признан недействительным на основании решения суда по иску регистрирующего органа и органа, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц, а также по иску участника (акционера) эмитента или владельца эмиссионных ценных бумаг эмитента того же вида, категории (типа), что и эмиссионные ценные бумаги выпуска (дополнительного выпуска).

Основаниями для признания выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг недействительным являются:

– нарушение эмитентом в ходе эмиссии ценных бумаг требований законодательства Российской Федерации, которое не может быть устранено иначе, чем посредством изъятия из обращения эмиссионных ценных бумаг выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг;

– обнаружение в документах, на основании которых была осуществлена государственная регистрация выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг или отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг, либо в уведомлении об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг недостоверной или вводящей в заблуждение и повлекшей за собой существенное нарушение прав и (или) законных интересов инвесторов или владельцев эмиссионных ценных бумаг эмитента информации.

Отказ в удовлетворении требования о признании выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг недействительным не лишает лицо права предъявить требование о взыскании с эмитента или иных лиц убытков, причиненных в результате совершения указанных в настоящем пункте нарушений, в том числе предоставления недостоверной или вводящей в заблуждение информации.

С момента государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг и до государственной регистрации отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг или до представления в регистрирующий орган уведомления об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг заявление в суд требований о признании решения о размещении эмиссионных ценных бумаг, решения об утверждении решения о выпуске (дополнительном выпуске) эмиссионных ценных бумаг и иных принятых в связи с осуществлением эмиссии ценных бумаг решений эмитента, решения регистрирующего органа о государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг недействительными возможно только одновременно с заявлением требования о признании соответствующего выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг недействительным.

Таким образом, в зависимости от очередности проведения эмиссию принято делить на первичную и последующие (дополнительные).

Первичная эмиссия имеет место тогда, когда образуется акционерное общество и необходимо сформировать уставный капитал. Порядок проведения первичной эмиссии зависит от того, какой способ учредительства законодательно закреплен в той или иной стране.

Последующие эмиссии преследуют более широкий круг целей, так как они связаны с финансированием инвестиционной деятельности эмитента и расширением его хозяйственной деятельности. К последующим эмиссиям эмитент прибегает тогда, когда недостаточно внутренних накоплений (собственных средств).

В зависимости от формы осуществления эмиссию можно разделить на открытую и закрытую.

Открытую эмиссию чаще называют публичной, так как она предполагает предложение выпускаемых ценных бумаг неограниченному кругу потенциальных инвесторов и публичное объявление о предполагаемой эмиссии, сопровождаемое обязательством о раскрытии информации.

Закрытая эмиссия считается частной, или приватной, так как выпускаемые ценные бумаги предлагаются заранее определенному кругу инвесторов, поэтому при ней не требуется, как правило, принимать на себя обязательства по раскрытию информации.

Выделяют следующие этапы эмиссии ценных бумаг:

I этап. Принятие решения о размещении эмиссионных ценных бумаг. Решение — это специальный документ, который составляет эмитент. Цель этого документа — зафиксировать те имущественные права, которые эмитент закладывает в выпускаемые ценные бумаги;

II этап. Подготовка проспекта эмиссии и  утверждение решения о выпуске (дополнительном выпуске) эмиссионных ценных бумаг.

Проспект ценных бумаг должен содержать:

– краткие сведения о лицах, входящих в состав органов управления эмитента, сведения о банковских счетах, об аудиторе, оценщике и о финансовом консультанте эмитента, а также об иных лицах, подписавших проспект;

– краткие сведения об объеме, о сроках, порядке и об условиях размещения эмиссионных ценных бумаг;

– основную информацию о финансово-экономическом состоянии эмитента и факторах риска;

– подробную информацию об эмитенте;

– сведения о финансово-хозяйственной деятельности эмитента;

– подробные сведения о лицах, входящих в состав органов управления эмитента, органов эмитента по контролю за его финансово-хозяйственной деятельностью, и краткие сведения о сотрудниках (работниках) эмитента;

– сведения об участниках (акционерах) эмитента и о совершенных эмитентом сделках, в совершении которых имелась заинтересованность;

– бухгалтерскую (финансовую) отчетность эмитента и иную финансовую информацию;

В целом, проспект эмиссии включает пять разделов:

А — данные об эмитенте;

Б данные о финансовом положении эмитента;

В — сведения о предыдущих выпусках ценных бумаг;

Г — сведения о размещаемых ценных бумагах;

Д — дополнительная информация.

III этап. Государственную регистрацию выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг;

IV этап. Размещение эмиссионных ценных бумаг;

V этап. Государственную регистрацию отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг или представление в регистрирующий орган уведомления об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг. 

ЗАДАЧА

 

Акционерное общество осуществляет дополнительный выпуск акций номинальной стоимостью 100 тыс. руб. каждая. Инвестор приобрел 10 акций общества, которые должны быть оплачены деньгами, однако он их полностью в течение года не оплатил. Каковые суммы: максимальная, которую общество возвратит акционеру, и минимальная, которая останется в распоряжении общества.

 

Решение

 

Согласно п.1 и п.4 статьи 34 Закона РФ «Об акционерных обществах» денежные средства возврату не подлежат, следовательно «0».

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Об акционерных обществах: Закон РФ от 26.12.1995 в ред. ФЗ от 04.10.2010 № 264-ФЗ // СЗ РФ. 1996. № 1. Ст. 1 .
  2. О рынке ценных бумаг: ФЗ от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ в ред. ФЗ от 07.02.2011 № 8-ФЗ // СЗ РФ. № 17. 1996. Ст. 1918.
  3. Белов В.А. Ценные бумаги в российском гражданском праве. М., 2010.
  4. Диго С.Н. Биржевая деятельность. Программа курса. 6-е изд. М., 2007.
  5. Дегтярева О. И. Биржевое дело: учеб. для вузов/ О. И. Дегтярева.- М.: Юнити, 2009.
  6. Масленников В.В. Биржевое дело: Учеб. пособие. -М.: ИНФРА-М, 2008.
  7. Памбухчиянц О.В. Организация коммерческой деятельности. — М.: Дашков и К, 2007.
  8. Сергеев А. Биржевой товарный рынок — индикатор развития национальной экономики // Рынок ценных бумаг. 2007. № 24.
<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 0.98MB/0.00029 sec

WordPress: 22.86MB | MySQL:120 | 1,555sec