СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ ЦЕНЫ

<

081714 2204 1 СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ ЦЕНЫПеред всеми коммерческими и многими некоммерческими организациями в качестве одной из основных встает проблема определения цены на свои товары и услуги. В условиях рынка ценообразование представляет весьма сложный процесс и подвержено влиянию множества факторов.

Выбор общего направления ценообразования, главных подходов к определению цен на новые и уже выпускаемые изделия, оказываемые услуги с целью увеличения объемов реализации, товарооборота, повышения производства и укрепления рыночных позиций предприятия обеспечивается на основе маркетинга. Цены и ценовая политика выступают одной из главных составляющих маркетинга фирмы. Цены находятся в тесной зависимости от других сторон деятельности компании, от уровня цен во многом зависят достигаемые коммерческие результаты. Неверная или правильная ценовая политика оказывает многоплановое воздействие на все функционирование фирмы.

Суть целенаправленной ценовой политики заключается в том, чтобы устанавливать на товары такие цены, так варьировать ими в зависимости от ситуации на рынке, чтобы овладеть его максимально возможной долей, добиться запланированного объема прибыли, и успешно решать все стратегические и тактические задачи.

Исторически цены устанавливали продавцы и покупатели в хода переговоров друг с другом. Продавцы, как правило, запрашивали цену выше той, которую намеревалась подучить, а покупатели — ниже той, которую рассчитывали заплатить. В конце концов, они сходились на взаимоприемлемой цене. Единые цены получили распространение только в конце XIX в. благодаря возникновению крупных предприятий розничной торговли, которые предлагали большое разнообразие товаров и располагали целым штатом наемных работников.

Механизм цен, ценообразование, ценовая политика — очень сложный и тонкий инструмент рынка, в действии которого разобраться весьма непросто.

Можно выделить три основных теоретических подхода к концепции ценообразования:

  1. Классический. Это наиболее известная затратная теория цены (Смит, Рикардо, Маркс и др.). Стоимость товара представляет овеществленный в нем труд товаропроизводителей, т.е. стоимость товаре определяется количеством труда, необходимого для производства товара. Рыночная цена в данном случае формируется из средних затрат производителей, выпускающих данный товар. Количество содержащегося в товаре труда определяет потребительскую ценность товара, а процесс обмена трансформирует потребительскую стоимость в меновую. Недостатком этой модели является явная недооценка значения рыночного спроса.
  2. Теория предельной полезности (Вальрас, Паретто, Джевонс, Самуэльсон и др.). Базой для определения цены при таком подходе являются не затраты труда на производство товара, а его предельная полезность для покупателя. Основной трудностью здесь становится количественное измерение полезности, методы ее учета.

    3. Теория спроса и предложения (Маршалл, Кларк, Пигу и др.). Основой этой теории послужили разработки Маршалла применительно к условиям свободной конкуренция. Он рассматривал спрос и предложение как равнозначные ценообразующие факторы. Ценовое решение, не соответствующее спросу, ведет к серьезным изменениям хозяйственной деятельности предприятия. Кроме того данный подход ориентирует участников рынка на оптимизацию принимаемых ценовых решений, что связано с оценкой альтернативных затрат в связи с изменениями спроса.

    Цена – сложная экономическая категория. В ней сфокусированы практически все основные экономические отношения в обществе. Прежде всего, это относится к производству и реализации товаров, формированию их стоимости, а также к созданию, распределению и использованию денежных накоплений. Цена опосредует все товарно-денежные отношения.

    Цена – денежное выражение стоимости товара.

    Ценообразование – процесс формирования цен на товары и услуги.

    Экономическая сущность цены проявляется в выполняемых ею функциях. Функции цены тесно связаны с действием объективных экономических законов, поскольку последние, в конечном счете, и определяют роль цены в хозяйственной жизни.

    Функция цены – совокупность общих свойств, которые объективно присущи как экономической категории.

    Выделяют 5 основных функций цены:

    1. Учетно-измерительная функция определяется сущностью цены как денежного выражения стоимости и реализуется посредством измерения затрат общественного труда. Она дает возможность выявить, сколько затрачено труда, сырья, материалов, комплектующих изделий на производство и реализацию товаров.

    2. Перераспределительная функция реализуется посредством распределения и перераспределения НД через акцизы, НДС и т.п. между: отраслями; видами товаров; регионами; населением. Поэтому цены одних товаров формируются ниже стоимости, а других выше стоимости.

  3. Стимулирующая функция. Цена стимулирует производителя через уровень заключенной в ней прибыли. В результате цены способствуют или препятствуют росту выпуска и потребления разных товаров. Стимулирование обеспечивается путем варьирования уровнем прибыли в цене, надбавками, скидками с цены и т.п.
  4. Балансирующая функция (сбалансирования спроса и предложения). Именно через цену осуществляется связь производства и потребления, предложения и спроса. При появлении диспропорций в хозяйстве равновесие может быть достигнуто или изменением объема производства, или посредством изменения цены. Балансирующая функция выступает основным фактором регулирования предложения товаров.

    5. Функция размещения производства действует совместно с перераспределительной функцией, способствуя переливу капиталов в те сферы хозяйства, в которых имеется повышенный спрос на конкретные товары, и характерна высокая норма прибыли.

    <

    Учетная функция цены зачастую вступает в противоречие со всеми прочими функциями, так как в рыночных условиях цены часто существенно отклоняются от издержек производства и реализации.

    В зависимости от порядка установления цены делятся на регулируемые, свободные и мировые.

    Воздействие государства на процессы ценообразования является одним из важных и систематически применяемых методов экономической политики развитых стран. Различают методы прямого и косвенного регулирования.

    Методы прямого регулирования цен:

    1) административное установление цен;

    2) «замораживание» цен;

  5. установление предельного уровня цен;
  6. регламентация уровня рентабельности,
  7. установление нормативов для определения цен;
  8. декларирование цен и т.д.;

    Методы косвенного регулирования цен:

  9. налогообложение;
  10. регулирование денежного обращения;
  11. индексация заработной платы,
  12. кредитная политика;
  13. регулирование государственных расходов,
  14. установление норм амортизации и др.

    Свободные (договорные) цены устанавливаются по согласию сторон на основе спроса и предложения

    Мировые цены применяются в международной торговле и устанавливаются на время коммерческих сделок (чаще всего на основе биржевых торгов).

    Далее выделяют
    цены на материальную продукцию и на услуги.

    Цены на материальную продукцию, в зависимости от того, какой оборот совершает продукция, бывают закупочные, оптовые, отпускные и розничные.

    Закупочные цены устанавливают на сельскохозяйственную продукцию;

    Оптовые – на продукцию, продаваемую крупными партиями;

    Отпускные – цена производителя или цена, устанавливаемая заготовительными организациями;

    Розничные – устанавливаются на товары народного потребления и на некоторые виды продукции производственно-технического назначения, реализуемые населению.

    Цены на услуги называют тарифами, которые подразделяются на транспортные, бытовые и коммунальные.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    2. ЗАДАЧА

     

    Известны следующие данные:

    1 Себестоимость пачки сигарет – 17 руб.;

    2 Рентабельность в процентах к се6бестоимости – 30%;

    3 Ставка акциза – 280 руб за 1000 штук + 7% расчетной стоимости, исчисляемой из максимальной розничной цены, но не менее 360 руб за 1000 штук;

    4 Ставка НДС – 18%

    5 Максимальная розничная цена – 43 руб.

    Определить: 1) сумму акциза; 2) налоговую базу НДС; 3) сумму НДС, включаемую в отпускную цену; 4) отпускную цену; 5) сумму НДС, подлежащую взносу в бюджет.

     

    Решение

    Рассчитаем сумму акциза на 1 пачку, вначале рассчитав 7% расчетной стоимости, исчисляемой исходя из максимальной розничной цены:

    7% * 43 : 100% = 3,01 руб. за пачку или 3010 руб за 1000 пачек.

    Следовательно, сумма акциза равна:

    3,01 + 280 : 1000 = 3,29 руб за пачку.

    Определим прибыль на основании рентабельности в процентах к себестоимости:

    17 *30% : 100% = 5,10 руб.

    Налоговая база НДС составит:

    17 + 5,1 = 22,1 руб.

    Определим величину НДС, включаемую в отпускную ценную товара:

    (17 + 5,1) *18 % : 100% = 3,98 руб.

    Определим свободную отпускную цену пачки сигарет:

    Ц = 17 + 5,1 + 3,29 + 3,98 = 29,37 руб.

    В себестоимости пачки сигарет включено НДС материалов в размере:

    17*18% : 118 % = 2,59 руб.

    Следовательно, в бюджет должна быть зачислена следующая сумма НДС:

    3,98 – 2,59 = 1,39 руб.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    3. ЗАДАЧА

     

    Имеются следующие данные:

    — количество выпускаемых изделий – 26300шт.

    — сумма постоянных издержек – 250,0 тыс. руб.

    — переменные издержки на единицу продукции – 31,15 руб.

    Определите минимальную цену для безубыточности фирмы и коэффициент маржинальной прибыли.

     

    Решение

    Рассчитаем величину переменных затрат на весь объем выпускаемых изделий:

    26300 * 31,15 = 819245 руб.

    Общая величина затрат составляет:

    819245 +250000 = 1069245 руб.

    Производственная деятельность фирмы будет безубыточна, когда сумма ее доходов будет покрывать понесенные затраты, в данном случае равны 1069245 руб. Отсюда, минимальная цена безубыточности фирмы составит:

    Цмин = 1069245 : 26300 = 40,65570324 ≈ 40,67 руб.

    Каждый рубль роста цены продукции будет увеличивать величину прибыли на 26300 руб.

    Маржинальная прибыль составит:

    1069245 – 819245 = 250000 руб.

    Рассчитаем коэффициент маржинальной прибыли:

    К = 250000 : 1069245 = 0,2338 или 23,38%.

     

     

     

     

     

    4. ТЕСТ

     

    Полная себестоимость отличается от производственной себестоимости:

    а) на величину коммерческих расходов – верный ответ

    б) на величину прибыли предприятия-производителя

    в) на величину расходов на оплату труда.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

     

  15. Баздикин А.С. Цены и ценообразование. Учебное пособие. – М.: Юрайт, 2009.
  16. Липсиц И.В. Ценообразование. Управление ценообразованием в организации. Учебник. – М.: Экономистъ, 2010.
  17. Сальников В.П. Ценообразование. Учебное пособие. СПб: Лексикон., 2009.
  18. Салимжанов И.К. Цены и ценообразование: Учебник. М.: ТК ВЕЛБИ, изд. Проспект, 2008.
  19. Слепов В.А., Николаева Т.Е. Ценообразование. Учебное пособие. М.: Издательство ФПК Пресс, 2009.
  20. Цены и ценообразование / Под редакцией Есипова В.Е. Учебник. СПб.: Издательский дом «Питер», 2010.
  21. Шуляк П.Н. Ценообразование. Учебно-практическое пособие. — 6-е изд., перераб. и доп. –М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2008.

     

     

     

     


     

<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 0.92MB/0.00109 sec

WordPress: 22.19MB | MySQL:120 | 1,632sec