Регулирование цен в электроэнергетике

<

081714 2235 1 Регулирование цен в электроэнергетике Согласно статье 2 ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» № 41-ФЗ от 14 апреля 1995 г. (в ред. Федеральных законов от 11.02.1999 № 33-ФЗ, от 10.01.2003 № 6-ФЗ, от 26.03.2003 № 38-ФЗ, от 07.07.2003 № 125-ФЗ, от 22.08.2004 №122-ФЗ, от 30.12.2004 № 211-ФЗ, от 02.12.2005 № 147-ФЗ, от 26.12.2005 № 184-ФЗ, от 31.12.2005 № 199-ФЗ, от 04.11.2007 № 250-ФЗ) (далее Закон) Государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию (мощность) осуществляется на основе принципов, изложенных в настоящем Федеральном законе, посредством установления экономически обоснованных тарифов (цен, платы за услуги) на электрическую и тепловую энергию и (или) их предельных уровней.

Срок действия установленных тарифов и (или) их предельных уровней не может быть менее одного финансового года, если иное не установлено федеральным законом, решением Правительства Российской Федерации.

Предельные уровни тарифов на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, включая предельные уровни тарифов для населения, устанавливаются Правительством Российской Федерации с выделением предельных уровней для населения ежегодно до внесения проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации и вводятся в действие с начала указанного года в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. Указанные предельные уровни тарифов могут быть установлены Правительством Российской Федерации с календарной разбивкой, разбивкой по категориям потребителей с учетом региональных и иных особенностей.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают тарифы на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в том числе населению, на очередной финансовый год в рамках указанных предельных уровней до принятия закона субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации.

Изменение указанных тарифов в течение финансового года без одновременного внесения Правительством Российской Федерации (органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации) на рассмотрение Государственной Думы (законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации) проекта федерального закона (закона субъекта Российской Федерации) о внесении изменений и дополнений в федеральный закон (закон субъекта Российской Федерации) о федеральном бюджете (бюджете субъекта Российской Федерации) на текущий финансовый год не допускается.

Превышение указанных предельных уровней допускается в порядке, установленном статьей 6 Закона.

В случае превышения размера установленных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации цен (тарифов) на электрическую энергию, поставляемую населению, на услуги субъектов естественных монополий, превышающего установленные Правительством Российской Федерации предельные уровни, дополнительные расходы потребителей, финансируемых из бюджетов соответствующих уровней, и расходы, связанные с выплатой дополнительных субсидий населению, несут консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации.

При регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию органами государственного регулирования учитываются затраты энергоснабжающих организаций, в том числе расходы на обеспечение оборотных средств, исходя из порядка расчетов за электрическую и тепловую энергию.

Оплата электрической и тепловой энергии производится за фактически принятое потребителем количество электрической и тепловой энергии в соответствии с данными учета электрической и тепловой энергии, если иное не предусмотрено федеральным законом, иными нормативными правовыми актами или соглашением сторон.

В случае, если иное не установлено соглашением сторон, оплата электрической энергии производится потребителями до 15-го числа текущего месяца.

Государственное регулирование тарифов может проводиться отдельно в отношении электрической энергии, поставляемой населению в пределах социальной нормы потребления и сверх социальной нормы потребления.

При установлении для отдельных потребителей льготных тарифов на электрическую и тепловую энергию, регулирование которых осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, повышение тарифов на электрическую и тепловую энергию для других потребителей не допускается.

Цели государственного регулирования тарифов определены в статье 3 Закона. Государственное регулирование тарифов осуществляется в целях:

– защиты экономических интересов потребителей от монопольного повышения тарифов;

– создания механизма согласования интересов производителей и потребителей электрической и тепловой энергии;

– формирования конкурентной среды в электроэнергетическом комплексе для повышения эффективности его функционирования и минимизации тарифов;

– создания экономических стимулов, обеспечивающих использование энергосберегающих технологий в производственных процессах;

– обеспечения юридическим лицам — производителям электрической энергии (мощности) независимо от организационно-правовых форм права равного доступа на оптовый рынок.

При государственном регулировании тарифов должны соблюдаться следующие основные принципы, определенные в статье 4 Закона:

обеспечение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической и тепловой энергии на основе доступности указанных видов энергии и с учетом обеспечения экономически обоснованной доходности инвестиционного капитала, вложенного в производство и передачу электрической и тепловой энергии и деятельность по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике;

определение экономической обоснованности планируемых (расчетных) себестоимости и прибыли при расчете и утверждении тарифов;

обеспечение открытости и доступности для потребителей, в том числе для населения, информации о рассмотрении и об утверждении тарифов в соответствии со стандартами раскрытия информации, установленными Правительством Российской Федерации и предусматривающими обязательность опубликования раскрываемой информации в официальных средствах массовой информации, в которых в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации публикуются официальные материалы органов государственной власти;

обеспечение экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и распределение электрической и тепловой энергии;

обеспечение коммерческих организаций в сфере производства, передачи и распределения электрической и тепловой энергии финансовыми средствами на развитие производства, научно-техническое и социальное развитие, в том числе средствами, направляемыми на энергосбережение и обеспечение энергетической, технической и экологической безопасности (включая ядерную и радиационную безопасность) Российской Федерации, осуществляемое путем привлечения заемных средств, частных инвестиций, средств коммерческих организаций (инвестиционных фондов, страховых фондов, фондов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ) и иных средств;

создание условий для привлечения отечественных и иностранных инвестиций;

определение размера средств, направляемых на оплату труда, в соответствии с отраслевыми тарифными соглашениями;

выбор поставщиков энергетического оборудования и подрядных организаций по энергетическому и электросетевому строительству на конкурсной основе;

учет результатов деятельности энергоснабжающих организаций по итогам работы за период действия ранее утвержденных тарифов.

Государственное регулирование цен (тарифов) в электроэнергетике может осуществляться на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности соответствующих организаций на срок не менее чем пять лет (на срок не менее чем три года при установлении впервые указанных цен (тарифов), их предельных уровней) при условии ведения в целях такого регулирования раздельного учета применяемых в указанных видах деятельности активов и использованного для их создания инвестированного капитала.

К долгосрочным параметрам государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике относятся также уровень надежности и качества указанных товаров (услуг), соответствующий долгосрочным инвестиционным программам регулируемых организаций, динамика изменения расходов, связанных с поставками соответствующих товаров (услуг), размер инвестированного капитала, норма доходности, сроки возврата инвестированного капитала и иные параметры.

В целях государственного регулирования тарифов могут применяться долгосрочные параметры такого регулирования, полученные с использованием метода сравнения аналогов и других методов.

Согласно Основам ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии, Утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2004 г. № 109 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 31.12.2004 № 893, от 17.10.2005 № 620, от 11.11.2005 №676, от 07.12.2005 № 738) (далее Основы) регулирование тарифов (цен) осуществляется в соответствии с целями и принципами государственного регулирования, предусмотренными Федеральными законами «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» и «Об электроэнергетике».

Регулирование тарифов (цен) основывается на принципе обязательности раздельного учета организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, объемов продукции (услуг), доходов и расходов по производству, передаче и сбыту энергии в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При установлении тарифов (цен) не допускается повторный учет одних и тех же расходов по указанным видам деятельности.

Организации, осуществляющие регулируемую деятельность, обязаны вести раздельный учет по следующим видам деятельности:

1) производство электрической энергии;

2) производство тепловой энергии;

3) передача электрической энергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети;

4) передача электрической энергии по распределительным сетям;

5) передача тепловой энергии;

6) оказание услуг по организации функционирования и развитию Единой энергетической системы России;

7) организация функционирования торговой системы оптового рынка электрической энергии (мощности);

8) обеспечение системной надежности;

9) технологическое присоединение к электрическим сетям;

10) оперативно-диспетчерское управление в электроэнергетике;

11) сбыт электрической энергии;

12) сбыт тепловой энергии.

При установлении тарифов регулирующие органы принимают меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность.

В случае если по итогам расчетного периода регулирования на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности и иных материалов выявлены необоснованные расходы организаций, осуществляющих регулируемую деятельность за счет поступлений от регулируемой деятельности, регулирующие органы обязаны принять решение об исключении этих расходов из суммы расходов, учитываемых при установлении тарифов на следующий расчетный период регулирования.

Регулирующие органы на основе предварительно согласованных с ними мероприятий по сокращению расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, обязаны в течение 2 лет после окончания срока окупаемости расходов на проведение этих мероприятий сохранять расчетный уровень расходов, учтенных при регулировании тарифов на период, предшествующий сокращению расходов.

Если организация осуществляет кроме регулируемой иные виды деятельности, расходы на их осуществление и полученные от этих видов деятельности доходы (убытки) не учитываются при расчете регулируемых тарифов (цен).

Расходы на содержание социальной инфраструктуры федерального государственного унитарного предприятия «Концерн «Росэнергоатом» и других организаций атомной энергетики — поставщиков электрической энергии на оптовый рынок, учитываются в тарифах в соответствии с порядком, утверждаемым Федеральной службой по тарифам по согласованию с Министерством Российской Федерации по атомной энергии.

Если организации, осуществляющие регулируемую деятельность, в течение расчетного периода регулирования понесли экономически обоснованные расходы, не учтенные при установлении тарифов (цен), в том числе расходы, связанные с объективным и незапланированным ростом цен на продукцию, потребляемую в течение расчетного периода регулирования, эти расходы учитываются регулирующими органами при установлении тарифов (цен) на последующий расчетный период регулирования (включая расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, привлекаемых для покрытия недостатка средств).

Если деятельность организации регулируется более чем одним регулирующим органом, то регулирующие органы обязаны согласовывать устанавливаемые ими размеры необходимой валовой выручки с тем, чтобы суммарный объем необходимой валовой выручки возмещал экономически обоснованные расходы и обеспечивал экономически обоснованную доходность инвестированного капитала этой организации в целом по регулируемой деятельности.

При установлении тарифов (цен) на электрическую энергию (мощность) в регулируемом секторе оптового рынка и на розничном рынке в необходимую валовую выручку не включаются финансовые результаты деятельности (прибыль или убытки) в секторе свободной торговли оптового рынка (за исключением случая, предусмотренного пунктом 49 настоящего документа).

При расчете тарифов (цен) на электрическую энергию (мощность) для производителей, осуществляющих поставку электрической энергии (мощности) одновременно на розничный и оптовый рынки, в необходимую валовую выручку от деятельности на одном из указанных рынков не включаются финансовые результаты деятельности (прибыль или убытки) на другом рынке.

При регулировании тарифов могут устанавливаться:

тарифы (фиксированные размеры тарифов на единицу продукции, работ, услуг);

<

предельные минимальные и (или) максимальные уровни тарифов.

При регулировании тарифов может применяться:

1) метод экономически обоснованных расходов (затрат);

2) метод экономически обоснованной доходности инвестированного капитала;

3) метод индексации тарифов.

При использовании метода экономически обоснованных расходов (затрат) тарифы рассчитываются на основе размера необходимой валовой выручки организации, осуществляющей регулируемую деятельность, от реализации каждого вида продукции (услуг) и расчетного объема производства соответствующего вида продукции (услуг) за расчетный период регулирования.

Расчетный годовой объем производства продукции и (или) оказываемых услуг определяется исходя из формируемого Федеральной службой по тарифам сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации.

Сводный баланс формируется Федеральной службой по тарифам с поквартальной и помесячной разбивкой на основе принципа минимизации суммарной стоимости электрической энергии (мощности), поставляемой потребителям, при участии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, организации, оказывающей услуги по организации функционирования и развитию Единой энергетической системы России, администратора торговой системы и системного оператора оптового рынка электрической энергии.

Порядок формирования сводного баланса, а также внесения в него изменений и уточнений определяется Федеральной службой по тарифам.

Особенности расчета и установления тарифов на услуги, оказываемые организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, определяются в соответствии с разделом VI Основ.

Определение состава расходов, включаемых в необходимую валовую выручку, и оценка их экономической обоснованности производятся в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.

В необходимую валовую выручку включаются планируемые на расчетный период регулирования расходы, уменьшающие налоговую базу налога на прибыль организаций (расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг), и внереализационные расходы), и расходы, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль (относимые на прибыль после налогообложения).

Расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включают следующие группы расходов:

1) на топливо;

2) на покупаемую электрическую и тепловую энергию;

3) на оплату услуг, оказываемых организациями, осуществляющими регулируемую деятельность;

4) на сырье и материалы;

5) на ремонт основных средств;

6) на оплату труда и отчисления на социальные нужды;

7) на амортизацию основных средств и нематериальных активов;

8) прочие расходы.

Расходы, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль (относимые на прибыль после налогообложения), включают в себя следующие основные группы расходов:

1) капитальные вложения (инвестиции) на расширенное воспроизводство;

2) выплата дивидендов и других доходов из прибыли после уплаты налогов;

3) взносы в уставные (складочные) капиталы организаций;

4) прочие экономически обоснованные расходы, относимые на прибыль после налогообложения, включая затраты организаций на предоставление работникам льгот, гарантий и компенсаций в соответствии с отраслевыми тарифными соглашениями.

В необходимую валовую выручку включается сумма налога на прибыль организаций.

Расходы на топливо, включаемые в необходимую валовую выручку, определяются на основе:

1) нормативов удельного расхода топлива (за исключением ядерного), дифференцированных по типам генерирующего оборудования и видам топлива, на производство 1 киловатт-часа электрической энергии и 1 гигакалории тепловой энергии, утверждаемых Министерством энергетики Российской Федерации по согласованию с Федеральной службой по тарифам;

2) цен на топливо, определяемых в соответствии с пунктом 36 настоящего документа;

3) определяемой в установленном порядке потребности в ядерном топливе энергоблоков атомных электростанций, включая создание на них страхового запаса ядерного топлива;

4) расчетных объемов потребления топлива (за исключением ядерного) с учетом структуры его использования, сложившейся за последние 3 года;

5) нормативов создания запасов топлива (за исключением ядерного), рассчитываемых в соответствии с методикой, утверждаемой Министерством энергетики Российской Федерации по согласованию с Федеральной службой по тарифам.

Расходы на покупаемую электрическую энергию определяются в соответствии с пунктом 36 Основ.

В отдельную группу выделяются расходы на оплату услуг организаций, осуществляющих регулируемую деятельность. Расходы на оплату указанных услуг определяются на основе тарифов, установленных регулирующими органами, и объема оказываемых в расчетном периоде регулирования услуг в соответствии с положениями раздела VI Основ.

Расходы на приобретение сырья и материалов, используемых для производственных и хозяйственных нужд, рассчитываются на основании цен, определяемых в соответствии с пунктом 36 Основ и нормативами расходов, которые утверждаются соответственно Министерством энергетики Российской Федерации и Министерством Российской Федерации по атомной энергии.

При определении расходов на проведение ремонтных работ учитываются:

1) нормативы расходов (с учетом их индексации) на ремонт основных средств, утверждаемые соответственно Министерством энергетики Российской Федерации и Министерством Российской Федерации по атомной энергии по согласованию с Федеральной службой по тарифам;

2) цены, указанные в пункте 36 Основ;

3) программы проведения ремонтных работ, обеспечивающих надежное и безопасное функционирование производственно-технических объектов и предотвращение аварийных ситуаций, утвержденные в установленном порядке.

При определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют размер фонда оплаты труда в соответствии с отраслевыми тарифными соглашениями, заключенными соответствующими организациями, и фактическим объемом фонда оплаты труда в последнем расчетном периоде регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.

Сумма амортизации основных средств для расчета тарифов определяется в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета. При расчете налога на прибыль организаций сумма амортизации основных средств определяется в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

В состав прочих расходов, которые учитываются в необходимой валовой выручке, включаются:

1) расходы на оплату работ и услуг производственного характера, выполняемых по договорам с организациями на проведение регламентных работ (определяются в соответствии с пунктом 36 настоящего документа);

2) расходы на оплату работ и услуг непроизводственного характера, выполняемых по договорам с организациями, включая расходы на оплату услуг связи, вневедомственной охраны, коммунальных услуг, юридических, информационных, аудиторских и консультационных услуг и др. (определяются в соответствии с пунктом 36 Основ);

3) отчисления на формирование резервов, предназначенных для обеспечения безопасности атомных электростанций на всех стадиях их жизненного цикла и развития, определяемые в установленном порядке;

4) плата за предельно допустимые выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в окружающую природную среду;

5) плата за аренду имущества;

6) расходы на служебные командировки, включая оформление виз и сборов;

7) расходы на обучение персонала;

8) расходы на страхование;

9) отчисления на проведение мероприятий по надзору и контролю, производимые энергоснабжающими организациями по утверждаемым в установленном порядке нормативам;

9.1) расходы на обеспечение безопасности электрических станций, электрических сетей и других объектов электроэнергетики, согласованные с соответствующим регулирующим органом;

10) другие расходы, связанные с производством и (или) реализацией продукции, определяемые в порядке, устанавливаемом Федеральной службой по тарифам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.
Задача

    

Определите свободную отпускную цену на импортный товар, закупаемый за счет собственных валютных средств, и сумму всех таможенных платежей. Известно:

1. Таможенная стоимость – 30 долларов США

2. Курсовая стоимость 1 долл. – 30 руб.

3. Таможенная пошлина – 20 %

4. Таможенный сбор – 0,15 %

5. Накладные расходы (с НДС) – 150 руб.

6. Прибыль импортера — 500 руб.

7. НДС — 18%

Решение

Расчеты ведем в таблице.

№ п/п

Элементы цены

Ставка налога

Расчет

Сумма в руб.

1

Таможенная стоимость

   

30 $

2

Курсовая стоимость 1 долл.

   

30

3

Таможенная стоимость, пересчитанная в рубли по курсу ЦБ РФ на дату принятия грузовой таможенной декларации

 

30*30

900

4

Таможенная пошлина

20%

900*20%/100

180

5

Таможенный сбор

0,15%

900*0,15/100

1,35

6

Накладные расходы (с НДС)

   

150

7

Накладные расходы за вычетом НДС, который не включается в стоимость цены

18%

150*100/118

127,12

8

Расчетная цена без НДС

 

(3) +(4)+(5)+(7)

1208,47

9

НДС, установленный к расчетной цене

 

((8)-(3)-(4)-(5))*18%/100%

22,88

10

Розничная цена с НДС

 

(8)+(9)

1231,35

11

Свободная отпускная цена без НДС, учитывается расчетная цена без НДС, качество, потребительские свойства товара, конъюнктура

   

1731,35

12

Прибыль, остающаяся у предприятия, и облагаемая налогом на прибыль

 

(11)-(10)

500

13.

НДС, установленный к свободной отпускной цене

 

((12)-(3)-(4)-(5))*18%/100%

117,0

14

Свободная отпускная цена с НДС

 

(11)+(13)

1848,35

3. Задача

 

Имеются следующие данные:

— количество выпускаемых изделий – 18000шт.

— сумма постоянных издержек – 250,0 тыс. руб.

— переменные издержки на единицу продукции – 31,15 руб.

Определите минимальную цену для безубыточности фирмы.

 

Решение

 

Определим величину переменных издержек на весь объем выпускаемых изделий:

Зперем = З1 * V = 31,15 * 18000 = 560700 руб.

где З1 – величина затрат на единицу изделия, руб.;

V – количество выпускаемых изделий;

Зперем – совокупная величина затрат на весь объем реализации.

Полная себестоимость всего выпуска продукции в денежном выражении составит:

С = Зпост + Зперем = 250000 + 560700 = 810700 руб.

где Зпост – величина постоянных затрат, тыс. руб.;

С – полная величина всего выпуска продукции, тыс. руб.

Определим минимальную цену реализации продукции для безубыточности фирмы:

Цбезуб. = С / V = 810700 /18000 = 45,04 руб.

Таким образом, производство и реализация продукция будет безубыточной при минимальной цене реализации равно 45,04 руб. за единицу изделия.

 

 

 

4. Тест

 

Расчетная цена участников внешнеторговой сделки – это:

а) цена, по которой участник сделки желал бы продать (купить) товар

б) нижний порог цены для участника сделки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» № 41-ФЗ от 14 апреля 1995 г. (в ред. Федеральных законов от 11.02.1999 № 33-ФЗ, от 10.01.2003 № 6-ФЗ, от 26.03.2003 № 38-ФЗ, от 07.07.2003 № 125-ФЗ, от 22.08.2004 №122-ФЗ, от 30.12.2004 № 211-ФЗ, от 02.12.2005 № 147-ФЗ, от 26.12.2005 № 184-ФЗ, от 31.12.2005 № 199-ФЗ, от 04.11.2007 № 250-ФЗ)//КонсультантПлюс.
  2. Основы ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии, Утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2004 г. № 109 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 31.12.2004 № 893, от 17.10.2005 № 620, от 11.11.2005 №676, от 07.12.2005 № 738) // КонсультантПлюс.
  3. Баздикин А.С. Цены и ценообразование. Учебное пособие. – М.: Юрайт, 2004.
  4. Горина Г.А. Ценообразование. Учебное пособие. 1 часть. М.: РГТЭУ, 2002.
  5. Горина Г.А. Ценообразование. Учебное пособие. 2 часть. М.: РГТЭУ, 2004.
  6. Липсиц И.В. Ценообразование. Управление ценообразованием в организации. Учебник. М.: Экономистъ, 2004.
  7. Цены и ценообразование /Под ред. Есипова В.Е.). Учебник. – СПб.: Издательский дом «Питер», 2009.
  8. Слепов В.А., Николаева Т.Е. Ценообразование. Учебное пособие. –М.: Издательство ФПК Пресс, 2006.
  9. Сальников В.П. Ценообразование. Учебное пособие. – СПб: Лексикон., 2006.
  10. Салимжанов И.К. Цены и ценообразование: Учебник. – М.: ТК ВЕЛБИ, изд. Проспект, 2008.
  11. Шуляк П.Н. Ценообразование. Учебно-практическое пособие. — 8-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К»,2007.
<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 0.97MB/0.00049 sec

WordPress: 22.91MB | MySQL:124 | 1,695sec